Научная статья на тему 'Системно-деятельностный подход как методологическая основа повышения квалификации педагогов'

Системно-деятельностный подход как методологическая основа повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1717
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ЦЕЛЬ / ЗАДАЧА / ДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАЦИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чипышева Людмила Николаевна

Системно-деятельностный подход является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов и, следовательно, обязателен для реализации всеми педагогическими работниками. Несмотря на существующие требования, говорить об окончательном переходе на новую образовательную парадигму еще рано. Для этого необходимо решить ряд проблем. Во-первых, должны быть созданы качественные методические материалы, позволяющие учителю понять, как реализовать теоретические положения системно-деятельностного подхода в практической деятельности. Во-вторых, должно произойти изменение личностной позиции педагога, который осознавать и принимать необходимость обучения в течение всей жизни и уметь самостоятельно выстраивать траекторию своего профессионального развития. Решение данных проблем возможно при условии реализации системно-деятельностного подхода в системе повышения квалификации, мотивирующего педагога на систематический анализ своей деятельности и выстраивания на этой основе программ профессионального саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чипышева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System-activity approach as a methodological basis for teacher advanced training

System-activity approach is the methodological basis of the Russian Federal State Educational Standards and required for the implementation of all the teaching staff. Despite the requirement it is still too early speak about the final transition to a new educational paradigm. So we must solve a series of problems for this. In the first place, quality instructional materials that allow the teacher to understand how to implement the theoretical principles of system-activity approach in practice should be established. In the second place, there should be a change personal position of the teacher, who understand and accept the need for learning throughout life and be able to build their own path of professional development. The solution of these problems is possible if the implementation of system-activity approach in the system of advanced training, motivating teacher to a systematic analysis of its operations and building on this basis, professional self-development programs.

Текст научной работы на тему «Системно-деятельностный подход как методологическая основа повышения квалификации педагогов»

УДК 378.091.398

Системно-деятельностный подход

как методологическая основа повышения квалификации педагогов

Л. Н. Чипышева

System-activity approach as a methodological basis for teacher advanced training

L. N. Chipysheva

Аннотация. Системно-деятельностный подход является методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов и, следовательно, обязателен для реализации всеми педагогическими работниками. Несмотря на существующие требования, говорить об окончательном переходе на новую образовательную парадигму еще рано. Для этого необходимо решить ряд проблем. Во-первых, должны быть созданы качественные методические материалы, позволяющие учителю понять, как реализовать теоретические положения системно-деятельностного подхода в практической деятельности. Во-вторых, должно произойти изменение личностной позиции педагога, который осознавать и принимать необходимость обучения в течение всей жизни и уметь самостоятельно выстраивать траекторию своего профессионального развития. Решение данных проблем возможно при условии реализации системно-деятель-ностного подхода в системе повышения квалификации, мотивирующего педагога на систематический анализ своей деятельности и выстраивания на этой основе программ профессионального саморазвития.

Abstract. System-activity approach is the methodological basis of the Russian Federal State Educational Standards and required for the implementation of all the teaching staff. Despite the requirement it is still too early speak about the final transition to a new educational paradigm. So we must solve a series ofproblems for this. In the first place, quality instructional materials that allow the teacher to understand how to implement the theoretical principles of sys-

tem-activity approach in practice should be established. In the second place, there should be a change personal position of the teacher, who understand and accept the need for learning throughout life and be able to build their own path of professional development. The solution of these problems is possible if the implementation of system-activity approach in the system of advanced training, motivating teacher to a systematic analysis of its operations and building on this basis, professional self-development programs.

Ключевые слова: деятельность, мотив, цель, задача, действие, операция, системно-деятель-ностный подход, профессиональный стандарт педагога, основная образовательная программа, формальное и неформальное повышение квалификации.

Keywords: activity, motive, purpose, task, action, operation, system-activity approach, professional teacher standard, basic educational program, formal and informal training.

Современный этап развития образования достаточно сложен: произошли значительные изменения в нормативной базе; определен методологический подход к организации учебной деятельности, требующий изменения позиции учителя; расширены функции оценочных материалов, которые определяют уровень достижения не только предметных планируемых результатов, но и личностных и метапредметных; проводится подготовительная работа по введению профессиональных стандартов.

Сегодня большинство педагогов понимают, что изменившийся мир, переход к информационному обществу, появление большого количе-

ства детей с особыми образовательными потребностями, требуют от нас пересмотра всей деятельности, чтобы образование в новых условиях оставалось развивающим, а не превратилось в образование тормозящее развитие детей.

Однако это понимание и принятие очень часто соединяются с уверенностью, что изменить ничего не получится. Такие суждения от педагогов и руководителей можно услышать во время проведения семинаров и курсов повышения квалификации. Наряду с этим существует и другая более категоричная точка зрения -«раньше было значительно лучше, дети много знали, а сейчас они ленивы и не желают учиться, при этом родители учителей не поддерживают, предъявляют слишком много требований, а сами делать ничего не хотят». Но следует отметить и нарастание положительной тенденции - увеличивается количество руководителей и педагогов, которые ставят перед собой сложную задачу - найти механизмы реализации ФГОС общего образования, освоить и применять системно-деятельностный подход в ежедневной образовательной деятельности.

Эффективная система повышения квалификации должна учитывать существование всех трех мнений, чтобы дифференцированно подойти к работе с каждой группой педагогов.

Проанализируем высказанные суждения, чтобы определить, какими противоречиями они вызваны. Несмотря на то, что мнения различны, можно выделить одно главное противоречие, обусловившее их появление. Это противоречие между высоким уровнем требований, зафиксированным в нормативных документах, и недостаточным качеством многих методических разработок, которые предназначены для реализации заявленных теоретических положений в практической деятельности учителя. Чтобы разобраться, каким образом возникло данное противоречие, проанализируем перечисленные мнения педагогов.

Сначала рассмотрим положительное отношение к введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Руководители общеобразовательных организаций при внесении изменений в основные образовательные программы особое внимание уделяют их «реализуемости» в образовательной деятельности. Смещение акцента на практическую значимость основных образовательных программ

связано с тем, что большинство экспертов и руководителей образовательных организаций, проводящих анализ основных образовательных программ и отмечая их структурное соответствие нормативным требованиям, недостаточно высоко оценивают уровень их практической значимости для педагогов. Обоснованность данного мнения подтверждают наблюдения в ходе курсовой подготовки: вопросы по содержанию основных образовательных программ (ООП) образовательных организаций вызывают затруднения у большинства слушателей.

На наш взгляд, проблема заключается в том, что при проектировании ООП основное внимание было уделено целевому и организационному разделам. На первом этапе такой подход себя оправдывал, так как нужно было определить стратегические цели (пояснительная записка), познакомить педагогов с новыми образовательными результатами (планируемые результаты освоения ООП), определить способы оценивания трех групп результатов (система оценки достижения планируемых результатов ООП), создать условия для достижения новых образовательных результатов (учебный план, план внеурочной деятельности, система условий). Однако при этом подходе не было учтено, что целевой и организационный разделы отражают далеко не все механизмы реализации ООП, значительная часть таких механизмов должна быть представлена в содержательном разделе. При этом не столько в рабочих программах, которые носят наиболее традиционный характер, сколько в программах развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации и коррекционной работы.

Если сопоставить структуру ООП общеобразовательной организации со структурой деятельности, то можно выявить причины возникших проблем (табл. 1). При выборе компонентов деятельности мы объединили два подхода А. Н. Леонтьева [1] и Д. Б. Эльконина [2].

В таблице курсивом выделены разделы, которым в процессе проектирования было уделено больше внимания, без выделения приведены разделы, которые, по нашим наблюдениям, требуют доработки и совершенствования.

Например, в программе формирования/развития универсальных учебных действий описание типовых задач должно содержать систему конкретных способов работы с учащимися

осаА"Кт,.

А

ЧИППКРО

Таблица 1

Основная образовательная программа общеобразовательной организации как алгоритм профессиональной деятельности

Структурные компоненты деятельности (по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину) Разделы основной образовательной программы, определяющие содержание деятельности

Мотив - причина, побуждающая к деятельности Целевой раздел - пояснительная записка

Цель - это образ желаемого результата, то есть того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия Целевой раздел - планируемые результаты Организационный раздел - система условий, включающая дорожную карту

Задача - цель, данная в определенных условиях Содержательный раздел - все программы

Действие - это процесс, подчиненный сознательной цели Содержательный раздел - все программы

Операция - способ осуществления действия в определенных условиях Содержательный раздел - все программы

Контроль - сопоставление воспроизведенного действия с образцом через его образ Целевой раздел - система оценки, в части текущего контроля

Оценка - степень усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте Целевой раздел - система оценки, а также внутренняя система оценки качества образования

(методы развивающего обучения, современные образовательные технологии и т. п.), которая определяет деятельность всего коллектива, реализующего основную образовательную программу, и такая слаженная работа обеспечивает учащимся достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Однако по наблюдениям экспертов в ООП сегодня представлены либо повторный перечень планируемых результатов из целевого раздела, либо отдельные задания из учебников, которые не раскрывают систему работы по формированию универсальных учебных действий. Отсутствие конкретики при описании необходимых умений педагога служит мощным демотиватором, потому что на взаимосвязь структурных компонентов деятельности указывал еще А. Н. Леонтьев: «В связи с выделением понятия действия как важнейшей „образующей» человеческой деятельности (ее момента) нужно принять во внимание, что сколько-нибудь развернутая деятельность предполагает достижение ряда конкретных целей, из числа которых некоторые связаны между собой жесткой последовательностью. Иначе говоря, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом случай, характерный для более высоких ступеней развития, состоит в том, что роль общей цели выполняет осоз-

нанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив - цель» [1, с. 77].

Таким образом, при формальном проектировании основной образовательной программы, в которое не были включены все педагоги, общая цель не переходит в конкретные личностные цели и действия учителей. Следовательно опасения руководителей и экспертов по поводу реализуемости существующих программ правомерны, а значит, для достижения целей недостаточно найти новые способы их проверки и оценки, важно определить способы их достижения.

Отрицательные суждения об инновациях также подтверждают это утверждение, первое суждение о необходимости изменений, но недостижимости их в реальной практике, показывает, что педагоги были включены в изучение новых требований, но невнимание к практической деятельности, мешает им осознать достижимость поставленных целей. Суждение «раньше было лучше», появляется в том случае, если человек, слушая об изменении методологического подхода, не видит новых способов действий, и у человека создается иллюзия, что ничего не меняется, просто «другими словами называть стали». Вторая причина появления таких суждений может свидетельствовать о правильном использовании оценочных процедур, при неверном подходе к анализу результатов. Выявленные проблемы должны сопровождаться совместным поиском способов их реше-

ния, а не административным «кнутом», который может вызвать раздражение, и, как следствие, спровоцирует появление мнения «раньше знали, что требовать, а теперь сами не понимают, чего хотят, а дети и родители становятся все хуже». Итак, проблема, стоящая перед нами на следующем этапе модернизации образования, глобальна. Но выявление проблемы, если вернуться к теории деятельности, это половина решения. Главное осознавать комплексность, происходящих изменений.

Сегодня необходимость внесения изменений в основные образовательные программы образовательных организаций целесообразно объединить с подготовкой к введению в действие профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,

начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).

В таблице 2 приведен сопоставительный анализ программ содержательного раздела ООП общеобразовательной организации и профессионального стандарта педагога [4].

В таблице показано, что введение профессионального стандарта и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования процессы взаимосвязанные. При этом цели стандартов соотносятся и с целевыми индикаторами и показателями Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы:

Таблица 2

Структура ООП и профессиональный стандарт педагога

Содержательный раздел ООП Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

трудовые действия необходимые умения необходимые знания

Программа развития УУД Формирование универсальных учебных действий. Формирование мотивации к обучению Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению. Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Основные принципы дея-тельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий. Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Программы отдельных учебных предметов курсов Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы Планирование и проведение учебных занятий Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке

Программа воспитания и социализации Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, тру- Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индиви- Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельно-стного подхода, виды и приемы современных пе-

Содержательный раздел ООП Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

трудовые действия необходимые умения необходимые знания

довой, спортивной, художественной и т. д.) Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности дуальных особенностей. Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их дагогических технологий. Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Программа коррекционной работы Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Разрабатывать и реали-зовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью. Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

- «доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей;

- доля региональных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, показавших низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве региональных систем общего образования» [5, с. 3].

Как сделать, чтобы требования нормативных документов были реализованы на практике?

За время введения ФГОС общего образования разработаны управленческие механизмы

его реализации, но сегодня от нас требуется наполнение этих механизмов содержанием, и акцент должен быть поставлен на методической помощи учителю. В этом мы согласны с мнением Е. А. Ямбурга, подчеркивающего, что нам необходим «методический шлейф»: «Важно, чтобы учителя усвоили не букву, а дух заявленных подходов, выраженный в конкретных технологиях и методиках, помогающих работать с усложнившимся контингентом детей. Профессиональный стандарт - это набор требований к педагогу, обусловленных реальными потребностями системы. Однако, предъявляя требования, необходимо обеспечить педагога руководствами, образно говоря, «методическим шлейфом». Да, его еще только предстоит создать в ближайшие годы. Без этой кропотливой прикладной методической работы профессио-

нальный стандарт превратится в очередной маниловский проект, наполненный прекраснодушными пожеланиями, которые так и останутся на бумаге» [5, с. 26-27].

Как включить педагогов в процесс освоения системно-деятельностного подхода, апробацию технологий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов, рефлексию профессиональной деятельности?

На наш взгляд, эффективным способом может стать реализация системно-деятельност-ного подхода в системе повышения квалификации, с целью демонстрации его существенных преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Но нужно отметить, что этот путь достаточно труден, так как требует изменения позиции преподавателя, который должен учитывать опыт слушателей, осознавать структуру деятельности и использовать эти знания при организации занятий, умело применять активные методы обучения взрослых и методы развивающего обучения.

Первым этапом освоения данного подхода является изучение понятия «деятельность» и ее структуры.

Существуют различные подходы к определению структуры деятельности, наиболее общий подход представлен в работах А. Н. Леонтьева, мы уже приводили его выше.

Понимание структуры учебной деятельности, которая может служить основой для организации деятельности педагога в условиях освоения инноваций, представлено в работах Д. Б. Эльконина:

«1) учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия;

2) учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца;

3) действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ;

4) действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте» [1, с. 294].

Деятельность учителя, осваивающего новые образовательные технологии, можно соотнести и с творческой познавательной деятельностью,

структура этой деятельности определена в работе «Теория обучения в информационном обществе» Е. О. Ивановой, И. М. Осмоловской:

1. Анализ ситуации имеющимися средствами с использованием наличных знаний.

2. Рефлексия затруднения - осознание незнания как необходимости нового знания.

3. Получение различными способами новой информации.

4. Использование нового знания для решения ситуации.

5. Рефлексия вновь полученного знания, приобретение знания о знании [6, с. 130].

Наиболее полный цикл деятельности, по нашему мнению, отражен в перечне регулятивных учебных действий:

1. Целеполагание - постановка задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

2. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

3. Составление плана и последовательности действий.

4. Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6. Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7. Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения [7, с. 9].

Если сравнить данные структуры, можно выявить общую закономерность: деятельность начинается с осознания границ своего знания, мотивирующего на постановку конкретных целей, которые в свою очередь требуют освоения новых действий, сопровождаемое пооперационным контролем, а завершающим этапом является оценка результата и процесса его достижения. Но эффективность деятельности зависит от субъектной позиции обучающегося. В. В. Давыдов отмечал, что носителем любой деятельности является субъект, «обладающий такими качествами, как сознательность, самостоятельность, ответствен-

ность, инициативность» [8, с. 165]. Становление субъекта происходит при приобретении потребности в данной деятельности, сформированных желании и умении учиться.

Следовательно и при проведении курсов повышения квалификации, и при организации методической работы в образовательной организации необходимо особое внимание уделять этапу мотивации, основанной:

- на принятии требований, которые предъявляет к нам информационное общество;

- осознании существующих проблем и выявлении профессиональных затруднений;

- понимании, что есть практические способы решения проблем, которые помогут оптимизировать профессиональную деятельность, сделают ее менее трудозатратной, обеспечат достижение более высокого качества образования.

Способы создания положительной мотивации к освоению системно-деятельностного подхода могут быть различными, но следует обратить внимание на использование дискуссий и ролевых игр. Именно эти методы интерактивного обучения дают возможность выявить различные точки зрения на проблему, через конфликт различных мнений в диалоге оценить положительный опыт, определить недостаточность знаний и способов действий, осознать причины, побуждающие нас изменять методологические подходы к преподаванию, то есть создать мотивационную основу обучения.

Следующий этап - превращение мотивов в конкретные цели на основе осознания границы понимаю, как действовать - нужны новые способы деятельности. Диагностика затруднений может быть проведена в процессе анализа профессионального стандарта педагога и представлена в виде перечня трудовых действий и необходимых умений, вызывающих затруднения и/или требующих развития. Выявленные за-

труднения могут стать основой для разработки программ самообразования или персонифицированных программ повышения квалификации во внутриорганизационном обучении.

В формальном повышении квалификации такая диагностика может быть использована для проведения рефлексии в начале курсов с целью активизации их субъектной позиции слушателей в обучении, и после окончания курсов с целью мотивации педагогов к выстраиванию индивидуальной траектории развития, обеспечивающей повышение уровня их профессиональной компетентности и творческой активности.

По сути, самодиагностику можно сопоставить с приемом «прогностическая самооценка», используемым в развивающем обучении.

Использование данного приема в работе с взрослыми позволяет продемонстрировать положительные моменты включения учащихся в контрольно-оценочную деятельность, которая способствует повышению мотивации к обучению и является основой для формирования умения учиться.

После определения мотивов и целей начинается освоение необходимых технологий и методик, обеспечивающих учащимся достижение планируемых результатов.

В данном случае необходимо комплексное использование формального, неформального и информального образования.

Формальное образование сегодня ориентировано на освоение профессиональных стандартов, что обеспечивает его востребованность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность курсов повышения квалификации обеспечивается использованием интерактивных методов работы со слушателями, таких как проблемные лекции, образовательные кейсы, дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги и коучинги.

Таблица 3

Освоение профессионального стандарта педагога в рамках модульных курсов с использование дистанционных образовательных технологий

Трудовые действия и необходимые умения Тема модульного курса Деятельность педагога на основе ДОТ

Планирование и проведение учебных занятий. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования Разработка проекта урока и анализ проведенного урока

Формирование универсальных учебных действий. Развитие у обучающихся познавательной Технологии достижения универсальных учебных действий учащимися Разработка фрагментов урока, методы развивающего обучения

Трудовые действия и необходимые умения Тема модульного курса Деятельность педагога на основе ДОТ

активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Технология разработки оценочных материалов для промежуточной аттестации и текущего контроля учащихся (в соответствии с требованиями ФГОС начального/основного общего образования) Проектирование оценочных материалов для оценки достижения предметных и метапредметных планируемых результатов

Выстраивание собственных образовательных траекторий педагогов повышает уровень востребованности модульных курсов, так как оперативно изменяемая тематика модульных курсов, обеспечивает решение актуальных проблем. В условиях освоения системно-деятель-ностного подхода особое внимание следует уделить модульным курсам, в рамках которых соединены очное обучение и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ), так как выполнение самостоятельной работы с последующим анализом преподавателя, после выполнения практико-ориентированных проектов в ходе очного обучения, позволяет более качественно освоить общие способы действий (табл. 3).

Таким образом, формальное образование может обеспечить освоение актуальных трудовых действий и необходимых умений, но чтобы превратить действия в операции, их необходимо перенести в практическую деятельность. На данном этапе эффективными будут неформальное повышение квалификации и самообразование. Это может быть реализация научно-прикладных проектов, методическая работа в школе, деятельность сетевых сообществ, подготовка публикаций, изучение психолого-педагогической литературы, проведение научных и практико-ориентированных исследований и т. п. Эффективность неформального повышения квалификации и самообразования заключается в непрерывности данного процесса.

Наиболее сложным является этап оценки, потому что в данном случае требуется избежать формального оценивания.

Предметом контроля и оценки в логике дея-тельностного подхода является процесс осуществления деятельности, а не оценка конечного результата.

В связи с этим целесообразным представляется в качестве оценки использовать обобщение опыта, направленное на формирование «методического шлейфа», который будет представлен в учебно-методических пособиях или в сетевых проектах.

Целесообразно использовать следующие критерии отбора методических материалов:

1) соответствие требованиям системно-деятельностного подхода;

2) наличие положительных результатов апробации.

Таким образом, для полноценной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и введения профессионального стандарта педагога необходима планомерная методическая работа, основанная на методологии системно-деятель-ностного подхода и обеспечивающая изменение позиции педагога, который должен стать субъектом своей учебной деятельности. Потому что только человек, желающий и умеющий учиться, может в условиях информационного общества научить учиться учеников.

Библиографический список:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] // Сайт электронной библиотеки «Куб». - Режим доступа: http://www.koob.ru (дата обращения: 08.02.2016).

2. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детский возрастах /Д. Б. Эльконин. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 416 с.

3. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Сайт Консультант Плюс». -

Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW;=155553 (дата обращения: 01.03.2016).

4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Сайт Консуль-тантПлюс». - Режим доступа: http://base. consultantru/cons/cgi/online.cgi?req= doc; base= LAW;n=180188 (дата обращения: 09.03. 2016).

5. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е. А. Ямбург. - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.

6. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова. - М. : Просвещение, 2011. - 190 с.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.

8. Давыдов В. В. Лекция по педагогической психологии : учебное пособие / В. В. Давыдов. - М. : Академия, 2006. - 224 с.

References:

1. Leontiev A. N. Activity. Consciousness. Personality // Site Electronic Library "Cube" [Deja-tel'nost'. Soznanie. Lichnost' // Sajt jelektronnoj biblioteki "Kub"], URL: http://www.koob.ru (application date: 02.08.2016).

2. Elkonin D. B. Mental development in childhood [Psihicheskoe razvitie v detskij vozrastah] Voronezh: Scientific and Production Association "MODEK", 1997. 416 p.

3. Order of the Russian Ministry of Labor of October 18, 2013 N 544n "About approval of the professional standard "The teacher (educational

activities in preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)" [Prikaz Mintruda Rossii ot 18 oktjabrja 2013 N 544n "«Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'no-go, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')"], Website "Consultant Plus", URL: http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=155553 (application date: 01.03.2016).

4. Resolution of the RF Government of 23.05.2015 N 497 "About the Federal Target Program of Education Development for 2016-2020" [Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2015 N 497 "O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody"] Website "Consultant Plus", URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=180188 (reference date: 03.09.2016).

5. Yamburg E. A. What will master a new professional standard for teachers? [Chto prineset uchitelju novyj professional'nyj standart pedago-ga?]. M. : Prosveshhenie, 2014. 175 p.

6. Ivanova E. O. Theory of Learning in the Information Society [Teorija obuchenija v informacionnom obshhestve]. M. : Prosveshhenie 2011, 190 p.

7. Formation of universal educational actions in primary school: from action to thought. Task System: Teacher's Guide [Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij v osnovnoj shkole: ot dejstvija k mysli. Sistema zadanij : posobie dlja uchitelja]. M. : Prosveshhenie, 2011 159 p.

8. Davydov V. V. Lecture of Educational Psychology: a textbook [Lekcija po pedagogicheskoj psihologii : uchebnoe posobie]. M. : Publishing Center "Academy", 2006. 224 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.