Zabrodina Inga Viktorovna, Kozlova Natalya Aleksandrovna, Fortygina Svetlana Nikolaevna THE MAIN APPROACHES TO THE TECHNOLOGICAL ...
pedagogical sciences
УДК 371
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА
© 2018
Забродина Инга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных наук Козлова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных наук Фортыгина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и предметных наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: представление основных подходов к разработке педагогом технологической карты урока. Данная проблема рассматривается в ракурсе системно-деятелностного подхода, положенного в концепцию проектирования современного учебного занятия. Разработку технологической карты урока педагогу необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Методы: изучение психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме разработки технологической карты урока, анализ правовых и нормативно-методических материалов по представленной проблеме, педагогическое наблюдение, изучение и представление педагогического опыта педагогов по данной проблеме. Результаты: на основе проведенного анализа психолого-педагогических, нормативных и методических источников полагаем, что качество разработки технологической карты урока педагогом отражается во владении умениями придерживаться общих требований по ее оформлению, регламентируемых локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения. Научная новизна: в данной статье продемонстрированы основные подходы по разработке технологической карты урока педагогом в своей профессиональной деятельности на основе принципов системно-деятельностного подхода. Практическая значимость: основные положения и выводы настоящей статьи могут послужить основой для педагога по оценке своей профессиональной компетентности и готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Ключевые слова: урок, технологическая карта урока, системно-деятельностный подход, предметные личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты, универсальные учебные действия обучающихся.
THE MAIN APPROACHES TO THE TECHNOLOGICAL MAP OF THE LESSON
© 2018
Zabrodina Inga Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» Kozlova Natalya Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» Fortygina Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to present the basic approaches to the development of a technological map of the lesson by the teacher. This problem is considered in the perspective of the system-activity approach, laid in the concept of designing a modern training session. The teacher should develop the technological map of the lesson in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard. Methods: the study of psychological and pedagogical literature on the problem of developing a technological lesson map, the analysis of legal and normative-methodological materials on the presented problem, pedagogical observation, study and presentation of pedagogical experience of teachers on this issue. Results: Based on the analysis of psycho-pedagogical, normative and methodological sources, we believe that the quality of the development of the lesson's technological map by the teacher is reflected in the ability to adhere to general requirements for its design, regulated by local regulations of the educational institution. Scientific novelty: this article demonstrates the main approaches to developing a teacher's technological map of the lesson in his professional activity on the basis of the principles of the system-activity approach. Practical significance: the main provisions and conclusions of this article can serve as a basis for the teacher to assess his professional competence and readiness to carry out his professional activities.
Keywords: lesson, the technological map of the lesson, system-activity approach the subject of personal, metasubject and subject-specific expected outcomes, universal learning activities of students.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В связи с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) меняется форма представления результатов обучения учащихся с традиционного представления знаний, умений, навыков к формированию личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов [1]. Изменения затрагивают и деятельность учителя, реализующего ФГОС НОО, меняется его подход к проектированию структуры урока, подбору форм и методов организации образовательного процесса. Претерпевает изменения и традиционный конспект урока, на смену которому педагоги стали активно использовать технологическую карту урока в рамках своей профессиональной деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. К проблеме проектирования современного урока в условиях реализации
ФГОС обращались многие ученые [2-13], по мнению которых эффективной формой представления урока является технологическая карта, отражающая процесс деятельности учителя и ученика от поставленной цели до достижения планируемого результата в зависимости от типа урока. Термин «технологическая карта урока» в педагогике употребляется авторами как: новый вид методической продукции для проектирования учебного процесса [14]; инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся [15]; необходимое условие работы учителя в рамка введения ФГОС [16]; проект учебного процесса [17]; обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы [18]; документ, содержащий описание дидактической основы проекта (целеполагание, логическая структура) и педагогической техники (диагностика, дозирование домашних заданий, коррекция), используемых в данном учебном периоде инновационных проектов[19]. В данной статье мы будем придерживаться определения тер-
педагогические науки
Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Фортыгина Светлана Николаевна ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ...
мина «технологическая карта урока», данного в статье Шергиной Г.С. и Штальбаум Т.А., которые рассматривают технологическую карту урока как способ графического проектирования урока по выбранным учителем параметрам [7].
Формирование целей статьи. Целью исследования является представление основных подходов к разработке технологической карты урока. Данная проблема рассматривается в ракурсе системно-деятелностного подхода, положенного в концепцию проектирования современного урока на основе разработки технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. В основу построения технологической карты урока положены принципы системно-деятельностного подхода, в соответствии с которыми разработку технологической карты необходимо начинать с представления общих сведений об уроке и таблицы, отражающей ход и тип урока, а также роль каждого субъекта образовательного процесса. Кроме того, описание таблицы следует сопровождать дополнительными материалами: тесты, схемы, таблицы, примеры решения задач и др.
Для построения технологической карты урока педагогу важно учитывать требования, предъявляемые к проектированию современного урока в рамках реализации ФГОС: представление процесса деятельности педагога и обучающихся с указанием четкой последовательности основных операций и их составных частей; отражение материалов, оборудования и инструментов, необходимых для координации и синхронизации действий учителя и учащихся; планирование времени на выполнение всех операций педагогической деятельности и представление конечного результата.
На основе вышеперечисленных требований, мы делаем вывод о том, что структура технологической карты включает в себя следующие основные компоненты: тему урока; общую тематику раздела с описание количества часов; список используемой литературы; аппаратное и программное обеспечение; личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты обучающихся; метапредметные связи; формы работы; этапы изучения учебного материала.
Узловыми блоками структуры технологической карты урока Пичугин С.С. в своей работе «Технологическая карта урока как инструмент проектирования современного урока в начальной общеобразовательной школе» выделяет следующие [20]:
- целевой блок, который включает следующие разделы: тему урока; цель урока; планируемые результаты урока;
- инструментальный блок содержит такие разделы, как: задачи урока; тип урока; учебно-методический комплекс урока;
- организационно-деятельностный блок включает следующие разделы: основные понятия; организация пространства; межпредметные связи; действия обучающихся; диагностика результатов урока; домашнее задание.
Рассмотрим другую структуру технологической карты урока, которая представлена в работе Капрановой М.Н. «Создание технологической карты урока. Классная шпаргалка для учителя». Она в своей статье описывает следующие блоки технологической карты урока [21]:
- общие сведения (номер урока; учитель; класс; предмет; автор УМК; тема урока; дата проведения урока);
- задачи и планируемые результаты (общеобразовательные задачи; воспитательные задачи; развивающие задачи; предметные планируемые результаты; личностные планируемые результаты; метапредметные планируемые результаты);
- формы, связи и ресурсы (межпредметные связи; формы деятельности; формы обучения; ресурсы);
- тип и цель урока (тип урока; цель урока);_
- этапы урока (вводная часть; основная часть; заключительная часть; примеры деятельности преподавателя; примеры деятельности обучающихся; формируемые универсальные учебные действия).
Таким образом, можно сделать вывод, что в основу разработки технологической карты урока должны быть положены следующие этапы хода учебного занятия: организация деятельности обучающихся с проверкой качества выполненного ими домашнего задания; актуализация опорных знаний обучающихся и ознакомление их с новым материалом; первичная проверка усвоения изученного материала и закрепление полученных знаний; использование приобретенных в ходе учебного занятия знаний на практике; обобщение и систематизация материала; контроль и самоконтроль; коррекция; домашнее задание; подведение и анализ полученных итогов; рефлексия.
Представление конспекта урока в технологическую карту позволит педагогам реализовывать основные этапы хода учебного занятия:
- осуществлять педагогические действия, необходимые для достижения планируемых результатов и формирования универсальных учебных действий у обучающихся в образовательном процессе;
- контролировать связь педагогических действий, с целью определения последовательности применения методов и приемов обучения и проектирования своей педагогической деятельности на четверть, полугодие и год;
- диагностировать и оценивать достижения планируемых результатов обучения учеников на каждом этапе освоения учебного занятия, внося необходимые коррективы без изменения логики изложения учебного материала;
- реализовывать на практике межпредметные связи.
Далее нами будут рассмотрены три варианта отражения этапов в технологической карте урока. Для первого варианта технологической карты характерно содержание следующих разделов: базовые этапы урока; время, отводимое на учебное занятие; деятельность педагога и обучающихся; основные методы, приемы и формы организации обучения; планируемый результат профессионально-педагогической деятельности учителя и учащихся; учебно-методическое обеспечение урока.
Второй вариант представления технологической карты урока характеризуется разделением деятельности учащихся на познавательную, коммуникативную и регулятивную, каждый представленный вид деятельности, в свою очередь, определяется действиями и формируемыми способами деятельности, необходимыми для формирования учебно-познавательной деятельности обучающихся.
В отличие от двух других вариантов третий вариант технологической карты характеризуется наличием следующих этапов: деятельность учителя и обучающихся; формируемые универсальные учебные действия; личностные, предметные и метапредметные планируемые результаты.
Проанализировав три варианта описания этапов технологической карты, можно сделать вывод, что обязательными разделами являются деятельность учителя и деятельность учащихся. При этом деятельность учителя заключается в овладении следующими умениями: ставить цели и задачи урока, создавать проблемные ситуации в процессе учебного занятия, осуществлять повторение ранее пройденного материала, проводить контроль знаний обучающихся, способствовать формированию коммуникативных навыков у обучающихся, организовывать домашнее задание и рефлексию. Деятельность обучающегося направлена на обязательное выполнение практических заданий, обобщение полученной информации, осуществление проверки и самопроверки [22].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, для разработки технологической карты урока педагогу важно
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)
315
Zabrodina Inga Viktorovna, Kozlova Natalya Aleksandrovna, Fortygina Svetlana Nikolaevna THE MAIN APPROACHES TO THE TECHNOLOGICAL ...
pedagogical sciences
придерживаться общих требований по ее оформлению, регламентируемых локальными нормативно-правовыми актами образовательного учреждения, подлежащих исполнению со стороны педагога. К общим требованиям составления технологической карты следует отнести такие компоненты, как: основные сведения об учебном занятии (предмет; тема урока; тип урока; прогнозируемые личностные, метапредметные, предметные планируемые результаты; дидактические средства; оборудование); описание традиционных этапов урока; применение материала рабочей программы для представления описания универсальных учебных действий и планируемых результатов обучения; добавление формулировок воспитательно-развивающего характера; включение дополнительных разделов: «Время», «Использование ИКТ», «Способ промежуточного контроля» и др.; добавление необходимых материалов: схемы, образцы решения, тесты.
Такое представление учебного занятия педагогу позволит осуществлять такие умения, как: постановку ключевых целей и задач каждого учебного занятия; прогнозирование образовательного процесса по усвоению обучающимися темы учебного занятия; подбор эффективных педагогических методов, форм и приемов с учетом цели урока; четкую организацию деятельности педагога и обучающихся на уроке; реализацию предметных, метапредметных и личностных результатов; формирование универсальных учебных действий; организацию самостоятельной работы учащихся в учебном процессе; осуществление контроля результатов учебной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Минобранауки России от 6 декабря 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://qps.ru/57XcF (дата обращения: 21.07.18)
2. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений.Тюмень, 2012.
3. Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ: ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн. 2014. № 6. С. 5-12.
4. Петерсон Л.Г. Дидактическая система деятель-ностного метода «Школа 2000...» как механизм реализации стандартов второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. № 5. С.3-9.
5. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие /Под ред. Н.Н. Деменевой. М.: АРКТИ, 2013. 326 с.
6. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с
7. Шергина Г.С., Штальбаум Т.А. Технологическая карта урока как способ графического проектирования урока // Научный альманах. 2016. № 10-2 (24). С. 222223.
8. Сундеева Л.А., Сорокина А.С. Формирование логических универсальных действий у младших школьников на уроках математики // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 41-43.
9. Белова Т.В. К проблеме методической подготовки с учётом требований образовательного стандарта ФГОС НОО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 66-69.
10. Воронина М.А., Кочетова Н.Г. Соответствие подготовки бакалавров дошкольного и начального образования требованиям ФГОС // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 11-16.
11. Кондаурова И.К. Подготовка будущих учителей к интеграции урочной и внеурочной деятельности де-
тей в условиях ФГОС // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 13-14.
12. Сильнова Ю.А. Формирование духовно-нравственной установки в образовательном процессе начальной школы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 147-151.
13. Смирнова О.Н. Диагностика личностных качеств обучаемого в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 119-121.
14. Голодная Л.М. Технологическая карта урока как новый вид методической продукции для проектирования учебного процесса // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 16. С. 26-27.
15. Горобец Л.Н., Слюнкова В.Н. Технологическая карта урока как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся // Методический поиск: проблемы и решения. 2013. № 2 (15). С. 42-48.
16. Аксёнова И.В. Технологическая карта урока как необходимое условие работы учителя в рамках введения ФГОС// Региональное образование: современные тенденции. 2014. № 2 (23). С. 84-89.
17. Ларина Н.П. Технологическая карта урока как проект учебного процесса // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 4 (10). С. 190-193.
18. Логвинова И.М., Копотева Г.Л.Технологическая карта урока - способ формирования универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 5. С. 12-18.
19. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+. 2006. 143 с.
20. Пичугин С.С. Технологическая карта урока как инструмент проектирования современного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. 50 с.
21. Капранова М.Н. Создание технологической карты урока. Классная шпаргалка для учителя. [Электронный ресурс]. URL:: http://www.e-osnova.rU/PDF/ osnova_10_47_13083.pdf (дата обращения: 21.07.18).
22. Волчегорская Е.Ю., Лукьянович А.К., Фортыгина С.Н. Начальная школа - новая школа: новые требования к будущему учителю // Наша новая школа - путь к культуре граждан и развитию общества. Челябинск, 2011. С. 55-65.
Статья поступила в редакцию 26.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018