педагогические науки
Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Фортыгина Светлана Николаевна ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ ...
УДК 371
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0027
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМАМИ
© 2019
Забродина Инга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных наук Козлова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики, психологии и предметных наук Фортыгина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных наук
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: представление описания основных образовательных онлайн-платформ, применяемых педагогом в своей профессиональной деятельности. Данная проблема рассматривается через решение следующих задач: представление организационно-управленческих форм онлайн-обучения; рассмотрение понятия «Образовательная онлайн-платформа»; описание существующих образовательных онлайн-платформ; выявление преимуществ и недостатков использования интерактивных образовательных платформ. Методы: анализ правовых и нормативно-методических материалов по рассматриваемой проблеме подготовки студентов к реализации требований профессионального стандарта «Педагог» и формирование у них ИКТ-компетентности; педагогическое наблюдение, изучение и представление педагогического опыта педагогов по рассматриваемой проблеме. Результаты: на основе проведенного анализа интернет источников, номативно-методической литературы полагаем, что необходимым требованием, предъявляемым к будущим педагогам, является формирование у них навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) планирования, реализации и оценки образовательной деятельности через организационно-управленческие формы (дистанционное обучение; онлайн-обучение; электронное содействие обучению). Научная новизна: в данной статье представлен краткий обзор современных интерактивных образовательных платформ, применяемых в процессе онлайн-обучения с указанием преимуществ и недостатков описанных платформ. Практическая значимость: основные положения представленной статьи могут послужить основой для педагога по оценке своей ИКТ-компетентности в соответствии с реализацией требований профессионального стандарта «Педагог» и готовности к использованию описанных возможностей современных интерактивных образовательных онлайн-платформ в процессе обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, онлайн-обучение (e-learning), электронное содействие обучению, образовательная онлайн-платформа, подготовка студентов.
THE MAIN APPROACHES TO THE TECHNOLOGICAL MAP OF THE LESSON
© 2019
Zabrodina Inga Viktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» Kozlova Natalya Aleksandrovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» Fortygina Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences associate Professor of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to provide a description of the main educational online platforms used by the teacher in their professional activities. This problem is considered through the solution of the following tasks: the presentation of organizational and managerial forms of online learning; consideration of the concept of "Educational online platform"; a description of existing online educational platforms; identifying the advantages and disadvantages of using interactive educational platforms. Methods: analysis of legal and regulatory materials on the problem of preparing students for the implementation of the requirements of the professional standard "Teacher" and the formation of their ICT competence; pedagogical observation, study and presentation of pedagogical experience of teachers on the problem under consideration. Results: based on the analysis of Internet sources, nomative-methodical literature, we believe that a necessary requirement for future teachers is to develop their skills related to information and communication technologies (ICT) for planning, implementing and evaluating educational activities through organizational and managerial forms (distance learning; online learning; electronic learning support). Scientific novelty: this article provides a brief overview of modern interactive educational platforms used in the online learning process, with an indication of the advantages and disadvantages of the described platforms. Practical significance: the main provisions of the article can serve as a basis for the teacher to assess their ICT competence in accordance with the implementation of the requirements of the professional standard "Teacher" and readiness to use the described capabilities of modern interactive online educational platforms in the learning process.
Keywords: information and communication technologies, online learning (e-learning), e-learning support, online educational platform, student training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В связи с утверждением профессионального стандарта «Педагог» изменились требования к квалификации педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность [1]. Описание требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы педагога в профессиональном стандарте носит комплексный характер и служит основой для реализации кадровой политики организации. Эти требования выступают следствием связи сфе-
ры труда и профессионального образования педагога. Изменения в содержании описания трудовых функций и действий учителя непосредственным образом затронули и качество подготовки студентов педагогических вузов. Необходимым требованием, предъявляемым к будущим педагогам, является формирование у них навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) планирования, реализации и оценки образовательной деятельности.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на
Zabrodina Inga Viktorovna, Kozlova Natalya Aleksandrovna, Fortygina Svetlana Nikolaevna pedagogical
THE MAIN APPROACHES TO THE TECHNOLOGICAL ... sciences
которых обосновывается автор. Проблему подготовки педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности рассматривали многие ученые [2-7], по мнению которых одной из эффективных организационно-управленческих форм внедрения ИКТ педагогом в учебный процесс является онлайн-обучение. Данный вид обучения позволяет в реальном режиме времени получать новые знания через Интернет в различных форматах: аудио, видео, текст с гиперссылками, инфографика и прочее. Результативным вариантом интернет-обучения может стать образовательная онлайн-платформа, которая нами рассматривается как ограниченный, личностно ориентированный интернет-ресурс или ограниченная интерактивная сеть подобных, полностью посвященный вопросам образования и развития, непременно содержащий учебные материалы и предоставляющий их пользователям на тех или иных условиях [8,9]. Образовательная он-лайн-платформа направлена на повышение качества образования благодаря наполняемости содержания учебным материалом по различным образовательным программам специалистами отдельных учебных областей. Учебный материал в образовательной онлайн-платфор-ме предоставляется на платной и (или) бесплатной основе в зависимости от длительности и качества уровня подготовки. Содержание учебного материала образовательной онлайн-платформы соответствует ступеням системы образования и отвечает современным требованиям государственных образовательных стандартов, обеспечивающих преемственность между ступенями образования в изучении тех или иных учебных дисциплин. Внедрение интерактивных онлайн-платформ в образовательный процесс и отбор необходимого учебного материала с целью повышения уровня самообразования и качественной успеваемости обучающихся является важнейшей профессиональной задачей педагога [10].
Формирование целей статьи. Целью исследования является изучение особенностей применения интерактивных образовательных платформ в учебном процессе. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- представить организационно-управленческие формы онлайн-обучения;
- рассмотреть понятие «Образовательная онлайн-платформа»;
- охарактеризовать существующие образовательные онлайн-платформы;
- выявить преимущества использования интерактивных образовательных платформ.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов.
В настоящее время невозможно представить проектирование информационно-образовательной среды в образовательном учреждении без реализации процесса интерактивного обучения на основе сети Интернет. Для реализации данного процесса применяют следующие организационно-управленческие формы [8]:
- дистанционное обучение (самостоятельная форма обучения, предполагающая изучение учебного материала на основе Интернет-технологий или других интерактивных средств);
- онлайн-обучение (взаимодействие между участниками учебного процесса с целью получения необходимой информации в режиме онлайн);
- электронное содействие обучению (очное обучения с элементами виртуального обучения на основе ИКТ).
Реализовать данные организационно-управленческие формы в образовательном процессе невозможно без профессиональной подготовки педагогов, которые должны обладать общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностью. Умение педагогом грамотно использовать учебный материал интерактивных образовательных платформ в дополнении к традиционному образованию будет спо-114
собствовать формированию вышеперечисленных компонентов ИКТ-компетентности. Применение образовательных онлайн-платформ в учебном процессе призвано повысить качество обучения, содействовать экономии временных, материальных и трудовых ресурсов субъектов обучения в получении необходимых знаний, умений и навыков в той или иной сфере жизнедеятельности. На современном этапе развития системы образования он-лайн-платформа рассматривается как информационная площадка в сети Интернет, позволяющая осуществлять взаимодействие между педагогом и обучающимся с целью получения необходимой информации.
Далее представим описание известных интерактивных образовательных платформ, применяемых учителями в учебном процессе. Среди множества образовательных платформ интересным проектом является LECTA [11], в основу которого положены электронные формы учебников и вспомогательные учебные материалы для педагогов. Для работы с данной платформой требуется регистрация, которая открывает доступ не только к полной версии пяти учебников в течение месяца, но и позволяет скачивать электронные версии учебников себе на компьютер. Кроме этого, педагогам будет интересен следующий набор инструментов: конструктор рабочих программ; управление работой учащихся; курсы повышения квалификации; бесплатный доступ к интерактивным атласам по истории и географии; всероссийские проверочные работы; аудиоприложения (доступ к каталогу 120 курсов по русскому зыку и целому ряду иностранных зыков на протяжении 500 дней); доступ к интерактивным тренажерам, представленные в двух режимах: тренажер (проверка осуществляется после каждого занятия) и контроль (работа проверяется полностью) и др.
Широкую популярность среди педагогов, обучающихся и родителей приобретает всероссийский портал «Учи.ру», который обеспечивает свободный доступ к образовательным курсам, разработанным в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов [12]. Преимуществом использования интерактивной образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» является выполнение заданий разного уровня сложности; индивидуальная проработка заданий ; наличие красочных мультсериалов и тестовых работ; игровая форма обучения; наличие постоянного диалога с обучающимися; объявления и участие в различных всероссийских олимпиадах [13]. К недостаткам использования данной платформы можно отнести платный премиум-ак-каунт, позволяющий заниматься обучающимся на сайте без каких-либо ограничений, в отличие от бесплатного контента, ограничивающего работу с содержанием некоторых образовательных курсов данной платформы.
Еще одним интересным вариантом является интерактивная образовательная онлайн-платформа «ЯКласс», которая также предназначена для педагогов, родителей и обучающихся [14]. Задания в данной образовательной онлайн-платформе подобраны по каждому учебному предмету с учетом возрастных особенностей обучающихся. Представленные интерактивные задания представляют собой перепечатанные тексты задач из учебников с возможностью самостоятельного ввода правильного ответа в нужное поле и выбора правильного ответа из нескольких представленных. К преимуществам использования данного образовательного ресурса можно отнести полностью бесплатный контент; наличие блока с теоретической информацией; возможность создания педагогом проверочных и контрольных работ; осуществление передачи домашнего задания для обучающихся с установлением сроков его выполнения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Таким образом, были определены организационно-управленческие формы (дистанционное обучение; он-лайн-обучение; электронное содействие обучению) на Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Забродина Инга Викторовна, Козлова Наталья Александровна, Фортыгина Светлана Николаевна ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ ...
основе изучения возможностей реализации информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе [15-19]. В процессе изучения особенностей применения организационно-управленческих форм были выделены возможные варианты интернет обучения: образовательные платформы и учебные материалы в свободном доступе. Наиболее эффективным средством обучения является использование образовательных он-лайн-платформ, которые позволяют педагогам отбирать необходимый материал, соответствующий учебному предмету и внедрять его в образовательный процесс посредством применения сети Интернет. Рассмотренные нами интерактивные образовательные платформы (Учи. ру; ЯКласс; LECTA) представлены в свободном доступе и соответствуют ступеням системы образования. Среди преимуществ использования данных платформ выделяют качественный и интересный материал; индивидуальную проработку полученных знаний учащимися; участие во всероссийских олимпиадах и др.Среди недостатков можно отметить платный премиум-аккаунт у платформы Учи.ру и LECTA. Проведенный анализ возможностей и особенностей интерактивных образовательных онлайн-платформ позволяет нам сделать вывод о значимости и актуальности их применения педагогом в образовательном учреждении на всех ступенях обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo. ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 31.03.19)
2. Андреева Е.В. Программно-техническое оснащение профессиональной деятельности будущего педагога /Андреева Е.В., Забродина И.В., Козлова Н.А., Каратаева Т.Ю., Фортыгина С.Н. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10. С. 10-12. ISSN: 1994 - 4683.
3. Клепиков В.Б. Готовность педагога к использованию ИКТ в образовательной деятельности и его ИКТ-компетентность // Образование и наука в современных условиях. 2016. №1(6). С.101-104.
4. Клепиков В.Б. Диагностика ИКТ-компетентности и ИКТ-квалификации педагога в свете требований профессионального стандарта //Нижегородское образование. 2016. №3. С.142-148.
5. Тимофеева С.В. Совершенствование ИКТ-компетентности педагога в системе повышении квалификации // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. №10. С.191-196.
6. Фортыгина С.Н. Влияние современных информационных технологий на процесс обучения студентов педвуза // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2016. № 1 (15). С. 198-199.
7. Шорникова О.Н. ИКТ-компетентность как главная составляющая информационной культуры будущего специалиста // Современные наукоемкие технологии. 2010. №2. С.66-67.
8. Тиунова Н.Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов колледжа // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 103-108.
9. Давыдова Е.А. Понятие «образовательная платформа» и обзор некоторых образовательных платформ //Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Пермь. 2017. С.54-56.
10. Харченко Н.Н. Применение интерактивных образовательных платформ в образовательном процессе // 62-я Международная научная конференция астраханского государственного технического университета. Астрахань. 2018. С. 141.
11. Российская цифровая образовательная платформа LECTA. URL: https://lecta.rosuchebnik.ru/(дата обращения: 31.03.19)
12. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа. URL: https://uchi.ru/ (дата обращения: 31.03.19)
13. Гусарова Л.В. Повышение качества знаний обучающихся начальной школы средствами интерактивной образовательной платформы «Учи.ру» // Вестник научных конференций. 2018. №4-3(32). С.48-53.
14. ЯКласс — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. URL: www.yaklass.ru (дата обращения: 31.03.19)
15. Дудина И.П. Использование образовательных платформ электронного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. №1-1. С. 58-62.
16. Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 38-40.
17. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.
18. Рукавишникова В.Н., Рыбакова Г.В. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 233-236.
19. Государев И.Б. Веб-платформа электронных информационных сред // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2015. №1(2). С.202-203.
Статья поступила в редакцию 12.04.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019