педагогические науки
Фортыгина Светлана Николаевна, Леонова Елена Анатольевна СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
УДК 372.8
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО АКТУАЛИЗАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
© 2018
Фортыгина Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры педагогики, психологии и предметных наук Леонова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: leonova@cspu.ru)
Аннотация. Цель: определение структуры профессиональной деятельности учителя информатики по проектированию учебных ситуаций в условиях реализации преемственности современного состояния развития информационных технологий с содержанием учебного предмета информатика. Методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме актуализации содержания образования, изучение нормативно-методических материалов по рассматриваемой проблеме, обобщение и представление педагогического опыта, анкетирование, формализация и моделирование. Результаты: на основе проведенного анализа психолого-педагогических, нормативных и методических источников разработана и представлена структурно-функциональная модель, включающая структурные и функциональные компоненты, критерии и уровни подготовленности учителя информатики к деятельности по проектированию учебных ситуаций с целью актуализации содержания обучения. В качестве основных компонентов структурно-функциональной модели деятельности педагога по актуализации содержания курса информатики выделены следующие: поисковый, аналитический, методический и рефлексивный. Научная новизна: в данной статье впервые представлена структура профессиональной деятельности учителя информатики по актуализации содержания школьного курса информатики. Практическая значимость: основные положения и выводы настоящей статьи могут послужить основой для научных и педагогических работ по направлению «Теория и методика обучения и воспитания (информатика)».
Ключевые слова: актуализация содержания образования, урок информатики, учебная ситуация, модель деятельности педагога, информационные технологии, профессиональная деятельность педагога, ИКТ-компетентность учителя информатики.
THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN THE ACTUALIZATION OF THE COURSE CONTENT OF COMPUTER SCIENCE
© 2018
Fortygina Svetlana Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer
of the «Department of pedagogy, psychology and subject Sciences» Leonova Elena Anatol'evna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of «Informatics, information technologies and methods of teaching Informatics» South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, 69 Lenina Avenue, e-mail: leonova@cspu.ru)
Abstract. Purpose: to determine the structure of the professional activity of the computer science teacher in the design of learning situations in the context of the continuity of the current state of the development of information technologies with the content of the computer science subject. Methods: the analysis of psychological and educational literature on the problem of actualization of the content of education, the study of normative and methodological materials on the problem under consideration, the generalization and presentation of pedagogical experience, questioning, formalization and modeling. Results: Based on the analysis of psycho-pedagogical, normative and methodological sources, a structural and functional model has been developed and presented, including the structural and functional components, criteria and levels of the computer science teacher's preparedness for designing the learning situations in order to update the teaching content. As the main components of the structural-functional model of the teacher's activity on the actualization of the content of the course of informatics, the following are distinguished: search, analytical, methodical and reflexive. Scientific novelty: in this article the structure of the professional activity of the computer science teacher for updating the contents of the school course of informatics is presented for the first time. Practical significance: the main provisions and conclusions of this article can serve as a basis for scientific and pedagogical work in the field of "Theory and Methods of Teaching and Education (Informatics)".
Keywords: actualization of the content of education, informatics lesson, educational situation, teacher's activity model, information technologies, teacher's professional activity, ICT competence of the computer science teacher.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одним из инновационных и востребованных школьных предметов в настоящее время является информатика. Именно этот предмет делает школу современной и приближенной к запросам общества. Сегодня информатизация общества идет быстрыми темпами. Все новые разработки из мира компьютерных технологий стремительно проникают в нашу жизнь. Происходит автоматизация самых разнообразных услуг, развитие интернета вещей, искусственного интеллекта. Неодушевленные предметы, ориентированные на взаимодействие, становятся все более совершенными: автомобили, роботы, а с ними отопительные системы и холодильники.
Стремительные изменения, происходящие в мире информационных технологий, и связанное с этим развитие информатики как науки определяет противоречие между существующим содержанием школьного курса информатики, традиционными методами обучения с одной стороны; и ускорением темпов появления новой
информации, требованием ФГОС общего образования к развитию личности в условиях становления информационного общества, с другой стороны.
Типичными затруднениями учителей информатики, как показывают результаты опросов и анализа работ педагогов, является неумение осуществлять отбор сведений о современных достижениях науки в соответствии с темой урока. На наш взгляд, одной из причин затруднений является то, что такие сведения чаще всего носят прикладной характер и недостаточно явно соотносятся с теоретическим содержанием учебного предмета. Их включение в учебный материал требует определенных подходов и методов. Умение осуществлять актуализацию содержания курса информатики на основе последних достижений в области информатики следует рассматривать как важную составляющую ИКТ-компетентности учителя информатики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Вопросы, связанные
Fortygina Svetlana Nikolaevna, Leonova Elena Anatol'evna pedagogical
THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY ... sciences
с формированием содержания школьного курса информатики достаточно широко обсуждаются в педагогическом пространстве. Решению проблемы отбора содержания школьного курса информатики посвящены исследования многих российских ученых [1-12]. В их работах рассматривается специфика общеобразовательного курса информатики, которая заключается в представлении понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.), методов работы с информацией (системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент), связи информатики с другими дисциплинами (математика, инженерия, педагогика и др), математического аппарата при решении задач по информатике и основных способов алгоритмизации данных. Однако, на наш взгляд, авторами недостаточно полно рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью актуализации содержания курса информатики и подготовкой педагогов к решению этой проблемы.
Термин «актуализация» часто используется в исследованиях философского и экономического направления. В словаре бизнес-терминов [13] актуализация определена как поддержание данных в актуальном состоянии, т.е. приведение их в соответствие с состоянием отображаемых объектов предметной области. В психолого-педагогической литературе встречается понятие актуализации обучения, которое рассматривается как перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее [14]; как процесс и результат извлечения (вспоминать, извлекать из долговременной памяти) информации, полученных знаний, и использование их в новых ситуациях [15]; как синтетический акт соотнесения задачи и знаний [16]; как этап занятия, имеющий целью проявление и перевод в состояние активного функционирования обучающимися информации, усвоенной ранее и необходимой для осуществления преемственности с новым учебным материалом [17]. Нами понятие актуализации школьного содержания образования в области информатики рассматривается как осуществление преемственности между учебным предметом и современным состоянием развития информационных технологий.
Содержание обучения информатике регламентируется требованиями ФГОС общего образования к планируемым личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы (ООП) обучающимися. Однако при этом учебный материал и форма его подачи должны соответствовать уровню развития информационного общества, а получаемая обучающимися информация становиться личност-но-значимой. Основной формой организации обучения независимо от смены целей и содержания образования остается урок. Эффективность достижения планируемых образовательных результатов обучающимися во многом зависит от применяемых технологий конструирования урока. В связи с новыми требованиями ФГОС общего образования изменилась форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся на уроке. Педагогами стала использоваться технологическая карта урока, качество которой определяется умением педагога ставить цели и педагогические задачи урока, а также обеспечивать их выполнение в ходе урока.
Теоретическое обоснование проблемы проектирования технологической карты урока представлено в работах [18-25]. Проведенный анализ данных работ позволил установить, что процесс проектирования технологической карты представляет собой сложную систему построения взаимоотношений учителя и ученика, включающую совокупность средств и методов процессов обучения и воспитания с целью достижения планируемых 250
результатов. Эффективность достижения образовательных результатов определяется строением и последовательностью этапов урока, в рамках которых проектируются учебные ситуации. Психолого-педагогические аспекты применения учебных ситуаций в проектировании урока рассмотрены в трудах таких ученых как: П.Я. Гальперин [26], И.Я. Лернер [27], А.М. Матюшкин [28], Е.А. Машбиц [29] и др. Анализ перечисленных работ позволил определить учебную ситуацию как минимальную «единицу» образовательного процесса, направленного на освоение учащимися научных знаний. Например, в рамках одной учебной ситуации может быть реализован учет последних достижений в области информационных технологий, т.е. актуализация содержания обучения по информатике. Причем такая учебная ситуация возможна на любом этапе урока: мотивации, изучения нового материала, закреплении приобретенных знаний и умений.
Формирование целей статьи. Целью исследования является определение структуры профессиональной деятельности учителя информатики по проектированию учебных ситуаций в условиях реализации преемственности современного состояния развития информационных технологий с содержанием учебного предмета. При этом в основу построения структурно-функциональной модели деятельности педагога положены 1) ориентация на требования ФГОС общего образования к планируемым образовательным результатам; 2) методы актуализации содержания образования по информатике; 3) технологичность проектирования современного урока.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - фГоС) общеобразовательный курс информатики входит в предметную область «Математика и информатика», обеспечивая активность обучающихся в учебно-познавательной деятельности. Содержание курса «Информатика» направлено на формирование у обучающихся основ естественнонаучного мировоззрения, развитие общеучебных умений и навыков, реализацию результатов информационно-учебной деятельности на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных учебных задач. Курс информатики является непрерывным курсом, включающим в себя: пропедевтический курс начальной и основной школы (2-6-й классы), обучение информатике в основной школе (7-9-й классы) и старших классах (на базовом или углубленном уровне). В основе курса информатики лежит технологическая составляющая, обеспечивающая решение метапредметной задачи, заложенной в ФГОС ООО: воспитание и развитие личности в соответствии с требованиями информационного общества, а также формирование информационно-коммуникационной компетентности у обучающихся, составляющие компоненты которой включены в структуру универсальных учебных действий. Наряду с систематическими знаниями по предмету, большого внимания требует развитие универсальных (метапредметных) умений, которые отражаются в содержании изучаемого материала.
Метапредметные планируемые результаты обеспечивают овладение обучающимися следующих умений: самостоятельно планировать пути достижения целей; владеть информационно-логическими умениями; осуществлять самоконтроль и самооценку; владеть основными универсальными умениями информационного характера; принимать решения; владеть информационным моделированием как основным методом приобретения знаний посредством формирования регулятивных и зна-ково-символических познавательных универсальных учебных действий. Предметные планируемые результаты отражают структуру учебного предмета: от информации и информационных процессов через моделирование к области применения методов и средств информатики.
Достижение образовательных результатов осво-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Фортыгина Светлана Николаевна, Леонова Елена Анатольевна СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
ения темы закладывается учителем информатики на этапе проектирования технологической карты урока. Отдельной единицей технологической карты выступает учебная ситуация, которая характеризуется совокупностью параметров, таких, как: тема, класс, универсальные учебные действия, предметные результаты обучения, этап урока, применяемые методы обучения, деятельность учителя и учащихся. Учителю очень важно понимать роль и место каждой учебной ситуации на уроке в реализации поставленных перед ним задач, поэтому ее разработка требует аналитического подхода, связанного с определением конкретных умений, получаемых обучающимися в ходе рассматриваемого этапа урока. Это касается и описания учебной ситуации, предполагающей включение сведений из мира высоких технологий. Важно учитывать тот факт, что развитию обучающегося в современном информационном мире способствуют такие сформированные умения, как самостоятельно ставить задачу, находить методы по ее решению, описывать последовательность шагов на основе применения программных продуктов, приводящих к необходимому результату, адекватно оценивать и применять полученный результат на практике.
Актуализация содержания учебного материала уместна на любом этапе современного урока. Однако особое значение она приобретает на этапе мотивации изучения новой темы, позволяя сформировать интерес у учащихся к изучаемому материалу, а также сформулировать совместно с педагогом проблему и тему урока. Мотивационный блок выступает ключевым элементом в системе учебной деятельности и определяется побуждением к активности участников образовательного процесса. Форму подачи материала здесь отличает доступность, необычность и проблемность, а также предоставление учащимся возможности высказывать разные точки зрения по определенным вопросам. К мотиваци-онным приемам относятся: анализ жизненной ситуации; обсуждение графического изображения или фрагмента видеофильма; демонстрация предмета; работа с высказываниями и понятиями и др.
Основу структуры деятельности учителя информатики по актуализации содержания образования, на наш взгляд, составляют такие действия, как: поиск и отбор информации о новшествах в мире высоких технологий, а также ее обработка и подготовка к включению в содержание урока по определенной теме. Проектирование учебных ситуаций с использованием актуальной информации из области компьютерных технологий требует анализа ее функционального назначения, а выявление функций этой системы, в свою очередь, предполагает анализ ее структуры. Это обстоятельство привело к созданию структурно-функциональной модели. Модель включает структурные компоненты, функциональные компоненты, критерии и уровни подготовленности учителя к деятельности. В качестве структурных выделены следующие компоненты: поисковый, аналитический, методический, рефлексивный. Каждый из этих компонентов соответствуют определенному этапу деятельности учителя и предполагает реализацию определенных функций.
Поисковый этап заключается в фиксации материала о новшестве или событии. Его результатом является описание найденного материала, включающее выходные данные источника информации, дату обращения, полное или фрагментарное описание ситуации и новшества с представлением графических изображений и видеофрагментов. Важно отметить, что выбор источников информации должен осуществляться с точки зрения их достоверности и надежности.
В ходе аналитического этапа необходимо описать роль новых сведений в достижении планируемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися, соотнести сведения с темами курса информатики, учесть требуе-
мые знания по другим учебным предметам.
Результатом методического этапа является включение новых сведений в содержание урока. Для представления учебной ситуации в технологической карте предлагается подробное описание ее содержания и параметров для конкретного урока информатики: тема, класс, универсальные учебные действия, предметные результаты обучения, этап урока, применяемые методы обучения, деятельность учителя и учащихся.
На рефлексивном этапе деятельность учителя по актуализации содержания обучения информатике анализируется с точки зрения трудностей, возникших у обучающихся, выявляется степень их заинтересованности к изучаемому материалу. Учитель делает вывод о целесообразности включения новых сведений для достижения эффективности урока.
Освоение учителем деятельности по актуализации содержания курса информатики требует овладения определенными знаниями и умениями. В качестве критериев, по которым можно судить об уровне его подготовленности, нами выделены такие: способность находить новшества в сфере информационных технологий (далее - ИТ); рациональность выбора темы урока и установления планируемых результатов обучения для выбранного новшества из сферы ИТ; целесообразность проекта учебной ситуации с точки зрения выбранного этапа урока и методов обучения; способность к рефлексии опыта актуализации содержания курса.
В соответствии с выделенными критериями в структурно-функциональную модель включены уровни подготовленности учителя информатики к обновлению содержания курса: репродуктивный, продуктивный и творческий.
Модель деятельности учителя по актуализации содержания обучения информатике позволяет формализовать его деятельность по проектированию учебных ситуаций для урока в соответствии с современными требованиями ФГОС общего образования, что способствует повышению эффективности работы учителя, а, следовательно, и качеству урока. Умение вносить коррективы в содержание обучения, обусловленные новыми направлениями развития информационных технологий, науки «Информатика» следует считать одним из показателей сформированности ИКТ-компетентности учителя информатики, а именно заявленной в профессиональном стандарте педагога предметно-педагогической ИКТ-компетентности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проектируя замысел современного учебного занятия по информатике в соответствии с требованиями ФГОС общего образования, педагог стимулирует учебные мотивы у обучающихся, активизирует их учебную деятельность, обеспечивает рефлексию. Важная роль при этом отводится актуализации содержания обучения. Формализация деятельности учителя по проектированию учебных ситуаций, предполагающих обращение к новейшим достижениям в сфере ИТ, представленная в работе в виде структурно-функциональной модели, позволяет учителю наиболее эффективно решить поставленную задачу. Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в подготовке методических материалов по актуализации содержания курса информатики с учетом современного состояния развития ИТ и науки «Информатика».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Информатика: учебник для 5 класса / под ред. Босовой Л.Л., Босовой А.Ю. 2-е изд., испр. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 184 с.
2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Миндзаева Э.В. Курс информатики в современной школе: от компьютерной грамотности к метапредметным результатам // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 1. С. 58-63.
3. Гейн А.Г. Информатика в школе: проблемы со-
Fortygina Svetlana Nikolaevna, Leonova Elena Anatol'evna THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY ...
pedagogical sciences
держания // Программирование. 2011. Т. 37. № (6). С. 14-18.
4. Кузнецов А.А. Основные направления развития школьного курса информатики // Ученые записки ИИО РАО. 1999. №3. С.7-15.
5. Информатика. 7-9 классы. Рабочая программа. Методические комментарии: учебно-методическое пособие / под ред. Кушниренко А.Г., Леонова А.Г., Зайдельман Я.Н., Тарасовой В.В. М. : Дрофа, 2017. 88 с.
6. Лапчик М.П. Путь информатики в школу: с чего это начиналось // Информатика и образование. 2015. №7 (266). С. 16-23.
7. Могилев А.В. Конструируем современный урок // Народное образование, 2013. №1. С.178-181.
8. Информатика. Программа для начальной школы:
2-4 классы / под ред. Матвеевой Н.В., Цветковой М.С. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 133 с.
9. Лапчик М.П., Леонов А.Г., Первин Ю.А. Элементы программирования в непрерывном курсе школьной информатики // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т.3. №1. С. 45-50.
10. Информатика. Программа для начальной школы:
3-4 классы / под ред. Плаксиной М.А., Цветковой М.С. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 108 с.
11. Информатика. 7-9 классы: методическое пособие / под ред. Полякова К.Ю., Еремина Е.А. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 80 с.
12. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / под ред. Рудченко Т.А., Семёнова А.Л.. М.: Просвещение, 2014. 55 с.
13. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру.2001. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://dic. academic.ru/contents.nsiTbusiness/
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с.
15. Педагогический словарь: справочное издание / авт.-сост. Андриади И.П., Темина С.Ю. М.: ИНФРА-М, 2016. 224 с.\
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2000. 712 с.
17. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
18. Аксёнова И.В. Технологическая карта урока как необходимое условие работы учителя в рамках введения ФГОС // Региональное образование: современные тенденции. 2014. № 2 (23). С. 84-89.
19. Голодная Л.М. Технологическая карта урока как новый вид методической продукции для проектирования учебного процесса // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 16. С. 26-27.
20. Горобец Л.Н., Слюнкова В.Н. Технологическая карта урока как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся // Методический поиск: проблемы и решения. 2013.№ 2 (15). С. 42-48.
21. Ларина Н.П. Технологическая карта урока как проект учебного процесса // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 4 (10). С. 190-193.
22. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. 2011. N 12. С. 12-18.
23. Марчукова О.Г. Проектирование современного урока. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. Тюмень, 2012.
24. Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ: ежемес. науч.-метод. и психол.-пед. журн.
2014. № 6. С. 5-12.
25. Петерсон Л.Г. Дидактическая система деятель-ностного метода «Школа 2000...» как механизм реализации стандартов второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. №5. С.3-9.
26. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
27. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
28. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учебное пособие / под ред. канд. психол. наук Матюшкиной А.А. М.: КДУ, 2009. 190 с.
29. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). М.: Педагогика, 1988. 192 с.
30. Работа подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 04.06.2018 г. № 1/335 по теме «Модель формирования ИКТ-компетентности у будущего учителя информатики».
Статья поступила в редакцию 24.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
252
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)