H. 2>. %ррщ>ва, Ж. С- Бирюкова, H. Е. Скрипова ( \
ТҐерсонифщированная программа повышения профессиональной компетентности... ‘ 1
ЧИППКРО
УДК 378.091.398
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ -ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП ПЕРЕХОДА НА АДРЕСНУЮ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Н. Б. Коржова, И. С. Бирюкова, Н. Е. Скрипова
Аннотация. В статье на основе анализа изменений требований к организации и содержанию общего образования в условиях реализации и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены изменения требований к профессиональной деятельности педагогических работников образовательного учреждения. Авторами статьи определены основные задачи руководителей образовательного учреждения: проектирование персонифицированной программы повышения профессиональной компетентности каждого педагога школы, которая позволит с учётом имеющихся ресурсов образовательного учреждения, а также с учётом диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагогов, спроектировать индивидуальную дорожную карту педагога. Также в статье приводится структура персонифицированной программы повышения профессиональной компетентности учителя, и даются рекомендации по ее содержанию.
The changes of requirements to professional activities of school teachers are described in the article. These changes are based on the analysis of changes of requirements to the organization and content of general education in the implementation and administration of the federal state educational standards of general education. The authors of the article identify major goals for school directors: projecting personalized program to improve the professional competence of each school teacher, which allows educational institutions design road map for a teacher, taking into account available resources, as well as the diagnosis of occupational difficulties and needs of teachers. The structure of personified program and its content are also described in the article.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования, учитель, персонифицированная программа повышения профессиональной компетентности.
State educational standards for general education, teacher, a personalized program to improve the professional competence.
В основных политико-правовых документах Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программе развития образования на 2011— 2015 годы, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяются новые требования к профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [5, 6, 12].
Прежде всего, попытаемся определить ключевые моменты, которые определяют изменения требований к организации и содержанию общего образования, затем определимся с изменениями требований к профессиональной деятельности педагогических работников.
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования определены основные задачи, направления и базовые ориентиры развития системы общего образования [8, 9, 10].
К основным важнейшим позициям современной школы, на наш взгляд, можно отнести следующие.
1. Современная школа - это школа развития мотивов личности школьника к познанию и творчеству, при этом школа мотивообразования начинается и с ученика, и с учителя, и с директора школы.
2. Современная школа - это школа духовно-нравственного развития и воспитания, вос-
Современная школа
ЧИППКРО
питания и социализации личности ребёнка. Это означает, что ключевыми позициями являются основные направления и планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования; воспитание и социализация обучающихся на ступени основного общего образования, включающие такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; воспитание и социализация обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования с подпрограммами духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, социализации и профессиональной ориентации, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [4, 8, 9, 10].
3. Современная школа - это школа формирования и развития универсальных учебных действий [1, 2]. В последнее десятилетие, при переходе к постиндустриальному обществу логика развития производственной сферы привела к сознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не только с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня - это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, несомненно, очень важно. Но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условие её расцвета и мирного развития.
Данный тезис посвящён ответу на вопрос: Как обучать? Или механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Известно, что формирование любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств (в том числе универсальных учебных действий, и умения учиться в целом), возможно только в деятельности.
4. Современная школа - школа деятельностной педагогики. Формирование любого умения проходит через следующие этапы: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление пер-
вичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция; контроль. Именно так сегодня учатся наши школьники писать и считать, решать задачи и примеры, рисовать и петь. Этот же путь обучающийся должен пройти и при формировании и развитии универсальных учебных действий, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а метапред-метный (надпредметный) характер: освоение норм целеполагания, самоконтроля, коррекции собственных действий, поиск информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и т. д. [1, 2].
5. Современная школа - это школа культурно-деятельностной педагогики образования, основателями которой являются Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и Л. В. Занков. В сфере образовательной политики и методологии развития образования рельефно обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно-деятельностной парадигме образования. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования отмечается, что в основе лежит системно-деятельностный подход, и, что важно, обозначаются его основные направления [6, 7, 8].
В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования как ведущего канала социализации является приобщение личности в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, социальным нормам, традициям, стереотипам и способам поведения человека, выработанным в ходе человеческой истории.
6. Современная школа - это школа игровой и проективной дидактики. Игровой и проективной дидактики от начальной к старшей школе. Для начальной школы это означает, что обучение должно организовываться через игру в опоре на ведущий тип деятельности младшего школьника. Данное обстоятельство полностью подтверждает высказывание Д. Б. Эльконина о том, что обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. И в этом смысле слова с этим ценностным акцентом игровая дидактика, проективная дидактика должна протянуться от начальной школы через основную школу и до старшей школы. Задача невероятно трудная - превращение ребенка в постоянного
Н Б. Кржова, И С- Бирюкова, Н Е. Скрипова
Персонифицированная программа повышения профессиональной компетентности...
«почемучку», в постоянного исследователя. Следовательно, очень важно то, какие мы ставим перед школой задачи и как, с помощью каких современных образовательных технологий эти задачи решаем.
Следовательно, главными проблемам, по развитию профессиональной компетенции педагогов, на наш взгляд, могут быть следующие:
- принятие педагогами идеологии федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и концептуальных подходов к его построению;
- освоение педагогами структуры и содержания основных документов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, системы основных, ведущих и дополняющих их документов;
- коррекция представлений педагогов о решении проблем когнитивного и личностного развития ребенка, в том числе, разработки содержания образования, отбора эффективных инновационных форм, современных образовательных технологий и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка;
- освоение педагогами новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности обучающихся;
- принятие современных педагогических стратегий обучения детей и др.
Далее, рассматривая перспективные направления организации повышения квалификации, мы находим, что необходимо переходить на персональные модели организации повышения квалификации педагогов образовательного учреждения [3, 7]. Следовательно, в настоящее время основной задачей руководителей образовательных учреждений, становится проектирование персонифицированных программ повышения профессиональной компетентности каждого педагога школы, которая позволит с учётом имеющихся ресурсов образовательного учреждения, с учётом диагностики профессиональных затруднений и потребностей педагогов, спроектировать индивидуальную дорожную карту педагога, а также получать качественные, доступные услуги в системе непрерывного, дополнительного профессионального образования в системе адресной модели повышения квалификации.
При работе с педагогами в условиях реализации и введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования рекомендуется, чтобы учителя школы разработали персонифицированные программы своего профессионального развития, направленного на освоение и работу по новым стандартам.
Персонифицированная программа, на наш взгляд, отличается от существующего плана самообразования, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и обучению на рабочем месте. То есть в нем учитель предстает сформировавшимся субъектом собственного профессионального развития.
Как правило, персонифицированные программы разрабатываются самими учителями. Самостоятельно написать качественную персонифицированную программу в состоянии только зрелый педагог, хорошо информированный по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству.
Разработка персонифицированной программы - это творческая работа, но на сколько она станет именно такой на практике, во многом зависит от руководителя школы. Педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для приобретения нужных знаний и умений при работе по новому стандарту, какими возможностями системы методической работы школы, муниципальной службы и региональной системы дополнительного профессионального образования стоит воспользоваться. Нужно стремиться, чтобы сама процедура разработки персонифицированной программы не была забюрократизирована и не приобрела формальный характер. У многих педагогов еще сохранились в памяти не вызывающие положительных эмоций планы самообразования. Персонифицированная программа - это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее учителю подняться над повседневностью, текучкой, очертить новые границы, определить перспективы, обозначить будущие профессиональные достижения. Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно
Современная школа
ЧИППКРО
становилось для педагога не только обязанностью, но и его внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, самостоятельно решать новый задачи.
При проектировании персонифицированных программ учителей мы опираемся на методические рекомендации «Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации», в которых рассматриваются следующие позиции «Существенную помощь в выборе стратегии могут оказать данные, полученные администрацией в ходе последней аттестации педагогического работника и в процессе анализа его результатов образовательной деятельности (посещение занятий, анализ результатов работы над методической темой, качество продуктов педагогического труда и т. д.). Необходимо также учитывать результаты анкетирования родителей и учащихся о деятельности педагогического работника. Следует учитывать возможности пси-холого-педагогического тестирования по выявлению профессиональных качеств и профессиональных затруднений педагогического работника [7]. Все эти данные помогут руководителю подготовиться к анкетированию и личному собеседованию с педагогическим работником» [11].
Как и все планы повышения квалификации, персонифицированные программы также должны обсуждаться и утверждаться одним из органов управления методической работой или образовательным учреждением. Рекомендуется заслушать и утвердить персонифицированные программы на заседаниях методического объединения учителей, согласовать их содержание с задачами разработки и реализации программ реализации или введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Предварительно персонифицированные программы могут быть просмотрены председателем методического объединения, заместителем директора по учебновоспитательной работе, опытными учителями школы - экспертами, внесены замечания и поправки, даны рекомендации по их доработке.
Ниже приводится структура персонифицированной программы повышения профессиональной компетентности учителя и даются рекомендации по его содержанию.
В структуре плана 7 разделов. В совокупности они отражают разнообразные направления деятельности педагога, актуальные для введения ФГОС. Однако это не означает, что по каждому из них должна быть обязательно спланирована определенная работа, нужно исходить из реальных задач, потребностей и возможностей учителя и школы.
Контролировать самостоятельную работу учителей по повышению квалификации трудно. Поэтому в плане предусматриваются специальные меры, управления реализацией плана: формы представления промежуточных и итоговых результатов и отчетность по ним. В конце отчетного периода в плане делается запись о его выполнении и степени подготовленности педагога к работе по ФГОС. Отчетные материалы и сам план могут собираться, систематизироваться и храниться в портфолио учителя в компьютерном варианте и на бумажных носителях.
Целесообразно разрабатывать план на один учебный год и конкретно (например, по четвертям) указывать в нем сроки выполнения запланированной деятельности. Однако могут быть разработаны планы или их отдельные разделы на перспективу и в 4 года.
Даже хорошо разработанные планы не исключают, а, напротив, предполагают коррекцию, которая осуществляется по мере их выполнения, так как ситуация, в которой работает учитель, может по истечении определенного времени меняться.
Мы рассмотрели и учли предложения по примерной структуре персонифицированной программы повышения квалификации работников образования, которая включает следующие структурные компоненты:
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая целевая направленность обучения учителя в образовательном учреждении.
1.2. Краткая характеристика затруднений и профессиональных потребностей учителя.
1.3. Цели обучения.
1.4. Учебные задачи.
2. Содержание обучения учителя, структурированное по модулям с указанием времени, которое отводится программой на его освоение.
2.1. Набор рабочих учебных модулей (образовательных программ модульных курсов): инвариантная и вариативная части.
Н Б. Кррждва, И С. Бирюкова, Н Е. Скрипова
Персонифицированная программа повышения профессиональной компетентности...
2.2. Учебно-тематический план реализации персонифицированной программы повышения квалификации.
3. Планируемые результаты обучения.
4. Оценка результатов подготовленности учителя к реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия - к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Ка-рабанова и др. - М. : Просвещение, 2011.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурмен-ская, И. А. Володарская. Под ред. А. Г. Асмо-лова. - М. : Просвешение, 2011. - 159 с.
3. Ильясов, Д. Ф. Школа как самообучающаяся организация / Д. Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2011. -№ 1(6). - С. 37-42.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс] / отв. ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. - 24 с. - URL : http://www.st-andart.edu.ru [дата обращения 22.02.2013].
5. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc; base=law;n=82134 [дата обращения 26.02.2013].
6. Национальная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.mon.gov.ru [дата обращения 22.02.2013].
7. Ленкова, А. А. Диагностика профессиональных затруднений и потребностей педагога
как основание проектирования персонифицированных программ повышения квалификации / А. А. Ленкова, О. В. Петрова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. -№ 4(13). - С. 92-100.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://www.stan-dart.edu.ru [дата обращения: 22.02.2013].
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://www.stan-dart.edu.ru [дата обращения 12.01.2013].
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 24480 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://www.standart.edu.ru [дата обращения 12.01.2013].
11. Управление разработкой и реализацией персонифицированных программ повышения квалификации : метод. рекоменд. / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : Изд-во ЧИП-ПКРО, 2011. - 199 с.
12. Федеральный закон № 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -иКЬ : http://www.mon.gov.ru [дата обращения 12.01.2013].