УДК 80
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Р.Ш. Халидова, Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала, Россия).
Аннотация. В статье речь идет о федеральных стандартах второго и третьего поколений и о формировании специальных компетенций у студентов-филологов, будущих специалистов русского языка. Актуальным является переход от гносеологической функции обучения к развивающей, в связи с чем предлагается использовать на занятиях ряд технологий: деятельностный подход, проектная работа и ее презентация, кейс-технология, технология портфолио и др.
Ключевые слова: компетенция, технология, студент-филолог, образовательные стандарты второго и третьего поколений, деятельностный подход, гносеологическая функция, педагогическое образование, личностно ориентированное образование.
Вот уже лет 20 в России происходят радикальные преобразования, идет реформирование и модернизация, интеграция России в мировое сообщество. И все эти изменения в социально-экономической, общественно-политической, культурной жизни страны обусловили потребность в широко образованных людях, стремящихся к самосовершенствованию. Выпускники школ должны быть не столько знающими и умелыми, сколько мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Изменение социально-культурных приоритетов во всех сферах общественного развития, в том числе и в образовании, диктует необходимость разработки новой технологии обучения. Современное состояние образования характеризуется многообразием альтернативных учебных программ, созданием различных инновационных образовательных учреждений: появились разнотипные учебные заведения (гимназии, лицеи, колледжи; классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов). Однако в этих учебных заведениях не всегда учебный процесс концептуально перестраивается в соответствии с новыми целями и задачами: изменяется содержание образования, а функции остаются те же: школа дает знания, выполняет гносеологическую («знаниевую») функцию, а развивающую функцию не выполняет.
В последние годы общеобразовательные школы перешли на новые образовательные стандарты второго поколения, методологической основой которых является деятельностный подход, формы и сроки обучения стали более гибкими, разработаны условия обучения для разных групп детей (с ограниченными медицинскими показателями, детей-мигрантов и т.д.). Рассматривается вопрос о создании типов школ по возрастному принципу, распределение детей по классам по уровню их умственного развития и т.д. Как видим, изменения разноплановые, и реагировать на них, осмысливать все нововведения приходится каждый день.
Коллективом ученых лаборатории психологии личностно-ориентированного образования Психологического института РАО разработана технология, призванная определить идеологию, методологию и технологию образовательного процесса на современном этапе. Около 18 лет она выстраивалась в регионах России. Эксперименты проводились в гг. Москва, Вологда, Петрозаводск, Тольятти, в Карачаево-Черкессии и т.д.
Проблемой личностно ориентированного обучения занимались Н.А. Афанасьева («Личностный подход в обучении»), М.И. Лукьянова («Теоретико-методологические основы
организации личностно ориентированного урока»). Ираида Сергеевна Якиманская и Владимир Васильевич Шоган разработали концепцию личностно ориентированного образования. Личностно ориентированное образование предполагает сочетание в едином образовательном процессе социализации и индивидуализации обучения. Цель современной общеобразовательной школы - создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Согласно данной концепции, нужна единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не боясь ошибиться. И когда педагог выявит особенности индивидуального развития ребенка, выстроятся дифференцированные формы его дальнейшего развития.
Только раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения, как считает И.С. Якиманская, обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.
Технология личностно ориентированного образования призвана помочь учителю реа-лизовывать выдвигаемые в концепции образовательных стандартов второго поколения задачи воспитания у учащихся важных с позиций общества компетенций - личностных, предметных, обеспечивать через педагогический процесс их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Как видим, назрела необходимость формирования у студентов определенных компетенций, которые помогут им в дальнейшем осознать цели и задачи собственной образовательной, педагогической деятельности, подготовить к преобразованиям, которые неотвратимы. В связи с этим вузы перешли на ФГОС третьего поколения. Обеспечить необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка в школе, способствовать формированию мировоззренческой концепции будущего специалиста-филолога, творческого подхода к профессиональной деятельности призвана дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку». Задачи данной дисциплины - это не только «вооружать будущих учителей знаниями в области методики русского языка, на основе которых они могли бы добиваться прочного усвоения учащимися программного материала по русскому языку, эффективно решать задачи воспитания, формировать у школьников умение самостоятельно совершенствовать свои знания; дать студентам представление о целях, содержании, методах и организационных формах обучения школьников русскому языку, а также о средствах обучения и способах их использования в учебном процессе в обычных школах и в школах с углубленным изучением русского языка», но и «подготовить студентов к работе в условиях реформируемой системы образования, в частности, вооружить студентов основами личностно-ориентированного обучения, умением проектировать для учащихся индивидуальный маршрут их обучения, воспитания, развития; дать теоретические представления об основных направлениях и содержании современных образовательных технологий, показать смещение акцента образовательной парадигмы в соответствии с требованиями ФГОСТ нового поколения с «знаниевой» на развивающую (результатом образования должна быть не обученность (информированность), а становление личности - самобытной, уникальной, творческой, имеющей собственные цели и ценности в жизни и реализующей их».
Необходимо использовать возможности образовательной среды вуза для формирования умения пользоваться современными образовательными технологиями, в том числе и информационными, с учетом возрастных особенностей учащихся и специфики предмета. С этой целью следует обеспечить условия для познавательной деятельности студентов и формирования у них навыков и умений, необходимых для решения прикладных задач, спе-
цифических для области их профессиональной деятельности. Надо стимулировать научно-методическое творчество студентов, стремление постоянно совершенствовать своё педагогическое образование, прививать умение самостоятельно работать с учебно-методической литературой; формировать у них творческое отношение к учительскому труду.
Выпускники по направлению подготовки «Педагогическое образование» должны обладать не только общекультурными, общепрофессиональными компетенциями, но и профессиональными, такими, как:
- способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
- способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
В этой связи на практических занятиях по «Теории и методике обучения русскому языку» проводится сопоставление программ и УМК, выявление их сходств и различий; формируется умение выбирать из всего многообразия программ, учебников тот вариант, который приемлем в той или иной учебной ситуации. На занятиях просматриваются и анализируются уроки ведущих учителей, определяются этапы урока, методы и приемы, использованные учителем для решения поставленных задач. Студенты составляют планы, конспекты не только традиционных, но и нетрадиционных уроков, проводится апробация данных конспектов и дальнейшее их обсуждение. Подобная работа позволяет студентам овладеть в какой -то мере методикой проведения уроков по русскому языку и подойти к прохождению педагогической практики более подготовленными.
На занятиях студентов знакомят с технологией деятельностного подхода (обучение в малых группах сотрудничества, метод проектов, дискуссии, мозговая атака, ролевые игры проблемной направленности, разноуровневое обучение, портфель ученика и др.), в частности, с проведением проектной работы и ее презентации: (деловой игры, демонстрации видеофильма, диалога исторических и литературных персонажей, научной конференции, научного доклада, путешествия, рекламы, ролевой игры, спектакля, театрализации, телепередачи, экскурсии). Метод проектов основывается на теории прагматической педагогики - обучение через делание. Такая работа позволит формировать не только лингвистическую, языковую и коммуникативную компетентность учащихся, но и активную личность, уверенную в себе, умеющую отстаивать свою точку зрения, т. е. надо перестроить мышление студентов и готовить их к тому, что учитель не носитель готовых знаний, а организатор познавательной деятельности учеников.
На современном этапе все больше внедряется и кейс-технология, которая формирует у учащихся высокую мотивацию к учебе, развивает такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства (в России она стала внедряться лишь последние 3-4 года).
Если меняется форма проведения учебной деятельности, то соответственно появляются и новые технологии контроля и оценки, с которыми также следует ознакомить студентов. Это портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.). На современном этапе это один из эффективных инструментов оценки компетенций студента, школьника, который используется, чтобы оценить развитие обучающихся в течение длительного периода времени по отношению к требованиям ФГОС.
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить
(А. Дистервег).
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
Halidova R.Sh. Formirovanie kompetencij u studentov-filologov v uslovijah realizacii FGOS VPO tret'ego ЩГ pokolenija II Nauka. Mysl". - № 11. - 2015.
© Р.Ш. Халидова, 2015.
© «Наука. Мысль», 2015.
— • —
Abstract. The article deals with the federal standard of second and third generations and the formation of specific competences at students-philologists, future specialists of the Russian language. Topical issue is the transition from the epistemological function of learning to evolving one and it is proposed to use a range of technologies in the classroom: the activity approach, project work and its presentation, case-technology, portfolio technology and others.
Keywords: competence, technology, student-philologist, educational standards of second and third generations, activity approach, epistemological function, pedagogical education, student-oriented education.
— • —
Сведения об авторе
Рашидат Шахрудиновна Халидова, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики обучения русскому языку и литературе, Дагестанский государственный педагогический университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 13.12.2015.
© Наука. Мысль, 2015.