Научная статья на тему 'Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов'

Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3018
1029
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ / PEDAGOGUE'S PROFESSIONAL STANDARD / PEDAGOGUE'S COMPETENCES / TRAINING / TRAINING PROGRAM / PEDAGOGUES' PSYCHO-PHYSIOLOGICAL AND SOCIO-PROFESSIONAL CHARACTERISTICS / PEDAGOGUES' TRAINING FORMS AND METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петунин Олег Викторович

Статья посвящена проблеме введения профессионального стандарта педагога. Автор приходит к выводу о том, что введение профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в повышении квалификации учителей. В статье анализируются требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте и определяют те компетенции, которыми он должен обладать. Компетенции в свете требований профессионального стандарта автор представляет по четырем сферам профессиональной деятельности педагога: нормативноправовая, психолого-физиологическая, социо-культурологическая и общепедагогическая. В статье предлагаются модули программ повышения квалификации и формируемые при их реализации компетенции. Рассматриваются различные организационно-деятельностные и организационно-мыслительные формы обучения, направленные на формирование нового качественного состояния профессиональных компетенций учителя, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Активные, деятельностные формы и методы повышения квалификации учителей в наибольшей степени отвечают требованиям профессионального стандарта и способствуют удовлетворению учебно-познавательных интересов педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петунин Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional standards and professional development of pedagogues

The article is devoted to the introduction of the professional standard of a pedagogue. The author comes to the conclusion that the introduction of the professional standard of pedagogue should entail changes in the professional development of teachers. The article analyses the requirements for pedagogue laid down in professional standards and identify those skills which he or she should have. Competences in the light of the requirements of the professional standard, the author presents four spheres of professional activity of pedagogue: legal, psychological, physiological, sociocultural and general. The article describes the modules of the training programs and competences formed at their realisation. On the basis of psycho-physiological and socio-professional characteristics of teachers and competences that should be formed and developed on training courses, various activity-organisational and organisational-cognitive forms of education aimed at the formation of a new qualitative state of teacher professional competency, his or her intellectual culture and the culture of self-development. Active, activity forms and methods of training of teachers were most suited to the requirements of professional standards and helping to meet the educational interests of pedagogues.

Текст научной работы на тему «Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов»

Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов

УДК 37.02

Петунин Олег Викторович

доктор педагогических наук, профессор Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

petunnin@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Статья посвящена проблеме введения профессионального стандарта педагога. Автор приходит к выводу о том, что введение профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в повышении квалификации учителей. В статье анализируются требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте и определяют те компетенции, которыми он должен обладать. Компетенции в свете требований профессионального стандарта автор представляет по четырем сферам профессиональной деятельности педагога: нормативно-правовая, психолого-физиологическая, социо-культурологическая и общепедагогическая. В статье предлагаются модули программ повышения квалификации и формируемые при их реализации компетенции. Рассматриваются различные организационно-деятельностные и организационно-мыслительные формы обучения, направленные на формирование нового качественного состояния профессиональных компетенций учителя, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития. Активные, деятельностные формы и методы повышения квалификации учителей в наибольшей степени отвечают требованиям профессионального стандарта и способствуют удовлетворению учебно-познавательных интересов педагогов.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, компетенции педагога, повышение квалификации, программы повышения квалификации, психофизиологические и социально-профессиональные особенности педагогов,

формы и методы повышения квалификации педагогов.

Проблема обновления, модернизации национальной системы квалификаций, преодоления дисбаланса между потребностями экономики и возможностями профессионального образования стала одной из ведущих для современной России. Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволяет постоянно следить за обновлением квалификаций и соответствием образовательных программ потребностям рынка труда.

Профессиональный стандарт регулирует не столько трудовые отношения между конкретным работником и его работодателем (для этого существуют другие документы, например, трудовой договор или эффективный контракт), сколько отношения между профессиональным сообществом и гражданином, который хотел бы подтвердить свою квалификацию и стать частью этого профессионального сообщества. Такой подход исключает сведение профессионального стандарта к обновленной версии должностной инструкции. Логика его разработки иная - анализ профессиональной деятельности, описание требований к ней. При определении требований важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности, что их задача -описать деятельность, а не личность [5; 6].

Стандарт был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты России № 544н от 18.10.2013. Первоначально профессиональный

стандарт педагога планировалось ввести с 1 января 2015 года. Теперь же, по словам министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова, «...профессиональный стандарт педагога пока апробируется. Заявлена дата его введения 1 января 2017 года. Однако не исключено, что эта дата будет отодвинута и на более длительный срок» [4].

Очевидно, что переход на требования стандарта выступает одним из условий повышения качества образования. Неизбежно введение профессионального стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в повышении квалификации учителей. Для внесения изменений в данную деятельность необходимо проанализировать профессиональные и личностные требования к педагогу, заложенные в профессиональном стандарте. Проведя данную работу, мы составили перечень необходимых и востребованных в свете требований данного документа компетенций для учителя. Они были сгруппированы нами по основным сферам профессиональной деятельности учителя, которые достаточно четко просматриваются в стандарте (табл. 1).

Выявленные на основе профессионального стандарта компетенции педагогов позволили нам в ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО) внести изменения и дополнения в действующие и разработать новые дополнительные образовательные программы повышения квалификации (ДПП ПК) педагогов.

Обучение по ДПП ПК осуществляется в объеме от 72 до 120 часов. Программа повышения квалификации для учителей-предметников включает ряд модулей. Сведения о модулях ДПП ПК и формируемых в ходе их реализации компетенциях педагогов содержит таблица 2.

© Петунин О.В., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

113

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Таблица 1

Компетенции педагога в свете требований профессионального стандарта

Сферы профессиональной деятельности Компетенции педагога

1) Нормативно-правовая Применение на практике основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС

Следование требованиям нормативных правовых, руководящих и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов) и др.

2) Психолого-физиологическая Использование в педагогической деятельности основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития и социализации личности, индикаторов и индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможных девиаций, приемов их диагностики

Учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей школьника на основе знаний законов развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития

Владение основами психодиагностики и умением диагностировать по основным признакам отклонения в развитии детей и др.

3) Социо-культурологическая Использование в обучении и воспитании детей закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенностей и закономерностей развития детских и подростковых сообществ

Умение на основе закономерностей семейных отношений эффективно работать с родительской общественностью

Умение эффективно выстраивать работу с детско-взрослыми сообществами на основе учета их социально-психологических особенностей и закономерностей развития и др.

4) Общепедагогическая Владение научными представлениями о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Применение на практике основных методик воспитательной работы, основных принципов деятельностного подхода, современных педагогических технологий и дидактических приемов

Проектирование образовательного процесса на основе педагогических закономерностей организации данного процесса

Применение в практической деятельности положений теории и технологии учета возрастных особенностей учащихся и др.

Как следует из таблицы 2, профессиональный стандарт педагога особенно серьезные требования предъявляет к компетенциям психолого-физиологического и социо-культурного характера. Это нашло свое отражение, как в содержании традиционных программ ДПП ПК, реализуемым в КРИП-КиПРО, так и в разработке ряда новых программ. Приведем примеры:

- Средства и технологии интерактивных занятий при очном и сетевом обучении;

- ИКТ в образовательной деятельности;

- Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования;

- Формирование индивидуальной траектории развития одаренных детей и подростков;

- Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с детьми с разными образовательными потребностями и др.

Обучение по ДПП ПК осуществляется с использованием очной и очно-заочной форм, в том числе посредством непрерывного освоения программ в полном объеме или частично с использованием модульно-накопительной системы обучения, стажировки, применения сетевых форм, различ-

ных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения.

В работе с учителями мы стараемся учитывать психофизиологические и социально-профессиональные особенности взрослых вообще и педагогов в частности. К этим особенностям относятся:

- осознание себя самостоятельной и самоуправляемой личностью;

- относительно большой жизненный опыт, в том числе профессиональный, который становится важным источником обучения самого слушателя и его коллег;

- мотивация обучения определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей (например, получение более высокого разряда при прохождении очередной аттестации, освобождение от аттестации, улучшение качества работы и т. д.);

- стремление к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;

- учебная деятельность в значительной степени обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными факторами [1; 2; 3].

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Профессиональный стандарт и повышение квалификации педагогов

Таблица 2

Модули программ повышения квалификации и формируемые компетенции педагогов

Названия модулей Формируемые и развиваемые компетенции педагогов

1. Г осударственная политика в области российского образования Применение на практике основ законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС (Конституция РФ, Закон об образовании в РФ, О правах ребенка, ФГОС общего образования и др.)

2. Психолого-педагогическое сопровождение воспитательнообразовательного процесса Следование профессиональной установке на оказание помощи любому ребенку; умения по выявлению разнообразных проблемы детей, связанные с особенностями их развития; оказание адресной помощи ребенку; умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов); умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка; владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционноразвивающую работу с детьми; умение отслеживать динамику развития ребенка; умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду; владение приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся; умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося и др.

3. Современные образовательные технологии Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися; владение деятельностными педагогическими технологиями (проблемное обучение, проектная деятельность, развивающее обучение и др.); умения использовать в воспитательно-образовательном процессе ИКТ-технологии и др.

4. Здоровьесберегающий и воспитательный аспекты деятельности педагога Владение формами и методами воспитательной работы; владение методами организации экскурсий, походов и экспедиций; владение методами музейной педагогики; умение регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды; умение ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников; управление классами, с целью вовлечения учащихся в процесс обучения и воспитания; установление четких правил поведения в классе; оказание всесторонней помощи и поддержки в организации ученических органов самоуправления; умение защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и др.

5. Контрольно-оценочная деятельность учителя Умения объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля и др.

6. Содержание и методика преподавания предмета Демонстрация знаний предмета и программ обучения; владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение формировать и развивать универсальные учебные действия; устойчивые навыки выполнения заданий открытых банков на уровне не хуже 90 % выпускников и др.

7. Организационнопедагогический практикум Умения планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность и др.

Из перечисленных выше особенностей педагогов и компетенций, которые должны быть у них сформированы и развиты на курсах повышения квалификации, нами используются различные организационно-деятельностные и организационно-мыслительные формы обучения (лекции, семинары, практические занятия, тренинги), направленные не столько на увеличение количества знаний, умений, сколько на формирование нового качественного состояния профессиональных компетенций учителя, его интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Сформировать и развить компетенции педагога, заложенные в профстандарте, возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера. С этой целью в первый же рабочий день курсов слушатели участвуют в разнообразных тренингах:

- тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

- тренинг креативности, служащий для развития у педагогов творческого воображения и мышления;

- тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий у учителей навыки более эффективного взаимодействия с учащимися и др.

Тренинги проводятся в целях формирования умений учителей организовывать парную и групповую работу. При их проведении одни слушатели выступают в роли учителя, другие - в роли школьников, что позволяет им представить в какой-то степени трудности не только учителя, но и учеников в организации и осуществлении воспитательно-образовательной деятельности в школе.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

115

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исходя из требований профессионального стандарта педагога, особое внимание при проведении курсов повышения квалификации мы стараемся уделить процессуальной стороне преподавания и активным формам работы со слушателями. К ним мы относим:

- деловые и ролевые игры («Мое место в современном образовательном пространстве», «Свобода творчества и ответственность учителя в воспитательно-образовательном процессе», «Если бы я был ...» и др.);

- круглые столы («Совместимы ли личностно-ориенированное обучение и педагогические технологии?», «Педагогика - наука или искусство?» «Мое отношение к профессиональному стандарту педагога», «Наиболее острые проблемы преподавания предмета в школе» и т. д.);

- методический калейдоскоп, включающий обмен наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами, в ходе которого педагоги делятся с коллегами тем, за счет чего им удается добиться успеха в работе;

- «аукцион» педагогических идей, предполагающий выдвижение и защиту педагогических и методических идей. В ходе его проведения учителя за ограниченное время рассказывают о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего изучения. В процессе защиты педагогических идей вводятся позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик [2; 3].

Важное место в осмыслении слушателями своих педагогических достижений в процессе приобретения на курсах систематических знаний и умений отводится различным формам итоговой аттестации.

Одной из форм аттестации является проведение деловой игры «Педагогическая мастерская», задачами которой являются развитие креативности и способности к конструктивной деятельности. «Педагогическая мастерская» - возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных подходов, методов и технологий. Участники игры активно включаются в предложенную педагогиче-

скую ситуацию и предлагают свои пути решения поставленной проблемы.

Одной из наиболее эффективных форм итоговой аттестации, как показывает наш опыт, является проектная деятельность педагогов, предполагающая разработку, защиту и обсуждение проекта. Примерные темы проектов могут быть следующими: «Современные формы контроля знаний учащихся», «Разработка лабораторного практикума по одному из курсов», «Разработка программ внеурочной деятельности школьников», «Особенности форм и методов урочной деятельности в классах углубленного изучения предмета», «Особенности форм урочной и внеурочной деятельности в работе с подростками» и т. д.

Таким образом, отталкиваясь от требований профессионального стандарта педагога, учет психофизиологических и социально-профессиональных особенностей педагогов позволило нам сделать вывод о необходимости внедрения в образовательный процесс активных, деятельностных форм и методов повышения квалификации. Использование подобных форм и методов обучения учителей в наибольшей степени отвечает требованиям профессионального стандарта и способствует удовлетворению учебно-познавательных интересов педагогов.

Библиографический список

1. Змеёв С.И. Основы андрагогики. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 152 с.

2. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых. -М.: Академия, 2002. - 128 с.

3. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

4. Ливанов Д.В. Минобрнауки РФ подводит итоги работы за 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ug.ru/news/14722.

5. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ug.ru/new_standards/6.

6. Ямбург Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителю? // Новая газета. - 2012. - № 125. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.novayagazeta.ru/society/55194.html.

116

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.