Научная статья на тему 'Профессиональная переподготовка учителей начальных классов в системе повышения квалификации'

Профессиональная переподготовка учителей начальных классов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3121
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / PROFESSIONAL RETRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM / PRIMARY SCHOOL TEACHERS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / COMPETENCE OF THE TEACHER / ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM / CURRICULUM / SELF-STUDY / WORKBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Керженцева Анна Владимировна, Пшукова Мадина Мухадиновна

Профессиональная переподготовка учителей начальных классов рассматривается как необходимое условие успешного профессионального развития и функционирования педагогов в сложившихся обстоятельствах внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программы профессиональной переподготовки, содержание, методы и технологии должны разрабатываться с учетом современных требований к уровню компетентности педагога. Рассматриваются содержательные и организационно-методические подходы формирования готовности педагогов к новому виду профессиональной деятельности в системе повышения квалификации, практико-ориентированный опыт организации обучения учителей начальных классов. При изучении дисциплин учебного плана по программе профессиональной переподготовки «Начальное образование и информатика» в качестве примера дидактического средства обучения, приводятся фрагменты заданий рабочей тетради для самостоятельной работы слушателей, способствующие развитию предметной и профессиональной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Керженцева Анна Владимировна, Пшукова Мадина Мухадиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional retraining of primary school teachers in professional development system

Professional retraining of primary school teachers is considered as necessary condition for successful professional development and functioning of the teachers under the conditions of the implementing the Federal State Educational Standard of the Primary General Education. The programs, content, methods and technologies of professional retraining should be developed considering modern requirements to the level of teachers’ competence. The article describes substantive and methodological approaches to forming teachers’ readiness to a new kind of professional activity in the system of professional development, practice-oriented experience in the organization of primary school teachers’ training. When studying curriculum subjects on the program of professional training «Primary education and Informatics» as an example of didactic training tools there are given the fragments of workbook for self-study, contributing to the development of subject and professional competence of trainees.

Текст научной работы на тему «Профессиональная переподготовка учителей начальных классов в системе повышения квалификации»

УДК 378.091.398

Профессиональная переподготовка учителей начальных классов в системе повышения квалификации

А. В. Керженцева, М. М. Пшукова

Professional retraining of primary school teachers in professional development system

A. V. Kerzhentseva, M. M. Pshukova

Аннотация. Профессиональная переподготовка учителей начальных классов рассматривается как необходимое условие успешного профессионального развития и функционирования педагогов в сложившихся обстоятельствах внедрения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программы профессиональной переподготовки, содержание, методы и технологии должны разрабатываться с учетом современных требований к уровню компетентности педагога. Рассматриваются содержательные и организационно-методические подходы формирования готовности педагогов к новому виду профессиональной деятельности в системе повышения квалификации, практико-ориентированный опыт организации обучения учителей начальных классов. При изучении дисциплин учебного плана по программе профессиональной переподготовки «Начальное образование и информатика» в качестве примера дидактического средства обучения, приводятся фрагменты заданий рабочей тетради для самостоятельной работы слушателей, способствующие развитию предметной и профессиональной компетенции обучающихся.

Abstract. Professional retraining of primary school teachers is considered as necessary condition for successful professional development and functioning of the teachers under the conditions of the implementing the Federal State Educational Standard of the Primary General Education. The programs, content, methods and technologies of professional retraining should be developed considering modern requirements to the level of teachers ' competence. The article

describes substantive and methodological approaches to forming teachers' readiness to a new kind of professional activity in the system of professional development, practice-oriented experience in the organization of primary school teachers ' training. When studying curriculum subjects on the program of professional training «Primary education and Informatics» as an example of didactic training tools there are given the fragments of workbook for self-study, contributing to the development of subject and professional competence of trainees.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, система повышения квалификации, учителя начальных классов, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентность педагога, дополнительная профессиональная программа, учебный план, самостоятельная работа, рабочая тетрадь.

Key words: professional retraining, professional development system, primary school teachers, Federal State Educational Standard, the competence of the teacher, additional professional program, curriculum, self-study, workbook.

Современная эпоха - эпоха активных разработок высоких технологий, в том числе и в области образования, которые создаются благодаря интеграции передовых достижений многих дисциплин. В связи с этим, нашим обществом перед современной школой выдвинута цель: российская школа должна быть переведена в режим развития, стать развивающей школой, характерной чертой которой является направленность на человека как личность.

В настоящее время произошли преобразования в системе российского образования на всех

уровнях, которые ставят задачу развития педагогических кадров с учетом экономических, социальных и профессиональных проблем.

В данных условиях одним из актуальных направлений поступательного движения педагогов в профессии становится профессии-ональная переподготовка по насущным направлениям развития образовательного учреждения и системы образования в целом.

После изучения практики профессиональной переподготовки педагогов Кабардино-Балкарской республики перед нами открылась причина необходимости данной подготовки, таковыми являются: расширение направления собственной профессиональной деятельности; овладение новыми смежными специальностями и компетенциями; нормативно-правовые акты, регламентирующие кадровые вопросы функционирования системы образования.

После принятия нового Закона «Об образовании в РФ» идет пересмотр целей деятельности образовательного учреждения, которое осваивает новые педагогические технологии, внедряет федеральные стандарты второго поколения. С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов в отечественном образовании изменились требования: к структуре основных образовательных программ; условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим; результатам освоения основных образовательных программ. Такое сочетание выдвигает соответствующие требования к подготовке педагогических кадров [1, ^ 12].

Ведущим компонентом ФГОС становится три «Т», одной из которых является требование к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) начального образования, что выходит непосредственно на педагога. Это обстоятельство делает чрезвычайно актуальной проблему переподготовки учителей работающих в начальных классах, но не имеющих базового образования.

Главной целью профессиональной переподготовки является успешное трудоустройство педагогов и эффективная профессиональная деятельность по новому виду деятельности в образовательном учреждении.

Существенное значение в реализации ФГОС принадлежит начальному общему об-

разованию школьников. ФГОС НОО ориентирует на формирование личностных характеристик учащегося, отраженных в «портрете выпускника начальной школы» [2, с. 8]. В связи с этим, подготовка учителей начальных классов к работе в условиях реализации ФГОС НОО возможна, в том числе в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) в образование, современный учитель должен не просто формировать у ученика твердые и прочные знания, умения и навыки, но и осуществлять целостное развитие его личности, создавать условия для самоопределения, обеспечивать механизмы социализации, вооружать учащегося ключевыми компетенциями, обеспечивающими социальную адаптацию и готовность к продолжению образования. Для решения этих задач учителю необходимы глубокие теоретические, практические и методические знания, лежащие в основе современных теорий, концепций, технологий и методик обучения и воспитания, владение способами проектирования и реализации развивающего образования школьников, сформиро-ванности рефлексивной педагогической позиции и готовность к осуществлению инновационных моделей образования. В связи с этим, целью дополнительной профессиональной программы (ДПП) «Начальное общее образование и информатика» является развитие у обучающихся личностных качеств, формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по данному направлению подготовки;а также обеспечение педагогов необходимыми для образовательных инноваций и повышения качества образования знаниями и умениями, содействие становлению их новой педагогической позиции и стимулирование творческого роста.

Конкретная миссия данной ДПП, реализуемой в институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета (г. Нальчик), заключается в подготовке учителей, работающих в области методики преподавания в начальной школе (предметных областей) и информатики в начальной школе, способных в дальнейшем реализовать

профессиональные компетентности в различных образовательных учреждениях, и т. д.

С 2013 года в ИПК и ПРО КБГУ реализуется профессиональная переподготовка учителей начальных классов по программе «Начальное образование и информатика» в объеме 546 часов, дающая квалификацию учителям начальных классов с правом преподавания информатики в начальной школе. Обучение прошли более 350 педагогов, получив диплом о профессиональной переподготовке, дающей право на ведение нового вида профессиональной деятельности, получив квалификацию «учитель начальных классов с правом преподавания информатики».

В основу подготовки положены принципы организации образования взрослых людей, содержательные и организационно-методические подходы формирования готовности педагогов к новому виду профессиональной деятельности, практико-ориентированный и опережающий характер обучения.

В программе по переподготовке внимание слушателя концентрируется не только на методические аспекты его деятельности, но и на методологическую подготовку. Так как вхождение учителя в пространство новой для него педагогической технологии является глубокое понимание ФГОС нового поколения.

Полагаем, что введение новых программ, учебных планов и методических рекомендаций не способно изменить ситуацию без кропотливой и длительной работы по изменению педагогической позиции учителя, поэтому задачей профессиональной переподготовки учителей начальных классов является создание условий для пересмотра педагогами своего профессионального мировоззрения, приобретения ими принципиального опыта, формирования нового профессионального поведения.

Содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ДПП профессиональной переподготовки «Начальное образование и информатика» регламентируется учебным планом, рабочими программами учебных дисциплин, материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также дидактическими и методическими материалами, обеспечивающи-

ми реализацию соответствующих образовательных технологий.

Учебный план профессиональной переподготовки по программе «Начальное образование и информатика» содержит разделы:

1. Общепрофессиональные дисциплины.

2. Специальные дисциплины.

3. Дисциплины специализации.

4. Специальные факультативные дисциплины.

Продолжительность обучения 10 месяцев,

заканчивается обучение сдачей итогового комплексного экзамена.

Выбор предметов осуществлялся на базе необходимости обновления знаний педагогов с одной стороны и формирования новых компетенций профессиональной деятельности по направлению переподготовки.

Предложим профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе с правом преподавания информатики:

- учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика;

- обеспечить формирование универсальных учебных действий до уровня, необходимого для обучения в основной школе;

- обеспечить при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста;

- быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышения степени доверия детей учителю;

- уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников;

- учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек;

- использовать информационные источники, периодику, следить за последними открытиями в области педагогической науки.

ДПП регламентирует цели, планируемые результаты, учебный план, календарный график, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы самостоятельной работы и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Раздел «Общепрофессиональные дисциплины»

1. Педагогика и психология младшего школьника.

2. Правовое обеспечение профессиональной деятельности.

3. Методология научно-исследовательской деятельности учащихся.

Раздел «Специальные дисциплины»

1. Теоретические основы информатики.

2. Вычислительная техника и программное обеспечение ЭВМ.

3. Компьютерные сети и телекоммуникации.

4. Языки и методы программирования.

5. Теория и методика обучения информатике.

6. Основы защиты информации.

7. Методика преподавания русского языка в начальной школе.

8. Методика начального математического образования.

9. Методика изучения предмета окружающий мир.

10. Методика преподавания литературного чтения.

Раздел «Специальные факультативные дисциплины»

1. Социальная информатика.

2. Методика преподавания ИЗО.

3. Теория и методика музыкального воспитания младшего школьника.

Раздел «Дисциплины специализации»

1. Информационная культура младшего школьника.

2. Методика организации читательской деятельности младшего школьника.

Практика профессиональной переподготовки показала, что образовательный процесс находится в двусторонней зависимости от общего профессионального образования педагогов: каждого по отдельности, группы в целом и реали-

зуемой в процессе подготовки диалектической модели обучения. В связи с этим изменяется характер и функции дополнительного профессионального образования: оно должно не только передать знания, сформировать умения, но и развить способности к освоению нового вида деятельности, ее осмыслению и творческому преобразованию, научить нести ответственность за себя и свои действия.

Конструирование учебного процесса в рамках профессиональной переподготовки осуществляется, исходя из заданных установок, таких как:

- актуализация целей и содержание образования;

- постановка целей обучения с ориентацией на достижение результатов;

- выбор методического обеспечения;

- подготовка учебно-методических материалов и организация процесса обучения в соответствии с поставленными целями;

- оценка текущих результатов, коррекция обучения;

- заключительная оценка результатов;

- педагогическая рефлексия.

Методологическую основу профессиональной переподготовки составляет единство трех принципов [3, с. 178; 4, с. 65]:

1. Деятельностный подход к организации педагогического взаимодействия, определяющий деятельность, как основное условие профессионального развития педагога.

2. Личностный подход к организации и осуществлению педагогического процесса, предполагающий опору на естественный процесс саморазвития личности обучающегося.

3. Принцип смены ролей в ходе образовательного взаимодействия, гарантирующий учителям равные права и возможности при реализации вариативной части учебного плана.

Параллельно с аудиторными занятиями слушатели имеют возможность наблюдения педагогического процесса в школах, где уже сложились образцы инновационной педагогической деятельности, в той или иной степени воплощающие идеалы нового содержания образования реализующего ФГОС.

Задача лекций, семинаров в том, чтобы помочь учителю осознать новые требования, критически осмыслить собственный опыт, в том числе сравнивая его с наблюдаемой ими практикой.

Задача программы дополнительного профессионального образования учителей начальных классов - создание условий для пересмотра педагогами своего профессионального мировоззрения, приобретение ими принципиального нового опыта, формирование нового профессионального поведения.

Поэтому сегодня работа с учителем состоит, прежде всего, в формировании у него умения организовать работу по саморазвитию.

Планируемые результаты нашей программы дополнительного образования «Начальное образование и информатика» ориентируются на профессиональный стандарт, который был введен в 2013 году.

Профессиональный стандарт - это не догма, периодически его необходимо пересматривать, поскольку его содержание должно соответствовать реальной ситуации в образовании, а он сегодня требует, чтобы учитель овладел компетенциями, которые включены в новый профессиональный стандарт педагога:

- Работа с одаренными детьми.

- Работа в условиях реализации школой программ эксклюзивного образования.

- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

- Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии.

- Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

В условиях профессиональной переподготовки учителей, когда каждый из них проходит обучение без отрыва от основной работы, актуальными становятся формы, методы и средства обучения, базирующиеся на продуктивной самостоятельной работе обучающихся [5, с. 17].

Одним из средств организации данной работы и формирования профессиональной компетентности обучающихся являются рабочие тетради.

В рамках ДПП «Начальное образование и информатика» используется рабочая тетрадь, разработанная силами кафедры начального общего образования и кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании ИПК и ПРО КБГУ.

В качестве примера учебно-методического обеспечения профессиональной переподготовки приводим выдержки из рабочей тетради по трем дисциплинам.

Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Общие вопросы модернизации образования

Задание 1: Перечислите основные направления государственной политики в сфере образования

Задание 2. Оцениваем ситуацию введения ФГОС в образовательном учреждении.

Действительно ли ваше образовательное учреждение в полной мере использует основные идеи и положения ФГОС? Выберите один из ответов и аргументируйте:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да_

Нет

Частично

Затрудняюсь ответить

Как понять и оценить, что успешная реализация ФГОС в образовательном учреждении связана с эффективными управленческими решениями? Приведите примеры:_

Напишите эссе на тему «Как изменилась моя педагогическая деятельность с введением ФГОС НОО».

Эссе (фр. essai - попытка, проба, очерк) -прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающие индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендующие на исчерпывающий ответ. Это развитие мысли в свободной форме на свободно выбранную или заданную тему. Представленное утверждение можно не доказывать, важно творчество в развитии мысли и представление своего мнения.

Задание 3. Обсуждаем тенденции изменения целей начального общего образования.

Сравнительно недавно главной целью начального общего образования считали обучение чтению, письму, счету, а критериями успешного обучения - уровень знаний и степень сформиро-ванности предметных умений и навыков.

В настоящее время в соответствии со стандартом второго поколения начальное образование закладывает основу формирования учебной

деятельности - систему познавательных и учебных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Одновременно начальная школа призвана формировать у детей способность и готовность сотрудничества в учебной деятельности с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Согласны ли вы с обозначенной в тексте сменой приоритетов в целях начального образования?

Были ли вы на уроках, на которых решаются задачи формирования УУД. Напишите о них:

Задание 4. Рассматриваем направленность ФГОС на Решение дидактических задач урока.

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 (п.6) ФГОС направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов учреждений;

- расширения возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки, использования различных форм деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды учреждения;

- индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждаются в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проанализируйте положения (пункты) Приказа Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 (п.6). Какие положения (пункты) определяют требования к современному уроку?

Рассмотрите направления, реализуемые ФГОС, которые представлены в приказе.

В чем заключаются, на ваш взгляд, основные требования к современному уроку?

В чем принципиальное отличие уроков, проводимых до введения стандартов второго поколения и в условиях реализации ФГОС?

Сформулируйте свою точку зрения по данным вопросам_

Проанализируйте одну из примерных программ по учебному предмету (на ваш выбор) и определите, какие основные виды деятельности учащихся определены по каждому из разделов программы. Как учителю использовать обозначенные виды деятельности при проектировании и проведении урока?_

Задание 6. Планируемые результаты освоения ООП в начальной школе.

Познакомьтесь с некоторыми пунктами приказа об утверждении ФГОС (Приказ Минобр-науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011г. № 2357), в которых говорится о планируемых результатах обучающихся, освоивших ООП начальной школы.

Какие изменения, на ваш взгляд, имеют планируемые результаты освоения ООП в условиях ФГОС. Приведите примеры.

Какие из планируемых результатов представляются вам наиболее значимыми? Почему?_____

Что, по вашему мнению, необходимо изменить в содержании и организации урока, чтобы достичь указанных в ФГОС планируемых результатов?_

Задание 7. Рассмотрите методические особенности УМК, который используете вы в своей педагогической деятельности. На основе одной (или нескольких, - на выбор) особенностей приведите аргументы в пользу соответствия этого методического комплекта ФГОС и сис-темно-деятельностному подходу как его методологической основы.

Какая из особенностей, на ваш взгляд, является наиболее важной, существенной?_

Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать педагог начальной школы для создания и развития учебно-игровой среды для детей?_

Задание 8. Как вы считаете, почему в условиях введения ФГОС учебник оказывается в центре личностно-ориентированного обучения?

Типы уроков:

- первичного предъявления новых знаний или УУД - «открытия» нового знания, нового вида учебного действия (личностного, регулятивного, коммуникативного, познавательного);

- формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями;

- применения, обобщения и систематизации предметных ЗУНов, УУД;

- повторение предметных ЗУНов или закрепление УУД;

- контрольный (применение предметных ЗУНов, сформированности УУД, умений решать практические задачи);

- коррекционный (индивидуальная работа над ошибками);

- комбинированный.

Методика преподавания литературного чтения.

Проектирование и анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Задание 1. Разработайте технологическую карту достижения планируемых результатов на уроке литературного чтения.

Тема_

Результаты деятельности_

Личностные (ЛР)_

Метапредметные (МПР)_

РУУД_

ПУУД_

КУУД_

Предметные (ПР)_

Цель:_

Средства_

Тип урока_

Задание 2. Для развития личностных УУД на уроках литературного чтения возможно использовать следующие типы задач:

- на личностное самоопределение;

- на развитие Я-концепции;

- на самообразование;

- на мотивацию;

- на нравственно-этическое оценивание. Спроектируйте учебную ситуацию, включающую решение одной из представленных задач_

Методика обучения информатике.

Задания для самостоятельной работы

Тема 1. Планирование образовательного процесса по информатике.

Задание 1. Проанализировать различные варианты тематического планирования по курсу информатики в начальной школе. Изучить примеры планирования уроков по информатике. Указать наиболее удачные, по вашему мнению

Тема 2. Методы обучения информатике.

Задание 2. В контексте использования активных методов обучения рассмотреть собственный опыт преподавания информатики и опыт ваших коллег с указанием разделов и тем курса информатики. Перечислить разделы, темы и классы в хронологическом порядке

Тема 3. Требования федерального образовательного стандарта начального общего образования.

Задание 3. Рассмотреть цели изучения информатики в начальной школе. Изучить характеристики предмета «Информатика» в начальной школе. Рассмотреть личностные, мета-предметные и предметные результаты освоения информатики в начальной школе. Заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Результаты Компетенции

1. Личностные

2. Метапредметные

3. Предметные

Тема 4. Содержательные линии курса информатики в начальной школе

Задание 4. Ознакомиться с содержанием обучения информатике в начальной школе.

Провести сравнительный анализ содержания обучения информатике в начальной школе и основной школе. Сделать вывод об особенностях каждого.

Вывод:_.

Перечислить основные содержательные линии курса «Информатика» в начальной школе

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Каковы особенности преподавания информатики в начальной школе?

2. Почему информатику следует изучать с первых классов школы?

3. Почему приоритетным при изучении информатики следует считать развитие мышления школьников?

4. Каковы цели обучения информатике в начальной школе?

5. Приведите перечень общеучебных навыков, которые следует формировать при изучении информатики в начальной школе.

6. Составьте перечень основных умений работы на компьютере, которыми должны овладеть младшие школьники.

7. Почему курс информатики в начальной школе должен быть пропедевтическим?

8. Что, на ваш взгляд, должно быть содержанием обучения информатике в начальной школе?

9. Какие умения надо сформировать в ходе изучения пропедевтического курса информатики?

10. Особенности мышления младших школьников.

11. Организация и методы обучения младших школьников по информатике.

12. Безотметочное обучение информатике в начальной школе.

13. Какие особенности мышления младших школьников следует учитывать при обучении информатике?

14. Какова роль дидактических игр в обучении младших школьников?

15. Каково соотношение по времени между компьютерной и безкомпьютерной составляющими урока, предлагаемое СанПиН?

16. Компьютерные обучающие программы.

17. Компьютерные развивающие игры для младших школьников.

18. Психолого-педагогические особенности использования развивающих компьютерных игр для младших школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Каковы психолого-педагогические особенности использования компьютерных игр следует учитывать учителю?

20. Как, на ваш взгляд, следует решать проблему, связанную с различием в уровне навыков первоначального владения компьютером школьниками?

Таким образом, предложена модель профессиональной переподготовки учителей начальных классов в системе повышения квалификации, базирующаяся на цели овладения новыми профессиональными компетенциями, необходимыми в повседневной практической деятельности современного педагога.

Библиографический список:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2013. - 41 с.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М. : Проспект, 2013. - 160 с.

3. Новые педагогические технологии и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалификации пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2002. -С. 178-179.

4. Пшукова М. М. Методические аспекты совершенствования подготовки учителей школ в области информационной компетентности в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 157 с.

5. Агмалова А. Ф. Формирование информационной компетенции будущих учителей информатики // Среднее профессиональное образование. - 2013.- № 5. - С. 17-19.

References:

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal State Educational Standard of the Primary General Education]. M., 2013. 41 p.

2. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Ros-siyskoy Federatsii» [Federal Law «On Education in the Russian Federation»]. M, 2013. 160 p.

3. Polat E. S. Novye pedagogicheskie tekhnolo-gii i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazo-vaniya: Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sis-temy povysh. kvalifikatsii ped. kadrov [New Educational Technologies and Information Technologies

in Education: Textbook for Students of Pedagogical Higher Education Institutions and Teachers' Professional Development System]. M., 2002, pp.178-179.

4. Pshukova M. M. Metodicheskie aspekty so-vershenstvovaniya podgotovki uchiteley shkol v oblasti informatsionnoy kompetentnosti v sisteme povysheniya kvalifikatsii : dis. ... kand. ped. nauk [Methodological Aspects of Improving Teachers'

Preparation in the Field of the Information Competence in the System of Professional Development: Author's Thesis]. M., 2003. 157 p.

5. Agmalova A. F. Forming Information Competence of Future Informatics Teachers [Formiro-vanie informatsionnoy kompetentsii budushchikh uchiteley informatiki] Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary Vocational Education]. 2013. № 5, pp. 17-19. '

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.