Научная статья на тему 'Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования'

Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1959
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПОСОБНОСТИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / УРОК / EDUCATIONAL STANDARDS / ABILITIES / TEACHING PROCESS / LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осинина Татьяна Николаевна

В статье рассматривается вопрос развития способностей обучающихся, который приобретает особое значение при внедрении и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Полученные автором результаты свидетельствуют о том, что большинство педагогов, недостаточно информированы о стандартах нового поколения и испытывают необходимость в повышении своего профессионального уровня. Реализация системно-деятельностного подхода требует существенной перестройки традиционного урока, инновационных преобразований методов, приемов и форм организации обучения. Эти преобразования ориентированы на психологические закономерности запоминания, сохранения, воспроизведения материала и основные положения системно-деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осинина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the ability of pupils to learn the lesson in a condition of realisation of federal state educational standard of general education

The article considers pupils’ abilities development which is of particular importance in the implementation and realisation of the new federal state educational standards. Our results indicate that the majority of pedagogues are not well informed about the standards of the new generation and experiencing the need to improve their professional level. Implementation of systemactivity approach requires a substantial restructuring of the traditional lesson of innovation methods, techniques and forms of organisation of teaching. These transformations are focused on psychological patterns of memorisation, preservation, reproduction of the material and the basic provisions of systemactivity approach.

Текст научной работы на тему «Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»

Развитие способностей обучающихся на уроке...

УДК 373.5.016

Осинина Татьяна Николаевна

кандидат психологических наук Московский государственный областной гуманитарный институт, г. Орехово-Зуево

tatyanaosinina@mail.ru

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается вопрос развития способностей обучающихся, который приобретает особое значение при внедрении и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Полученные автором результаты свидетельствуют о том, что большинство педагогов, недостаточно информированы о стандартах нового поколения и испытывают необходимость в повышении своего профессионального уровня. Реализация системно-деятельностного подхода требует существенной перестройки традиционного урока, инновационных преобразований методов, приемов и форм организации обучения. Эти преобразования ориентированы на психологические закономерности запоминания, сохранения, воспроизведения материала и основные положения системно-деятельностного подхода.

Ключевые слова: образовательный стандарт, способности, процесс обучения, урок.

В декабре 2005 г. началась разработка нового поколения государственных образовательных стандартов общего образования, в основу которых положены идеи преемственности и инновационности. ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г. Вопрос о стандартах сегодня актуален не только для системы образования, но и для общества в целом [3]. Самая большая ответственность за успешную реализацию новых стандартов возлагается на учителя, его профессионализм, уровень педагогической культуры, мотивации к самосовершенствованию и развитию [4, с. 18].

Новые стандарты впервые должны выполнить общественно-стратегическую задачу: выявить и зафиксировать современные запросы в сфере образования со стороны личности, семьи, общества и государства. В стандарте общего образования второго поколения сформулирован ряд принципиальных инновационных идей, связанных со стратегической трактовкой стандарта как важнейшего ресурса социокультурной модернизации российского общества. Образование рассматривается в стандарте в качестве важнейшей социальной деятельности общества, направленной на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности. Стандарт представлен как общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством [5, с. 9-28].

Методологической основой стандартов второго поколения выступает системно-деятельностный подход, «...который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.» [11].

Системно-деятельностный подход представляет интеграцию системного и деятельностного подходов. Сущность деятельностного подхода заключается в том, что формирование и развитие психики человека происходит в конкретной деятельности. Задачи системного подхода к изучению человека как субъекта психической деятельности были поставлены Б.Г. Ананьевым [1]. Большую роль в становлении этого подхода сыграла теория функциональных систем П.К. Анохина [2]. Основные принципы системного подхода к изучению психических процессов сформулированы Б.Ф. Ломовым (1970, 1981). Согласно принципу системности, изучаемый предмет рассматривается с точки зрения организованного целого и обладает свойствами, которые невозможно вывести из его фрагментов или частей [6].

Во ФГОС сделан акцент на необходимость развития личностных и профессиональных компетенций, на стимулирование внутренних усилий личности в процессе обучения, воспитания, развития. В связи с этим востребованным становится педагог, способный понять ребенка, взаимодействовать с ним для достижения поставленных целей, выстраивания личной жизненной траектории [7, с. 88]. В процессе внедрения ФГОС основной акцент делается именно на профессиональную позицию учителя, его нацеленность на достижение успеха, веру в способности ребенка, умение организовывать совместную деятельность педагога и обучающегося [7].

Как отмечал Сенека «для корабля, порт назначения которого неизвестен, нет попутного ветра». В новом стандарте конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника [4, с. 19]. Согласно «портрету выпускника основной школы» он должен уметь учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, быть способным применять полученные знания на практике. Данная направленность

© Осинина ТН., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

21

ПЕДАГОГИКА

нового стандарта ставит перед педагогами задачу формирования новых методических приемов в обучении, способов работы с учебным материалом.

Учитывая постоянные процессы реформирования отечественной системы образования и последние тенденции в этом направлении, связанные с доминированием компетентностного подхода, со всей очевидностью встает проблема развития способностей школьников в процессе обучения. Компетентностный подход нацеливает на формирование УУД обучающихся, которые позволят им самостоятельно решать проблемы, организовывать познавательную деятельность и обеспечивают развитие личности. УУД определяют способность личности учиться, познавать, выстраивать сотрудничество в познании и преобразовании окружающего мира [4, с. 19].

Отличительной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения является направленность на обеспечение перехода в образовании от простой трансляции знаний к развитию способностей обучающихся, раскрытию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях. Новые стандарты нацелены на самостоятельное получение знаний, а не на механическую репродукцию усвоенного учебного материала. Очевидно, что реализация новых стандартов требует существенной перестройки процесса обучения в целом, изменения урока, его структуры, требований к результатам, модернизации всей методической системы обучения. Новые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности обязательных компетентностей выпускника образовательной организации, определяемых индивидуальными, семейными, общественными и государственными потребностями, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты [5, с. 21].

Под личностными результатами понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сфор-мированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок. Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории. Под предметными результатами понимаются освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области [11].

Мы считаем, что при внедрении и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов особое значение приобретает развитие способностей обучающихся на уроке. Способности - это основания деятельности, орудия к осуществлению деятельности [13]. В.Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности [14, с. 74]. Способности проявляются в процессе реализации функции. Деятельность - это целенаправленная активность, которая без способностей не реализуется.

В структуре учебной деятельности способности выступают как важнейшее условие её эффективности. В учебном процессе именно способность учащихся к самостоятельному реконструктивному воспроизведению материала является показателем высокого уровня усвоения знаний. Степень успешности учебной деятельности в условиях реализации ФГОС напрямую зависит от уровня развития способностей обучающихся, их интеллекта в целом. Именно поэтому необходимым условием повышения качества образования является непрерывное развитие способностей обучающихся обрабатывать материал и регулировать учебно-познавательную деятельность.

Л.В. Черемошкина выделяет следующие способы обработки материала:

1. Группировка - разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т.д.).

2. Опорные пункты - выделение какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заголовки, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры и т.д.).

3. Мнемический план - совокупность опорных пунктов.

4. Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

5. Структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого.

6. Систематизация - установление определенного порядка в расположении частей целого и связей между ними.

7. Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации.

8. Аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий, в целом различных.

9. Мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания.

22

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Развитие способностей обучающихся на уроке...

10. Перекодирование - вербализация (прогова-ривание, называние) невербального материала или представление вербального материала в образной форме, а также преобразование информации на основе семантических, фонематических признаков и т.д.

11. Достраивание запоминаемого материала -привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки или метод мест).

12. Серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочение в пространстве и т.д.

13. Ассоциация - установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с индивидуальным опытом субъекта и т.д. [12].

Грамотная организация произвольного запоминания в процессе обучения, обусловленная не только четкими целями и адекватной мотивацией, но и разнообразными способами обработки материала, приводит к наиболее полному и прочному усвоению учебной информации [13]. В новом стандарте сказано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

«...умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.» [11].

В.В. Помазков отмечает, что важнейшим условием эффективного образования в настоящее время, позволяющим развивать способности обучающихся, является способ обогащения образовательной среды. Дидактический подход к обогащению образовательной среды включает, прежде

всего, использование системно-деятельностного подхода в образовании. Такой подход, по его мнению, позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его интеллектуального развития, способности и образовательные предпочтения [8].

Формирование способов обработки информации - это развитие операционных и регулирующих механизмов способностей, которые, в свою очередь, зависят от специфики обучающих программ. В условиях внедрения новых ФГОС необходимо ввести в систему обучения специальные средства и процедуры, направленные на развитие способностей обрабатывать материал и регулировать мне-мическую деятельность. На каждом уроке необходимо учить ребёнка обрабатывать огромный поток информации, учить выделять главное в учебном материале, обнаруживать проблему и находить пути её решения, т.е. формировать универсальные учебные действия.

Цель исследования - изучение вопроса развития способностей обучающихся на уроках в рамках системно-деятельностного подхода. Мы предполагаем, что внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования предоставляет новые возможности для развития способностей обучающихся на каждом уроке.

С целью изучения профессиональных затруднений педагогов в связи с началом перехода их образовательной организации к работе по новым федеральным государственным образовательным стандартам, а также приемов развития способностей, которыми пользуются учителя, нами была разработана анкета, включающая 22 вопроса. В анкетировании приняли участие педагоги МОУ СОШ №12 с УИОП г. Орехово-Зуево Московской области, которые начали работать по ФГОС ООО с сентября 2014 года.

Многие педагоги, принявшие участие в анкетировании, отмечают, что они недостаточно информированы о стандартах нового поколения и испытывают необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС. На вопрос: «Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении?» почти все педагоги отвечают утвердительно. Почти все педагоги отмечают, что способны использовать опыт творческой деятельности других педагогов, умеют организовать проектную деятельность обучающихся и предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы и т. д.). Также учителя отмечают, что умеют провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем элементов развивающего характера, проблемы (противоречий).

Большинство педагогов отмечают, что не испытывают затруднений в организации самостоя-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

23

ПЕДАГОГИКА

тельной творческой деятельности обучающихся, с выбором методов обучения, с умением сочетать методы, средства и формы обучения, но иногда испытывают трудности в составлении рабочих программ. Сущность системно-деятельностного подхода правильно определяют все учителя. Только два педагога затрудняются при ответе на этот вопрос.

При переходе на ФГОС ООО учителя подчеркивают важность использования разнообразных форм, методов, приемов обучения, повышающих степень активности учащихся в учебном процессе, создания на уроке атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, использования ситуаций проблемного характера, эвристических задач. Необходимо учить детей определять границы своих знаний, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; создавать условия для выстраивания учеником индивидуальной траектории изучения предмета; обучать детей осуществлять рефлексивное действие; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать даже минимальные достижения.

Большинство педагогов уделяют внимание развитию способностей обучающихся на уроках в условиях перехода на ФГОС ООО. Среди приемов развития способностей, которые используются на уроках, можно выделить следующие: дифференцированный подход в обучении, использование игровых технологий, творческой, исследовательской деятельности. Перечисляя конкретные профессиональные затруднения, которые испытывают педагоги при введении и реализации новых ФГОС, следует обратить внимание на следующие: постановка целей урока, отсутствие критериев оценки результатов обучения, сложность привыкания к новому, дополнительная нагрузка и увеличение объемов работы, недостаточная информированность учителей о новых стандартах, а также родителей об особенностях организации работы по новым стандартам, недостаточная степень технической поддержки при проведении уроков в рамках ФГОС. Для преодоления педагогических затруднений при подготовке и проведении уроков учителя отмечают необходимость посещения уроков опытных педагогов, обучающих семинаров, получение консультационной и методической помощи, научной и информационной поддержки.

Для успешной работы в условиях ФГОС ООО учителям необходимо достойное методическое и материально-техническое обеспечение, прохождение курсов повышения квалификации, посещение уроков других педагогов, проводимых по новым стандартам.

М.М. Поташник и М.В. Левит, перечисляя причины выявленных затруднений педагогов в освоении ФГОС, отмечают следующие: сложность текста стандартов, отсутствие разъяснительного терминологического аппарата, недостаточная по-

мощь вузовских кафедр, лабораторий научно-исследовательских институтов, нехватка учебников, написанных в соответствии с требованиями ФГОС, недостаточное финансирование школ [10]. Несмотря на перечисленные трудности, авторы говорят о достоинствах введения новых ФГОС: новые стандарты систематизировали опыт и труды известных психологов, теоретиков и практиков управления образованием, указывающих на взаимодействие предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, воспитания и развития. ФГОС законодательно закрепили обязательность для каждого педагога взаимосвязь предметных, метапредметных и личностных результатов ставить перед собой как главную цель. М.М. Поташник и М.В. Левит отмечают, что прежде чем начать помогать себе в устранении трудностей действительно объективных и сложных, необходимо снять психологический груз неприятия новых стандартов, чтобы можно было заниматься делом по существу, а не удовлетворяться эмоциями [9].

Таким образом, реализация системно-деятельностного подхода требует существенной перестройки традиционного урока, используемого в массовой практике, его инновационных преобразований не столько в части содержания, сколько в направлении модернизации методов, приемов и форм организации обучения. Эти преобразования ориентированы на психологические закономерности усвоения материала, определяющие требования к организации учебной деятельности, и основные положения системно-деятельностного подхода. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует развитию самоконтроля, саморегуляции и навыков планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

Рациональное построение и грамотное проведение уроков, использование различных форм организации учебной деятельности на уроке, методов и средств обучения является важным условием осуществления системно-деятельностного подхода, обеспечивает повышение эффективности достижения обучающимися как предметных, так и личностных и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход в обучении отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций.

В соответствии с требованиями ФГОС существенным отличием «новых» уроков от традиционных уроков является смещение акцента с результативной стороны учения на процессуальную, которая способствует развитию интеллекта каждого школьника. Основной акцент при организации и проведении уроков в современной школе необходимо уделять именно развитию способностей об-

24

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Основные показатели формирования жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста...

учающихся [8]. Проведение традиционных уроков приводит к формированию личности, способной к исполнительской деятельности. Системно-деятельностный урок формирует личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001.

2. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы // Избранные труды. -М.: Наука, 1978.

3. Водянский А.Н. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений // Народное образование. - 2009. - № 7. - 2009. - С. 30-33.

4. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 18-23.

5. КондаковА.М., Кузнецов А.А. О Федеральном государственном образовательном стандарте: доклад Российской академии образования // Педагогика. - 2008. - №10. - С. 9-28.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

7. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения // под ред. И.А. Стеценко. -Ростов н/Д, 2014.

8. Помазков В.В. Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник МГОУ - 2013. - № 2. - С. 48-52.

9. Поташник M.M., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.

10. Поташник М.М., Левит М.В. Затруднения учителей при освоении новых стандартов // Народное образование. - 2014. - № 6. - С. 119-124.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом МО и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).

12. Черемошкина Л.В. Психология памяти. -М.: Аспект Пресс, 2009.

13. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Память: закономерности воспроизведения учебного материала. - М.: Прометей, 2012. - 208 с.

14. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007.

УДК 373.3

Смолонская Анна Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sergiusav@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В статье рассматриваются основные проблемы формирования жизненных компетенций у детей младшего школьного возраста и их взаимосвязь с процессами, влияющими на успешную адаптацию к окружающему миру. Предлагается рассматривать жизненные компетенции как готовность и способность индивида эффективно действовать в конкретной ситуации повседневности, овладение первоначальными представлениями о социальной действительности, правах и обязанностях, способах их реализации на практике

Ключевые слова: адаптация, адаптационные способности, компетенции, жизненные компетенции, младший школьный возраст, начальная школа, окружающий мир.

Происходящие изменения в различных областях жизни показывают, что в современных реалиях образованность человека характеризуется его способностью и готовностью к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию, саморазвитию, самообучению на протяжении всей жизни. В современном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отражено, что у детей младшего школьного возраста необходимо формировать не только академические знания, направленные на умения, навыки и непосредственно знания, но и жизненные компетенции, связанные с формированием целостного, социально ориентированного взгляда на окружающую действительность, начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Феномен «компетенция» (синоним понятия -«умения») во-первых, определяется как освоенная человеком способность выполнения действий, обеспечиваемых совокупностью приобретенных знаний и навыков; во-вторых, рассматривается как сложные структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания; в-третьих - качество, формирование которого является конечной целью образовательного процесса, его завершением [5, с. 80].

Владение необходимыми жизненными компетенциями, обеспечивающими успешное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность, выстраивать свои отношения, с ближайшим

© Смолонская А.Н., 2015

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.