ролевой игры и других интерактивных формах работы. Таким образом, у ученика есть возможность самостоятельного изучения материала в подходящем для него режиме и темпе.
Гибкая модель. Главное условие этой модели - наличие гибкого графика работы, который может меняться по необходимости. Также данная модель требует специальной организации рабочего пространства: в центре помещения должно быть организовано место для работы онлайн, по периметру должны быть расположены зоны для работы в группах, организации дискуссий. Данная модель исходит из образовательных потребностей ученика и предполагает формирование культуры самостоятельного освоения материала и самоорганизации.
Ротация станций. Основа такой модели - перемещение групп учеников во время уроков по станциям: станция онлайн-обучения, станция работы с учителем и станция проектной работы. Состав учеников может меняться в зависимости от задач урока. Все ученики перемещаются по кругу и посещают каждую станцию, их количество может варьироваться, а также принципы деления по подгруппам могут быть разными.
1. Ротация лабораторией. При этой модели часть занятий проходит в обычном классе, но на один урок ученики переходят в компьютерный класс для работы в онлайн-среде.
2. Технология адаптивного обучения. Адаптивное обучение - образовательный метод, при котором компьютер используется в роли ведущего обучающего интерактивного устройства. Технология построена на основе идеи системы Монтессори, суть которой заключается в индивидуальном подходе обучения для каждого ребенка. Здесь же компьютер адаптирует обучение ученика, исходя из его потребностей, мотивации, уровня знаний и опыта.
3. Геймификация (игрофикация). В основе геймификации лежит использование игровых технологий онлайн и офлайн в образовании. Ее основная цель -создание мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности и развития детей. Для данной технологии характерно внедрение атрибутов и механизмов игр, таких как цель, баллы, список лидеров, награды, уровни.
4. Виртуальный класс. Виртуальный класс подразумевает под собой создание и использование виртуальной обучающей среды в Интернете с доступом через портал. Подразумевается, что учитель и ученики сообща работают в такой среде.
5. Мобильное обучение. Мобильное обучение (тИеаттд) - использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение предполагает свободный доступ к образовательным ресурсам, коммуникацию с другими пользователями, создание контента в учебном классе и за его пределами.
6. Технология 1:1. Данная технология предусматривает индивидуальное обучение при условии обеспечения каждого ученика персональными техническими средствами (компьютером, планшетом, ноутбуком).
Таким образом, цифровая образовательная среда направлена на формирование новых компетенций. Это понимание работы техники и интерфейсов; конфиденциальность частной жизни и защиты личных данных; способы поиска информации и ее оценка с позиции достоверности и надежности для использования; обработка информации; работа в команде и способы коммуникации в ней. Существуют разнообразные образовательные технологии в рамках ЦОС, которые с разной степенью активности используются в российском образовании.
Библиографический список
1. Гейбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. Перевод с английского. Национальный исследовательский университет: «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2019.
2. Голенопольский И. Революция может быть цифровой. УГ Москва. 2012; № 33, 14 августа Available at: http://ug.ru/archive/47248
3. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiL mMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTv OAG.pdf
4. Барахсанова Е.А., Малгаров И.И. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-usloviya-predpochteniya-bezopasnost
5. Каракозов С.Д., Сулейманов РС., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного университета. Наука и школа. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta.
6. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука». 2018.
References
1. Gejbl 'E. Cifrovaya transformaciya shkol'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj opyt, trendy global'nye rekomendacii. Perevod s anglijskogo. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki», Institut obrazovaniya. Moskva: NIU VSh'E, 2019.
2. Golenopol'skij I. Revolyuciya mozhet byt' cifrovoj. UG Moskva. 2012; № 33, 14 avgusta Available at: http://ug.ru/archive/47248
3. Pasport Prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZ bUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf
4. Barahsanova E.A., Malgarov I.I. Shkol'niki v cifrovoj obrazovatel'noj srede: usloviya, predpochteniya, bezopasnost'. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-usloviya-predpochteniya-bezopasnost
5. Karakozov S.D., Sulejmanov R.S., Uvarov A.Yu. Orientiry razvitiya cifrovoj obrazovatel'noj sredy Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauka ishkola. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta.
6. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy: monografiya. Nizhnij Novgorod: NOO «Professional'naya nauka». 2018.
Статья поступила в редакцию 28.11.20
УДК З78
Bataeva M.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK OF THE UNIVERSITY AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER. In this article, the authors reveal modern approaches to the management of scientific and methodological work of the university as a resource for the development of professional competence of teachers. Achieving this goal involves consistently solving such tasks as determining the main forms and methods of managing the scientific and methodological work of the University; identifying the most promising approaches to managing the scientific and methodological work of the university as a resource for developing the professional competence of the teacher. The authors show that the main function of the methodical units in the university in the organization, coordination of the process of development of educational documentation (training plans, programs, educational and methodological sets of disciplines, examination documentation). The importance of the teacher's ability to organize the planning of the process of teaching the discipline, as awareness of the logical connections of thematic content allows to direct students to consistency in its study. Key words: approaches, management, scientific and methodological work, University, development, professional competence, teacher.
М.Т. Barnaeea, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.З. Мaгомедоea, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
В.М. MuHa3oea, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный
З90
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ВУЗА КАК РЕСУРСУ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В данной статье авторы ставят своей целью раскрыть современные подходы к управлению научно-методической работой вуза как ресурсу развития профессиональной компетенции педагогов. Достижение данной цели предполагает последовательное решение таких задач, как определение основных форм и способов управления научно-методической работой вуза; выявление наиболее перспективных подходов к управлению научно-методической работой вуза как ресурса развития профессиональной компетентности преподавателя. В статье авторы показывают, что основная функция методических подразделений в вузе заключается в организации, координации процесса разработки учебной документации (учебных планов, программ, учебно-методических комплексов дисциплин, экзаменационной документации). Значимость умения преподавателя организовывать планирование процесса преподавания дисциплины, так как и осознание логических связей тематического содержания, позволяет направлять обучающихся к последовательности в его изучении.
Ключевые слова: подходы, управление, научно-методическая работа, вуза, развитие профессиональной компетентности, преподаватель.
Научно-методическая работа вуза определяется структурированностью в соответствии с функциями, определяемыми ее содержанием.
В решении научно-методических задач деятельности вуза ведущую роль играет педагогический совет, в ходе заседаний которого выносятся предложения и принимаются решения по развитию учебно-методической базы вуза, повышению квалификации педагогов, внедрению в учебно-воспитательный процесс научно-педагогических инноваций и тому подобное.
Основным структурным подразделением научно-методической работы факультета является методическая комиссия, которая создается на основе объединения преподавателей различных дисциплин и обеспечивает организационно-методическую деятельность преподавания рабочих дисциплин, организует и координирует процесс повышения педагогами профессионального мастерства. Наиболее активными формами работы методической комиссии факультета является организация проведения и анализа открытых лекций и семинаров, участия педагогов в профессиональных конкурсных и презентационных мероприятиях, рекомендации и координация процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Сейчас актуальными становятся вопросы работы научно-методических советов, «Школы молодого преподавателя», мобильных творческих групп учителей, которые могут создаваться даже в пределах нескольких методических объединений с целью выполнения общего задания.
Научно-методическая работа педагогических кадров, по определению Н.В. Гладик, является системой профессионального роста, направленной на постоянное расширение у преподавателя теоретических знаний и практических навыков и умений с целью повышения уровня профессионального мастерства.
Она предусматривает совокупность действий и мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала педагогических коллективов, достижение положительных результатов учебно-воспитательного процесса [5].
Высоко оценивая роль научно-методической работы в образовательной организации для развития профессиональной компетентности преподавателей, необходимо выделить основные принципы ее организации, к которым мы отнесли: адресность, что проявляется в учете мотивации преподавателя, его направленности на конкретный аспект профессиональной деятельности; вариативность и гибкость, которые способствуют повышению комфортности в организации процесса профессионального самосовершенствования; учет потенциальных и реальных ресурсов конкретного учителя, которые на определенный момент его жизни актуальны для повышения квалификации, качественного преобразования.
Считаем, что обеспечение указанных принципов позволяет достичь результатов качественного изменения профессиональной компетентности преподавателя факультета, среди которых: соответствие компетентности учителя осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях организации учебного процесса, осведомленности педагога образовательной организации в современных тенденциях образования, повышение мотивации к применению инноваций и инновационная грамотность; умении работать в команде, что способствует созданию интегрированных программ обучения для будущих специалистов.
М.Е. Акмамбетова обобщает структуру научно-методической работы образовательной организации, которая, по ее мнению, состоит из деятельности научно-методического совета, работы предметных (цикловых) методических объединений, творческих групп педагогов и исследовательской работы студентов [1].
Основными задачами научно-методической работы является повышение качества педагогических знаний; освоение современных педагогических технологий, методик, приемов и способов эффективной педагогической работы с последующим использованием их на практике. Содержание научно-методической работы можно представить в виде совокупности трех блоков: первый блок связан с обеспечением ознакомления педагогов с ведущими проблемами и тенденциями в области образования, совершенствованием и обновлением ее содержания, привлечением новых образовательных технологий, разработкой и реализацией учебно-методического обеспечения педагогического процесса. Второй блок направлен на овладение учителями актуальным педагогическим опытом, который может проявляться в методах и формах обучения или воспитания. Третий блок определяется с учетом индивидуальных потребностей и интересов учителя.
В аспекте указанного становится понятным выделение научно-методической работы образовательной организации в качестве средства развития профессиональной компетентности преподавателя. По мнению Ю.А. Шавриной, главной задачей научно-методической работы является повышение уровня научно-методической культуры преподавателей, оказание им помощи в организации исследовательской и инновационно-образовательной деятельности [11, с. 511 - 514].
Анализ опыта других ученых позволил сделать вывод, что стержневую роль в реализации научно-методических задач выполняют научно-методические советы и объединения, которые являются основным звеном в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов обучения и воспитания [3, с. 94].
Основная функция методических подразделений в вузе заключается в организации, координации процесса разработки учебной документации (учебных планов, программ, учебно-методических комплексов дисциплин, экзаменационной документации). Подчеркиваем значимость умения преподавателя организовывать планирование процесса преподавания дисциплины,так как осознание логических связей тематического содержания позволяет направлять обучающихся к последовательности в ее изучении.
Проведение открытого занятия позволяет получить информацию об уровне профессионального мастерства педагога и подготовки по дисциплине учащихся; стимулирует педагога к профессиональному развитию; позволяет распространять представленный педагогический опыт, определять пути совершенствования профессионального развития учителя [4].
Итак, на основе указанного определяем, что открытое занятие является мерой, выступает как формой активного обучения (распространение опыта), так и формой контроля, который осуществляется с целью диагностирования уровня профессиональной компетентности преподавателя. При этом оценивать качество проведенного урока можно, по мнению методистов [4, с. 44], несколькими способами: через изучение отзывов обучающихся, ознакомление с мнением специалистов (в результате обсуждения и анализа), просмотр видеоматериалов.
Планирование открытых занятий осуществляется индивидуально педагогами при непосредственном участии коллектива методического объединения и позволяет выявлять накопленный опыт отдельных преподавателей по применению эффективных педагогических приемов, средств обучения, дидактических элементов, всего того, что дает положительные результаты в обучении и воспитании обучающихся. Обычно эти приемы и элементы приобретают авторский характер через интерпретацию учителем опыта других педагогов и его дифференциацию в соответствии с особенностями обучающихся.
В процессе научно-методической работы факультета должна осуществляться помощь педагогу в его издательской деятельности.
Профессиональная компетентность любого преподавателя проявляется в умении доступным способом презентовать обобщенные ключевые аспекты дисциплины.
Учитывая это, становится понятным выделение некоторыми учеными таких значимых форм методической работы, как смотры-конкурсы по дисциплинам и методических секций, целью которых является выявление и распространение опыта преподавателей. При этом под педагогическим опытом понимается совокупность знаний и навыков, приобретенных на основе и в процессе непосредственной педагогической деятельности; форма усвоения педагогом рациональных достижений прошлой педагогической деятельности [1].
Подчеркивая важность организации научно-методической работы для повышения уровня профессиональной компетентности преподавателя, ученые, однако, замечают некоторые проблемы, касающиеся авторитаризма администрации в управлении научно-методической работой [2, с. 13], игнорирование в ее системе самой личности педагога [1, с. 68]. Т.И. Красикова придает значимость рациональному распределению педагогических и административных кадров с учетом профессионального, психологического и общекультурного соответствия должностям, а также готовность к организационно-педагогической деятельности, коммуникабельность, преданность делу [6, с. 102 - 117].
В аспекте обеспечения систематичности в обучении научно-методическая работа образовательного организации должна выполнять функцию координатора системных связей учебных дисциплин.
Одной из важных задач научно-методической работы образовательной организации считаем оказание помощи молодым учителям в адаптации и приобретении педагогического опыта. Замечаем, что указанная задача наиболее успешно может быть реализована через организацию «Школы молодого преподавателя».
Трудностями, с которыми сталкивается молодой педагог в начале своей профессиональной деятельности, определяются необходимостью установления отношений сотрудничества и взаимодействия между ним и более опытными коллегами; подготовки к процессу повышения квалификации; выработки личного стиля в реализации путей и средств соблюдения современных требований обучения; формирования и развития теоретико-практических знаний новейших достижений и проблем педагогики, психологии, методик обучения и воспитания студентов с учетом инновационных подходов; внедрения в работу современных образовательных подходов и передовых педагогических технологий; реализации принципов системности приобретения практики и опыта в преподавании, проведения семинарских, практических и лабораторных занятий.
Идея подготовки молодых учителей в аспекте их адаптации к первому рабочему месту не является новой в педагогической мысли. В частности, ученые акцентируют внимание на том, что личность в целом и молодой педагог в частности более эффективно интегрируется в систему профессиональных норм в процессе создания благоприятных условий для развития творческого потенциала, самоутверждения, самореализации через обеспечение демократических основ образовательного процесса, методической гибкости относительно сочетания полученных знаний с практикой.
Для повышения статуса молодых преподавателей считаем полезным их привлечение к подготовке и организации педагогических советов, конферен-
Библиографический список
ций, тренингов и других мероприятий факультета, а также к мероприятиям, которые организуются в среде совместной деятельности с другими колледжами и университетами. Считаем, что молодые преподаватели при условии их наставничества и подготовки опытными педагогами могут довольно активно воздействовать на уровень развития вуза. Еще одной важной функцией «Школы молодого преподавателя» определяем учебно-просветительскую, которая позволяет через посещение занятий опытных педагогов, а также взаимопосещения с последующим обсуждением корректировать деятельность нового преподавателя.
Таким образом, проведенный анализ литературы по проблеме исследования, позволяет сделать следующие выводы: развитие профессиональной компетентности преподавателя вуза наиболее активно осуществляется в системе научно-методической работы, основным звеном которой являются методические объединения. Во-вторых, формами организации научно-методической работы, способствующими развитию профессиональной компетентности педагога, определены методическое сопровождение его профессионального роста и распространение собственного опыта среди педагогического сообщества. В-третьих, профессиональная компетентность педагога как его методическая деятельность проявляется в способности осуществлять конкретные виды работы: планирование преподавания учебной дисциплины; создание, утверждение и внедрение в учебный процесс методических разработок; подготовку и защиту педагогических рефератов; подготовку учебно-методической литературы к изданию; участие в презентационных профессионально-педагогических мероприятиях: конференциях, выставках, семинарах; активность в процессах реформирования профессионального образования, в частности в обсуждении изменений системы стандартов и нормативной базы.
1. Акмамбетова М.Е. Профессиональная компетентность учителя: решение нестандартных педагогических задач учебно-методическое пособие. Астрахань, 2017.
2. Белозор А.Н. Профессиональная компетентность педагога современной образовательной организации: сущность и структура. Молодежь и наука. 2018: 12 - 15.
3. Василевская Е.В. Общенациональная система профессионального роста учителей: профессиональные компетентность и компетенции. Сборник материалов Всероссийской конференции по анализу хода внедрения национальной системы учительского роста. 2017: 94 - 103.
4. Волкова Н.П. Педагогика: пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2014.
5. Гладик Н.В. Внутришкольное управление научно-методической работой: история, теория, технология. Москва, 2008.
6. Красикова Е.Н. Кейс-метод в формировании профессиональной компетенции преподавателей-лингвистов в курсе «Теории и практики обучения иностранным языкам». Модернизация содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя в свете компетентностного подхода. Ставрополь, 2008: 102 - 117.
7. Магомедов Г.М., Гамзаева М.В. Преподаватель в системе личностно ориентированного образования. Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81): 176 - 178.
References
1. Akmambetova M.E. Professional'naya kompetentnost' uchitelya: reshenie nestandartnyh pedagogicheskih zadach: uchebno-metodicheskoe posobie. Astrahan', 2017.
2. Belozor A.N. Professional'naya kompetentnost pedagoga sovremennoj obrazovatel'noj organizacii: suschnost' i struktura. Molodezh'inauka. 2018: 12 - 15.
3. Vasilevskaya E.V. Obschenacional'naya sistema professional'nogo rosta uchitelej: professional'nye kompetentnost' i kompetencii. Sbornik materialov Vserossijskoj konferenciipo analizu hoda vnedreniya nacional'noj sistemy uchitel'skogo rosta. 2017: 94 - 103.
4. Volkova N.P. Pedagogika: posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2014.
5. Gladik N.V. Vnutrishkol'noe upravlenie nauchno-metodicheskojrabotoj: istoriya, teoriya, tehnologiya. Moskva, 2008.
6. Krasikova E.N. Kejs-metod v formirovanii professional'noj kompetencii prepodavatelej-lingvistov v kurse «Teorii i praktiki obucheniya inostrannym yazykam». Modernizaciya soderzhaniya professional'noj podgotovki lingvista-prepodavatelya v svete kompetentnostnogo podhoda. Stavropol', 2008: 102 - 117.
7. Magomedov G.M., Gamzaeva M.V. Prepodavatel' v sisteme lichnostno orientirovannogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020. № 2 (81): 176 - 178.
Статья поступила в редакцию 02.12.20
УДК 371
Maksimenko A.E., Academy of the Humanities and Pedagogy, Branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
DESIGN AND RESEARCH CULTURE AS A PEDAGOGICAL PHENOMENON. The article considers issues of formation and active construction of conceptually significant for future specialists in various areas of training design and research culture. Its phenomenological value for modern pedagogical science is investigated, and key problematic issues related to its implementation in the conditions of the educational process are determined. The elements of such a culture, their distinctive features and ways of influencing the professional activities of future specialists are considered. The author concludes that the formation of the design and research culture is inextricably linked with the formation of a directly professional culture, which is achieved during training in an educational institution, performing professional activities through planning, forecasting, designing certain objects. Professional activities should include design and research technologies, because without them it cannot be full-fledged and considered harmoniously developed, and such technologies, in turn, should focus on the development of the human professional sphere accordingly.
Key words: modern theory and practice of pedagogy, professional training, design-research culture, phenomenon of design-research culture in pedagogy, all-round development of specialist.
А.Е. Максименко, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет
имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: [email protected]
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования и активного построения концептуально значимой для будущих специалистов различных направлений подготовки проектно-исследовательской культуры. Исследуется ее феноменологическая ценность для современной педагогической науки, а также определяются ключевые проблемные вопросы, связанные с ее реализацией в условиях образовательно-воспитательного процесса. Рассматриваются элементы такой культуры, их отличительные особенности и способы воздействия на профессиональную деятельность будущих специалистов.
Ключевые слова: современная теория и практика педагогики, профессиональная подготовка, проектно-исследовательская культура, феномен проектно-исследовательской культуры в педагогике, всестороннее развитие специалиста.