Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1078
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / интернет-ресурсы / геймификация / смешанное обучение / адаптивное обучение / digital educational environment / Internet resources / gamification / blended learning / adaptive learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р.М. Куччаев, Б.С. Мальсагов, А.Х. Чолаев

В статье выявлена роль цифровой среды обучения в современном образовании. Сделан вывод о том, что цифровая образовательная среда направлена на формирование новых компетенций. Это понимание работы техники и интерфейсов; конфиденциальности частной жизни и защиты личных данных; способов поиска информации и ее оценка с позиции достоверности и надежности для использования; обработки информации: работы в команде и способов коммуникации в ней. Существуют разнообразные образовательные технологии в рамках ЦОС, которые с разной степенью активности используются в российском образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р.М. Куччаев, Б.С. Мальсагов, А.Х. Чолаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT IN MODERN EDUCATION

The article reveals the role of the digital learning environment in modern education. The conclusion is made that the digital educational environment is aimed at the formation of new competencies. This is an understanding of how technology and interfaces work; privacy and personal data protection; ways to search for information and its assessment from the standpoint of reliability and reliability for use; information processing: teamwork and methods of communication in it. There are various educational technologies within the framework of DSP, which are used with varying degrees of activity in Russian education. It’s an understanding of the techniques and interfaces; privacy protection, how to search for information and assess it from the point of view of reliability and reliability for use; information processing, teamwork and ways to communicate in it.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

самым круг реализуемых действий и включаясь в эти действия, если на данном этапе ребенок еще не в состоянии осуществлять их самостоятельно.

И, наконец, оценка регулятивно-оценочного компонента готовности семьи к проектированию индивидуальной образовательной траектории ребенка осуществляется при помощи второго раздела экспертной карты, в котором отражаются данные о достигнутых результатах совместной творческой деятельности детей и родителей. Для этого педагогу-тьютору необходимо поставить самих детей и их родителей в позицию субъектов оценивания этих результатов. В этой связи второй раздел экспертной карты содержит параметры оценки результативности совместной творческой деятельности детей и родителей и схему развернутого интервью с родителями, в ходе которого выявляются и оцениваются новообразования социального опыта семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка.

Показателями оценки результативности совместной деятельности детей и родителей выступают: взаимное соответствие решаемой проектной задачи, выбранных ресурсов и средств ее решения, осуществленных продуктивных действий и полученных результатов; оригинальность предложенного способа решения задачи, креативность реализованных идей; оригинальность избранных способов презентации достигнутых результатов. Оценивание осуществляется по 10-балльной шкале.

В ходе развернутого интервью с родителями педагог-тьютор выясняет, насколько адекватно родители оценивают приращение коллективного детско-взрос-лого социального опыта. Используются интерпретации баллов: 1 - родители

Библиографический список

оценивают достижения ребенка по соответствию совершенных ими действий общепринятым нормам и требованиям; изменения собственного социального опыта ими не рефлексируются; 2 - родители указывают на отдельные, удачно выполненные ребенком действия, свою собственную роль в достижении этого успеха они не рефлексируют; 3 - родители дают обобщенные характеристики достигнутых ребенком результатов, осознавая в этой связи и собственные поступки, обеспечившие их достижение; 4 - родители не только констатируют достижения ребенка, но и прогнозируют его дальнейшие перспективы образовательного продвижения; 5 - родители характеризуют достижения ребенка, их значение для его дальнейшего образовательного продвижения, а также изменения своего опыта и сознания, определяющие новый уровень их родительской компетентности.

Таким образом, интегративная оценка уровня готовности семьи к проектированию индивидуального образовательного маршрута ребенка носит системный характер, характеризуется разнообразием форм, методов и процедур, ее результатом становится выявление дефицитов родительского опыта, препятствующих эффективному решению задачи обеспечения успешного образовательного стартапа ребенка в семье. В заключение отметим, что описанная технология оценки предназначена для использования непосредственно в процессе тьютор-ского сопровождения семьи и ее социально-педагогической поддержки. Вопросы ее использования в целях получения баз статистических данных и обоснования общих закономерностей и тенденций социокультурного развития семьи требуют отдельного рассмотрения, с чем и связаны перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.

1. Удова О.В. Готовность к взаимодействию родителей воспитанников и педагогов дошкольной образовательной организации. Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2015; № 4: 91 - 94.

2. Oksana Shulga. The components of responsible parenthood in mothers and fathers //Веснк Гродзенскага дзяржаунага унверстэта ¡мя Янк Купалы. Серыя 3: Фгалопя. Педагопка. Пахалопя. 2015;№ 3 (200): 132 - 135.

3. Boenkina E.A., Krasnoryadtseva O.M., Shcheglova E.A., Bredun E.V. Motivational Modalityasa Prognostic Characteristicof Psychological Readinessfor Foster Parenting. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology. 2020; № 75: 144 - 158.

4. Савицкая Е.М., Горькая Ж.В. Характеристика уровня субъективного контроля успешных приемных родителей. Поволжский педагогический вестник. 2016; № 1 (10): 97 - 102.

5. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С., Рыжов А.Л. Переосмысление психодиагностической работы с принимающими семьями с позиций конструктивизма. Психологические исследования. 2019; Т. 12, № 63: 3. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/ 2019v12n63/1667-zhuykova63.htm

6. Гребенникова В.М., Бондарев П.Б., Игнатович В.К. Готовность семьи к проектированию индивидуальной траектории ребенка: содержание и сущность понятия. Педагогика: история, перспективы. 2020; № 5: 33 - 44.

7. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С., Чолакян К.Д. К вопросу о современных практиках социально-педагогической поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной образовательной траектории ребенка. Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2019; Т. 2, № 3: 7 - 9.

References

1. Udova O.V. Gotovnost' k vzaimodejstviyu roditelej vospitannikov i pedagogov doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya. 2015; № 4: 91 - 94.

2. Oksana Shulga. The components of responsible parenthood in mothers and fathers //Vesnik Grodzenskaga dzyarzhaynaga yniversit'eta imya Yanki Kupaly. Seryya 3: Filalogiya. Pedagogika. Psihalogiya. 2015;№ 3 (200): 132 - 135.

3. Boenkina E.A., Krasnoryadtseva O.M., Shcheglova E.A., Bredun E.V. Motivational Modalityasa Prognostic Characteristicof Psychological Readinessfor Foster Parenting. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology. 2020; № 75: 144 - 158.

4. Savickaya E.M., Gor'kaya Zh.V. Harakteristika urovnya sub'ektivnogo kontrolya uspeshnyh priemnyh roditelej. Povolzhskij pedagogicheskij vestnik. 2016; № 1 (10): 97 - 102.

5. Zhujkova E.B., Pechnikova L.S., Ryzhov A.L. Pereosmyslenie psihodiagnosticheskoj raboty s prinimayuschimi sem'yami s pozicij konstruktivizma. Psihologicheskie issledovaniya. 2019; T. 12, № 63: 3. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/ 2019v12n63/1667-zhuykova63.htm

6. Grebennikova V.M., Bondarev P.B., Ignatovich V.K. Gotovnost' sem'i k proektirovaniyu individual'noj traektorii rebenka: soderzhanie i suschnost' ponyatiya. Pedagogika: istoriya, perspektivy. 2020; № 5: 33 - 44.

7. Grebennikova V.M., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S., Cholakyan K.D. K voprosu o sovremennyh praktikah social'no-pedagogicheskoj podderzhki sem'i kak sub'ekta proektirovaniya individual'noj obrazovatel'noj traektorii rebenka. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra. 2019; T. 2, № 3: 7 - 9.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 378

Kuchchaev R.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: Kuchaev_rasul@mail.ru

Malsagov B.S., teaching assistant, Department of Business Informatics, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: fit@chesu.ru

Cholaev A.Kh, MA student, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: cholaev1998@mail.ru

ROLE OF THE DIGITAL LEARNING ENVIRONMENT IN MODERN EDUCATION. The article reveals the role of the digital learning environment in modern education. The conclusion is made that the digital educational environment is aimed at the formation of new competencies. This is an understanding of how technology and interfaces work; privacy and personal data protection; ways to search for information and its assessment from the standpoint of reliability and reliability for use; information processing: teamwork and methods of communication in it. There are various educational technologies within the framework of DSP, which are used with varying degrees of activity in Russian education. It's an understanding of the techniques and interfaces; privacy protection, how to search for information and assess it from the point of view of reliability and reliability for use; information processing, teamwork and ways to communicate in it.

Key words: digital educational environment, Internet resources, gamification, blended learning, adaptive learning.

Р.М. Куччаев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: Kuchaev_rasul@mail.ru

Б.С. Мальсагов, ассистент, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: fit@chesu.ru

А.Х. Чолаев, магистрант, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: cholaev1998@mail.ru

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье выявлена роль цифровой среды обучения в современном образовании. Сделан вывод о том, что цифровая образовательная среда направлена на формирование новых компетенций. Это понимание работы техники и интерфейсов; конфиденциальности частной жизни и защиты личных данных; способов поиска информации и ее оценка с позиции достоверности и надежности для использования; обработки информации: работы в команде и способов коммуникации в ней. Существуют разнообразные образовательные технологии в рамках ЦОС, которые с разной степенью активности используются в российском образовании.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, интернет-ресурсы, геймификация, смешанное обучение, адаптивное обучение.

Если раньше использование интернет-ресурсов воспринималось как дополнение при лидирующей позиции бумажных учебников и других учебных материалов, то на сегодняшний день сеть Интернет упрочила свою позицию в образовательном процессе. Российское образование весной 2020 года оказалось в уникальной ситуации, в которой дистантное обучение временно стало единственно возможной формой обучения. Естественным образом появилось повышенное внимание к разнообразным сетевым ресурсам в формальном и неформальном образовании. Внезапно пришло осознание, что организовать учебную деятельность, найти содержание обучения можно разнообразными способами благодаря богатому набору сетевых ресурсов и их возможностям. Сетевые ресурсы дали ответ на вопрос, как обеспечить коммуникацию и взаимодействие тогда, когда невозможно присутствовать в школе. Выводы о результатах такого взаимодействия еще предстоит сделать.

Современные формы образования предполагают сотрудничество, интерактивность, индивидуализацию процесса образования. Образовательный процесс приобретает личностно ориентированный характер, что включает в себя модульность, технологичность, доступность, гибкость. Естественный процесс глобализации, информатизации, включённости Интернета во все сферы жизни способствует созданию и развитию цифровой образовательной среды (ЦОС).

Использование ЦОС имеет большой опыт в зарубежных странах.

Цифровые технологии образования в Финляндии встроены в процесс образования. Министерство образования страны считает, что использование таких технологий способствует мотивации учеников к самостоятельной учебной деятельности, занятиям независимыми исследованиями и совместной работе. Цифровые технологии в финских школах служат инструментом для явления ориентированного обучения, при котором процесс получения знания идет через изучение явления в реальном мире. По данным PISA, цифровое образование Финляндии имеет высокие показатели [1].

С 1999 г Южная Корея применяет систему КЕРИС (Корейскую научно-исследовательскую и информационную службу в области образования). Основная задача КЕРИС - продвижение цифровых технологий в школе с помощью создания программ внедрения цифровых решений для улучшения образовательных результатов. Организация распространяет информацию для принимающих решение органов власти и учеников, учителей, семей. С 2006 г. КЕРИС ведет деятельность по международному консультированию [1].

В эпоху цифровой революции образовательный процесс естественным образом меняется, чтобы оставаться востребованным. «...Школьные кабинеты перестают быть единственным местом, где учащиеся получают знания. Благодаря Интернету и мобильным сетям доступ к информации открыт всегда и везде. Учитель и учебники - уже не единственные источники информации. Более того, у издательств, выпускающих учебники, естественным образом исчезает монополия на создание учебного контента: сегодня многие тысячи учителей во всем мире создают и публикуют в сети на персональных сайтах учебные материалы, которые часто оказываются очень востребованными. Новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения занятий...» [2]. Школа также перестает занимать лидирующую позицию как источник знаний. Интернет дает богатый по содержанию ресурс для образования: разнообразные платформы обучения, онлайн-курсы, вебинары, специализированные информационные сайты и т.д.

Цифровая среда отвечает многим запросам участников образовательного процесса, она уже прочно входит в образовательную инфраструктуру и решает проблемы, которые трудно преодолеть в традиционных формах.

Использование цифровой среды в образовании РФ обеспечивается и регулируется перечнем нормативных документов:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3, статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», статья 17 «Формы получения образования и формы обучения»;

- приказом Министерства образования РФ от 23.08.2017 №816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приоритетным национальным проектом «Современная цифровая образовательная среда в РФ» (ПНП СЦОС) 25.10.2016 г - 01.02.2021 г.;

- Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО).

Обратимся к пониманию цифровой образовательной среды на государственном уровне. Следует отметить, что в настоящий момент четко видно внимание государства к цифровой среде для образования населения. Это прослеживается в Приоритетном национальном проекте «Современная цифровая образовательная среда». Данный проект нацелен на «повышение качества и расширение возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан» [3] с помощью цифровой образовательной среды. При этом нет пояснений термина «цифровая образовательная среда», не описана ее структура. Судя по содержанию проекта, основное содержание ЦОС составляют разнообразные он-лайн-курсы и их система оценивания, что, конечно же, является важным компонентом цифровой образовательной среды.

Нередко в источниках можно встретить понимание цифровой образовательной среды как совокупность информационных систем. Бархасанова Е.А., Малгаров И.И. предлагают такое определение цифровой образовательной среды: «Это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения образовательного процесса современными цифровыми ресурсами и технологиями» [4]. При этом делается акцент на информационные системы, но не на деятельность человека.

С.Д. Каракозов, РС. Сулейманов, А.Ю. Уваров предлагают компоненты цифровой образовательной среды МПГУ, ее технологической инфраструктуры: мобильные персональные рабочие места с доступом в Интернет, медиасредства в учебных пространствах, рабочие станции в учебных лабораториях и классах и т.п. [5].

Авторы монографии «Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды» дают такое определение термина: «Цифровая образовательная среда представляет собой открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач процесса образования» [6]. Авторы указывают, что ЦОС строится на принципе открытости, предполагающем возможность свободного доступа к информационным системам потребителям. Разработаны и другие принципы ЦОС: единства, доступности, конкурентности, ответственности, достаточности, полезности.

Существует множество разных вариантов использования цифровой среды в образовании. Обычно это онлайн-курсы, вебинары, обучение на платформе Moodle и т.п. Все чаще встречаются практики внедрения социальных сетей в образовательный процесс. Также разработаны разнообразные образовательные подходы, концепции, методики работы с использованием ЦОС. Остановимся на самых востребованных.

1. Смешанное обучение.

Смешанное обучение (Blended learning) - «это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [7]. Данное определение предлагается Институтом Клейтона Кристенсена. Подчеркивается обязательное использование онлайн-среды.

При традиционном подходе каждое действие ученика контролируется учителем, что приводит к отсутствию личного пространства, свободы. Онлайн-среда рассматривается как возможность для свободы самовыражения, творчества, саморегулирования. При этом такая свобода может существовать только в том случае, если учитель не унифицирует действия учеников. Немаловажным считается способность онлайн-среды к организации обратной связи, что не всегда легко реализовать на традиционных фронтальных уроках.

Смешанное обучение предполагает разные модели обучения, которые учитель выбирает сам в зависимости от целей и задач урока.

Использование компьютера на уроках не всегда означает, что используется смешанное обучение. Например, если учитель объясняет новый материал на проектной доске, и он транслируется на планшеты учеников, то это не будет примером смешанного обучения, так как ученики не имеют возможности что-либо делать с материалом, а также выбирать собственный темп, время и место его освоения.

Существуют разные модели смешанного обучения с разной степенью эффективности. Например, Институт Клейтона Кристенсен выделяет такие базовые модели: ротация лабораторий, ротация станций; гибкая модель и модель а-ля-карт.

Перевернутый класс. Ученики изучают новый материал дома в учебной онлайн-среде (например, в системе Moodle). На уроке в школе происходит закрепление полученных знаний в формате семинара, проектной деятельности,

ролевой игры и других интерактивных формах работы. Таким образом, у ученика есть возможность самостоятельного изучения материала в подходящем для него режиме и темпе.

Гибкая модель. Главное условие этой модели - наличие гибкого графика работы, который может меняться по необходимости. Также данная модель требует специальной организации рабочего пространства: в центре помещения должно быть организовано место для работы онлайн, по периметру должны быть расположены зоны для работы в группах, организации дискуссий. Данная модель исходит из образовательных потребностей ученика и предполагает формирование культуры самостоятельного освоения материала и самоорганизации.

Ротация станций. Основа такой модели - перемещение групп учеников во время уроков по станциям: станция онлайн-обучения, станция работы с учителем и станция проектной работы. Состав учеников может меняться в зависимости от задач урока. Все ученики перемещаются по кругу и посещают каждую станцию, их количество может варьироваться, а также принципы деления по подгруппам могут быть разными.

1. Ротация лабораторией. При этой модели часть занятий проходит в обычном классе, но на один урок ученики переходят в компьютерный класс для работы в онлайн-среде.

2. Технология адаптивного обучения. Адаптивное обучение - образовательный метод, при котором компьютер используется в роли ведущего обучающего интерактивного устройства. Технология построена на основе идеи системы Монтессори, суть которой заключается в индивидуальном подходе обучения для каждого ребенка. Здесь же компьютер адаптирует обучение ученика, исходя из его потребностей, мотивации, уровня знаний и опыта.

3. Геймификация (игрофикация). В основе геймификации лежит использование игровых технологий онлайн и офлайн в образовании. Ее основная цель -создание мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности и развития детей. Для данной технологии характерно внедрение атрибутов и механизмов игр, таких как цель, баллы, список лидеров, награды, уровни.

4. Виртуальный класс. Виртуальный класс подразумевает под собой создание и использование виртуальной обучающей среды в Интернете с доступом через портал. Подразумевается, что учитель и ученики сообща работают в такой среде.

5. Мобильное обучение. Мобильное обучение (тИеаттд) - использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени. Обучение предполагает свободный доступ к образовательным ресурсам, коммуникацию с другими пользователями, создание контента в учебном классе и за его пределами.

6. Технология 1:1. Данная технология предусматривает индивидуальное обучение при условии обеспечения каждого ученика персональными техническими средствами (компьютером, планшетом, ноутбуком).

Таким образом, цифровая образовательная среда направлена на формирование новых компетенций. Это понимание работы техники и интерфейсов; конфиденциальность частной жизни и защиты личных данных; способы поиска информации и ее оценка с позиции достоверности и надежности для использования; обработка информации; работа в команде и способы коммуникации в ней. Существуют разнообразные образовательные технологии в рамках ЦОС, которые с разной степенью активности используются в российском образовании.

Библиографический список

1. Гейбл Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации. Перевод с английского. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2019.

2. Голенопольский И. Революция может быть цифровой. УГ Москва. 2012; № 33, 14 августа Available at: http://ug.ru/archive/47248

3. Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiL mMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTv OAG.pdf

4. Барахсанова Е.А., Малгаров И.И. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 61-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-usloviya-predpochteniya-bezopasnost

5. Каракозов С.Д., Сулейманов РС., Уваров А.Ю. Ориентиры развития цифровой образовательной среды Московского педагогического государственного университета. Наука и школа. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta.

6. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды: монография. Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука». 2018.

References

1. Gejbl 'E. Cifrovaya transformaciya shkol'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj opyt, trendy global'nye rekomendacii. Perevod s anglijskogo. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola 'ekonomiki», Institut obrazovaniya. Moskva: NIU VSh'E, 2019.

2. Golenopol'skij I. Revolyuciya mozhet byt' cifrovoj. UG Moskva. 2012; № 33, 14 avgusta Available at: http://ug.ru/archive/47248

3. Pasport Prioritetnogo proekta «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii». Available at: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZ bUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf

4. Barahsanova E.A., Malgarov I.I. Shkol'niki v cifrovoj obrazovatel'noj srede: usloviya, predpochteniya, bezopasnost'. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 61-2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolniki-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-usloviya-predpochteniya-bezopasnost

5. Karakozov S.D., Sulejmanov R.S., Uvarov A.Yu. Orientiry razvitiya cifrovoj obrazovatel'noj sredy Moskovskogo pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Nauka ishkola. 2014; № 6. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/orientiry-razvitiya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-moskovskogo-pedagogicheskogo-gosudarstvennogo-universiteta.

6. Metodologicheskie osnovy formirovaniya sovremennoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy: monografiya. Nizhnij Novgorod: NOO «Professional'naya nauka». 2018.

Статья поступила в редакцию 28.11.20

УДК 378

Bataeva M.T., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Higher and Applied Mathematics, Grozny State Oil Technical University n.a. Academician M.D. Millionshchikov (Grozny, Russia), E-mail: 19madina73@mail.ru

Magomedova Z.Z., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: magamedova-1975@mail.ru

Minazova V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

MODERN APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL WORK OF THE UNIVERSITY AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER. In this article, the authors reveal modern approaches to the management of scientific and methodological work of the university as a resource for the development of professional competence of teachers. Achieving this goal involves consistently solving such tasks as determining the main forms and methods of managing the scientific and methodological work of the University; identifying the most promising approaches to managing the scientific and methodological work of the university as a resource for developing the professional competence of the teacher. The authors show that the main function of the methodical units in the university in the organization, coordination of the process of development of educational documentation (training plans, programs, educational and methodological sets of disciplines, examination documentation). The importance of the teacher's ability to organize the planning of the process of teaching the discipline, as awareness of the logical connections of thematic content allows to direct students to consistency in its study. Key words: approaches, management, scientific and methodological work, University, development, professional competence, teacher.

М.Т. Barnaeea, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова», г. Грозный, E-mail: 19madina73@mail.ru

З.З. Мaгомедоea, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: magamedova-1975@mail.ru

В.М. MuHa3oea, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.