4. Realo, A. et al. Mechanisms of the national character stereotype: How people in six neighboring countries of Russia describe themselves and the typical Russian // European journal of personality. - 2009. - № 23.
5. Bielski, Z. Brooding Russians are happier then they look [Eh/r]. - URL: http://www.theglobeandmail.com/life/health/brooding-russians-are-happer-then-they-look/article1641593
6. Semenenko, I. S. Obraz Rossii na zapade: dialektika predstavlenij v kontekste mirovogo razvitiya. K postanovke problemy / I. S. Semenenko, V.V. Lapkin, V. I. Pantin // Polis. - 2006. - № 6.
7. Emel'yanova, T. P., Pattison, A. S. Osobennosti social'nyh predstavlenij o russkih u zhitelej Chehii i SShA [Eh/r] // Psihologicheskie issledovaniya: ]lektron. nauch. zhurn. - 2010. - № 5(13). - URL: http://psystudy.ru
8. Kenney, K. Cold War Fears: Communism and the nuclear bomb [Eh/r] // Suite 101. Dec. 18, 2008. - URL: http://www.suite101.com/content/cold-war-fears-a85081
9. Kundera, M. ?esk? ?d?l // Liter?rn? noviny. - 2007. - № 52.
10. Howe, N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069 / N. Howe, W. Strauss. - New York: Quill, 1992.
11. Baumeister, R.F. Distortions of collective memory: how groups flatter and deceive themselves / R. F. Baumeister, S. Hastings // Collective memory of political events: Social psychological perspectives. - Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum associates publishers, 1997.
12. Rad'ko, O. Rossii krupno povezlo: Strana vosprinimaetsya kak ]konomicheski podnimayuscheesya gosudarstvo [Eh/r] // Avante.
7.03.2011. - URL: http://www.avante.su/2011/03/07/rossii-krupno-povezlo-strana-vosprinimaetsya-kak-yekonomicheski-
podnimayushheesya-gosudarstvo.html
13. Updike, J. Rabbit at Rest. - New York: Alfred A. Knopf, 1990.
14. Hantington, S. Kto my: Vyzovy amerikanskoj nacional'noj identichnosti / per. s angl. A. Bashkirova. - M.: ACT: OOO Tranzit-kniga, 2004.
15. Emel'yanova, T. P. Social'noe predstavlenie kak instrument kollektivnoj pamyati (na primere vospominanij o velikoj otechest-vennoj vojne) // Psihologicheskij zhurnal. - 2002. - T. 23. - №4.
16. Emel'yanova, T. P. Konstruirovanie social'nyh predstavlenij v usloviyah transformacii rossijskogo obschestva. - M.: Institut psi-hologii RAN, 2006.
17. Pavlovskaya, A. V. Osobennosti nacional'nogo haraktera, ili kak stat' nastoyaschim amerikancem [Eh/r] // Vokrug sveta. - 2003.
- № 4 (2751). - URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/480/
Статья поступила в редакцию 15.06.11
УДК 159.92
Sidorova A.D. SCIENTIFIC AND HISTORICAL ASPECTS OF THE CONCEPT OF TOLERANCE IN THE DOMESTIC AND FOREIGN LITERATURE. The article deals with the problem diversity and multidimensionality of contemporary interpretation the concept of tolerance. Indicates the historical prerequisites need this concept in science; discusses the various trends and approaches in studying the concept of tolerance in terms of the current state of the notion of tolerance psychology.
Key words: Tolerance, conformity, respect for the other person, partnership, charity.
А.Д. Сидорова, соискатель ЯГПУ, им. К.Д. Ушинского, г. Коряжма, Архангельской области,
Котласского района, E- mail: [email protected]
НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ О ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В статье рассматривается проблема многоплановости и многомерности современной трактовки понятия толерантности. Указывается на исторические предпосылки необходимости данного понятия в науке; рассматриваются различные направления и подходы в изучении понятия толерантность с точки зрения современного состояния понятия толерантности в психологии.
Ключевые слова: толерантность, терпимость, конформизм, уважение к другой личности, сотрудничество, милосердие.
Актуальность проблемы. Понятие толерантности в силу многозначности и многослойности является объектом исследования многих наук. Толерантность, как определение встречается в разных интерпретациях. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, сочувствие и сопереживание. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, но в тоже время толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов.
Исторический контекст понятия толерантности уходит в 18 век. Современные представления понятия толерантности или, точнее признания её как фактора, укрепляющего гражданский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов 16-18 вв., восставших против « терпения нетерпимости » и жестоких религиозных столкновений. Важнейшим результатом деятельности философов, явилось признание толерантности
всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами, другими социальными группами [1, с. 6].
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, этимология слова толерантность (tolerance) - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском (tolerance) - « уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов» [2, с. 544]. В китайском языке (kuan rong- толерантность) быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других» [там же с. 174]. В русском языке существует два слова со схожим значением- толерантность и терпимость (словарь В.Даля «милосердие, снисхождение») [3, с. 816]. «Терпимость», употребляемое в обыденной жизни, означает « способность, умение терпеть, мириться с
чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» [4, с. 24-28].
В научной литературе ( И. Иовел, Л. Фейербах, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьева, В. А. Тишков ) толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность взаимодействовать человека с окружающим миром, принимать Других такими, каковы они являются, не нарушая своего мировоззрения. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон [5, с. 47-51]. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей [6, с. 166170].
В социальном контексте толерантность может толковаться, как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль жизни и поведения при ограничении таких отрицательных явлений, как насилие, хулиганские действия и поступки, компрометирующие общество или угрожающие его благосостоянию. В литературе часто можно встретить описание различий между понятиями толерантности и невмешательства, хотя в повседневной жизни используется более широкий набор слов с близким значением: терпимость, гибкость, снисходительность, понимание, терпение. Подробные слова применяются как более мягкие термины с положительной валентностью и имеют то общее, что ни одно из них не выражает какое- либо действие. И все они предполагают пассивную реакцию на события и поступки. Соединение же толерантности с нейтралитетом и пассивностью может противоречить её философскому смыслу [7].
В эволюционно-биологическом плане разработка понятия толерантности опирается на представление о «норме реакции», как допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа [8, с. 16- 17].
В политическом плане толерантность интерпретируется, как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешить в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признавать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявление разнообразия в государстве [9, с. 370].
В этическом плане толерантность исходит из гуманистических течений (Дж. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл), в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразий признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступает (об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения), как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса. между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличительность, непохожесть, инаковость [10, с. 12].
В психолого- педагогическом контексте нет однозначного понимания толерантности, несмотря на довольно широкое распространение данного термина в социологии, психологии и педагогике. А. Асмолов, Г.У. Солдатова считают, что это качество (терпимость) выражает три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение [11, с. 44]. В различных источниках по психологии и педагогике смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость,
стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Толерантность - феномен, являющийся одним из факторов эволюционного развития человечества. Возникнув на основе инстинкта самосохранения, толерантность постепенно обрела статус ценности и нормы [12, с. 62-68]. Толерантность
- трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, индивидуальным, международным, цивилизационным. Толерантность цивилизационная (социокультурная) подразумевает ненасилие в контактах различных культурных цивилизаций. Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения (К. Ситарам, Р. Когделл).
Этническая толерантность выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям, проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, когда выработанные в ином социо-культурном образе жизни этнические стереотипы не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся на стадии формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в проблемно - конфликтных ситуациях взаимодействия с другими представителями иных этнических групп. Социальная толерантность- это форма партнерского взаимодействия между разными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон. Она направлена на равновесие и гармонизацию отношений в обществе, признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов [13, с. 47].
На индивидуальном уровне толерантность проявляется через уважение к другой личности, пониманием того, что существуют взгляды, отличные от собственных; каждый человек оценивается по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками [14, с. 23-24].
Толерантность является важной частью структуры взаимодействия с людьми разных культур, взглядов, позиций и ориентаций. Толерантности соответствует три типа взаимодействия: диалог, сотрудничество и опека. В структуре диалогового взаимодействия (по мнению С.Л. Братченко) преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, а также через умение адекватно приминать и оценивать свою личность. Именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в обществе. Второй тип толерантного взаимодействия- сотрудничество- подразумевает совместное её планирование. Распределение сил и средств на основе возможностей каждого и может быть охарактеризован следующими признаками: доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии ), контактность, доверительность, мобильность действий, социальная активность [15, с. 24-28]. Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности, и подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда оде стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками: эмоциональная стабильность,
социальная активность, экстравертность, высокий уровень эмпатии [16, с. 166-170].
В отечественной и зарубежной психологии в настоящее время существуют различные подходы в определении понятия толерантности:
- с позиции гуманистического подхода, толерантность -проявление сознательного выбора человека, его жизненной позиции, активности отношений с окружающей действительности (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм и др.);
- фасилитативный подход отмечается, что толерантность не может быть результатом только внешних факторов (П. Ф. Комогоров, О.Б. Скрябина );
- диалогический подход, где толерантность- особый способ взаимоотношений в обществе на основе равенства, терпимости и милосердия (С. Л. Братченко, П.Ф. Комогоров);
- толерантные - интолерантные отношения рассматриваются в психологии толерантности через проблему межличностных отношений, где толерантность не всегда бывает положительной (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).
Таким образом, анализируя литературные источники можно сделать следующие выводы:
1. Толерантность не имеет однозначной трактовки, оно многозначно и многомерно.
2. Толерантность - феномен исторический, являющийся одним из факторов эволюционного развития человечества.
Возникнув на основе инстинкта самосохранения, толерантность постепенно обрела статус ценности и нормы. 3. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, индивидуальным, международным, цивилизационным.
4. В психологическом аспекте мы не может дать точного понятия толерантности. Понятие толерантность можно трактовать как качество личности человека, которое принимает мир и окружающих людей такими, каковы они есть при этом, не нарушая целостности своего внутреннего мира. При этом толерантность можно определить, как чувственную способность человека сопереживать Другим, быть милосердными, терпимо относится к эмоциям, чувствам, поступкам Других.
Анализируя исследования в области толерантности, акцентируя внимание на взаимосвязи между подходами и компонентами, на основе операционализирования понятия толерантность мы считаем, целесообразным предложить для дальнейшего изучения конструкт исследования толерантности:
теорети ческие философский, культурологический, социологический
1
прикладные
технически-
методические,
педагогические
і
Личностный
Рис. 1. Конструкт исследования толерантности
Библиографический список
1. Лихачев, Д.С. Письма о добром. - СПб.: «logos», 2007.
2. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под. ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. Яз., 1983.
3. Даль, В. // Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.: Прогресс, 1994.
4. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004.
5. Братченко, С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие. - Ростов на Дону: Феникс, 1997.
7. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. Яз., 2001.
8. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У.Солдатова , Л.А. Шайге-
рова., О. Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000.
9. Андреева, Г.М. Социальная педагогика: учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект- пресс, 1999.
10. Вачков, И.В. Такие разные учителя или новая типология педагогов // Школьный психолог. - 2005. - Вып. 5.
11. Асмолов, А.Г. Толерантность в общественном сознании России. - М.: ИЭАРАЮ, 1998.
12. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. - 2001. - Вып.1.
13. Бондарева, С.К. Толерантность ( введение в проблему) / С.К. Бондарева, Д.В. Колесов. - М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.
14. Оллпорт, Г. Природа предубеждения // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - 2003. - Вып. 5.
15. Зайцева, М.И. Проект «Подросток и толерантность» // Справочник классного руководителя. - 2007. - Вып. 1.
16. Митина, Л.М. профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. - 1998. -Вып. 9.
Bibliography
1. Lihachev, D. S. Pis'ma o dobrom. - SPb.: “logos”, 2007.
2. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo yazyka: ok. 57000 slov / pod. red. N. Yu. Shvedovoj. - M.: Rus. Yaz., 1983.
3. Dal', V. // Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. - M.: Progress, 1994.
4. Galickih, E. O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti: uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: Aka-demicheskij Proekt, 2004.
5. Bratchenko, S. L. Mezhlichnostnyj dialog i ego osnovnye atributy // Psihologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoj psihologii. - M., 1997.
6. Zimnyaya, I. A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. - Rostov na Donu: Feniks, 1997.
7. Slovar' inostrannyh slov. - M.: Rus. Yaz., 2001.
8. Soldatova, G. U. Zhit' v mire s soboj i drugimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov / G. U. Soldatova , L. A. Shajge-rova., O.
D. Sharova. - M.: Genezis, 2000.
9. Andreeva, G. M. Social'naya pedagogika: uchebnik dlya vysshih uchebnyh zavedenij. - M.: Aspekt- press, 1999.
10. Vachkov, I. V. Takie raznye uchitelya ili novaya tipologiya pedagogov // Shkol'nyj psiholog. - 2005. - Vyp. 5.
11. Asmolov, A. G. Tolerantnost' v obschestvennom soznanii Rossii. - M.: IARAYu, 1998.
12. Deklaraciya principov tolerantnosti // Vek tolerantnosti. - 2001. - Vyp. 1.
13. Bondareva, S. K. Tolerantnost' ( vvedenie v problemu) / S. K. Bondareva, D. V. Kolesov. - M.; Voronezh: NPO MODK, 2003.
14. Ollport, G. Priroda predubezhdeniya // Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik. - 2003. - Vyp. 5.
15. Zajceva, M. I. Proekt “Podrostok i tolerantnost'” // Spravochnik klassnogo rukovoditelya. - 2007. - Vyp. 1.
16. Mitina, L. M. professional'noe zdorov'e uchitelya: strategiya, koncepciya, tehnologiya // Narodnoe obrazovanie. - 1998. - Vyp. 9.
Статья поступила в редакцию 07.06.11
УДК 371:351.851
Ustinova N.A. MOTHERHOOD AS A SPECIFIC TUMORS AND IDENTITY OF THE PERSON FEMALE. This article discusses the main approaches to the phenomenon of self-consciousness, grounded approach to motherhood as a special stage of the identification, adaptation and development of her consciousness, stand the determinants of self-mother, describes the peculiarities of formation of self-mother, is highlighted and described the structural organization of self-consciousness of the mother.
Key words: a mother, a selfconsciousness, Self-image, self-attitude.
Н.А. Устинова, доц. УрГПУ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
МАТЕРИНСТОО КАК СОЕЦИФИЧЕСКОЕ НООООБРАЗООАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ
В данной статье анализируется основные подходы к феномену самосознания, обосновывается подход к материнству как к особой стадии идентификации, адаптации и развития самосознания женщины, выделяются детерминанты развития самосознания матери, раскрываются особенности формирования самосознания матери, выделяется и описывается структурная организация самосознания матери.
Ключевые слова: материнство, самосознание, образ-Я, самоотношение, самореализация.