УДК 37.02
А. А. Кораблёва
Научно-педагогический анализ категории «толерантность»
В предлагаемой статье описаны результаты научного анализа сущности толерантности, определены и раскрыты такие смыслообразующие аспекты понятия, как персонифицированность, социальная детерминированность толерантности, инте-гративная сущность толерантности. В статье отражен также авторский подход к определению сущности толерантности.
Ключевые слова: толерантность, аспект, ракурс, фокус, персонифицированность, социальная детерминированность, ин-тегративность.
A. A. Korabliova
The Scientific and Pedagogical Analysis of the Category «Tolerance»
In the given article results of the scientific analysis of essence of tolerance are described; such meaningful aspects of the no-tion as personification, social determinancy of tolerance, integrative essence of tolerance are defined and revealed. In the article the author's approach to define the essence of tolerance is presented.
Keywords: tolerance, an aspect, perspective, focus, personification, social determinancy, integration.
Сложная природа, полифункциональность толерантности позволяет относить ее по праву к ряду метапредметных категорий, то есть понятий, сущность которых интегрируется в различных науках и выступает в каждой из них в несколько преобразованном виде, сохраняя существенные характеристики. Исследование проблемы понимания сущности толерантности сохраняет свою актуальность в современных гуманитарных науках. Это определяется, с одной стороны, отношением исследователей к толерантности как к интегративному сложному образованию, имеющему общие черты со многими духовно-нравственными категориями. Например, некоторые ученые отождествляют толерантность с терпимостью. Во-вторых, наблюдается научный интерес к осознанию механизмов формирования толерантности, к определению педагогических средств и условий ее воспитания.
Мы считаем, что научный анализ позволяет рассмотреть сущность исследуемой нами категории под определенным углом зрения, в частности через призму сущностных характеристик толерантности. Теоретический анализ дефиниции «толерантность» показал, что в основу определения смыслообразущих аспектов понятия могут быть положены такие ведущие характеристики, как персонифицированность, социальная детерминированность толерантности, интегратив-ная сущность.
Результатом анализа является построение логико-смыслового конструкта, позволяющего оп-
ределить возможные общие и специфические черты в подходах ученых к рассмотрению сущности толерантности (см. схему).
Мы пришли к выводу, что, как и у любой другой категории гуманитарных наук, у толерантности рассмотрение сущности и содержания может быть описано через понятия аспекта, вектора и фокуса дефиниции. При этом все три понятия взаимосвязаны. Следовательно, аспектное, векторное и фокусное рассмотрение сущности толерантности должно осуществляться в единстве, последовательно, с выявлением логико-смысловых связей и продвижением анализа от общего к частному.
В гуманитарных науках традиционно «аспектом» определяют точку зрения на какой-либо предмет, понятие, определенную сторону явления или предмета. Понятие «вектор» трактуется как указатель направления, понятие же «фокус» - как средоточие, центр каких-либо явлений, событий и т.п., в связи с чем логическое осмысление сущности толерантности осуществляется через определение научных аспектов к поиску векторов и фокусов рассмотрения вопроса.
Персонифицированность как смыслообра-зующий аспект проявляется в придании максимально личностного содержания трактовке сущности толерантности. Так, толерантность в представлении многих исследователей предстает как качество личности, свойство личности, позиция, состояние, ценность, поведение личности (категориально-лексические семы).
© Кораблёва А. А., 2013
Научно-аспектный анализ категории «толерантность»
+
В гуманитарных науках существуют обобщенные определения данных дефиниций:
- качества (свойства) личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения;
- позиция личности - установки, индивидуальные ценности, смыслы человека, взгляды и отношение к миру;
- состояние личности (психическое состояние) - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне -системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира;
- ценности - правила, понятия, руководящие принципы поведения людей;
- поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.
Рассматривая толерантность в структуре личности, многие ученые относят ее к свойствам или качествам личности. Так, традиционно в психологии толерантность трактуется как свойство личности, актуализирующееся в ситуации несовпадения взглядов и проявляющееся снижением сензитивности к объекту взаимодействия.
Е.Ю. Клепцова дополняет это определение и указывает на еще одно проявление толерантности - повышение сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимания, эмпатии, ассертивности) и терпения [11, с. 27].
Толерантность относят к психическим и духовно-нравственным качествам и рассматривают на уровне сознания (психологический) и поведения личности (деятельностный). На психологическом уровне толерантность представляет собой внутреннюю установку и отношения личности и коллектива, приобретается через воспитание и личный опыт, характеризующийся добровольным индивидуальным выбором.
На деятельностном уровне толерантность рассматривается ученым как действие (активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства), осуществляющееся через закон и традицию, общие нормы поведения; характеризующееся добровольным согласием на взаимную терпимость [17, с. 166]. В подобной трактовке толерантность предстает как рациональная реакция человека; её уровень зависит от знаний и личного опыта [17, с. 52].
Е.Н. Третьякова отмечает, что толерантность - это духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «другого» как личности,
принятии его независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики).
Как близкое к данным определениям относим и определение Д. В. Зиновьева: толерантность -«моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [8, с. 51].
Нередко персонифицируя значение толерантности, ученые относят ее к разряду ценностей. Так, например, Н.А. Асташова полагает, что толерантность может рассматриваться как «ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-
психологического бытия» [3, с. 76]. В соответствии с этим ученый определяет данную категорию как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [3, с. 76]. В данном контексте толерантность приобретает характер комплексного явления, позволяющего раскрыть морально-психологическую основу образа мышления и поступков человека.
Составителями американского словаря «American Heritage Dictionary» предлагается такое определение: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [19]. «Оксфордский словарь» определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь».
Нам представляется возможным отметить и описание сущности категории через отождествление ее с определенного рода способностью. С.Л. Братченко отмечает, что толерантность -это способность различать и признавать границы особого рода (нравственные, правовые, психологические) и умение конструктивно действовать в пограничных ситуациях, разрешать противоречия, согласовывать позиции, сотрудничать [5].
Придание персонифицированности определению толерантности не отрицает ее социальную
детерминированность, так как толерантность может выступать на двух уровнях - психологическом и социальном. В первом случае она предстает как установка, во втором - как действие, тактика поведения, общественная мораль.
Социальная детерминированность толерантности как смыслообразующий аспект
В настоящее время уже не требует доказательства идея о том, что толерантность как осознаваемое человеком поведение основывается на личностно-значимой ценности толерантности, которая, в свою очередь, детерминирована требованиями социума к поведению и толерантному образу жизни личности.
Следовательно, как определенная форма поведения она проходит путь исторического становления и происходит из общественных отношений. В данном аспекте ученые раскрывают сущность толерантности через понятия «принцип», «общественная (социальная) норма».
Отметим, что, несмотря на требования общества к личности, в частности требования толерантного поведения, человек должен быть свободен в выборе тактики и стратегии толерантного или интолерантного поведения. Одновременно с этим он должен быть ответственен за свой выбор, свои действия. И в данном случае никакие ссылки на обусловленность его толерантных или интолерантных действий принципами и законами общества не принимаются. Так, в воспитании толерантности целесообразно уделять внимание «личностному присвоению» ценности категории, обретению личностно-значимого смысла толерантности, формированию способности свободного выбора целей и способов толерантного или интолерантного поведения с учетом личных и общественных принципов жизнедеятельности, формированию ответственности за собственный выбор.
Вместе с тем толерантность, выступая как основополагающий принцип построения социальных отношений, является социальной детерми-нантой многих явлений и процессов в обществе.
В зарубежной и отечественной науке накоплен достаточный опыт в исследовании толерантности как общественной ценности, принципа, нормы, фактора, условия жизни и культурного развития.
Приведем пример нескольких определений сущности толерантности, отражающих социальную детерминированность категории.
Один из исследователей проблемы толерантности (терпимости) М. Уолцер в своем труде «О
терпимости» отмечает, что толерантность «обеспечивает саму жизнь, ибо преследование часто ведется до смерти; кроме того, она обеспечивает общественную жизнь, жизнь тех разнообразных сообществ, в которых живем мы все» [18, с. 14]. При этом ученый, рассуждая о толерантности (терпимости), имеет в виду толерантные отношения к группам и людям, имеющим культурно-религиозные различия и отличия в образе жизни. Исследователь рассматривает пять возможных подходов к классификациям толерантности: «покорное принятие ради мира»; «пассивное, расслабленное безразличие»; «нечто вроде морального стоицизма: принципиальное признание того, что другой имеет «права», даже если он пользуется ими непривлекательным способом»; «открытость другим, любопытство; возможно, даже уважение, желание услышать и узнать»; «одобрение различия». Таким образом, проявление толерантности зависит от аспекта рассмотрения и от социокультурных условий [18, с. 119].
В.М. Золотухин определяет толерантность как норму легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью), выдвигающую на первое место такие характеристики, как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность. Определяя философское содержание категории, признавая и учитывая в деятельности многомерность общественного бытия, ученый рассматривает толерантность, во-первых, как нравственный принцип, регулирующий деятельность человека, формирующий особый тип мировоззрения; во-вторых, как практический инструмент, позволяющий эффективно разрешать противоречия и конфликты [9].
Одним из современных идеологов теории толерантности А.Г. Асмоловым толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия различных систем существования человека, обеспечивающий расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость [2].
Е.В. Магомедова считает толерантность принципом культуры и отмечает, что она должна быть механизмом достижения гуманного существования [12].
По мнению Е.В. Швачко, толерантность - моральное основание для построения человеческих отношений, выполняющее функцию идеальной
формы взаимоотношений в обществе, являющееся значимым на всех уровнях проявления: совместном, групповом, международном.
В.А. Васильев считает толерантность нравственной и политической категорией и, как следствие, определяет ее важнейшим демократическим принципом и фактором позитивных отношений между людьми в обществе, в котором все его граждане в одинаковой степени ответственны перед законом. «Толерантность несет в себе нравственное содержание и требует рассмотрения ее в контексте с такой противоположной категорией, как нетерпимость» [6, с. 262].
Соотносимо с данной трактовкой определение сущности толерантности, предложенное Г.Г. Олиниченко: толерантность - фактор мирового политического развития, преодоления мировых конфликтов и «снижения опасности использовать религии в политической борьбе, достижении политических и экономических целей отдельных группировок» [13, с. 7].
Ряд современных исследований посвящен рассмотрению сущности толерантности как ведущего фактора многих общественных процессов и явлений. Прежде всего, толерантность осознается как фактор эффективной коммуникации. Так, например, Д.А. Семейкин в своем диссертационном исследовании определяет толерантность как важнейшую социосемиотическую предпосылку успешного диалога на всех уровнях социокультурной системы.
Особое внимание ученые уделяют изучению роли толерантности в гармонизации межнациональных отношений.
В последние годы наблюдается осмысление роли толерантности в преодолении проявлений терроризма и экстремизма. В данном аспекте толерантность рассматривается и как ценостно-смысловая основа межнациональных отношений (А.Г. Асмолов, И.В. Вагурин, Г.У. Солдатова, К.П. Краковский), и как условие преодоления экстремизма (Л.М. Дробижева, П.М. Епанчин), и как характеристика духовно-нравственного здоровья граждан (Н.В. Томилина, С.К. Бондарева).
Нередко ученые, принимая во внимание роль толерантности в гармонизации отношений между людьми в любых сообществах, указывают на то, что она сдерживает человека в выражении негативного отношения в оценке чего-либо. Однако индивид не теряет при этом своего «Я», сохраняет свой личностный образ, признает ценности родной культуры.
Л.В. Скворцов, рассматривая природу толерантности, отмечает, что толерантность - «глубинное понимание необходимости иного, различий и особенностей как моментов целого» [15]. Поэтому проблема толерантности должна рассматриваться в единстве с проблемой выживания человечества. «Человек привык к тому, что он свободно принимает или отвергает то, что не соответствует или противоречит его самоопределению» [15, с. 154]. Эффективность толерантности, по мнению ученого, зависит от соответствия ее формы характеру доминирующего типа сознания (мифологического, религиозного, секу-лярного, научно-общественного). В соответствии с этим Л.В. Скворцов выделяет следующие типы толерантности: толерантность в структуре мифологического сознания, монотеизм и толерантность, секулярное сознание и толерантность, научная ментальность и толерантность. Ученый приходит к выводу, что «толерантность как теоретически осмысленное явление возникает на почве критики претензий метафизики и идеологии на абсолютную истину» [15, с. 154].
Зарубежный исследователь проблемы толерантности К.Ф. Грауман отмечает, что осознанная толерантность предполагает способность видения перспективы и желание действовать с учетом этой перспективы [7, с. 46], то есть «индивид пытается понять и в принципе защитить право другого лица или третьей стороны, не обязательно соглашаясь с иными позицией или поведением» [7, с. 52]. Ученый рассматривает толерантность как активную категорию, психологизируя ее содержание. Рассматривая толерантность в рамках ее когнитивной теории, К.Ф. Грауман определяет социальной и психологической основой исследуемой категории взаимное видение перспектив. Оно предполагает, что в ходе изменений отношений между объектом рассмотрения и положением субъекта будут появляться иные мнения и аспекты объекта, идентичного во всех отношениях, то есть объект предстанет в одном из обличий аспекта. Как указывает ученый, «термин "видение перспективы" используется для обозначения структуры в целом и динамики взаимоотношений между точкой зрения, аспектом и горизонтом» [7, с. 52]. Далее раскрывая проблему перспективы как характеристики познания в целом (Лейбниц), в соответствии с психологией когнитивного социального и нравственного развития (Пиаже, Кольберг), К.Ф. Грау-ман приходит к выводу, что, имея психологическую структуру, толерантность не психологиче-
ская, а нравственная и политическая концепция. Толерантность оказывается «детерминируемой концепцией и идеалами свободы и зависящей от уровня и типа культуры» [7, с. 56].
Авторами-составителями программы «Толерантность» в Санкт-Петербурге отмечается, что толерантность - это комплекс просветительских мер, направленных на предупреждение межнациональных конфликтов [14].
Таким образом, толерантность выступает общественным гарантом отношений человека с социумом и вместе с тем обуславливает развитие данной ценности как некого устойчивого поведенческого механизма, личностно присвоенного и транслируемого в различных ситуациях взаимодействия с представителями иных культур, наций, социальных групп.
В результате этого толерантность приобретает интегративную сущность. Так, например, Г. Солдатова трактует толерантность как «интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» [16].
Интегративность толерантности проявляется в том, что ее значение в психолого-педагогической науке является результатом синтезирования основных знаний о ее сущности в социально- философских науках. Вместе с тем толерантность включает в себя множество различных качеств, ценностей, установок, то есть имеет единую, сложную структуру. В соответствии с этим толерантность определяется учеными как система (личностных и групповых ценностей, качеств личности и т.д.), комплекс (индивидуальных качеств, установок и др.), сложное образование (обусловленное различными предпосылками, включающее множество категорий), феномен.
Гуманитарные науки определяют сущности обозначенных дефиниций следующим образом:
- система - это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство» [4];
- комплекс - единство каких-либо явлений, компонентов и др.;
- сложное образование - результат синтезирования каких-либо предметов, явлений, качеств;
- феномен - явление, в котором обнаруживается сущность чего-либо.
Приведем пример некоторых определений толерантности, отражающих интегральную сущность.
О.В. Исаева трактует толерантность как качество личности, представляющее интегративную характеристику познавательного (знания о толерантности, чертах толерантной личности), эмоционально-оценочного (эмпатийность, способность объективно оценивать людей), поведенческого (вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества в процессе взаимодействия) компонентов и определяющего активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми [10].
По мнению С.Л. Братченко, толерантность -это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития, которые могут быть названы базовыми измерениями толерантности [5].
Как многоапектный педагогический феномен, имеющий характеристики системности, субъект-ности, предметности и выступающий фактором развития личности, определяет толерантность Г.Г. Маслова.
В своем исследовании Д.М. Абдуразакова отмечает, что толерантность выступает как сложное, многоаспектное понятие, которое проявляется в различных формах (терпимость, равнодушие) в зависимости от того, кто или что являются объектами толерантности [1].
Не претендуя на всеобъемлющий логико-смысловой анализ дефиниции «толерантность», мы привели наиболее яркие примеры научных трактовок понятия, демонстрирующие его аспекты, векторы и фокусы исследования.
В результате логико-смыслового анализа категории нами сделаны следующие выводы:
- толерантность представляет собой сложное многоаспектное и полидисциплинарное образование, отражающее единство установок и непосредственных толерантных действий личности;
- толерантность проявляется в готовности и способности личности к пониманию, принятию другого, терпению, эмпатии, диалогу и сотрудничеству с представителем иной культуры, социальной группы и т.д. при сохранении образа «Я», положительной самоидентификации, вследствие чего может считаться фактором развития личности и фактором эффективного общения на любом уровне общественных отношений;
- толерантность, с одной стороны, как ценность личности обусловлена требованиями общества к толерантному поведению личности (толерантность как общественно-значимая ценность), с другой стороны, детерминирует отдельные общественные процессы и явления (построение демократических отношений, соблюдение прав и свобод, социальная безопасность граждан, регулирование политических взаимоотношений и др.).
Все сказанное позволяет определить толерантность как интегративное качество личности, отражающее активную нравственную позицию и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и типа поведения (исключая асоциальные проявления сознания и поведения).
Библиографический список
1. Абдуразакова, Д. М. Развитие толерантного сознания молодежи в поликультурной образовательной среде [Текст] : автореф. дис. ...к.п.н. - Махачкала, 2004. - 18 с.
2. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998. - С. 15-20.
3. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений [Текст] // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. - М. : Московский психолого-педагогический институт; Воронеж : Модэк, 2002. - С. 74-83.
4. Большой Российский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : БРЭ, 2003. - С. 1437.
5. Братченко, С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты [Текст] // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. - С. 201-222.
6. Васильев, В. А. К вопросу о толерантности в современной России [Текст] // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 249-262.
7. Грауман, Карл Ф. Взаимное видение перспектив: исходная предпосылка осознанной толерантности [Текст] // Высшее образование в Европе. - Т. XXI. - № 2. - 1997. - С. 46-58.
8. Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики [Текст] // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 51-60.
9. Золотухин, В. М. Две концепции толерантности [Текст]. - Кемерово : КГТУ, 1999. - 140 с.
10. Исаева, О. В. Воспитание толерантности у студентов в образовательном процессе вуза [Текст] : ав-тореф. дис. ... к.п.н. - Оренбург, 2004. - С. 19.
11. Клепцова, Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям [Тскст] : дис. ... канд. психол. н. - Киров, 2001. - 177 с.
12. Магомедова, Е. В. Толерантность как принцип культуры [Тскст]. - Ростов-н/Д., 2000. -133 с.
13.Олиниченко, Г. Г. Толерантность как фактор мирового политического процесса [Текст] : автореф. дис. ... к. полит. наук. - М., 2004. - С. 18.
14. Программа «Толерантность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://spbtolerance.ru/aichives/8561
15. Скворцов, М. Б. Толерантность: иллюзия или средство спасения? [Текст] // Октябрь. - 1997. - № 2.
- С. 160-189.
16. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст]. - М. : Генезис, 2001. - 112 с.
17. Тишков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах [Текст] (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. - М. : Русский мир, 1997. - С. 256-274.
18. Уолцер, М. О терпимости [Текст] / пер. с англ. И. Мюрнберг. - М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 159 с.
19. American Heritage Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ahdictionary.com/
Bibliograficheskij spisok
1. Abdurazakova, D. M. Razvitiye tolerantnogo soznaniya molodezhi v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede [Tekst] : avtoref. dis. ...k.p.n. - Makhachkala, 2004. - 18 s.
2. Asmolov, A. G. Tolerantnost': razlichnyye para-digmy analiza [Tekst] // Tolerantnost' v obshchestven-nom soznanii Rossii. - M., 1998. - S. 15-20.
3. Astashova N. A. Problema vospitaniya tole-rantnosti v sisteme obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Tekst] // Tolerantnoye soznaniye i formirovaniye to-lerantnykh otnosheniy (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskikh statey. - M. : Moskovskiy psi-khologo-pedagogicheskiy institut; Voronezh : Modek, 2002. - S. 74-83.
4. Bol'shoy Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Tekst]. - M. : BRE, 2003. - S. 1437.
5. Bratchenko, S. L. Mezhlichnostnyy dialog i yego osnovnyye atributy [Tekst] / Psikhologiya s cheloveche-skim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postso-vetskoy psikhologii. - M., 1997. - S. 201-222.
6. Vasil'yev, V. A. K voprosu o tolerantnosti v sovre-mennoy Rossii [Tekst] // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. - 2000. - № 3. - S. 249-262.
7. Grauman, Karl F. Vzaimnoye videniye perspektiv: iskhodnaya predposylka osoznannoy tolerantnosti [Tekst] // Vyssheye obrazovaniye v Yevrope. - Tom XXI. - № 2.
- 1997. - S. 46-58.
8. Zinov'yev, D. V. Sotsiokul'turnaya tolerantnost' -yeye sushchnostnyye kharakteristiki [Tekst] // Paradigma.
- 1998. - № 1. - S. 51-60.
9. Zolotukhin, V. M. Dve kontseptsii tolerantnosti [Tekst]. - Kemerovo : KGTU, 1999. - 140 s.
10. Isayeva, O. V. Vospitaniye tolerantnosti u stu-dentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Tekst] : avtoref. dis. ... k.p.n. - Orenburg, 2004. - S. 19.
11. Kleptsova, Ye. Yu. Psikhologicheskiye usloviya for-mirovaniya terpimogo otnosheniya pedagogov k det-yam [Tekst] : dis. ... k. psikh. n. - Kirov, 2001. - 177 s.
12. Magomedova, Ye. V. Tolerantnost' kak printsip kul'tury [Tekst]. - Rostov-na-Donu, 2000. -133 s.
13. Olinicheko, G. G. Tolerantnost' kak faktor mi-rovogo politicheskogo protsessa [Tekst] : avtoref. dis. ... k. polit. nauk. - M., 2004. - S. 18.
14. Programma «Tolerantnost'» [Elektronnyy resurs].
- Rezhim dostupa : http://spbtolerance.ru/archives/8561
15. Skvortsov, M. B. Tolerantnost': illyuziya ili sred-stvo spaseniya? [Tekst] // Oktyabr'. - 1997. - № 2. -S. 160-189.
16. Soldatova, G. U., Shaygerova, L. A., Sharova, O. D. Zhit' v mire s soboy i drugimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov [Tekst]. - M. : Genezis, 2001. - 112 s.
17. Tishkov, V. A. Tolerantnost' i soglasiye v trans-formiruyushchikhsya obshchestvakh (doklad na Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii YUNESKO «Tolerantnost' i soglasiye») / Ocherki teorii i politiki etnich-nosti v Rossii. - M. : Russkiy mir, 1997. - S. 256-274.
18. Uoltser, M. O terpimosti [Tekst] / per. s angl. I. Myurnberg. - M. : Ideya-Press, Dom intellektual'noy knigi, 2000. - 159 s.
19. American Heritage Dictionary [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.ahdictionary.com/