Научная статья на тему 'Научно-педагогический анализ категории «Толерантность»'

Научно-педагогический анализ категории «Толерантность» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1126
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / АСПЕКТ / РАКУРС / ФОКУС / FOCUS / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ / SOCIAL DETERMINANCY / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / AN ASPECT / PERSPECTIVE / PERSONIFICATION / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кораблёва Альбина Александровна

В предлагаемой статье описаны результаты научного анализа сущности толерантности, определены и раскрыты такие смыслообразующие аспекты понятия, как персонифицированность, социальная детерминированность толерантности, интегративная сущность толерантности. В статье отражен также авторский подход к определению сущности толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Scientific and Pedagogical Analysis of the Category «Tolerance»

In the given article results of the scientific analysis of essence of tolerance are described; such meaningful aspects of the no-tion as personification, social determinancy of tolerance, integrative essence of tolerance are defined and revealed. In the article the author’s approach to define the essence of tolerance is presented.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогический анализ категории «Толерантность»»

УДК 37.02

А. А. Кораблёва

Научно-педагогический анализ категории «толерантность»

В предлагаемой статье описаны результаты научного анализа сущности толерантности, определены и раскрыты такие смыслообразующие аспекты понятия, как персонифицированность, социальная детерминированность толерантности, инте-гративная сущность толерантности. В статье отражен также авторский подход к определению сущности толерантности.

Ключевые слова: толерантность, аспект, ракурс, фокус, персонифицированность, социальная детерминированность, ин-тегративность.

A. A. Korabliova

The Scientific and Pedagogical Analysis of the Category «Tolerance»

In the given article results of the scientific analysis of essence of tolerance are described; such meaningful aspects of the no-tion as personification, social determinancy of tolerance, integrative essence of tolerance are defined and revealed. In the article the author's approach to define the essence of tolerance is presented.

Keywords: tolerance, an aspect, perspective, focus, personification, social determinancy, integration.

Сложная природа, полифункциональность толерантности позволяет относить ее по праву к ряду метапредметных категорий, то есть понятий, сущность которых интегрируется в различных науках и выступает в каждой из них в несколько преобразованном виде, сохраняя существенные характеристики. Исследование проблемы понимания сущности толерантности сохраняет свою актуальность в современных гуманитарных науках. Это определяется, с одной стороны, отношением исследователей к толерантности как к интегративному сложному образованию, имеющему общие черты со многими духовно-нравственными категориями. Например, некоторые ученые отождествляют толерантность с терпимостью. Во-вторых, наблюдается научный интерес к осознанию механизмов формирования толерантности, к определению педагогических средств и условий ее воспитания.

Мы считаем, что научный анализ позволяет рассмотреть сущность исследуемой нами категории под определенным углом зрения, в частности через призму сущностных характеристик толерантности. Теоретический анализ дефиниции «толерантность» показал, что в основу определения смыслообразущих аспектов понятия могут быть положены такие ведущие характеристики, как персонифицированность, социальная детерминированность толерантности, интегратив-ная сущность.

Результатом анализа является построение логико-смыслового конструкта, позволяющего оп-

ределить возможные общие и специфические черты в подходах ученых к рассмотрению сущности толерантности (см. схему).

Мы пришли к выводу, что, как и у любой другой категории гуманитарных наук, у толерантности рассмотрение сущности и содержания может быть описано через понятия аспекта, вектора и фокуса дефиниции. При этом все три понятия взаимосвязаны. Следовательно, аспектное, векторное и фокусное рассмотрение сущности толерантности должно осуществляться в единстве, последовательно, с выявлением логико-смысловых связей и продвижением анализа от общего к частному.

В гуманитарных науках традиционно «аспектом» определяют точку зрения на какой-либо предмет, понятие, определенную сторону явления или предмета. Понятие «вектор» трактуется как указатель направления, понятие же «фокус» - как средоточие, центр каких-либо явлений, событий и т.п., в связи с чем логическое осмысление сущности толерантности осуществляется через определение научных аспектов к поиску векторов и фокусов рассмотрения вопроса.

Персонифицированность как смыслообра-зующий аспект проявляется в придании максимально личностного содержания трактовке сущности толерантности. Так, толерантность в представлении многих исследователей предстает как качество личности, свойство личности, позиция, состояние, ценность, поведение личности (категориально-лексические семы).

© Кораблёва А. А., 2013

Научно-аспектный анализ категории «толерантность»

+

В гуманитарных науках существуют обобщенные определения данных дефиниций:

- качества (свойства) личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения;

- позиция личности - установки, индивидуальные ценности, смыслы человека, взгляды и отношение к миру;

- состояние личности (психическое состояние) - один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне -системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира;

- ценности - правила, понятия, руководящие принципы поведения людей;

- поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Рассматривая толерантность в структуре личности, многие ученые относят ее к свойствам или качествам личности. Так, традиционно в психологии толерантность трактуется как свойство личности, актуализирующееся в ситуации несовпадения взглядов и проявляющееся снижением сензитивности к объекту взаимодействия.

Е.Ю. Клепцова дополняет это определение и указывает на еще одно проявление толерантности - повышение сензитивности к объекту за счет задействования механизмов принятия (понимания, эмпатии, ассертивности) и терпения [11, с. 27].

Толерантность относят к психическим и духовно-нравственным качествам и рассматривают на уровне сознания (психологический) и поведения личности (деятельностный). На психологическом уровне толерантность представляет собой внутреннюю установку и отношения личности и коллектива, приобретается через воспитание и личный опыт, характеризующийся добровольным индивидуальным выбором.

На деятельностном уровне толерантность рассматривается ученым как действие (активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства), осуществляющееся через закон и традицию, общие нормы поведения; характеризующееся добровольным согласием на взаимную терпимость [17, с. 166]. В подобной трактовке толерантность предстает как рациональная реакция человека; её уровень зависит от знаний и личного опыта [17, с. 52].

Е.Н. Третьякова отмечает, что толерантность - это духовно-нравственное качество личности, выраженное в принятии «другого» как личности,

принятии его независимо от национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального, имущественного и должностного положения (социальные и культурные характеристики), а также возраста, состояния здоровья, пола, расы (антропологические характеристики).

Как близкое к данным определениям относим и определение Д. В. Зиновьева: толерантность -«моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам» [8, с. 51].

Нередко персонифицируя значение толерантности, ученые относят ее к разряду ценностей. Так, например, Н.А. Асташова полагает, что толерантность может рассматриваться как «ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-

психологического бытия» [3, с. 76]. В соответствии с этим ученый определяет данную категорию как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [3, с. 76]. В данном контексте толерантность приобретает характер комплексного явления, позволяющего раскрыть морально-психологическую основу образа мышления и поступков человека.

Составителями американского словаря «American Heritage Dictionary» предлагается такое определение: «Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [19]. «Оксфордский словарь» определяет толерантность как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь».

Нам представляется возможным отметить и описание сущности категории через отождествление ее с определенного рода способностью. С.Л. Братченко отмечает, что толерантность -это способность различать и признавать границы особого рода (нравственные, правовые, психологические) и умение конструктивно действовать в пограничных ситуациях, разрешать противоречия, согласовывать позиции, сотрудничать [5].

Придание персонифицированности определению толерантности не отрицает ее социальную

детерминированность, так как толерантность может выступать на двух уровнях - психологическом и социальном. В первом случае она предстает как установка, во втором - как действие, тактика поведения, общественная мораль.

Социальная детерминированность толерантности как смыслообразующий аспект

В настоящее время уже не требует доказательства идея о том, что толерантность как осознаваемое человеком поведение основывается на личностно-значимой ценности толерантности, которая, в свою очередь, детерминирована требованиями социума к поведению и толерантному образу жизни личности.

Следовательно, как определенная форма поведения она проходит путь исторического становления и происходит из общественных отношений. В данном аспекте ученые раскрывают сущность толерантности через понятия «принцип», «общественная (социальная) норма».

Отметим, что, несмотря на требования общества к личности, в частности требования толерантного поведения, человек должен быть свободен в выборе тактики и стратегии толерантного или интолерантного поведения. Одновременно с этим он должен быть ответственен за свой выбор, свои действия. И в данном случае никакие ссылки на обусловленность его толерантных или интолерантных действий принципами и законами общества не принимаются. Так, в воспитании толерантности целесообразно уделять внимание «личностному присвоению» ценности категории, обретению личностно-значимого смысла толерантности, формированию способности свободного выбора целей и способов толерантного или интолерантного поведения с учетом личных и общественных принципов жизнедеятельности, формированию ответственности за собственный выбор.

Вместе с тем толерантность, выступая как основополагающий принцип построения социальных отношений, является социальной детерми-нантой многих явлений и процессов в обществе.

В зарубежной и отечественной науке накоплен достаточный опыт в исследовании толерантности как общественной ценности, принципа, нормы, фактора, условия жизни и культурного развития.

Приведем пример нескольких определений сущности толерантности, отражающих социальную детерминированность категории.

Один из исследователей проблемы толерантности (терпимости) М. Уолцер в своем труде «О

терпимости» отмечает, что толерантность «обеспечивает саму жизнь, ибо преследование часто ведется до смерти; кроме того, она обеспечивает общественную жизнь, жизнь тех разнообразных сообществ, в которых живем мы все» [18, с. 14]. При этом ученый, рассуждая о толерантности (терпимости), имеет в виду толерантные отношения к группам и людям, имеющим культурно-религиозные различия и отличия в образе жизни. Исследователь рассматривает пять возможных подходов к классификациям толерантности: «покорное принятие ради мира»; «пассивное, расслабленное безразличие»; «нечто вроде морального стоицизма: принципиальное признание того, что другой имеет «права», даже если он пользуется ими непривлекательным способом»; «открытость другим, любопытство; возможно, даже уважение, желание услышать и узнать»; «одобрение различия». Таким образом, проявление толерантности зависит от аспекта рассмотрения и от социокультурных условий [18, с. 119].

В.М. Золотухин определяет толерантность как норму легального поведения для субъекта (человека, обладающего самоопределенностью), выдвигающую на первое место такие характеристики, как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и ответственность. Определяя философское содержание категории, признавая и учитывая в деятельности многомерность общественного бытия, ученый рассматривает толерантность, во-первых, как нравственный принцип, регулирующий деятельность человека, формирующий особый тип мировоззрения; во-вторых, как практический инструмент, позволяющий эффективно разрешать противоречия и конфликты [9].

Одним из современных идеологов теории толерантности А.Г. Асмоловым толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия различных систем существования человека, обеспечивающий расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость [2].

Е.В. Магомедова считает толерантность принципом культуры и отмечает, что она должна быть механизмом достижения гуманного существования [12].

По мнению Е.В. Швачко, толерантность - моральное основание для построения человеческих отношений, выполняющее функцию идеальной

формы взаимоотношений в обществе, являющееся значимым на всех уровнях проявления: совместном, групповом, международном.

В.А. Васильев считает толерантность нравственной и политической категорией и, как следствие, определяет ее важнейшим демократическим принципом и фактором позитивных отношений между людьми в обществе, в котором все его граждане в одинаковой степени ответственны перед законом. «Толерантность несет в себе нравственное содержание и требует рассмотрения ее в контексте с такой противоположной категорией, как нетерпимость» [6, с. 262].

Соотносимо с данной трактовкой определение сущности толерантности, предложенное Г.Г. Олиниченко: толерантность - фактор мирового политического развития, преодоления мировых конфликтов и «снижения опасности использовать религии в политической борьбе, достижении политических и экономических целей отдельных группировок» [13, с. 7].

Ряд современных исследований посвящен рассмотрению сущности толерантности как ведущего фактора многих общественных процессов и явлений. Прежде всего, толерантность осознается как фактор эффективной коммуникации. Так, например, Д.А. Семейкин в своем диссертационном исследовании определяет толерантность как важнейшую социосемиотическую предпосылку успешного диалога на всех уровнях социокультурной системы.

Особое внимание ученые уделяют изучению роли толерантности в гармонизации межнациональных отношений.

В последние годы наблюдается осмысление роли толерантности в преодолении проявлений терроризма и экстремизма. В данном аспекте толерантность рассматривается и как ценостно-смысловая основа межнациональных отношений (А.Г. Асмолов, И.В. Вагурин, Г.У. Солдатова, К.П. Краковский), и как условие преодоления экстремизма (Л.М. Дробижева, П.М. Епанчин), и как характеристика духовно-нравственного здоровья граждан (Н.В. Томилина, С.К. Бондарева).

Нередко ученые, принимая во внимание роль толерантности в гармонизации отношений между людьми в любых сообществах, указывают на то, что она сдерживает человека в выражении негативного отношения в оценке чего-либо. Однако индивид не теряет при этом своего «Я», сохраняет свой личностный образ, признает ценности родной культуры.

Л.В. Скворцов, рассматривая природу толерантности, отмечает, что толерантность - «глубинное понимание необходимости иного, различий и особенностей как моментов целого» [15]. Поэтому проблема толерантности должна рассматриваться в единстве с проблемой выживания человечества. «Человек привык к тому, что он свободно принимает или отвергает то, что не соответствует или противоречит его самоопределению» [15, с. 154]. Эффективность толерантности, по мнению ученого, зависит от соответствия ее формы характеру доминирующего типа сознания (мифологического, религиозного, секу-лярного, научно-общественного). В соответствии с этим Л.В. Скворцов выделяет следующие типы толерантности: толерантность в структуре мифологического сознания, монотеизм и толерантность, секулярное сознание и толерантность, научная ментальность и толерантность. Ученый приходит к выводу, что «толерантность как теоретически осмысленное явление возникает на почве критики претензий метафизики и идеологии на абсолютную истину» [15, с. 154].

Зарубежный исследователь проблемы толерантности К.Ф. Грауман отмечает, что осознанная толерантность предполагает способность видения перспективы и желание действовать с учетом этой перспективы [7, с. 46], то есть «индивид пытается понять и в принципе защитить право другого лица или третьей стороны, не обязательно соглашаясь с иными позицией или поведением» [7, с. 52]. Ученый рассматривает толерантность как активную категорию, психологизируя ее содержание. Рассматривая толерантность в рамках ее когнитивной теории, К.Ф. Грауман определяет социальной и психологической основой исследуемой категории взаимное видение перспектив. Оно предполагает, что в ходе изменений отношений между объектом рассмотрения и положением субъекта будут появляться иные мнения и аспекты объекта, идентичного во всех отношениях, то есть объект предстанет в одном из обличий аспекта. Как указывает ученый, «термин "видение перспективы" используется для обозначения структуры в целом и динамики взаимоотношений между точкой зрения, аспектом и горизонтом» [7, с. 52]. Далее раскрывая проблему перспективы как характеристики познания в целом (Лейбниц), в соответствии с психологией когнитивного социального и нравственного развития (Пиаже, Кольберг), К.Ф. Грау-ман приходит к выводу, что, имея психологическую структуру, толерантность не психологиче-

ская, а нравственная и политическая концепция. Толерантность оказывается «детерминируемой концепцией и идеалами свободы и зависящей от уровня и типа культуры» [7, с. 56].

Авторами-составителями программы «Толерантность» в Санкт-Петербурге отмечается, что толерантность - это комплекс просветительских мер, направленных на предупреждение межнациональных конфликтов [14].

Таким образом, толерантность выступает общественным гарантом отношений человека с социумом и вместе с тем обуславливает развитие данной ценности как некого устойчивого поведенческого механизма, личностно присвоенного и транслируемого в различных ситуациях взаимодействия с представителями иных культур, наций, социальных групп.

В результате этого толерантность приобретает интегративную сущность. Так, например, Г. Солдатова трактует толерантность как «интегральную характеристику индивида, определяющую его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром» [16].

Интегративность толерантности проявляется в том, что ее значение в психолого-педагогической науке является результатом синтезирования основных знаний о ее сущности в социально- философских науках. Вместе с тем толерантность включает в себя множество различных качеств, ценностей, установок, то есть имеет единую, сложную структуру. В соответствии с этим толерантность определяется учеными как система (личностных и групповых ценностей, качеств личности и т.д.), комплекс (индивидуальных качеств, установок и др.), сложное образование (обусловленное различными предпосылками, включающее множество категорий), феномен.

Гуманитарные науки определяют сущности обозначенных дефиниций следующим образом:

- система - это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство» [4];

- комплекс - единство каких-либо явлений, компонентов и др.;

- сложное образование - результат синтезирования каких-либо предметов, явлений, качеств;

- феномен - явление, в котором обнаруживается сущность чего-либо.

Приведем пример некоторых определений толерантности, отражающих интегральную сущность.

О.В. Исаева трактует толерантность как качество личности, представляющее интегративную характеристику познавательного (знания о толерантности, чертах толерантной личности), эмоционально-оценочного (эмпатийность, способность объективно оценивать людей), поведенческого (вступление в диалогические отношения, установление сотрудничества в процессе взаимодействия) компонентов и определяющего активную нравственную позицию во взаимодействии с людьми [10].

По мнению С.Л. Братченко, толерантность -это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько линий проявления и развития, которые могут быть названы базовыми измерениями толерантности [5].

Как многоапектный педагогический феномен, имеющий характеристики системности, субъект-ности, предметности и выступающий фактором развития личности, определяет толерантность Г.Г. Маслова.

В своем исследовании Д.М. Абдуразакова отмечает, что толерантность выступает как сложное, многоаспектное понятие, которое проявляется в различных формах (терпимость, равнодушие) в зависимости от того, кто или что являются объектами толерантности [1].

Не претендуя на всеобъемлющий логико-смысловой анализ дефиниции «толерантность», мы привели наиболее яркие примеры научных трактовок понятия, демонстрирующие его аспекты, векторы и фокусы исследования.

В результате логико-смыслового анализа категории нами сделаны следующие выводы:

- толерантность представляет собой сложное многоаспектное и полидисциплинарное образование, отражающее единство установок и непосредственных толерантных действий личности;

- толерантность проявляется в готовности и способности личности к пониманию, принятию другого, терпению, эмпатии, диалогу и сотрудничеству с представителем иной культуры, социальной группы и т.д. при сохранении образа «Я», положительной самоидентификации, вследствие чего может считаться фактором развития личности и фактором эффективного общения на любом уровне общественных отношений;

- толерантность, с одной стороны, как ценность личности обусловлена требованиями общества к толерантному поведению личности (толерантность как общественно-значимая ценность), с другой стороны, детерминирует отдельные общественные процессы и явления (построение демократических отношений, соблюдение прав и свобод, социальная безопасность граждан, регулирование политических взаимоотношений и др.).

Все сказанное позволяет определить толерантность как интегративное качество личности, отражающее активную нравственную позицию и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и типа поведения (исключая асоциальные проявления сознания и поведения).

Библиографический список

1. Абдуразакова, Д. М. Развитие толерантного сознания молодежи в поликультурной образовательной среде [Текст] : автореф. дис. ...к.п.н. - Махачкала, 2004. - 18 с.

2. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] // Толерантность в общественном сознании России. - М., 1998. - С. 15-20.

3. Асташова, Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений [Текст] // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей. - М. : Московский психолого-педагогический институт; Воронеж : Модэк, 2002. - С. 74-83.

4. Большой Российский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : БРЭ, 2003. - С. 1437.

5. Братченко, С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты [Текст] // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., 1997. - С. 201-222.

6. Васильев, В. А. К вопросу о толерантности в современной России [Текст] // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 3. - С. 249-262.

7. Грауман, Карл Ф. Взаимное видение перспектив: исходная предпосылка осознанной толерантности [Текст] // Высшее образование в Европе. - Т. XXI. - № 2. - 1997. - С. 46-58.

8. Зиновьев, Д. В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики [Текст] // Парадигма. - 1998. - № 1. - С. 51-60.

9. Золотухин, В. М. Две концепции толерантности [Текст]. - Кемерово : КГТУ, 1999. - 140 с.

10. Исаева, О. В. Воспитание толерантности у студентов в образовательном процессе вуза [Текст] : ав-тореф. дис. ... к.п.н. - Оренбург, 2004. - С. 19.

11. Клепцова, Е. Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям [Тскст] : дис. ... канд. психол. н. - Киров, 2001. - 177 с.

12. Магомедова, Е. В. Толерантность как принцип культуры [Тскст]. - Ростов-н/Д., 2000. -133 с.

13.Олиниченко, Г. Г. Толерантность как фактор мирового политического процесса [Текст] : автореф. дис. ... к. полит. наук. - М., 2004. - С. 18.

14. Программа «Толерантность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://spbtolerance.ru/aichives/8561

15. Скворцов, М. Б. Толерантность: иллюзия или средство спасения? [Текст] // Октябрь. - 1997. - № 2.

- С. 160-189.

16. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков [Текст]. - М. : Генезис, 2001. - 112 с.

17. Тишков, В. А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах [Текст] (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. - М. : Русский мир, 1997. - С. 256-274.

18. Уолцер, М. О терпимости [Текст] / пер. с англ. И. Мюрнберг. - М. : Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. American Heritage Dictionary [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ahdictionary.com/

Bibliograficheskij spisok

1. Abdurazakova, D. M. Razvitiye tolerantnogo soznaniya molodezhi v polikul'turnoy obrazovatel'noy srede [Tekst] : avtoref. dis. ...k.p.n. - Makhachkala, 2004. - 18 s.

2. Asmolov, A. G. Tolerantnost': razlichnyye para-digmy analiza [Tekst] // Tolerantnost' v obshchestven-nom soznanii Rossii. - M., 1998. - S. 15-20.

3. Astashova N. A. Problema vospitaniya tole-rantnosti v sisteme obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Tekst] // Tolerantnoye soznaniye i formirovaniye to-lerantnykh otnosheniy (teoriya i praktika): sbornik nauchno-metodicheskikh statey. - M. : Moskovskiy psi-khologo-pedagogicheskiy institut; Voronezh : Modek, 2002. - S. 74-83.

4. Bol'shoy Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Tekst]. - M. : BRE, 2003. - S. 1437.

5. Bratchenko, S. L. Mezhlichnostnyy dialog i yego osnovnyye atributy [Tekst] / Psikhologiya s cheloveche-skim litsom: gumanisticheskaya perspektiva v postso-vetskoy psikhologii. - M., 1997. - S. 201-222.

6. Vasil'yev, V. A. K voprosu o tolerantnosti v sovre-mennoy Rossii [Tekst] // Sotsial'no-gumanitarnyye znaniya. - 2000. - № 3. - S. 249-262.

7. Grauman, Karl F. Vzaimnoye videniye perspektiv: iskhodnaya predposylka osoznannoy tolerantnosti [Tekst] // Vyssheye obrazovaniye v Yevrope. - Tom XXI. - № 2.

- 1997. - S. 46-58.

8. Zinov'yev, D. V. Sotsiokul'turnaya tolerantnost' -yeye sushchnostnyye kharakteristiki [Tekst] // Paradigma.

- 1998. - № 1. - S. 51-60.

9. Zolotukhin, V. M. Dve kontseptsii tolerantnosti [Tekst]. - Kemerovo : KGTU, 1999. - 140 s.

10. Isayeva, O. V. Vospitaniye tolerantnosti u stu-dentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Tekst] : avtoref. dis. ... k.p.n. - Orenburg, 2004. - S. 19.

11. Kleptsova, Ye. Yu. Psikhologicheskiye usloviya for-mirovaniya terpimogo otnosheniya pedagogov k det-yam [Tekst] : dis. ... k. psikh. n. - Kirov, 2001. - 177 s.

12. Magomedova, Ye. V. Tolerantnost' kak printsip kul'tury [Tekst]. - Rostov-na-Donu, 2000. -133 s.

13. Olinicheko, G. G. Tolerantnost' kak faktor mi-rovogo politicheskogo protsessa [Tekst] : avtoref. dis. ... k. polit. nauk. - M., 2004. - S. 18.

14. Programma «Tolerantnost'» [Elektronnyy resurs].

- Rezhim dostupa : http://spbtolerance.ru/archives/8561

15. Skvortsov, M. B. Tolerantnost': illyuziya ili sred-stvo spaseniya? [Tekst] // Oktyabr'. - 1997. - № 2. -S. 160-189.

16. Soldatova, G. U., Shaygerova, L. A., Sharova, O. D. Zhit' v mire s soboy i drugimi: trening tolerantnosti dlya podrostkov [Tekst]. - M. : Genezis, 2001. - 112 s.

17. Tishkov, V. A. Tolerantnost' i soglasiye v trans-formiruyushchikhsya obshchestvakh (doklad na Mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii YUNESKO «Tolerantnost' i soglasiye») / Ocherki teorii i politiki etnich-nosti v Rossii. - M. : Russkiy mir, 1997. - S. 256-274.

18. Uoltser, M. O terpimosti [Tekst] / per. s angl. I. Myurnberg. - M. : Ideya-Press, Dom intellektual'noy knigi, 2000. - 159 s.

19. American Heritage Dictionary [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.ahdictionary.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.