УДК 37.01
С. Н. Воднева, И. А. Донина, Р. М. Шерайзина ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ФЕНОМЕН
Проведен анализ сущности понятия «толерантность» в разных науках. Предложены различные классификации видов толерантности. Наибольший интерес для изучения вызвало понятие «педагогическая толерантность». Доказано, что педагогическая толерантность может быть представлена как интегративная характеристика специалиста сферы «человек - человек» и является разновидностью профессиональной толерантности. Педагогическая толерантность представлена как профессионально важное качество специалиста сферы «человек - человек», которое помогает успешному выполнению его профессиональных задач. Педагогическая толерантность проявляется при реализации педагогических функций: организационной, образовательной, информационной, контролирующей и др., которые необходимы в работе с людьми. Это позволяет раскрыть сущность педагогической толерантности как междисциплинарного феномена.
Ключевые слова: толерантность, педагогическая толерантность, междисциплинарный феномен.
Интерес к изучению понятия «толерантность» привлекает внимание исследователей различных наук: философии, социологии, политологии, психологии, педагогики и др. К настоящему времени сложились различные подходы к определению толерантности в зависимости от специфики наук и теоретических основ, в рамках которых изучается это понятие.
Проведем анализ и рассмотрим сущность понятия «толерантность» в различных областях науки.
Анализируя современные словари, мы обнаружили, что, несмотря на свою многозначность, категория «толерантности», или «терпимости», часто имеет пассивную направленность. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (М., 1994), «Новый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой (М., 2000) полностью отождествляют категорию «толерантность» с категорией «терпимость», т. е. согласно представленным в них определениям «толерантный - терпеливый, способный, умеющий терпеть чужое, мириться с чужим мнением» [1, с. 688]. Также толерантность трактуется в «Словаре-справочнике по социальной работе» М. А. Гулиной (СПб, 2008), «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998). В психологических словарях толерантность определяется как «установка либерального принятия моделей поведения, убеждений, ценностей другого»; «способность выносить стресс без серьезного вреда... Толерантность включает энергетическую защиту ценностей других и признание плюрализма» [2, с. 363-364]. Однако в «Энциклопедическом словаре политологических терминов» (СПб, 2013) толерантность определяется как «сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество, . готовность допускать существование инакомыслия, что является свидетельством благоприятного климата в ... обществе» [3, с. 476]. Тем самым толерантность нам видится как уважение чужих ценно-
стей, расширение круга личных ценностных ори-ентаций за счет позитивного взаимодействия с другими людьми. Современная философская трактовка понятия «толерантность» также близка ранее указанным определениям. Так, «Философский энциклопедический словарь» (М., 1997), «Новая философская энциклопедия» (М., 2001) определяют толерантность как «терпимость к иного рода взглядам» [4, с. 476], что является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции» [4]. Это определение дает право утверждать, что толерантность - это активная нравственная позиция и готовность к терпимости для достижения взаимопонимания с людьми различной культурной, национальной, религиозной или социальной среды, это один из главных нравственных принципов гражданского общества.
Анализ диссертационных исследований, в которых рассматривается понятие «толерантность», показал, что данное понятие также является предметом изучения философов, социологов, политологов, психологов, филологов, педагогов и др. Так, исследователи толерантности в философии В. М. Золотухин, Т. В. Волкова, Н. Г. Юровских, Т. В. Новикова указывают, что «толерантность является принципом „онтологической безопасности" в условиях ненадежности окружающего мира» [5], «фактором культуры» [6], «реализуется в духовном мире личности, межличностных и социокультурных отношениях» [7, 8]. В политологии толерантность выступает как «признание и уважение прав и свобод человека» [9]. В социологических исследованиях «активная, заинтересованная толерантность основана на рефлексивном отношении к собственной позиции, конструктивном коммуникативном взаимодействии с представителями иных социокультурных групп» [10]. В психологии толерантность выступает как «комплексная интеграль-
ная характеристика личности» [11], «включающая в себя личностно-образующие составляющие, которая проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека и реализующаяся как на личностном, так и на межличностном и межгрупповом уровнях» [12, 13]. Филология трактует толерантность как «отношения субъектов в общении» [14, 15]. В педагогических исследованиях толерантность представлена как «гуманистическое качество личности, сотрудничество, дух партнерства, уважение права быть иным, признание многообразия» [16], «человеческая добродетель, искусство жить в мире разных людей и идей» [17], «одно из ключевых экзистенциалов человеческой жизни, сущность которой заключается в признании ценности Другого» [18-21].
Считаем, что понятие «толерантность» можно рассматривать как междисциплинарный феномен, так как изучением сущности данного понятия занимаются исследователи разных наук. Определения сущности понятия «толерантность» взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как понятие, изучаемое в философии, толерантность является фактором культуры. По определениям социологов, важным критерием толерантности является ее реализация в межличностных и социокультурных отношениях. Из определений психологии толерантность как комплексная интегральная характеристика личности проявляется в поведении. В педагогике толерантность является выражением активной нравственной позиции и направлена на взаимодействие, сотрудничество, взаимопонимание с другими людьми. В филологии толерантность есть характеристика взаимоотношений субъектов в общении. Большинство исследователей проблемы определения понятия «толерантность» подчеркивают, что толерантность реализуется в межличностных отношениях, это терпимость к разного рода отличиям: чужому мнению, взглядам. Анализируя диссертационные исследования современных авторов на предмет определения понятия «толерантность», мы, вслед за А. Г. Асмоловым, Г. У Солдатовой, Ф. Б. Алимбековой и др., пришли к выводу, что толерантность - это интегративное качество личности, которое характеризуется психологической устойчивостью, способностью положительно воспринимать и оценивать мнение окружающих людей и действовать по отношению к ним уважительно. Толерантность проявляется в межкультурном и межличностном общении, является необходимым условием продуктивной коммуникации, где важными являются уважение друг друга, умение вести диалог и общаться с представителями других культур, признавать их точку зрения, умение выслушать других и тактично выражать свои взгляды.
Изучая понятие «толерантность», мы обнаружили, что исследователи выделяют разные виды толерантности. Вид трактуется в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова как «разновидность, тип» [22], т. е. то, что позволяет объединить понятия по некоторым общим критериям в одну видовую группу. Так, виды толерантности можно классифицировать по разным критериям. Например, по критерию связи культуры той или иной группы с этническими, социальными особенностями можно выделять следующие виды: этнокультурная, межкультурная, социокультурная; по этническому критерию: этническая, межэтническая; по принципу взаимодействия: коммуникативная, дея-тельностная; по направленности деятельности: педагогическая, социально-педагогическая, познавательная, управленческая; по источнику происхождения: сформированная, данная от природы; по форме: внутренняя, внешняя; по направленности: носитель, объект формирования; по типу профессиональной деятельности: толерантность юриста, педагога, психолога и т. д.
Обратим особое внимание на некоторые виды толерантности. Изучение и анализ определений таких видов толерантности, как межкультурная, межнациональная, этнокультурная, этническая, межэтническая, конфессиональная, межличностная, гендерная, позволяют объединить данные виды по признаку взаимодействия с другими людьми, представляющими разные национальности, этносы, конфессии, культуры, социальные группы. Считаем, что название «социокультурная толерантность» наилучшим образом характеризует данный вид, так как термин «социокультурный» означает «обусловленный социальными и культурными причинами» [23], где ключевыми словами являются «социум», «культура». В таблице представлены определения данного вида у разных авторов.
На основе определений понятия «социокультурная толерантность» обозначим его основные характеристики: интегративное качество личности, выражающееся в позитивном восприятии к образу жизни, обычаям, традициям, нравам представителей других людей, представляющих различные этносы, культуры, социальные группы. Социокультурная толерантность представляет собой взаимодействие с другими людьми, сотрудничество с представителями других культур, этносов, взглядов, социальных групп.
Значимым для данного исследования является изучение сущности понятия «профессиональная толерантность». Согласимся с О. Ю. Харламовой, Р. А. Торосян, Н. Н. Жердевой, что профессиональная толерантность - «интегративная характеристика специалиста, отсутствие склонности к экстремизму,
Сущность термина «социокультурная толерантность»
«Целостное многокомпонентное образование, в структуру которого входят взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие: этническая толерантность, межкультурная компетентность, межкультурное взаимодействие» [24] О. А. Бурлак
«Многогранный феномен, учитывающий культурное разнообразие людей, их объединений, социальные формы культурных различий, воспроизводство этничности, культуры» [25] П. В. Масычев Н. Л. Кобесашвили Г. Р. Фархшатова И. М. Роткина
«Личностное образование, выражающееся в терпимости к образу жизни, обычаям, традициям, нравам представителей других народов, их чувствам, мнениям и идеям, в позитивной этнокультурной идентичности» [26] О. В. Яковлева Ю. В. Смирнова Л. И. Паина А. М. Валеев И. А. Липатова А. В. Ладик
«Интегральное развивающееся качество личности, позитивное восприятие другой культуры, иных цивилизационных взглядов, убеждений, идеалов, нравственная позиция, установка и готовность к конструктивному диалогу с представителями иных этнических групп» [27] Е. В. Положевец О. И. Юдина В. Г. Гималиев
«Интегративное качество личности в единстве внутренних и внешних компонентов, ... активная нравственная позиция независимо от культурного и религиозного своеобразия среды» [28] Г. И. Пилиева М. Л. Мальчевская А. И. Алешина
конструктивное поведение в ситуации профессионального конфликта» [29]. Профессиональная толерантность - профессионально важное качество, которое помогает специалисту в решении профессиональных задач. Профессионально важное качество, по определению В. Д. Шадрикова, - «целостное личностное образование, сформированность которого обеспечивает успешное осуществление данной профессиональной деятельности» [30, с. 66]. Таким образом, профессиональную толерантность можно рассматривать как интегративную характеристику, профессионально важное качество, например, юриста, педагога и т. д. Тогда речь может идти о юридической толерантности, педагогической толерантности и т. д. Их можно рассматривать как разновидности профессиональной толерантности.
В исследованиях О. Ю. Харламовой, О. Б. Нур-лигаяновой, М. А. Перепелицына и др. педагогическая толерантность - «это интегративное профессионально значимое качество личности специалиста сферы образования» [31], «профессиональная способность учителя устанавливать диалогические отношения с субъектами образования» [32], несущая в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемая целями, задачами и особенностями педагогической деятельности учителя и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, является профессионально-личностным качеством учителя» [33]. Однако исследование понятия толерантности показало, что педагогическая толерантность как разновидность профессиональной толерантности может выступать не только как характеристика учителя. Реализация педагогических функций: образовательной, организационной, прогностической, информаци-
онной, коммуникативной, контролирующей и др. дает право рассматривать педагогическую толерантность как интегративное личностное качество представителя любой профессии сферы «человек -человек»: врача, юриста, педагога, психолога, продавца, менеджера. В любом из направлений сферы «человек - человек» специалист должен овладеть не только профессиональными знаниям и умениями своей профессии, но и знаниями и умениями по работе с людьми. Считаем, что успешное выполнение профессиональных обязанностей возможно только в том случае, если будет услышан и понят другой человек, будут учтены его особенности и пожелания, будет установлен контакт. Врач, продавец, менеджер только тогда будут успешными, если будут стремиться понять клиента, прислушаются к его пожеланиям, учитывать его личностные особенности. Следует также заметить, что специалисты сферы «человек - человек» должны быть доброжелательны, проявлять интерес к людям, сочувствие, сопереживание, а также быть эмоционально устойчивыми, владеть самоконтролем, выдержкой, быть коммуникабельными. То есть основным для работника данной сферы является взаимодействие с другими людьми. Изучив сущность понятия «толерантность», можно утверждать, что сопереживание, стремление понять, выражение интереса к людям, эмоциональная устойчивость - это проявления толерантности. Согласимся с утверждением А. Н. Третьяковой, Г. Г. Масловой и др., что для конструктивного взаимодействия с другими людьми необходимо обладать толерантностью. Проанализировав подходы к определению понятия «толерантность», изучив различные виды толерантности, мы пришли к выводу, что педагогическая толерантность как разновидность профессиональ-
ной толерантности является также междисципли- ся важным профессиональным качеством специа-
нарным феноменом, что несет в себе смысл не листов профессий сферы «человек - человек». Пе-
столько связи с профессией педагога, сколько с пе- дагогическая толерантность является тем качест-
дагогическими функциями. Считаем, что педагоги- вом, которое может помочь при решении профес-
ческую толерантность можно рассматривать как сиональных задач.
интегративное профессионально важное качество Таким образом, понятие «педагогическая толе-
личности, которое выражается в конструктивном рантность» можно считать междисциплинарным
взаимодействии с людьми, представляющими раз- феноменом, так как, являясь одним из видов толе-
ные культуры, конфессии, нации, взгляды, мнения, рантности, она, с одной стороны, выступает как
позволяющее с использованием педагогических объект изучения различных наук, а с другой сто-
средств решать профессиональные задачи, незави- роны, является профессионально важным качест-
симо от области применения. Мы считаем, что вом разных представителей сферы «человек - че-
обладание педагогической толерантностью являет- ловек».
Список литературы
1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. Т. 2: П-Я. М.: Русский язык, 2000. 1088 с.
2. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Робера. М., 2000.
3. Энциклопедический словарь политологических терминов. СПб.: Петрополис, 2013. 552 с.
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 4: Т-Я. М.: Мысль, 2001. 608 с.
5. Золотухин В. М. Толерантность как проблема философской антропологии: дис. ... д-ра филос. наук. Кемерово, 2005. 341 с.
6. Волкова Т. В. Социально-философский анализ толерантности как фактора социокультурной интеграции общества: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2006. 160 с.
7. Юровских Н. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен: дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004. 200 с.
8. Новикова Т. В. Толерантность в профессиональной деятельности журналиста: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 180 с.
9. Ильинская С. Г. Толерантность как категория политической теории: дис. ... канд. полит. наук. М., 2006. 210 с.
10. Лебедева О. В. Толерантность в модернистских и постмодернистских социологических теориях: ее преломление в практике дипломатических отношений: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 174 с.
11. Третьякова А. Н. Формирование толерантности у студентов, специализирующихся в сфере сервиса и туризма, как профессионально значимого качества личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 160 с.
12. Фадина А. Г. Психологические особенности развития толерантности мигрантов подросткового и юношеского возраста: дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 192 с.
13. Воробьева И. В. Феномен толерантности в контексте педагогического взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2006. 170 с.
14. Сумина Е. С. Толерантность: от феномена к лингвокультурному концепту: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007. 277 с.
15. Соловьева Н. В. Толерантность в научной дискуссии: лингвостилистический аспект (на материале текстов научных дискуссий 19502000-х гг.): дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2008. 241 с.
16. Рамазанова М. М. Формирование этнической толерантности учащихся в поликультурной среде: на материале немецкоязычной культуры: дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 211 с.
17. Бурнашова И. В. Педагогические условия формирования толерантности у подростков во внеучебной деятельности в школах с углубленным изучением иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 189 с.
18. Яценко Ю. С. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2008. 193 с.
19. Желнович О. В. Воспитание толерантности студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Бийск, 2010. 218 с.
20. Пастухова Е. Л. Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории: дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 230 с.
21. Орлова О. В. Развитие толерантности учащихся в условиях педагогических мастерских: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 205 с.
22. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., Рус. яз., 1998. 750 с.
23. Словари и энциклопедии на Академике. 11^: Мр//\ллт.<Лс.асаЬет1с.ги. (дата обращения: 03.10.2015).
24. Бурлак О. А. Формирование культурной толерантности младших школьников на уроках музыки: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 241 с.
25. Масычев П. В. Конструирование этнокультурной толерантности в контексте противодействия экстремизму: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2012. 167 с.
26. Яковлева О. В. Формирование этнокультурной толерантности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2012. 22 с.
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
27. Положевец Е. В. Формирование в вузе межэтнической толерантности менеджеров сферы туризма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 23 с.
28. Пилиева Г. И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 189 с.
29. Жердева Н. Н. Педагогические условия формирования профессиональной толерантности курсантов вузов Министерства внутренних дел: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 205 с.
30. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М: Логос, 1996. 320 с.
31. Фадеева Т. Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012. 24 с.
32. Чернявская В. С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителя: дис. ... д-ра пед. наук. Владивосток, 2007. 353 с.
33. Перепелицына М. А. Формирование педагогической толерантности у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 176 с.
Воднева С. Н., ст. преподаватель. Псковский государственный университет.
Пл. Ленина, 2, Псков, Россия, 180000. E-mail: [email protected]
Донина И. А., кандидат педагогических наук, доцент. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.
Ул. Чудинцева, 6, Великий Новгород, 173007. E-mail: [email protected]
Шерайзина Р. М., доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии гуманизации
образования и Международной академии педагогических наук, заслуженный учитель, заслуженный работник высшей
школы, лауреат премии Правительства РФ в области образования.
Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого.
Ул. Чудинцева, 6, Великий Новгород, 173007.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.10.2015.
S. N. Vodneva, I. A. Donina, R. M. Sherayzina PEDAGOGICAL TOLERANCE AS AN INTERDISCIPLINARY PHENOMENON
The article presents the analysis of the concept essence "tolerance" in different sciences. Offers different classifications of tolerance. Of greatest interest to the study is the concept of "pedagogical tolerance". It is proved, that the incept "pedagogical tolerance" can be represented as integrative characteristics of specialist of professional sphere "Man-Man". The concept "pedagogical tolerance" can be regarded also as a kind of professional tolerance. Pedagogical tolerance is manifested in the implementation of pedagogical functions: organizational, educational, informational, controlling et al. They are necessary for the specialists of this professional sphere, for the successful implementation of their professional tasks. This allows to discover the essence of concept "pedagogical tolerance" as an interdisciplinary phenomenon.
Key words: tolerance, pedagogical tolerance, interdisciplinary phenomenon.
References
1. Efremova T. F. Novyyslovar'russkogoyazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'ny v 2 t. T. 2: P-Ya [New Dictionary of the Russian language. Explanatory - derivation in 2 volumes. V. 2: P-Z]. Moscow, Rus. yazyk Publ. 2000. 1088 p. (in Russian).
2. Bol'shoy tolkovy psikhologicheskiy slovar'. Ed. A. Rober [The big explanatory psychological dictionary. Ed. by A. Rober]. Moscow, 2000 (in Russian).
3. Entsiklopedicheskiy slovar' politologicheskikh terminov [Encyclopedic Dictionary of Political Terms]. St. Petersburg, Petropolis Publ., 2013. 552 p. (in Russian).
4. Novaya filosofskaya entsiklopediya v 4 tomakh. T. 4: T-Ya [New Encyclopedia of Philosophy in 4 volumes. Vol. 4: T-Z]. Moscow, Mysl' Publ., 2001. 608 p. (in Russian).
5. Zolotukhin V. M. Tolerantnost'kakproblema Wosofskoy antropologii. Dis. doct. filos. nauk [Tolerance as a problem of philosophical anthropology. Dis. doct. of ped. sci.]. Kemerovo, 2005. 341 p. (in Russian).
6. Volkova T. V. Sotsial'no-filosofskiy analiz tolerantnosti kak faktora sotsiokul'turnoy integratsii obshchestva. Dis. kand. filos. nauk [Social-philosophical analysis of tolerance as a factor of socio-cultural integration of society. Dis. doct. of philosoph. sci.]. Rostov on Don, 2006. 160 p. (in Russian).
7. Yurovskikh N. G. Tolerantnost' kak lichnostnyy i kul'turny fenomen. Dis. kand. filos. nauk [Tolerance as a personal and a cultural phenomenon. Dis. cand. of philosoph. sci.]. Omsk, 2004. 200 p. (in Russian).
8. Novikova T. V. Tolerantnost' v professional'noy deyatel'nosti zhurnalista. Dis. kand. filolog. nauk [Tolerance in the professional activities of journalists. Dis. cand. of philol. sci.]. Moscow, 2006. 180 p. (in Russian).
9. Il'inskaya S. G. Tolerantnost'kak kategoriya politicheskhoy teorii. Dis. kand. polit. nauk [Tolerance as a category of political theory. Dis. cand. of politic. sci.]. Moscow, 2006. 210 p. (in Russian).
10. Lebedeva O. V. Tolerantnost' vmodernistskikh ipostmodernistskikh sotsiologicheskikh teoriyakh: eye prelomleniye vpraktike diplomaticheskikh otnosheniy. Dis. kand. sotsiol. nauk [Tolerance in the modernist and postmodernist theories of sociology: its refraction in the practice of diplomatic relations. Dis. cand. of sociol. sci.]. Moscow, 2006. 174 p. (in Russian).
11. Tretyakova A. N. Formirovaniye tolerantnosti u studentov, spetsializiruyushchikhsya v sfere servisa i turizma, kak professional'no znachimogo kachestva lichnosti. Dis. kand. psikhol. nauk [Formation of tolerance of students specializing in the field of service and tourism, as professionally significant qualities of the person. Dis. cand. psychol. sci.]. Moscow, 2009. 160 p. (in Russian).
12. Fadina A. G. Psikhologicheskiye osobennostirazvitiya tolerantnostimigrantovpodrostkovogo iyunosheskogo vozrasta. Dis. kand. psikhol. nauk [Psychological features of development of tolerance of migrants of teenage and adolescent age. Dis. cand. of phisychol. sci.]. Astrakhan, 2007. 192 p. (in Russian).
13. Vorob'eva I. V. Fenomen tolerantnosti v kontekste pedagogicheskogo vzaimodeistviya. Dis. kand. psikhol. nauk. [The phenomenon of tolerance in the context of pedagogical interaction. Dis. can. psychol. sci.]. Ekaterinburg, 2006. 170 p. (in Russian).
14. Sumina E. S. Tolerantnost': ot fenomena k lingvokul'turnomu kontseptu. Dis. kand. filol. nauk [Tolerance: from the phenomenon to linguocultural concept. Dis. cand. of philol. sci.]. Ekaterinburg, 2007. 277 p. (in Russian).
15. Solovyeva N. V. Tolerantnost' v nauchnoy diskussii: lingvostilisticheskiy aspect (na materiale tekstov nauchnykh diskussiy 1950-2000-kh gg.). Dis. kand. filol. nauk [Tolerance in the scientific debate: linguostylistic aspect (based on the texts of scientific debate 1950-2000 s.). Dis. cand. of philol. sci.]. Ekaterinburg, 2008. 241 p. (in Russian).
16. Ramazanova M. M. Formirovaniye etnicheskoy tolerantnosti uchashchikhsya vpolikul'turnoy srede: na materiale nemetskoyazychnoy kul'tury. Dis. kand. ped. nauk [Formation of ethnic tolerance of students in a multicultural environment: on the material of German-speaking cultures. Dis. cand. of ped. sci.]. Makhachkala, 2011. 211 p. (in Russian).
17. Burnashova I. V. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya tolerantnosti u podrostkov vo vneuchebnoy deyatel'nosti v shkolakh s uglublennym izucheniyem inostrannogoyazyka. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of formation of tolerance of teenagers in extracurricular activities in schools with advanced study of a foreign language. Dis. cand. of ped. sci.]. Yaroslavl, 2006. 189 p. (in Russian).
18. Yatsenko Yu. S. Vospitaniye tolerantnosti studentov sredstvami mezhkul'turnoy kommunikatsii v protsesse yazykovogo obrazovaniya. Dis. kand. ped. nauk [Formation of students tolerance by means of intercultural communication in language education. Dis. cand. of ped. sci.]. Rostov on Don, 2008. 193 p. (in Russian).
19. Zhelnovich O. V. Vospitaniye tolerantnosti studentov vusa. Dis. kand. ped. nauk [Education of tolerance of higher school students. Dis. cand. of ped. sci.]. Biysk, 2010. 218 p. (in Russian).
20. Pastukhova E. L. Formirovaniye tolerantnosti u uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy v protsesse obucheniya istorii. Dis. kand. ped. nauk [Formation of students tolerance in educational institutions in the process of teaching history. Dis. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2004. 230 p. (in Russian).
21. Orlova O. V. Razvitiye tolerantnosti v usloviyakh pedagogicheskikh masterskikh. Dis. kand. ped. nauk [Development of tolerance of pupils in the conditions of pedagogical workshops. Dis. cand. of ped. sci.]. St. Petersburg, 2006. 205 p. (in Russian).
22. Ozhegov S. I. Tolkovy slovar'russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1998. 750 p. (in Russian).
23. Slovari i entsiklopedii naAkademike [Dictionaries and encyclopedias by Academic]. URL: http//www.dic.academic.ru. (Assecced 03.10.2015) (in Russian).
24. Burlak O. A. Formirovaniye kul'turnoytolerantnostimladshikh shkol'nikovnaurokakh muzyki. Dis. kand. ped. nauk [Formation of cultural tolerance by younger students at music lessons. Dis. cand. of ped. sci.]. Ekaterinburg, 2007. 241 p. (in Russian).
25. Masytchev P. V. Konstruirovaniye etnokul'turnoy tolerantnosti vkontekste protivodeystviya ekstremizmu. Dis. kand. sotsiol. nauk [Construction of ethno-cultural tolerance in the context of the fight against extremism. Dis. cand. of sociol. sci.]. Saratov, 2012. 167 p. (in Russian).
26. Yakovleva O. V. Formirovaniye etnokul'turnoy tolerantnosti u studentov tekhnicheskogo vusa v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of ethnocultural tolerance of students of a technical college in the process of learning a foreign language. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Cheboksary, 2012. 22 p. (in Russian).
27. Polozhevets E. V. Formirovaniye v vuze mezhetnicheskoy tolerantnosti menedzherov sfery turizma. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of ethnic tolerance in higher school of tourism management. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2012. 23 p. (in Russian).
28. Piliyeva G. I. Formirovaniye etnicheskoy tolerantnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov vo vneauditornoye vremya v vuze. Dis. kand. ped. nauk [Formation of ethnic tolerance of the future social teachers in higher school extracurricular time. Dis. cand. of ped. sci.]. Moscow, 2008. 189 p. (in Russian).
EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2016. 1 (166)
29. Zherdeva N. N. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniyaprofessional'noy tolerantnostikursantovvuzovMinisterstva vnutrennikh del. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of formation of professional tolerance of cadets of higher schools of the Ministry of Internal Affairs. Dis. cand. of ped. sci.]. Stavropol, 2011. 205 p. (in Russian).
30. Shadrikov V. D. Psikhologiya deyatel'nosti i sposobnosti cheloveka: uchebnoye posobiye. 2-e izd., pererab. i dop. [Psychology of activity and a person's ability: Teaching aid]. Moscow, Logos Publ., 1996. 320 p. (in Russian).
31. Fadeyeva T. Yu. Formirovaniye pedagogicheskoy tolerantnosti budushchikh spetsialistov sfery obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of pedagogical tolerance of future professionals in education. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Saratov, 2012. 24 p. (in Russian).
32. Chernyavskaya V. S. Razvitiye pedagogicheskoy tolerantnosti v protsesse nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya uchitelya. Dis. doct. ped. nauk [The development of teaching tolerance in the process of continuing professional education of the teacher. Abstract of thesis doct. of ped. sci.]. Vladivostok, 2007. 353 p. (in Russian).
33. Perepelitsyna M. A. Formirovaniye pedagogicheskoy tolerantnosti u budushchikh uchiteley. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of pedagogical tolerance of the future teachers. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Volgograd, 2004. 176 p. (in Russian).
Vodneva S. N.
State University of Pskov.
Pl. Lenina, 2, Pskov, Russia, 180000.
E-mail: [email protected]
Donina I. A.
Yaroslav the Wise Novgorod State University.
Ul. Chudintseva, 6, Velikiy Novgorod, Russia, 173007.
E-mail: [email protected]
Sheraizina R. M.
Yaroslav the Wise Novgorod State University.
Ul. Chudintseva, 6, Velikiy Novgorod, Russia, 173007.
E-mail: [email protected]