Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования толерантности курсанта в учебновоспитательной системе военного вуза'

Педагогические условия формирования толерантности курсанта в учебновоспитательной системе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ВУЗА / PERSONALITY TOLERANCE / FACTORS OF TOLERANCE DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Гребенников Олег Владимирович, Руденко Екатерина Юрьевна

Одной из задач профессионального воспитания будущих военнослужащих является формирование толерантности личности курсантов в образовательном процессе военного вуза. Решение данной задачи связано с созданием в образовательном учреждении таких педагогических условий, которые способствуют развитию необходимых для становления толерантного сознания ценностных ориентаций и установок, мотивов и интересов, знаний и навыков поведения. Помимо этого, педагогические условия должны обеспечивать нейтрализацию негативных и использование позитивных факторов окружающей действительности. В соответствии с вышесказанным в работе представлены результаты теоретического анализа научной литературы, раскрывающей вопросы актуальности формирования толерантности у современной молодежи, объективных и субъективных факторов, тормозящих либо активизирующих данный процесс, принципов и подходов к формированию данного качества у курсантов. Анализ мнения и поведения людей, попытки понять причины поведения и суть мысли помогает развивать толерантность студентов. Умение адекватно оценивать и интерпретировать свои и чужие позиции, точку зрения, поведение является необходимым качеством толерантной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Вероника Михайловна, Гребенников Олег Владимирович, Руденко Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETS TOLERANCE FORMATION IN EDUCATIONAL SYSTEM OF A MILITARY UNIVERSITY

One of the objectives of professional education of future military personnel is formation of students' personality tolerance in educational process of military higher education institution. The solution to this problem is associated with creation in educational institution such pedagogical conditions that favor the development of value orientations and attitudes, motives and interests, knowledge and skills necessary for tolerant consciousness formation. In addition, the teaching environment should allow negative factors neutralization and positive factors of reality usage. In accordance with the foregoing, the paper presents the results of scientific literature theoretical analysis, revealing the relevance of modern youth tolerance forming, objective and subjective factors inhibiting or activating this process, principles and approaches to form this cadets' quality. Analysis of opinion and behavior of people, attempts to understand the causes of behavior and the essence of thought helps to develop tolerance of students. The ability to adequately assess and interpret one's and others' positions, point of view, behavior is a necessary quality of a tolerant person.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования толерантности курсанта в учебновоспитательной системе военного вуза»

УДК 316.3 / 379

ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-100-106

Veronica M. GREBENNIKOVA Kuban State University Krasnodar, Russia vmgrebennikova@mail.ru

ГРЕБЕННИКОВ Олег Владимирович Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия olegvlad67@mail.ru

РУДЕНКО Еатерина .Юрьевна Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

gadzhiev.m.s@mail.ru

Oleg V. GREBENNIKOV Kuban State University Krasnodar, Russia

olegvlad67@mail.ru

Ekaterina Yu. RUDENKO Kuban State University Krasnodar, Russia gadzhiev.m.s@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ВУЗА

Одной из задач профессионального воспитания будущих военнослужащих является формирование толерантности личности курсантов в образовательном процессе военного вуза. Решение данной задачи связано с созданием в образовательном учреждении таких педагогических условий, которые способствуют развитию необходимых для становления толерантного сознания ценностных ори-ентаций и установок, мотивов и интересов, знаний и навыков поведения. Помимо этого, педагогические условия должны обеспечивать нейтрализацию негативных и использование позитивных факторов окружающей действительности. В соответствии с вышесказанным в работе представлены результаты теоретического анализа научной литературы, раскрывающей вопросы актуальности формирования толерантности у современной молодежи, объективных и субъективных факторов, тормозящих либо активизирующих данный процесс, принципов и подходов к формированию данного качества у курсантов. Анализ мнения и поведения людей, попытки понять причины поведения и суть мысли помогает развивать толерантность студентов. Умение адекватно оценивать и интерпретировать свои и чужие позиции, точку зрения, поведение является необходимым качеством толерантной личности.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CADETS TOLERANCE FORMATION IN EDUCATIONAL SYSTEM OF A MILITARY UNIVERSITY

One of the objectives of professional education of future military personnel is formation of students' personality tolerance in educational process of military higher education institution. The solution to this problem is associated with creation in educational institution such pedagogical conditions that favor the development of value orientations and attitudes, motives and interests, knowledge and skills necessary for tolerant consciousness formation. In addition, the teaching environment should allow negative factors neutralization and positive factors of reality usage. In accordance with the foregoing, the paper presents the results of scientific literature theoretical analysis, revealing the relevance of modern youth tolerance forming, objective and subjective factors inhibiting or activating this process, principles and approaches to form this cadets" quality. Analysis of opinion and behavior of people, attempts to understand the causes of behavior and the essence of thought helps to develop tolerance of students. The ability to adequately assess and interpret one's and others' positions, point of view, behavior is a necessary quality of a tolerant person.

Ключевые слова: толерантность личности, факторы Keywords: personality tolerance, factors of tolerance развития толерантности, педагогические условия, development, pedagogical conditions, educational учебно-воспитательный процесс военного вуза process of military higher education institution

Актуальность исследования. Воспитание толерантной личности признается сегодня одной из важнейших задач системы образования - как в Российской Федерации, так и в мировом сообществе. В разных государствах данная задача решается с разной степенью эффективности. Что касается нашей страны, то сегодня объективных условий для формирования толерантного сознания у молодых людей попросту нет, что обусловлено отсутствием в российском обществе «идеологического стержня», необходимого для нравственного воспитания новых поколений граждан, экономическим кризисом и девальвацией гуманистических ценностей, отечественной и мировой культуры в целом. К числу «негативных» факторов в данном случае относятся также: рост экстремистских настрое-

ний в мировом сообществе; обострение криминогенной обстановки; падение престижа честного труда; как следствие, социальное расслоение, обеднение населения; политизация жизни общества, где популизм стал политической силой, попирающей нормы морали; кризис института семьи, ослабление родственных связей, упразднений семейных традиций; переоцененность денег, возведенных в культ, и т.д. [7]. В связи с этим представляется неотложным решение проблемы выявления и создания в образовательных учреждениях условий, обеспечивающих «сглаживание» или нейтрализацию вышеназванных объективных факторов педагогическими средствами и методами, что позволит эффективно формировать толерантность у обучающихся. Решению данной проблемы для специфической группы российской молодежи - курсантов военно-профессиональных образовательных учреждений - посвящено наше исследование.

Методы исследования. Для определения совокупности педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование толерантности личности у курсантов военных вузов, использовались теоретические методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта. Это позволило составить представление о ведущих субъективных (личностных) факторах и механизмах, а также о педагогических принципах, средствах и методах формирования толерантности личности в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

Результаты исследования. Успешность воспитания толерантной личности обусловливается множеством объективных и субъективных факторов. По мнению И.Г. Пче-линцевой, объективные факторы определяются окружающей реальностью: «уровнем развития общества, сложившимся типом отношений в обществе, оценкой этого в сознании людей, условиями жизни личности». К субъективным факторам она относит «индивидуальные особенности человека: его психофизиологические свойства, генетические особенности, задатки и способности, профессиональные и личностные характеристики, степень образованности и квалификации, практический жизненный опыт, профессиональное мастерство, уровень усвоения нравственной культуры и развитость сознания» [7]. Автор отмечает, что наличие адекватных воспитательных и дидактических условий в образовательной организации создает возможности для нейтрализации негативных и использования позитивных внешних факторов, а также для актуализации субъективных факторов формирования толерантности личности.

Философы, политологи, педагогики и психологи говорят о необходимости выработать элементарные и последовательные педагогические принципы толерантности [7] и внедрить новые технологии по ее развитию в образовательном процессе [2; 5; 11; 13]. Воспитание толерантности у военнослужащих в форме фундаментальной концепции до сих пор не сформулировано, однако существует некий научный опыт, позволяющий как технологически, так и методически обеспечить теорию и практику данного процесса.

Специфический характер профессиональной деятельности офицеров обусловливает особую подготовку военных кадров, так как эта деятельность будет в дальнейшем определяться политическими, экономическими, социальными условиями жизни страны, ее научно-техническим развитием, уровнем развития отечественного военного дела. Будущий офицерский состав обязан получить наряду с общей специальную подготовку для служебно-боевой деятельности [1, с. 4].

«Подобная подготовка курсантов и курсантских коллективов - сложный и многоплановый процесс, обусловленный объективными процессами, происходящими в обществе и воинском деле: научно-техническим и социальным прогрессом, совершенствованием боевой техники и оружия, развитием теории и практики военного дела» [1]. Это значит, что в условиях военно-политической ситуации нашим военным как представителям многонационального государства надлежит демонстрировать пример толерантности к представителям местного населения в любой точке мира.

Под толерантностью понимается способность личности позитивно взаимодействовать с людьми иного менталитета, культуры, образа жизни, а также нации, религии, со-

циальной среды. Каждый человек, как существо социальное, в той или иной степени обладает этой способностью. Как и каждая общность, соседствующая с другими общностями.

Чтобы воспитать толерантную личность, необходимо оказывать на нее целенаправленное персонифицированное воздействие, которое построено на единстве социально организованного образовательного процесса и реального жизненного опыта формирования установки на толерантность в процессе жизнедеятельности. Высокая нравственность личности и ее психологическая готовность к терпимости суть главные условия формирования толерантности, которые стимулируются (прежде всего «изнутри») и корректируются. Ее цель - позитивное взаимодействие с людьми разных культур, позиций, взглядов, ценностей и ориентации [2; 5; 11; 13].

В настоящее время учеными выделяется несколько видов толерантности, среди которых ведущее значение имеют коммуникативная и социокультурная толерантность.

Коммуникативная толерантность - устойчивое личностное состояние, определяющее особый тип взаимодействия индивида с другими людьми и характеризующееся наличием в сознании субъекта установки на бесконфликтное коммуникативное поведение. В.В. Бойко выделяет следующие типы коммуникативной толерантности: «ситуативную (терпимое отношение данной личности к данному конкретному человеку), типологическую (терпимое отношение человека к собирательным типам личностей или группам людей), профессиональную (терпимое отношение к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности), общую (терпимое отношение к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами и состоянием психического здоровья человека)» [2, с. 405].

Рассматривая толерантность как фактор успешности будущей профессиональной деятельности курсантов вуза МВД, необходимо отметить, что по роду своей деятельности им придется взаимодействовать с людьми, принадлежащими к разным социальным слоям и культурам. Это предъявляет особые требования к сформированности у обучающихся социокультурной толерантности. Данное качество личности характеризуется наличием знаний о сходствах и различиях культур, не просто терпимым, но заинтересованным отношением к этим сходствам и различиям, готовностью черпать в них содержание для обогащения собственного культурного опыта.

В.В. Бойко считает, что освоение двух навыков позволит нам повысить уровень толерантности: во-первых, подавлять негативные впечатления, вызываемые отличиями подструктур своей личности от личности другого; во-вторых, исключать проявляющие эти различия обстоятельства [2]. Все это позволяет характеризовать процесс формирования установок толерантного сознания у курсантов как постепенный педагогически управляемый процесс, целенаправленно влияющий на личность обучающихся. В данном контексте О.Б. Скрябина обосновывает следующую последовательность взаимосвязанных этапов: «эмоциональное заражение», участие во взаимодействии под руководством педагога, индивидуальное самоопределение личности во взаимодействии [9].

А.А. Погодина указывает на ряд принципиальных положений, реализация которых в образовательной среде вуза обеспечит формирование толерантности у обучающихся. К ним относятся: целевая ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения; культивирование открытости и уважительного отношения к другим людям, народам, конфессиям; пресечение и предотвращение любых форм проявления экстремизма, шовинизма, расовой ненависти, ксенофобии, дихотомии и т.д.; создание в вузе здорового микроклимата, межкультурного и межэтнического сотрудничества, безопасного пространства для каждого [6]. Очевидно, что формирование мировоззрения курсантов в русле социальной адекватности является главной задачей учебно-воспитательного процесса при подготовке офицеров российских внутренних войск и основывается на их политической и психологической зрелости, нравственных ценностных ориентациях, гуманистических жизненных по-

зициях и убеждениях. Учитывая мнения ученых относительно факторов и условий воспитания толерантной личности и специфики образовательного процесса военных вузов, концептуальным методологическим ориентиром к определению совокупности педагогических условий формирования толерантности у будущих офицеров следует считать лич-ностно-ориентированный подход, определяющий содержание всех остальных педагогических условий.

«Современный словарь по психологии» определяет термин «условие» как «совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления, причем это влияние опосредовано активностью личности или группы людей» [12, с. 689]. Указанные явления, по мнению В.И. Жернова, обеспечивают с необходимой и достаточной полнотой отбор специфического содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов для решения конкретной педагогической задачи [4].

Теоретическое осмысление сущности толерантности и особенностей ее формирования позволяет утверждать, что осуществление рассматриваемого процесса для курсантов военных вузов возможно при создании следующих педагогических условий: пример толерантного поведения преподавателей вуза; педагогическая поддержка социально-развивающего общения; организация социально направленной работы обучаемых; организация обучения рефлексии в ситуации групповой деятельности. По нашему мнению, среди прочего именно пример толерантного поведения самих преподавателей следует ставить во главу угла, как ключевое условие формирования толерантного сознания обучаемых: нельзя воспитать толерантность, не обладая толерантностью.

Вторым педагогическим условием формирования толерантности у курсантов является педагогическая поддержка социально-развивающего общения обучающихся, которая заключается в реализации совокупности пробуждающих самопознание учащихся специальных методов, приемов, упражнений, игр и т.д. Это условие развивает взаимодействие, мотивирующее поведение обучаемого, адаптирует его и социализирует, в ходе взаимоотношений обогащая его нравственный опыт, опыт коммуникации, самовоспитания, самооценки и самокритики, вызывает желание сотрудничать с окружающими, обмениваться опытом и знаниями, побуждает к осознанию своего предназначения.

Под социально-ориентированной деятельностью подразумевается « деятельность, в которой осуществляется интенсивное взаимодействие с людьми, социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах, охватывающих всю полноту человеческой деятельности» [8]. Участвуя в ней, обучающийся примеряет на себя различные социальные роли, действует в рамках этих ролей и может интериоризировать особенности как агрессивной коммуникации, так и толерантной.

Третье условие - педагогическое обеспечение включения обучаемых в социальную деятельность - осуществляется как участие в плотном взаимодействии курсантов с педагогом или друг с другом; как работа по различным моделям ситуаций взаимодействия в условиях, например, конфликта, соревнования, конкуренции, конфронтации либо, наоборот, сотрудничества, кооперации, защиты и др.; как создание условий для рефлексии процесса взаимодействия и участия в нем; как создание курсантом модели своей толерантности.

Поступательное, прогрессивное развитие личности невозможно без включения механизмов рефлексии, с которым связано четвертое педагогическое условие формирования толерантности личности. Организация групповой рефлексии осуществляется посредством дискуссий, в процессе которых необходимо учитывать мнение каждого участника, что иногда приводит к столкновению противоположных позиций и пересмотру курсантами собственных взглядов, изменению установок.

Осмысление различных мнений, позиций, дискуссионного поведения способствует развитию рефлексивных способностей. Анализ мнения и поведения людей, попытки понять причины поведения и суть мысли помогает развивать толерантность студентов. Умение адекватно оценивать и интерпретировать свои и чужие позиции, точку зрения, поведение является необходимым качеством толерантной личности.

Выявленные в процессе исследования взгляды ученых относительно факторов и этапов развития толерантности, а также теоретически выделенные педагогические условия формирования толерантности личности обучающихся в образовательном процессе вуза позволяют далее разработать технологию исследуемого педагогического процесса, реализация которой позволит решить значимую социальную и личностную задачу.

Выводы. Формирование толерантного сознания и поведения военнослужащих -сложный и многоплановый процесс, способствующий становлению личности, обладающей гражданской позицией, имеющей психологическую готовность к самостоятельной деятельности в условиях цивилизации XXI века. Моделирование и реализация такого процесса - актуальная задача современной педагогической науки и практики, значимость которой обусловлена культурным многообразием современного российского общества и мирового сообщества, интеграционными процессами, происходящими в мире на фоне практически глобального культурно-экономического кризиса. Проведенные теоретические исследования позволяют предположить, что эффективность формирования толерантности как профессионально важного личностного качества курсантов обеспечивается совокупностью педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: личный пример толерантного поведения самих преподавателей вуза; педагогическая поддержка социально-развивающего общения; организация социально направленной работы будущих офицеров; организация обучения рефлексии в ситуации групповой деятельности. Создание указанных условий и проверка их действенности в рамках учебно-воспитательного процесса военного вуза составляет предмет нашего дальнейшего исследования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики / А.В. ков. - М.: Просвещение 1988. - 271 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 472 с.

3. Гребенникова В.М. Деонтологическая культура менеджера образования: контекст развития / В.М. Гребенникова, Н.И. Никитина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - No 4 (21). - С. 12-22.

4. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: Дис. ...д-ра пед. наук / В.И. Жернов. - Магнитогорск,

1999. - 305 с.

5. Никитина Н.И. Совокупность методологических подходов к исследованию толерантности специалистов социальной сферы / Н.И. Никитина, С.Н. Толстикова // Человеческий капитал. - 2012. - No 7 (43). - С. 16-19.

6. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / А.А. Погодина. - М., 2002. - С. 10-87.

7. Пчелинцева И.Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... д-ра пед.наук. - СПб., 2006. - 46 с.

8. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Рогачев. - Ярославль, 1994. - 18 с.

9. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук / О.Б. Скрябина. - Кострома, 2000. - 209 с.

10. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах ( доклад на Междун. науч. конф. ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») / В.А. Тишков / / Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Русский мир, 1997. - С. 256-274.

11. Толстикова С.Н, Никитина Н.И. Развитие толерантности социальных педагогов в системе «вуз - дополнительное профобразование» / Никитина Н.И., Толстикова С.Н. // Прикладная юридическая психология. - 2015. - No 3. - С. 95-106.

12. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии / В.В Юрчук. - Минск: Современное слово, 1998. - 768 с.

13. Nikitina N.I., Grebennikova V.M. Social workers tolerance and its development at university refresher course / Nikitina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. // Asian Social

ence. - 2015. - Т. 11. - No 15. - С. 55-60.

REFERENCES

1. Barabanshhikov A.V. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki. A.V. Barabanshhikov. [Fundamentals of military psychology and pedagogics. A.V. Barabanshhikov].M.: Education, 1988. 271 p. 9. (in Russ)

2. Boyko V. V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i drugih. V.V. Bojko. [Energy emotions in communication: a look at yourself and others. V. V. Boyko]. M.: Information and publishing house "Filin", 1996. 472p. (in Russ)

3. Grebennikov, V. M., Deontologicheskaja kul'tura menedzhera obrazovanija: kontekst razvitija. V.M. Grebennikova, N.I. Nikitina [Deontological culture of an education Manager: context of development. V. M. Grebennikova, N.I. Nikitina]. Scientific support of the system professional development of personnel. 2014. No 4 (21). Pp. 12-22. (in Russ)

4. Zhernov, V. I. Professional'no-pedagogicheskaja napravlennost' lichnosti studenta: teorija i praktika ee formirovanija: Dis. ...d-ra ped. nauk / V.I. Zhernov. [Professional and pedagogical orientation of personality student: theory and practice of its formation: dis. ...d RA PED. Sciences. V. I. Zhernov]. Magnitogorsk, 1999. 305 p. (in Russ)

5. Nikitina, N. I. Sovokupnost' metodologicheskih podhodov k issledovaniju tolerantnosti specialis-tov social'noj sfery. N.I. Nikitina, S.N. Tolstikova [The combination of methodological approaches to the study tolerance of social. N.I. Nikitina, S. N. Tolstikova]. Human capital. 2012. No 7 (43). Pp. 16-19. (in Russ)

6. Pogodina A. A. Tolerantnost': termin, pozicija, smysl, programma. A.A. Pogodina. [Tolerance: a term position, meaning the program. A. A. Pogodina]. M., 2002. pp. 10-87. (in Russ)

7. Pchelintseva I. G. Postroenie tolerantnoj sredy v obrazovatel'nom prostranstve vysshego uchebnogo zavedenija: Avtoref. dis. ... d-ra ped.nauk. [Creation of tolerant environment in educational space of higher educational institution: author. dis. ... d RA PED.sciences']. SPb., 2006. 46 p. (in Russ)

8. Rogachev, V. V. Pedagogicheskie uslovija vkljuchenija starsheklassnikov v social'nuju dejatel'nost': Avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk. V.V. Rogachev. [Pedagogical conditions of inclusion of high school students in social activities: abstract of dissertation of candidate of pedagogical Sciences. V. V. Rogachev]. Yaroslavl, 1994. 18 p. (in Russ)

9. Skryabina, O. B. Pedagogicheskie uslovija formirovanija kommunikativnoj tolerantnosti u starsheklassnikov: Dis. ... kand. ped. Nauk. O.B. Skrjabina. [Pedagogical conditions of forming communicative tolerance in high school: Diss. kand. PED. Sciences. O. B., 1 Skryabina]. Kostroma. 2000. 209 p. (in Russ)

10. Tishkov V. A. Tolerantnost' i soglasie v transformirujushhihsja obshhestvah ( doklad na Mezhdun. nauch. konf. JuNESKO «Tolerantnost' i soglasie. V.A. Tishkov [Tolerance and harmony in the transforming societies (Report at the International scientific UNESCO conference "Tolerance and harmony»). V. A. Tishkov. Essays on the theory and policy of ethnicity in Russia. Moscow: Russian mir,1997. pp. 256 - 274. (in Russ)

11. Tolstikova S. N., Nikitina N.I And ... Razvitie tolerantnosti social'nyh pedagogov v sisteme «vuz -dopolnitel'noe profobrazovanie». Nikitina N.I., Tolstikova S.N. [The development of tolerance social teachers in the system of "University-additional vocational education". Nikitina N.I., Tolstikova S. N.]. Applied legal psychology. 2015.11 no 3. pp. 95-106. (in Russ)

12. Yurchuk, V. V. Sovremennyj slovar' po psihologii. V.V Jurchuk. [Modern psychological dictionary. V. V. V Yurchuk]. Minsk: Sovremennoe slovo, 1998. 768 p. (in Russ)

13. Nikitina N.I., Grebennikova V.M. Social workers tolerance and its development at university refresher course . Nikitina N.I., Tolstikova S.N., Grebennikova V.M. Asian Social Science. 2015. Т. 11. No 15. pp. 55-60.

Информация об авторах:

Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии, педагогики и коммуникати-вистики, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия vmgrebennikova@mail.ru

Гребенников Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия

Руденко Екатерина Юрьевна, факультет психологии, педагогики и коммуникативистики, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия gadzhiev.m.s@mail.ru

Information about the authors:

Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical

Sciences, Professor, Dean of Faculty of Psychology,

Pedagogy and Communication Studies, Kuban State

University,

Krasnodar, Russia

vmgrebennikova@mail.ru

Oleg Vladimirovich Grebennikov, Candidate of Pedagogical Sciences,, Associate Profes-sor,Department of Technology and Business, Kuban State University, Krasnodar, Russia olegvlad67@mail.ru

Ekaterina Yu. Rudenko Faculty of Pedagogy and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia gadzhiev.m.s@mail.ru

Получена: 19.01.2028

Для цитирования: Гребенникова В.М., Гребенников О.В., Руденко Е.Ю. Педагогические условия формирования толерантности курсанта в учебно-воспитательной системе военного вуза. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 1 . с.100-106. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-100-106.

Received: 19.01.2028

For citation: Grebennikova V.M., Grebennikov O.V., Rudenko E.Yu. Pedagogical conditions of cadets tolerance formation in educational system of a military university. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol . 10. no.1. Pp. 100-106. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-1-100-106. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.