Научная статья на тему 'Педагогические условия, критерии и показатели сформированности толерантности курсантов'

Педагогические условия, критерии и показатели сформированности толерантности курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ / КОМПОНЕНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOLERANCE BEHAVIOR / INDICATORS OF TOLERANCE OF CADETS / THE COMPONENTS OF TOLERANCE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SOCIALLY ORIENTED ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Марина Федоровна, Хакунова Фатимет Пшимафовна

В данной статье раскрываются педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования толерантности, представлены критерии и показатели толерантности курсантов. Объектом исследования выступает толерантность как фактор профессиональной социализации военнослужащего, предметом исследования явились условия формирования толерантности в военном вузе. Цель исследования выявление совокупности теоретических положений и разработка технологии формирования толерантности курсантов в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина Марина Федоровна, Хакунова Фатимет Пшимафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions, criteria and indicators of tolerance formation in cadets

This article describes the pedagogical conditions for the formation of tolerance. The criteria and indicators of tolerance of cadets have been presented. The object of the research advocates tolerance as a factor in the professional socialization of a soldier, the subject of the study has been the conditions of formation of tolerance in the military college. The purpose of the study has been to identify the aggregation of theories and to develop technology of tolerance formation of cadets at the military college.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия, критерии и показатели сформированности толерантности курсантов»

УДК 378: 316. 647. 5 ББК 74. 580 Ф-76

Фомина Марина Федоровна, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета, т.: 89213793937, e-mail.:[email protected];

Хакунова Фатимет Пшимафовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии Адыгейского государственного университета, т.: (88772)570004, e-mail.: pedagog-84.mail.ru.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ

(рецензирована)

В данной статье раскрываются педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования толерантности, представлены критерии и показатели толерантности курсантов. Объектом исследования выступает толерантность как фактор профессиональной социализации военнослужащего, предметом исследования явились условия формирования толерантности в военном вузе. Цель исследования - выявление совокупности теоретических положений и разработка технологии формирования толерантности курсантов в военном вузе.

Ключевые слова: толерантное поведение, показатели толерантности курсантов, компоненты толерантности, педагогические условия, социально ориентированная деятельность.

Fomina Marina Fedorovna, seeker of the Department of Pedagogy and Educational Technologies, Adyghe State University, tel.: 89213793937, e-mail.: F.m.f379 @ mail.ru;

Khakunova Fatimet Pshimafovna, Doctor of Pedagogics, professor of the Department of Pedagogical Psychology Adyghe State University, tel.: (88772) 570004, e-mail.: pedagog-84.mail.ru.

PEDAGOGICAL CONDITIONS, CRITERIA AND INDICATORS OF TOLERANCE FORMATION IN CADETS

This article describes the pedagogical conditions for the formation of tolerance. The criteria and indicators of tolerance of cadets have been presented. The object of the research advocates tolerance as a factor in the professional socialization of a soldier, the subject of the study has been the conditions offormation of tolerance in the military college. The purpose of the study has been to identify the aggregation of theories and to develop technology of tolerance formation of cadets at the military college.

Keywords: tolerance behavior, indicators of tolerance of cadets, the components of tolerance, pedagogical conditions, socially oriented activities.

Процесс профессиональной, личностно-развивающей, ценностно-образующей подготовки курсантов вуза МВД России с позиции культуры толерантности является сложным интеракционист-ским образованием, в котором происходит взаимовлияние педагога на курсанта и, наоборот. При этом деятельность педагога должна быть направлена не только на развитие профессиональных эталонов, но и на воспитание социально-культурной сферы.

Как известно личностно-ориентированное образование рассматривает механизмы личностного существования человека - рефлексию, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность, толерантность и др. - как самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержательные и процессуальные компоненты. Эффективность усвоения при этом собственно предметного содержания возрастает благодаря тому, что это содержание обретает теперь косвенно новый - личностный смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта индивида [3].

Педагогической задачей выступает создание необходимых условий для формирования культуры толерантности у курсантов.

Педагогическими условиями, обеспечивающими процесс формирования толерантности у курсантов, может выступить теоретическая модель, отражающая возможность педагогического влияния на исследуемый процесс. Педагогическое управление же таким личностно-содержательным компонентом как толерантность личности требует последовательного, систематизированного подхода в процессе обучения и воспитания курсантов.

Педагогическое управление процессом формирования толерантности у личности заключается в создании у нее мотивообразующих условий деятельности, направленных на ее включение в социально-значимые отношения.

Теоретическое осмысление сущности толерантности и особенностей процесса ее формирования у курсантов позволяют утверждать, что осуществление рассматриваемого процесса возможно

при создании определенных педагогических условий, толерантность преподавателей вуза; педагогическая поддержка социально-развивающего общения; организация социально-ориентированной деятельности курсантов; организация групповой рефлексии.

По нашему предположению, именно толерантность преподавателей вуза является одним из наиболее значимых условий, влияющих на формирование толерантного сознания курсантов. Чтобы признать неповторимость другого человека, необходимо самому быть открытым для восприятия и понимания мировоззрения другого, быть готовым к толерантному поведению и активизации своего творческого потенциала для поиска наиболее эффективного способа реагирования в ситуации межличностного взаимодействия. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Умение понимать и принимать различия, понимать мотивы поступков и ценности другого человека напрямую зависят от способности человека понимать и принимать, прежде всего, себя самого, умения общаться, строить искренние и продуктивные отношения не только с родными, близкими, но и с незнакомыми, непохожими, непонятными людьми. Это предъявляет новые требования к культуре педагогического труда вообще и коммуникативной культуре преподавателя, в частности.

В процессе организации оптимального, грамотного общения у преподавателя развивается способность к рефлексии и такт. Склонность педагога к рефлексии имеет важное значение, так как от высокого уровня рефлексивных процессов зависит фактор повышения толерантности педагога. Самосовершенствование, которое происходит в результате глубокой рефлексии и работы преподавателя над собой, способствует развитию эмпатии.

Повседневные коммуникативные связи в педагогическом коллективе таят в себе множество тонкостей, на которые администрация, преподаватели не всегда обращают внимание. Это повышенная эмоциональность, вспыльчивость, многословие, желание высказаться по любому поводу, повышенное любопытство, низкая терпимость к мнению других. Коллектив образовательного учреждения - сложный организм, внутри которого взаимодействуют люди разного возраста и уровня развития, интересов, потребностей, ценностей. Со всей очевидностью можно утверждать, что только терпимый по отношению к другим и к себе педагог может создать определенные условия для формирования толерантности курсантов.

Значимым условием реализации формирования толерантности курсантов, доказанным в ходе опытно-экспериментальной работы, является педагогическая поддержка социально-развивающего общения воспитанников как совокупность методов, приемов, упражнений; игровой деятельности, активизирующих самопознание курсанта. Педагогическая поддержка направлена на, взаимодействие, обогащающее личную мотивацию поведения курсантов; вовлечение их в социально ценную деятельность для расширения нравственного опыта взаимоотношения; развитие уровня коммуникативных навыков и самовоспитания; выработку адекватной самооценки; стремление взаимодействовать с окружающими, передавать свои знания, опыт; осознание своего места в системе статусно-ролевых связях общества.

Под социально-ориентированной деятельностью подразумевается «такая деятельность, в которой осуществляется интенсивное взаимодействие с людьми, социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах, охватывающих всю полноту человеческой деятельности». В каждой из этих сфер она представлена в четырех типах, преобразовательном, познавательном, ценностно-ориентационном и коммуникативном. Все четыре типа тесно взаимосвязаны между собой [1].

Социально-ориентированная деятельность обладает двумя чрезвычайно важными для нас характеристиками, в этой деятельности осуществляется интенсивное взаимодействие, являющееся своеобразным «пространством» проявления и научения толерантности субъекта; в этом «пространстве» педагог может моделировать ситуации конфликтного, конкурентного и кооперативного взаимодействия с ним, превращая его тем самым в «поле социальных проб» [2].

Социальная проба - это «совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора личностью способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций» [2].

М.И. Рожков считает, что социальная проба предполагает самооценку личностью своих возможностей на основе последовательного выбора способа её социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей и формируют у личности (курсанта) определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой для дальнейшей социализации [2].

Таким образом, через социальные пробы личность (курсант) оказывается в ситуации взаимодействия в различных социальных ролях, имеет возможность, с одной стороны, эмоционально пережить результаты агрессивной, нетерпимой коммуникации, а с другой - интериоризировать особенности толерантной коммуникации.

Включение в социальную деятельность как необходимое педагогическое условие формирования толерантности у курсантов обеспечивает,

- индивидуальную проблематизацию личности по отношению к выбору вида деятельности;

- индивидуальное самоопределение ее по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в их;

- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания ее цели и сопоставления с личностными целями;

- приобретению опыта деятельности; ее эмоциональной привлекательности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе этой деятельности);

- рефлексию личностью процесса деятельности и собственного участия в ней с последующей коррекцией его в выбранном направлении [1].

Процесс включения курсантов в социальную деятельность имеет ряд существенных трудностей, обусловленных, прежде всего, особенностями обучения в военном вузе (закрытое учебное заведение, регламентированное время на каждый вид учебных занятий и т.д.).

Педагогическое обеспечение включения курсантов в социальную деятельность должно быть на наш взгляд реализовано, через их участие в деятельностно-опосредованном интенсивном взаимодействии в системе отношений «курсант-курсант», «курсант-педагог»; педагогическое моделирование разнохарактерных ситуаций взаимодействия в рамках «поля социальных проб» (например, конфликт, сотрудничество, соревнование, кооперация, конкуренция, конфронтация, защита и т.п.); организацию различных форм рефлексии личностью процесса взаимодействия и собственного участия в нем; вариативное проектирование и построение траекторий развития курсантом собственной толерантности.

Другой механизм развития и укрепления толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека и утверждения демократии. В рамках образовательного пространства вуза переход к толерантности означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий.

Формирование структурных компонентов толерантности курсантов вузов МВД представляет собой совокупный результат достаточно сложного и продолжительного процесса его профессиональной подготовки. Эффективность формирования толерантности оценивается с помощью определенных критериев и показателей, позволяющих осуществить диагностику умений и личностных качеств, приобретенных в процессе профессионального обучения.

Анализ теоретических исследований по проблеме толерантности, результаты нашего констатирующего эксперимента позволили определить критерии и показатели толерантности курсантов. Они логично выводятся из определения данного понятия, толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды; это способность организма к сопротивлению стрессам, вредным воздействиям окружающей среды, собственному раздражению поведением другого индивида. Таким образом, нами сформулирован ряд основных критериев толерантности курсанта,

- субъектная активность, показатели которой - социальная и личностная самоидентификация, оптимистический взгляд на мир, инициативность, активная жизненная позиция человека;

- устойчивость личности, которая проявляется в эмоциональной стабильности, самостоятельности, ответственности, уверенности в себе, рефлексивности;

- вариативность мышления - умение работать с проблемами, искать и находить пути их решения. Важнейшими показателями толерантности личности являются отсутствие стереотипов в восприятии, наличие у неё способностей к проведению мыслительных операций. анализу, синтезу, абстрагированию, классификации и т.д., обеспечивающих гибкость и критичность мышления;

- ценностное, уважительное отношение к человеку - самый важный критерий толерантности, показатель которого - наличие у человека эмпатических способностей, доброжелательности, готовности усомниться в безусловной правильности своей позиции. Эти критерии показывают уровень сформированности толерантности как внутренней установки личности, как способности интегрироваться в социальную действительность.

Также к показателям сформированности толерантности у курсантов можно отнести,

- понимание и принятие индивидуальности другого человека, т.е. курсантами интериоризиро-ваны некоторые принципы толерантного взаимодействия («все люди разные», «каждый человек име-

ет право на свою индивидуальность», «моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека» и т.п.);

- неиспользование себя в качестве эталона при оценке других людей, т.е. курсант не считает себя «истиной в последней инстанции», идеальным человеком, на которого «все должны равняться», видит собственные слабые и сильные стороны и старается в общении с людьми использовать безоце-ночные суждения;

- отсутствие ярко выраженных категоричности и консерватизма в оценках людей, т.е. курсант, понимает и принимает идею о том, что «в мире существуют не только белые и черные краски». Он ощущает, что абсолютная истина - это лишь идеал и поэтому оценивать людей по какой-то регламентации бесполезно, т.к. индивидуальности других людей не смогут уместиться в какой-либо регламент;

- умение скрывать и сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, к которым можно отнести грубость, хамство, излишнюю самоуверенность и т.п. Сталкиваясь с данными проявлениям, люди пользуются одним из сознательно наработанных защитных алгоритмов поведения, ограждая себя от возникновения состояний фрустрации или стресса;

- нежелание переделать, перевоспитать другого, т.е. курсант стремиться принять партнера таким, какой он есть;

- отсутствие стремления подогнать под себя партнера по общению, сделать его удобным, у курсантов лидерские и организаторские качества проявляются цивилизованно, без склонности к морализированию, поучению, регламентации поступков других;

- умение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности, т.е. способность различать самопроизвольные действия от целенаправленных, и, соответственно, по-разному реагировать на те и другие;

- терпимость к физическому и психическому дискомфорту партнера, под которым понимается умение выслушать жалобы, капризы, нервные выпады и т.п., т.е. речь в данном случае идет о развитии способности к эмпатии (сопереживанию) у военнослужащих;

- возможность приспособления к характерам, привычкам, установкам и привязанностям других, т.е. развитие адаптационных умений, но при этом важно отметить, что без параллельного развития рефлексии собственной деятельности, адаптационные способности теряют социальную значимость;

- конгруэнтность вербальной и невербальной речи;

- конструктивность коммуникации, т.е. демонстрация возможности нахождения точек соприкосновения в любых ситуациях;

- отсутствие «речевого шаблона» - умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах [4];

- отказ от прямых методов воздействия в общении, использование опосредованных методов и приемов взаимодействия;

- готовность придти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость в отношении к людям;

- установление равноправных отношений, взамен отношений доминирования-подчинения;

- естественность в обращении с людьми, способность оставаться самим собой.

Таким образом, толерантность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов, когнитивного, практически-поведенческого, эмоционально-оценочного, аксиологического, личностного. Исходя из ее структуры, мы разработали критерии для экспертной оценки процесса и динамики формирования толерантности у курсантов в условиях вуза.

Критерии когнитивного компонента, осознание и интериоризация идей толерантного поведения в профессиональной деятельности; понимание и принятие индивидуальности другого человека.

Критерии практически-поведенческого компонента, умение курсанта проектировать свое взаимодействие как толерантное; овладение совокупностью разнообразных толерантных коммуникативных умений; умение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, установкам и привязанностям других; умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах; использование опосредованных методов и приемов взаимодействия; способность оставаться самим собой.

Критерии личностного компонента, отсутствие стремления переделать, перевоспитать другого; терпимость к физическому и психическому дискомфорту партнера, под которым понимается умение

выслушать жалобы, капризы, нервные выпады и т.п.; установление равноправных отношений; готовность придти на помощь другим, чуткость, внимательность, участливость в отношении к людям.

Критерии эмоционально-оценочного компонента: удовлетворенность возникающей системой межличностных отношений; умение скрывать и сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, к которым можно отнести грубость, хамство, излишнюю самоуверенность и т.п.; отсутствие ярко выраженных категоричности и консерватизма в оценках людей; неиспользование себя в качестве эталона при оценке других людей.

Критерии аксиологического компонента: уважение ценности прав и свобод человека; уважение равноправия людей; признание права выбора за другими людьми собственной жизненной позиции.

Критерии оценивались на каждом этапе технологии формирования толерантности курсантов. Оценка проводилась по 3-х балльной системе: 1 балл - отсутствие признака, 2 балла - среднее проявление признака, 3 балла - четкое проявление признака.

Группа экспертов-педагогов оценивала на каждом этапе изменения в поведении, установках, ценностях курсантов, выявляя следующие уровни сформированности у них толерантности:

- 18-27баллов - гностический уровень (изменения в самооценке, самопринятии, оценки поведения и позиции других людей, ценностной системы, мировоззрении в контексте толерантного поведения);

- 28-36 баллов - конструктивный уровень (изменение в тактике поведения по отношению к окружающим);

- 37-45 баллов - деятельностный уровень (изменения в реальных взаимодействиях в системах «курсант-коллектив», «курсант-группа», «курсант-педагог», сохранение автономии и т.д.);

- 46-54 баллов - аналитико-результативный уровень (изменения в анализе поведения, ценностной системе, повышение рефлексии, четкое определение «границ» толерантности и т.д.).

Предложенные критерии и показатели позволяют контролировать процесс формирования толерантности курсантов, которая способствует позитивной социализации личности. Таким образом, понятия «толерантность» и «социализация» оказываются взаимосвязанными.

Литература:

1. Рогачев В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 1994. 18 с.

2. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярослав. пед. вестн. 1994. №1. С. 16-19.

3. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 199. 272 с.

4. Уманский А.Л. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковой группе: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1993. 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.