Научная статья на тему 'Формирование толерантности курсантов военного вуза как фактора их профессиональной социализации'

Формирование толерантности курсантов военного вуза как фактора их профессиональной социализации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
429
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Марина Федоровна

В данной статье обоснована актуальность формирования толерантности курсантов военного вуза как фактора их успешной профессиональной социализации. Сформированы противоречия, цель, объект, предмет исследования; раскрыта сущность понятия «толерантность курсантов военного вуза», определены структурные компоненты, критерии и показатели толерантности будущих военнослужащих. Также раскрываются особенности разработанной и апробированной авторской технологии формирования толерантности, обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы, делаются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Марина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности курсантов военного вуза как фактора их профессиональной социализации»

УДК 37.048.45:60.543.172 ББК 74.580.052.6 Ф 76

М.Ф. Фомина ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА КАК ФАКТОРА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность формирования толерантности курсантов военного вуза как фактора их успешной профессиональной социализации. Сформированы противоречия, цель, объект, предмет исследования; раскрыта сущность понятия «толерантность курсантов военного вуза», определены структурные компоненты, критерии и показатели толерантности будущих военнослужащих. Также раскрываются особенности разработанной и апробированной авторской технологии формирования толерантности, обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы, делаются выводы.

Ключевые слова: толерантность курсантов военного вуза, профессиональная

социализация, ценностные ориентации, социальные отношения, психологическая устойчивость, межличностное и межкультурное общение и взаимодействие, толерантное поведение, толерантные коммуникативные умения, педагогические условия, авторская технология, социально-психологическая адаптация.

M.F. Fomina FORMATION OF TOLERANCE IN CADETS OF MILITARY HIGHER SCHOOL AS THE FACTOR OF THEIR PROFESSIONAL SOCIALIZATION

Abstract. The paper substantiates the urgency of formation of tolerance in cadets of military higher school for their successful professional socialization. The author presents contradictions, the purpose, object and subject of research; discloses the essence of concept “tolerance in cadets of military higher school”, defines structural components, criteria and parameters of tolerance of the future military men. Features of the developed and approved author's technology of formation of tolerance are also uncovered. Results of skilled - experimental work are generalized and conclusions are drawn.

Key words: tolerance of cadets of military higher school, professional socialization, axiological orientations, social relations, psychological stability, interpersonal and intercultural dialogue and interaction, tolerant behaviour, tolerant communicative skills, pedagogical conditions, author's technology, social - psychological adaptation.

Подготовка военных кадров во многом определяется характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями российского общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективой развития военного дела. Все это требует формирования у будущих офицеров наряду с общими качествами еще и специфических качеств, обусловленных их служебно-боевой деятельностью.

Для будущего офицера требуется наличие таких качеств психологической действительности, как устойчивость к повышенным психологическим нагрузкам, к длительному эмоциональному напряжению, рациональное напряжение в экстремальных ситуациях, способность быстро и умело разрешать личностные и групповые конфликты, высокая нравственность, позволяющая быть примером для подражания. В условиях полинационального государства в военно-политических ситуациях именно военнослужащие должны нести ответственность за демонстрацию толерантного поведения по отношению к местному населению, этносу.

Отличительной особенностью субъективных установок, присущих работникам системы МВД, является острая реакция на нарушение закона, чуткое восприятие

ущемления истины и справедливости, внушения требования закона всем остальным субъектам общения. Как следствие, работа в экстремальных условиях порой приводит к профессиональной деформации структуры личности, которая является результатом низкой профессиональной социализации военнослужащего. Так, оперативные действия и столкновение с фактами результатов преступления формирует относительное хладнокровие и притупляет чувство брезгливости, без чего просто невозможно эффективно выполнять профессиональные функции. Поэтому для формирования личностного «запаса прочности» особое внимание в подготовке сотрудников должно уделяться развитию их толерантности как фактора их профессиональной социализации. Все это требует актуализации учебно-воспитательного процесса в высших военных учебных заведениях, опирающегося на социально-политическую ситуацию в стране и мире в целом. Особая роль при этом отводится профессиональному образованию, как педагогически адаптированному социальному опыту.

Таким образом, констатируются противоречия между:

- постоянно растущими требованиями общества к профессиональной подготовке военных кадров со сформированной толерантной культурой, обеспечивающей успешность их профессиональной социализации, и слабой разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в условиях военного вуза;

- низким уровнем сформированности толерантности курсантов и недостаточной разработанностью технологий ее развития в условиях учебно-воспитательной системы военного вуза.

Объектом нашего исследования выступает процесс формирования толерантности курсантов в военном вузе.

Предметом исследования является толерантность как фактор профессиональной социализации военнослужащего и условия её формирования

Цель исследования - выявить совокупность теоретических положений и разработать технологию формирования толерантности курсантов в военном вузе.

Успешная профессиональная социализация военного специалиста сегодня приобретает для общества первостепенную экономическую важность, поскольку социализированная личность строит свою профессиональную и образовательную траекторию более целесообразно, не затрачивая собственную энергию и государственные средства на пробы и ошибки.

В профессиональной социализации военнослужащего ведущая роль принадлежит его специфическим психологическим характеристикам - устойчивость к негативному воздействию среды, способность гармонично строить свои взаимоотношения с окружающим миром, активность, потребность в саморазвитии, самообразовании для дальнейшей самореализации, которые мы определяем как составляющие толерантности, обеспечивающие ему адекватную адаптацию к условиям профессиональной деятельности.

Под толерантностью мы понимаем готовность субъекта к осознанным личностным действиям, основанным на ценностных ориентациях, направленная на выстраивание отношений с представителями иной социальной, нравственной, культурной среды на конструктивной основе; на достижение гуманистических отношений между людьми, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения; на расширение собственного опыта путем приобщения к иным культурам, взглядам, окружающей среде, самому себе, т.е. охватывает весь спектр социальных отношений, в которых реализуется личность.

Толерантность курсантов военного вуза, как фактор их успешной профессиональной социализации, характеризуется психологической устойчивостью, способностью положительно воспринимать окружающих людей, оценивать их и действовать по отношению к ним наличием системы позитивных установок на межличностное и межкультурное общение и взаимодействие, наличием уверенности в

себе, гуманности, коммуникабельности, уважения и терпимости к интересам, обычаям, традициям и культуре других народов.

Толерантность будущих военнослужащих представляет собой комплексное образование, состоящее из взаимосвязанных структурных компонентов, (когнитивный, практически-поведенческий, эмоционально-оценочный, аксиологический, личностный), критериями которых, определяющими их сформированность, являются осознание и интериоризация идей толерантного поведения в профессиональной деятельности; понимание и принятие индивидуальности другого человека; умение курсанта проектировать свое взаимодействие как толерантное; овладение совокупностью разнообразных толерантных коммуникативных умений; умение прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности; умение приспосабливаться к характерам, привычкам, установкам и привязанностям других; умение находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах; использование опосредованных методов и приемов взаимодействия; способность оставаться самим собой; отсутствие стремления переделать, перевоспитать другого; терпимость к физическому и психическому дискомфорту партнера, под которым понимается умение выслушать жалобы, капризы, нервные выпады и т.п.; установление равноправных отношений; готовность прийти на помощь другим, чуткость, внимательность, заботливость в отношении к людям; удовлетворенность возникающей системой межличностных отношений; умение скрывать и сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, к которым можно отнести грубость, хамство, излишнюю самоуверенность и т. п.; отсутствие ярко выраженных категоричности и консерватизма в оценках людей; не использование себя в качестве эталона при оценке других людей; уважение ценности прав и свобод человека; уважение равноправия людей; признание права выбора за другими людьми собственной жизненной позиции.

Эффективность развития толерантности курсантов в учебно-воспитательной системе военного вуза обеспечивается совокупностью педагогических условий: толерантность преподавателей вуза; педагогическая поддержка социально-развивающего общения; организация социально-ориентированной деятельности курсантов; организация групповой рефлексии.

В ходе констатирующего эксперимента был выявлен низкий уровень сформированности толерантности не только у курсантов, но и преподавателей вуза, что указывает на необходимость организации специальной работы не только с курсантами, но и с педагогическим коллективом.

Разработанная и апробированная авторская технология формирования толерантности курсантов предусматривает специально организованную, поэтапную работу со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса вуза: педагогами и курсантами; характеризуется наличием диагностически заданной цели (формирование толерантности курсанта); последовательностью действий педагога и курсантов, направленных на достижение намеченных результатов; обоснованным выбором средств и методов взаимодействия, форм организации учебно-воспитательного процесса; предусматривающая осуществление обратных связей с целью коррекции и координации совместной деятельности педагога и курсанта.

Проведенная работа с преподавателями вуза позволила не только повысить у них знания о толерантном поведении, но толерантное сознание в целом. Для этого педагоги посещали «Школу толерантности», в рамках работы которой они прошли курсы повышения квалификации, изучили спецкурс «Педагогика толерантности», участвовали в тренинге «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного взаимодействия». Данная часть нашей экспериментальной работы положительно отразилась на уровне сформированности коммуникативной толерантности педагогов. Так показатели

коммуникативной толерантности педагогов, участвовавших в эксперименте, возросли в среднем до 10,5 баллов, что достоверно выше, чем у них было - 4,6 баллов (Р<0,05).

Вторая часть авторской технологии, направленной на формирование толерантности курсантов, включает следующие этапы: мотивационно-ценностный, когнитивный,

деятельностный, рефлексивный, что обеспечивает постепенность и систематичность ее реализации. Результаты опытно-экспериментальной работы по ее апробации и практической реализации позволяют констатировать:

- положительную динамику развития этнической, личностной и социальной толерантности курсантов ЭГ (Р<0,05). На заключительном этапе - рефлексивном - в ЭГ наблюдается достоверное уменьшение количества курсантов с низким уровнем развития толерантности (этническая - 8,3%, личностная - 13,9%, социальная - 5,6%), за счет достоверного прироста их количества с высоким уровнем развития (этническая - 63,92%, личностная - 61,1%, социальная - 83,3%), что достоверно выше, чем в КГ (этническая -35,2%, личностная - 40,5%, социальная - 29,7%) (Р<0,05);

- в конце эксперимента у курсантов в ЭГ повысилась социально-психологическая адаптация как компонент профессиональной социализации, результатом чего стало: адекватная оценка себя, что выражается в повышении среднего уровня в «принятии себя» (41,67%, Р<0,05) и «непринятии себя» курсантами (55,5%,Р>0,05), в отличие от КГ, в которой показатели остались на том же уровне развития (16,2% и 32,43% соответственно); а также увеличение их количества курсантов с низким уровнем развития показателя «неприятие других» (72,2%, Р<0,05) и достоверный прирост высокого уровня развития в «принятии других»(78,38%);

- у курсантов ЭГ снизились интолерантные установки по отношению к социальному (22,22%), религиозному (2,7%), личностному (16,67%) и этническому (2,7%) блокам, что достоверно ниже, чем в КГ (51,4%, 5,4%; 29,7%; 5,4%) (Р<0,05), но возросли к профессиональному (ЭГ-55,6%, КГ - 10,8%, Р<0,05), что мы связываем с повышением профессиональной направленности курсантов и их интолерантных установок, связанных с непрофессиональным поведением военнослужащих;

- в конце эксперимента почти 60% курсантов имеют аналитико-результативный уровень развития толерантности, а в КГ всего лишь - 13,5% (Р<0,05). В КГ большинство курсантов (40,5%) владеют гностическим уровнем развития толерантности, в отличие от ЭГ, где таких испытуемых к концу эксперимента стало 2,78%, что достоверно ниже. На протяжении всего эксперимента в КГ достоверных изменений в уровнях развития у курсантов толерантности не наблюдалось, а в ЭГ была отслежена прогрессирующая динамика, что подтверждает эффективность авторской технологии.

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы выяснилось, что сформированность толерантности у курсантов военного вуза является показателем не только социальной зрелости личности, но и свидетельствует о становлении его профессионального самосознания. Последнее является интегральной характеристикой личности, определяет поведение офицера на основе осознания им профессиональных принципов и принципов, основанных на общечеловеческих ценностях, толерантности по отношению к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении других людей.

Таким образом, как показал наш эксперимент, формирование толерантности у будущего офицерского состава, как эталона толерантного социального взаимодействия для личного состава, должно приобрести массовый характер в военно-образовательной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.