Научная статья на тему 'Технология формирования этнической толерантности у курсантов военных образовательных организаций высшего образования'

Технология формирования этнической толерантности у курсантов военных образовательных организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ КУРСАНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Петр Ростиславович

В данной статье рассматривается технология формирования этнической толерантности у курсантов военных образовательных организаций высшего образования при их обучении. Раскрывается сущность поэтапного формирования социально-значимых качеств, предлагающее адаптацию образовательных программ высшего и среднего военного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваль Петр Ростиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования этнической толерантности у курсантов военных образовательных организаций высшего образования»

Коваль Петр Ростиславович, соискатель ученой степени кандидата социологических наук

кафедры социологии Военного университета.

Помощник начальника учебно-методического отдела Военного учено-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»

petrkoval@yandex.ru Тел.: (499) 766-57-58 (доб. 22-77) 119992, г. Москва, проезд Девичьего поля, 4

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технология формирования этнической толерантности у будущих военных руководителей реализуется в процессе их подготовки (обучения). Обучение курсантов происходит в течение пяти лет в высших военных образовательных учреждениях. Повышение квалификации офицерского состава происходит по программам профессиональной переподготовки со сроком обучения 2, 3, 4 и 10 месяцев. Учебная программа переподготовки офицерских кадров направлена в основном на улучшение уже имеющихся качеств, а не на формирование новых. Формирование происходит в процессе получения первого военного образования (до военной реформы по формированию нового облика Вооруженных Сил на должности офицеров призывались кандидаты, окончившие гражданские вузы. Однако, с 2009 года решением Министра обороны Российской Федерации призыв таких кандидатов в Вооруженные Силы прекращен). Образование сержантского состава проходит по программам среднего профессионального образования со сроком подготовки 2 года 10 месяцев.

Технология формирования этнической толерантности курсантов (сержантов) включает следующие этапы: ценностно-мотивационный,

познавательный, деятельностно-ориентированный, аналитический.

На ценностно-мотивационном этапе у курсантов (сержантов) вырабатывалась позитивная мотивация по активному включению себя в процесс формирования собственной этнической толерантности. Ведущий принцип этого этапа заключается в обозначении значимости ценности культуры мира,

толерантного поведения военнослужащих, а также в формировании у них индивидуального целеполагания. Только тогда, когда курсант (сержант) поставит для себя конкретные цели через ответы на вопрос о том, для чего ему необходимо развивать в себе культуру толерантности, возможно сформировать у него такое социально и профессионально значимое качество, как этническая толерантность.

Продолжительность этапа может составлять один семестр, а именно первый семестр первого курса, так как именно в этот период начинается профессионально-трудовая адаптация и социализация, включающие в себя усвоение системы установок, норм, ценностей. Курсант (сержант) приобщается к профессиональной роли и становится носителем определенного социального статуса. Данный этап предполагает формирование у курсантов (сержантов) необходимых знаний о коммуникации и коммуникативной деятельности, общих принципах, условиях, факторах достижения профессиональной культуры. В этот период необходимо вызвать у курсантов (сержантов) профессиональный интерес, а через него заинтересованность в усвоении получаемых знаний, расставить ценностные и смысловые акценты, сформировать позитивную мотивацию по активному включению себя в процесс формирования собственной толерантности. Процесс формирования этнической толерантности курсантов (сержантов) на данном этапе осуществляется, прежде всего, за счет содержания и средств предметов общепрофессиональной подготовки, а также кураторских часов, на которых проводятся беседы и дискуссии.

Беседы и дискуссии могут проводиться по следующим темам: «Культура поведения военнослужащего» (культура поведения военнослужащего на нормативно-правовом уровне закреплена в Уставе внутренней службы ВС РФ), «Толерантность как условие профессионального успеха военнослужащего», «Проявление толерантности в условиях военной службы», «Толерантность, интолерантность и ксенофобия в мировом масштабе». Кураторские часы необходимо проводить не менее двух раз в месяц и направить на формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности, акцентирование внимания курсантов (сержантов) на проблемных

профессиональных ситуациях, связанных с необходимостью проявления толерантности. На этом этапе курсанты (сержанты) приобретают теоретические и практические социальные знания и умения, получают представление о наиболее типичных социальных ситуациях, в том числе связанных с профессиональной деятельностью военнослужащего, учатся воспроизводить знания, решать некоторые социальные проблемы, пользуясь известными алгоритмами, способами и приемами действий. В результате у обучаемых формируются навыки использования имеющихся знаний и умений, развиваются понимание необходимости расширять общий и профессиональный кругозор. На данном этапе курсанты (сержанты) получают необходимые представления о профессиональной культуре и поведении, предрасположенности и компетентности, о формах и способах саморазвития и самосовершенствования, у них формируется положительная профессиональная направленность.

Познавательный этап направлен на создание у курсантов (сержантов) информационного фонда по проблеме толерантности в мире, опирающейся на историко-культурные, философские, этнопедагогические и этнопсихологические знания. Данный этап охватывает второй семестр первого года обучения. При формировании этнической толерантности важна опора на образрвательную систему, в которой главная роль принадлежит военному педагогу. Преподаватель в процессе учебно-воспитательной деятельности во время занятия даже больше, чем в специальной работе с личным составом вне процесса обучения, воздействует на характер образовательной среды вуза. Высокий уровень толерантности преподавателя предполагает насыщенность занятия, квалифицированного преподавания высоким «воспитательным моментом», за которыми должна последовать смысловая активность военнослужащего, его ответственное самоопределение в каждой конкретной служебной ситуации. Для реализации познавательного этапа в программы гуманитарных дисциплин необходимо включить раздел, в котором будут представлены основные идеи толерантности. Умственная деятельность курсантов (сержантов) на этом этапе носит воспроизводящий характер, однако одновременно происходит ее

осмысление и переживание, знания адаптируются к конкретным условиям. На познавательном этапе курсантам (сержантам) может быть предложен для изучения элективный курс «Основы толерантности в воинских коллективах» (Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения. В первую очередь - это занятия по выбору, позволяющие обучаемым развить интерес к тому или иному предмету и определить свои профессиональные пристрастия). При обучении военнослужащих по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения налицо проблема при формировании элективных курсов. С учетом этого, курс «Основы толерантности в воинских коллективах» может быть предложен в качестве факультативного курса. Изучение данного курса позволит сформировать у обучаемых познавательный компонент толерантности личности, что станет базой для развития ее поведенческого элемента.

Детятельностно-ориентированный этап предполагает отработку навыков этнического толерантного поведения обучаемых на социальном материале в результате практических действий в системах «курсант-курсант», «курсант-коллектив», «курсант-военный преподаватель», «курсант-гражданское лицо». Продолжительность данного этапа составляет: курс обучения (2-й курс у курсантов, обучающихся по программам высшего профессионального образования) или семестр обучения (3-й семестр у курсантов, обучающихся по программам среднего профессионального образования). На данном этапе осуществляется включение курсантов в социально значимую деятельность, освоение ими способов взаимодействия в профессиональной среде, творческое освоение социальной действительности. У курсантов формируются структурные компоненты толерантности личности в практической деятельности, продолжается процесс обучения толерантной деятельности. Формированию этнической толерантности курсантов способствуют содержание и средства воспитательной системы вуза.

Особенности деятельностно-ориентированного этапа:

- расширение проблемного поля будущей военно-профессиональной деятельности;

- формирование эмоционально-волевых умений в условиях локального моделирования военно-социальной деятельности;

- концентрация внимания на проблемных ситуациях, связанных с актуализацией и активным проявлением этнической толерантности, способствующих успешности в будущей военно-профессиональной деятельности военнослужащего-управленца;

- формирование навыков реальной самооценки;

- стимулирование индивидуальных интересов и потребностей;

- формирование профессионально значимых качеств личности военнослужащего.

Для того чтобы на данном этапе профессиональная социализация личности курсанта проходила успешно, необходимо обеспечить:

- включение курсанта в систему социальных отношений, связанных с выполнением соответствующих социальных ролей в системе функционирования института военной службы;

- включение курсанта в активное общение;

- обеспечение помощи курсанту при ориентации в социальных ценностях, связанных с удовлетворением личных социальных потребностей;

- включение курсанта в интеллектуальную и материальную военнотрудовую деятельность.

Этническая толерантность военнослужащего проявляется в его общественной деятельности, направленной на социально значимый результат. Поэтому накопление опыта военной службы, где военнослужащий может наиболее ярко проявить свою этническую толерантность, становится неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. На данном этапе курсанты привлечены к активной служебной деятельности, которая включает в себя помощь в организации учебных, воспитательных мероприятий; оформление

наглядных пособий «проблемной» тематики; встречи с гостями училищ (филиалов Военных учебно-научных центров).

Социальная активность курсанта - это не только одно из условий становления целостной социально активной личности военнослужащего, но и фактор, обеспечивающий ей возможность всестороннего гармоничного развития. Социально активную личность отличает высокая осознанность своих действий, чувство долга и ответственности за порученное дело, высокий общий культурный уровень, патриотизм.

На данном этапе большую помощь в формировании этнической толерантности курсантов оказывают кураторские часы, что способствует закреплению навыков саморазвития, развитию реальной самооценки. Особенно эффективны на этом этапе практические занятия по разработке и принятию управленческого решения профессионального характера. В ходе подготовки и проведения практических занятий выявляются необходимые теоретические знания, определяется их нехватка, осуществляется самостоятельный поиск информации; устанавливаются критерии оценки вариантов решения и выбора оптимального варианта; формируется культура толерантного общения, развиваются восприятие и уважение альтернативного мнения. Подобного рода практические занятия позволяют отработать и уяснить алгоритм творческого решения военных задач.

Деятельность курсантов на этом этапе характеризуется высокой степенью самостоятельности, умением распознавать и анализировать социальные проблемы, а также и эффективно их решать.

Аналитический этап. Данный этап охватывает 5-й и 6-й семестры обучения у курсантов, обучающихся по программам высшего профессионального образования или 4-й и 5-й семестр обучения у курсантов, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Он направлен на формирование навыков анализа результатов взаимодействия, и определения «границ» толерантного поведения. Большое внимание уделяется анализу интолерантных ситуаций, поиску путей выхода из них. Самовоспитание,

которое происходит в результате работы военнослужащего над собой, способствует развитию эмпатии. Профессиональная деятельность военнослужащего предъявляет требования к наличию у него развитых аналитических способностей, так как предполагает анализ поведения сослуживцев, местного населения, межличностных взаимодействий с ними и коррекцию конфликтного общения. Система развития этого этапа в контексте толерантного поведения курсантов должна иметь следующую последовательность: стремление военнослужащего к реализации предложенных толерантных моделей взаимодействия, готовности толерантно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности; включенность курсантов в процесс решения нестандартных военно-социальных задач; формирование у них способностей к переосмыслению своих стереотипов, реальной самооценки, самоанализа профессионального и личностного роста, без чего невозможно положительное развитие этнической толерантности в целом.

Основным методом развития этнической толерантности курсантов на данном этапе является дискуссия. Темы дискуссий сообщаются курсантам заранее для самостоятельной подготовки к их обсуждению. Интерпретация различных точек зрения, позиций, поведения во время дискуссий позволяет развивать аналитические способности. Анализируя мнения и поведение людей, пытаясь понять причины поведения и суть мысли, курсант может достичь более высокого уровня военно-профессиональных способностей. В результате вырабатывается необходимое военнослужащему-управленцу умение оценивать и интерпретировать свои и чужие позиции, точки зрения, поведение. В процессе дискуссии систематизируются теоретические знания курсантов, и на основе этого они легче определяют себе оценку как специалисту, выявляют проблемы в личностном развитии. Подобные задания способствуют актуализации потребности в пополнении отсутствующей информации, что способствует закреплению готовности к саморазвитию.

Наиболее эффективным средством для развития этнической толерантности на аналитическом этапе является ролевая активность. Ситуации, в которых

исполнение роли сочетается с самоубеждением, способны оказывать глубокое влияние на личность военнослужащего, приводя к значительным ее изменениям. Этот метод требует активного принятия роли другого человека, например, сослуживца, преподавателя, ученика, родителя, с целью добиться адекватности в восприятии и оценке. Иногда достаточно лишь наблюдать за тем, как другой курсант исполняет роль, чтобы произошли изменения в восприятии и установках.

Решение задач данного этапа организуется на занятиях по дисциплинам военно-специальной подготовки, практических занятий по дисциплинам военногуманитарного цикла, а также на кураторских часах.

На протяжении всех этапов постоянно проводится диагностика формирования толерантности курсантов.

Таким образом, результатом проведенной работы является устойчивое адекватное отношение курсантов к воинской службе. Формирование этнической толерантности у курсанта не только служит показателем социальной зрелости личности, но и свидетельствует о его сформировавшемся профессиональном самосознании, которое определяет поведение военнослужащего на основе осознания им профессиональных принципов и принципов, основанных на общечеловеческих ценностях, толерантности по отношению к интересам, убеждениям, привычкам в поведении других людей.

Список литературы:

1. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Военное издательство, 2009.

2. Вагабова Н.М. Этническая толерантность в поликультурном обществе. Дисс...канд. филос. наук. Махачкала, 2007.

3. Свистун С.П. Воинский коллектив: социологический анализ. -

Череповец, 2003.

4. Этническая толерантность. Материалы научно-практической конференции и методические рекомендации. - Копейск, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.