Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов в военно-образовательной сфере'

Особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов в военно-образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБА / ГЕРМЕНЕВТИКА / COMMUNICATIVE TOLERANCE / SOCIAL TEST / HERMENEUTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучер Владимир Александрович

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов, в образовательной среде соответствующей профессиональной подготовки. Подходя к данной проблеме в более широком обще социальном плане можно сказать, что ее решение выступает конструктивным фактором и необходимым условием не только повышения эффективности функционирования системы высшего образования, обеспечивающей подготовку офицерских кадров соответствующего профиля, но и успешного осуществления всей намеченной модернизации внутренних войск МВД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of communication tolerance among the cadets in military educational environment

This article depicts the features of formation of communication tolerance among the students in the educational environment of appropriate background. Approaching to this issue through the broader social prism we can say that its solution serves as constructive factor and necessary condition not only for improving the efficiency of the system of higher education, providing training of the officers with corresponding profile, but also for successful implementation of all planned modernization of the Russian Interior Ministry troops.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов в военно-образовательной сфере»

ные. Это свидетельствует о том, что субъективные критерии, более доступные для экспресс-диагностики в соревновательных условиях, могут выступать в роли прогностических признаков объективной адаптированности спортсменов к предстоящим состязаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Волков, И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям : метод. рекомендации / И.П. Волков ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1988. - 23 с.

3. Вяткин, Б. А. Опыт психологической подготовки лыжников-гонщиков : учебное пособие / Б.А. Вяткин, Б.С. Валуев, А.Е. Кондаков ; Пермский гос. пед. ин.-т. -Пермь : Изд-во Пермский гос. пед. ин.-т., 1966. - 97 с.

4. Зайцев, П.В. Исследование детерминант состояния психической готовности лыжников-гонщиков // Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1989. - С. 61-68.

5. Захаров, А.Д. Формирование состояния психической готовности лыжников-гонщиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Захаров А.Д. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1970. - 18 с.

6. Николаев, А.Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности (на примере адаптации к условиям «чужого поля») : дис. ... канд. психол. наук / Николаев А.Н. - Л., 1984. - 226 с.

7. Николаев, А.Н. Волевые качества как фактор успешности адаптации спортсменов к условиям соревнований // Психологические основы обучения и воспитания : материалы 26-й науч. конф. / под ред. А.Н. Николаева. - СПб., 2000. - С. 127-128.

8. Олюнин, А.П. Особенности предсоревновательной психологической подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов : дис. ... канд. пед. наук / Олюнин А.П. -СПб., 2000. - 173 с.

9. Рябухов, Л.И. Формирование и регуляция предстартовых состояний спортсменов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Рябухов Л.И. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1993. - 13 с.

Контактная информация: kuzmin-maxim@yandex.ru УДК 37.012

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ В ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Владимир Александрович Кучер, кандидат педагогических наук, Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России (СКВИ ВВ МВД России),

Владикавказ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов, в образовательной среде соответствующей профессиональной подготовки. Подходя к данной проблеме в более широком обще социальном плане можно сказать, что ее решение выступает конструктивным фактором и необходимым условием не только повышения эффективности функционирования системы высшего образования, обеспечивающей подготовку офицерских кадров соответствующего профиля, но и успешного осуществления всей намеченной модернизации внутренних войск МВД РФ.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, социальная проба, герменевтика.

FEATURES OF FORMATION OF COMMUNICATION TOLERANCE AMONG THE CADETS IN MILITARY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Vladimir Alexandrovich Kucher, the candidate of pedagogical sciences, North-Caucasian Military Institute Interior Ministry of Russia Vladikavkaz

Annotation

This article depicts the features of formation of communication tolerance among the students in the educational environment of appropriate background. Approaching to this issue through the broader social prism we can say that its solution serves as constructive factor and necessary condition not only for improving the efficiency of the system of higher education, providing training of the officers with corresponding profile, but also for successful implementation of all planned modernization of the Russian Interior Ministry troops.

Keywords: communicative tolerance, social test, hermeneutics.

Подготовка военных кадров во многом обусловливается характером и перспективами развития профессиональной деятельности офицерского состава, которая, в свою очередь, определяется социально-экономическими условиями российского общества, современным научно-техническим прогрессом, состоянием и перспективой развития военного дела. Все это требует формирования у будущих офицеров наряду с общими качествами еще и специфических качеств, обусловленных их служебно-боевой деятельностью. [1, с.4].

Подобная подготовка курсантов и курсантских коллективов - сложный и многоплановый процесс, обусловленный объективными процессами, происходящими в обществе и воинском деле: научно-техническим и социальным прогрессом, совершенствованием боевой техники и оружия, развитием теории и практики военного дела.

Следовательно, для полинационального государства в военно-политических ситуациях именно военнослужащие должны нести ответственность за демонстрацию толерантного поведения по отношению к местному населению, этносу.

Рассматривая образовательную стратегию формирования толерантности у военнослужащих, в частности курсантов ВВ МВД России, необходимо выделить основные специфические особенности профессионального становления личности в данной субкультуре.

Для будущего офицера требуется наличие таких качеств психологической действительности как устойчивость к повышенным психологическим нагрузкам, к длительно -му эмоциональному напряжению, рациональное напряжение в экстремальных ситуациях, способность быстро и умело разрешать личностные и групповые конфликты, высокая нравственность, позволяющая быть примером для подражания.

Важно заметить, что при подготовке офицерских кадров образовательные и воспитательные процессы должны быть тщательно спланированы и реализовываться высококвалифицированными специалистами, так как иногда имеют место негативные черты в учебно-воспитательных ситуациях: тоталитарность, моноидеологичность, формирование человека в качестве средства исполнения государственных планов, пан-коллективизм (безусловный примат коллективности над индивидуальностью), редуционизм (сведение сложного учебно-воспитательного процесса к более простым его составляющим: политическому или моральному просвещению, приобщение к нормам поведения), ориентация на внешние, а не ценностно-смысловой генезис сознания личности обучающихся), формализм в исполнении социальных и педагогических канонов (показные мероприятия, формально-статистические отчеты), обыденность, ритуальность массовой работы.

Возможности традиционных учебно-воспитательных форм и методов подготовки, будущих офицеров ограничены и не могут обеспечить обучения, направленного на развитие созидающего менталитета. Вывод, вытекающий из результатов анализа состояния проблемы, состоит в том, что система обучения военных кадров должна строиться на

основах, существенно отличающихся от тех, на которых сегодня пребывает система военного образования.

Вот почему на первый план следует выдвинуть ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.), что поможет формированию толерантно ориентированного образования.

Как подчеркивает И.А.Бабин [2], взаимодействие с другими национальностями невозможно без принятия каждым из участников этого процесса добровольных самоограничений.

Вот почему, в структуру профессиональной подготовки военнослужащих должна включатся, на наш взгляд, новая содержательная характеристика - толерантность.

Рассматривая толерантность военнослужащих в контексте профессионального образования, необходимо выделить факторы толерантного поведения: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, терпение, доверительность, социальная активность, отсутствие стереотипов и предрассудков. Обучение военнослужащих межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях позволит произвести сдвиг установки в сторону роста общей нравственной позиции.

Помощь педагогу в процессе воспитания культуры толерантности курсантов оказывает педагогическая герменевтика - наука, изучающая проблему понимания, истолкования и выявления глубинных смыслов в образовательной деятельности в целом, и в воспитательной практике, в частности.

Применение герменевтического подхода - это, прежде всего, культура толерантности как норма жизни, целостное видение приближает педагога к пониманию уникальности каждого ученика [3].

Овладение герменевтическим методом означает для педагога повышение культуры его профессионального мышления и развитие собственной культуры толерантности.

Герменевтическая педагогика способствует пониманию себя, другого, других, принятию всех, как себя, а себя, как всех. Без этого не возможно воспитание толерантности у личности, а значит и невозможна нормальная человеческая коммуникация.

Путь к толерантно ориентированному образованию, обладающему смыслообразующим потенциалом и философско-дидактическим смыслом, - серьёзный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, связанное с изменением самого обучаемого, его стереотипов и сознания. В данном образовательном процессе актуализируется и выражается как специфика понимания мира, так и индивида в этом мире.

Это требует от педагога, включенного в процесс педагогического сопровождения по формированию толерантности у курсантов, личного предварительного осознания, осмысления и практического применения принципов культуры толерантности.

Организуя процесс формирования коммуникативной толерантности у курсантов, педагог должен обеспечить управление данным процессом. Педагогическое управление же таким личностно-содержательным компонентом как толерантность личности требует последовательного, систематизированного подхода в процессе обучения и воспитания курсантов.

Теоретическое осмысление сущности коммуникативной толерантности и особенностей процесса ее формирования у курсантов, результаты констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что осуществление рассматриваемого процесса возможно при определенных обстоятельствах:

- Личностно-деятельностном опосредовании взаимодействия курсантов друг с другом и с педагогами;

- педагогическом сопровождении процесса формирования коммуникативной

толерантности у курсантов.

Вышесказанное позволило нам сформулировать необходимые педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования коммуникативной толерантности у курсантов вывшего военного учебного заведения в процессе обучения:

- включение курсантов в социальную деятельность;

- педагогический мониторинг личностного продвижения курсанта в процессе формирования у него коммуникативной толерантности.

Под социальной деятельностью подразумевается «такая деятельность, в которой осуществляется интенсивное взаимодействие с людьми, социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах, охватывающих всю полноту человеческой деятельности. В каждой из этих сфер она представлена в четырех типах: преобразовательном, познавательном, ценностно-ориентационном и коммуникативном. Все четыре типа тесно взаимосвязаны между собой»[4, с.55].

Социальная деятельность обладает двумя чрезвычайно важными для нас характеристиками: в этой деятельности осуществляется интенсивное взаимодействие, являющееся своеобразным «пространством» проявления и научения коммуникативной толерантности субъекта; в этом «пространстве» педагог может моделировать ситуации конфликтного, конкурентного и кооперативного взаимодействия (А. В. Мудрик) с ним, превращая его тем самым в «поле социальных проб»[5].

Социальная проба — это «совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности на основе выбора личностью способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций» [6, с.17].

Социальная проба, - считает М.И. Рожков [6], предполагает самооценку личностью своих возможностей на основе последовательного выбора способа её социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей и формируют у личности (курсанта) определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой для дальнейшей социализации.

Таким образом, через социальные пробы личность (курсант) оказывается в ситуации взаимодействия в различных социальных ролях, имеет возможность, с одной стороны, эмоционально пережить результаты агрессивной, нетерпимой коммуникации, а с другой — интериоризировать особенности толерантной коммуникации.

Включение в социальную деятельность как необходимое педагогическое условие формирования коммуникативной толерантности у курсантов обеспечивает:

- индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности;

- индивидуальное самоопределение её по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в их;

- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания её цели и сопоставления с личностными целями; приобретения опыта деятельности; её эмоциональной привлекательности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе этой деятельности);

- рефлексия личностью процесса деятельности и собственного участия в ней с последующей коррекцией его в выбранном направлении.

Процесс включения курсантов в социальную деятельность имеет ряд существенных трудностей, обусловленных, прежде всего, особенностями обучения в военном вузе (закрытое учебное заведение, регламентированное время на каждый вид учебных занятий и т.д.).

Исходя из всего вышесказанного, педагогическое обеспечение включения курсан-

тов в социальную деятельность должно быть на наш взгляд реализовано, через участие курсантов в деятельностно-опосредованном интенсивном взаимодействии в системе отношений “курсант-курсант”, “курсант-педагог”; педагогическое моделирование разнохарактерных ситуаций взаимодействия в рамках «поля социальных проб» (например: конфликт, сотрудничество, соревнование, кооперация, конкуренция, конфронтация, защита и т. п.); организацию различных форм рефлексии личностью процесса взаимодействия и собственного участия в нем; вариативное проектирование и построение траекторий развития курсантом собственной коммуникативной толерантности.

Сложность процесса формирования коммуникативной толерантности у курсантов за время обучения в ввузе требует постоянного педагогического сопровождения, вот почему важным условием педагогического управления, изучаемым процессом является педагогический мониторинг личностного продвижения в этом процессе.

Мониторинг предполагает выработку особых, текущих знаний о состоянии среды, в которой осуществляется инновация, и о конкретных перипетиях осуществления этой инновации с последующим переводом этих знаний на языки управленческих решений: что означает данное состояние, что конкретно из этого следует, какие меры должны быть приняты.

Таким образом, необходимыми педагогическими условиями, обеспечивающими, процесс формирования коммуникативной толерантности у курсантов являются: включение их в социальную деятельность; педагогический мониторинг личностного продвижения их в процессе формирования у них коммуникативной толерантности. Целостность изучаемого процесса обращает внимание на «условность» выделения вышеперечисленных частей педагогического управления и позволяет объединить педагогические условия в совокупность, названную нами комплексом. Этот комплекс и позволяет достичь курсантам устойчивого личностного состояния коммуникативной толерантности и научиться проявлять его в деятельностно-опосредованном взаимодействии с другими людьми.

Итак, подводя итоги, выделим особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов, в военно-образовательной сфере:

- коммуникативная толерантность может формироваться в процессе непосредственного общения курсантов по горизонтали (однокурсники) и вертикали (офицерский состав);

- оптимальность формирования. В данном возрасте все структурные компоненты феномена могут быть сформированы в совокупности, равномерно и гармонично, позволяя «выращивать» новообразование в целом;

- осознанность, т.е. курсант, является субъектом этого процесса;

- основным критерием сформированности коммуникативной толерантности у курсантов, на наш взгляд, является конативный критерий, согласно которому поступки их становятся главным мерилом сформированности у них коммуникативной компетентности;

- процесс формирования коммуникативной толерантности у курсантов разворачивается во времени поэтапно, причем между этими этапами существует как прямая, так и возвратная зависимость;

- педагогическое управление процессом формирования коммуникативной толерантности у курсантов основывается на предметной направленности взаимодействия курсантов;

- основой результативности педагогической деятельности в данном случае является, на наш взгляд, педагогический мониторинг, т. е. отслеживание промежуточных результатов исследуемого процесса, оперативная коррекция и прогнозирование дальнейших его изменений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

2. Бабин, И. А. Геополитика и культура мира как факторы обеспечения безопасности : дис. ... канд. политол. наук / Бабин И.А. - Ставрополь, 2001. - 189 с.

3. Брудный, А. Психологическая герменевтика / А. Брудный. - М. : Лабиринт, 1998. - 336 с

4. Василенко, Е.В. Диагностика профессионально-психологической устойчивости сотрудников ОВД: критерии и подходы / Е.В. Василенко // Материалы XI региональной научно-техн. конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Т. 2 : Общественные науки / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2007. - С. 32-45.

5. Василенко, Е.В. Устойчивость сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям служебной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Е.В. Василенко // Сборник научных тр. СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 4. - С. 1113.

6. Рожков, М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. - 1994. - № 1. - С. 16-19.

Контактная информация: mnsvlad@mail.ru

УДК 796.1/.3

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАЗИСА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВИКОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор,

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье обосновывается структурирование методологического базиса образовательновоспитательной системы подготовки спортсменов в игровых видах спорта. Главным педагогическим условием предлагаемого проекта является интегративный характер образующих компонентов в лице системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов.

Ключевые слова: методологический базис, системность, интегративность, подготовка в спортивных играх.

STRUCTURING THE PEDAGOGIC BASIS OF ATHLETES' PREPARATION IN GAME KINDS OF SPORT BASED ON THE SYSTEMATIC APPROACH

Boris Efimovich Losin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Yury Mihajlovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The article proves the structuring of the methodological basis for the educational system of athletes' training in game kinds of sport. The main pedagogical conditions of the proposed project are integrative components in the form of system, activity, person-oriented approaches.

Keywords: methodological basis, consistency, integrity, training in sports games.

ВВЕДЕНИЕ

Наука давно пришла к выводу, что главным свойством реальности является её структурность. Все объекты реальности из чего-то состоят, имеют составляющие их час-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.