- сочетание отклонений в развитии мускулатуры и жироотложения и тип сложения по отношению двух линейных признаков (ширина плеч, длина ног).
Анализ материалов по вопросам конституциональных особенностей и физической работоспособности человека показал, что они непосредственно связаны между собой. Достаточное количество разработок в области конституциональной физиологии лыжников-гонщиков убедительно доказывают, что соматотип человека определяет его индивидуальный режим двигательной деятельности.
Взяв за основу материалы предыдущих исследований, нам представилось возможным провести исследование по вопросу учета конституциональных особенностей лыжников-гонщиков в процессе спортивной деятельности, а именно сравнить влияния тренировочных методик различной энергетической направленности на рост результативности у лыжников-гонщиков разного соматотипа.
Таким образом, целью нашего исследования явилась разработка и экспериментальное обоснование методики повышения уровня специальной подготовленности лыжников-гонщиков в соответствии с их конституциональными особенностями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аграновский, М.А. Лыжный спорт : учебник для ин-тов физ. культуры / М.А. Аграновский. - М. : Физкультура и спорт, 1980. - 368 с.
2. Кондрашов, Н.Н. Скоростно-силовая подготовка лыжников-гонщиков в соревновательный период / Н.Н. Кондрашев ; Гос. ком. по физ. культуре и спорту СССР.
- М. : [б.и.], 1989. - 24 с.
3. Лысов, П.К. Анатомия (с основами спортивной морфологии). Т. 1 / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин. - М. : Медицина, 2003. - 343 с. : ил.
ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ
С.В. Кочеткова
ВВЕДЕНИЕ
Стрелковый спорт в силу своих особенностей (относительно незначительная физическая и высокая психологическая нагрузка) резко отличается от многих циклических и сложнокоординационных видов спорта по структуре соревновательной деятельности, а, следовательно, и по средствам обеспечения ее подготовки (И.С.Володина, 2006).
Основной задачей психологической подготовки стрелков-спортсменов является формирование умений психической саморегуляции на различных этапах подготовки и участия в соревнованиях.
В соответствии с поставленной задачей, нами была разработана инновационная технология психической саморегуляции соревновательной деятельности спортсменов-стрелков.
МЕТОДИКА
Было исследовано 98 представителей вида спорта «пулевая стрельба» различной квалификации по уровням интеллекта: психомоторному, перцептивному, мнеми-ческому и мыслительному, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности спортсменов. На основании полученных данных был разработан комплекс средств и методов психической саморегуляции стрелков применительно к каждому этапу соревновательного цикла (рис. 1).
Разработанная нами программа включает в себя последовательное применение средств и методов психической саморегуляции по четырем временных этапам: за месяц до соревнований, за неделю до соревнований, накануне старта и непосредственно
на огневом рубеже.
На первом этапе применялись следующие средства и методы: идеомоторная тренировка элементов техники выстрела, аутотренинг, психотехнические и стрелковые
игры, упражнения для п
За месяц до соревнований
- идеомоторная трении-ровка элементов техники выстрела;
- аутотренинг; психотехнические игры;
- упражнения для профилактики утомления зрения.
зофилактики утомления зрения.
За неделю до соревнований
- «чувство выстрела»;
- моделирование условий;
- открытые тренировки;
- программирование технико-тактических действий.
Накануне старта
- словесные самовоздействия;
- самомотивация к достижению успеха;
- релаксация и тонизация;
- мысленная репетиция предстоящего соревнования.
В день соревнований
- разминка с имитацией;
- дыхательная гимнастика;
- пальцевая гимнастика;
- самомассаж биологически активных точек.
Рис.1. Поэтапная программа психической саморегуляции спортсменов-стрелков в соревновательном цикле
На втором этапе совершенствовалось чувство выстрела, моделировались экстремальные соревновательные условия, проводились открытые тренировки с участием зрителей, осуществлялось программирование технико-тактических действий.
Третий этап включал в себя следующие мобилизационные средства создания психологической готовности накануне старта: словесные самовоздействия, самомотивация к достижению успеха, приемы релаксации и тонизации, мысленная репетиция предстоящих соревнований.
На заключительном, четвертом этапе, непосредственно в момент соревнований стрелку предлагались следующие упражнения: разминка с имитацией выстрела, дыхательная гимнастика между сериями выстрелов, пальцевая гимнастика в перерывах между стартами, самомассаж биологически активных точек по мере необходимости.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Все испытуемые были разделены на две равные по численности, составу и квалификации группы. В экспериментальной и контрольной группах стрелки-юноши 1618 лет были разделены на две подгруппы по квалификации: кандидаты в мастера спорта и спортсмены более низкой квалификации. В начале и в конце эксперимента измерялся коэффициент соревновательной надежности путем выполнения стрелковых упражнений в разных временных режимах: скоростной, медленный и комплексный виды стрельбы. Эксперимент проводился в течение шести месяцев на базе Краснодарского спортивно-стрелкового клуба РОСТО, в процессе эксперимента была осуществлена поэтапная программа психической саморегуляции спортсменов-стрелков. Данные эксперимента были подвергнуты статистической обработке.
Таблица 1
Динамика соревновательной надежности стрелков различной квалификации в
ходе формирующего эксперимента
Экспериментальная Контрольная
Период экспе- группа группа
Упражнение римента КМС 1,2 разряды КМС 1,2 разряды
Скоростная начало 0,817 0,812 0,802 0,819
стрельба МП-2 конец 0,872 0,825 0,803 0,779
Медленная начало 0,609 0,824 0,782 0,839
стрельба МП-4 конец 0,754 0,857 0,746 0,797
Комплексная начало 0,771 0,811 0,793 0,822
стрельба МП-5 конец 0,810 0,848 0,792 0,805
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ На основании итогов экспериментов была определена динамика соревнователь-
ной надежности стрелков различной квалификации (табл. 1). Коэффициент надежно -сти представлял собой среднее значение показателей результатов стрельбы на трех соревнованиях. Как видно из таблицы, результаты контрольной группы улучшились незначительно, а в ряде случаев даже ухудшились. В экспериментальной группе показатели всех видов упражнений существенно улучшились, причем прирост результатов наибольшим образом проявился у спортсменов более низкой квалификации.
Таким образом, разработанная и апробированная нами комплексная поэтапная технология психической саморегуляции стрелков-спортсменов показала свою эффективность в процессе предсоревновательной подготовки и в условиях соревновательной деятельности в пулевой стрельбе и может быть рекомендована к использованию спортсменами, занимающимися другими видами стрельбы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антал, Л. Спортивная стрельба из пистолета : пер. с англ. / Л. Антал, Р. Сканокер. - М. : Рассвет, 1998.
2. Володина, И. С. Система подготовки стрелков-пулевиков : учеб. пособие для студ. ин-тов физ. культуры и слушателей ИПК / И.С. Володина ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М. : [б.и.], 2006.
3. Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов / Г.Б. Горская ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б.и.], 2005.
4. Соколова, Л.А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы) : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Соколова Л.А. - М., 1990.
5. Филимоненко, Ю.И. Руководство к методике исследования интеллекта для взрослых Д. Векслера / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб. : [б.и.], 1992.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ПОГРАНИЧНОГО ВУЗА
А.И. Малик
В современных условиях задача формирования профессиональных качеств у офицерских кадров пограничной службы приобретает особую значимость. Качественно меняется характер требований к уровню подготовленности и профессиональной деятельности офицера-пограничника. Усложнившийся характер обучения и воспитания военнослужащих в обстановке резкого снижения качества призывного контингента; повышение ответственности принятия решений и характера руководства личным составом в сложных, противоречивых условиях службы на границе; возрастание морально-психологических нагрузок на молодых офицеров, обусловленных недостаточной материальной обеспеченностью и социальной защищенностью; необходимость овладения новыми методами работы по руководству подчиненными в условиях изменившихся ценностных ориентации воинской службы - все это требует целенаправленного, поэтапного профессионального развития личности курсанта в условиях пограничного вуза ФСБ России. Поэтому в современной высшей школе проблема улучшения профессионального развития личности курсанта занимает особое место.
Анализ отзывов на выпускников пограничных вузов свидетельствует, что многим молодым офицерам в условиях профессиональной деятельности на пограничных заставах не достает самостоятельности, инициативности, творчества в работе, психолого-педагогических знаний, умения обучать и воспитывать подчиненных, организовывать и вести войсковое хозяйство в условиях рыночной экономики, что негативно влияет на результаты их профессиональной деятельности. Поэтому формирование профессиональных качеств у курсантов пограничных вузов является важной практи-