Научная статья на тему 'Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза'

Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-СТРЕЛКИ / НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / СИТУАТИВНАЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ТРЕНИНГ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ / ATHLETES-ARROWS / NEUROPSYCHIC HEALTH / ADAPTATION LOSS / PERSONALITY / SELF-REGULATION / SITUATION STRESS STABILITY / STUDENTS / BULLET SHOOTING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паначев Валерий Дмитриевич, Панченко Сергей Львович, Кусякова Рафиля Файзрахмановна

Анализируется процесс формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов с помощью тренинга пулевой стрельбы. В работе рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов высших учебных заведений в процессе занятий пулевой стрельбой. Полученные результаты позволяют говорить о педагогической технологии, способной эффективным образом воздействовать на ситуативную стрессоустойчивость студентов с помощью тренинга пулевой стрельбы 19-20-летнего возраста при обучении и совершенствовании навыкам и умениям в пулевой стрельбе. В работе исследованы адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору. Экспериментально доказана связь психического здоровья со спортивным успехом и способности к саморегуляции антистрессового состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the bullet shooting as means of the formation of situational resistance to stress among the higher school students

The process of the formation of student's situation stress stability is analyzed by means of training the bullet shooting. Problem of the formation of higher educational institutions student's professional competency is considered in work during the process of bullet shooting. The achieved results allow speaking of pedagogical technology capable efficiently influence upon the situation stress stability of students by means of training the bullet shooting among the 19-20-years age ones when learning and improving the skills in bullet shooting. The work explored the adaptation abilities of arrow athletes to stress-factor. There was experimentally proved the correlation of psychic health with athletic success and abilities for independent regulation of anti-stress condition.

Текст научной работы на тему «Тренинг пулевой стрельбы как средство формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза»

важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 22 - С. 3 -9.

2. Келлер, B.C. Исследование специальной подготовленности фехтовальщиков // Фехтование : сб.статей. - М., 1967. - С. 106-124.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта : учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев ; Рос. гос. акад. физ. культуры. -М. : [б.и.], 1997. - 346 с.

4. Макаров, В. А. Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство повышения уровня спортивного мастерства боксера / В. А. Макаров, И.Г. Ма-лазонян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С.35-38.

5. Ратов, И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Ратов И.П. - М., 1972. - 46 с.

6. Таймазов, В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Таймазов В.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 48 с.

Контактная информация: ydamic_box@mail.ru

УДК 378.172

ТРЕНИНГ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

СИТУАТИВНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Валерий Дмитриевич Паначев, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры,

Сергей Львович Панченко, старший преподаватель,

Рафиля Файзрахмановна Кусякова, доцент,

Пермский государственный технический университет (ПГТУ)

Аннотация

Анализируется процесс формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов с помощью тренинга пулевой стрельбы. В работе рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов высших учебных заведений в процессе занятий пулевой стрельбой. Полученные результаты позволяют говорить о педагогической технологии, способной эффективным образом воздействовать на ситуативную стрессоустойчивость студентов с помощью тренинга пулевой стрельбы 19-20-летнего возраста при обучении и совершенствовании навыкам и умениям в пулевой стрельбе. В работе исследованы адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору. Экспериментально доказана связь психического здоровья со спортивным успехом и способности к саморегуляции антистрессового состояния.

Ключевые слова: спортсмены-стрелки, нервно-психическое здоровье, дезадаптация, личность, саморегуляция, ситуативная стрессоустойчивость, студенты, тренинг пулевой стрельбы.

TRAINING OF THE BULLET SHOOTING AS MEANS OF THE FORMATION OF SITUATIONAL RESISTANCE TO STRESS AMONG THE HIGHER SCHOOL

STUDENTS

Valery Dmitriyevich Panachev, the doctor of sociological sciences, senior lecturer, Physical culture department chairman,

Sergey Livovich Panchenko, the senior teacher,

Rafilya Fayzrahmanovna Kusyakova, the senior lecturer,

The Perm State Technical University

Annotation

The process of the formation of student’s situation stress stability is analyzed by means of training the bullet shooting. Problem of the formation of higher educational institutions student’s profes-

sional competency is considered in work during the process of bullet shooting. The achieved results allow speaking of pedagogical technology capable efficiently influence upon the situation stress stability of students by means of training the bullet shooting among the 19-20-years age ones when learning and improving the skills in bullet shooting. The work explored the adaptation abilities of arrow athletes to stress-factor. There was experimentally proved the correlation of psychic health with athletic success and abilities for independent regulation of anti-stress condition.

Keywords: athletes-arrows, neuropsychic health, adaptation loss, personality, self-regulation, situation stress stability, students, bullet shooting training.

ВВЕДЕНИЕ

В многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к психологической устойчивости, которая интегрирована во всех других видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами. Следует отметить, что в современной теории физического воспитания метод развития физической и психологической устойчивости является наименее разработанный. Вместе с тем, с предельной вероятностью можно говорить о положительном переносе качественных сторон двигательной деятельности человека [1-3]. Человеческий фактор является самым трудным критерием в формировании профессиональных компетенций современного бакалавра, магистра и специалиста в вузе. Одной из самых эффективных сторон развития будущей профессионально подготовленной личности выпускника вуза является формирование ситуативной стрессоустойчивости.

МЕТОДИКА

Цель нашей работы состояла в создании простой и эффективной методики формирования ситуативной стрессоустойчивости при производстве меткого выстрела из винтовки. Для решения этой задачи были использованы средства специальной физической подготовки стрелков в пулевой стрельбе. Общеизвестно, что спортсмены, владеющие аутотренингом в стрельбе хорошо и быстро осваивают сложную спортивную технику и показывают высокие спортивные результаты. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание и стрельба завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей управления сложнейшими психологическими процессами во время соревнований. Для оценки уровня психологической подготовленности студентов 19-20 лет, занимающихся пулевой стрельбой, потребовалось теоретически осмыслить и обосновать программу исследования. Эта программа сформирована из четырех блоков (компонентов):

- физический - характеризует развитие основных физических качеств, характерных для стрелкового спорта;

- функциональный - определяет развитие нервно-мышечного аппарата при осуществлении двигательной деятельности;

- психологический - характеризует состояние и степень сформированности психических функций при формировании двигательных навыков и умений;

- технический - определяет текущий уровень специальных двигательных навыков и умений и эффективность стрелковой подготовки в различных (тренировка, соревнование) условиях.

Однако в физическом воспитании столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными. Основу экспериментального комплекса составили специальные упражнения на управление физической и эмоциональной устойчивостью - фундамента всего стрелкового искусства: упражнения на расслабления, быстроту двигательной реакции, упражнения на согласование движений различными частями тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства силы и мощ-

ности, специальные упражнения с вибрационным тренажером, имитирующим тремор и колебания оружия при повышенном сердечном ритме во время соревнований. С целью развития эффективности физической и психологической устойчивости применялись выполнение движений с открытыми так и с закрытыми глазами. Осанка и телосложение, как морфо-функциональная и психологическая основа координации тонких движений при стрельбе из винтовки, определяет эффективность и качество двигательной деятельности стрелка из винтовки. Однако, существующие методики не отвечали нашим запросам и мы создали простую и мобильную методику управления своим телом, позволяющую вносить коррекцию в поддержании устойчивости оружия и правильной идеальной техники обработки спуска и производства точного выстрела из винтовки в любых условиях двигательной соревновательной деятельности в условиях стресса.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

При анализе учебно-методической литературы по пулевой стрельбе [1-3] было установлено не совсем точное трактование методики обучения и техники выполнения идеального выстрела при воздействии стрессогенных факторов. По этим коррективам техники идеального выстрела не происходит потери равновесия, лишнего расхода энергии, нерационального продолжительного процесса обучения и отбора в группы спортивного совершенствования. При существующей методике выполнения точного выстрела в стрельбе недостаточно точно скорректирована техника управления физической и психологической устойчивостью. В этой связи была разработана техника выполнения точного выстрела с помощью электронного комплексного стрелкового тренажера СКАТТ. При такой координации опорно-двигательного аппарата стрельба выполняется в управляемом режиме с обратной связью через СКАТТ и имеет наиболее эффективный результат при стрессе. На этапе констатирующего эксперимента анализ средних значений показателей, характеризующих состояние двигательной подготовленности контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп студентов 19-20 лет, показывает, что полученные данные практически не имеют между собой достоверных различий. Полученные различия мы объясняем индивидуальными особенностями студентов, а также условиями выполнения контрольного испытания. Анализ результатов корреляционного анализа двигательной подготовленности студентов 19-20 лет позволил выделить (по количеству достоверных связей) наиболее и наименее информативные особенности тренинга пулевой стрельбы. Эти данные использовались нами в качестве педагогической оценки осваиваемых двигательных навыков и умений, а также в аспекте контроля и направленности учебно-тренировочных занятий.

Наиболее информативными показателями, характеризующими двигательную подготовленность студентов, являются: сила кисти; статическая выносливость; точность пространственных параметров движений; статическая треморометрия; переключение внимания; коэффициент ритмичности; коэффициент стабильности. По результатам наших исследований, к малоинформативным показателям двигательной сферы студентов-стрелков мы отнесли следующие: подвижность суставов; вестибулярная устойчивость; точность мышечных усилий и восприятия времени; объем внимания; коэффициент оптимальности; коэффициент надежности.

Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор - соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его антистрессовых механизмов, его способностью к адаптации в критических ситуациях. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным стрессовым условиям сопровождается изменением психологических реакций на границах нормы. Здесь организму приходится жертвовать какой-то одной

или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных функций, без которых существование в условиях стресса невозможно.

Сравнивания полученные в исследовании данными с разработанными нами нормативными, можно сделать вывод о том, что спортсмены-стрелки с высоким уровнем способности к саморегуляции ближе к сангвиническому темпераменту, а спортсмены-стрелки с низким уровнем саморегуляции ближе к меланхолическому темпераменту.

В заключение мы проанализировали полученные данные с точки зрения модели тренинга пулевой стрельбы. Психологический профиль удачно выступающего спортсмена высокого класса образуют: выше среднего энергичность и ниже среднего напряжение, депрессия, гнев, утомление и смущение. Профиль тренинга пулевой стрельбы для формирования стрессоустойчивости: все отрицательные характеристики находятся ниже среднего, и одна положительная (энергичность) - выше среднего. Для менее успешно выступающих спортсменов характерен плоский профиль. В нашем исследовании, с учетом измеренных показателей нервно-психического здоровья, правила сигмальных отклонений и достоверности различий, установлено следующее. У успешно выступающих спортсменов-стрелков пиком, вершиной тренинга пулевой стрельбы, является психическая активность и мотивация (образующие энергичность), а под поверхностью находятся тревога, депрессия, невротизация и астеничность (утомление). У менее успешных спортсменов-стрелков профиль плоский и находится в диапазоне среднего. Кроме того, успешно выступающие спортсмены-стрелки имели достоверно лучше показатели соревновательной эмоциональной устойчивости, устойчивости к стрессорам внешней значимости и саморегуляции состояния по сравнению с менее успешными спортсменами. У них также оказалась и лучше соревновательная надёжность: соответственно 0,998 против 0,996. Заметим, что речь не идет о различиях по квалификации. К успешно выступившим спортсменам по статистике отнесены стрелки с разной квалификацией. Однако мы выявили еще одну закономерность: модели тренинга пулевой стрельбы подчиняется и профиль нервно-психического здоровья спортсменов-стрелков с высокой способностью к саморегуляции состояния.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании, которое проводилось в течение 6 месяцев, приняли участие 100 стрелков в возрасте от 19 до 20 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ) было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ по общепринятой программе. Статистическим анализом основного эксперимента, который проводился в течение 3 месяцев, было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (ПКС) выполнения идеального выстрела, отражающий четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 3% (p<0,01). В КГ этот показатель понизился до - 0,3% (p>0,05). В ЭГ ПКС с открытыми глазами составил 5% (p<0,001), в КГ 4% (p<0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ 3% (p<0,01) и в КГ соответственно 0,5% (p>0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 20 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 7% (p<0,01), в КГ 0,2% (p>0,05). С закрытыми глазами эти показатели имели 6% (p<0,01) и 2% (p>0,05) соответственно. По управлению статической устойчивостью в ЭГ прирост составил 6% (p<0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора 7% (p<0,01), рефлексометрии - 5% (p<0,01). Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились. Таким образом, проанализировав динамику развития тренинга пулевой стрельбы для формирования ситуативной стрессоустойчивости можно сделать следующие обобщения: приоритетными направлениями развития тренинга пулевой стрельбы для формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов ву-

за являются инновационные педагогические технологии антисрессового фактора при воспитательной работе учебно-тренировочного процесса, для опережающего развития антистрессовых способностей, разработки стратегии и тактики проведения тренинга пулевой стрельбы целесообразно провести мониторинг запросов и потребностей студентов в сфере физической культуры в вузах, отмечая позитивную тенденцию по разработке и внедрению инноваций в учебный процесс по физической культуре, неразработанным направлением является антистрессовая деятельность студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья.

ВЫВОДЫ

1. Разработана система средств специальных упражнений физической и психологической подготовки стрелков с помощью специального тренинга пулевой стрельбы для формирования ситуативной стрессоустойчивости. На наш взгляд физическая устойчивость при стрельбе определяется как комплексная система, состоящая из двух компонентов (тонкая координация мышечной деятельности стрелка и управление рецепторами за счет целенаправленной научно разработанной методики спортивной тренировки, а также индивидуального соревновательного опыта спортсмена, применяющего тренинг пулевой стрельбы).

2. Включение в тренировочный процесс тренинга пулевой стрельбы, состоящего из специальных управляющих упражнений физической и психологической устойчивостью и других средств, обеспечивает достоверно большой прирост в показателях техники выполнения идеального выстрела, управляемого с помощью СКАТТ.

3. Определена структура модели тренинга пулевой стрельбы для повышения уровня физической и психологической устойчивостью и управления движениями при обработке спуска, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно целесообразно в личностно-ориентированном содержании и самообразовании. Все выше перечисленное является инновационным фундаментом современной методики формирования профессиональной компетенции ситуативной стрессоустойчивостью будущих бакалавров, магистров и специалистов.

Повышая у студентов физическую и психологическую устойчивость в условиях ситуативной стрессоустойчивости мы закладываем и инновационный фундамент в улучшение их профессиональных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова, Е. А. Формирование мышления средствами спортивной подготовки / Е.А. Анисимова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010.

- № 1 (59). - С. 44-47.

2. Королева, Т. П. Факторы, обусловливающие нервно-психологическое здоровье спортсменов-стрелков / Т.П. Королева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1(59). - С. 50-56.

3. Мачула, А.Ф. Формирование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов / А.Ф. Мачула // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 34-37.

Контактная информация: panachev@pstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.