селев. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 328 с.
Контактная информация: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ В ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЕ У КУРСАНТОВ
Александр Федорович Мачула, заместитель начальника кафедры,
Рязанское высшее военное командное училище связи (РВВКУС)
Аннотация
В работе рассматривается проблема формирования двигательных навыков и умений у курсантов высших учебных заведений в процессе занятий пулевой стрельбой. Полученные результаты позволяют говорить о педагогической технологии, способной эффективным образом воздействовать на двигательную сферу курсантов 19-20-летнего возраста при обучении и совершенствовании навыкам и умениям в пулевой стрельбе.
Ключевые слова: двигательные навыки и умения, педагогические технологии, пулевая стрельба, моделирование, психофизические качества, факторный анализ.
THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES OF BULLET SHOOTING AMONG CADETS
Alexander Fedorovich Machula, the deputy chief of department,
Ryazan Higher Command Signal Military School
Annotation
The article is devoted to the problem of development of motor skills and abilities among the cadets of higher military schools during their bullet shooting exercises. The achieved results of our research allow us to speak about some pedagogical technology, which allows us to influence effectively on motor sphere of the cadets at the age of 19-20 in the process of training and perfection of skills and abilities in bullet shooting.
Keywords: motor skills and abilities, pedagogical technologies, bullet shooting, modeling, psychophysical qualities, factor analysis.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема двигательных навыков и умений давно привлекает внимание психологов и исследователей спортивной дидактики в связи с тем, что она тесно связана с проблемой обучения движениям и их совершенствованием. Эти проблемы имеют свою богатую теорию, в которой можно обнаружить целый ряд нерешенных и спорных вопросов. К ним можно отнести, например, вопрос о соотношении двигательных навыков и умений, представления об их становлении и автоматизации, значение различных видов памяти в запоминании движений, роль произвольного и непроизвольного запоминания в формировании моторики на различных возрастных этапах и другие. Кроме того, в проблемах обучения двигательным действиям и их совершенствовании наблюдается неполнота теоретических разработок. Общепедагогические дидактические принципы автоматически переносятся в сферу спортивной тренировки без учета специфических задач обучения движениям, их совершенствования и присущих им глубинных противоречий в различные возрастные периоды.
Под навыком мы понимаем способность человека к выполнению двигательной задачи не постоянным, фиксированным, но варьирующим набором движений, которые, однако, приводят к постоянному эффекту.
Двигательное умение представляется нами как комплекс способностей, который помогает эффективной реализации имеющегося двигательного потенциала в сложных изменяющихся условиях [4].
Актуальность нашего исследования заключается в разрешении сложившихся в теории и практике спортивной подготовки противоречий между:
- педагогическими возможностями в формировании двигательных навыков и
умений у курсантов 19-20-летнего возраста и отсутствием педагогических технологий, связанных со спортивной подготовкой в пулевой стрельбе;
- необходимостью формирования у курсантов комплекса психических и физических качеств (определяющих успешность двигательной деятельности), реализуемых в виде соответствующих двигательных навыков и умений стрелковой подготовки, и неразработанностью адекватных (возрастным особенностям) педагогических условий;
- наличием методик оценки отдельных элементов подготовки спортсменов и отсутствием единой системы диагностики двигательной сферы и прогнозирования результатов учебно-тренировочной деятельности по пулевой стрельбе.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: определение эффективной методики формирования двигательных навыков и умений у курсантов 19-20 лет как интегрального способа решения задач учебно-тренировочной деятельности по специализации пулевая стрельба из пистолета.
МЕТОДИКА
Для оценки уровня двигательной подготовленности курсантов 19-20 лет, занимающихся пулевой стрельбой, потребовалось теоретически осмыслить и обосновать программу исследования (табл. 1). Эта программа сформирована из четырех блоков (компонентов):
- физический - характеризует развитие основных физических качеств, характерных для стрелкового спорта;
- функциональный - определяет развитие нервно-мышечного аппарата при осуществлении двигательной деятельности;
- психологический - характеризует состояние и степень сформированности психических функций при формировании двигательных навыков и умений;
- технический - определяет текущий уровень специальных двигательных навыков и умений и эффективность стрелковой подготовки в различных (тренировка, соревнование) условиях.
На этапе констатирующего эксперимента анализ средних значений показателей, характеризующих состояние двигательной подготовленности контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп курсантов 19-20 лет (тесты 1-14), показывает, что полученные данные практически не имеют между собой достоверных различий. Исключение составляет тест 5, характеризующий мышечную дифференцировку параметров движений. Полученное различие мы объясняем индивидуальными особенностями юношей, а также условиями выполнения контрольного испытания.
Анализ результатов корреляционного анализа двигательной подготовленности курсантов 19-20 лет позволил выделить (по количеству достоверных связей) наиболее и наименее информативные тесты. (Таблица 1).
Эти данные использовались нами в качестве педагогической оценки осваиваемых двигательных навыков и умений, а также в аспекте контроля и направленности учебно-тренировочных занятий.
Наиболее информативными показателями, характеризующими двигательную подготовленность курсантов, являются: сила кисти; статическая выносливость; точность пространственных параметров движений; статическая тремометрия; переключение внимания; коэффициент ритмичности; коэффициент стабильности.
По результатам наших исследований, к малоинформативным показателям двигательной сферы курсантов - стрелков мы отнесли следующие: подвижность суставов; вестибулярная устойчивость; точность мышечных усилий и восприятия времени; объем внимания; коэффициент оптимальности; коэффициент надежности.
Таблица 1
Характеристика тестов психофизической подготовленности курсантов 19-20 лет, _______________________занимающихся пулевой стрельбой___________________________
Компоненты № теста Показатели (тесты) Ед. изм. Направ. лучш. показат.
Физическая подготовленность 1. Сила кисти кг >
2. Статическая выносливость с >
3. Подвижность суставов см >
4. Вестибулярная устойчивость градус >
Функциональное состояние нервномышечного аппарата 5. Точность мышечных усилий кг <
6. Точность пространственных параметров градус <
7. Точность восприятия времени с <
8. Статическая тремометрия с <
Психические процессы 9. Объем внимания балл >
10. Переключение внимания усл.ед. <
Техническая подготовленность 11. Коэффициент ритмичности усл. ед. <
12. Коэффициент стабильности усл. ед. >
13. Коэффициент оптимальности усл. ед. >
14. Коэффициент надежности усл. ед. >
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Учитывая данные констатирующего эксперимента, нами была разработана авторская программа по стрельбе из пистолета, в ходе которой были последовательно решены следующие учебно-тренировочные задачи:
1. Формирование теоретических основ техники и производства выстрела из пистолета.
2. Обучение специально-подготовительным упражнениям, входящим в специальную разминку стрелка.
3. Обучение навыкам и умениям восстановления физической и психологической готовности к работе над выстрелом.
4. Развитие силовой выносливости рук.
5. Развитие и «закрепление» запястного сустава.
6. Обучение и совершенствование навыков и умений, направленных на улучшение устойчивости оружия.
7. Обучение навыкам и умениям в управлении спуском.
8. Развитие мышечного контроля.
9. Обучение навыкам и умениям затаивания дыхания при производстве выстрела.
10. Формирование навыков и умений управления вниманием.
11. Обучение навыкам и умениям согласованности действий в комплексном выполнении выстрела.
12. Совершенствование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе в сложных условиях.
Вышеперечисленные задачи были реализованы в ходе специальноорганизованных тренировочных занятий в ЭГ стрелков.
Как показывают наши исследования, двигательные навыки и умения в пулевой стрельбе у курсантов 19-20 лет формируются под влиянием четырех взаимоподчинен-ных и взаимообусловленных направлений обучения и тренировки.
1. Развитие общей и специальной физической подготовленности.
2. Тренировка навыков: в удержании оружия; техническая тренировка без патронов; идеомоторная тренировка; в выстрелах в пулеприемную стенку тира; в стрельбе по экрану; в стрельбе по мишени.
3. Тренировка навыков мышления, памяти и внимания.
4. Тренировка технико-тактических умений стрелковой подготовки.
Развитие общей и специальной выносливости как создает предпосылки к формированию базовых навыков стрельбы и сопутствующим им психологическим составляющим, так и способствует формированию технико-тактических умений стрелковой подготовки. В свою очередь, технические и психологические навыки производства выстрела являются так же необходимым условием для формирования более сложных технико-тактических умений. Именно в этом диалектическом единстве под влиянием специального педагогического воздействия возможен переход двигательных навыков в умение [1].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обобщая полученные данные формирующего педагогического эксперимента (табл. 2), можно констатировать тот факт, что по 8 из 14 исследуемых показателей двигательной сферы зафиксированы достоверные различия (р<0,05 и выше) между курсантами КГ и ЭГ, что подтверждает эффективность предложенной методики.
Таблица 2
Средние показатели тестирования психофизической подготовленности
курсантов-стрелков (результаты формирующего эксперимента)
№ Показатели (тесты) После эксперимента 1
К группа Э группа
1. Сила кисти 56,2 ± 2,81 57,2 ± 2,32 0,27
2. Статическая выносливость 52,4 ± 1,51 56,4 ± 1,22 2,08
3. Подвижность суставов 42,8 ± 0,52 43,2 ± 0,43 0,62
4. Вестибулярная устойчивость 115,31 ± 1,8 123,5 ± 2,42 2,73
5. Точность мышечных параметров 5,2 ± 0,4 3,7 ± 0,7 1,87
6. Точность параметров пространственных 5,2 ± 0,3 4,4 ± 0,5 2,58
7. Точность восприятия времени 0,51 ± 0,02 0,45 ± 0,02 2,14
8. Статическая тремометрия 4,31 ± 0,08 4,4 ± 0,03 1,06
9. Объем внимания 4,3 ± 0,21 4,0 ± 0,21 1,3
10. Переключение внимания 35,8 ± 5,2 16,2 ± 4,3 2,88
11. Коэффициент ритмичности стрельбы 1,28 ± 0,01 1,25 ± 0,01 2,14
12. Коэффициент стабильности стрельбы 0,86 ± 0,01 0,89 ± 0,01 2,14
14. Коэффициент надежности стрельбы 0,94 ± 0,01 0,95 ± 0,01 0,71
Примечание: при 1 > 2,01 - (р<0,05); при 1 > 2,68 - (р<0,01).
По результатам факторного анализа нами определены ведущие (надежность стрельбы; ритмичность стрельбы; психофизические качества) и значимые факторы (сила рук; дифференцировка временных параметров движений; стабильность стрельбы; оптимальность стрельбы) в общей структуре двигательной подготовленности курсантов - стрелков 19-20 лет.
Факторная структура двигательной сферы курсантов 19-20 лет ЭГ отражает тенденцию к дифференциации, во многом определяя специализацию в избранном виде спорта.
Характерной особенностью при формировании двигательных навыков и умений у курсантов ЭГ является большое влияние технической составляющей. По всей видимости, приобретенные двигательные навыки и умения начинают оказывать все большее влияние на двигательную подготовленность курсантов-стрелков, проявляя избирательность и специфичность. Такое развитие двигательной сферы курсантов-стрелков 19-20-летнего возраста согласуется с результатами ранее проведенных исследований [2, 3].
Обобщая вышеизложенное, полагаем, что экспериментальная программа стрелковой подготовки эффективным образом воздействует на различные стороны двигательной подготовленности, что позволяет говорить о многокомпонентном влиянии на формирование двигательных навыков и умений курсантов 19-20-летнего возраста, за-
нимающихся пулевой стрельбой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, Г.Г. Конкретизация направленности физической подготовки отдельных категорий военнослужащих военно-воздушных сил / Г.Г. Дмитриев, И.Ю. Пугачев, С.И. Блаженко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.
- № 10. - С. 40-45.
2. Горбенков, С.Г. Методика огневой подготовки слушателей учебных заведений МВД России : дис. ... канд. пед. наук / Горбенков С.Г. - М., 1997. - 196 с.
3. Иткис, М. А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена / М.А. Иткис. -М. : Изд-во ДОСААФ, 1982. - 245 с.
4. Удалых, А.С. Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений / А. С. Удалых // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4. - С. 98-102.
Контактная информация: [email protected]
ПРОФИЛАКТИКА ТИПИЧНЫХ ТРАВМ В ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКЕ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЗМА
Дмитрий Николаевич Медведев, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены организация и результаты исследования профилактики типичных травм в тяжелой атлетике средствами атлетизма.
Ключевые слова: профилактика, типичные травмы, тяжелая атлетика, средства, атлетизм.
THE TYPICAL INJURIES PREVENTION IN WEIGHTLIFTING BY MEANS OF
ATHLETIC BUILDING
Dmitri Nikolaevich Medvedev, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The article presents the organization and results of the research of typical injuries prevention in weightlifting by means of Athletic building.
Key words: prevention, typical injuries, weightlifting, means, athletic building.
ВВЕДЕНИЕ
Уровень интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, высокая координационная сложность техники соревновательных упражнений, уровень показываемых результатов на соревнованиях различного уровня являются неизбежными факторами, провоцирующими возникновение травм.
Таким образом, можно утверждать о наличии некоторых свойственных данному виду спорта травм легкой степени тяжести, появляющихся как по мере увеличения спортивной квалификации, так и ввиду увеличения количества факторов, провоцирующих возникновение травм.
Как отмечалось выше, многие травмы легкой степени тяжести могут быть определены как типичные для данного вида спорта. Методика профилактики типичных травм, в свою очередь, призвана устранять вышеперечисленные обстоятельства и процессы, тем самым, повышая эффективность тренировочного процесса, увеличивая объемы и вариативность применяемых средств и методов тренировки. Параллельно с