системы подготовки женщин, занимающихся спортивной борьбой / Б.И.Тараканов,
Н.Ю. Неробеев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 93-96.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.83:796-053.7
ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ БОКСЕРСКИХ «ЛАП» ПО МЕРЕ ПРИБЛИЖЕНИЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ
Василий Александрович Осколков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики бокса и тяжелой атлетики,
Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГА ФК)
Аннотация
В статье анализируется методика применения боксёрских «лап» на различных этапах обучения.
Ключевые слова: методика обучения, техника ударов, боксёрские «лапы».
CHANGES IN METHODS OF USING THE BOXING «PAWS» DURING APPROACHING TO THE COMPETITIONS3
Vasily Aleksandrovich Oskolkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The theory and methodology of boxing and weightlifting department chairman,
The Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The article examines the technique of using the boxing «paws» at various stages of training.
Keywords: teaching methodology, technology of punches, boxing «paws».
ВВЕДЕНИЕ
Сильнейшие спортсмены мира обладают относительно равной подготовкой, следовательно, даже небольшой перевес в каком-либо её разделе, может оказаться решающим для победы. Именно в этом отношении, техническая подготовка предоставляет спортсменам наибольшие резервы [1,6]. Возможность управления формированием эффективных движений на основе создания и использования системы искусственных условий взаимодействия спортсмена с внешними силами создало перспективы, для разработки новых методических подходов в обучении движениям [5]. В связи с этим, все чаще встречаются указания на целесообразность применения тренажеров. Боксёрские «лапы», это универсальный снаряд (тренажер) тренера, который используется, главным образом, с целью технико-тактической подготовки боксеров, а именно:
- для совершенствования техники одиночных и серий ударов,
- соединения ударов и защит, «моделирования» противника [4],
- выполнения целостных двигательных действий, включающих подготовку атаки, её выполнение и выход.
Как известно, процесс обучения двигательным действиям состоит из трех этапов: начальное разучивание, когда осваиваются основы техники; углубленное разучивание, закрепление основ техники и разучивание деталей; и этап совершенствования, который заканчивается вместе со спортивной карьерой [3]. Если задачи обучения на каждом этапе различные, то и методические подходы по применению боксерских «лап» на различных этапах должны быть различными, а по мере приближения к соревнованиям, процесс совершенствования техники в единоборствах должен проходить в условия противодействия партнера [2].
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проводились педагогические наблюдения и хронометраж упражнений, выполняемых на боксерских лапах спортсменами различной квалификации, на различных
этапах подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Как показал анализ учебно-тренировочного процесса, на этапе начальной подготовки при освоении базовой техники, время, которое тренер уделяет занимающимся, работая с ними на «лапах», весьма ограничено, что связано с большой наполняемостью групп (15-20 человек). На более поздних этапах обучения, когда ставятся задачи индивидуализации и вариативности техники, при сокращении количества занимающихся в группе и увеличении учебно-тренировочных часов, тренер всё чаще берет занимающихся на «лапы». При этом создаются, как правило, почти всегда, облегченные, идеальные (тепличные) условия для выполнения упражнения, когда все удары находят цель. Это возможно и даже необходимо, если такой подход применяется задолго до соревнований с целью реализации принципа доступности, создания стандартных условий для закрепления техники. Но в реальных условиях соревновательного поединка большая часть ударов не находит цели. И парадокс заключается в том, что по мере приближения к соревнованиям характер самой работы не изменяется, а её объем, при этом, значительно увеличивается. Почему так происходит? На наш взгляд, причина чисто психологическая. Тренер рассуждает, что чем ближе соревнования, тем больше внимания надо уделить спортсмену, а выражается это внимание через время, которое он работает с ним на «лапах», так как в этом случае он (тренер) наиболее близок к спортсмену.
Отрабатывая серии ударов или связки из ударов и защит, тренер зачастую сам подставляет (набрасывает) «лапы» под удары, создавая удобные условия выполнения упражнения, что спортсмену ничего не остается как «выстреливать из пулемёта». Со стороны это смотрится как блестящее владение техникой. Позднее, выполняя заученную комбинацию в соревновательных условиях, в условиях противодействия соперника, у боксёра не получается выполнение какой-либо части целостного действия и вся комбинация буквально разваливается, так как коэффициент эффективности атаки в реальных условиях, как правило, не превышает 15-20%, а противодействие соперника (помехи) могут возникнуть на любой стадии выполнения двигательного действия. Какой выход, напрашивается из выше сказанного? Есть два пути:
первый, изменить временное соотношение, а именно, основной объем работы на «лапах» сместить на подготовительный к соревнованиям мезоцикл, с последующим снижением объема и заменой специальными упражнениями (условные и вольные бои), где большое значение имеет умелый подбор спарринг-партнеров перед соревнованиями;
второй, в дополнение к первому - изменение самой методики держания «лап» по мере приближения к соревнованиям:
а) внести элементы неожиданности, то есть, дать спортсмену промахнуться, не подставить «лапу» под удар, дать необычные исходные положения для ударов и защит и т. п., но при этом надо помнить, что повышается риск травмироваться как спортсмену, так и тренеру;
б) моделировать на «лапах» будущего конкретного (если он известен) соперника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что методика применения боксерских «лап» должна учитывать период обучения и изменяться по мере приближения к соревнованиям. Все это, на наш взгляд, будет способствовать не только закреплению техники, но и увеличению её вариативности и лучшей приспособляемости к сопернику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно-
важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 22 - С. 3 -9.
2. Келлер, B.C. Исследование специальной подготовленности фехтовальщиков // Фехтование : сб.статей. - М., 1967. - С. 106-124.
3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта : учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования / Л.П. Матвеев ; Рос. гос. акад. физ. культуры. -М. : [б.и.], 1997. - 346 с.
4. Макаров, В. А. Ролевые номинации в педагогическом контроле как щадящее средство повышения уровня спортивного мастерства боксера / В. А. Макаров, И.Г. Ма-лазонян // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 6 (52). - С.35-38.
5. Ратов, И.П. Исследование спортивных движений и возможностей управления изменениями их характеристик с использованием технических средств : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Ратов И.П. - М., 1972. - 46 с.
6. Таймазов, В. А. Индивидуальная подготовка боксеров в спорте высших достижений : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Таймазов В.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 48 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.172
ТРЕНИНГ ПУЛЕВОЙ СТРЕЛЬБЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
СИТУАТИВНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Валерий Дмитриевич Паначев, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры,
Сергей Львович Панченко, старший преподаватель,
Рафиля Файзрахмановна Кусякова, доцент,
Пермский государственный технический университет (ПГТУ)
Аннотация
Анализируется процесс формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов с помощью тренинга пулевой стрельбы. В работе рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов высших учебных заведений в процессе занятий пулевой стрельбой. Полученные результаты позволяют говорить о педагогической технологии, способной эффективным образом воздействовать на ситуативную стрессоустойчивость студентов с помощью тренинга пулевой стрельбы 19-20-летнего возраста при обучении и совершенствовании навыкам и умениям в пулевой стрельбе. В работе исследованы адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору. Экспериментально доказана связь психического здоровья со спортивным успехом и способности к саморегуляции антистрессового состояния.
Ключевые слова: спортсмены-стрелки, нервно-психическое здоровье, дезадаптация, личность, саморегуляция, ситуативная стрессоустойчивость, студенты, тренинг пулевой стрельбы.
TRAINING OF THE BULLET SHOOTING AS MEANS OF THE FORMATION OF SITUATIONAL RESISTANCE TO STRESS AMONG THE HIGHER SCHOOL
STUDENTS
Valery Dmitriyevich Panachev, the doctor of sociological sciences, senior lecturer, Physical culture department chairman,
Sergey Livovich Panchenko, the senior teacher,
Rafilya Fayzrahmanovna Kusyakova, the senior lecturer,
The Perm State Technical University
Annotation
The process of the formation of student’s situation stress stability is analyzed by means of training the bullet shooting. Problem of the formation of higher educational institutions student’s profes-