Научная статья на тему 'Учет индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности'

Учет индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРЕЛКИ / ГОНЩИКИ / МНОГОБОРЦЫ / СООТНОШЕНИЕ И ЧЕРЕДОВАНИЕ / ВИДЫ ПОДГОТОВКИ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ / SPORTSMEN'S TYPES IDENTIFICATION / INDIVIDUAL PREDISPOSITION / EXPERIMENTAL PROGRAMS / ARROWS / RACERS / ALL-ROUNDERS / CORRELATION AND ALTERNATION / KINDS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фарбей Вадим Валерьевич

Обоснование методики подготовки квалифицированных зимних многоборцев с учетом типологизации и индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности положительно повлияет на динамику уровня их подготовленности. Это позволило повысить спортивно-технические результаты зимних многоборцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фарбей Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indication of individual predisposition of athletes for character of competitive activity

The substantiation of preparation methods for the qualified winter all-rounders with taking into account the types and individual predisposition of athletes for character of competitive activity will positively affect dynamics of level of their readiness. That has allowed to raise sports-technical results of winter all-rounders.

Текст научной работы на тему «Учет индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности»

области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, ответственность и т.д.

Таким образом, при использовании проектной технологии обучения существует возможность активизировать самостоятельную деятельность будущих работников физической культуры в поиске и формировании валелогических знаний и практических умений здоровьесбережения и здоровьеформирования, в формировании ценностного отношения, как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих людей, в том числе своих будущих воспитанников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загрекова, Л. В. Теория и технология обучения : учеб. пособие / Л. В. Загре-кова, В. В. Николина. - М. : Высшая школа, 2004. - 157 с.

2. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2003. - 112 с.

Контактная информация: tretjakovnat@mail.ru

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ К ХАРАКТЕРУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вадим Валерьевич Фарбей, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

Обоснование методики подготовки квалифицированных зимних многоборцев с учетом типологизации и индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной деятельности положительно повлияет на динамику уровня их подготовленности. Это позволило повысить спортивно-технические результаты зимних многоборцев.

Ключевые слова: индивидуальная предрасположенность, экспериментальные программы, стрелки, гонщики, многоборцы, соотношение и чередование, виды подготовки, типологиза-ция спортсменов.

INDICATION OF INDIVIDUAL PREDISPOSITION OF ATHLETES FOR CHARACTER OF COMPETITIVE ACTIVITY

Vadim Valerevich Farbej, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The substantiation of preparation methods for the qualified winter all-rounders with taking into account the types and individual predisposition of athletes for character of competitive activity will positively affect dynamics of level of their readiness. That has allowed to raise sports-technical results of winter all-rounders.

Keywords: individual predisposition, experimental programs, arrows, racers, all-rounders, correlation and alternation, kinds of training, sportsmen’s types identification.

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью эксперимента было обосновать методику подготовки квалифицированных зимних многоборцев (на примере биатлона) с учетом типологизации спортсменов в основных дисциплинах соревновательной деятельности.

Мы предполагали, что формирование экспериментальных групп с учетом индивидуальной предрасположенности спортсменов к характеру соревновательной дея-

тельности и создание для данных групп спортсменов соответствующих экспериментальных программ положительно повлияют на динамику уровня их подготовленности и позволит повысить спортивно-технический результат.

При этом мы полагали, что увеличение доли нагрузок в экспериментальных группах на отстающие дисциплины в подготовительном периоде и увеличение объемов упражнений соревновательного характера в ведущих дисциплинах в этапах соревновательного периода, будет способствовать повышению уровня подготовленности в группах, как в ведущих, так и отстающих дисциплинах.

Педагогический эксперимент стал ведущим методом исследования, в котором приняли участие 33 спортсмена ШВСМ, ФСО Профсоюзов «Россия», молодежной сборной команды России по биатлону в период с 2004 по 2006 г.

В ходе исследования были отобраны три экспериментальные группы квалифицированных биатлонистов (МС) 20-25 лет по 11 человек в каждой с учетом индивидуальной предрасположенности к определенному виду соревновательной деятельности. В группу А («стрелки») вошли спортсмены имеющие лучшие показатели в стрельбе биатлона. В группу Б («гонщики») вошли спортсмены имеющие высокие показатели в лыжной гонке и низкие показатели стрельбы биатлона. Группа В («многоборная») бала сформирована из биатлонистов имеющих средние показатели в гонке и стрельбе для данной квалификации.

Для увеличения уровня показателей ведущих дисциплин и подтягивания отстающих нами была предложена экспериментальная программа, которая предполагала соответствующее соотношение видов специальной подготовки

1) в переходном и подготовительном периодах планирование учебнотренировочного процесса было сформировано в сторону повышения внимания отстающим дисциплинам, увеличивая их долю. Так в группе А в переходном периоде доля гоночной подготовки составляла до 40%, в группе Б объем стрелковой подготовки был увеличен до 80%. В подготовительном периоде в группе А объем гоночной подготовки доходил до 60%, в группе Б объем стрелковой подготовки составил 50%. В группе В - в переходном периоде соотношение составило соответственно: 10% - комплексной, 30%- гоночной, 60% - стрелковой. В подготовительном периоде - на этапе обшей подготовки 20-40-40%, - на I этапе специальной подготовки 30-40-30%, на II этапе специальной подготовки 40-40-20%,соответственно;

2) планирование объема нагрузки в основных средствах подготовки нами было существенно изменено на этапе подготовки на снегу. Так процентное соотношение изменилось в пользу гоночной подготовки и составило: в группе А - 10- 90-0%; в группе Б - 0-80-20%; в группе В - 10-80-10% - (комплексная, гоночная и стрелковая;

3) в соответствии с гипотезой настоящего эксперимента в соревновательном периоде мы больше внимания уделяли ведущим качествам биатлонистов. В группе А использовалось до 30 % средств стрелковой подготовки, в группе Б до 50% гоночной подготовки. У спортсменов группы В соотношение средств комплексной, гоночной и стрелковой подготовки составило: на этапе предварительных соревнований - 60-3020%; на первом этапе основных соревнований 70-20-10%, на втором этапе основных соревнований - 80-10-10%, на третьем этапе основных соревнований - 40-20-40 % соответственно. Примерная схема соревновательных микроциклов представлена в таблице 1, при этом аналогичный эксперимент был проведен в группах спортсменов лыжного двоеборья и зимнего полиатлона. Однако результаты исследования представлены на примере квалифицированных биатлонистов.

В стрелковой подготовке групп А; Б и В были использованы средства ТСО и РСК при этом в недельном МЦ проводилась одноразовая стрелковая подготовка в условиях тира, направленная на совершенствование техники стрельбы в спокойном состоянии и после нагрузки в стандартных условиях пятиминутной работы на велоэргометре, тредбане, ИГСТ и др., а также коррекция ошибок, допущенных на огневых рубежах в условиях контрольных тренировок и соревнований.

Таблица 1

Схема построения соревновательных микроциклов подготовки спортсменов __________экспериментальных групп (соревновательный период)_______________

Группы Дни МЦ

1 2 3 4 5 6 7

БИАТЛОНИСТЫ

«Стрелки» гр. «А» К Г К О Г К О

К-Г-С - 50-20-30% К С С О К С О

«Гонщики» гр. «Б» К К К О К К О

к-г-с - 50-40-10% Г Г С О Г Г О

«Многоборная» гр. «В» К Г К О Г К О

К-Г-С - 70-20-10% К К С О К К О

ЛЫЖНИКИ-ДВОЕБОРЦЫ

«Гонщики» Г П П О Г Г О

Г-П - 70-30% Г Г Г О П Г О

«Прыгуны» П П Г О Г П О

Г-П - 30-70% П Г П О П П О

«Многоборная» Г П П О П Г О

Г-П - 50-50% П Г Г О Г П О

ПОЛИАТЛОНИСТЫ

«Гонщики» Сг Г Г О Сг С О

Г-Сг-С - 50-30-20% Г С Сг О Г Г О

«Стрелки» С Г С О С Г О

Г-Сг-С - 30-20-50% Сг С Сг О Г С О

«Гимнасты» Сг С Сг О Сг Сг О

Г-Сг-С - 30-50-20% Г Сг Г О Г С О

«Многоборная» С Сг С О Г С О

Г-Сг-С - 40-30-30% Сг Г Сг О Г Г О

Примечание: К- комплексная; Г- гоночная; С - стрелковая; П- прыжковая; Сг - силовая гимнастика; О- активный отдых.

В процессе контроля за динамикой специальной подготовленности для всех испытуемых выдерживалась общая тестовая программа, включавшая в себя тестирование в условиях тира и стрельбища, при помощи технических средств, психологические тесты, проводимые на учебно-тренировочных сборах и непосредственно перед стартами, тестирование в условиях соревновательной борьбы.

На основе исследований ряда авторов [1-8] и с учетом собственного опыта работы, нами было разработано экспериментальное построение учебно-тренировочного процесса на этапах и периодах годичного цикла подготовки с учетом календаря соревнований.

В процессе проведения исследований на начальном этапе тестирования, показатели соревновательной деятельности спортсменов групп А; Б и В имели по ряду показателей достоверные различия. Так установлено, что уровень результатов характеризующих стрелковую и гоночную подготовленность между спортсменами групп Аи Б выявлены достоверные различия (см. табл. 2).

Достоверны различия по показателям стрельбы и лыжной гонки установлены и между спортсменами групп Б и В. наряду с этим между динамикой показателей соревновательной деятельности в группах А и В, выявлены разнонаправленные изменения.

Анализ показателей, полученных в процессе экспериментальных исследований, свидетельствовал о положительных сдвигах в уровне подготовленности биатлонистов всех групп, однако при этом установлено, что более значительные изменения отмечены у спортсменов группы А (см. табл. 2).

Результаты учебно-тренировочного процесса и участия в соревнованиях позволили выявить положительные сдвиги в педагогических и медико-биологических показателях характеризующих различные стороны физической, технической и функцио-

нальной подготовленности во всех трех группах спортсменов. Причем, достоверно более высокие показатели отмечены у биатлонистов группы А по большинству результатов гонки. Наряду с этим в процессе эксперимента установлено, что у спортсменов группы Б, более существенные сдвиги выявлены по результатам стрельбы.

Таблица 2

Динамика показателей соревновательной деятельности биатлонистов (МС) с учетом индивидуальной предрасположенности к определенному виду _________соревновательной деятельности до и после эксперимента________

№ Показатели Группы начало эксперимента М^Ш % конец эксперимента М2±ш % Р

1 Стрельба на 4-х огневых рубежах, гонка 20 км (попадания) А 18,6±0,7 93,0 19,2±0,3 96,0 >0,05

Б 10,1±0,9 50,5 14,6±0,7 73,0 <0,05

В 15,3±0,7 76,5 16,1±0,6 80,5 >0,05

2 Стрельба на 2-х огневых рубежах, спринт 10 км (попадания) А 8,7±0,5 87,0 9,1±0,4 91,0 >0,05

Б 5,3±0,5 53,0 6,8±0,5 68,0 <0,05

В 7,4±0,6 74,0 7,9±0,6 79,0 <0,05

3 Стрельба на 4-х огневых рубежах, гонка преследования 12,5 км (попадания) А 17,3±0,5 86,5 18,5±0,6 92,5 <0,05

Б 9,5±0,8 47,5 12,7±0,8 63,5 <0,05

В 13,7±0,9 68,5 14,2±0,9 71,0 >0,05

4 Стрельба на 4-х огневых рубежах, масстарт 15 км (попадания) А 17,9±0,5 89,5 18,9±0,6 94,5 <0,05

Б 9,9±0,9 49,5 13,5±0,7 67,5 <0,05

В 14,6±0,7 73,0 15,6±0,6 78,5 <0,05

5 Стрельба на 2-х огневых рубежах, эстафета 7,5 км (попадания) А 9,1±0,5 91,0 9,7±0,2 97,0 <0,05

Б 6,8±0,9 68,0 8,1±0,4 81,0 <0,05

В 8,1±0,6 81,0 8,6±0,3 86,0 <0,05

Показатели гонки М!±Ш М1-М2 М2±ш % Р

6 Гонка 20 км (мин, с) А 67,34±0,5 8,42 58,52±0,6 13,1 <0,05

Б 54,57±0,4 1,10 53,47±0,8 2 >0,05

В 62,46±0,5 6,23 56,23±0,7 9,8 <0,05

7 Спринт 10 км (мин, с) А 36,15±2,2 2,49 33,26±0,9 7,8 <0,05

Б 28,32±1,3 2,35 25,57±1,1 9,7 <0,05

В 33,51±0,4 4,09 29,42±0,8 12,2 <0,05

8 Гонка преследования 12,5 км (мин, с) А 43,21±1,2 2,05 41,16±1,1 4,7 >0,05

Б 37,54±0,7 1,15 36,29±0,7 3,3 >0,05

В 41,26±0,8 1,52 39,34±0,6 4,6 >0,05

9 Масстарт 15 км (мин, с) А 52,12±2,4 5,39 46,31±1,2 11,1 <0,05

Б 41,43±1,4 1,17 40,26±1,1 2,8 >0,05

В 46,36±0,5 2,32 44,02±0,7 5,0 >0,05

10 Эстафета 7,5 км (мин, с) А 24,52±2,3 2,45 22,07±1,5 10,0 <0,05

Б 20,28±0,5 0,32 19,56±0,7 3,5 >0,05

В 22,07±1,3 0,38 21,25±1,2 3,7 >0,05

В качестве интегральных показателей, позволяющих судить об эффективности методики тренировки в эксперименте, были использованы результаты, показанные биатлонистами в индивидуальной гонке на 20 км со стрельбой на 4-х огневых рубежах, которые были улучшены у спортсменов группы А на 8 мин 42 с (Р < 0,01), в группе Б на 1 мин 10 с (Р > 0,05), в группе В на 6 мин 23 с(Р < 0,05), в спринтерской гонке на 10 км со стрельбой на 2-х огневых рубежах улучшение в группе А составило 2 мин 49 с, в группе Б 2 мин 35 с, в группе В 4 мин 9 с (Р < 0,05). В тоже время установлено, что в гонке преследования во всех группах произошло улучшение показателей гоночной подготовленности но при недостоверных сдвигах (Р > 0,05), а результаты гонки в масстарте и эстафете достоверно изменились только у биатлонистов группы А (Р < 0,05).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе дальнейших экспериментальных исследований выявлено, что в

группе Б увеличились показатели точности стрельбы во всех видах соревнований (Р < 0,05). Достоверный прирост показателей эффективности стрельбы был отмечен в мас-старте и эстафете во всех группах, а в спринте достоверные изменения отмечены только в группе В. В гонке преследования положительная динамика выявлена в группе А (Р < 0,05), во всех остальных группах отмечены недостоверные улучшения результатов стрельбы (Р > 0,05) (см. табл. 2).

Показатель точности стрельбы в индивидуальной гонке на 20 км с четырьмя огневыми рубежами в группе А составил 19,2 из 20 (Р > 0,05) в группе Б 14,6 из 20 (Р <

0,01). При этом количество попаданий в группе А увеличилось на 3%, в группе В на 4% (Р > 0,05), а в группе Б на 22,5% (Р < 0,01), в гонке преследования: соответственно в группе А - 6%; Б- 6% (Р < 0,05); В- 2,5% (Р > 0,05), в масстарте в группе А изменения оставили - 5,5%; Б - 18%; В - 5% (Р < 0,05).

Необходимо отметить, что в спринте, спортсмены группы А улучшили показатели точности стрельбы на двух огневых рубежах на 4% (Р > 0,05), спортсмены группы Б на 15% и группы В на 5% (Р < 0,05), в эстафете выявлена следующая динамика результатов в группе А прирост составил 6%; Б - 13%; В - 5% (Р < 0,05).

Анализ результатов гонки и стрельбы непосредственно в соревнованиях позволил констатировать, что навыки, приобретенные в подготовительном и переходном периодах, имели устойчивый характер и способствовали положительному переносу их на стрельбу после значительной физической нагрузки.

Результатами исследований установлено, что в конце эксперимента, и на отдельных его этапах, биатлонисты экспериментальных групп показали значительно лучшие результаты в гонке и стрельбе из обоих положений. Так, выявлено, что различия между группами А и Б в гонке и стрельбе сохранились, но при этом показатели спортивно-технических результатов были на более высоком уровне чем до начала эксперимента (Р < 0,05). Эффективность применяемой методики в группах А, Б и В подтверждается динамикой спортивно-технических результатов в процессе которых на основе полученных исследований спортсменами участвовавшими в эксперименте была укомплектована сборная команда Санкт-Петербурга по биатлону для участия в первенстве России и стартах «Олимпийские надежды».

В результате эксперимента установлено, что сравнительный анализ показателей, характеризующих гоночную подготовку, свидетельствует о том, что биатлонисты, имевшие изначально более высокие результаты (группа Б), к концу эксперимента смогли достоверно улучшить эти показатели в спринте (Р < 0,05). В остальных дисциплинах улучшение носило недостоверный характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексная оценка исходных показателей, характеризующих уровень специальной подготовленности биатлонистов, выполненная в начале эксперимента, планирование и применение разработанной нами методики подготовки с использованием равнозначных величин тренировочной нагрузки по ведущим показателям, дает основание утверждать, что положительные сдвиги, установленные в тестах к концу исследования, явились следствием использования в группах А, Б и В оптимального соотношения и чередования основных видов специальной подготовки с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

Впервые установлено, что методика подготовки высококвалифицированных зимних многоборцев (на примере биатлона) с учетом типологизации, к характеру соревновательной деятельности в основных дисциплинах вида спорта, дает существенный прирост в динамике уровня подготовленности спортсменов указанных групп и положительно влияет на спортивно-технический результат. При этом выявлено, что различные сочетания нагрузки на ведущие и отстающие дисциплины в основных периодах подготовки, способствовали улучшению показателей как в ведущих, так и в отстающих дисциплинах.

Динамика результатов в тестах характеризующих уровень комплексной, гоночной и стрелковой подготовленности спортсменов позволила установить положительные изменения временных показателей, что во многом было обусловлено характером и содержанием тренировочного процесса.

Существенные изменения в стрелковой подготовленности, по нашему мнению, явились следствием большего включения тренировочных занятий по специальной стрелковой подготовке в тире с использованием ТСО и РСК.

Анализ результатов позволил выявить, что в конце эксперимента, как и на отдельных его этапах, биатлонисты групп А, Б и В достоверно улучшили спортивнотехнические результаты в гонке и стрельбе из обоих положений, используя индивидуальный подход в соотношении и чередовании тренировочных средств включая в процесс подготовки ТСО и РСК. Установлено, что включение ТСО и РСК на различных этапах подготовки существенно повышает уровень специальной стрелковой подготовленности и динамику спортивно-технических результатов биатлонистов.

Одним из результатов внедрения проведенных экспериментальных исследований было комплектование сборной команды Санкт-Петербурга по биатлону для участия на первенстве России и празднике Севера в г. Мурманске, куда в числе основных участников вошло 15 спортсменов экспериментальных групп.

Данные исследований свидетельствуют о том, что спортсмены, имеющие предрасположенность к характеру соревновательной деятельности отдельной дисциплины многоборья стрелковую, гоночную или комплексную при построении тренировочного процесса с учетом индивидуальной типологизации к виду деятельности способны значительно улучшить показатели по всем видам специальной подготовленности.

Проведение дальнейших исследований в группах зимних многоборцев выявило, что лыжники двоеборцы и зимние полиатлонисты применявшие данную методику распределения, а также соотношения и чередования специальных средств подготовки по периодам и этапам годичного цикла, значительно улучшили показатели, как в отстающих, так и в ведущих дисциплинах зимнего многоборья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы тренировочного процесса на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям / Е.А. Грозин, В.М. Фролов, А.И. Шульгин, Л.Т. Дошка-рев, С.М. Сусликов // Научное обоснование процесса подготовки в лыжном спорте : (сборник научных трудов) / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1980. - С. 5-10.

2. Кинль, В. А. Биатлон / В.А. Кинль. - Киев : Здоров'я, 1987. - 128 с.

3. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М. : Физ-

культура и спорт, 1977. - 279 с.

4. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.

5. Скорохватова, Г.В. Стрелковая подготовка биатлонисток 16-18 лет в сорев-

новательном периоде / Г.В. Скорохватова, В.В. Фарбей, А.Н. Куракин. - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена, 2000. - 127 с

6. Строфилов, В.В. Соотношение и чередование тренировочных нагрузок у лыжников-двоеборцев в этапе непосредственной подготовки к соревнованиям // Научное обоснование процесса подготовки в лыжном спорте : (сборник научных трудов) / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1980. - С. 43-47.

7. Теория и методика физической культуры : учебник/ под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 463 с.

8. Фарбей, В.В. Экспериментальное обоснование соотношения и чередования видов специальной подготовки высококвалифицированных лыжников-биатлонистов в круглогодичной тренировке : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Фарбей В.В. - Л., ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта 1980. - 24 с.

9. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 257 с.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

СОЧЕТАНИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ УЧЕБЫ И ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В УЧИЛИЩАХ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА И ВУЗАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Шайкат Закирович Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

(РГПУ им. А.И. Герцена),

Санкт-Петербург

Аннотация

Качественная учеба и занятия спортом высших достижений учащихся образовательных учреждений физической культуры возможны, если: увеличить срок обучения по образовательным программам; функционирует факультет индивидуального профессионального образования; готовить спортсмена-профессионала по специализации (профилю), либо по специальности (направлению подготовки) «Профессиональный спорт».

Ключевые слова: качество учебы, спорт высших достижений, физкультурное образование, сочетание учебы и спорта, училище олимпийского резерва, вуз физической культуры.

COMBINATION OF THE QUALITATIVE STUDY AND SPORTS OF HIGHER ACHIEVEMENTS DOING IN THE SCHOOLS OF OLYMPIC RESERVE AND PHYSICAL TRAINING UNIVERSITIES

Shajkat Zakirovich Hubbiyev, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia St.-Petersburg

Annotation

The qualitative study and doing sports of the higher achievements among pupils of physical culture educational institutions is possible, if: to increase training term under the educational programs; the faculty of individual vocational training functions; to prepare the sportsman-professional by specializations (profile), or by specialty (direction of preparation) «Professional sports».

Keywords: quality of study, sports of higher achievements, sports education, study and sports combination, school of an Olympic reserve, physical education university.

Проблема разумного сочетания качественной учебы и занятий спортом высших достижений (СВД) привлекала внимание многих ученых и практиков сферы физической культуры и спорта. Однако работ, посвященных разработке данной проблемы, все же недостаточно [1, 2, 3].

Как пишет Г.Г. Мельчакова [2], актуальность этой проблемы обусловлена тем, что время обучения в вузе физической культуры (ФК) совпадает с периодом наивысшего расцвета физического и творческого развития студенческой молодежи (17-25 лет), связанного с накоплением потенциала для достижения ими уровней мастера спорта (МС), мастера спорта международного класса (МСМК); достичь таких уровней студент должен заниматься спортом до 8 часов в сутки, 6-7 дней в неделю и до 300320 дней в году.

Все это весьма усложняет возможность хорошо учиться и заниматься большим спортом. Занятия в сфере спорта высших достижений могут быть связаны с двухтрехразовыми ежедневными тренировками.

Возможно, ли при этом достаточно регулярно быть на занятиях и демонстрировать высокую успеваемость в учебе? Опыт показывает, что это сложно осуществить. Например, после утренней тренировки студенту в состоянии достаточного утомления трудно включиться в учебный процесс и качественно работать с целью освоения учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.