Научная статья на тему 'Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности'

Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
471
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТИРОВАННОСТИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ADAPTATION / STRUCTURE OF CORRELATIONS / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CRITERIA OF ADAPTABILITY / SPORT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Максим Александрович

В статье представлено исследование взаимосвязей показателей объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности. Выделены базовые критерии адаптированности спортсменов к соревнованиям, определены их центральные элементы, выступающие в роли системообразующих компонентов адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies correlations of objective and subjective criteria of athletes' adaptability to competitive activities. There have been indicated basic criteria of athletes` adaptability to competitions and defined their central elements, acting as backbone components of adaptation.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности»

вносит усиление убежденности в негативных следствиях курения, которая до предъявления социальной рекламы у женщин была достоверно выше, чем у мужчин.

(В рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы. Мероприятие 1.2.2.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Батра, Р. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Д. Д. Майерс, Д. А. Аакер. - М.,

СПб., Киев : Издательский дом «Вильямс», 1999. - 784 с.

2. Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 280 с.

3. Дэвис, Д. Д. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика / Д. Д. Дэвис. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2003. - 864 с.

4. Мельникова, О.Т. Фокус-группы : методы, методология, модерирование / О.Т. Мельникова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 320 с.

5. Николайшвили, Г.Г. Социальная реклама : теория и практика / Г.Г. Николай-швили. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 191 с.

6. Росситер, Дж. Реклама и продвижение товаров / Дж. Росситер, Л. Перси. -СПб. : “Издательство “Питер”, 2000. - 656 с.

7. Durgee, J.F. Point of view: Using creative writing techniques in focus groups //

Journal of Advertising Research. - 1986/1987. - Vol. 26, Issue 6. - Р. 57-65.

8. Haley, R.I. The ARF copy research validity project / R.I. Haley, A.L. Baldinger //

Journal of Advertising Research. - 2000. - Vol. 40, Issue 6. - P. 114-135.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9:796.01

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ

АДАПТИРОВАННОСТИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный горный университет (СПГГУ)

Аннотация

В статье представлено исследование взаимосвязей показателей объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к соревновательной деятельности. Выделены базовые критерии адаптированности спортсменов к соревнованиям, определены их центральные элементы, выступающие в роли системообразующих компонентов адаптации.

Ключевые слова: адаптация, структура взаимосвязей, объективные и субъективные критерии адаптированности, спортивная деятельность.

СОККЕЬАТЮК OF OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CRITERIA OF ATHLETES’ ADAPTATION TO COMPETITIVE ACTIVITY

Maxim Aleksandrovich Kuzmin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, The St-Petersburg State Mining University

Annotation

The article studies correlations of objective and subjective criteria of athletes’ adaptability to competitive activities. There have been indicated basic criteria of athletes' adaptability to competitions and defined their central elements, acting as backbone components of adaptation.

Keywords: adaptation, structure of correlations, objective and subjective criteria of adaptability, sport activities.

Изучение адаптации к спортивной деятельности возможно посредством исследования: приспособительных реакций спортсмена, адаптивно важных качеств личности и уровня адаптированности. Изучение приспособительных реакций - чрезвычайно трудоемкий процесс, так как он требует непосредственного вмешательства в спортивную деятельность, что практически невозможно. Изучение адаптивности и адаптированности и более информативно (так как дает более устойчивые тенденции) и процедурно легче. Однако, несмотря на значительное количество работ, посвященных адаптации спортсменов к соревновательной деятельности, на данный момент не выработаны единые критерии адаптированности, не установлен характер их взаимосвязей. В то же время, решение этой научной задачи представляется весьма важным с точки зрения совершенствования психологической подготовки спортсменов для повышения эффективности их деятельности.

В современной науке существуют некоторые разногласия в вопросе о том, по каким критериям можно диагностировать уровень адаптированности личности. Проведенный А.Н. Николаевым [6] анализ различных точек зрения показывают, что степень адаптированности человека к той или иной ситуации определяют две группы критериев: объективные (характеристики деятельности, ее успешности) и субъективные (эмоциональные состояния, удовлетворенность человека). Такого подхода на данный момент придерживается большинство авторов.

По результатам проведенного теоретического анализа [1-9] был выделен комплекс базовых критериев адаптированности спортсменов к соревнованиям. К субъективным критериям были отнесены: оценки условий соревновательной деятельности спортсменами, предстартовые состояния, прогноз успешности предстоящего выступления. В качестве объективных критериев были выбраны: успешность моделируемой (умственной) деятельности - информационного поиска, обусловленного комплексным проявлением всех психических процессов, а также экспертная оценка поведения спортсменов на состязании.

Участниками эмпирического исследования критериев адаптированности стали 563 спортсмена, специализирующихся в различных видах спорта (циклические п=138, игровые п=142, единоборства п=139, художественные п=144) в возрасте от 15 до 21 года. Для диагностики субъективных критериев адаптированности были применены специально разработанные анкеты. Предстартовые состояния диагностировались с помощью методики САНТУВ Николаева А.Н. Диагностика успешности умственной деятельности осуществлялась с помощью методики Горбунова Г. Д. Экспертные оценки были получены с использованием разработанной карты критериев поведения спортсмена. В качестве экспертов выступали тренеры высокой квалификации.

Для выявления характера взаимосвязей показателей субъективных и объективных критериев адаптированности спортсменов была проведена процедура корреляционного анализа данных показателей как на общей выборке, так и внутри каждой группы спортсменов, занимающихся различными видами спорта - циклическими, игровыми, художественными, единоборствами.

Последующий анализ данных показал отсутствие различий в структуре этих показателей, обусловленных спортивной специализацией. Поэтому структура взаимосвязей объективных и субъективных критериев адаптированности, полученная на общей выборке спортсменов, является устойчивой и не зависит от вида спорта. Кроме того, выявленные взаимосвязи, полученные на большой выборке, являются более достоверными, репрезентативными, более близки к закономерностям, присущим генеральной совокупности.

Результаты корреляционного анализа субъективных и объективных показателей адаптации показывают их множественные тесные взаимосвязи (рис.).

6 7

\ 0,38 \ 0,65

19 17 16

0,49 0,52

Условные обозначения: 6 - легкость условий; 7 - безопасность условий; 8 - оценка влияния непрогнозируемых факторов на результат соревнования; 12 - прогноз спортсменами своего выступления; 13 - самочувствие; 14 - активность; 15 - настроение; 16 - напряженность; 18 - уверенность; 17 - тревожность; 19 - возбуждение; 20 - результат умственной деятельности, 21 - экспертная оценка адаптивности поведения на соревновании.

Примечание: показатели времени результата умственной деятельности переведены в уров-невые значения.

Рис. Корреляционная плеяда показателей субъективных и объективных критериев адаптации спортсменов (п = 563; при р < 0,01 г = 0,10; при р < 0,001 г = 0,14).

Центральными элементами корреляционной плеяды, выступающими в роли системообразующих компонентов адаптации, выступают прогноз спортсменами результата соревнования, а также показатели психических состояний - самочувствия, настроения, тревожности и уверенности. Иными словами, спортсмены, оценивающие предстоящее выступление на соревновании как высокое достижение, позитивно оценивают свое психосоматическое состояние перед соревнованием, уверены в себе, испытывают положительные эмоции, активны. Они более позитивно воспринимают условия предстоящего состязания, склонны оценивать их как более легкие и безопасные.

Напротив, тревожность отрицательно связана с уверенностью, и положительно - с напряжением, низкой адаптацией к условиям состязания (переоценкой возможного влияния на процесс и результат соревнований непрогнозируемых случайных факторов и опасности условий), оценки легкости и безопасности условий, в свою очередь, приводят к адаптивному поведению на состязании. Уверенность в себе и позитивный психоэмоциональный настрой, позитивное восприятие условий соревнования связано с быстротой и продуктивностью информационного поиска, адаптивностью поведения на состязании. Это свидетельствует о связи психических состояний, субъективных оценок условий соревнования как легких и безопасных и установки на успех с объективными критериями адаптации, также связанными между собой.

Таким образом, субъективные критерии адаптированности опосредуют объектив-

ные. Это свидетельствует о том, что субъективные критерии, более доступные для экспресс-диагностики в соревновательных условиях, могут выступать в роли прогностических признаков объективной адаптированности спортсменов к предстоящим состязаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Волков, И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям : метод. рекомендации / И.П. Волков ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1988. - 23 с.

3. Вяткин, Б. А. Опыт психологической подготовки лыжников-гонщиков : учебное пособие / Б.А. Вяткин, Б.С. Валуев, А.Е. Кондаков ; Пермский гос. пед. ин.-т. -Пермь : Изд-во Пермский гос. пед. ин.-т., 1966. - 97 с.

4. Зайцев, П.В. Исследование детерминант состояния психической готовности лыжников-гонщиков // Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов / Ленингр. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - Л., 1989. - С. 61-68.

5. Захаров, А.Д. Формирование состояния психической готовности лыжников-гонщиков : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Захаров А.Д. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1970. - 18 с.

6. Николаев, А.Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности (на примере адаптации к условиям «чужого поля») : дис. ... канд. психол. наук / Николаев А.Н. - Л., 1984. - 226 с.

7. Николаев, А.Н. Волевые качества как фактор успешности адаптации спортсменов к условиям соревнований // Психологические основы обучения и воспитания : материалы 26-й науч. конф. / под ред. А.Н. Николаева. - СПб., 2000. - С. 127-128.

8. Олюнин, А.П. Особенности предсоревновательной психологической подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов : дис. ... канд. пед. наук / Олюнин А.П. -СПб., 2000. - 173 с.

9. Рябухов, Л.И. Формирование и регуляция предстартовых состояний спортсменов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Рябухов Л.И. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 1993. - 13 с.

Контактная информация: [email protected] УДК 37.012

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У КУРСАНТОВ В ВОЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Владимир Александрович Кучер, кандидат педагогических наук, Северо-Кавказский военный институт внутренних войск МВД России (СКВИ ВВ МВД России),

Владикавказ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной толерантности у курсантов, в образовательной среде соответствующей профессиональной подготовки. Подходя к данной проблеме в более широком обще социальном плане можно сказать, что ее решение выступает конструктивным фактором и необходимым условием не только повышения эффективности функционирования системы высшего образования, обеспечивающей подготовку офицерских кадров соответствующего профиля, но и успешного осуществления всей намеченной модернизации внутренних войск МВД РФ.

Ключевые слова: коммуникативная толерантность, социальная проба, герменевтика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.