9. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы I Н.А. Фомин. - М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. - 3S3 с.
REFERENCES
1. Ivanitsky, A. M. (2005), “ Consciousness and the brain “, In the world of science, Vol. 2, No. 11, pp. 3-11.
2. Sudakov, K.V. (2010), “System mechanisms of mental activity”, Neurology and psychiatry them. S.S. Korsakova, Vol.110, No. 2, pp. 4-14.
3. Yumatov, E.A. (2010) “The Objective registration of subjective emotional and the mental States of the brain”, Consciousness and physical reality, Vol № 10, pp.10-20.
4. Kulinskiy, V.I. and Olkhovsky I.A (1992),”Two adaptation strategies in adverse conditions - resistant and tolerant. Role of hormones and receptors”, Successes of modern biology, Vol.112, No. 5-6, pp. 697-714.
5. Kazin, Э.М. and Varih L.A. (2005), “Peculiarities of psycho-physiological adaptation of the students of the faculty of physical culture, specializing in various kinds of sport, to the conditions of study at the University”, Human Physiology, Vol.31, No. 1, pp. 77-S1.
6. Bayguzhin, P.A. and Maltsev V.P. (2012), Features neuroautonomic regulation of a heart rhythm for students with different levels of verbal creativity [Electronic resource] II Modern problems of science and education, No. 2, available at: http : IIwww.science-education.ruI (accessed 20 June 2013)
7. Bayguzhina, O.V. (200S), Features of adaptive reactions of the autonomic nervous system and neuron-dynamics processes of the body of students 19-20 years depending on the type of mental load, dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.
S. Maltsev, V.P. and Shibkova, D.Z. (2010), “Adaptation abilities of students of humanitarian profile training with different levels of severity of creativity”, Physiological mechanisms of human adaptation, materials of International scientific-practical conference, Tyumen, Vol 10 pp. 344-347.
9. Fomin, N.A. (2003), Adaptation: common biological and psychophysiological bases, Theory and practice of physical culture, Moscow.
Контактная информация: kolomiec_o@mail.ru
Статья поступила в редакцию 27.06.2013.
УДК 159.9:796.01
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
Интенсивная разработка теории адаптации, особенно стремительно развернувшаяся во второй половине 20-го века, привлекла к ней внимание со стороны представителей многих отраслей науки, в том числе и специалистов, работающих в сфере научных знаний о физической культуре и спорте. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности. Выявлена специфика спортивной деятельности; трудность выделения общих тенденций адаптации спортсменов к условиям соревнований; определены критерии адаптации и успешности выступлений спортсменов в видах спорта, где параметрические ее показатели нельзя применить; выявлены психические состояния, которые могут выступать критериями адаптированности. Показана актуальность сравнительного (по видам спорта) исследования личностной обусловленности адаптированности спортсменов.
Ключевые слова: адаптация, объективные и субъективные критерии адаптированности, спортивная деятельность, успешность деятельности, негативные переживания, удовлетворенность
спортивной деятельностью.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p72-79 METHODOLOGICAL PROBLEMS OF ADAPTATION OF ATHLETES TO CONDITIONS OF THE COMPETITIVE ACTIVITY
Maksim Aleksandrovich Kuzmin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, National Mineral Resources University "Gorny", Saint Petersburg
Annotation
Intensive development of the theory of the adaptation, especially promptly developed in the second half of the 20th century, paid to it the attention from outside representatives of many branches of science, including the experts working in the sphere of scientific knowledge of physical culture and sport. The results of theoretical research of the problem of athletes’ adaptation to competitive activity are presented in the article. The specific character of sport activity has been revealed; the difficulty of the detection of the common tendencies of the adaptation of athletes towards the conditions of competitions; criteria of adaptation and success of athletes’ performance in sports where its parametrical indicators can't be applied have been defined; mental conditions which can act as criteria of adaptedness have been revealed. The urgency of the comparative (by sports kinds) study of the personal conditionality of the adaptability of athletes has been shown.
Keywords: adaptation, objective and subjective criteria of adaptedness, sports activity, success of activity, negative experiences, satisfaction with sport activity.
Интенсивная разработка теории адаптации, особенно стремительно развернувшаяся во второй половине 20-го века, привлекла к ней внимание со стороны представителей многих отраслей науки, в том числе и специалистов, работающих в сфере научных знаний о физической культуре и спорте [13].
Спортивная деятельность определяется как специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека [19]. Спортивная деятельность - это особый вид деятельности, обладающий специфическими чертами. Исследователи подчеркивают, что спорт является частным видом профессиональной деятельности, хотя и включает в себя характеристики как игровой, так и учебной деятельности [11, 12]. В конце 20-го века произошло преобразование спорта высших достижений из любительского занятия в спортивный труд, что поставило перед учеными и тренерами новые задачи в психологическом сопровождении роста профессионального спортивного мастерства на всех этапах их спортивного совершенствования [17]. Профессионализм и коммерциализация в спорте поставили спортсменов в условия жесткого прессинга подготовки и высоких требований к уровню их функциональной подготовленности [8].
Анализ работ различных авторов [4, 10, 12, 20, 22] показал, что специфическими чертами спортивной деятельности являются:
- выполняющий ее человек (спортсмен) выступает в роли и субъекта и объекта деятельности одновременно;
- основной частью деятельности является соревнование, что определяет ее состязательный характер и высокую конкуренцию, накладывающую свой отпечаток на межличностные отношения;
- четкость правил деятельности и наличие объективных критериев ее оценки;
- системная сложность, так как она требует единства психологической и технической организации;
- наличие крайне интенсивных и длительных физических и психических нагрузок, высокие требования к качествам осуществляющего ее человека;
- экстремальность (возможность травм различного рода) и стрессогенность;
- высокий динамизм (постоянное изменение условий деятельности, повышение
требований к возможностям спортсмена);
- неравномерность распределения нагрузок, ответственности периодов и требований к спортсмену во времени;
- направленность деятельности на максимальное самосовершенствование и самоутверждение позволяет рассматривать ее как вид профессиональной карьеры личности.
Спорт - это вид деятельности, адаптация к которой осуществляется постоянно в связи с постоянным изменением ее условий. Если в обычной профессиональной деятельности адаптация - это время от времени «активизирующийся» процесс, то в спортивной он осуществляется постоянно.
Исследований, посвященных изучению психологических аспектов адаптации спортсменов к спортивной деятельности, очень много - настолько, что существует проблема их обобщения и систематизации. Несмотря на это, более или менее общие тенденции выделить крайне трудно, поскольку специфика адаптации спортсмена очень сильно зависит от множества объективных составляющих - таких, как вид спорта, уровень спортивной квалификации, конкретные условия соревновательной деятельности. Влияние этих факторов на адаптированность спортсменов может быть обусловлено спецификой его собственных характеристик - как демографических (пол, возраст), так и психологических. В связи с этим, необходимо рассмотрение адаптации спортсменов, исходя из специфики вида спорта.
Изучение адаптации к спортивной деятельности возможно посредством исследования: приспособительных реакций спортсмена, адаптивно важных качеств личности и уровня адаптированности. Изучение приспособительных реакций - чрезвычайно трудоемкий процесс, так как он требует непосредственного вмешательства в спортивную деятельность, что практически невозможно. Изучение адаптивности и адаптированности процедурно практичнее и более информативно (так как показывает более устойчивые тенденции).
Существует два критерия адаптированности человека к деятельности: объективный (ее результативность, успешность) и субъективный (динамика эмоциональных состояний и удовлетворенность деятельностью).
Успешность деятельности - это субъективная оценка ее результативности [15, 18]. При этом оценка может даваться как самим профессионалом (в данном случае - спортсменом), так и его окружением (тренером, администрацией, близкими, болельщиками).
Как отмечает Д.В. Попов [18], оценивая успешность спортсмена, нужно всегда исходить из его возможностей (один и тот же результат может быть для одного успехом, а для другого - поражением). Оценка собственной успешности зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровню личной цели того, что ожидал или хотел достичь человек, выше или ниже его подготовленность [2].
Успех и неудача оказывают большое влияние на спортсмена, возможны изменения познавательных и регуляторных процессов, состояний, уровня притязаний, самооценки, мотивации, настойчивости, атрибуции действий и результатов [2]. Успешность спортивной деятельности чаще всего определяется по занятому месту, уровню спортивной квалификации и т.д. Мнение о том, что психические состояния, на фоне которых осуществляется деятельность, влияют на ее успешность и результативность, на данный момент считается более или менее общепризнанным [9, 14, 26]. Влияние состояния спортсмена на успешность его деятельности доказана неоднократно [3, 21].
Существует проблема, которая заключается в том, что разные авторы исследуют разный состав эмоциональных состояний спортсмена. Большинство из них изучают одно состояние, например, эмоциональное возбуждение, тревожность и т.п. Наиболее полный состав эмоциональных состояний, отражающих субъективный критерий адаптированно-сти спортсмена, был определен А.Н. Николаевым [16]. К их числу относятся: самочув-
ствие, активность, настроение, напряженность, тревожность, уверенность и уровень эмоционального возбуждения.
Как справедливо отмечает А.П. Олюнин [17] предсоревновательное состояние почти всегда отличается от обычного состояния и далеко не всегда бывает оптимальным. Существует три варианта взаимосвязи психических состояний и спортивного результата: отсутствие связи (нет влияния), позитивное влияние и негативное влияние.
По мнению ряда исследователей, эмоциональные состояния могут оказывать как стимулирующее, так и дезорганизующее влияние на деятельность [1, 27]. Первые принято называть стеническими, а вторые - астеническими переживаниями.
В ряде случаев можно говорить о линейной (положительной или отрицательной) связи эмоциональных состояний с успешностью деятельности. Однако существуют и нелинейные формы связи эмоциональных состояний и характеристик деятельности, согласно которым наиболее оптимальным является средний уровень тех или иных состояний. Для суждения о том, каким является конкретное предсоревновательное состояние спортсмена, необходим критерий оптимальности. Путь определения критерия оптимальности состояния - это установление зависимости между результатом, показанным спортсменом в соревновании, и предшествующим ему состоянием.
Изучение психических состояний спортсмена проводится с целью прогнозирования его соревновательной успешности [5]. Особенное внимание обращается на негативные переживания, так как они способны дезорганизвать деятельность, способствовать ее регрессии на простейшие уровни, с утерей наиболее сложных недавно приобретенных навыков, нарушению стереотипа, снижению психических процессов и функций [7, 25] установила решающее значение эмоционального компонента в неудачном выступлении в соревновании при преобладании у спортсмена отрицательных эмоций.
Если существует относительная ясность в вопросе о роли некоторых состояний (например, очевидно, что самочувствие, активность и настроение - чем выше - тем лучше), то решение проблемы выраженности состояний, не имеющих определенного знака (например, возбуждение, напряжение, тревожность) совсем не очевидно.
В изучении роли психических состояний в соревновательной успешности существует ряд проблем. Эмоциональные состояния спортсмена индивидуальны, как и их влияние на его деятельность [24]. У каждого спортсмена формируется свой набор состояний, обеспечивающий успешное выступление в соревнованиях, в связи с чем можно говорить о существовании «индивидуальных зон оптимального функционирования» [27]. Затем, «порог» перехода состояния из одного уровня в другой различен для лиц с разными индивидуально-типологическими [7] а, возможно, и характерологическими, особенностями. Кроме того, связь состояний и успешности деятельность может сильно зависеть от специфики вида спорта и условий соревновательной деятельности.
Удовлетворенность же спортивной деятельностью долгое время не изучалась вовсе. В последнее время появляются работы, в которых затрагивается этот феномен как сам по себе, так и в связи с успешностью спортивной деятельности [6, 23]. Появились данные, которые свидетельствуют о тесной связи успешности спортивной деятельности и удовлетворенности ею у спортсменов. Однако на данный момент неизвестен характер взаимосвязей различных психических состояний и удовлетворенности, как отношения к деятельности.
На данный момент объективный и субъективный критерии адаптированности к спортивной деятельности у представителей различных групп видов спорта не изучены. Наиболее часто встречается в работах различных авторов проблема диагностики и формирования готовности спортсменов к соревнованию, которое иногда рассматривается как показатель степени адаптированности личности спортсмена к условиям спортивной деятельности [17]. Однако готовность к соревнованию - это скорее фактор адаптированно-сти спортсмена к нему. Не определены мера выраженности и связи предстартовых состо-
яний (самочувствия, активности, настроения, напряженности, тревожности, уверенности, возбуждения), успешности соревновательной деятельности и удовлетворенности ею. Однако решение этой научной задачи представляется весьма важным с точки зрения совершенствования психологической подготовки этих спортсменов для повышения эффективности их деятельности. Можно утверждать, что оптимальность выраженности каждого из психических состояний в отношении различных видов спорта не определена.
Кроме того, поскольку психические состояния весьма индивидуальны и во многом зависят от свойств личности спортсменов, необходимо изучать особенности этой личностной обусловленности. Эта проблема особенно актуальна, учитывая специфику различных видов спорта. Необходимо исследование не только оптимальности предстартовых состояний у представителей различных видов спорта, но и различий их внутренней психологической обусловленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1987. - 262 с.
2. Батурин, Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности : учебное пособие / Н.А. Батурин ; Омский гос. ин-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1988. -50 с.
3. Волков, И.П. Влияние сеанса психорегуляции на психическое состояние спортсменов / И.П. Волков // Психологическое обеспечение спортивной деятельности : материалы ежегодной научной конференции ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1988. -С. 144-149.
4. Горская, Г.Б. Жизненный контекст деятельности высококвалифицированных спортсменов / Г. Б. Горская // Ананьевские чтения : тезисы научно-практической конференции. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. - С. 94-96.
5. Жаринова, Л.Е. Психолого-педагогическая характеристика готовности к спортивной деятельности : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Жаринова Л.Е. - Л., 1984. -17 с.
6. Жилин, С. В. Особенности Я-концепции личности спортсменов (на материале детско-юношеского спорта) : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Жилин С.В. - СПб., 2003. - 16 с.
7. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния) : учебное пособие / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1980. - 199 с.
8. Иорданская, Ф.А. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики / Ф. А.Иорданская, М. С. Юдинцева // Теория и практика физической культуры. -
1999. - № 1. - С. 15-24.
9. Киселев, Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте : международный сборник научных статей / сост. Ю. Л. Ханин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 99-107.
10. Крылов, А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / А. А. Крылов // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 14. - СПб. : [б. и.], 1998. - С. 46-49.
11. Кузьмин, М. А. Сравнение адаптированности спортсменов различных специализаций / М. А. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 94-97.
12. Лозовая, Г. В. Специфика спорта как вида деятельности / Г. В. Лозовая // Психологические основы педагогической деятельности : материалы межвузовской научной конференции. - СПб. : [б. и.], 2003. - С. 10-13.
13. Матвеев, Л.П. Категории «развитие», «адаптация» и «воспитание» в теории
физической культуры и спорта / Л. П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 12. - С. 2-11.
14. Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин. - Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1983. - 167 с.
15. Николаев, А.Н. Изучение способностей, мастерства и успешности деятельности тренера: методологический аспект / А. Н. Николаев // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения : материалы 3-й межвузовской научной конференции. -СПб. : [б. и.], 1999. - С. 50-56.
16. Николаев, А. Н. Методика изучения предстартовых состояний спортсменов / А.Н. Николаев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы межвузовской научной конференции. - СПб. : [б. и.], 2001. - С. 81-85.
17. Олюнин А.П. Особенности предсоревновательной психологической подготовки лыжников-гонщиков старших разрядов : дис. ... канд. пед. наук / Олюнин А.П. - СПб.,
2000. - 173 с.
18. Попов, Д. В. Взаимосвязь предстартовых состояний тренера и спортсмена (на материале единоборств) : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Попов Д.В. - СПб., 2002. -17 с.
19. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях : словарь-справочник / под ред. В. У. Агеевца. - СПб. : [б. и.], 1996. - 451 с.
20. Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта : лекция для слушателей факультета повышения квалификации / А. Ц. Пуни. - Л. : [б. и.], 1980. - 28 с.
21. Рябухов, Л.И. Формирование и регуляция предстартовых состояний спортсменов : автореф. ... дис. канд. психол. наук / Рябухов Л.И. ; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб.,
1993. - 13 с.
22. Серова, Л.К. Специфика психологии спорта : учебно-методическое пособие / Л.К. Серова. - СПб. : [б. и.], 2003. - 49 с.
23. Сибирев, В.В. Ценностные ориентации спортсменов и их роль в спортивной карьере / В.В. Сибирев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы межвузовской научной конференции. - СПб. : [б. и.], 2003. - С. 46-49.
24. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры : автореф. ... дис. д-ра психол. наук / Стамбулова Н.Б. - СПб., 1999. - 40 с.
25. Цынгалова, Г.Н. Покомпонентный анализ предстартового состояния участников спортивных игр / Г.Н. Цынгалова // Психологические аспекты познания, формирования и мобилизации функциональных резервов спортсмена : сборник научных трудов. -Л. : [б. и.], 1985. - С. 110-125.
26. Чирков, В.И. Диагностика качественного своеобразия и интенсивности функциональных психофизиологических состояний человека : автореф. . дис. канд. психол. наук / Чирков В. И. - Л., 1983. - 22 с.
27. Hanin, Y. L. Emotions and athletic performance: individual zones of optimal functioning model // European yearbook of sport psychology: a publication of FEPSAK, vol. 1. -Sankt Augustin: Academia-Verl., 1997. - P. 29-72.
REFERENCES
1. Abolin, L.M. (1987), Psychological mechanisms of emotional stability of the person, publishing house Kazan University, Kazan, Russia.
2. Baturin, NA. (1988), Success and failure psychology in sports activity, OGIFK, Omsk, Russian Federation.
3. Volkov, I.P. (1988), “The influence of a session of psychoregulation on a mental condition of athletes ", Psychological ensuring sports activity: GDOIFK annual scientific conference materials of P.F. Lesgafta, GDOIFK, Leningrad, USSR.
4. Gorskaya, G.B. (2000), “Vital context of activity of highly skilled sportsmen”, Ana-
nevskie chteniya: Theses of scientific and practical conference, SSU, publishing house SSU, St.-Petersburg, pp. 94-96.
5. Zharinova, L.E. (1984), Psychological and pedagogical characteristic of readiness for sports activity, dissertation, Leningrad, USSR.
6. Zhilin, S.V. (2003), Features of the I-concept of the sportsmen's identity (On a material of child youthful sports), dissertation, St.-Petersburg.
7. Ilin, E.P. (1980), Psychophysiology of physical training (activity and conditions), publishing house Prosveschenie, Mosow.
8. Iordanskaya, F.A. (1999), “Diagnostics and the differentiated correction of symptoms of desadaptation to loadings of modern sports and complex system of measures of their prevention”, Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, No. 1, pp. 15-24.
9. Kiselev, Yu.Ya. (1983), Assessment of emotional excitement in actual practice sports activity, Stress and alarm in sports: International collection of scientific articles, Fizkul-tura i sport, Moscow, pp. 99-107.
10. Krylov, A.A. (1998), “Some problems of sports' psychology in the modern world”, VestnikBaltiyskoy Pedagogicheskoy Akademii, No. 14, St.-Petersburg, pp. 46-49.
11. Kuzmin, M.A. (2011), “Comparison of adaptability of athletes with various specializations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 94-97.
12. Lozovaya, G.V. (2003), “ Specifics of sports as a kind of activity”, Psychological bases of pedagogical activity: Materials of interuniversity scientific conference, St.-Petersburg, pp. 10-13.
13. Matveev, L.P. (1999), “The categories "development", "adaptation" and "education" in physical culture and sport theory”, Teoriya I praktika fizicheskoy kultury, No. 12, pp. 2-11.
14. Nemchin, T.A. (1983), Condition of psychological tension, publishing house LSU, Leningrad, USSR.
15. Nikolaev, A.N. (1999), “Studying of abilities, skill and success of activity of the trainer: methodological aspect”, Psychological and pedagogical search: problems and achievements: Materials of the 3rd interuniversity scientific conference, St.-Petersburg, pp. 5056.
16. Nikolaev, A.N. (2001), “Technique of studying of sportsmen’s prestarting conditions”, Psychological bases of pedagogical activity: Materials of interuniversity scientific conference, St.-Petersburg, pp. 81-85.
17. Olyunin, A.P. (2000), Features of precompetitive psychological preparation of ski-ers-racers of the senior categories, dissertation, St.-Petersburg.
18. Popov, D.V. (2002), Interrelation of prestarting conditions of the trainer and the sportsman (on a material of single combats), dissertation, St.-Petersburg.
19. Ed. Ageevets, V.U. (1996), Sports psychology in terms, concepts, interdisciplinary communications: Dictionary reference, publishing house GAFK, St.-Petersburg.
20. Puni, A.Ts. (1980), Problem of the personality in sports psychology : lection, publishing house GDOIFK, Leningrad, USSR.
21. Ryabukhov, L.I. (1993), Formation and regulation of prestarting conditions of sportsmen, dissertation, St.-Petersburg.
22. Serova, L.K. (2003), Specifics of sports’ psychology, publishing house GAFK, dissertation, St.-Petersburg.
23. Sibirev, V.V. (2003), “Valuable orientations of sportsmen and their role in sports career”, Psychological bases of pedagogical activity: Materials of interuniversity scientific conference, Sr.-Petersburg, pp. 46-49.
24. Stambulova, N.B. (1999), Psychology of sports career, dissertation, St.-Petersburg..
25. Tsyngalova, G.N. (1985), “Component-wise analysis of a prestarting condition of participants of sports”, Psychological aspects of knowledge, formation and mobilization of functional reserves of the athlete: Collection of scientific works, Leningrad, pp. 110-125.
26. Chirkov, B.I. (1983), Diagnostics of a qualitative originality and intensity of functional psychophysiological conditions of the person, dissertation, Leningrad, USSR.
27. Hanin, Y. L. (1997), “Emotions and athletic performance: individual zones of optimal functioning model”, European yearbook of sport psychology, publication of FEPSAK, vol. 1, Saint Augustin, Academia-Verl., pp. 29-72.
Контактная информация: kuzmin-maxim@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 04.06.2013.
УДК 796.011.3 (075)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе, профессор кафедры ТМФВиАФК,
Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой ТМФВиАФК, заслуженный работник ФК РФ, Московский городской педагогический университет,
Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКиС МГПУ), г. Москва
Аннотация
Эффективность и продуктивность педагогического процесса в коррекционных учебных заведениях для слабовидящих детей, с нарушением зрения, слабослышащих и позднооглохших детей во многом определяется существованием научно обоснованной объективной системы педагогического контроля. В работе предлагается система педагогических тестов для оценки двигательной подготовленности и морфофункционального развития школьников указанных нозологических групп. Все тесты прошли проверку на информативность и надежность. Цель исследования: установить уровень физической подготовленности младших школьников в коррекционных учебных заведениях IV и V видов, сравнив исследуемые показатели с показателями здоровых школьников основной медицинской группы по возрастным категориям.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети младшего школьного возраста, коррекционные учебные заведения IV и V видов, нозологические группы, слабовидящие дети, с нарушением зрения, слабослышащие и позднооглохшие дети, педагогический контроль, двигательные тесты, двигательная подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p79-86
PEDAGOGICAL CONTROL OF PHYSICAL READINESS AND MORFO-FUNCTIONAL DEVELOPMENT OF VISUALLY IMPAIRED AND HARD OF HEARING JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Irina Valerevna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow City Teacher Training University (MGPU)
Annotation
The effectiveness and efficiency of the educational process in correctional institutions for the visually impaired, with visibility deterioration, hard of hearing and late deafen children are largely determined by the existence of objective science-based system of teacher control. This article proposes the system of pedagogical tests to assess the motor fitness and morpho-functional development of the pupils of these nosological groups. All tests have been tested for reliability and informativeness. Objective: to establish the level of physical fitness of primary school children in correctional institutions of the IV and V types, comparing the studied parameters with indicators of healthy schoolchildren of the basic medical group by the age criteria.