Научная статья на тему 'Культура толерантности в профессиональной подготовке военнослужащих внутренних войск МВД России'

Культура толерантности в профессиональной подготовке военнослужащих внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучер Владимир Александрович

Возможности традиционных учебно-воспитательных форм и методов подготовки будущих офицеров ограничены и не могут обеспечить обучения, направленного на развитие созидающего менталитета. Вывод, вытекающий из результатов анализа состояния проблемы, состоит в том, что система обучения военных кадров должна строиться на основах, существенно отличающихся от тех, на которых сегодня пребывает система военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кучер Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура толерантности в профессиональной подготовке военнослужащих внутренних войск МВД России»

УДК 37.012

Кучер Владимир Александрович

Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры УиГП Северо Кавказского военного института ВВ МВД России, [email protected], Владикавказ

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Kucher Vladimir Aleksandrovich

PhD, lecturer UiGP North Caucasus Military Institute MIA Russia, [email protected], Vladikavkaz

CULTURE OF TOLERANCE IN THE TRAINING OF SERVICEMEN OF INTERNAL TROOPS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

В современных условиях, когда требования по воспитанию у личного состава преданности своему Отечеству постоянно возрастают, большое значение имеют формирования у них активной жизненной позиции, беспредельной верности воинскому долгу, высокой дисциплинированности и бдительности, готовности в любой момент встать на защиту своего Отечества.

Важно заметить, что при подготовке офицерских кадров образовательные и воспитательные процессы должны быть тщательно спланированы и реализовываться высококвалифицированными специалистами, так как иногда имеют место негативные черты в учебно-воспитательных ситуациях: тоталитарность, моноидеологичность, формирование человека в качестве средства исполнения государственных планов, план-коллективизм (безусловный примат коллективности над индивидуальностью), реду-ционизм (сведение сложного учебно-воспитательного процесса к более простым его составляющим: политическому или моральному просвещению, приобщение к нормам поведения), ориентация на внешние, а не ценностно-смысловой генезис сознания личности обучающихся), формализм в исполнении социальных и педагогических канонов (показные мероприятия, формально-статистические отчеты), обыденность, ритуальность массовой работы.

Вот почему на первый план следует выдвинуть ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов ит. п.), что поможет формированию толерантно ориентированного образования.

Толерантное сознание курсантов можно развивать на основе философии толерантности.

Современная система подготовки военных кадров наряду с позитивным опытом, традициями и имеющимся педагогическим потенциалом несет в себе противоречия и недостатки, которые не обеспечивают ее соответствие задачам военного строительства сегодня.

Культурные особенности и различия менее подвержены изменениям, чем экономические и политические, и в следствии этого их сложнее разрешить или свести к компромиссу. Вот почему «необходимо содействовать формированию нового видения мира, развивающего кулыуру мира, основанную на всеобщих ценностях уважения человеческой жизни, свободы, справедливости, солидарности, толерантности, прав человека» [3], при этом рассматривать её как многогранную концепцию, основанную «на широком и позитивном понимании мира, являющуюся сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций форм поведения и образа жизни, которые отражают и поощряют отказ от любых форм насилия и приверженность делу предупреждения насильственных конфликтов путем устранения причин их возникновения и решения проблем посредством диалога и переговоров.

Н. И. Косолапов [16, с. 44-51] считает, что «моральный призыв к ненасилию заслуживает уважения и поддержки, но именно как моральный призыв, а не фанатично исповедуемая вера, неопопулистическое течение или псевдонаучная концепция, возможность существования которой не подкреплена пока никакими объективными доказательствами. Отказ от насилия -субъективный акт, результат чьей-то воли и выбора. Ненасилие же - объективное состояние отсутствия насилия как явления вообще или же каких-то определенных его форм и проявлений. Чтобы такое состояние возникло также необходимо ликвидировать причины, порождающие насилие, либо научится контролировать их действия и последствия в желательном для общества нападении. Если же эти условия не выполняются - а пока это так, а в обозримом будущем объективно и не может быть иначе, - то добровольный отказ от насилия может привести даже еще к худшим его проявлениям, взрывам, эксцессам. По-видимому, мы стоим еще на той ступени исторической эволюции, когда невозможно пока уйти от насилия как явления, органически присущему всему строю жизни - и внутренней и международной».

Как показывает практика, взаимодействие с другими национальностями невозможно без принятия каждым из участников этого процесса добровольных самоограничений.

Вот почему, в структуру профессиональной подготовки военнослужащих должна включатся, на наш взгляд, новая содержательная характеристика -толерантность [9; 10; 11].

Рассматривая толерантность военнослужащих в контексте профессионального образования, необходимо выделить факторы толерантного поведения: контактность, доброжелательность, отсутствие тревожности, мобильность действий, терпение, доверительность, социальная активность,

отсутствие стереотипов и предрассудков. Обучение военнослужащих меж-культурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях позволит произвести сдвиг установки в сторону роста общей нравственной позиции.

В настоящее время актуализируется направление работы военных ученых, содержащие философско-методологические подходы к исследованию различных аспектов функционирования духовных ценностей военнослужащих в тех или иных сферах жизнедеятельности общества и армии, а также связи духовных ценностей офицера с вооруженной защитой государства [6].

Нравственно-ценностный компонент правоохранительной деятельности является предметом исследования военных педагогов и психологов В. И. Вдовюка, Н. Н. Ефимова, А. Я. Ситнткова, П. И. Скуйбеда, К. Музды-баева, В. С. Олейникова и других.

На современном этапе наблюдается идеологическая неразбериха в сознании курсантов, между тем, сохраняется высокая военная мотивация на таких факторах, как групповая солидарность, преданность ценностям и идеалам своей первичной группы [7, с. 71].

Как известно, политический и нравственный компоненты моральнопсихологического состояния военнослужащего определяют его политическую и нравственную (морально-политическую) готовность определенным образом реагировать на те или иные нравственные и политические факты, события, обстоятельства, правовые акты и в соответствии с теми или иными нравственными и политическими ценностями, отстаивать их.

Однако, воинская деятельность может быть успешной лишь при исключительно очень высокой нравственно-психологической взаимоответствен-ности и требовательности военнослужащих, их взаимной помощи, доверия, уважения. Другими словами в содержании воинской деятельности нередко сопряженный нравственными последствиями и во внешней социальной среде нравственная сторона должна приобрести особое значение. Отсюда роль и значение нравственной, особенно - военно-нравственной - подготовленности и готовности военнослужащих, которая обеспечивает и характеризует моральную мотивацию их поведения и деятельности и составляет ядро нравственных мотивов - коллективистического и группового характера [6; 13, с. 217].

Кроме того, офицер ВВ МВД России является носителем социальноэталонных моделей поведения: именно военнослужащие внутренних войск МВД призваны нести ответственность за ограждение общества от криминальных, аморальных, противоправных элементов; в силу своей профессиональной деятельности постоянно являются наблюдателями антисоциальных моделей его поведения. Следовательно, чтоб не происходило «заражение» (менее критичное восприятие антисоциальных, противоправных моделей) общества необходимо четкое осознание ими собственной ценностно-смысловой сферы и, соответственно, упрочнение их субъективной нравственной культуры.

В. И. Бакштановский считает, что «в сложной конфликтной ситуации может устоять, победить только нравственная мудрость, только союз совести и разума. Только единство требований нравственности и социальной целесообразности» [1, с. 15].

Нравственная культура российского офицера - это социально обусловленный мировоззренческий уровень нравственного проявления в отношениях к себе, другим людям, воинскому коллективу, активной деятельности в интересах боевой готовности. При этом показателями нравственной культуры офицера выступают:

- коллективизм - гармоничное сочетание в личности общенародных, коллективных и личных интересов;

- гуманизм - отношение товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простота и скромность в личной и общественной жизни;

- активность, деловитость - устремленность к достижению высоких результатов в воинской службе, самосовершенствовании, неприятии всего, что противоречит морально-нравственному образу жизни.

Воинская культура включает и культуру военно-профессиональной деятельности, и культуру воинского поведения. Она основывается на овладении каждым воином, накопленным опытом военно-профессиональной деятельности, взаимоотношений в воинском коллективе и воинского поведения, который нашел свое отражение в военной присяге, общевоинских уставах, наставлениях и инструкциях, во многих военных традициях.

Показателями воинской культуры, в первую очередь, являются уровень военно-профессиональной подготовки, ответственность за выполнение обязанностей, знание и неукоснительное выполнение требований правил воинской вежливости, строевая подтянутость и культура поведения и др. [2, с. 21].

Основными ориентирами (нравственными и политическими ценностями) здесь могут выступать мировоззренческие, морально-политические, военно-профессиональные эталоны нашего отечества, народа, общества, государства, Вооруженных сил, интересы воинской службы и деятельности, требования военной присяги и воинских уставов, Конституция государства [12, с. 220].

При профессиональной подготовке в военно-учебном заведении основная роль должна уделяться работе по осознанию и сохранению соответствия ценностей общественного долга, ценностей общества и государства с индивидуальными ценностями военнослужащего. Если в служебно-боевой деятельности будет актуализироваться лишь общественные ценности долга, то личность офицера может выступать только в роли средства решения военно-государственных проблем. Если будут выступать только индивидуальные ценности, то это приведёт к нарушению воинской дисциплины, так как индивидуальная самореализация у каждого офицера имеет субъективное направление, то возникает опасность разъединения ценностных смыслов в коллективе.

Для решения данного противоречия возникает необходимость уже в условиях военно-учебного заведения иметь четкую стратегию формирования ценностно-смысловой сферы правоохранительной деятельности, основанной на оптимальном сочетании ценностей общественного долга и индивидуальных. Следовательно, формируя высокий уровень нравственной кулыуры офицера, позволяющей ему гибко сочетать общественные и личные ценности, функция воспитательного процесса должна заключаться в предложении курсантам готовой модели (эталона) конгруэнтности ценностей.

Как всякое духовное явление морально-психологическое состояние объективизируется и материализуется в предметно-практичекой деятельности военнослужащих, в ее результатах и последствиях. С другой стороны морально-психологическое состояние субъективно проявляется в субъективных военно-профессиональных, нравственных и политических интересах, мнениях, суждениях, отношениях, эмоциональных состояниях, устремлениях военнослужащих. К числу субъективных показателей относят:

Военно-профессиональный компонент: отношение военнослужащих к воинской службе, своей военной специальности, профессии, решаемым военнослужебным и другим задачам, степень, стремления их добросовестно выполнять эти задачи, овладевать военным делом, совершенствоваться в нем.

Военно-нравственный компонент: характер взаимоотношений военнослужащих, степень и характер авторитетности командного состава, особенности взаимоотношений военнослужащих с гражданским населением в районе дислокации подразделения, части. Обобщенным показателем здесь выступает удовлетворенность личного состава своими взаимоотношениями и своим положением, статусом в системе.

Политический компонент: характер взаимоотношений моральной атмосферы понимания и степень внутреннего принятия военнослужащим внешней, внутренней и военной политики, военной доктрины государства.

Помощь педагогу в процессе воспитания культуры толерантности курсантов оказывает педагогическая герменевтика - наука, изучающая проблему понимания, истолкования и выявления глубинных смыслов в образовательной деятельности в целом, и в воспитательной практике, в частности.

Роль герменевтики состоит в придании образовательной деятельности воспитательной направленности, использование, такого важного момента, как целеполагание. Ключевые вопросы: С какой целью? Ради чего? - в постоянном внимании герменевтики. Не обозначив цели воспитания, невозможно искать средства их достижения. В широком смысле герменевтику сегодня понимают как искусство понимания и толкования проявлений духовной деятельности человека - важнейший момент в воспитании толерантного человека. Герменевтические подходы к воспитательной деятельности педагога-воспитателя представляют собой концептуально новый этап в развитии образования в целом. Данные подходы означают способность педагога постичь внутреннюю связанность рассматриваемых явлений и составить ясное представление о причинно-следственных связях. В совре-

менной педагогической науке герменевтический подход ставит своей целью «рассекретить универсум знаков», проникнуть в «глубинные смыслы», раскрыть «белые пятна», обратить внимание не столько на отдельные факты, сколько на их сочетание, систему.

Как подчеркивает А. Ф. Закирова, метод педагогической герменевтики помогает принять и понять каждого обучающегося, развивает педагогическую интуицию, толерантность в преодолении ситуации «непонимания», приближает педагога к решению актуальных задач гуманизации жизни воспитанников. Понимание всегда начинается с выявления непонимания, затем следуют операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, культурному и педагогическому опыту, а затем следует рефлексия как движение в смыслах. Выявление, распознавание собственного профессионального непонимания - весьма сложная педагогическая задача [14, с. 73]. Трудность этого процесса заключается в том, что педагоги часто не могут понять сложности и противоречия воспитательного процесса, осознать их как объекты своего профессионального непонимания. В этих случаях зачастую ситуации «непонимания» становятся причиной конфликтов между педагогом и учеником.

Применение герменевтического подхода - это, прежде всего, культура толерантности как норма жизни. Целостное видение приближает педагога к пониманию уникальности каждого ученика.

Овладение герменевтическим методом означает для педагога повышение культуры его профессионального мышления и развитие собственной культуры толерантности.

Герменевтика включает две группы методов понимания:

Методы интерпретации (герменевтика в узком смысле). Строгой методики здесь нет, но есть герменевтические принципы, т. е. принципы ориентации на аутентичный смысл интерпретируемого содержания. Важно следовать принципу «герменевтического круга», суть которого выражается формулой «единство целого проясняется через постижение отдельных частей, а смысл каждой части постигается в контексте целого».

Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир воспитанника в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, соучастное, эмпатийное, (на основе диалога) отношения [10].

Герменевтическая педагогика способствует пониманию себя, другого, других, принятию всех, как себя, а себя, как всех. Без этого не возможно воспитание толерантности у личности, а значит и невозможна нормальная человеческая коммуникация.

Основными принципами образовательной стратегии формирования толерантности у военнослужащих могут выступить следующие положения:

- создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде - военно-учебном заведении, подразделении;

- образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в черно-белых тонах), национальных стереотипов [11]

- образовательная стратегия должна реализовать идею привития военнослужащим открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах [8];

- образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый военнослужащий чувствовал себя защищенным и был способен к открытому взаимодействию с различными общностями [4].

Следовательно, роль учебно-воспитательного процесса при подготовке офицера ВВ МВД России состоит в адекватном формировании мировоззрения курсантов, опирающегося на их политическую и психологическую зрелость, его ценностно-нравственных жизненных позиций и убеждений. Только тогда высокая нравственная культура офицера позволит ему устоять в сложных служебно-боевых ситуациях, укрепит его веру в своих товарищей и командование, придаст жизненный смысл его профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование толерантного поведения военнослужащих сложный и многоплановый процесс, способствующий формированию личности, обладающей гражданской позицией, имеющей психологическую готовность к самостоятельной деятельности в условиях цивилизации XXI века.

Библиографический список

1. Бакштановский, В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения [Текст] / В. И. Бакштановский. - М.: Политиздат, 1983. - С. 15.

2. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. 3-е изд. [Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: МПСИ, 2001.-С. 21.

3. Бондаревская, Е. В. Теория и пракгика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.

4. Брушлинский, А. В. Психология субъекта [Текст] / А. В. Брушлинский. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003. - 272 с.

5. Бунеев, Р. Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Р. Н. Бунеев. - М., 2009. - С. 71.

6. Беловолов, В. А. Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности [Текст] / В. А. Беловолов, Е. М. Левин // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 9. - С. 41-51.

7. Власова, JI. В. Религиозное содержание в воспитании социальнонеблагополучных детей в конце XIX - начале XX вв. / Л. В. Власова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 4. - С. 193-198

8. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание [Текст] / Под ред. В. А. Золотарева, В. В. Марищенко, С. С. Антошина. - М.: Изд-во «Русь - РКБ», 1999. - С. 220.

9. Военная педагогика [Текст] / Под общ. ред. И.А. Алехина. - М.: Военный университет, 2007. - С. 217.

10. Слесарев, Ю. В. Воспитание толерантности у будущих специалистов-менеджеров [Текст] / Ю. В. Слесарев // Сибирский педагогический журнал. - 2008.

- № 12. - С. 221-240.

11. Хазиева, Ф. К. Условия реализации модели формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа во внеучебной деятельности [Текст] / Ф. К. Хазиева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. —

С. 123-129.

12. Закирова, А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики [Текст] / А. Ф. Закирова. - Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 2001. - С. 73.

13. Закирова, А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики [Текст] / А. Ф. Закирова. - Тюмень: Изд-во Тюменск. гос. ун-та, 2001. - 152 с.

14. Кергилова, Н. В. Подходы и принципы воспитания этнической толерантности у учащихся национальной школы / Н. В. Кергилова// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 12. - С. 221-222.

15. Косолапов, Н. И. Сила, насилие, безопасность: современная диалектика взаимосвязей [Текст] / Н. И. Косолапов // МЭМО. 1992. № 11- С. 44-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.