УДК 378
Бессарабова Юлиана Владимировна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания
Кубанского государственного университета
Дорошенко Виталий Витальевич
аспирант кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Bessarabova Yuliana Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education Department, Kuban State University
Doroshenko Vitaliy Vitalyevich
PhD student,
Education Science and Psychology Department, Kuban State University
DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN THE PROCESS OF STUDENTS' VOCATIONAL TRAINING FOR TEACHING ACTIVITIES
Аннотация:
Статья посвящена определению оснований процесса развития толерантности в системе нравственной подготовки студентов к педагогической деятельности. Показано, что профессиональная подготовка будущих педагогов должна быть выстроена на положениях стратегии формирования позитивных толерантных отношений в рамках внедрения профессиональных стандартов и разработок, этических кодексов педагогической деятельности, основу которых составляет личностный компонент. Проанализированы результаты экспериментальной работы по формированию позитивных толерантных отношений в студенческом обществе.
Summary:
The article defines the foundations of tolerance development in the moral preparation of students to teaching activities. It is shown that the vocational training of future teachers should be based on the strategy of positive tolerant relations development in the context of implementation of professional standards and developments, ethic codes of teaching activities, the core of which is the personal component. The authors analyse the results of the experimental work on formation of positive tolerant relations in the student community.
Ключевые слова:
толерантность, педагогическая деятельность, студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, личностный рост.
Keywords:
tolerance, teaching activities, students with disabilities and persons with disabilities, personal growth.
Современные подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов ориентируют на формирование готовности к продуктивному педагогическому взаимодействию в работе с субъектами образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие между преподавателем и студентом должно носить «эстетический, духовно-нравственный характер и основываться на гуманистических ценностях общества» [1].
Гуманистически ориентированное педагогическое взаимодействие основано на признании личностной ценности, личного достоинства, на взаимном уважении, толерантности во взаимоотношениях, сотрудничестве в процессе педагогической деятельности между его участниками. Его эффективность определяется уровнем развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза [2].
В качестве универсального критерия оценки результативности педагогической деятельности рядом авторов предлагается рассматривать уровень развития следующих качеств: эмпатий-ности, социорефлексии, самоорганизованности, личностной компетентности, общей культуры педагога и др. [3].
Общая культура педагога представляет собой комплекс нравственных аспектов, включающих образованность, культуру поведения, толерантность и др. В работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами одним из значимых качеств педагога является толерантность. Толерантность - «активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между социальными группами и позитивного взаимодействия с людьми иной социальной, религиозной, национальной среды» [4].
На сегодняшний день проблеме толерантности в образовательном процессе высшей школы уделяется большое внимание. Педагог вуза должен не только следовать этическим нормам, проявлять интерес к потребностям студентов с проблемами здоровья, но и обладать развитой толерантностью.
С целью выявления эффективности проявления толерантности в педагогической деятельности нами определены критерии и показатели толерантности среди субъектов педагогической деятельности. Предполагалось, что толерантность педагогов по отношению к студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам должна быть на высоком уровне, что в дальнейшем может рассматриваться как одна из профессиональных компетенций [5].
В пилотажном исследовании, проведенном в 2015 г., приняли участие более 80 респондентов - преподавателей вузов г. Краснодара в возрасте от 25 до 70 лет. Анкетирование среди преподавателей кафедр физического воспитания вузов было направлено на выявление уровня толерантного отношения преподавателей к оказанию помощи и педагогической поддержке студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Результаты анкетирования показали, что 52,6 % респондентов считают, что студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут проходить обучение «на равных», без ограничений со всеми остальными студентами; 52,6 % респондентов видят необходимость осуществления педагогической поддержки такого контингента студентов; 42,1 % респондентов не осознают значимости осуществления такой поддержки.
Для поиска новых форм и методов формирования толерантного отношения в студенческом сообществе нами проведено анкетирование среди студентов 1-х курсов вуза. В работе принимали участие 157 респондентов. 88,8 % опрошенных считают, что преподаватели не знают об их проблемах и не могут оказать помощь в их решении; 55,5 % респондентов заявили о необходимости проявления толерантности в работе со студентами с ОВЗ и инвалидами.
Предполагалось, что выявленные критерии и уровни оценки эффективности процесса формирования способности к толерантному отношению среди студентов различного уровня состояния здоровья позволят определить продуктивность педагогической поддержки личностного роста студента [6].
Необходимо отметить, что нравственные аспекты в подготовке к педагогической деятельности в процессе формирования общей культуры будущего педагога включают толерантное отношение к студентам с проблемами здоровья и инвалидам и могут быть сформированы в специально организованной спортивно-рекреационной деятельности. Авторский опыт и практические рекомендации по формированию толерантного отношения педагогов к обучающимся с проблемами здоровья отражены в работе [7].
Разработанный авторами курс лекций по подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к социальной интеграции и адаптации в спортивно-рекреационной деятельности нашел свое отражение в научно-методических пособиях.
Цель курса состоит в формировании у студентов вуза общекультурных компетенций, обеспечивающих полноценную социальную и профессиональную деятельность.
Задачи курса: рассмотрение основных теоретических положений подготовки студентов с проблемами здоровья в условиях спортивно-рекреационной деятельности, формирование умений самоорганизации, толерантных межличностных отношений.
Курс позволяет сформировать у будущих специалистов педагогического образования:
- представление о психологических и физиологических особенностях обучающихся с проблемами здоровья, методах самоорганизации и толерантного отношения к обучающимся с проблемами здоровья и инвалидов;
- умение компетентно осуществлять выбор методов самоорганизации и способов формирования толерантного межличностного отношения студентов, проводить диагностику эффективности процесса формирования толерантного отношения к этой категории студентов, использовать технологии сотрудничества;
- готовность к использованию методов саморегуляции и способов формирования толерантного отношения к студентам с проблемами здоровья и инвалидам в целях активизации процессов интеграции и адаптации этой категории студентов в спортивно-рекреационную деятельность.
Курс имеет блочно-модульную форму построения. Первый блок дает будущим педагогам возможность определить индивидуальный маршрут подготовки, сформировать доступные личностные ресурсы для целенаправленного саморазвития через освоение первоначальных элементов спортивно-рекреационной деятельности, самооценки деятельности.
Второй блок позволяет будущим преподавателям определить уровень развития двигательных возможностей, способности, формирующие умения компенсаторной мобилизации ресурсов организма для сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия, работоспособности путем освоения техник саморегуляции, переключения внимания, дыхательной гимнастики, психофизических тренировок.
Третий блок - контрольный. В его содержание включены: контроль и оценка уровня сформированное™ общей культуры будущих специалистов педагогического образования, способы диагностики и оценки толерантности в процессе педагогической деятельности.
Уровень нравственного развития будущих квалифицированных преподавателей, а именно общая культура педагога, развитая способность к толерантному отношению к студентам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в аспекте интеграции и социализации этой категории студентов в спортивно-рекреационной деятельности, складывается из уровня их специальной подготовки, социального статуса, проявления психических процессов и свойств личности, развитости социально значимых личностных качеств.
Критериями оценки уровня готовности к нравственному развитию педагога выступают общекультурные компетенции, определяющие способность толерантного отношения к студентам с проблемами здоровья, готовность к осуществлению педагогической деятельности и проектированию саморазвития физического потенциала студентов [8; 9].
Предположения о повышении уровня общей культуры, толерантного отношения к студентам с проблемами здоровья и инвалидам соответствуют современным подходам к профессиональной подготовке будущих педагогов и полностью подтвердились в ходе исследования. Результаты экспериментальной работы показали, что курс социальной интеграции и адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в спортивно-рекреационной деятельности содействует формированию профессионализма, образовательным результатом которого является общекультурная компетентность.
Таким образом, профессиональная подготовка будущих педагогов должна строиться с учетом стратегии формирования позитивных толерантных отношений в рамках требований современных профессиональных стандартов, этических кодексов педагогической деятельности, основу которых составляет личностный компонент с высокоразвитыми общекультурными компетенциями.
Ссылки:
1. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 82-87.
2. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Компетентностный подход в развитии готовности преподавателя вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 88-90.
3. Петьков В.А., Филоненко В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 3 (138). С. 93-99.
4. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа // История : научно-методическая газета. 2002. № 4. С. 4.
5. Петьков В.А., Бессарабова Ю.В. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 22-27.
6. Бессарабова Ю.В., Крутько Г.А. Социальная интеграция и адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в спортивно-рекреационной деятельности вуза. Краснодар, 2015.
7. Гребенникова В.М., Дорошенко В.В. Этика педагогической деятельности в контексте новой образовательной парадигмы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18977 (дата обращения: 26.01.2016).
8. Петьков В.А., Чувилова Н.А. Проектирование саморазвития физического потенциала студентов вузов // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 8-11.
9. Петьков В.А., Кобцева О.Н. Проектирование здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения // Культура физическая и здоровье. 2009. № 6. С. 67-70.
References:
1. Petrov, VA, Pokhilko, AD & Gubanov, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of subjects of educational process of the university', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 1 (157), p. 82-87.
2. Bessarabova, YV & Petkov, VA 2014a, 'Competence approach in the development of readiness of the teacher of high school to work with students with disabilities Armavir', Bulletin of the Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University, p. 88-90.
3. Petkov, VA & Filonenko, VA 2014, 'Simulation of the formation of the professional skills of self-organization at the future teachers', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 3 (138), p. 93-99.
4. Pogodina, AA 2002, 'Tolerance: A term position, meaning the program', History: scientific and methodological newspaper, no. 4, p. 4.
5. Petkov, VA & Bessarabova, YV 2014b, 'Recreational environment as means of formation of readiness of students with disabilities for life activity', Herald of Adygeya State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, no. 4 (146), p. 22-27.
6. Bessarabova, YV & Krutko, GA 2015, Social integration and adaptation of students with disabilities, and people with disabilities in sports and recreational activities of the university, Krasnodar.
7. Grebennikova, VM & Doroshenko, VV 2015, 'Ethics teaching up to the new educational paradigm', Modern problems of science and education, no. 1-1, retrieved 26 January 2016, <http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18977>.
8. Petkov, VA & Chuvilova, NA 2008, 'Designing self-physical potential university students', Teacher education and science, no. 8, p. 8-11.
9. Petkov, VA & Kobtseva, ON 2009, 'Health-related services activities of educational institutions', Physical Culture and Health, no. 6, p. 67-70.