УДК 378
Frolova M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), doctoral postgraduate, Department of Theory and Methods of Professional
Education, Karachay-Cherkess State University n.a. U. D. Alievа (Karachaevsk, Russia), E-mail: mi.frolova@yandex.ru
THE FORMATION OF TOLERANCE IN STUDENTS. The article considers a problem of studying students as a special socio-psy-chological and age category, for which tolerance becomes a personal competence. In the article the researcher highlights the main features of a tolerant personality: openness to others, forbearance, patience, a sense of humor, sensitivity, trust, tolerance to differences, an ability to control oneself, goodwill, an ability not to judge others, humanism, an ability to listen, a capacity for empathy. The author proposes to consider tolerance of students as a personal competence, is the aggregate of interacting elements: cognitive, emotional, behavioral and personality. The image of a tolerant personality combines the most important characteristics reflecting psycho-ethical line of human relations: humanity, reflexivity, responsibility, freedom, security, flexibility, self-confidence, self-control, variability, perception, empathy, sense of humor, etc.
Key words: tolerance, student, key competences.
М.И. Фролова, канд. пед. наук, докторант каф. теории и методики профессионального образования педагогического
факультета ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Карачаевск,
E-mail: mi.frolova@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматривается проблема изучения студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории, для которой толерантность становится личностно компетентностью. В статье выделены основные черты толерантной личности: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; способность к сопереживанию. Автор статьи предлагает рассматривать толерантность студентов как личностную компетенцию, представляющую совокупность соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного. Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, ответственность, свобода, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора и пр.
Ключевые слова: толерантность, студенчество, ключевые компетенции.
Изменения, происходящие в стране и в мире, захватывают область человеческих отношений. Предельная динамичность, высокая степень сложности, малая предсказуемость сегодняшней российской действительности делают задачу освоения культурного и социального пространства, встающую перед каждым молодым человеком, особенно сложной. Именно молодёжь, обладая наименьшей социальной и психологической защищенностью, испытывает особое давление общественных проблем и создает повышенную группу риска. В этой связи возникает проблема формирования личности, обладающей толерантным, гуманным мировоззрением, поведением и отношением к действительности. Для нашего исследования наиболее важным является, выделяемый отдельно многими исследователями (А.А. Реан, В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн), студенческий возраст, который характерен не для всех людей, и не всегда соответствует общепринятым возрастным нормам развития. Интеллектуальное развитие в данный возрастной период идет в тесной взаимосвязи с личностным развитием человека. Оба вышеуказанных процесса взаимно влияют друг на друга и обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции человека, в связи с чем, проблема социокультурной адаптации студенческой молодежи стоит наиболее остро. Период обучения в вузе является наиболее важным для человека в плане происходящего в это время личностного роста (А.А. Реан, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Этот период является началом взросления и характеризуется одновременным протеканием ряда специфических процессов, обусловленных как особенностями учебной деятельности, так и социокультурной среды. Студенчество является самой динамичной частью общества, которая быстро реагирует на малейшие изменения в его структуре, его политические и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции в культуре и обществе, что отражено в работах А.И. Запесоцкого, В.Т. Лисовского, С.Н. Иконниковой, В.П. Ко-блякова, В.В. Лагерева. Анализ юношеского возраста показал, что становление личности в данный период происходит через самосознание. В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание. Рассматривая толерантность в виде рационального явления, проявляющегося как осознанный выбор, можно сделать вывод, что период юности имеет необходимые предпосылки, способствующие стимулированию рационального поведения, т. е. умения «договориться» с собой, занять позицию терпимости и доверия по отношению к окружающим, признать не только свою ценность, но и ценность другого.
Л.С. Выготский отмечал, что студенческий возраст представляет особый период в жизни человека, прежде всего, в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития» [1, с. 23].
Заслуга самой постановки проблемы изучения студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит Б.Г. Ананьеву [2] и его психологической школе (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Реан, В.А. Сластенин), определившим, что современные студенты - это, прежде всего, молодые люди в возрасте 18 - 25 лет. Этот возраст определяется как поздняя юность или ранняя зрелость. Отсутствие единого термина уже говорит о сложности, неоднозначности психологических характеристик этого периода жизни. Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявление самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала. Этот факт позволил Б.Г Ананьеву сделать вывод о том, что данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. В этот период происходит активное формирование индивидуального стиля деятельности. Преобладающее значение в познавательной деятельности начинает приобретать абстрактное мышление, формируется обобщенная картина мира, устанавливаются глубинные взаимосвязи между различными областями изучаемой реальности. Ученый представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграцию - образовательных подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств).
С точки зрения исследователя В.Т. Лисовского, «молодежь представляет специфическую социально-демографическую группу, которой присущи свои социально-психологические особенности» [3]. Согласно определению Ф.Р. Филиппова, «студенчество есть общественная группа, в состав которой входит часть учащейся молодежи, получающей образование в высшей школе, и для которой учеба в вузе есть основной вид деятельности».
Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, становится не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может в известном смысле рассма-
триваться как вид трудовой деятельности. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. По данным Т.В. Пелевиной, взаимоотношения студентов друг с другом наиболее устойчивы во всех сферах деятельности - учебной, научной, общественной, культурной и т. д. Особенностью студенческой культуры, независимо от учебно-профессиональной направленности, является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Познавательный энтузиазм студенчества - одна из самых характерных его черт.
Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Кроме того, в студенческий период завершаются главные фазы как биологического, так и личностного развития. В личностном развитии: завершается формирование основных черт характера и особенностей личности (темперамент, общая направленность). В биологическом развитии: характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции и т. д.
Особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Образ «Я», по И.С. Кону [4], - это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. За последние десятилетия произошел сдвиг пика становления самосознания с возраста 17 - 19 лет на 23 -25 лет. Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто-противоречивых потребностей юношеского возраста - в общении, уединении, в достижениях и др.
Отмечается, что Гордон Олпорт [5], заложивший методологические основы изучения толерантности как психологического феномена, в качестве ее составляющих рассматривал следующие черты толерантного человека: высокую ментальную гибкость; устойчивость к фрустрации; аффилиативный взгляд на жизнь; либеральные политические взгляды; способность к эм-патии; духовность; чувство юмора. Г. Олпорт дал обобщенную характеристику толерантной личности по ряду параметров:
• ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
• потребность в определённости (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределённости);
Библиографический список
• способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
• знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
• ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);
• защищённость (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).
В связи с этим, основными психологическими критериями и показателями толерантности могут выступить:
• социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;
• дивергентностъ поведения способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
• мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учётом складывающихся обстоятельства;
• эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
• устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.
На индивидуальном уровне толерантность проявляется: в уважении к другой личности; понимании того, что существуют взгляды, отличные от собственных; каждый человек оценивается по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками.
Важно выделить основные черты толерантной личности: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; способность к сопереживанию [6].
В рамках нашего исследования мы предлагаем рассматривать толерантность студентов как личностную компетенцию, представляющую совокупность соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного. Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, ответственность, свобода, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора и пр.
1. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1984.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974; Вып. 2: 3 - 15.
3. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Ленинград, 1974.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): учебное пособие для студ. пединститутов. Москва, 1979.
5. Олпорт Г. Толерантная личность. Век толерантности. Москва, 2003; Вып. 6.
6. Башиева С. Толерантность и норма как основа этнического миро-видения. Век толерантности. Москва, 2003; Вып. 6: 90 - 98. References
1. Vygotskij L.S. Detskaya psihologiya. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1984.
2. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Leningrad, 1974; Vyp. 2: 3 - 15.
3. Lisovskij V.T., Dmitriev A.V. Lichnost'studenta. Leningrad, 1974.
4. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta (problemy formirovaniya lichnosti): uchebnoe posobie dlya stud. pedinstitutov. Moskva, 1979.
5. Olport G. Tolerantnaya lichnost'. Vek tolerantnosti. Moskva, 2003; Vyp. 6.
6. Bashieva S. Tolerantnost' i norma kak osnova 'etnicheskogo miro-videniya. Vek tolerantnosti. Moskva, 2003; Vyp. 6: 90 - 98.
Статья поступила в редакцию 30.06.16
УДК 378
Khaibulaev M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: matagr@mail.ru
Radzhabaliev G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gatemsoltan@yandex.ru
Gadzhiev T.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gts1964@mail.ru