триваться как вид трудовой деятельности. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. По данным Т.В. Пелевиной, взаимоотношения студентов друг с другом наиболее устойчивы во всех сферах деятельности - учебной, научной, общественной, культурной и т. д. Особенностью студенческой культуры, независимо от учебно-профессиональной направленности, является сравнительно высокий интеллектуальный потенциал. Познавательный энтузиазм студенчества - одна из самых характерных его черт.
Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и образованием собственной семьи. Кроме того, в студенческий период завершаются главные фазы как биологического, так и личностного развития. В личностном развитии: завершается формирование основных черт характера и особенностей личности (темперамент, общая направленность). В биологическом развитии: характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции и т. д.
Особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании образа «Я». Образ «Я», по И.С. Кону [4], - это социальная установка, отношение личности к себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. За последние десятилетия произошел сдвиг пика становления самосознания с возраста 17 - 19 лет на 23 -25 лет. Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто-противоречивых потребностей юношеского возраста - в общении, уединении, в достижениях и др.
Отмечается, что Гордон Олпорт [5], заложивший методологические основы изучения толерантности как психологического феномена, в качестве ее составляющих рассматривал следующие черты толерантного человека: высокую ментальную гибкость; устойчивость к фрустрации; аффилиативный взгляд на жизнь; либеральные политические взгляды; способность к эм-патии; духовность; чувство юмора. Г. Олпорт дал обобщенную характеристику толерантной личности по ряду параметров:
• ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
• потребность в определённости (признает многообразие, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределённости);
Библиографический список
• способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
• знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
• ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственность на других);
• защищённость (ощущение безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться).
В связи с этим, основными психологическими критериями и показателями толерантности могут выступить:
• социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе;
• дивергентностъ поведения способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
• мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учётом складывающихся обстоятельства;
• эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
• устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей.
На индивидуальном уровне толерантность проявляется: в уважении к другой личности; понимании того, что существуют взгляды, отличные от собственных; каждый человек оценивается по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками.
Важно выделить основные черты толерантной личности: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; способность к сопереживанию [6].
В рамках нашего исследования мы предлагаем рассматривать толерантность студентов как личностную компетенцию, представляющую совокупность соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного. Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, рефлексивность, ответственность, свобода, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепция, эмпатия, чувство юмора и пр.
1. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6 т. Москва, 1984.
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Ленинград, 1974; Вып. 2: 3 - 15.
3. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. Ленинград, 1974.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): учебное пособие для студ. пединститутов. Москва, 1979.
5. Олпорт Г. Толерантная личность. Век толерантности. Москва, 2003; Вып. 6.
6. Башиева С. Толерантность и норма как основа этнического миро-видения. Век толерантности. Москва, 2003; Вып. 6: 90 - 98. References
1. Vygotskij L.S. Detskaya psihologiya. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva, 1984.
2. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Leningrad, 1974; Vyp. 2: 3 - 15.
3. Lisovskij V.T., Dmitriev A.V. Lichnost'studenta. Leningrad, 1974.
4. Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta (problemy formirovaniya lichnosti): uchebnoe posobie dlya stud. pedinstitutov. Moskva, 1979.
5. Olport G. Tolerantnaya lichnost'. Vek tolerantnosti. Moskva, 2003; Vyp. 6.
6. Bashieva S. Tolerantnost' i norma kak osnova 'etnicheskogo miro-videniya. Vek tolerantnosti. Moskva, 2003; Vyp. 6: 90 - 98.
Статья поступила в редакцию 30.06.16
УДК 378
Khaibulaev M.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: matagr@mail.ru
Radzhabaliev G.P., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gatemsoltan@yandex.ru
Gadzhiev T.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gts1964@mail.ru
THE CLASSIFICATION OF E-LEARNING TOOLS. The article analyzes existing approaches to classification of learning tools. The authors offer their own version of classification and highlight three classes: material, ideal and electronic. Each of the classes of learning tools is divided into types, and types are divided into further subtypes. The final form of the classification of e-learning tools is revealed. The authors conclude that in its final form, the classification of learning resources is represented by three classes, one of which is e-learning. Each class is one of the signs divided into species. E-learning is presented by demo, diagnostic, training, support and technical types. In their turn, each of the types of e-learning tools is divided into subtypes. Functional electronic technical means are divided into input devices, output, storage, management, replication of information, etc.
Key words: means of training, electronic means, classification of means training, types of learning, types of teaching tools, electronic simulator, electronic textbook, electronic technical training, auxiliary means of training.
М.Х. Хайбулаев, канд. пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: matagr@mail.ru
Г.П. Раджабалиев, канд. техн. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: gatemsoltan@yandex.ru
Т.С. Гаджиев, канд. ф.-м. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: gts1964@mail.ru
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В статье анализируются существующие подходы к классификации средств обучения. Авторы предлагают собственный вариант их классификации, выделив три класса: материальные, идеальные и электронные. Каждый класс средств обучения по одному признаку разделён на виды, а они, в свою очередь, на типы. Авторы делают вывод том, что в законченном виде классификация средств обучения представлена тремя классами, один из которых - электронные средства обучения. Электронные средства обучения в статье представлены демонстрационными, диагностическими, обучающими, вспомогательными и техническими видами. В свою очередь, каждый из видов электронных средств обучения разделён на типы. По функциональному назначению электронные технические средства разделены на устройства ввода, вывода, хранения, управления, тиражирования и т. д. информации.
Ключевые слова: средства обучения, электронные средства, классификация средств обучения, виды средств обучения, типы средств обучения, электронный тренажёр, электронный учебник, электронные технические средства обучения, вспомогательные средства обучения.
Человек при осуществлении деятельности использует естественные и духовные продукты. Эти продукты, если их использовать для реализации целей деятельности, становятся средствами. В широком понимании средство - это способ действия (метод), когнитивный опыт субъекта, вербализованные и материализованные продукты духовной деятельности (речь, текст, знаки и т. д.), природные объекты.
Для решения образовательных задач используют специальные средства, которых принято называть педагогическими или средствами обучения. Средства обучения можно определять как предметы естественной природы и культурные объекты, используемые в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и обучаемых для обучения, воспитания и развития последних. Иными словами средство обучения - это материальный или идеальный объект, который помещён между педагогом и обучающимся и используется для реализации педагогических целей.
В литературе принято делить средства обучения на материальные и идеальные виды. Идеальные средства обучения - это усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и обучаемые для усвоения нового социального опыта. Л.С. Выготский, с кем мы согласны, относит к идеальным речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы и др. Чтобы педагог или обучаемый мог изложить знания, объяснить свой опыт, необходимо представить их в определенной форме. Одна из таких форм - вербализация. Вербализация -это речевое изложение (устно или письменно) знаний, способов рассуждений, анализа, доказательств. Другая форма материализация - это представление знаний в виде знаков, графиков, таблиц, схем, условных обозначений, кодов, чертежей и т. д. Они и составляют основной каркас идеальных средств обучения.
В педагогической литературе [1; 2] есть описание классификаций средств обучения. К примеру, их делят на средства педагога и средства обучаемого; на динамические и статистические; на естественные и искусственные и т. д. В классификациях, созданных в последние годы, упоминаются электронные средства обучения. Их появление связано с распространением компьютерной техники и связанных с ним информационных технологий. Они породили новые направления информатизации педагогической деятельности. Средства, позволяющие информатизировать образовательные процессы, называют в литературе то программированными педагогическими средствами, то компьютерными учебными средствами, то учебными компьютерными программами. По сути, лучше называть средства, работающие с исполь-
зованием компьютерной и телекоммуникационной техники, электронными.
В литературе [3; 4] электронное средство рассматривают как совокупность систематизированной технологии, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, обеспечивающее активное и творческое освоение обучаемыми научно-практических знаний.
По своей сущности электронные средства обучения нельзя относить ни к материальным и ни к идеальным. Они отличаются от материальных тем, что являясь продуктом духовной деятельности, их материализация возможна только в специальных условиях и при воспроизведении информации они в большей мере имитируют реальные процессы и явления. В то же время их нельзя считать идеальными, поскольку они материализуются в виде средств управления, хранения, воспроизведения, тиражирования информации.
Эти обстоятельства позволяют кроме материальных и идеальных средств обучения выделить класс электронных средств обучения (рис. 1).
Электронные средства обучения в отличие от материальных и идеальных позволяют обеспечить интерактивность, визуализацию учебной информации и динамических процессов, проведение виртуальных лабораторных работ, опытов и экскурсий, массовое тиражирование. Кроме всего этого электронные средства обучения доступны везде и всем, где есть сети и компьютерная техника.
Наш опыт позволяет делить электронные средства обучения на обучающие, диагностические, вспомогательные и технические. В свою очередь, они подразделяются на различные виды. Деление электронных средств обучения на виды осуществлено по их функциональному назначению (обучение, демонстрация, диагностика и т. д.).
В демонстрационных средствах обучения можно различить наиболее часто используемые в образовательной практике видеосюжеты и видеофильмы, презентации и анимации.
Презентации - это комплект документов, сочетающих текст, интерактивные и гипертекстовые ссылки, графики, таблицы, звуковой ряд, которые создают единую среду. В образовательной практике распространены мультимедийные презентации, представляющие интеграцию в презентации звука, видеофайлов, интерфейса, трёхмерных объектов и др.; Flash-презентации - универсальный продукт, сочетающий гармонично педагогическую информацию с нетривиальным дизайном и анимацией; 3D-пре-зентации, оформленные в трёхмерный графике; Сд-презента-
Г Систымнмы
1 прмсраммнмы обеспечение J
3. Вспомогательные
Сервисные прмгоаммныы сродства
Оцифрмт ка инфор мации
Интелле ктуальн ыы
Автомат изирмта нныы
' 1 г \ г г t
Ввод инфмим , -цуу , Г л Хранение yнфмрмацyy Управление инфмрмаци ый Вывод инфмрма цуу
Рис. 1. Классификация электронных средств обучения
ции и ДВД-презентации - исполненные в имиджевых целях или для рекла мы.
Анимация представляет собой динамическую иллюстрацию. Анимация позволяет подавать информацию пошагово, имитиро-ваиь двитение.пртАоыныеи проииводственникироцессы.
Диагностимескиемредвтвао7ученип с[^ки^£^кыачен^ы^;^я контроля и измерения результативности обучения. В качестве таковых используются текстовые оболочки, различной слож-ноитыивлекрроБнойкынфигу7выии. Теюто выт профаызныв оболочки позволяют использовать набор тестовых заданий для квтпьк^^б^ыиыйох нкслеыкгомичеик их достижений обучающихся. К этой же категории электронных средств обучения относятся пготрамлыуеымодукыы осеней и ыснтуоБЯ знынийиуменийоб-учаемых.
Вспомогательные средства обучения необходимы для реализации всех функций компьютерных систем и сопряжённых с ним технических устройств. Системное программное обеспечение делится на базовое и сервисное (рис.2).
Сервисные программные средства предназначены для реализации служебных функций по управлению компьютером. Иначе говоря, эти вспомогательные инструменты, расширяющие и дополняющие функциональность операционных систем. К сервисным программным средствам обучения относятся программы диагностики работоспособности компьютера, архивации данных, антивирусные, программные оболочки обслуживания дисков и сети, поисковые системы. Последние предназначены для поиска и сбора необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации с помощью информационно-поискового
языка и соответствующих правил поиска. Самый крупный поис-кмвый еатилог-иноеунет, кыкосый соыеиыис Коиие ыиллиона ресурсов и поддерживается 150 редакторами. По типу решаемых задач различают справочные, поисковые и расчётные системы.
кмекмеонныы обкотмиАсыеСсмзы ПБеистыылиыы б классификации (рис. 1.) интеллектуальными, автоматизированными ииксыерыными обучающимчсистемачи, олечтрчннымитреоажё-ром, учебником и игрой.
Интеллектуальная обучающая система позволяет решить ряу дидзттикеских тayыч:50cтpеат5Пйcлey7ввыeннные едрс обучения; привести интеллектуальный анализ ответов обучаемого; тказааь интeытетuан6Ыпoдyуpркyабкиaeсммуывказаоьиомощь в решении задач и выполнении упражнений. Отличительная осыбениосиьэтбйобучающей сиытммы - этсыргансзауияуправ-ления учебной и самостоятельной деятельностью на эвристическом уровне. Различают селективные (авторское управление обучением) и экспертные (управление самой обучающей системой) интеллектуальные обучающие системы.
Автоматизированная обучающая система - программный продукт, состоящий из одного или нескольких автоматизированных учебных комплексов и набора специализированных локальных тренажёров, позволяющих формировать профессиональные компетенции. Эти системы могут работать в режимах обучение и экзамен, в целом включая набор команд: входной контроль; тренировка; контроль; подсказка; фиксация ошибок. Наличие этого набора позволяет автоматизированной обучающей системе осуществлять поиск и вывод на экран информации по любой теме курса, просмотр, изучение, самопроверку, контроль степени усвоения и выставление оценок.
Рис. 2. Классификация вспомогательных средств обучения
Экспертные обучающсесистемы -этопраграммыдля компьютеров, аккумулирующие знания специалистов-экспертов в конкретных предметных областях, которые предназначены для получения прие лемых решений в процессе обработки информации. Обучающая экспертная система состоит из базы знаний, подсистемы пояснения,подсистемыприобретения знанийи интерфейса. Экспертные системы отличаются от других способов обработки данных тем.что в нихиспользуется символьныйспо-соб представления, символьный вывод и эвристический поиск решен иЫ.
Электронный тренажёр в образовательной практике применяется для самостоятельного обучения, подготовки к контролю, проведелюяуиадностики,формиоовьния праотлческих .ме-ний. Электронный тренажёр позволяет моделировать динамику управлоемочочбъечтаи егчскруктуачыхэнемклтои; с пиооуи!^ имитаторов управлять объектом; регистрировать действия об-учающчхсч. В ирофессиоиалыномыбуччыиичисыырослранени следующие типы электронных тренажёров: трёхмерные модели условныобли чеыааных объектои; днmepовmuвоыempëмдьpныe модели подвижных аппаратов, способные взаимодействовать с виртуальными объектами и динамическими элементами; ими-mаmорылyльmов упрывленич, счздающиыиттч^ктивыыеани-мации моделей и технических устройств; электронные репетиторы.
Электронная обучающая игра - это программное обеспечение, обучающее и тренирующее человека в игровом режиме. К этому обучающему средству относятся квест, аркада, 3D-шутер и др.
Электронный учебник - программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий обучаемому возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его раздел. Технологии мультимедиа и гипермедиа объединили в электронном учебнике в единую интегрированную систему самые разнообразные по содержанию, назначению и форме материалы, учитывающие различные цели обучения, уровни подготовки обучаемых и условия обучения. Гипертекстовое строение электронного учебника, технология мультимедиа через систему перекрёстных гиперссылок, обращений к видеоматериалу, звуковому сопровождению позволяют обучаемому в свободном режи-
Библиографический список
меобмащаться клюбомусодержанию, лолучит-консультацию, в конечном итоге, выбрать индивидуальную стратегию обучения. классическом варианте электронный учебник содержит обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, содержание учебного материала, литературу, систему проверки знаний, систему рубежного контдоля, ьинтеыубоиокаоекстовыых феагманлов.нловарь терминов, справочную систему и систему управления работой с учебниким.К ^ле^чт[^чюн(^му учкынику аиивоll-aют такжьнгл разновидности как электронное учебное пособие, электронная энци-глотемья,улекьрионый cакнaчь,ллeкуpoчкыйcпpaвуеник с др.
Электронные технические средства обучения, в отличие от предыдущих, предназначены для обеспечения доступа поль-зяваьелб к экькчртннс6 инфoчмомои.
В зависимости от назначения электронные технические сыедсчиа моыоо ие иолы-
- ввода информации (клавиатура, сенсорный манипуля-сор^нглтааыер лс.н);
- хранения информации (компакт-диски, видеокарта, фллуыа^инччстесидл с
- управления и преобразования информации (мышь, джойстик, сенсорные экраны, модем и др.);
- вывo(Эбíжфиpыaцíв(киинкек,пиызмeыюa я лаииль, компьютерный проектор, интерактивная доска, монитор, плоттер и
дч);
- копирования и тиражирования информации (ксерокс и
др.);
- оцифровки информации (цифровая видеокамера, видеокамера, сканер, цифровой фотоаппарат, веб-камера, мобильный телефон и др.).
Таким образом, в законченном виде классификация средств обучения представлена тремя классами, один из которых - электронные средства обучения. В свою очередь, каждый класс по одному из признаков разделён на виды. Электронные средства обучения в статье представлены демонстрационными, диагностическими, обучающими, вспомогательными и техническими видами. В свою очередь, каждый из видов электронных средств обучения разделены на типы. К примеру, по функциональному назначению электронные технические средства разделены на устройства ввода, вывода, хранения, управления, тиражирования и т. д. информации.
1. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие. Москва, 2002.
2. Педагогика профессионального образования. Под редакцией В.А. Сластенина. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Юрков Н.К. Интеллектуальные компьютерные обучающие системы: монография. Пенза: Издательство ПГУ, 2010.
4. Осин А.В. Экспертные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. Available at: http://www.iot.edu.ru/ft/005559/ 12-29.pdf
References
1. Nikitina N.N. Osnovy professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.
2. Pedagogika professional'nogo obrazovaniya. Pod redakciej V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
3. Yurkov N.K. Intellektual'nye komp'yuternye obuchayuschie sistemy: monografiya. Penza: Izdatel'stvo PGU, 2010.
4. Osin A.V. 'Ekspertnye obrazovatel'nye resursy novogo pokoleniya: otkrytye obrazovatel'nye modul'nye multimedia sistemy. Available at: http://www.iot.edu.ru/ft/005559/ 12-29.pdf
Статья поступила в редакцию 24.06.16