будущих художников лаковой миниатюры с позиции последовательности построения её компонентов, с учётом особенностей учебно-познавательной и профессиональной деятельности. «Развитый интерес к содержанию профессиональной деятельности является, как правило, показателем высокого уровня общей культуры обучающегося; потребности его в творчестве, увлечённости самим процессом профессиональной художественной деятельности» [6].
Нами доказано, что структурная модель обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры реализуется на следующих принципах: систематичности и последовательности; принцип синтеза научных знаний и преемственности многовекового опыта традиций лаковой миниатюры; принцип духовности; принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности.
Дидактические принципы, по мнению Л.В. Школяр, - это «система теоретических обобщений, призванных организовать содержание и формы обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось более плодотворно» [10].
Принцип систематичности и последовательности, который предполагает усвоение знаний в системе, которая бы не только отражала в целостном виде изучаемого явления, процессы и объекты, но и позволяла бы, с одной стороны, устанавливать внутри системные связи и зависимости и, с другой - устанавливать подобные связи и зависимости с другими системами, как низшей, так и высшей иерархи [5].
Библиографический список
Принцип синтеза научных знаний и многовекового опыта традиций лаковой миниатюры даёт возможность интеграции учебных дисциплин гуманитарного социально-экономического цикла и профессионального цикла в области профессионального образования будущего художника лаковой миниатюры.
Принцип духовности утверждает эстетическо-нравственную позицию. Без этого аспекта вся воспитательная работа теряет всякий смысл.
Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности продиктован особенностью обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры с опорой на научные знания в области академической живописи и в области лаков.
Таким образом, реализация структурной модели обновления содержания обучения живописи будущих художников лаковой миниатюры формирует профессионализм у обучающихся и способствует: повышению уровня живописного мастерства (передачи цветовых и тональных отношений, тонкостей письма, пластичности, силуэтности); погружение в сущность и специфику лаковой миниатюрной живописи; уверенности в применении живописного материала (формированию таких качеств, как усидчивость, трудолюбие, аккуратность, внимательность, точность, самостоятельность); повышению профессиональной мотивации и ориентации обучающегося; повышению собственной профессиональной значимости; осознанности ценности искусства русских лаков как культурного наследия.
1. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Mосква: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
2. Борытко H.M. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Mосква: Издательский центр «Академия», 2006.
3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучение в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие. Mосква: Высшая школа, 1990.
4. Некрасова MA Ещё раз о традициях и современности. Декоративное искусство СССР. 1962; 8: 34, 35.
5. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор БЖ Бим-Бад; редакционная коллегия: M.M. Безруких, В.А. Болотов, Л.С Глебова и др. Mосква: Большая Российская энциклопедия, 2002.
6. Носань T.M. Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2012.
7. Каган M.C. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. Mосква: Политиздат, 1974.
8. Волкова Т.Н. Воспитание человека культуры средствами языка и искусства в процессе гуманитарного образования: монография. Шуя, 2007.
9. Федотова О.В. Педагогическая взаимосвязь учебных предметов «мастерство» и «композиция» в профессиональном обучении студентов лаковой миниатюрной живописи. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Mосква, 2005.
10. Школяр Л.В. О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования». Электронный научный журнал. Available at: http:// www.art-education. Ru AE-ma-gazine-2010 № 4
References
1. Batyshev S.Ya. Professional'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam i napravleniyam. Moskva: Associaciya «Professional'noe obrazovanie», 1997.
2. Borytko N.M. Diagnosticheskaya deyatel'nost' pedagoga: uchebnoe posobie dlya stud. vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2006.
3. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i metody obuchenie v srednih special'nyh uchebnyh zavedeniyah: uchebnoe posobie. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
4. Nekrasova M.A. Esche raz o tradiciyah i sovremennosti. Dekorativnoe iskusstvo SSSR. 1962; 8: 34, 35.
5. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskij slovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad; redakcionnaya kollegiya: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S Glebova i dr. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2002.
6. Nosan' T.M. Soderzhanie i metody professional'nogo obucheniya tehnologii hudozhestvennoj vyshivki buduschih hudozhnikov-masterov: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2012.
7. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost': Opytsistemnogo analiza. Moskva: Politizdat, 1974.
8. Volkova T.N. Vospitanie cheloveka kul'tury sredstvami yazyka i iskusstva v processe gumanitarnogo obrazovaniya: monografiya. Shuya, 2007.
9. Fedotova O.V. Pedagogicheskaya vzaimosvyaz' uchebnyh predmetov "masterstvo" i "kompoziciya" vprofessional'nom obuchenii studentov lakovojminiatyurnojzhivopisi. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
10. Shkolyar L.V. O sostoyanii i perspektivah razvitiya nauchnyh issledovanij Uchrezhdeniya Rossijskoj akademii obrazovaniya «Institut hudozhestvennogo obrazovaniya». 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http:// www.art-education. Ru AE-magazine-2010 № 4
Статья поступила в редакцию 23.03.17
УДК 378
Grishchenko V.I., teacher, postgraduate, Kuban State University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
BUILDING SYSTEMS OF EDUCATIONAL MATERIALS ON THE BASIS OF MODELS AND TECHNOLOGIES OF INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS. The interpretation of a concept of computer innovation didactics is presented. The need to classify its resources is explained. The work explains names of resource types and features of programs integrating electronic materials in common systems, which are treated as electronic educational resources and author's tool shells. The conclusion is made about the need to strengthen the creative potential of teachers' profession through the independent designing of systems of electronic teach-
ing materials. The author concludes that the proposed typologies and models application and introduction of computer innovation didactics creates conditions, under which teachers can improve their professional activities on the design and implementation of the educational process.
Key words: computer innovative didactics, electronic educational resources.
В.И. Грищенко, преп. Кубанского государственного университета, соискатель ФГБОУ ВО «Кубанский
государственный университет», г. Краснодар, Е-mail: [email protected]
создание систем учебно-воспитательных материалов на основе моделей и технологий инновационной компьютерной дидактики
Приводится трактовка понятия компьютерной инновационной дидактики, обосновывается необходимость классификации её ресурсов, поясняются наименования типов ресурсов, раскрываются особенности программ, интегрирующих электронные материалы в общие системы - электронные образовательные ресурсы и авторские инструментальные оболочки. Обоснован вывод о необходимости усиления творческого потенциала педагогической профессии посредством самостоятельного создания систем электронных учебных материалов. Автор делает вывод о том, что благодаря использованию предложенных типологии и моделей применения и создания УВР ИКД создаются условия, при которых педагоги могут совершенствовать свою профессиональную деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса.
Ключевые слова: компьютерная инновационная дидактика, электронные образовательные ресурсы.
Проблематика исследований последних лет свидетельствует о том, что приоритетными становятся проблемы инновационной педагогической деятельности, в частности, в сфере создания и применения новых средств и технологий обучения с компьютерной поддержкой, что вызвано процессами диверсификации экономики и социальной сферы. Поэтому можно констатировать, что в теории и методике компьютерного обучения (компьютерной дидактике) оформилось направление, связанное с созданием новых средств обучения на основе теоретического осмысления и практического использования обучающего потенциала компьютера - инновационная компьютерная дидактика (ИКД). Под компьютерной дидактикой понимается область современной дидактики, исследующая законы, закономерности, принципы электронного обучения и создающая средства, применяемые с целью как очного, так и дистанционного обучения и приобретения педагогических компетенций. В такой дидактике учитель становится, своего рода, аналитиком и менеджером информационных ресурсов, разработчиком и конструктором учебных курсов с использованием интерактивных мультимедийных инструментов. Предмет инновационной компьютерной дидактики составляют теоретическое обоснование новых моделей средств обучения и их практическая реализация с применением современных программных сред. При этом приоритетно самостоятельное создание педагогами целостных систем электронных средств обучения, интегрирующих образовательные контенты в рамках учебных тем и разделов.
В течение большого периода (более 20 лет) в Кубанском госуниверситете был создан большой арсенал учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики (УВР ИКД), в который входят локальные технологии обучения, тематические учебные комплексы, банки учебно-методической информации, главы учебников нового поколения по математике, физике, информатике, презентационные системы гипертекстовой структуры. Были выполнены научные исследования с теоретическим обоснованием моделей новых учебных материалов, разработаны образовательные проекты, методические пособия и разработки, образовательные сайты, более 20 лет издаётся учебно-методический журнал с электронным приложением «Школьные годы».
Однако арсенал УВР представлял собой набор разрозненных материалов разного жанра, поэтому необходимо было выполнить его обобщение и систематизацию, для чего потребовалась классификация созданных ресурсов. Был использован подход к построению типологии уВр ИКД, в котором сделана ориентация на выполняемые каждым из ресурсов определённых дидактических задач и выделены 14 типов, отличающихся также построением контента, его визуализацией, интерфейсом, объёмом учебного содержания, способом создания, используемой программной платформой. Наименования этих типов представлены ниже.
Локальные технологии обучения - учебные материалы с оперативной или итоговой проверкой результата, нацеленные на решение определённой дидактической задачи и исполненные в одной компьютерной программе. Банк учебно-методической ин-
формации - электронный каталог учебных ресурсов с методическими комментариями, исполненный в текстовом редакторе. Технологический учебник с электронным приложением - учебник принципиально новой структуры, состоящий из основной учебной информации (учебных параграфов) и аппарата усвоения теории и исполненный как в традиционной (бумажной) версии, так и в интерактивной. Мультимедийные учебно-воспитательные презентации - презентации, выполненные в программе Power Point с использованием программной среды Visual Basic или в формате «.html» и включающие файлы различных форматов. Компьютерные учебные игры - интерактивные учебные материалы, основанные на игровых сюжетах. Электронные образовательные ресурсы - система интерактивных учебных материалов, предназначенных для изучения большого фрагмента научной теории и отвечающих требованиям Госстандарта. Инструментальные оболочки - системы учебно-воспитательных материалов, объединённые одной программой, включающие в свою структуру и другие программы с различными функциями, задачами и специфическим интерфейсом. Интернет-технологии ИКД - технологии обучения, создаваемые в сети Интернет с помощью запатентованного конструктора технологий «Сила знаний», размещённого на сайте http://ya-znau.ru.
Следует учесть, что эволюционный процесс в любой сфере (науке, производстве, общественных отношениях) обычно, наряду с прогрессивными результатами, неизбежно приносит и негативные последствия. Эта закономерность проявилась в последние годы и в сфере образования, на что прямо указывается в концепции Профессионального стандарта педагога, где отмечается, что «существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени». В результате таких преобразований из педагогической профессии уходит свойственная её природе творческая составляющая, поскольку начинает доминировать сугубо исполнительская деятельность. Поэтому в Стандарте педагога указано: «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля». Далее следует вывод о необходимости «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию», что «невозможно без расширения пространства педагогического творчества», на что и нацелен процесс создания систем электронных ресурсов ИКД.
Современный тип ресурсов ИКД - это электронные образовательные ресурсы (ЭОР), свойства которых нормативно закреплены Государственным стандартом.
Одним из системных типов ресурсов инновационной компьютерной дидактики является инструментальная оболочка (ИО), которая исполняет роль средства объединения образовательного контента в единую мультимедиа композицию. Это оригинальные авторские программы, имеющие регистрацию в ФСИС Роспатент. Структура и траектории навигации в инструментальных оболочках соответствуют назначению, задачам и функциям, которые они должны исполнять в образовательном
процессе. Так, ИО УЧКОМ предназначена для интеграции трёх модулей электронного учебника - теоретического, самостоятельной работы и контрольного, переходы между которыми осуществляются из навигационной карты. В ИО «Дороги» управляющие кнопки - это изображения, направляющие учащегося по дорогам в науку, музей, храм, города и страны, а также демонстрирует «дорогу «в никуда», где он знакомится с пагубными последствиями вредных привычек. В ИО «Восхождение на Пик Победы» предлагаются задания, основанные на фактах из истории военных побед России.
Особыми свойствами обладает ИО «Сила знаний», имеющая две версии, локальную и дистанционную, программа которой размещена на сайте http://ya-znau.ru. Вторая версия, по существу, представляет собой интернет-конструктор локальных технологий обучения: «Словарь знаний», «Поле знаний», «Кроссворд знаний», «Формула знаний», «Матрица знаний», «Тест знаний» и др. Для их применения в профессиональной деятельности педагога следует учитывать их главные дидактические функции, например, использование «Формулы знаний» помогает учащимся осознать внутреннюю структуру изучаемых понятий, а «Матрица знаний» поможет обобщить и систематизировать основные положения изученной темы. При этом создание учебных интернет-технологий не требует от педагогов знаний основ программирования, так как используется только клавиатурный ввод содержимого.
Для формирования у педагогов мотивации к творческой деятельности конструированию электронных систем УВР должно предшествовать обучение применению имеющихся в арсенале компьютерной дидактики ресурсов. При этом использование типологии ресурсов ИКД обеспечивает возможность выявления методических предпочтений (ориентиров) в применении их различных типов в профессиональной деятельности педагогов.
Библиографический список
Так, педагогические условия для прочного усвоения понятий изучаемой теории обеспечиваются применением интерактивных словарей и электронных учебных тренажёров, а обобщение знаний в рамках всей темы - учебной интернет-технологией «Матрица знаний». Педагогическая роль предложенной типологии ресурсов ИКД состоит в том, что она используется в процессе создания новых технологий обучения и их систем посредством применения исходных (реперных) программно-дидактических элементов - веб-шаблонов. Это программы с «ручным» способом преобразования кодовых конструкций, поскольку специфика программной платформы HTML в том, что синтез программных фрагментов может обеспечить проектируемым учебным технологиям новые дидактические функции.
Таким образом, благодаря использованию предложенных типологии и моделей применения и создания УВР ИКД создаются условия, при которых педагоги могут совершенствовать свою профессиональную деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса. Самостоятельное создание педагогами УВР ИКД помогает эффективно выполнять обобщенные трудовые функции, а также содействует формированию необходимых знаний и умений, соответствующих Профессиональному стандарту педагога, таких как: организация, контроль и оценка учебных достижений; освоение ИКТ-компетентностей, в частности, общепользовательскими, предметно-педагогическими, общепедагогическими, необходимыми для реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы как на занятиях, так и во внеурочной деятельности. При этом выполняется главный посыл концепции Профессионального стандарта педагога - «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться».
1. Архипова А.И., Седых С.П., Золотарев РИ. Процедурная модель создания электронных образовательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики. Школьные годы. 2013; 49.
2. Архипова А.И., Коротенко В.И. О проблемах создания новых учебников с компьютерной поддержкой. Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Уфа, 29-30 апреля, 2013.
3. Архипова А.И., С.П. Седых, В.И. Грищенко Принципы построения и типология учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики. Школьные годы. 2015; 59.
4. Грищенко В.И., С.П. Седых, А.И. Архипова, Р.И. Золотарёв Инструментальные оболочки ИКД в структуре учебной и воспитательной работы. Школьные годы. 2015; 60.
5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва: Арена, 1994.
References
1. Arhipova A.I., Sedyh S.P., Zolotarev R.I. Procedurnaya model' sozdaniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov innovacionnoj komp'yuternoj didaktiki. Shkol'nye gody. 2013; 49.
2. Arhipova A.I., Korotenko V.I. O problemah sozdaniya novyh uchebnikov s komp'yuternoj podderzhkoj. Teoreticheskie iprakticheskie voprosy razvitiya nauchnoj mysli v sovremennom mire: sbornik nauchnyh trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 29-30 aprelya, 2013.
3. Arhipova A.I., S.P. Sedyh, V.I. Grischenko Principy postroeniya i tipologiya uchebno-vospitatel'nyh resursov innovacionnoj komp'yuternoj didaktiki. Shkol'nye gody. 2015; 59.
4. Grischenko V.l., S.P. Sedyh, A.I. Arhipova, R.I. Zolotarev Instrumental'nye obolochki IKD v strukture uchebnoj i vospitatel'noj raboty. Shkol'nye gody. 2015; 60.
5. Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya vzarubezhnyh pedagogicheskih poiskah. Moskva: Arena, 1994.
Статья поступила в редакцию 28.03.17
УДК 371.124.7
Gulakova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
Harchenko G.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE CASE STUDY METHOD AS THE BASIS OF PRACTICE-BASED LEARNING. The work reveals the necessity of strengthening the practical orientation in the training of specialists. The contents of a concept of "a case method" as an interactive method of training in the university, which takes into account all the features of the subject and forms the necessary knowledge and skills, is disclosed. The researchers define conditions and requirements for its implementation, when forming the skills for solving typical professional tasks. The authors conclude that in combination with other types of classes conducted within the framework of training courses, the case method takes the leading positions in training specialists in universities and is one of the most effective ways of acquiring practical experience. This technology can be used independently, and as part of traditional teaching methods or business games and trainings.
Key concepts: interactive methods of teaching, case-method, classification of cases.
М.В. Гулакова, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]
Г.И. Харченко, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
Е-mail: [email protected]