Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
1
УДК 51-77
13.00.00 Педагогические науки
ПРЕДМЕТНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОНД ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИКИ ПО МАТЕМАТИКЕ - ПРОБЛЕМЫ, СТРУКТУРА
Архипова Алевтина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор
Грушевский Сергей Павлович доктор педагогических наук, профессор, декан факультета математики и компьютерных наук SPIN-код: 6487-2271
Статья открывает цикл работ по обобщению и описанию ресурсов инновационной компьютерной дидактики с математическим содержанием, созданных кафедрами Кубанского государственного университета и редакцией журнала «Школьные годы» на протяжении последних десяти лет. Излагаются причины, обусловившие необходимость обобщения учебных материалов в едином Фонде, приводится типология учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики, даются определения типов ресурсов ИКД. Приведён каталог ресурсов различных типов с математическим содержанием с указанием структуры их программных компонентов
Ключевые слова: ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИДАКТИКА (ИКД), РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ДИДАКТИКИ, ЭЛЕКТРОННЫЙ ФОНД УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ИКД, СТРУКТУРА ПРОГРАММНЫХ КОМПОНЕНТОВ
UDC 51-77 Pedagogical science
SUBJECT ELECTRONIC FUND FOR INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS IN MATHEMATICS - THE PROBLEMS AND THE STRUCTURE
Arkhipova Alevtina Ivanovna
Doctor of Pedagogical sciences, professor
Grushevsky Sergey Pavlovich Doctor of Pedagogical sciences, professor, Dean of the faculty of mathematics and computer science RSCI SPIN-code: 6487-2271
The article opens a cycle of works on the synthesis and descriptions of innovative computer resources didactics with mathematical content created by the departments of Kuban state University and the editors of "School years" magazine for the past ten years. We have set out the reasons behind the need to integrate training materials into a single Fund, the typology of educational resources innovation of computer didactics; we have also given determinations of the types of resources for the ICD. The article provides a directory of resources of various types with a mathematical content showing the structure of software components
Keywords: INNOVATIVE COMPUTER DIDACTICS (ICD), THE RESOURCES OF INNOVATIVE COMPUTER-RELATED DIDACTICS, ELECTRONIC FUND OF EDUCATIONAL MATERIALS, TYPES OF ICD EDUCATIONAL RESOURCES, STRUCTURE OF SOFTWARE COMPONENTS
Причины и проблемы
Объясняя причины, вызвавшие необходимость объединения в единые предметные фонды созданных в разные периоды учебных ресурсов ИКД, мы решили начать изложение с краткого обзора развития этого научного направления. Создание учебно-методических ресурсов инновационной компьютерной дидактики (ИКД) в Кубанском государственном университете началось более 20 лет назад, а с 2005 года они стали публиковаться в кафедральном журнале с электронным приложением. За это время накопился большой набор разнообразных по содержанию и по жан-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
2
ру учебных материалов почти по всем предметам общего образования. При этом их программно-методическая составляющая непрерывно изменялась по мере разработки новых дидактических приёмов и модернизации программного обеспечения образовательного процесса.
В «докомпьютерный» период, когда наши новые дидактические технологии публиковались в отдельных сборниках, редакция журнала получала много писем со всех концов страны, особенно от сельских учителей, которые в то время не были избалованы обилием методической литературы. Коллеги очень одобрительно отзывались о наших работах, просили прислать наши книги. Эта ситуация показала нам, что мы на правильном пути, а потребность обновления классической методики преподавания школьных дисциплин давно назрела. Так появилось научное направление «инновационная дидактика», к наименованию которой в дальнейшем добавилось слово «компьютерная».
Однако вскоре «времена» изменились, с появлением компьютеров началось стремительное обновление традиционного методического арсенала на всех ступенях образования, в основном, в сфере общего образования, а сфера профессионального образования оказалась более консервативной. Здесь ещё очень сильны традиции - большинство преподавателей вузов создают свою «методическую школу» и к заимствованию «чужих» методик относятся критически. Поэтому сфера внедрения наших работ переключилась на ступень общего образования, где мы чувствовали большое понимание и поддержку. В одной из статей журнала был приведён пример из рассказа директора одной школы: «Когда я получила ваш журнал, я танцевала по школе «летку-енку», говоря коллегам - вот как надо учить детей!».
А с появлением на государственном уровне первых программ информатизации образования начался период активного сотрудничества со школами и внедрения наших разработок. В те годы даже руководители об-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
3
разованием городского масштаба активно посещали школы с целью проверки применения на уроках новых информационных технологий. Это был период творческого подъёма и больших надежд - наконец-то пришло время педагогической свободы. В это время появилось много хороших оригинальных учебников, многие из которых были изданы, т.к. для этого не требовалось разрешения руководства. Мы также издали ряд учебных книг, главными из которых были два учебника новой модели - технологические (основной компонент - инновационные технологии обучения). Их издали сами школы из нескольких регионов. (Прошло более 15 лет, но до сих пор приходят иногда письма с просьбой прислать наш учебник по механике). Однако вскоре этот период «педагогической вольницы» в издании учебников для школ закончился, и на смену ему пришло время жёсткой регламентации и «табулирования» главной учебной книги. Естественно, авторам учебников из центральных издательств не нужны конкуренты.
Но главное достижение нашей дидактики в этот период в том, что на материале этих разработок были выполнены и защищены многочисленные диссертационные исследования, большинство из которых касались предметных областей математики и физики. Так, становление инновационной дидактики в области математики началось с докторской диссертации С.П. Грушевского, в которой, по существу, были заложены теоретические основы нового научного направления в методике обучения математике, и рассмотрены многие прикладные аспекты в этой области. В этой работе впервые были даны образцы не только преобразования математического содержания в новые технологии обучения, но и разработаны их интерактивные версии.
Спустя несколько лет был осуществлён один из самых масштабных проектов по реализации Программы «Информатизация образования РФ» -конкурсы Национального Фонда Подготовки Кадров (НФПК), финансируемые Международным Банком Реконструкции и Развития. Наш коллектив при-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
4
нял участие в первом конкурсе - ПРОЕКТ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» (ELSP/d/Gr/001_001) и был победителем в проектах по физике и математике. На конкурс были отправлены фрагменты технологических учебников по математике (раздел Дроби) и по физике (раздел Молекулярная физика). В рецензиях мы не получили ни одного критического замечания, все наши инновации были одобрены комиссией Фонда. Приведём несколько отрывков из рецензии на учебник математики.
«Концепция ИУМК «Технологический учебник», представленная на конкурс, презентует модель инновационного образовательного проекта, основные элементы которого служат изменению традиционной образовательной среды в области «Математика».
«Модульная структура учебника с программным приложением обеспечивает педагогические условия для решения ряда актуальных образовательных проблем, связанных с перегрузкой учащихся учебными занятиями, дифференцированным подходом в обучении, использованием межпредметных связей, созданием мотивационной основы учебного процесса. Курс способствует развитию у учащихся навыков поисковой и исследовательской деятельности, умения работать с различными источниками и формами информации, применения полученных знаний в повседневной жизни, навыков групповой и проектной деятельности».
«Главная оригинальность проекта - учебный курс строится таким образом, что его изучение сопровождается преимущественным использованием поисковых и проблемных методов обучения, избегая догматического введения математических понятий и принципов».
«Новая модель и структура предлагаемого учебника отличается от традиционной тем, что она многокомпонентная, состоит из информационной части (параграфы) и методической (обучающие блоки). При этом вторая часть
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
5
имеет также сложную структуру, представлена модулями, нацеленными на решение определённых педагогических задач».
«В учебнике предусмотрен различный уровень сложности излагаемых вопросов теории, более сложные вопросы выделены в отдельных блоках. Это соответствует Г осударственному стандарту математического образования, в соответствии с которым некоторые вопросы курса изучаются в ознакомительном плане».
«ИУМК функционален, он интегрирует функции учебника, сборника задач, справочника, сборника дидактических материалов, рабочей тетради, функции пособия по мультимедийным дидактическим технологиям. Ва-
рьируются формы предъявления задачного материала. Методика оценивания результатов обучения нетрадиционна, является «рейтинговой системой оценивания».
«Концепцию целесообразно поддержать в рамках конкурса ELSP/F2/Gr/001-004». Однако никакой поддержки наша концепция не получила, более того не удалось получить гриф Министерства на издание наших учебников. Поэтому мы вынуждены были перейти на «малые дидактические формы», часть которых и намерены обобщить в создаваемом предметном Фонде.
Однако, созданная модель учебника блочной структуры стала исполнять роль фундамента в дальнейшем развитии нового научного направления - инновационной компьютерной дидактики. Учебник получил название «технологический», поскольку 80 % его объёма занимало изложение технологий самостоятельного изучения излагаемых теорий. При этом его теоретическая часть включала лишь основную учебную информацию, которую надо прочно усвоить, а весь сопутствующий материал (примеры, иллюстрации, справочные сведения, исторические факты и др.) размещался в блоках самостоятельной работы. Практически все создаваемые учебные материалы или стали копировать структуру учебника, если в них излагались большие разделы, или исполь-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
6
зовать отдельные технологии учебника, которые были названы локальными, так как служили средством решения частных дидактических задач.
Но настоящим катализатором развития ИКД стал процесс перманентной модернизации программного обеспечения системы образования. Например, переход на использование для создания технологий ИКД программной среды HTML и языка программирования Java Script обеспечил условия не только для стремительного увеличения количества новых моделей и форм учебных материалов, но и их размещения в глобальной компьютерной сети на сайтах кафедр и журнала, а также в специальном разделе сайта КубГУ (http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, http://школьные-годы.рф).
Поскольку арсенал учебных материалов ИКД стал стремительно разрастаться, появилась необходимость объединения отдельных ресурсов в общую структуру. Поэтому начался период создания и патентования комплексных программ (инструментальных оболочек), которые связывают ресурсы в одну систему. В это же время контент многих технологий ИКД стал приобретать воспитательную направленность. Следовательно, появилась потребность в упорядочивании накопленного за долгие годы набора учебных материалов нетрадиционных форм для преодоления объективных трудностей внедрения учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики (УВР ИКД), которые вызваны рядом негативных факторов, а именно:
- неготовностью и индифферентностью подавляющего большинства учи-телей-предметников к использованию компьютеров в своей деятельности;
- отсутствием методического и программного обеспечения, ориентирующего преимущественно на самостоятельную работу учащихся;
- однообразием применяемых форм предъявления учебной информации, использующих, в основном, презентационные и тестовые системы;
- предъявлением учителям готовых учебных программных продуктов без возможности их модификации и включения собственного контента;
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
7
- отсутствием у педагогов мотивации в профессиональном совершенствовании в области электронного обучения, поскольку главный параметр оценки их достижений нацелен только на результаты ЕГЭ (следствие ошибочных решений федерального руководства образованием);
- отсутствием свободной конкуренции в сфере учебно-методических работ (учебников, пособий, электронных ресурсов и т.д.), а также свободного рынка педагогической продукции для школ;
- не востребованностью новых идей и теоретических подходов, которые обычно остаются только на страницах диссертаций, а их практическая реализация ограничивается камерными экспериментами;
- ангажированностью организаторов большинства федеральных и региональных конкурсов по проблемам педагогических инноваций (об этом у редакции журнала есть много примеров и аргументов).
Изложенные факторы можно считать сопутствующими росту следствиями, поскольку, известно, что эволюционный процесс в любой сфере (науке, производстве, общественных отношениях), обычно, наряду с прогрессивными результатами неизбежно приносит и негативные последствия. Эта закономерность проявилась в последние годы и в сфере образования, о чём прямо указывается в концепции Профессионального стандарта педагога» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н, введён в действие с 2015 года).
В Стандарте, в частности, отмечается, что «существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени». В результате таких преобразований из педагогической профессии уходит свойственная её природе творческая составляющая, поскольку начинает доминировать сугубо исполнительская деятельность. Поэтому в Стандарте педагога указано: «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля». Далее сле-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
8
дует вывод о необходимости «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию», что «невозможно без расширения пространства педагогического творчества».
Благодаря использованию УВР ИКД создаются условия, при которых педагоги могут совершенствовать свою профессиональную деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса. Самостоятельное создание педагогами УВР ИКД помогает эффективно выполнять обобщенные трудовые функции, а также содействует формированию необходимых знаний и умений, соответствующих Профессиональному стандарту педагога, таких как: организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; владеть ИКТ-компетентностями, в частности, общепользовательскими, пред-
метно-педагогическими, отражающими профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности, общепедагогическими, необходимыми для реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятиях и во внеурочной деятельности. При этом выполняется главный посыл концепции Профессионального стандарта педагога - «В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться». Поэтому мы ставим задачу не только внедрить в практику новые типы УВР ИКД, но и обучить педагогов их созданию. Средствами такого обучения выступают журнал «Школьные годы» с электронным приложением, а также редакционные и кафедральные сайты: http://icdau.ru, http://ya-znau.ru, http://icdau.kubsu.ru, Ьйр://школьные-годы.рф.
Поэтому несмотря на указанные неблагоприятные условия для инновационной педагогической деятельности продолжается процесс создания нового учебно-методического обеспечения, который, в основном, отража-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
9
ется в диссертационных исследованиях (теория) и на страницах и сайтах нашего журнала (практика).
Разумеется, в журнале нет системного представления всех вопросов учебного курса, например, математики, но такая задача нами и не ставилась. Главная цель - с помощью предметного фонда и других типов ресурсов показать педагогам возможности нового подхода к преподаванию предмета, основанного на инновационных средствах обучения с компьютерной поддержкой. При этом, демонстрируя тот или иной учебный материал, мы используем его общее наименование из типологии (классификации) учебно-воспитательных ресурсов инновационной компьютерной дидактики. В связи с этим приводим в таблице типы учебных материалов ИКД, их определения и адреса (URL) в наукометрической базе РИНЦ, где можно прочитать статью о каждом из типов УВР ИКД.
Типология учебно-воспитательных ресурсов
Таблица 1. Типы учебно-воспитательных ресурсов ИКД
№ Тип ресурса Определение Пример
1 Локальные технологии обучения (ЛТО) Учебные материалы с оперативной или итоговой проверкой результата, нацеленные на решение определённой дидактической задачи и исполненные в одной компьютерной программе. Интерактивная обучающая технология «Словарь» (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=23421 288)
2 Банк учебнометодической информации (БУМИ) Электронный каталог учебных ресурсов с методическими комментариями по определённому разделу учебного курса. Структурная схема (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=23421 317)
3 Технологический учебник с электронным приложением (ТУ) Учебник принципиально новой структуры, состоящий из основной учебной информации (учебных параграфов) и аппарата усвоения теории (обучающие блоки). Технологический учебник по математике. Раздел «Дроби» (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=23421 280)
4 Мультимедийные учебно- воспитательные презентации (МУВП) Презентации, воспитательной направленности, выполненные в программе Power Point с использованием программной среды Visual Basic, обеспечивающей интерактивность. Сталинградская битва (http://elibrary.ru/i tem. asp?id=22670 171)
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
10
5 Компьютерные учебнометодические комплексы (КУМК) Комплекс интерактивных учебных материалов, объединённых общим содержанием и включённых в какую-либо презентационную систему. Натуральные числа (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=22840 286)
6 Компьютерные учебные игры (куи) Интерактивные учебные материалы, основанные на игровых сюжетах и нацеленные на создание мотивационной основы учебно-воспитательного процесса. Восхождение на пик Производной (http://elibrary.ru/c ontents .asp?i ssueid =1389953)
7 Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Система интерактивных учебных материалов, предназначенных для изучения большого фрагмента научной теории и отвечающих требованиям Госстандарта. Первообразная. Интеграл (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=22742 695)
8 Инструментальные оболочки (ИО) Комплексные программы, включающие в свою структуру другие программы учебного назначения с различными функциями, задачами и специфическим интерфейсом. Сила знаний (http://elibrary.ru/i tem. asp?id=22670 167)
9 Интернет технологии ИКД (ИТ ИКД) Технологии обучения, создаваемые в сети Интернет с помощью запатентованного конструктора технологий ИКД, размещённого на сайте http://ya-znau.ru. Формула знаний (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=22742 679)
10 Технологии ИКД на основе вебшаблонов (ВШ ИКД) Интерактивные технологии обучения с оперативной проверкой знаний, предназначенные для самообучения и допускающие модификации кодовых конструкций Технологии самоподготовки (http://elibrary.ru/i tem.asp?id=21774 606)
11 Презентационные Интернет ресурсы (ПИР ИКД) Учебные материалы, освещающие содержание темы (тексты и изображения) и размещённые в Интернете на сайте http://ya-znau.ru. Сайты http://icdau.ru, http ://icdau. kub su. ru
12 Интерактивный Интернет ресурс (URL сайта) Программно-информационная среда, включающая материалы различных типов и форматов, размещённая в глобальной сети Интернет и предназначенная для использования педагогическим сообществом. Сайты http://ya-znau.ru, http://icdau.ru, http ://icdau. kub su. ru
13 Информационный ресурс ИКД в Научной Электронной Библиотеке и РИНЦ Ресурс, включающий статьи журнала «Школьные годы» в информационной наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и размещённый в инструментальной оболочке Articulus. Статьи журнала «Школьные годы» №№ 1 - 60 http://www1. elibra ry.ru/proj ects/intra / system2/publisher .asp
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
11
14 Предметный ин- Набор учебно-методических материа- Статьи журнала
формационный лов, аккумулирующий все электрон- «Школьные го-
электронный фонд ные ресурсы ИКД по определённому ды» №№ 60, 61 и
(ПИЭФ) учебному предмету и опубликованный в СМИ. т.д.
Определения типов ресурсов
Локальные технологии обучения - учебные материалы с оперативной или итоговой проверкой результата, нацеленные на решение определённой дидактической задачи и исполненные в одной компьютерной программе.
Банк учебно-методической информации - электронный каталог учебных ресурсов, содержащий справочную информацию о традиционных средствах обучения по определённому учебному курсу: методическую трансформацию научной теории, набор практических заданий, технологии диагностики знаний, материалы для внеклассной работы по предмету и др.
Технологический учебник с электронным приложением - учебник принципиально новой структуры, состоящий из основной учебной информации (учебных параграфов) и аппарата усвоения теории. Первая часть минимизирована, весь дополнительный, иллюстративный, справочный материал перенесён в интерактивные обучающие блоки, предназначенные для самостоятельной работы.
Компъютерные учебно-методические комплексы - комплекс интерактивных учебных материалов, объединённых общим содержанием и включённых в какую-либо презентационную систему.
Компъютерные учебные игры - интерактивные учебные материалы, основанные на игровых сюжетах и нацеленные, в основном, на создание мотивационной основы учебно-воспитательного процесса.
Электронные образовательные ресурсы - система интерактивных учебных материалов, предназначенных для изучения большого фрагмента научной теории и отвечающих требованиям Госстандарта. Подразделяются на предметные, методические, воспитательной направленности.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
12
Инструментальные оболочки - комплексные программы, включающие в свою структуру другие программы учебного назначения с различными функциями, задачами и специфическим интерфейсом.
Интернет технологии ИКД - технологии обучения с итоговой проверкой, создаваемые с помощью запатентованного Интернет конструктора технологий ИКД на сайте http://ya-znau.ru. Имеют локальную и сетевую версии.
Технологии ИКД на основе веб-шаблонов - интерактивные технологии обучения с оперативной проверкой знаний, предназначенные, в основном для самообучения. Программы допускают модификации кодовых конструкций.
Презентационные Интернет ресурсы - теоретические материалы, освещающие содержание учебной темы (тексты и изображения) и размещённые в Интернете на сайте http://ya-znau.ru. Создаются и размещаются самостоятельно педагогами, имеющими доступ к разделу сайта «Учитель».
Интерактивный Интернет ресурс - программно-информационная среда, включающая материалы различных типов и форматов, размещённая в глобальной сети Интернет и предназначенная для использования педагогическим сообществом.
Информационный ресурс ИКД в Научной Электронной Библиотеке и РИНЦ - ресурс, включающий статьи научно-методического журнала кафедры в информационной наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) и размещённый в инструментальной оболочке Articulus.
Предметный информационный электронный фонд - набор учебнометодических материалов, аккумулирующий все электронные ресурсы ИКД по определённому учебному предмету.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
61
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
КАТАЛОГ УВР ИКД ПО МАТЕМАТИКЕ В ПРЕДМЕТНОМ ЭЛЕКТРОННОМ ФОНДЕ
Ступень образования Тип УВР ИКД Раздел, учебная тема Содержание Структура программного компонента Програм- мы и среды Авторы, публикации
Начальная школа КУМК Т аблица умножения 1. Проектирование структуры учебно-методического комплекса. 2. Описание КУМК Интерактивная презентация Упражнения для самоподготовки: вся таблица, переместить числа, секретная таблица, лестница чисел Локальные технологии. Интерактивные задачи: «Запасливый мышонок», «Разговор по телефону», «Весёлая бурёнка», «Лягушка на охоте». Фасетный тест, эстафета задач. КУИ: Уроки Кота Леопольда Power Point Adobe Flash Microsoft Word Paint Е.Н. Овчаренко, А.Е. Шевляк, А. И. Архипова Школьные годы № 25 Информационный ресурс НЭБ
Начальная школа Технологии ИКД в начальной школе 1. Принципы построения КУМК 2. Авторский коллектив, концепция журнала «Школьные годы» 3. Описание технологий и учебных компьютерных игр для младших школьников Интерактивная презентация Технологии ИКД: тест «Да-Нет», перфокарта, фасетный тест, учебные эстафеты (чисел и задач), калейдоскоп задач. КУИ: педагогические свойства КУИ Морской бой, Зажги огонёк, Уроки Кота Леопольда, Морская жемчужина, Учебный футбол, Полёт на ядре, «Ну, погоди!», День рождения, Выручи царевну, Сокровища подземелья, Воздушный десант, Персидский ковёр, Скатерть-самобранка, Букварь, Пешеходы и автомобили Предметные КУМК Применение в школе Power Point Adobe Flash HTML Р. И. Золотарёв, А. И. Архипова Школьные годы № 18 Информационный ресурс НЭБ (научной электронной библиотеки) и РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Основная школа 5 класс Натуральные числа КУМК 1.Учебный параграф: определение, число ноль, запись Интерактивная презентация Веб презентация учебного параграфа Упражнения с самопроверкой: работа с тек- Power Point HTML Adobe Flash В. В. Марченко, А.И. Архипова, Е.А. Пичкуренко Школьные годы
стом, счёты, эстафета чисел, диалог с компью-
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
62
натуральных чисел, разрядные единицы, чтение натуральных чисел, правила записи чисел, число как сумма разрядных слагаемых тером (работа на слайдах и рисунках) Обучающие блоки: словарь, перфокарта, тест, сокровища подземелья, фасетный тест, учебный футбол, интерактивные задачи Visual Basic № 25 Информационный ресурс НЭБ и РИНЦ
Основная школа 5 класс Отрезок. Длина отрезка. Треугольник ЭОР Учебный параграф: геометрия, геометрические объекты, отрезок, длина отрезка, единицы длины, равные отрезки, замкнутые и незамкнутые линии, вершины и стороны треугольника, плоскость, прямая, ломаная Веб презентация учебного параграфа Работа над текстом параграфа с самопровер- HTML Adobe Flash Архипова А.И., Марченко В.В., Пичкуренко Е. А. Школьные годы № 6 Информационный ресурс НЭБ и РИНЦ
кой: выпадающий список, рисование на веб странице, перемещение, формы Упражнения: измерение длины и периметра Веб шаблоны: соответствие, установление последовательности, эстафета геометрических объектов, крепость геометрических объектов Локальные технологии обучения: словарь, фасетный тест, поле знаний, эстафета задач
Основная школа 5 класс Координатный луч, шкала, диаграмма ЭОР Учебный параграф: координатный луч, единичный отрезок, точка отсчёта, цена деления шкалы, диаграммы, измерение дины, массы, времени, температуры, давления, влажности Веб презентация учебного параграфа Работа над текстом параграфа с самопроверкой Упражнения: действия со шкалами приборов для измерения длины, времени, массы, температуры, давления, влажности, скорости. Веб шаблоны: выпадающий список, рисование на веб странице, перемещение, формы, фреймы, визуализация текста и изображения Локальные технологии: словарь, фасетный HTML Adobe Flash Программы Интернет конструктора технологий ИКД Архипова А.И., Марченко В. В., Пичкуренко Е. А. Школьные годы № 6 Информационный ресурс НЭБ и РИНЦ
тест, учебная мозаика
Основная школа 6 класс Делимость чисел. ЭОР Учебный параграф. Делители и кратные. Признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий Веб презентация учебного параграфа Интерактивная презентация с макросами. Упражнения: работа с текстом параграфа - заполнить пропуски, слова из текста, запись в окна с проверкой, перемещение чисел, Интерактивные задания: Замок, Перевёртыши, Выбор слова, Путаница, Запись в окна, Цифровое поле, Найти НОД и НОК, Собрать пары, Power Point HTML Adobe Flash Visual Basic Архипова А.И., Пичкуренко Е. А. Золотарёв Р. И. Школьные годы № 34-35 Информационный ресурс НЭБ и РИНЦ
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
63
делитель. Взаимно простые числа. Наименьшее общее кратное. Алгоритм Евклида. Собрать правила, Убрать лишнее, Заполнить пропуски, Выполнить алгоритм Локальные технологии обучения: Собрать предложение, Флэш-тест, Узнать имя, Переместить числа, Да-Нет, Кроссворд с переносом слов, Перфокарты (1 - 5), Словарь, Уроки Кота Леопольда, Фасетный тест. Презентация заданий в формате VBA
Основная школа Дроби. Веб презентация учебного параграфа Power Point Архипова А.И.,
6 класс Учебный параграф. Равен- Интерактивная презентация с макросами. HTML Пичкуренко Е. А.
ство дробей. Основное свойство дроби. Упражнения (1 - 15). Работа с текстом параграфа - заполнить пропуски,_слова из текста, Adobe Flash Золотарёв Р.И.
Сокращение дробей. При- запись чисел в окна, _заполнить списки. Visual Школьные годы
ведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Локальные технологии обучения: Фасетный тест, Эстафета задач Интернет технологии ИКД: Тест знаний (1 - 2) Basic № 36 Информационный ресурс НЭБ и РИНЦ
Основная школа Дроби. Веб презентация учебного параграфа HTML Архипова А.И.,
6 класс Учебный параграф. Умно- Работа над текстом параграфа с самопровер- Adobe Пичкуренко Е. А.
жение и деление обыкновенных дробей. Нахождение дроби от числа. Нахождение процентов от данного числа. Применение распределительного свойства умножения. Взаимно обратные числа. Деление обыкновенных дробей. Нахождение числа по его дроби. Изменение величи- кой: выпадающий список, перемещение, формы, зрительный диктант, учебный лабиринт, Локальные технологии обучения: Эстафета задач, Перфокарты Интернет технологии ИКД: Тест знаний (1 -2), Матрица знаний, Словарь знаний Flash Золотарёв Р. И. Школьные годы № 4 - 5 Информационный ресурс НЭБ и РИНЦ
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГ АУ, № 111(07), 2015 года 64
ны в процентах. ЭОР
Основная школа Квадратичная функция. Инструментальная оболочка УЧКОМ HTML С. С. Грушевский
8 класс Квадратные уравнения. Презентация ЭОР на сайте http://va-znau.ru Adobe
Построение графика квад- Веб шаблоны: перемещения, формы, рисова- Flash Школьные годы
ратичной функции. ние на веб странице Програм- № 52
Построение графика квад- Локальные технологии обучения: Ситуацион- мы Интер- Информацион-
ратичной функции спосо- ный тест (1 - 2), Найти соответствие (1 - 4), нет кон- ный ресурс НЭБ
бом параллельного переноса. Алгоритм построения графика квадратичной функции. Соответствие: формула - график. ЭОР Фасетный тест Интернет технологии ИКД: Поле знаний Компьютерная учебная игра (две версии). Восхождение на Пик Параболы структора технологий ИКД и РИНЦ
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
65
Старшая школа 10 Показательная и логариф- Веб презентация параграфов. HTML Учебник:
класс мическая функции Инструментальная оболочка «Оглавление» Adobe Е.П. Нелин,
ЭОР Презентация упражнений с макросами Flash В. А. Лазарев
1. Показательная функция. Презентация ЭОР на сайте http://ya-znau.ru Програм- ЭОР:
Определение, области Веб шаблоны: перемещения, формы, рисова- мы Интер- Архипова А.И.,
определения и значений. ние на веб странице. нет кон- Пичкуренко Е. А.
График функции. Свойства 1. Упражнения (в двух форматах). Работа над структора Золотарёв Р. И.
функции. Свойства степе- тексом параграфа: заполнить пропуски, поста- технологий
ни. Значения показательной вить символы, вставить формулу, составить ИКД Школьные годы
функции и значения аргу- правило, построить график и выполнить про- Visual № 38
мента. Свойства функции, верку, заполнить таблицу, записать ключевые Basic Информацион-
отображённые в графиках. слова, показать соответствия, заполнить окна, ный ресурс НЭБ
Повторение. Свойства гра- найти ответ в рисунке, поставить знаки срав- и РИНЦ
фика функции. нения,
2. Логарифмическая функ- выбрать из списка, собрать правило по логиче-
ция. ской формуле.
Определение. Области 2. Упражнения (в двух форматах). Работа над
определения и значений. тексом параграфа: распределить формулы, за-
Свойства функции. Форму- полнить пропуски, убрать лишнее, логарифми-
лы. Соответствия условий и ческая олимпиада - футбол, логарифмическая
свойств. Свойства функции, олимпиада - баскетбол, найти соответствие,
отображённые в графиках. найти ответ в рисунке, поставить знаки срав-
нения.
Локальные технологии обучения: Десант (1 -
2), Фасетный тест, Учебный футбол, Перфокарта. Интернет технологии обучения: Тест знаний
(1 - 4). Компьютерные учебные игры: Морской бой, Восхождение на Пик Логарифм.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
66
Старшая школа 11 Производная Веб презентация параграфов. HTML Пригодина А. Г.
класс ЭОР Презентация упражнений с макросами Adobe Архипова А. И.
1. Определение, формула. Инструментальная оболочка УЧКОМ Flash Золотарёв Р.И.
Геометрический смысл Упражнения. Работа над тексом параграфа: Програм-
производной. Уравнение диалог, аналогии, реконструкция, распределе- мы Интер- Школьные годы
касательной. Механический ние, порядок действий, распутать клубок, сле- нет кон- № 43, 45
смысл производной. Диф- пая схема, составить правило, найти название, структора Информацион-
ференциал и его связь с конспект - смысл, конспект - значения. технологий ный ресурс НЭБ
производной. Основные Локальные технологии обучения. Формула ИКД и РИНЦ
свойства производных и знаний. Visual
дифференциалов. Правило Веб шаблоны: диктант, учебный лабиринт. Basic
Лопиталя. Интернет технологии обучения: Словарь (две
2. Применение производ- версии)
ной в исследовании функ- Учебная игра. Восхождение на Пик Производ-
ций. Связь между непрерывностью и дифференцируемостью функции. Достаточные признаки монотонности функции. Критические точки. Необходи- ной.
мое условие экстремума. Достаточные условия экстремума. План исследования функции. 3. Выпуклость, вогнутость и точки перегиба функции. Вторая производная. Достаточное условие вогнутости (выпуклости) функции.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
67
Старшая школа 11 Первообразная. Интеграл. Веб презентация параграфов. HTML Пригодина А. Г.
класс КУМК, ЭОР Презентация упражнений с макросами Adobe Архипова А. И.
1. Первообразная. Неопре- Инструментальная оболочка УЧКОМ Flash Золотарёв Р.И.
делённый интеграл. Основ- Упражнения. Работа над текстом параграфа: Програм-
ные свойства неопределён- заполнить пропуски, найти первообразную, мы Интер- Школьные годы
ного интеграл. Интегриро- ключевые слова, найти ответ в рисунке, поста- нет кон- № 39, 42
вание по частям. Интегри- вить знаки сравнения, сопоставьте текст и ри- структора Информацион-
рование подстановкой (за- сунки. технологий ный ресурс НЭБ
мена переменной). Локальные технологии обучения. Фасетный ИКД и РИНЦ
2. Криволинейная трапеция. тест, Эстафета логических переменных. Visual
Определённый интеграл. Интернет технологии обучения. Поле знаний. Basic
Пределы интегрирования. Подынтегральное выражение. Формула Ньютона -Лейбница. Основные свой- Пробелы в знаниях.
ства определенного интеграла. Объём тела вращения. Работа переменной силы.
Итак, всё разнообразие созданных учебных ресурсов ИКД по математике отражается в их типологии, где в качестве основания используются доминирующие дидактические задачи, которые необходимо решать посредством того или иного учебного материала. Типы учебных ресурсов ИКД характеризуются не только дидактической ориентированностью, но и спецификой построения контента и его визуализации, интерфейсом с обучающимся, объёмом учебного содержания, способом создания (ручной или с помощью Интернет конструктора), а также используемой программной платформой. Благодаря использованию процедуры создания ЭОР создаются условия, при которых педагоги могут совершенствовать свою профессиональную деятельность.
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf
Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года
61
Литература
1. Архипова А.И. Механика: технологический учебник / А.И. Архипова // Школьные годы. 2000. № 7.
2. Архипова А.И., Грушевский С.П. Пешеходы и автомобили. Технологии обучения математике // Школьные годы. 2001. № 10.
3. Архипова А.И. Учебник нового поколения как важнейшее средство информатизации среднего образования. Телекоммуникации и информатизация образования. Москва. № 5 (30) сентябрь-октябрь, 2005
4. Архипова А.И , Е.Н. Овчаренко, А.Е. Шевляк. Построение компьютерного тематического учебно-методического комплекса по математике // Школьные годы. 2009. № 22.
5. Грушевский С.С. Архипова А.И. Электронные образовательные ресурсы инновационной компьютерной дидактики как средство информатизации педагогического образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. №1.
6. Грушевский С. С. Архипова А. И. Модель учебника нового поколения (технологического) как методическая основа создания электронных обучающих систем и Интернет поддержки обучения педагогов / С. С. Грушевский, А. И. Архипова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №09(083).
References
1. Arhipova A.I. Mehanika: tehnologicheskij uchebnik / A.I. Arhipova // Shkol'nye gody.
2000. № 7.
2. Arhipova A.I., Grushevskij S.P. Peshehody i avtomobili. Tehnologii obuchenija ma-tematike // Shkol'nye gody. 2001. № 10.
3. Arhipova A.I. Uchebnik novogo pokolenija kak vazhnejshee sredstvo informatizacii sred-nego obrazovanija. Telekommunikacii i informatizacija obrazovanija. Moskva. № 5 (30) sentjabr'-oktjabr', 2005
4. Arhipova A.I , E.N. Ovcharenko, A.E. Shevljak. Postroenie komp'juternogo tematich-eskogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po matematike // Shkol'nye gody. 2009. № 22.
5. Grushevskij S.S. Arhipova A.I. Jelektronnye obrazovatel'nye resursy innovacionnoj komp'juternoj didaktiki kak sredstvo informatizacii pedagogicheskogo obrazovanija // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl'. 2014. №1.
6. Grushevskij S.S. Arhipova A.I. Model' uchebnika novogo pokolenija (tehnologicheskogo) kak metodicheskaja osnova sozdanija jelektronnyh obuchajushhih sistem i Internet podderzhki obuchenija pedagogov / S.S. Grushevskij, A.I. Arhipova // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) [Jelektronnyj resurs]. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - №09(083).
http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/102.pdf