Научная статья на тему 'Проблемы использования электронных средств обучения биологии'

Проблемы использования электронных средств обучения биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЛЕКСЫ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ / ELECTRONIC LEARNING TOOLS / INTERACTIVITY OF BIOLOGY EDUCATION / COMPLEXES OF TEACHING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теремов Александр Валентинович, Галушин Владимир Михайлович, Теплов Дмитрий Львович

Появление электронных средств обучения связано с компьютеризацией образования. Их использование придает биологическому образованию интерактивность, позволяет полнее учитывать потребности и возможности обучающихся. Заменить натуральную наглядность электронные средства обучения не способны, так как являются лишь виртуальными моделями реальных биологических объектов, процессов и явлений. Методическим условием использования электронных средств обучения является их включение в состав комплексов средств обучения биологии, наряду с другими средствами наглядности и техническими устройствами. Только в этом случае можно задействовать все каналы взаимодействия обучающихся с миром живой природы, обеспечить усвоение биологических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теремов Александр Валентинович, Галушин Владимир Михайлович, Теплов Дмитрий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of Using Electronic Means in Teaching Biology

The emergence of electronic means of teaching is associated with the computerization of education. Their use gives interactivity to biological education, allows to fully take into account the needs and opportunities of students. Electronic learning tools are not capable to replace the natural visual aids because they are only virtual models of real biological objects, processes and phenomena. The methodological condition for using e-learning tools is their inclusion in the biology teaching facilities, along with other visual aids and technical devices. Only in this case it is possible to involve all channels of interaction of students with the world of wildlife, ensure the mastering of biological knowledge.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования электронных средств обучения биологии»

УДК 372.891 ББК 74.262

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

А.В. Теремов, В.М. Галушин, Д.Л. Теплов

Аннотация. Появление электронных средств обучения связано с компьютеризацией образования. Их использование придает биологическому образованию интерактивность, позволяет полнее учитывать потребности и возможности обучающихся. Заменить натуральную наглядность электронные средства обучения не способны, так как являются лишь виртуальными моделями реальных биологических объектов, процессов и явлений. Методическим условием использования электронных средств обучения является их включение в состав комплексов средств обучения биологии, наряду с другими средствами наглядности и техническими устройствами. Только в этом случае можно задействовать все каналы взаимодействия обучающихся с миром живой природы, обеспечить усвоение биологических знаний.

Ключевые слова: электронные средства обучения, интерактивность биологического образования, комплексы средств обучения.

ISSUES OF USING ELECTRONIC MEANS IN TEACHING BIOLOGY

Abstract. The emergence of electronic means of teaching is associated with the computerization of education. Their use gives interactivity to biological education, allows to fully take into account the needs and opportunities of students. Electronic learning tools are not capable to replace the natural visual aids because they are only virtual models of real biological objects, processes and phenomena. The methodological condition for using e-learning tools is their inclusion in the biology teaching facilities, along with other visual aids and technical devices. Only in this case it is possible to involve all channels of interaction of students with the world of wildlife, ensure the mastering of biological knowledge.

Keywords: electronic learning tools, interactivity of biology education, complexes of teaching means.

168

A.V. Teremov, V.M. Galushin, D.L. Teplov

Использование электронных средств обучения стало в последнее время одним из самых заметных новшеств образовательной действительности. Их появление связано с компьютеризацией различных сторон жизни современного общества, развитием интерактивных цифровых образовательных технологий, массовым применением в быту разнообразных технических электронных устройств. Доступность и привлекательность электронных средств обучения, возможность их создания собственными силами, причем без особых материальных и временных затрат, сделали их широко распространенными в практике учебной работы общеобразовательных организаций, средних специальных учебных заведений, вузов и учреждений системы дополнительного образования.

Электронные средства обучения — это собирательное название для всех типов средств обучения (ЦОР, ЭОР, ЭФУ), использующих цифровой сигнал. Они обладают хорошими техническими характеристиками и возможностями, такими как технология матрицы, инфракрасный пульт, специальный режим съемки объектов, быстрый сбор и передача данных и др. Электронные средства обучения заняли в образовательном процессе существенное место. Они позволяют обеспечить управление процессом усвоения учебного материала, систематизировать и закрепить приобретенные знания, контролировать качество достижения образовательных результатов. Электронные средства обучения содействуют самостоятельности обучающихся, позволяют сформировать навыки работы с текстом, овладеть системой понятий, оценить свой уровень подготовки по конкретному вопросу. С

помощью электронных средств обучающиеся также могут пройти тренинг в выполнении разных типов учебных заданий, которые используются для текущего и итогового контроля знаний, получить наглядную иллюстрацию сложных и недоступные для реального восприятия природных объектов, процессов и явлений. Электронные средства обучения помогают осуществить программированный контроль знаний, применять персонифицированные формы подачи учебного материала, выстроить индивидуальную образовательную траекторию и реализовать идеи личностно-ориенти-рованного подхода к обучению.

Распространение электронных средств обучения происходит на фоне объективно сложившихся обстоятельств, которые нельзя не учитывать:

• объем потенциально полезного знания постоянно возрастает и превосходит возможности его усвоения субъектами познания на несколько порядков;

• традиционная культура усвоения знаний заменяется культурой поиска, дискуссии, обновления и переработки информации;

• на формирование и развитие образовательного потенциала человека все большее влияние оказывают новые несистемные образовательные институты (СМИ, справочные сайты, информационные и образовательные порталы, дистанционные центры обучения и т.д.);

• жизненные перспективы и карьерный рост человека определяются непрерывным обновлением его образования в течение всей жизни [1, с. 4].

В использовании электронных средств обучения наметился ряд тен-

169

денций. Одни из них положительно сказываются на образовательном процессе, например, обеспечивают свободный доступ пользователей к образовательным ресурсам образовательных учреждений, расположенных в географически удаленных точках; оптимизируют учебную деятельность на основе учета уровней обу-ченности тех, кто учится; создают виртуальную образовательную среду, в которой обучающий и обучаемые становятся полноправными субъектами совместной деятельности. Другие тенденции использования электронных средств обучения являются нежелательными, например, смешиваются понятия «знания» и «информированность», реальное интерсубъектное общение подменяется квазиобщением в виртуальной среде, расширяются возможности для плагиата при выполнении разного рода учебных заданий, ухудшается состояние здоровья при работе с компьютером и др.

Отметим, что внедрение электронных средств обучения в образовательный процесс до сих пор не произвело желаемого эффекта качественного роста его результативности. Отчасти причины этого кроются в отсутствии теоретического осмысления данного педагогического феномена. Прикладной аспект использования электронных средств обучения явно преобладает в научно-педагогических исследованиях по данной проблеме. Непростую ситуацию осложняет оснащение компьютерной техники подчас неподходящим для образовательных целей программным обеспечением, навязывание образовательным организациям производителями электронных средств все новых и новых продуктов, административное обязывание препо-

давателей постоянно обновлять имеющийся в их распоряжении арсенал электронных средств обучения, без учета их дидактической результативности, слабое развитие образовательного сегмента в локальных сетях и др.

Особенно остро эти проблемы стоят в профильном обучении старшеклассников, которое рассматривается как главный инструмент их ориентации в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжения образования. Профильное обучение является завершающим этапом формирования знаний, умений и навыков информационного самообеспечения учебной деятельности обучающихся, так как по окончанию школы у выпускников должны быть сформированы рациональные приемы и способы самостоятельной работы с информацией, необходимые для решения задач в конкретной выбранной области профессиональной деятельности. Для этого выпускники школы должны уметь применять технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы с информацией; использовать знако-во-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач; применять речевые средства профессиональной коммуникации; овладеть навыками чтения информационных текстов, осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей; делать умозаключения и выводы; проверять достоверность информации, оценивать ее объективность и полноту. Нерешенность этих задач усугубляет проблему ис-

пользования электронных средств обучения на следующей ступени образования. Преподаватели вузов сталкивают с неумением студентов младших курсов правильно интерпретировать и представлять информацию, должным образом ее передавать, обобщать, систематизировать, оформлять и т.д. С трудом в напряженном графике вузовской учебной работы находится время на устранение этих недостатков школьного образования.

В предметном обучении электронные средства используются по-разному. Так, в преподавании биологии чаще всего это демонстрация биологических объектов, процессов и явлений на интерактивной доске с помощью проекционной техники, применяемая на этапе сообщения преподавателем нового материала, при проведении с обучающимися обобщающих занятий, во время подготовки мультимедийных презентаций, создания электронных тезаурусов и тематических словарей. Этот список можно продолжить, упомянув, например, о возможностях постановки в учебных лабораториях реальных биологических экспериментов с помощью цифровых лабораторий, в том числе наблюдений за микроскопическими биологическими объектами в цифровой микроскоп [2], проведения виртуальных лабораторных работ с использованием программ-симу-ляторов — от сравнительно простых анимаций из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [3] до сложных программ, поставляемых разными производителями.

Использование электронных средств обучения значительно повысило интерактивность современного биологического образования. Так, в авторских линиях учебного пред-

мета «Биология» предусмотрено применение учебно-методических комплектов (УМК), в которых центральное место отведено электронной форме учебника (ЭФУ). Такая форма подачи учебного материала, предполагает не только развитие познавательной сферы личности обучаемого, но и его коммуникативных и регулятивных способностей, обеспечивающих полноценный цикл учебной работы со знаниями: а) оценку исходного уровня знаний; б) наращивание новых знаний; в) тренинг с новыми знаниями; г) обобщение и систематизацию новых знаний с ранее изученными знаниями; д) проверку правильности усвоения знаний.

Одна из причин внедрения электронных средств в обучении биологии связана с тем, что, широко проникая в повседневный быт детей и подростков, они становятся основной частью их способа жизни и повседневного общения. Позволив себе отстать от этой массовой тенденции, преподаватель рискует потерять контакт с обучающимися. Кроме того, электронные пособия делают виртуально доступным то, что, по разным причинам, нельзя ни увидеть, ни показать иначе: из-за пространственной удаленности и труд-нодоступности для большинства участников образовательного процесса, например экзотические природные ландшафты и жизнь их обитателей; из-за временной удаленности — жизнь растений и животных прошедших геологических эпох; из-за трудностей технико-технологического характера — данные электронной микроскопии, анатомическое строение тел организмов, ускоренные или замедленные движения (ра-

171

172

пидная и рефрактерная съемка); наконец, из-за принципиальной недоступности восприятию — молекулы органических веществ и биологические наноструктуры.

Использование электронных средств обучения биологии происходит, как правило, в кабинете биологии. Он служит той информационно-развивающей средой, в которой проводятся не только теоретические и практические занятия по учебному предмету, но и организуется проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Кроме электронных средств, в состав учебного оборудования по биологии входят натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, влажные препараты, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии); приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности); средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал); муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации); учебно-методическая литература (определители, справочники, контрольно-измерительные материалы). Специфика обучения биологии требует наличия всего комплекса учебного оборудования для ознакомления обучающихся с живой природой, методами исследования биологических систем и процессов. В кабинете биологии должен быть лабораторный инструментарий, оборудование для проведения биологических наблюдений, постановки биологических экспериментов, а также соответствующие инструкции к ним.

Натуральные объекты — специфический для обучения биологии вид учебного оборудования, служа-

щий непосредственно объектом наблюдений при постановки и демонстрации опытов, проведения лабораторных и практических работ, выполнения обучающимися проектов и исследований. Заменить полностью натуральные объекты их виртуальными изображениями с помощью электронных средств обучения невозможно. Демонстрация натуральных объектов — один из основных методов обучения, используемых преподавателем на этапе первичного ознакомления обучающихся с изучаемыми биологическими объектами, процессами и явлениями. В общем виде она сводится к показу натуральных объектов и / или их заместителей (муляжей, моделей, изображений, схем), к проведению демонстрационных опытов [4]. Частным случаем демонстрации натуральных объектов является метод иллюстрации, предполагающий относительно более пассивное восприятие обучающимся, будучи либо наглядным подтверждением, либо сопровождением рассказа преподавателя. Демонстрация живого животного, например, птицы или грызуна в клетке, может быть организована, с точки зрения методики обучения, как иллюстрация: издали, в процессе рассказа, без непосредственного контакта с ним. Также возможна демонстрация процесса поведения: более близкий контакт обучаемых с животным, наблюдение за его кормлением и т.п. Далее, по степени активности обучаемых и их вовлеченности в контакт с объектом, идет комплексное сочетание демонстрации натуральных объектов и практических методов обучения: постановка систематического наблюдения, лабораторного опыта

или биологического эксперимента. Существуют методические разработки, в которых запланированы достаточно безопасные и для обучаемых, и для самих биологических объектов учебные действия, например, наблюдение за проявлением пищевых рефлексов у аквариумных рыб, проращивание семян растений и наблюдение за ростом проростков с метками на верхушках побегов, воспитание бабочек из гусениц и др.

Многие из этих разработок давно и хорошо апробированы в образовательном процессе. Даже при сокращении учебных часов на биологию в базисном учебном плане лабораторные и практические работы с натуральными объектами несомненно должны быть включены в программы учебных предметов и элективных курсов. Здесь наблюдается подлинная интерактивность: построение системы прямых и обратных связей обучающихся с преподавателем, с учебной задачей, с объектом восприятия и исследования; возможность оценки знаний и навыков обучающихся путем анализа их высказываний и ответов на вопросы педагога как в процессе работы, так и по ее итогам. Эмоциональная вовлеченность обучающихся в учебный процесс в большинстве случаев очевидна. Между тем при демонстрации биологических объектов и их поведения на мониторе компьютера или на проекционном экране обеспечивать активность обучающихся иногда удается лишь специальными методами, заданиями, предварительной установкой на контрольный опрос и т.п. Но это будет иная активность и другой тип эмоционального контакта. Основанием для него служит психологическая установка, а не интерес-возбуждение,

связанный с проявлением ориентировочного рефлекса на заметное, непривычное, пробуждающее непроизвольное внимание и задействующее эмоциональную память.

Возникают вопросы методического характера: «Что лучше?», «Когда предпочесть демонстрацию натуральных объектов, а когда — показ его виртуального изображения?» Все зависит от конкретных педагогических задач. Электронные средства обучения следует использовать тогда, когда ставится задача знакомства обучающихся с разнообразием и географическим распространением биологических объектов, либо задача расширения биологической эрудиции обучаемых и дальнейшего углубления в изучаемый материал. Однако на этапе первичного ознакомления с биологическим объектом для формирования у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к знаниям о нем, для приобретения навыков учебно-познавательной деятельности, гораздо важнее непосредственный контакт с биологическим объектом и его субъектификация (термин В.А. Ясвина). Используя видеофильм или фотогалерею слайдов, трудно развить терпение, аккуратность в обращении с живым, бережное к нему отношение. Например, работая с изображением животного, обучающийся имеет дело с идеализированным объектом, а в случае интерактивного электронного средства — еще и с идеализированным поведением этого объекта, в котором разработчиками применены не всегда методически правильно обработанные видеосъемки или анимированные изображения. Чаще всего такие электронные средства действуют по зрительному каналу восприятия информации, то есть

расчитаны на визуалов и мало учитывают другие каналы взаимодействия с внешним миром — аудиальный и кинестетический, крайне важные для комплексности ощущений и формировании в сознании обучаемого правильного представления о биологическом объекте, процессе или явлении.

Все больше производителей предлагают образовательным организациям виртуальные практикумы [5; 6], а преподаватели создают и выкладывают в Интернет кустарные разработки электронных ресурсов для разных УМК. Виртуальные практикумы представлены на сайтах государственных органов образования, например, Федерального центра образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ [7]. Виртуальные эксперименты — довольно часто используемый вид электронных средств обучения биологии. По сути, это комплексные методики, сочетающие плюсы технических и экранно-звуковых средств обучения с достоинствами лабораторной работы и с отсутствием затрат по ПЛ содержанию и разведению лабораторных объектов, по подготовке и проведению лабораторной работы, по уборке помещения после работы и т.п. Эта форма использования электронных средств обучения биологии тоже имеет определенные недостатки, являющиеся продолжением ее достоинств. Во-первых, здесь нет ни реального контакта с действительностью, ни преодоления реальных трудностей, что важно в воспитательном плане. Вместо живой природы познается ее идеализированная модель, закономерности которой предельно ясны. В одних учебных ситуациях это полезно и методически целесообразно; в других — например, при использовании проект-

ной и исследовательской деятельности — гораздо важнее организовывать реальные наблюдения и эксперименты за биологическими объектами, чтобы научить обучающихся эмпирически их познавать, не угадывая, а выводя на основании полученных экспериментальных данных биологические закономерности.

Примерно те же соображения можно привести, сопоставляя использование коллекции виртуального биологического музея с использованием натуральных объектов в реальных музеях. Точно так же ни один самый лучший видеофильм об экспедиции, ни виртуальный определитель животных или растений не заменят ни реальную экспедиционную работу, ни полевую учебную практику по биологии. В процессе контроля и коррекции знаний виртуальные тесты должны применяться вместе с традиционными методами проверки правильности усвоения пройденного учебного материала. Естественно, виртуальные тесты полезны для самопроверки и самоподготовки обучающихся. Однако ни виртуальная конференция, ни форум, ни чат, ни диалог по Скайпу не могут быть полноценной заменой живого общения между обучаемыми и преподавателем, в ходе которого происходит тонкая интуитивная «настройка» достигнутых образовательных результатов.

Одна из традиционных форм обучения биологии — экскурсия. Основная ее цель — стимулирование познавательной активности обучающихся. Во время экскурсии изучение биологических объектов, явлений и процессов живой природы происходит в естественных условиях (в природе) или в специально созданной обстановке (в музее, зоопарке, на биотехнологиче-

ском производстве и др.). Познавательная активность обучающихся на экскурсии запускается непосредственно живыми объектами, явлениями и процессами. Казалось бы, эту форму обучения легко заменить обзором биологических объектов, явлений и процессов, предусмотренных учебной программой, с помощью галерей фото- и видеоизображений, тематических мультиме-диапрезентаций или виртуальных экскурсий. Особенно такой соблазн возникает в условиях крупного города, где проведение биологических экскурсий всегда сопряжено с массой трудностей организационного и методического характера. Однако замена физической реальности реальностью виртуальной порождает ряд проблем междисциплинарного характера.

Во-первых, с точки зрения семиотики (общей теории знаковых систем), изображение, даже самое совершенное, является заместителем объекта (ико-нический знак), а не сам объект. В процессе ознакомления обучающихся с реальными организмами и местами их обитания в природе преподаватель предоставляет им возможность самим сформировать в своем сознании образы восприятий, а затем — сохранить в своей памяти образы воспоминаний и представлений. Преподаватель на экскурсии учит экскурсантов смотреть и видеть объекты природы, слушать и слышать, формировать суждения и представления, основанные на образах, то есть целенаправленно изучать живую природу, а не просто ее пассивно созерцать. В виртуальной же реальности основой восприятия является искусственный объектный план, сформированный другим человеком и компьютерной программой без участия сознания воспринимающего.

Во-вторых, если биологические объекты, явления и процессы будут заменены их иллюзией, максимально приближенной к реальности (например, в игровых технологиях) и адресованной всем органам чувств, можно ли сказать, что с помощью такой иллюзии обучающему предоставляется возможность самому познать живую природу? Виртуальное моделирование потенциально опасно для психики молодого человека стиранием грани между реальностью и вымыслом, а значит — между произволом и необходимостью, дозволенным и недозволенным, допустимым и недопустимым. Например, в компьютерной экологической игре всегда можно «отменить» свои неправильные шаги, поправить нанесенный «природе» ущерб, в реальности это сделать бывает подчас невозможно. Само представление о том, что «живая реальность» в этом случае не обладает принудительной силой объективно существующих экологических связей между человеком и природой, которые необходимо учитывать при планировании своих поступков в отношении природных объектов, может быть чревато вытеснением образа живой природы на периферию сознания человека, признания ее как противостоящей человеку, существующей для удовлетворения его потребностей (позиция антропоцентризма).

В-третьих, с точки зрения дидактики и методики обучения биологии, виртуальные «животные», «растения», «экосистемы» и другие модели могут содержать такие же ошибки и неточности, как и традиционные изобразительные и знаково-символические средства наглядности. Однако на печатных таблицах, муляжах и схемах

175

176

эти ошибки и неточности преподаватель и наиболее продвинутые обучающиеся могут заметить и исправить. В упаковке же красивых, динамичных и впечатляющих виртуальных образов неточности могут легче «проскочить» через сенсорные системы в сознание человека. Те же яркость и динамичность образов виртуальных биологических объектов способны помешать не только систематичности и поэтапности восприятия, но также самому процессу восприятию ситуации как учебной, а не игровой, что иногда приводит к вытеснению учебной мотивации. Справедливости ради отметим, что к таким же проблемам приводят методически не продуманные экскурсии в природу, в зоопарк или в ботанический сад. Но специфических проблем подмены реального виртуальным здесь все же меньше. Живая природа через свои объекты, процессы и явления сама «настойчиво» воздействует на органы чувств человека, формируя в его сознании достаточно полное представление о себе с точки зрения комплексной работы сенсорных систем организма, взаимодействия предметно-образного и словесно-логического мышления.

В-четвертых, с точки зрения возрастной физиологии и гигиены учебного труда, использование электронных средств обучения имеет ограничения. Так, продолжительность демонстрации учебных фильмов, транспарантов, слайдов, видеофрагментов, анимаций и мультимедийных презентаций на одном 40-минутном занятии с обучающими среднего школьного возраста не должна превышать 20—30 минут, а в течение одной недели таких занятий должно быть не более шести.

Таким образом, натуральные объекты в обучении биологии не могут быть заменены виртуальными изображениями. Причем, натуральные объекты, в том числе живые, желательно использовать не только как иллюстрации к учебному материалу, но и в качестве источника первичных количественных и качественных данных о живой природе, как доказательство правильности излагаемых в учебном материале теоретических знаний, обобщений, классификаций и выводов.

Одна из проблем использования электронных средств обучения — их «включение» в методику занятий по учебному предмету. Полагаем, что основная цель любого занятия — развитие обучающихся, то есть гармонизация взаимодействия познавательной, коммуникативной, эмотивной и регулятивной деятельности, связанных с учебной работой. Электронные средства обучения динамичны и «отзывчивы» по отношению к пользователю. Можно не только переходить от общего вида биологических объектов к их микроскопическому строению, но также в любой момент «остановить» и «перезапустить» моделируемый биологический процесс или природное явление. Особенно важны дидактические возможности электронных средств обучения в условиях вариативности биологического образования. Так, одна и та же интерактивная мультимедийная программа может использоваться по-разному: а) на вводном занятии для активизации познавательного интереса обучающихся к учебному материалу новой темы; б) на занятии сообщения новых знаний для наращивания объема формируемых понятий, законов, теории и научных фактов, цель которого — расширение и углубление

знаний обучающихся; в) на обобщающем занятии для проведения текущего, рубежного или итогового контроля и корректирования знаний, для развития интеллектуальных умений и навыков и т.д. Стоит лишь грамотно воспользоваться рекомендуемыми для этих целей опциями и функциями программы, вставными галереями фотографий, видеофрагментами и тестами. Сам факт наличия электронных средств обучения меняет общие подходы к построению классического «неэлектронного» занятия в сторону его большей интерактивности, направленности на диалогический стиль общения, на развитие различных сторон личности обучаемых и обучающего.

Использование электронных средств обучения позволяет расширить адаптивные возможности учебного предмета. В условиях перехода образовательных организаций на подушевое финансирование это имеет не только гуманитарное значение. В учебных программах и планах, рассчитанных на сочетание экстерната и очного обучения, на использование электронных рассылок заданий и учебных текстов, на контроль знаний по электронной почте или по Скайпу, применение электронных средств обучения уместно. В определенной степени расширение использования электронных средств обучения биологии также связано с ужесточением финансово-экономических и санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям. В отличие от живых обитателей уголка живой природы, комнатных растений, виртуальные животные и растения не требуют ни ухода, ни санитарного контроля, ни утилизации в случаях гибели и естественной смерти. Общение с вир-

туальной «живой природой» не грозит укусом, царапиной или проявлением аллергических реакций.

Многое из вышеотмеченного относится к большим коллекциям живых растений и к школьным музеям естествознания, а также к остеологическим и влажным препаратам. Так, набор микропрепаратов по биологии легко заменить набором соответствующих слайдов на жестком диске или на съемном носителе, причем виртуальный набор изображений микроскопических объектов может быть практически безграничным и по количеству, и по составу. В этом случае, с организационными, финансово-экономическими и санитарно-гигиеническими причинами широкого распространения электронных средств обучения биологии пересекаются причины технологические. Например, в виртуальном наборе могут быть фотографии микропрепаратов, сделанные с помощью профессиональных инструментов большого разрешения, с применением гистологических красителей или методов биолюминесценции, электронной микроскопии с объемными компьютерными реконструкциями микроструктур и т.п. Оборудование и расходные материалы для получения таких изображений дорогостоящие и требуют наличия квалифицированного персонала, образовательные организации, за редкими исключениями, не могут их ни приобрести, ни содержать на своем балансе, ни грамотно использовать в образовательном процессе. К тому же, многие современные биологические технологии небезопасны. Электронные средства обучения биологии, в сочетании с возможностями Интернета, «снимают» все эти и многие другие пробле-

177

178

мы, позволяя педагогу вместе с учениками получать информацию с «переднего края» науки.

Сформулируем главный вопрос: «Как виртуальная наглядность должна сочетаться с реальными средствами обучения биологии?» Педагогический опыт показывает, что наиболее обоснованным решением данного вопроса представляется комплексный подход к выбору средств наглядности. Именно такой подход — при опоре в основном на использование в обучении биологии натуральных объектов — позволяет сочетать сильные стороны обеих групп наглядных средств обучения и создавать современные комплексы средств обучения. При этом следует помнить, что каждое средство обучения, в том числе и электронное, обладает свой-ственнымиемувозможностямиидополня-ет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно только комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на обучающихся, способствует созданию на занятиях проблемной ситуации и исследовательскому поиску ее решения, содействует развитию умственных способностей обучающихся, самостоятельности в суждениях по ключевым вопросам биологии.

В последнее время наметились новые тенденции образования, в том числе биологического, связанные с использованием электронных средств обучения. Так, мобильное обучение основано на адаптации имеющихся ЦОР, ЭОР, ЭФУ для использования на мобильных электронных устройствах (планшетах, смартфонах); облачные технологии обеспечивают полноценный и быстрый доступ поль-

зователей к электронной среде из любой точки земного шара; геймифика-ция обучения связана с применением игровых технологий для увлечения обучающихся, стимуляции интереса к знаниям; интеграция обучения и работы по профессиям направлены на развитие дистанционной формы подготовки специалистов, необходимых для различных организаций — заказчиков такого рода образования.

Помимо чисто технических, в использовании электронных средств обучения наметились и ценностные аспекты, связанные с доступностью знаний. Практически все дисциплины перестраиваются под воздействием компьютеризации и интерактивных технологий. Существовавшие ранее различия в способах организации знаний по учебным предметам благодаря созданию единых «баз данных» начинают стираться. Степень проникновения и воздействия компьютеризации и интерактивных технологий в те или иные сферы жизни общества, в том числе в образование, обусловливает и степень воздействия на обучающего и обучаемых, означающей в первую очередь равную доступность информации для пользователей. С одной стороны, электронные средства обучения освобождают преподавателя от множества рутинных учебных действий, связанных с повторением пройденного учебного материала, рубежного контроля знаний и т.п. С другой стороны, необходимо использовать в образовательном процессе уникальность компьютерной техники, связанную с возможностями управляемого в интерактивном режиме конструирования обучающимися субъективно новых знаний, а также получения информации с помощью электронных учебных пособий, локальных сетей

и Интернета. В этом смысле электронные средства обучения — не самоцель, а всего лишь инструментарий для достижения общих целей образования и решения сугубо прикладных задач образовательной практики, связанных с предметным обучением.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилова, Г.П. Информационно-аналитические умения школьников в системе требований ФГОС. В помощь организаторам методической работы в школе [Текст] / Г.П. Данилова, О.А. Митрахович. — М.: МИОО, 2010. — 64 с.

2. Теремов А.В. Биология с AFSтм. Практические работы и исследовательские проекты с интерактивным микроскопом [Текст] / А.В. Теремов, А.В. Колосков. — М.: ПКГ «РОС», 2012. — 118 с.

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: Биология [Электронный ресурс]. — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher (дата обращения: 10.10.2017).

4. Демонстрация // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т. I. [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.

5. Каталог курсов—виртуальные практикумы: Биология [Текст]. — М.: Подольск: ООО «Физикон», 2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://physicon.ru/products/courses/ catalog/342/ (дата обращения: 10.10.2017).

6. Виртуальная образовательная лаборатория [Электронный ресурс]. — URL: http://www. virulab.net/ (дата обращения: 10.10.2017)

7. Федеральный центр образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. — URL: http://fcior.edu./ru/catalog/ (дата обращения: 10.10.2017).

REFERENCES

1. Danilova G.P., Mitrakhovich О.А., Informa-cionno-analiticheskie umeniya shkolnikov v sisteme trebovanii FGOS. Vpomosch orga-nizatoram metodicheskoi raboti v shkole, Moscow, МЮО, 2010, 64 p. (in Russian)

2. Demonstraciya, Rossiiskaya pedagogiches-kaya enciklopediya, V 2 vols., Vol. I, ed. V. V. Davidov, Moscow, Bolshaya rossiiskaya enciklopediya, 1993. (in Russian)

3. Edinaya kollekciya cifrovih obrazovatelnih resursov: Biologiya, available at: http: // school-collection.edu.ru/catalog/teacher (accessed: 10.10.2017). (in Russian)

4. Federalnii centr obrazovatelnih resursov, available at: http://fcior.edu./ru/catalog/ (accessed: 10.10.2017). (in Russian)

5. Katalog kursov — virtualnie praktikumi: Biologiya, Moscow, Podolsk, Fizikon, 2015, available at: http://physicon.ru/products/courses/cata-log/342/ (accessed: 10.10.2017). (in Russian)

6. Teremov А.У, Rjloskov А.У, Biologiya s AFSтм. Prakticheskie raboti i issledovatel-

skie proekti s interaktivnim mikroskopom, jjj Moscow, RОS, 2012, 118 p. (in Russian)

7. Virtualnaya obrazovatelnaya laboratoriya, available at: http://www.virulab.net/ (accessed: 10.10.2017). (in Russian)

Теремов Александр Валентинович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра естественнонаучного образования и коммуникативных технологий, Московский педагогический государственный университет, biologii.metodika@yandex.ru Teremov A.V., ScD in Education, Professor, Sciences and Information and Communication Technology Department, Moscow Pedagogical State University, biologii.metodika@yandex.ru

Галушин Владимир Михайлович, доктор биологических наук, профессор, кафедра зоологии и

экологии, Московский педагогический государственный университет, v-galushin@yandex.ru Galushin V.M., ScD in Biology, Professor, Zoology and Ecology Department, Moscow Pedagogical State University, v-galushin@yandex.ru

Теплов Дмитрий Львович, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет, eco_dlt@mail.ru Teplov D.L., ScD in Education, Professor, Moscow Pedagogical State University, eco_dlt@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.