Научная статья на тему 'Средства обучения в системе повышения квалификации'

Средства обучения в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНАЖЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варгина Е. В.

Для повышения эффективности учебного процесса преподавателями применяются технические средства обучения, которые позволяют совместить аудиторную и самостоятельную работу обучаемых. Проведен классификационный анализ средств обучения, на основании которого составлена классификация технических средств обучения. В системе повышения квалификации широко применяется компьютерная подготовка, а именно тренажерные технические средства обучения. В ходе проведения курса обучения, персональный компьютер может применяться как совместно с другими методами и средствами обучения, так и систематически. Современное тренажеростроение выделяет двухуровневую систему подготовки персонала, объединяющую компьютерную подготовку персонала и тренажерную подготовку. В статье делается вывод, что внедрение технических средств обучения в учебный процесс повышает эффективность обучения и оптимизирует учебную деятельность. Нами разрабатывается автоматизированная обучающая система для повышения квалификации с целью оптимизации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варгина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Средства обучения в системе повышения квалификации»

5. Беляева О.П., Бучнева Е.В. Функциональный метод решения уравнений и неравенств. 1 CD диск Регистрационное свидетельство №0321300993 от 3 апреля 2013.

References

1. Lyskova V.Yu. Kafedra informatiki i informat-sionnykh tekhnologiy // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2009. T. 14. Vyp. 5-1. S. 851-871.

2. Belyaeva O.P., Buchneva E.V. Svoystva funktsiy pri reshenii uravneniy i neravenstv. Tambov, 2008.

3. Lyskova V.Yu. Praktika klasternogo podkhoda: aktivizatsiya poznavatel'noy deyatel'nosti studen-tov-informatikov na osnove malogo innovatsion-nogo predpriyatiya «IT-Meridian» // Gaudeamus. Tambov, 2011. № 2 (18). S. 59-63.

4. Lyskova V.Yu., Koroleva N.L. Vnedrenie klasternogo podkhoda na kafedre informatiki i infor-matsionnykh tekhnologiy TGU im. G.R. Derzha-vina // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2010. T. 15. Vyp. 6. S. 1966-1968.

5. Belyaeva O.P., Buchneva E.V. Funktsional'nyy metod resheniya uravneniy i neravenstv. 1 CD

disk Registratsionnoe svidetel'stvo №0321300993 ot 3 aprelya 2013.

ELECTRONIC TRAINING TOOL «FUNCTIONAL METHODS OF SOLVING EQUATIONS AND INEQUALITIES»

O.P. Belyaeva, E.V. Buchneva, A.Y. Morgunova

The paper considers the application of the functional method for solving equations and inequalities to prepare for the exam in mathematics. In solving problems of type B with a short free response in the unified state exam are problems that are not addressed by traditional methods. Functional method allows students to learn to analyze the desired set of solutions of equations and inequalities and efficiently find a set of solutions. Material treated with specific examples. The article details the majorant method and examples of its practical application: for self-control exercises with answers and recommendations to the decision. The necessity of creation of electronic teaching aids. Paper has presented the structure of educational and methodical manuals. The theoretical part of the manual contains sections on basic properties of functions: monotony, narrow-mindedness, even-odd, and a manual on the different types of functions.

Key words: electronic training tool, CSE.

УДК 004.2

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Е.В. Варгина

Для повышения эффективности учебного процесса преподавателями применяются технические средства обучения, которые позволяют совместить аудиторную и самостоятельную работу обучаемых. Проведен классификационный анализ средств обучения, на основании которого составлена классификация технических средств обучения. В системе повышения квалификации широко применяется компьютерная подготовка, а именно тренажерные технические средства обучения. В ходе проведения курса обучения, персональный компьютер может применяться как совместно с другими методами и средствами обучения, так и систематически. Современное тренажеростроение выделяет двухуровневую систему подготовки персонала, объединяющую компьютерную подготовку персонала и тренажерную подготовку. В статье делается вывод, что внедрение технических средств обучения в учебный процесс повышает эффективность обучения и оптимизирует учебную деятельность. Нами разрабатывается автоматизированная обучающая система для повышения квалификации с целью оптимизации процесса обучения.

Ключевые слова: средства обучения, система повышения квалификации, компьютерная подготовка, тренажер.

Для повышения интереса обучаемого к учебной деятельности, развития познавательной активности в учебном процессе применяются различные средства обучения, которые, воздействуя на эмоции обучаемых, активизируют их. Применение средств обучения в образовательной деятельности позволяет значительно повысить темп изучения учебного материала, совместить аудиторную и самостоятельную работу обучаемых. Следует учесть, что «динамичное развитие, вне-

дрение новых информационных технологий становятся ведущими факторами развития учебного процесса» [1].

При этом происходит формирование педагогической системы как открытой, которая предполагает непрерывное образование в течение всей жизни человека. В этих условиях основными источниками учебной информации становится учебно-методическое обеспечение, включающее учебники, учебные пособия, методические пособия, про-

граммно-педагогические средства, функционирующие на базе новых информационных технологий. Чтобы произвести дидактический выбор средств обучения из того многообразия средств, которые разработаны в настоящее время, проведем их классификационный анализ.

Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко выделяют следующие классификационные признаки средств обучения: в зависимости от формы организации познавательной деятельности обучаемого, в зависимости от выполняемых средствами функций, по поставленной дидактической задаче и способу ее реализации, по составу объектов [2]. Причем, в зависимости от формы организации познавательной деятельности обучаемого, средства обучения делятся на средства фронтальной и индивидуальной работы. При использовании в учебном процессе средств обучения фронтальной работы предполагается, что преподаватель-инструктор управляет учебно-познавательной деятельностью группы студентов, что исключается при применении средств обучения индивидуальной работы. В зависимости от выполняемых средствами функций, средства обучения бывают информационными, контролирующими и тренирующими. По поставленной дидактической задаче и способу реализации выделяются учебно-наглядные пособия, вербальные средства обучения, специальное оборудование, технические средства обучения (ТСО).

Учитывая, что интенсификация и оптимизация учебной деятельности напрямую зависит от новизны средства обучения, применяемого в образовательном процессе, следует использовать новейшие компьютерные технологии.

Г.М. Коджаспирова и К.В. Петров как классификационные признаки для ТСО выделяют: функциональное назначение или характер решаемых учебно-воспитательных задач, принцип устройства и работы, род обучения, логика работы, характер воздействия на органы чувств, характер предъявления информации [3].

Технические средства обучения по функциональному назначению делятся на средства передачи учебной информации, технические средства контроля знаний, тренажерные средства обучения, средства обучения и самообучения, вспомогательные.

При совмещении функций различных технических средств, технические средства обучения относятся к комбинированным ТСО или универсальным. Техническими средствами передачи информации являются магнитофоны, радиоустановки, аудиосистемы, проигрыватели, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны, персональные компьютеры. Технические устройства помогают преобразовать информацию, записанную на том или ином носителе, в форму, удобную для восприятия обучаемым. Технические средства контроля бывают как индивидуальными, так и групповыми. Индивидуальные контролирующие средства и групповые различаются типом обучающих программ и методом ввода ответа обучающихся. Контролирующие средства обучения сочетают в себе различные технические устройства и комплексы, которые позволяют оценить степень усвоения обучаемыми пройденного материала по заданным критериям. Однако использование технических средств обучения не может полностью заменить непосредственного общения с преподавателем во время оценки результатов. Для получения обучаемым информации и проведения самоконтроля усвоения полученных знаний применяются технические средства обучения и самообучения. При применении технических средств самоконтроля в учебном процессе обучаемый получает теоретическую информацию небольшими блоками, после каждого из которых следует контрольный вопрос по пройденной тематике. Преимуществом данных средств обучения является возможность изменения скорости усвоения материала в зависимости от индивидуальных способностей обучаемого. Специализированные учебно-тренировочные устройства, предназначенные для формирования умений и навыков, являются тренажерными ТСО. Тренажеры широко применяются для обучения техническим специальностям или обучения сотрудников промышленных предприятий. К вспомогательным техническим средствам относятся устройства, которые применяются для вспомогательных целей в учебном процессе: движущиеся ленточные классные доски, устройства для перемещения карт, плакатов. Лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы отно-

сятся к комбинированным или универсальным средствам обучения, поскольку выполняют несколько функций.

По принципу устройства и работы компьютерной техники ТСО делятся на механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные средства обучения.

В зависимости от применения технических средств для больших групп или для целого потока выделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования.

По логике работы ТСО могут быть как с линейной программой работы, так и с разветвленной. В первом случае работа программы не зависит от обратной связи, тогда как разветвленная программа обеспечивает различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные средства.

По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.

П.И. Пидкасистый отмечает, что при обучении повсеместно применяются персональные компьютеры, которые, благодаря наличию разнообразных программ, могут применяться при изучении любых дисциплин. Программное обеспечение ПЭВМ может быть адаптировано как к возрастным, так и индивидуальным особенностями обучаемого.

В ходе проведения занятия обучающий персональный компьютер может применяться как эпизодически, т.е. совместно с другими методами и средствами обучения, так и систематически [4].

С.Ф. Бродский, анализируя внедрение новых технических средств обучения и методик в учебный процесс подготовки рабочих, показывает, что при обучении персонала нефтяной промышленности возникают некоторые противоречия, поскольку «из-за непрерывности большинства технологических процессов и достаточно надежной работы автоматических систем обучающемуся приходится пассивно наблюдать за технологическим процессом». Проведенный автором анализ тренажерного обучения на базе ЭВМ доказывает возможность практического

применения тренажеров для внутрифирменной подготовки кадров [5].

Изучая вопрос о подготовке авиационного персонала, А.С. Харламов рассуждает о том, что применение полномасштабных тренажерных комплексов для отработки практических навыков нецелесообразно, поскольку данные тренажеры являются труднодоступными в силу своей высокой цены и сложности разработки. Также, по словам А.С. Харламова, зарубежные и отечественные публикации свидетельствуют о все более активном использовании в учебных процессах компьютерных технологий, основанных в том числе на анимационных свойствах графических пакетов. Это положение относится и к организации обучения при повышении квалификации авиационного персонала. В своей работе автор выделяет в обучении авиационного персонала этапы, которые включают в себя «теоретический курс, подготовку на тренажере и практику на воздушном судне». Теоретические занятия проводятся с использованием автоматизированной обучающей системы.

Профессор С.И. Магид в своих исследованиях об объективных потребностях и субъективных реальностях современного тренажеростроения для тепловых электрических станций и сетевых предприятий выделяет двухуровневую систему подготовки персонала, объединяющую компьютерную подготовку персонала и тренажерную подготовку. Компьютерная подготовка персонала тепловых станций подразумевает под собой обучение кадров на базе персональных компьютеров с использованием автоматизированных обучающих комплексов и автоматизированных обучающих систем.

Так, например, на Балаковской АЭС активно ведется подготовка оперативного персонала предприятия. Отмечается, что 40% от общего времени обучения персонала атомной станции занимает практическая подготовка кадров, а именно приобретение навыков на тренажерах. Также в учебно-тренировочном центре (УТЦ) Балаковской АЭС проводится подготовка оперативного персонала для зарубежных атомных станций.

В современных условиях средства обучения широко применяются в образовательном процессе, поскольку внедрение ТСО в учебный процесс повышает эффективность обучения и оптимизирует учебную деятельность. Нами

разрабатывается автоматизированная обучающая система для повышения квалификации

с целью оптимизации процесса обучения.

Литература

1. Антонова А.В., Виштак Н.М. Информационные технологии, как базовый компонент инноваций в образовании // Преподаватель XXI века. 2010. № 3.

2. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. М.: Мастерство, 2001.

3. Коджаспирова Г.М., Петров К. В. Технические средства воспитания и методика их использования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М: Педагогическое общество России, 1998. С. 54.

5. Бродский С.Ф. Внедрение новых технических средств обучения и методик в учебный процесс подготовки рабочих // Нефтяное хозяйство. 2006. № 9.

References

1. Antonova A.V., Vishtak N.M. Informatsionnye tekhnologii, kak bazovyy komponent innovatsiy v obrazovanii // Prepodavatel' XXI veka. 2010. № 3.

2. Semushina L.G., Yaroshenko N.G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh spetsial'nykh uchebnykh zavedeniyakh: uchebnoe posobie dlya

prep. uchrezhdeniy sred. prof. obrazovaniya. M.: Masterstvo, 2001.

3. Kodzhaspirova G.M., Petrov K. V. Tekhnicheskie sredstva vospitaniya i metodika ikh ispol'zova-niya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M.: Akademiya, 2001.

4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i pedagogicheskikh kol-ledzhey / pod red. P.I. Pidkasistogo. M: Pedago-gicheskoe obshchestvo Rossii, 1998. S. 54.

5. Brodskiy S.F. Vnedrenie novykh tekhnicheskikh sredstv obucheniya i metodik v uchebnyy protsess podgotovki rabochikh // Neftyanoe khozyaystvo. 2006. № 9.

LEARNING TOOLS FOR SYSTEM TRAINING SYSTEM

E.V. Vargina

To improve the efficiency of the educational process teachers use teaching aids that allows you to combine classroom and independent work of students. The article provides a classification analysis of training tools on the basis of which the classification of technical training. In the training system is widely used computer training, namely the fitness training facilities. During the course of training, a personal computer can be used both in conjunction with other methods and means of instruction and systematically. Active simulator allocates a twotier system of training that combines computer training and simulator training. The article concludes that the introduction of technical training in the learning process improves the effectiveness of learning and optimizes the educational activity. We are developing an automated training system for training in order to optimize the learning process.

Key words: learning tools, system training, computer training, simulator.

УДК 004.588; 372.881.1

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Н.А. Вотановская, М.Ю. Сидляр, Т.А. Гаритова, Е.А. Конопкина

Настоящая статья посвящена роли компьютерных программ при обучении немецкому языку. Кафедра информатики и информационных технологий ТГУ им. Г.Р. Державина разработала два программных продукта «Deuteher Freund» и «Изучаем немецкий язык». Разработанные программы основаны на связывании в восприятии студента образа объекта с его письменным написанием. Программы имеют два блока: режим редактора для преподавателя и режим обучения в форме игры для студента. В статье проиллюстрирован интерфейс программ и описаны приемы работы в них. Программы имеют два уровня: простое сопоставление и написание текста к графическому объекту, что позволяет ее использование при контроле знаний. Указаны рекомендации преподавателям для подбора изображений. Опыт использования данных программ на уроках немецкого языка показывает, что у студентов появляется живой интерес к изучению дисциплины, что в свою очередь служит более эффективному запоминанию иностранной лексики, а соответственно и формированию их лингвистических компетенций.

Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка, обучающие компьютерные технологии, программа «Deutscher Freund».

Целью данной статьи является освещение преимуществ двух компьютерных программ, позволяющих расширить и закрепить

иностранный словарный запас студентов в рамках темы «Моя квартира». Предметами рассмотрения выступают лексические еди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.