Научная статья на тему 'Формирование межэтнической толерантности в подростковой среде'

Формирование межэтнической толерантности в подростковой среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1046
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Я. Г.

В статье отражены результаты исследования межэтнической толерантности в подростковой среде. Рассмотрены основные критерии и показатели толерантности. Доказано, что основные черты толерантной личности – это расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AMONG ADOLESCENTS

The article reflects the results of a study of inter-ethnic tolerance among adolescents. The main criteria and indicators of tolerance. Proved that the basic features of a tolerant personality is: disposition towards others; indulgence; patience, sense of humor, sensitivity, trust, altruism, tolerance of differences, self-command, benevolence, ability not to judge others, humanism, the ability to listen to the interlocutor; curiosity; empathy.

Текст научной работы на тему «Формирование межэтнической толерантности в подростковой среде»

Тихонова Я.Г.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: archi78@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

В статье отражены результаты исследования межэтнической толерантности в подростковой среде. Рассмотрены основные критерии и показатели толерантности. Доказано, что основные черты толерантной личности - это расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.

Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, этнос.

Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни каждого человека -взрослого и ребенка - должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам. Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения остроактуальной.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.

Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают кон-

фликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

Межэтническая толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает меж-групповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования межэтнической толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Основные черты толерантной личности это: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность;

умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.

Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в межэтнической толерантности. Поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частых ситуаций осложнения межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды государств. Географическое, стратегическое, геополитическое положение города Орска, представляющего собой мост между двумя цивилизациями Европы и Азии, переселенческие потоки, освоение целинных земель, промышленные стройки, насильственные депортации и ряд других факторов обусловили уникальную, даже в условиях многоэтничного государства, степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия, которое отражается в этническом разнообразии молодежной среды. Необходимость формирования межэтнической толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальнейшей задачей многонациональной школы.

Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.

Актуальность нашего исследования определяется тем, что в современном обществе изменились требования к воспитанию подростков. Соответственно, одной из важных задач является совершенствование учебно-воспитательного процесса, его направленность на формирование у подростков культуры межэтнического поведения. Стержнем межэтнического воспитания является толерантность.

Значимость темы обостряется применительно к подростковому возрасту, когда механизмы межэтнической толерантности формируются особенно активно.

В нашей статье представлены данные констатирующего этапа нашего исследования,целью которого было выявление уровня межэтнической толерантности у учеников 9 «А» класса МОУ «СОШ» №11 г. Орска Оренбургской области, перечень методов, способствующих формированию межэтнической толерантности в подростковой среде, используемых нами при работе с учениками данного класса, и данные завершающего этапа опытно-экспериментальной работы.

Во время проведения нашего исследования в 9 «А» классе присутствовало 9 человек.

Условно мы выделили четыре уровня толерантности и интолерантности школьников: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолеран-тности.

По результатам проведенного исследования было выявлено:

1) высокий уровень толерантности - 11%

2)средний уровень толерантности - 22%

3)средний уровень интолерантности - 33%

4) уровень не определен - 33%

В работе с подростками мы использовали такие педагогические методы как упражнение, игра, беседа.

В программу реализации методов способствующих формированию межэтнической толерантности вошли упражнения «Приветствие», «Уникальность каждого», «Автопортрет», игра «Адские башни», беседа «Толерантность или интолерантность».

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы мы повторно провели исследование по выявлению уровня толерантности у подростков в 9 «А» класса.

По результатам повторного исследования было выявлено:

1) высокий уровень толерантности - 22%

2) средний уровень толерантности - 44%

3) средний уровень интолерантности - 11%

4) уровень не определен - 22%

Знание и применение педагогами методов, способствующих формированию межэтнической толерантности содействует:

- признанию и принятию подростками иных культур;

- формированию положительного отношения подростков к культурным отличиям;

- повышенной восприимчивости к любым проявлениям культурной дискриминации;

- формированию у подростков способности находить в иной культуре полезное и ценное для самого себя;

- признанию подростками права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей.

А эти качества, на наш взгляд, должны быть развиты у каждого гражданина нашей страны, такой многонациональной страны как Россия.

В современном обществе стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем - это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. Именно образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания.

25.02.2011

Список литературы:

1. Ярахимова, М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. / М.Г. Ярахимова. - М.: КАНОН,

2001. - 235 С.

2. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с. - ISBN 5-7695-0782-9.

UDC 152.26 Tihanova Ya.G.

E-mail: archi78@yandex.ru

FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AMONG ADOLESCENTS

The article reflects the results of a study of inter-ethnic tolerance among adolescents. The main criteria and indicators of tolerance. Proved that the basic features of a tolerant personality is: disposition towards others; indulgence; patience, sense of humor, sensitivity, trust, altruism, tolerance of differences, self-command, benevolence, ability not to judge others, humanism, the ability to listen to the interlocutor; curiosity; empathy. Key words: tolerance, ethnic tolerance, ethnic group.

Bibliography:

1. Yarahimova, MG Ethnic tolerance and ethnic stereotypes of teenagers. / MG Yarahimova. - Moscow: Canon, 2001. - 235P

2. Shakurova, MV technique and technology of social educator: Textbook for students / MV Shakurova. - M.: Academia,

2002. - 272P - ISBN 5-7695-0782-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.