Тихонова Я.Г.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: archi78@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
В статье отражены результаты исследования межэтнической толерантности в подростковой среде. Рассмотрены основные критерии и показатели толерантности. Доказано, что основные черты толерантной личности - это расположенность к другим людям, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать собеседника, любознательность, способность к сопереживанию.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, этнос.
Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни каждого человека -взрослого и ребенка - должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Отсюда ясно, что воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом отводится педагогам. Подрастающее поколение развивается в условиях повышенной агрессивности, антагонизма и интолерантности современного российского общества. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной осмысливать современные межличностные, социальные и этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения остроактуальной.
В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.
Условия проживания большого числа этносов на ограниченной территории приводит к росту межэтнической напряженности. В связи с этим социально-психологические взаимодействия этнических групп часто приобретают кон-
фликтный характер. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных трансформаций многонационального общества. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, порождающие потоки миграции, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.
Межэтническая толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает меж-групповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.
Одним из факторов формирования межэтнической толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.
Основные черты толерантной личности это: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность;
умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.
Любое общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в межэтнической толерантности. Поликультурное общество всегда характеризуется неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Это неизбежно приводит к созданию частых ситуаций осложнения межэтнических отношений, что характерно для любой полиэтнической среды государств. Географическое, стратегическое, геополитическое положение города Орска, представляющего собой мост между двумя цивилизациями Европы и Азии, переселенческие потоки, освоение целинных земель, промышленные стройки, насильственные депортации и ряд других факторов обусловили уникальную, даже в условиях многоэтничного государства, степень этнической мозаичности и этнокультурного многообразия, которое отражается в этническом разнообразии молодежной среды. Необходимость формирования межэтнической толерантности как основы межэтнического взаимодействия является актуальнейшей задачей многонациональной школы.
Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что в современном обществе изменились требования к воспитанию подростков. Соответственно, одной из важных задач является совершенствование учебно-воспитательного процесса, его направленность на формирование у подростков культуры межэтнического поведения. Стержнем межэтнического воспитания является толерантность.
Значимость темы обостряется применительно к подростковому возрасту, когда механизмы межэтнической толерантности формируются особенно активно.
В нашей статье представлены данные констатирующего этапа нашего исследования,целью которого было выявление уровня межэтнической толерантности у учеников 9 «А» класса МОУ «СОШ» №11 г. Орска Оренбургской области, перечень методов, способствующих формированию межэтнической толерантности в подростковой среде, используемых нами при работе с учениками данного класса, и данные завершающего этапа опытно-экспериментальной работы.
Во время проведения нашего исследования в 9 «А» классе присутствовало 9 человек.
Условно мы выделили четыре уровня толерантности и интолерантности школьников: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолеран-тности.
По результатам проведенного исследования было выявлено:
1) высокий уровень толерантности - 11%
2)средний уровень толерантности - 22%
3)средний уровень интолерантности - 33%
4) уровень не определен - 33%
В работе с подростками мы использовали такие педагогические методы как упражнение, игра, беседа.
В программу реализации методов способствующих формированию межэтнической толерантности вошли упражнения «Приветствие», «Уникальность каждого», «Автопортрет», игра «Адские башни», беседа «Толерантность или интолерантность».
На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы мы повторно провели исследование по выявлению уровня толерантности у подростков в 9 «А» класса.
По результатам повторного исследования было выявлено:
1) высокий уровень толерантности - 22%
2) средний уровень толерантности - 44%
3) средний уровень интолерантности - 11%
4) уровень не определен - 22%
Знание и применение педагогами методов, способствующих формированию межэтнической толерантности содействует:
- признанию и принятию подростками иных культур;
- формированию положительного отношения подростков к культурным отличиям;
- повышенной восприимчивости к любым проявлениям культурной дискриминации;
- формированию у подростков способности находить в иной культуре полезное и ценное для самого себя;
- признанию подростками права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей.
А эти качества, на наш взгляд, должны быть развиты у каждого гражданина нашей страны, такой многонациональной страны как Россия.
В современном обществе стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем - это нетерпимость, обусловленная гипертрофированным ощущением собственной ценности, личным национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. Именно образование играет ведущую роль в противодействии нетерпимости на уровне индивидуального сознания.
25.02.2011
Список литературы:
1. Ярахимова, М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. / М.Г. Ярахимова. - М.: КАНОН,
2001. - 235 С.
2. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2002. - 272 с. - ISBN 5-7695-0782-9.
UDC 152.26 Tihanova Ya.G.
E-mail: archi78@yandex.ru
FORMATION OF INTER-ETHNIC TOLERANCE AMONG ADOLESCENTS
The article reflects the results of a study of inter-ethnic tolerance among adolescents. The main criteria and indicators of tolerance. Proved that the basic features of a tolerant personality is: disposition towards others; indulgence; patience, sense of humor, sensitivity, trust, altruism, tolerance of differences, self-command, benevolence, ability not to judge others, humanism, the ability to listen to the interlocutor; curiosity; empathy. Key words: tolerance, ethnic tolerance, ethnic group.
Bibliography:
1. Yarahimova, MG Ethnic tolerance and ethnic stereotypes of teenagers. / MG Yarahimova. - Moscow: Canon, 2001. - 235P
2. Shakurova, MV technique and technology of social educator: Textbook for students / MV Shakurova. - M.: Academia,
2002. - 272P - ISBN 5-7695-0782-9.