Научная статья на тему 'Механизмы формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа'

Механизмы формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА / ТОЛЕРАНТНОЕ СОЗНАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / TOLERANCE CULTURE / FORMING MECHANISMS / PEDAGOGICAL COLLEGE STUDENTS / TOLERANT CONSCIOUSNESS / TOLERANT BEHAVIOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазиева Файруза Хазгалиевна

В статье рассматриваются механизмы формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа: актуализация различий студентов, толерантное сознание, ценности и смысловая значимость толерантности и следование нормам толерантного поведения в профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хазиева Файруза Хазгалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of Pedagogical College Students' Tolerance Culture Forming

The article considers the mechanisms of pedagogical college students' tolerance culture forming: distinctions actualization among students, tolerant consciousness, values and notional importance of tolerance, as well as tolerant behaviour norms following in professional pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Механизмы формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа»

УДК 370 ББК 74.00

Хазиева Файруза Хазгалиевна

соискатель кафедра педагогики Бирская государственная социально-педагогическая академия

г. Бирск

Khazieva Fayruza Khazgalievna

Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Birsk State Socio-Pedagogical Academy Birsk

Механизмы формирования культуры толерантности студентов

педагогического колледжа Mechanisms of Pedagogical College Students’ Tolerance Culture Forming

В статье рассматриваются механизмы формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа: актуализация различий студентов, толерантное сознание, ценности и смысловая значимость толерантности и следование нормам толерантного поведения в профессиональной педагогической деятельности.

The article considers the mechanisms of pedagogical college students’ tolerance culture forming: distinctions actualization among students, tolerant consciousness, values and notional importance of tolerance, as well as tolerant behaviour norms following in professional pedagogical activity.

Ключевые слова: культура толерантности, механизмы формирования, студенты педагогического колледжа, толерантное сознание, толерантное поведение.

Key words: tolerance culture, forming mechanisms, pedagogical college students, tolerant consciousness, tolerant behaviour.

В XXI в. толерантность стала одной из нравственных основ мирового сообщества, являющимся по своей сути поликультурным. Термин «толерантность» оказывается ключевым понятием, эвристическим для понимания политических, социальных, культурных процессов и тенденций нового века. Толерантность обнаруживает себя как главный бренд общественного развития, интенция общечеловеческих интересов и потребностей.

Культура толерантности как качество современного человека не является лишь красивым и ярким словцом, бессмыслимым ярлыком, модной тенденцией, а представляет собой результат накопления человечеством опыта совместного существования на Земле множества народов, стран, культур, цивилизаций.

Идея толерантности медленно, но неуклонно проникала в сознание народов, становясь важным элементом их культуры.

Тенденции, происходящие в обществе и в системе образования, взаимосвязаны, взаимопроникаемы и взаимозависимы. Реформирование системы образования, провозглашение принципов гуманизма,

индивидуализации обучения, личностного развития обратили внимание исследователей на изучение феномена толерантности в педагогическом аспекте. Толерантность в контексте профессионального взаимодействия педагога и обучаемых в средне профессиональном образовании определяет возможности личностного саморазвития субъектов учебного процесса, активное усвоение различных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. Вопрос о мехпанизмах формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа до сих пор не затрагивались.

Механизм (от греч. шееИаие - машина) имеет три значения: устройство машины, прибора, аппарата и т.п., приводящее их в действие; совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо явление; система, устройство, определяющие порядок какого-либо вида деятельности или процесса [3].Общее толкование термина «механизм» позволяет понять и обосновать суть механизмов формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа.

Включение и изучение механизмов культуры толерантности позволяют представить данное явление как некое «устройство», систему, которая находится не в статичном состоянии, а способна к изменению, развитию, движению. Механизмы формирования культуры толерантности студентов определяются как совокупность определенных социальных, психологопедагогических процессов, состояний и факторов развития толерантности применительно к учащейся молодежи в условиях среднепрофессионального образования.

Разработкой психолого-педагогических механизмов формирования культуры толерантности занимались О.С. Батурина, Л.В. Байбородова, Н.Г.

Капустина, М.И. Рожков, Л.М. Иванова, Е.Ю. Клепцова, О.Б. Скрябина и многие другие. Обобщив выделенные разными авторами механизмы формирования толерантности, самыми важными можно назвать следующие: принятие, идентификация, самоконтроль, присвоение.

Практически все механизмы формирования культуры толерантности лежат в плоскости общения, это может быть объяснено следующими причинами:

1) толерантность возможна лишь в общении, так как возникает, проявляется и развивается она лишь в субъект-субъектных отношений;

2) потребность в общении для молодежи усиливается, в период юношества общение выявляет функции формирования осведомленности, коммуникативных качеств, солидарности товарищеской взаимопомощи, эмоциональной устойчивости;

3) образование в педагогическом колледже немыслимо без создания ситуации сотрудничества, доверия между педагогов и студентом, общение позволяет создать благоприятный психологический климат в студенческой группе, оптимизировать учебную деятельность и отношения;

4) в период подготовки к педагогической деятельности будущему специалисту необходимо освоить и принять закономерности педагогического общения, являющейся неотъемлемой частью его профессиональной компетентности.

Следуя общей логике формирования толерантности [1] основой разработки и описания рассматриваемых нами механизмов формирования культуры толерантности студентов педагогического колледжа являются толерантное сознание, ценности толерантности и норм толерантного поведения в профессиональной педагогической деятельности и культуры толерантности в целом.

Развитие и формирование межличностной толерантности студенческой молодежи предполагает, в первую очередь, развитие и формирование осознанного уровня толерантности. Это опосредованно тем, что студенты, получающие педагогические специальности, должны научиться осознавать,

понимать возрастные, психологические особенности, образовательные запросы и потребности детей и подростков, уметь анализировать, рефлексировать свои действия в процессе обучения и обучения учащихся, формируемые установки и отношения к ним, планировать, предвосхищать результаты своей профессиональной деятельности. Важность формирования сознательной культуры толерантности определяется субъект-субъектными отношениями, то есть профессиональная деятельность педагога осуществляется в непосредственном взаимодействии с учащимися, в системе «человек-человек». Осознанию толерантности способствует активизация мыслительных процессов, развитие различных компонентов толерантности, проявляющихся в межличностном общении, взаимодействии.

Применительно к студентам педагогического колледжа выявляются особые, специфические механизмы вследствие вскрытия социальных, педагогических, возрастных и психологических особенностей, присущих лишь студенческой молодежи. Студенчество, в нашем представлении, следует рассматривать как социальную группу в образовательном пространстве, которая имеет свою цель, свои специфические особенности, роль и статус в системе общественных отношений. Поэтому процесс формирования культуры толерантности для учащейся молодежи актуализируется и осознается в связи с ориентировкой, с одной стороны, на имеющиеся в данном возрастном этапе интересы, потребности, значимый круг общения, с другой стороны, на мотивировку будущей профессии.

Молодые люди, поступая в образовательное учреждение, определяются многими различиями: социальные образования общества, условия жизни, труда и быта, общественное поведение, психология, система ценностных ориентаций. Эта различность особенно ярко проявляется в студенческой группе на начальных этапах ее существования, на первом курсе обучения, что и актуализирует проблему культуры толерантности. Так как в общении многие отличительные особенности одногруппников (социально-демографические, психологические, культурные и т.д.) могут послужить «камнем преткновения» внутригрупповых межличностных отношений и привести к интолерантному отношению.

Существующие воспринимаемые различия, играющие важную и первоочередную роль в установлении межличностных отношений в студенческой группе, в образовательном процессе, специально организуемом в учебной и во внеучебной деятельности, постепенно размываются, теряют свою значимость. Обучение и воспитание, обладающие высоким потенциалом достижения развития студенческой группы как коллектива, способствуют формированию значимости цели групповой деятельности и норм поведения. Молодые люди, не признающие и пренебрегающие совместной деятельностью, становятся изолированными в студенческой группе, к ним проявляется интолерантные формы общения: низкое доверие, непризнание, непринятие. Механизмом преодоления интолерантных форм отношения и формирования культуры толерантности в студенческой среде является общая деятельность, порождающая общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни. Культурно-просветительские, спортивные, бытовые и другие студенческие организации объективируют и закрепляют общность, тем самым представляют собой огромный пласт для формирования культуры толерантности студенческой молодежи.

Студенты, получая средне профессиональное образование, выступают в качестве объекта производства, предметом которого является сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является образовательная, обучающе-воспитательная деятельность. Приобретение знаний и подготовка себя для будущей педагогической работы в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием. Стремление получить профессиональное образование как открытый, социальный мотивирующий фактор и ориентация студентов на умственный труд как скрытый, личностный мотивирующий фактор являются большой социальной, моральной и психологической ценностью учащейся молодежи в отличие от их работающих сверстников. Данные устремления студентов педагогического колледжа выступают мотивирующими механизмами формирования культуры толерантности.

Главная опасность юношеской психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой, что приводит к уклонению от посещения

занятий в педагогическом колледже, отказу от участия в культурной жизни образовательного учреждения. Погруженные в себя молодые люди могут вступать в совершенно формальное взаимодействие, устанавливать поверхностные контакты. Им также свойственно занимать позицию отчужденности и незаинтересованности в отношениях с окружающими. Для преодоления возможных негативных последствий кризиса для личности студента, не способствующих активному развитию и формированию толерантности, необходимо, в первую очередь, организация социальнопсихологических условий адаптации к новым социально-психологическим условиям общения, взаимодействия и обучения.

Поэтому важно формировать культуру толерантности студентов, начиная с первого курса, поскольку в этот период студенты проходят адаптацию на различных уровнях, так, например, происходит их знакомство с культурой образовательного учреждения, её основными ценностями, культурой поведения в связи с переходом в новую социальную ситуацию развития.

Студенты, активно участвующие в культурной и творческой жизни педколледжа, быстрее адаптируются к новым условиям, получают большее удовлетворение от посещения учебного заведения, меньше испытывают проблемы и трудности межличностного взаимодействия и общения с однокурсниками и педагогами, легче усваивают социальные, этнические, конфессиональные и другие различия окружающих их людей, так или иначе затрагивающие личные интересы молодого человека. Важно, чтобы на первых этапах вхождения в учебную деятельность в условиях колледжа студенты проявляли высокую мотивацию, особое желание на участие во внеучебной деятельности и всегда позитивно воспринимали нововведения.

Развитие и формирование межличностной толерантности студенческой молодежи в период их социально-психологической адаптации должно предусматривать создание атмосферы доверия, креативности, безопасности, непринужденного, спонтанного взаимодействия в учебной группе, формирование взаимных доброжелательных отношений внутри студенческого коллектива, а также повышения уровня доверия в группе, групповой сплоченности.

Активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к большой возможности общения. Культура толерантности, являясь составной частью культуры общения, формируется именно в данном процессе. Поэтому организация обучения и воспитания студентов в педколледже предполагает установление сотрудничества как наиболее адекватной, позитивной форме построения диалога. Сотрудничество подразумевает принятие равенства позиций в общении, развития эмпатии, гибкости мышления, чувства партнера, умения принять представителя другой социальной группы таким, каков он есть, в то же время умения «видеть» свою индивидуальность и адекватно принимать (оценивать) свою личность, а также преодоление стереотипности в восприятии других. Использование студентами модели сотрудничества межличностного общения и взаимодействия будет способствовать проявлению культуре толерантности не только в стенах педагогического колледжа при получении образования, но и после получения диплома, когда в успешной профессиональной деятельности специалист должен быть достаточно компетентным в общении в современном поликультурном мире.

В период обучения в педагогическом колледже происходит устойчивая концептуальная социализация студентов, вырабатываются устойчивые свойства личности, стабилизируются все психические процессы, личность студента приобретает выраженный характер. Интересы, стремления, установки в студенческом возрасте конкретизируются и, что особенно важно, закрепляются в реальных действиях и поступках. Период обучения юношей и девушек связан с вхождением в новый образ жизни, приобщением к ценностно-значимым общественным формам деятельности, то есть профессии. В тот же самый момент отсутствие адаптационных способностей у студента может привести его к дистанцированию, готовностью изолировать себя от тех людей, чья «территория» охватывает пространство близких отношений, что является следствием интолерантности.

Культура толерантности студентов напрямую связана с социальным интеллектом [2]. При более высоком социальном интеллекте стереотипы в

межличностном общении являются менее жесткими, так как студенты с высоким социальным интеллектом в процессе общения больше полагаются на собственное мнение и оценки, которые они формируют на основании анализа поведения и речи, переживаний, мимических реакций и экспрессии речи партнера по общению. Поэтому для снижения риска использования стереотипов в студенческой среде, в педагогическом общении рекомендуется развивать у студентов социальный интеллект, то есть их креативность, не шаблонность, гибкость мышления в социальной сфере и межличностном взаимодействии.

Для коррекции негативных стереотипов в межличностном общении и взаимодействии студентов, особенно в тех случаях, когда они чрезвычайно сильно отличаются по социокультурным параметрам, рекомендуется проводить социально-психологические тренинги. Студенты, знакомясь с особенностями проявления толерантности в межличностных отношениях на осознанном уровне, способны контролировать свои эмоции, мысли, поведение, психические состояния, которые отвечают за позитивное отношение к другим людям в межличностном общении и взаимодействии. Далее формируемый осознанный уровень культуры толерантности переходит на уровень бессознательной толерантности. Бессознательно толерантность в виде доверия к другим людям повышается с развитием у человека способности правильно оценивать состояния чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям.

Если первый этап относится к сфере стратегических разработок, в ходе которых выявляются составляющие толерантности как ценности личности педагога, в максимальной степени соответствующие целям развития и особенностям студентов, то на втором разрабатывается система конкретных мероприятий и процедур по формированию культуры толерантности. Второй этап реализуется посредством выявления «творцов» культуры толерантности, которые призваны формировать культуру толерантности у студентов педагогического колледжа. В педагогическом колледже эту роль выполняют классные руководители (кураторы), поскольку выявлено, что определяющее влияние на формирование у будущих специалистов культуры толерантности оказывает вовлечение студентов во внеучебную деятельность.

Целенаправленный, систематичный, адресный процесс воспитания толерантности студентов способствует преодолению таковых ранее проявляемых форм нетерпимости, как предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) национализм, шовинизм, расизм; насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы, репрессии, геноцид, оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища; экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов; эксплуатация; дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия и другие.

Это один из завершающих этапов процесса формирования культуры толерантности можно обозначить достижение будущими педагогами социальной зрелости, которая отражается в усвоении социального опыта, приобретении соответствующих социально желательных качеств, в активной подготовке к вступлению в общественную «взрослую», профессиональную жизнь и способности выполнять в обществе необходимые социальные функции. Социальная зрелость - это главная стадия человеческой жизни, включающая в себя период наиболее активной трудовой и общественнополитической деятельности, стадия максимального проявления творческой активности личности.

Культура толерантности имеет важнейшее значение в индивидуальноличностном развитии студентов, формируясь в учебной и во внеучебной деятельности, способствует эффективной социализации и обучения, благодаря функциональному наполнению своей структуры служит развитию важного личностного качества - гуманности будущего специалиста.

Библиографический список

1. Байбородова, Л.В. Воспитание толерантности у школьников как функция

деятельности классного руководителя [Текст] / Л.В. Байбородова // Ярославский

педагогический вестник, 2002. - № 4.

2. Батурина О.С., Бронников С.А. Формирование культуры толерантности будущих педагогов. Учебное пособие [Текст] / О.С.Батурина, С.А. Бронников // Уфа: БИРО, 2010. -228 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1980. - 815 с.

Bibliography

1. Baturina O.S., Bronnikov S.A. Future Teachers’ Tolerance Culture Forming: Study Guide [Text] / O.S.Baturina, S.A.Bronnikov. - Ufa: BIRO, 2010. - 228 p.

2. Bayborodova, L.V. Schoolchildren’s Tolerance Forming as an Activity Function of the Class Teacher [Text] / L.V.Bayborodova // Yaroslavl Pedagogical Herald. - 2002. - № 4.

3. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of Russian / Under the Edit. of N.Yu. Shvedova. -M.: The Russian Language, 1980. - 815 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.