Научная статья на тему 'Этническая толерантность: опыт разведывательного исследования'

Этническая толерантность: опыт разведывательного исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
508
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / МИГРАЦИЯ / ETHNIC TOLERANCE / INTOLERANCE / ETHNIC CONFLICT / IDENTITY / MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесниченко М.Б., Серова В.В.

Ввиду сложности и многогранности социальных процессов актуальным является исследование такого явления, как толерантность в целом, а также частного варианта этнической толерантности. В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, накоплением противоречий в социуме возникла потребность в анализе социокультурных особенностей толерантности, а также тенденций ее динамики. К ослаблению толерантности приводят: резкая социальная дифференциация населения, рост терроризма, проявления экстремизма, обострение межэтнических отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Ситуацию межэтнического взаимодействия осложняют противоречия традиционных и посттрадиционных идентичностей, растворение советской интернациональной идентичности в условиях несформированной гражданской российской идентичности, а также процессы «этнического возрождения» и актуализации локальных идентичностей в России. Проведенное прикладное социологическое исследование в г. Перми позволило сделать вывод, что основными особенностями этнической толерантности являются: открытость в общении, миграционная политика государства, реакция на проявление нетерпимости к социальным группам, оценка перспектив развития общества. Выявлена специфика понятия «этническая толерантность», в основе которого принятие «иного», обусловленного принадлежностью к другой этнической группе. Толерантность как черта личности является более стабильной характеристикой, а этническая толерантность/интолерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению. Определен преобладающий тип этнической толерантности. Было выяснено, что у респондентов проявляется нетерпимость к другим лицам как к приезжим, а не как к представителям других этносов. Среди факторов, влияющих на этническую толерантность, следует отметить пол, образование, материальное положение, род деятельности, самоидентификацию, религиозную принадлежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TOLERANCE: EXPERIENCE OF EXPLORING STUDIES

In view of complexity and variety of social processes it is relevant to study the phenomenon of tolerance in general, as well as the special type of ethnic tolerance. In connection with transformation of the Russian society, its integration into the world community, accumulation of contradictions within society there is a need to analyze the sociocultural characteristics of tolerance, as well as trends in its dynamics. The following factors result in weakening of tolerance: sharp social differentiation of the population, rise of terrorism, extremism, and exacerbation of inter-ethnic relations caused by local wars, refugee issues etc. The situation of inter-ethnic interaction is aggravated by contradictions of traditional and post-traditional identities, dissolution of the Soviet international identity under conditions of non-formed Russian civil identity, as well as the processes of "ethnic revival" and actualization of local identities in Russia. The present applied sociological study conducted in Perm, Russia allows to conclude that the main features of ethnic tolerance are: openness in communication, state migration policy, reaction against manifestation of intolerance to social groups, assessment of prospects for development of society. Specifics of the notion of "ethnic tolerance” was accepted, which is based on adoption of "another human" as a result of belonging to a different ethnic group. Tolerance as a personality trait is a more stable characteristic, while ethnic tolerance/intolerance caused by both the internal and external factors, is prone to alteration. The dominant type of ethnic tolerance has been determined. It was found that respondents manifest intolerance towards others as migrants rather than as representatives of other ethnic groups. Among the factors that affect ethnic tolerance are gender, education, wealth, occupation, self-identity, religious affiliation.

Текст научной работы на тему «Этническая толерантность: опыт разведывательного исследования»

Б01: 10.15593/2224-9354/2018.4.8 УДК 316.62

М.Б. Колесниченко, В.В. Серова

ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ОПЫТ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ввиду сложности и многогранности социальных процессов актуальным является исследование такого явления, как толерантность в целом, а также частного варианта этнической толерантности. В связи с трансформацией российского общества, его интеграцией в мировое сообщество, накоплением противоречий в социуме возникла потребность в анализе социокультурных особенностей толерантности, а также тенденций ее динамики. К ослаблению толерантности приводят: резкая социальная дифференциация населения, рост терроризма, проявления экстремизма, обострение межэтнических отношений, вызванных локальными войнами, проблемами беженцев и т.д. Ситуацию межэтнического взаимодействия осложняют противоречия традиционных и посттрадиционных идентичностей, растворение советской интернациональной идентичности в условиях несформированной гражданской российской идентичности, а также процессы «этнического возрождения» и актуализации локальных идентичностей в России. Проведенное прикладное социологическое исследование в г. Перми позволило сделать вывод, что основными особенностями этнической толерантности являются: открытость в общении, миграционная политика государства, реакция на проявление нетерпимости к социальным группам, оценка перспектив развития общества. Выявлена специфика понятия «этническая толерантность», в основе которого - принятие «иного», обусловленного принадлежностью к другой этнической группе. Толерантность как черта личности является более стабильной характеристикой, а этническая толерантность/интолерантность, обусловленная как внутренними, так и внешними факторами, легче поддается изменению. Определен преобладающий тип этнической толерантности. Было выяснено, что у респондентов проявляется нетерпимость к другим лицам как к приезжим, а не как к представителям других этносов. Среди факторов, влияющих на этническую толерантность, следует отметить пол, образование, материальное положение, род деятельности, самоидентификацию, религиозную принадлежность.

Ключевые слова: этническая толерантность, интолерантность, этнический конфликт, идентичность, миграция.

Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От ее уровня зависит успех или неудача интеграции индивида или социальной группы в общество, протекание и результат процесса социализации. В отличие от других видов толерантности - гендерной, коммуникативной, политической и др. - этническая толерантность базируется на наличии позитивного образа (или отсутствии негативного отношения) иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной. Для полноты создания образа вводится антагонистический термин «интолерантность», т.е. нетерпимость, непринятие [1; 2, с. 2].

© Колесниченко М.Б., Серова В.В., 2018

Колесниченко Милана Борисовна - канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: milana72000@mail.ru.

Серова Виктория Васильевна - бакалавр социологии, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: romachka.xd@yandex.ru.

98

Высокие темпы перемещения, миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей различных общностей, ранее не сталкивавшихся с особенностями мировосприятия, традициями, культурой, бытового поведения иных групп. Такое состояние создает естественные предпосылки как для потенциальных конфликтов в области повседневного взаимодействия. На почве нетерпимости возникают в обществе преступления. В мире ведется статистика подобных преступлений по мотивам неприязни к сексуальной ориентации, полу, возрасту, психической или физической неполноценности человека, его расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Поэтому необходимо держать курс на согласие между социальными группами, формирование толерантных установок в повседневном поведении индивидов [3, с. 56; 4, с. 46]. Современные исследователи отмечают междисциплинарный характер проблемы. Изучение этнической толерантности производится в рамках психологии [5, с. 230], социологии семьи [6, с. 8], социологии молодежи [7, с. 3; 8], социологии города [9, с. 6], культуры [10, с. 135] и др. Выделяются такие специфические области, как проблема аксиологии толерантности [11, с. 53], этноэгоизм [12, с. 154], проблема ослабления этнического негативизма [13] и др.

В данном исследовании под этнической толерантностью/интолерантно-стью понимается социально-психологическая характеристика, проявляющаяся в степени принятия/неприятия представителей других этнических групп. Тесную связь толерантность имеет с идентичностью [14, с. 5]. Идентичность личности и социальных групп в современном обществе носит «мультипликационный», множественный характер [15, с. 91], формируются наборы идентично-стей, в том числе этнической, что сопровождается сложностью определения границ видов идентичностей. Изменчивая социальная среда, неоднозначные ситуации могут требовать мгновенного реагирования, срочного принятия решений в процессе проявления этнической идентичности. Ослабление советской интернациональной идентичности, с одной стороны, усиление традиционных, этнокультурных практик - с другой, влияют на трансформацию государственно-гражданской (национальной) идентичности. В некотором смысле это можно охарактеризовать как противоречие традиционных и посттрадиционных ценностей и идентичностей.

Выявленное противоречие привело к проведению в 2017 году на базе кафедры социологии и политологии ПНИПУ прикладного разведывательного социологического исследования, целью которого было выявление факторов, влияющих на этническую толерантность жителей г. Перми. Основными показателями этнической толерантности послужили: открытость в общении, отношение к стычкам на почве национальной неприязни, оценка готовности оказать помощь мигранту, отношение к притоку мигрантов в России в целом, проявление нетерпимости к социальным группам и гражданам, эмоциональное отношение к объекту неприязни, осведомленность о значении понятия «толерантность», взгляды на дальнейшее развитие общества и др.

99

Анализ научной литературы по данной проблеме показал, что необходимыми условиями для достижения межэтнической толерантности являются способность к адаптации, уверенность в позитивной идентичности, а также готовность к взаимодействию с представителями других групп [16]. Согласно Р.Б. Шайхисламову, этническая толерантность определяется такими факторами, как миграция, этнические конфликты на постсоветском пространстве, международная ситуация, социальная дифференциация общества, восприятие социальной справедливости в общественном сознании [17, с. 4603]. Кроме того, в социологической практике с этнической толерантностью связан уровень обобщенного доверия (доверия к людям вообще), который выступает в самом широком контексте как показатель социального благополучия, индикатор процессов развития институтов гражданского общества и соответствующих ему установок массового сознания. В целом респонденты отмечают напряженность в межнациональных отношениях, их ухудшение. Так, по данным исследования Н.Г. Хайруллиной, Н.С. Гаджигасановой среди респондентов каждый пятый столкнулся с недоброжелательным к себе отношением по критерию этнической принадлежности [18]. В исследовании Ж.В. Пузановой [19, с. 125] каждый пятый респондент склонен к позиции национальной обособленности.

Общероссийская картина меняется в зависимости от региона. Например, население Республики Башкортостан демонстрирует средний уровень всех видов толерантности [17, с. 4602]. В исследовании О.Э. Батиной [16] уровень этнической толерантности мужчин г. Тольятти оказался выше, чем у женщин (мужчины меньше обращают внимание на этническую принадлежность). В данном исследовании по г. Перми получились противоположные результаты. Как известно, Пермский регион является полиэтническим. Исследования сельских поселений Пермского края повествуют о том, что межэтнические отношения не вызывают у жителей особого беспокойства, подтверждается тенденция к межэтнической толерантности [20, с. 121-122]. Однако подобные выводы зависят от вида и уровня этнической толерантности и требуют дальнейших изысканий.

Этническая толерантность с социологической точки зрения представляет собой особый вид социального взаимодействия социальных субъектов, направленного на проявление терпимости по отношению к представителям других этносов в конкретных ситуациях. Поэтому для выстраивания социальных типов были учтены наиболее «заостренные», «критические» характеристики взаимодействия граждан, а именно: эмоциональная оценка национальной неприязни и оценка готовности оказать помощь мигранту (на основании вопроса анкеты «Готовы ли Вы сдать свободную квартиру мигрантам?»). В итоге были получены следующие типы: «толерантный» - респонденты, которые испытывают сострадание и желание помочь представителям других наций либо ин-дифференты к ним; «индифферентный» - респонденты, не испытывающие к представителям других наций никаких эмоций, скорее не сдали бы квартиру

100

мигрантам; «интолерантный» - респонденты, испытывающие по отношению к представителям других наций гнев, ненависть, страх, раздражение, не желающие сдавать квартиру мигрантам (рисунок). Как видно на рисунке, среди жителей г. Пермь преобладает интоле-рантный тип (учитывая разведывательный характер исследования, требуется дальнейшее изучение). Примечательно, что наряду с этим информированность и осведомленность о самом понятии толерантности и его значении у респондентов достаточно высокая (64,6 %), т.е. такова доля тех, кто считает толерантность неотъемлемым компонентом современного общества, тем, к чему всем людям необходимо стремиться. При сопоставлении полученной картины типов этнической толерантности с взглядами респондентов в отношении перспектив общественного развития выяснилось, что половина из них приветствует усиление свободы личности, перемены к лучшему, 26,5 % выбрали вариант ответа «внешняя политика меня устраивает, а внутренняя должна измениться», и всего лишь 14,2 % респондентов придерживаются консервативных взглядов. Тем самым противоречие заключается в том, что, заявляя о своей толерантности, терпимости, открытости, корректности, пермяки при разборе конкретных ситуаций выбора скорее проявят интолерантность.

Среди факторов, влияющих на этническую толерантность, помимо уже указанного тендерного фактора, следует отметить образование, материальное положение, род деятельности, самоидентификацию, религиозную принадлежность.

Респонденты с неполным средним образованием формируют индифферентный тип этнической толерантности, со средним общим в основном входят также в индифферентный тип. У респондентов со средним специальным образованием преобладает интолерантный тип, так же как у респондентов с незаконченным высшим образованием. У респондентов с высшим образованием в равной степени представлены все три типа этнической толерантности. С повышением уровня образования респондентов увеличивается доля толерантного типа.

Респонденты с низким материальным положением составили основу ин-толерантного типа этнической толерантности, а также часть респондентов со средним материальным положением. Респонденты с высоким материальным положением частично формируют индифферентный и толерантный типы. Таким образом, с повышением материального положения респондентов возрастает доля толерантного типа. Можно предположить, что респонденты с низким

Рис. Типы этнической толерантности (в % от общего числа опрошенных)

101

материальным положением чаще сталкиваются с представителями других этносов в конкурирующих ситуациях, например, при принятии на работу.

Исходя из данных о роде деятельности, руководители и специалисты в большей степени формируют толерантный тип, а студенты - интолерантный. Рабочие образуют интолерантный и индифферентный типы. Возможно, это связано с особенностями процесса социализации.

Респонденты, считающие себя в первую очередь пермяками, а также идентифицирующие себя россиянами и по национальной принадлежности, участвовали в формировании интолерантного типа. Те, кто ощущают себя «человеком мира», в большей степени отнеслись к интолерантному типу. Толерантный тип пополнился теми, кто относит себя к «европейцам» и представителям своей религии (иными словами, более толерантными оказались респонденты, идентифицирующие себя в первую очередь с собственной верой). Данные факты требуют объяснений с помощью дополнительных исследований.

Фактор вероисповедания сложен для интерпретации, поскольку респонденты, придерживающиеся православия и неправославного христианства, в большей степени принадлежат интолерантному типу. Толерантный тип составили респонденты, исповедующие другую религию, в том числе ислам. Логично, что респонденты, которые не придерживаются какой-либо религии, в большей степени входят в индифферентный тип, однако при этом также относятся и к интолерантному типу.

Весьма показательным по полученным результатам был вопрос анкеты о проявлении нетерпимости к представителям различных социальных групп. Выяснилось, что больше всего тех респондентов, которые заявляют о своем терпимом отношении ко всем категориям граждан. Наименее терпимо жители г. Перми относятся к лицам нетрадиционной ориентации и приезжим из других стран, причем неприязнь к другим этносам практически не прослеживается. Следовательно, фобия носит прежде всего антимигрантский характер, а не национальный. Предположительно, в обществе закрепились социальные стереотипы, особенно под влиянием массмедиа, относительно конкретных групп.

Необходимыми условиями достижения межэтнической толерантности являются способность к адаптации, уверенность в позитивной идентичности, готовность к взаимодействию с представителями других групп.

Список литературы

1. Потапенко А.В. Межэтническая толерантность как социальная ценность // Концепт: электрон. журн. - 2016. - Т. 27. - С. 57-65. - URL: http://e-kon-cept.ru/2016/56449.htm (дата обращения: 05.09.2018).

2. Анциферова Н.Г. Этническая толерантность в современном российском обществе: состояние и тенденции развития: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. - М., 2007. - 209 с.

102

3. Социология межэтнической толерантности / под ред. Л.М. Дробиже-вой; Ин-т социологии РАН. - М., 2003. - 222 с.

4. Демидова И.И. Методология исследования этнической толерантности в социологии // Вестник РУДН. Социология. - 2006. - № 1(9). - С. 45-55.

5. Нижегородцева Н.В., Солынин Н.Э. Психологическая структура этнической толерантности //Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. -С. 230-234.

6. Ананьина В.Т. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в российском обществе: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Екатеринбург, 2015. - 204 с.

7. Гаджигасанова Н.С. Особенности проявления этнической толерантности во взаимодействиях молодежных групп: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - СПб., 2012. - 26 с.

8. Нарежная О.А. Этническая толерантность студенческой молодежи Ростовской области: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Ростов-н/Д, 2010. - 16 с.

9. Мельникова Н.В. Формирование этнической толерантности в мегаполисе: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. -М., 2012. - 28 с.

10. Пуртова А.С. Этническая толерантность в современном поликультурном обществе // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 1. - С. 135-138.

11. Юдина О.И. Аксиологический аспект этнической толерантности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 52-60.

12. Националистические амбиции - препятствие на пути к толерантности [Электронный ресурс] // Толерантность: сб. / под ред. М. Мчедлова. -М.: Республика, 2004. - С. 142-173. - URL: https://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Sociolog/toler/06.php (дата обращения: 05.09.2018).

13. Дробижева Л.М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. - 2017. - Т. 26, № 1. - С. 7-31.

14. Толерантность от А до Я: путеводитель. - Вып. 1. Этническая толерантность / авт.-сост. Е.С. Колосов; Свердл. обл. межнац. библ. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.

15. Колесниченко М.Б. Составляющие идентичности в постсовременной социологии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -Тамбов: Грамота, 2013. - № 10 (36). - Ч. II. - C. 90-93.

16. Батина О.Э. Факторы этнической толерантности в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Научный диалог: вопросы гуманитарных исследований: тез. докл. Междунар. заоч. онлайн-конф. / ЦНС «Интерактив плюс». - Чебоксары, 2016. - URL: https://interactive-plus.ru/ru/ article/ 79374/discussion_platform (дата обращения: 05.09.2018).

103

17. Шайхисламов Р.Б. Социальная и этническая толерантность населения полиэтнического региона: опыт измерения // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость: материалы V Всерос. социол. конгр. / Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 4599-4603.

18. Хайруллина Н.Г., Гаджигасанова Н.С. Проявление этнической толерантности в малых социальных группах [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21309 (дата обращения: 05.09.2018).

19. Пузанова Ж.В. Исследование этнической толерантности в полиэтнической молодежной среде РУДН // Вестник РУДН. Социология. - 2010. -№ 4. - С. 119-126.

20. Проблема межэтнических отношений: региональный аспект / В.В. Шилов, М.Н. Семенова, Т.Н. Сергеева, Н.А. Симанова // Вестник Пермского национального исследовательского университета. Социально-экономические науки. -2016. - № 4. - С. 117-125.

References

1. Potapenko A.V. Mezhetnicheskaia tolerantnost' kak sotsial'naia tsennost' [Interethnic tolerance as a social value]. Kontsept, 2016, vol. 27, pp. 57-65, available at: http://e-kon-cept.ru/2016/56449.htm (accessed 05 September 2018).

2. Antsiferova N.G. Etnicheskaia tolerantnost' v sovremennom rossiiskom obshchestve: sostoianie i tendentsii razvitiia [Ethnic tolerance in modern Russian society: the current state and development trends]. Ph.D. thesis. Moscow, 2007, 209 p.

3. Sotsiologiia mezhetnicheskoi tolerantnosti [Sociology of interethnic tolerance]. Ed. L.M. Drobizheva. Moscow, RAS Institute of Sociology, 2003, 222 p.

4. Demidova I.I. Metodologiia issledovaniia etnicheskoi tolerantnosti v sotsiologii [Methodology of research of ethnic tolerance in sociology]. Vestnik RUDN. Sotsiologiia, 2006, no. 1(9), pp. 45-55.

5. Nizhegorodtseva N.V., Solynin N.E. Psikhologicheskaia struktura etnicheskoi tolerantnosti [Psychological structure of ethnic tolerance]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2010, no. 2, pp. 230-234.

6. Anan'ina V.T. Vliianie mezhnatsional'nykh semei na etnicheskuiu tolerantnost' v rossiiskom obshchestve [Influence of interethnic families on ethnic tolerance in Russian society]. Ph.D. thesis. Yekaterinburg, 2015, 204 p.

7. Gadzhigasanova N.S. Osobennosti proiavleniia etnicheskoi tolerantnosti vo vzaimodeistviiakh molodezhnykh grupp [Features of manifestation of ethnic tolerance in interactions of youth groups]. Abstract of Ph.D. thesis. St. Petersburg, 2012, 26 p.

8. Narezhnaia O.A. Etnicheskaia tolerantnost' studencheskoi molodezhi Rostovskoi oblasti [Ethnic tolerance of students of Rostov region]. Abstract of Ph.D. thesis. Rostov-on-Don, 2010, 16 p.

104

M.E. KonecHuneHKO, B.B. CepoBa

9. Mel'nikova N.V. Formirovanie etnicheskoi tolerantnosti v megapolise: sotsiologicheskii analiz [Formation of ethnic tolerance in the city: A sociological analysis]. Abstract of Ph.D. thesis. Moscow, 2012, 28 p.

10. Purtova A.S. Etnicheskaia tolerantnost' v sovremennom polikul'turnom obshchestve [Ethnic tolerance in the modern polycultural society]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2012, no. 1, pp. 135-138.

11. Iudina O.I. Aksiologicheskii aspekt etnicheskoi tolerantnosti [Axiological aspect of ethnic tolerance]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2014, no. 4, pp. 52-60.

12. Natsionalisticheskie ambitsii - prepiatstvie na puti k tolerantnosti [Nationalist ambitions as an obstacle to tolerance]. Tolerantnost'. Ed. M. Mchedlov. Moscow, Respublika, 2004, pp. 142-173, available at: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/toler/06.php (accessed 05 September 2018).

13. Drobizheva L.M. Grazhdanskaia identichnost' kak uslovie oslableniia etnicheskogo negativizma [National identity as a means of reducing ethnic negativism]. Mir Rossii, 2017, vol. 26, no. 1, pp. 7-31.

14. Tolerantnost' ot A do Ia: putevoditel'. - Vyp. 1. Etnicheskaia tolerantnost' [Tolerance from A to Z: The guide. Vol. 1. Ethnic tolerance]. Yekaterinburg, 2012, 24 p.

15. Kolesnichenko M.B. Sostavliaiushchie identichnosti v postsovremennoi sotsiologii [Components of identity in postmodern sociology]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. Tambov, Gramota, 2013, no. 10 (36), part II, pp. 90-93.

16. Batina O.E. Faktory etnicheskoi tolerantnosti v sovremennom rossiiskom obshchestve [Factors of ethnic tolerance in modern Russian society]. Nauchnyi dialog. Voprosy gumanitarnykh issledovanii. Conference proceedings. Cheboksary, 2016, available at: https://interactive-plus.ru/ru/article/79374/discussion_platform (accessed 05 September 2018).

17. Shaikhislamov R.B. Sotsial'naia i etnicheskaia tolerantnost' naseleniia polietnicheskogo regiona: opyt izmereniia [Social and ethnic tolerance of the population of the polyethnic region: measurement experience]. Sotsiologiia i obshchestvo: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naia spravedlivost'. Proc. of the V All-Russ. Soc. Congr. Yekaterinburg, Ural Federal University, 2016, pp. 4599-4603.

18. Khairullina N.G., Gadzhigasanova N.S. Proiavlenie etnicheskoi tolerantnosti v malykh sotsial'nykh gruppakh [Features of ethnic tolerance in small social groups]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 2-1, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21309 (accessed 05 September 2018).

19. Puzanova Zh.V. Issledovanie etnicheskoi tolerantnosti v polietnicheskoi molodezhnoi srede RUDN [The research on ethnic tolerance in polyethnic youth environment]. Vestnik RUDN. Sotsiologiia, 2010, no. 4, pp. 119-126.

105

20. Shilov V.V., Semenova M.N., Sergeeva T.N., Simanova N.A. Problema mezhetnicheskikh otnoshenii: regional'nyi aspekt [The problem of ethnic relations: regional aspect]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2016, no. 4, pp. 117-125.

Оригинальность 87 %

Получено 04.09.2017 Принято 29.09.2017 Опубликовано 28.12.2018

M.B. Kolesnichenko, V.V. Serova

ETHNIC TOLERANCE: EXPERIENCE OF EXPLORING STUDIES

In view of complexity and variety of social processes it is relevant to study the phenomenon of tolerance in general, as well as the special type of ethnic tolerance. In connection with transformation of the Russian society, its integration into the world community, accumulation of contradictions within society there is a need to analyze the sociocultural characteristics of tolerance, as well as trends in its dynamics. The following factors result in weakening of tolerance: sharp social differentiation of the population, rise of terrorism, extremism, and exacerbation of inter-ethnic relations caused by local wars, refugee issues etc. The situation of inter-ethnic interaction is aggravated by contradictions of traditional and post-traditional identities, dissolution of the Soviet international identity under conditions of non-formed Russian civil identity, as well as the processes of "ethnic revival" and actualization of local identities in Russia. The present applied sociological study conducted in Perm, Russia allows to conclude that the main features of ethnic tolerance are: openness in communication, state migration policy, reaction against manifestation of intolerance to social groups, assessment of prospects for development of society. Specifics of the notion of "ethnic tolerance" was accepted, which is based on adoption of "another human" as a result of belonging to a different ethnic group. Tolerance as a personality trait is a more stable characteristic, while ethnic tolerance/intolerance caused by both the internal and external factors, is prone to alteration. The dominant type of ethnic tolerance has been determined. It was found that respondents manifest intolerance towards others as migrants rather than as representatives of other ethnic groups. Among the factors that affect ethnic tolerance are gender, education, wealth, occupation, self-identity, religious affiliation.

Keywords: ethnic tolerance, intolerance, ethnic conflict, identity, migration.

Milana B. Kolesnichenko - Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Politology, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: milana72000@mail.ru.

Viktoriya V. Serova - Bachelor of Arts (Sociology), Perm National Research Polytechnic University, e-mail: romachka.xd@yandex.ru.

Received 04.09.2017 Accepted 29.09.2017 Published 28.12.2018

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.