М.А. Галагузова, А.В. Головнев
НАСТАВНИЧЕСТВО: ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ
Ключевые слова: наставник, шефство, наставничество, профессиональная подготовка, воспитание наставников, корпоративная подготовка наставников.
Аннотация. В статье раскрывается актуальность развития института наставничества в современных условиях, приводится ретроспективный анализ шефства и наставничества в России, раскрываются проблемы наставничества в современных условиях, выделяются этапы развития наставничества.
Наставничество сегодня является одной из актуальных проблем теории и методики профессионального образования. В 2013 году президент России В.В. Путин на заседании государственного совета подчеркнул: «Нужна эффективная система мотивации для наставников, и это должно быть современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». В 2017 году председатель правительства Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества, а уже в 2018 году В.В. Путин подписал указ об учреждении знака отличия «За наставничество».
Следует отметить, что проблема наставничества не является новой для педагогики. Без знания исторических особенностей наставничества, теории наставничества в прошлом невозможно понять современные тенденции развития наставничества. Только эволюционный подход позволяет осознать и оценить специфику процессов, которые происходили и происходят сегодня в наставничестве.
Наставничество, если его рассматривать как процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, - форма взаимоотношений между учителем и учеником существует издавна. Старшим и более опытным необходимо было передавать свои знания и умения, опыт: по разжиганию огня, владению оружием, поиску съедобной пищи и многое другое менее опытным и младшим членам общества. Обусловлено это было, в первую очередь, вопросами выживания рода, племени поэтому если этот процесс по каким-либо причинам прерывался, выжить человеку было крайне сложно. Известный ученый М.И. Махмутов 1981 году писал по этому поводу: «Важное условие существования человека и человеческого общества - усвоение предыдущего опыта людей новыми поколениями. Для существования и развития человеческого общества, следовательно, нужно, чтобы люди не только трудились, но и передавали свой опыт (в первую очередь трудовой) подрастающим поколениям. Процесс передачи общественно-исторического опыта от одного поколения к другому - это важнейшая функция общества, которая называется воспитанием» [1, 10]. А.С. Батышев и Н.М. Таланчук в 1985 году в книге «Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе» сделали интересный вывод о том, что «наставничество сопровождало жизнь людей на всех этапах развития общества, так как представляет собой процесс передачи общественного опыта старшего поколения младшему. С полным основанием можно признать, что наставничество в истории человечества предшествовало воспитанию» [2, с. 14]. В дальнейшем, с появлением ремесел, разделения труда и возникновением профессий, наставничество приобретает смысл передачи трудового опыта, знаний от мастера, учителя к ученику.
Во время индустриализации 20-30-х годов прошлого века в России наставничество становится чрезвычайно актуальным. В этот период государство переживает значительные потрясения: мировая война, революция, гражданская война, а затем создание советского государства. Экономика страны находилась в упадке, в большей степени она была еще аграрной. Перед государством стояла задача восстановления экономики и движение по пути ускоренной индустриализации.
В СССР индустриализация была осуществлена в годы довоенных пятилеток: за это время введено в действие 9 тысяч крупных государственных промышленных предприятий, оснащенных передовой техникой. Коренной реконструкции подверглись тысячи других предприятий. Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная,
1 б П€ППГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 6(79). Я018
в!§ж&ж§§§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини
станкостроительная, авиационная и другие, выросли квалифицированные кадры рабочих, инженеров и техников [4, 7].
По статистическим данным 1922 года количество рабочих и служащих с 1924 года по 1939 увеличилось с 14,8 % до 50,2 % от всего трудоспособного населения [4, 30]. Возникла проблема профессиональной подготовки рабочих, тем более требования к квалификации рабочих постоянно усложнялись. В итоге количество средних специальных учебных заведений выросло с 932 в 1922 году до 3773 в 1940 [4, 54.].
Молодым рабочим требовалась профессиональная и социальная адаптация, учащимся - практика как в учебных заведениях, так и непосредственно на предприятиях. Нельзя забывать и идеологические проблемы советского государства, поэтому одна из важнейших задач профессиональной подготовки рабочих было коммунистическое воспитание молодежи.
По этому поводу М.И. Махмутов пишет: «Великий Октябрь положил начало практическому осуществлению марксистко-ленинских идей соединения производительного труда молодежи с ее обучением, повышением квалификации и идейно - политическим воспитанием» [1, 11]. На XI съезде РКП(б) в 1922 году было принято решение, которое ставило задачу реорганизации труда рабочей молодежи, подчинения его целям обучения и квалификации, строительства школы рабочей молодежи, объединяющей практическое обучение производству с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием [5, 640]. Такую задачу было призвано решить шефство, именно под ним подразумевалось наставничество.
Первый этап систематической шефской работы с фабрично-заводской молодежью можно отнести к 1917-1928 годам. Особенностью этого периода является разработка партией и правительством мер по социалистической реорганизации труда и ученичества рабочей молодежи, осуществление принципа соединения труда рабочих - подростков с обучением, воспитанием и повышением квалификации, созданию системы правового регулированию труда и ученичества [2, 11-12]. Уже в середине 20-х годов возникают бригады высококвалифицированных рабочих, которые занимаются обучением молодых рабочих. Члены профсоюзов и комсомола направляются для организации практики учеников в фабрично-заводских училищах, проводят шефскую работы с молодыми рабочими.
В 30-е годы шефство над молодыми рабочими принимает массовый характер, важным толчком для его развития была статья Н.К. Крупской, опубликованная в газете «Правда» от 23 августа 1929 года, под названием «В помощь новым рабочим кадрам». В ней Н.К. Крупская пишет: «Индустриализация страны, идущая быстрыми шагами, натыкается на необходимость втягивать в производство широкие слои неквалифицированных рабочих. Во вновь строящихся предприятиях, особенно в новых отраслях производства, кадры «потомственных» рабочих часто очень невелики. В предприятия вливаются окружающие крестьяне, с психологией мелких собственников, не пережившие всей той борьбы, которую пережили основные кадры рабочего класса нашей страны... Профсоюзам надо работать и работать над воспитанием этих кадров» [6, 271272].
После постановления Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «О шефстве кадровых рабочих над молодыми» (1931 г.) и решения ЦК ВЛКСМ «О проведении общественно-технического экзамена среди комсомольцев и молодежи» (1933 г.) шефство активно развивается. В массовом техническом обучении принимали участие инженеры, рабочие кадровики. Был введен общественный экзамен, который в дальнейшем перерос в государственный технический экзамен.
Шефство кадровых рабочих над учениками школ ФЗУ и молодыми рабочими на предприятиях становится повсеместным явлением. Но для его организации требовались
пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). гогв
методики проведения технического обучения. Появляются первые работы М.Р. Журавлева «Производственный инструктаж» (1934 г.), Ф.Л. Блинчевского, В.А. Губина «Организация и методика проведения учебно-производственного инструктажа в системе массового технического обучения рабочих лесной промышленности» (1938 г.) и другие.
Во время Великой Отечественной войны квалифицированных рабочих на предприятиях становится крайне мало, к работе на производстве привлекаются подростки и женщины. Поэтому опытным рабочим, которые не были отправлены на фронт, предстояло в короткие сроки обучить большое количество новых рабочих: из выпускников школ ФЗУ и училищ, а также людей, не связанных с производством, чтобы те смогли приступить к работе над выпуском готовой продукции.
С.Я. Батышев отмечает, что в основе наставничества лежит «творческое использование опыта кадровых рабочих для профессиональной и социальной адаптации учащейся и работающей молодежи на производстве» [2, 89]. Уже в первой половине прошлого века наставничество формируется как система и неотъемлемая часть профессиональной подготовки и адаптации рабочих. На различных уровнях управления государством приходит осознание того, что шефство необходимо внедрять повсеместно и организовывать его учебно-методическую поддержку.
В первые послевоенные годы шефство не перестает быть актуальным, на промышленных предприятиях появляются добровольцы и новаторы, которые берут на себя обязанности по подготовки молодых рабочих и учащихся школ ФЗУ и училищ. К примеру, была такая инициатива, которая представляет из себя формулу «1 + 5» - то есть «один обучи пятерых». В 50-60 годы появляется научные работы, которые как пишет М.И. Махмутов: «подготовили последующее развитие производственной педагогики и ее важнейшей составной части педагогики наставничества» [1, 21].
В педагогической печати появляются научно-методические работы по подготовке наставников, такие как книги С.Я. Батышева «Из опыта работы по повышению квалификации мастеров производственного обучения» (1952 г.), «Инструктор производственного обучения» (1963 г).; работы М.М. Свадковской «Подготовка новых рабочих методом индивидуального ученичества» (1959 г.), книга В.М. Шепеля «Комсомольцы-производственники в помощь школе» (1958 г.) и другие.
В 1964 году партийный комитет «Электросилы», обсудив опыт рабочих -коммунистов: обмотчика Ю.А. Врублевского, слесаря С.С. Витченко, токаря-карусельщика А.Ф. Кубикова, наладчика М.Н. Гусева по воспитанию рабочей смены, принял постановление о создании на заводе института наставничества. Почин электросиловцев был подхвачен на многих предприятия города и далеко за его пределами. Кадровые рабочие брали индивидуальное шефство над новичками, возглавляли молодежные бригады [7, 3-4]. В дальнейшем С.С. Витченко станет Героем Социалистического Труда и напишет несколько книг, в которых поделится своим опытом в подготовке и воспитании молодежи, одна из таких книг имеет название очень точно показывающее, о чем она -«Слово наставника» (1975 г.)
Начинания ленинградских рабочих с одобрением встречают на многих предприятиях страны. Поэтому именно в этот период появляется новое социальное явление -наставничество, которое начинает формироваться на уже наполненном практикой и теорией шефством. М.И. Махмутов отмечает, что «не случайно с 1964 года ведется история современного наставничества» [1, 21].
В марте 1968 на Совете Министров СССР обсуждаются вопросы наставничества, принимается постановление «О мерах по улучшению подготовки и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве», а уже 18 октября 1968 года Государственными комитетами Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и по профессионально-техническому образованию и Всесоюзным Центральным
в!§ж&ж§§§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини
Советом Профессиональных Союзов утверждается «Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве». В положении описывается порядок индивидуального и коллективного обучения, минимальные требования к инструкторам производственного обучения, предприятиям даются дополнительные права с целью обучения новых рабочих, например, право освобождать квалифицированных рабочих от непосредственной работы для проведения обучения новичков и другие.
Таким образом, большой опыт квалифицированных рабочих в профессиональной подготовке молодых рабочих, педагогические исследования в этой области и введение нормативных документов позволили сделать шаг к развитию наставничества и его дальнейшему изучению.
С начала 70-х годов изучением проблем наставничества, психолого-педагогических требований к наставнику, а также подготовкой наставников занимались А.С. Батышев, С.Г. Вершловский, А.В. Измайлов, И.И. Махмутов, В.И. Смирнов, Н.М. Таланчук и другие. Наставничество в те годы определялось как «система социально-педагогических воздействий передовых рабочих социалистических предприятий на сознание, чувство и волю молодых рабочих с целью формирования у них коммунистического мировоззрения, устойчивого интереса и стремления к овладению профессией, выработки классового самосознания и чувства морального удовлетворения от участия в производственном труде и коллектива предприятия, воспитания активной жизненной позиции» [1, 12]. Партийные и молодежные организации совместно с профсоюзами учреждают награды, как правило в виде нагрудных знаков, такие как «Наставник молодежи» (1973 г.), «За укрепление мира, труда и солидарности» (1981 г), «За активную работу по воспитанию детей и подростков» (1986 г.).
Указом Президиума Верховного Совета было утверждено Положение о почетном звании «Заслуженный наставник молодежи РСФСР» и описание знака. Согласно этому положению звание присваивалось «лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства, служащих, проработавшим на одном предприятии, в колхозе, учреждении, организации безупречно не менее 10 лет и ведущим на общественных началах не менее 5 лет работу в области наставничества, имеющим большие заслуги в профессиональном обучении и коммунистическом воспитании работающей молодежи» (1981 г.).
В этот период наставничество становится массовым явлением в стране. Разрабатываются и апробируются методики подготовки наставников для ведения воспитательной работы среди молодежи. Одним из первых опытов проведения такой подготовки осуществили в педагогическом институте имени А.И. Герцена, где была разработана тематика семинара по подготовке наставников и воспитанию молодежи. В последующие годы на предприятиях появляется множество учебных планов и курсов, программ подготовки наставников на предприятиях. Среди них: «Основы коммунистического воспитания молодежи», «Педагогика производству», «Актуальные проблемы воспитания на производстве» и др. На таких курсах обучение проводилось с группами квалифицированных рабочих, которые, как правило, уже имели опыт наставнической деятельности. Обучающиеся задавали вопросы педагогу, ведущему курс, делились своим опытом, дискутировали на темы профессиональной подготовки и воспитания молодежи. Большое количество проводимых в то время аналогичных мероприятий по всей стране позволило накопить и обобщить огромный материал, который впоследствии использовался исследователями для создания научных трудов в области производственной (профессиональной) педагогики, в рамках которой изучалось наставничество.
аепа готический журнал Башкортостана м &(79). яо!в
На базе имеющегося опыта в 70-90 годы появляются книги, учебники и диссертаций, прямо или косвенно затрагивающие систему наставничества. К ним относятся такие как книга С.Я. Батышева «Профессиональная педагогика», С.Г. Вершловского «Педагогика приходит» в цех», М.И. Махмутова и Н.М. Таланчук «Педагогика наставничества», А.С. Батышева «Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе, диссертации А.Е. Измайлова «Педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников», Л.Г. Почебут «Социально-психологические аспекты наставничества на производстве» и другие.
Таким образом, система профессионально-технического обучения получает возможность осуществлять воспитание и профессиональную подготовку молодых рабочих уже на основе научно обоснованных теорий и методик. К концу 80-х годов в стране выстраивается четкая система наставничества, которая подразумевает не только воспитание и обучение молодежи на рабочем месте, но и глубокое взаимодействие учебных заведений разного уровня образования с предприятиями и организациями, подготовку наставников. Нельзя также не отметить, как было упомянуто выше, что в советское время система наставничества была пропитана марксистско-ленинской идеологией коммунистического воспитания.
В результате анализа наставничества в СССР нами предложена следующая периодизация его развития: 20-40 годы - зарождение шефства, его бурное и отчасти хаотичное развитие; 50-60 годы - появление наставничества, начало изучения и развития, систематизация его как социального явления, законодательное регулирование наставничества; 70-90 годы - система наставничества становится частью государственной политики, появляются награды за наставничество, также оно получает научное обоснование и входит в состав профессиональной педагогики как науки. Появляются методики для ведения наставнической деятельности, так и для подготовки самих наставников. Это был пик развития наставничества в нашей стране.
Распад Советского союза крайне негативно отразился на системе наставничества в нашей стране. Из-за закрытия государственных предприятий и перехода их в частную собственность были разрушены многолетние цепочки связей предприятий, организаций, вузов и профессионально-технического учебных заведений. Начало 90-х годов ознаменовалось не просто стагнацией промышленности, образования и социальных институтов, а самой настоящей деструкцией прежнего существования чего-либо.
Однако некоторые процессы, которые шли до распада десятилетиями не могли исчезнуть мгновенно, они продолжали протекать в ущербном, формальном виде, к ним относится и наставничество. Рабочий класс, который уважали и чуть ли не боготворили в советском государстве, был попросту брошен на произвол судьбы: нехватка рабочих мест, низкая заработная плата и задержки ее выплаты. Все это привело к снижению престижа рабочих профессий, а ведь именно рабочие заводов и фабрик помогали создавать и развивать систему наставничества.
Однако учебные заведения все 90-е годы продолжали готовить, специалистов, рабочих и служащих. Мест практики и работы для учащихся крайне не хватало. И все же училища, колледжи и вузы обязаны были организовать практику для обучающихся, а так как ее организация принципиально не отличалась от советской, то естественно за каждым практикантом на производстве либо в организации закреплялся наставник - опытный работник. Многие, зная и вспоминая те времена, скажут: «Наставнику было не до него, ему выживать надо было», и с этим невозможно не согласиться. И все же еще оставались высококвалифицированные работники, которые хорошо знали и уважали советскую школу наставничества, поэтому выполняли обязанности наставника добросовестно. Как правило, это было добровольно, так как наставничество как явление в 90-е практически нигде и ничем не поощрялось.
в!§ж&ж§§§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики
Развитие наставничества в научном смысле приостановилось, книги, учебники, которые рассматривали наставничество, по сути были теме же книгами, что и до распада СССР, они переиздавались, но в них была убрана идеологическая составляющая. То же самое происходит и с пониманием самого наставничества, исчезает идеология, остается только форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением.
Таким образом, после распада СССР и все последующие годы прошлого века система наставничества была забыта государством, не интересна она была предприятиям и рабочим. Наставничество существовало только для образования, однако в большей степени формально.
В последующие годы можно выделить следующий этап развития наставничества, предложенный А.Р. Масалимовой, которая внесла немалый вклад в изучение и развитие корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности. Она пишет о том, что «конец 90-х годов до 2005 года характеризуется периодом устойчивого развития современных моделей внутрифирменного профессионального обучения индивидуальной подготовки руководителей, командной подготовки и переподготовки кадров, обучающейся организации» [8, 99].
Действительно, в начале 21 века предприятия России начинают перестраиваться, переходить на иной путь управления развитием. В этих условиях им требуются рабочие и служащие, профессиональной подготовкой которых начинают заниматься на самих предприятиях, в так называемых учебных центрах. Вот здесь и понадобились наставники из числа опытных высококвалифицированных рабочих и служащих.
Появилась так называемая корпоративная подготовка специалистов технического профиля, которая представляет собой процесс совершенствования знаний, умений и компетенций персонала предприятий по специализированным образовательным программам, направленных на удовлетворение интересов предприятий в компетентных кадрах для накопления интеллектуального, инновационного капитала в целях обеспечения конкурентоспособности данных специалистов, так и конкурентоспособности предприятия в целом. Наставническая деятельность на современных предприятиях предполагает руководство командными проектами начинающих специалистов, в которых каждый из них выполняет четко отведенную ему роль: разрабатывает экономическую сторону проекта, занимается проектировочной деятельностью, выполняет его техническую сторону, разрабатывает технологию решения поставленной задачи, осуществляет технический перевод проекта на иностранный язык и так далее.
В эти годы наставничество вновь начинает изучаться учеными. Так, качества личности наставника рассматривают К.В. Колеснеченко, Д.А. Красило, Е.В. Чарина и другие. Наставничество как условие профессиональной подготовки, компетенции наставника, а также его подготовку исследуют А.Р. Масалимова, И.В. Круглова, Е.Н. Фомин, А.Н. Плотников, Е.В. Чарина и другие.
Таким образом, в первом десятилетии нового века наставничество вновь становится актуальным, в первую очередь для предприятий и организаций на фоне их глобальной перестройки и роста. Появился толчок для его изучения и развития.
На сегодняшний момент нехватка квалифицированных рабочих на предприятиях страны, заставляет государственные власти включаться в процесс их подготовки. Образование и предприятия начинают вновь сотрудничать, как это было в Советском Союзе. У многих предприятий и организаций появляются подшефные школы, колледжи, университеты, после окончания которых к ним приходят работать молодые люди.
Приходит осознание, что надо быстро и хорошо подготовить, адаптировать молодых рабочих на производстве. Как мы уже отмечали, что в 2017 году Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества. По всей стране по теме
аепа готический журнал Башкортостана н &(79). яо!в
наставничества начинают проходить семинары и форумы. Например, в 2017 в Екатеринбурге под руководством федерального института развития образования прошел региональный семинар «Наставники на производстве: стратегия подготовки в современной России».
В 2018 году агентство стратегических инициатив провело первый всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник -2018». Форум позволил встретиться и обсудить теорию и практику наставничества, в нем приняли участие органы федеральной и региональной власти, представители предприятий и руководители, и конечно сами наставники. Аналогичные окружные форумы будут проходить в 2018 году в 7 федеральных округах.
В Казани в апреле 2018 года на базе Казанского национального исследовательского технологического университета совместно с автономной некоммерческой организацией «Казанский открытый Университет Талантов» и Открытым университетом Сколково прошло важное мероприятие «Школа наставников». Это открытый образовательный проект по подготовке наставников проектного обучения, способных доводить детско-взрослые технологические проекты до продуктового результата и планировать получение участниками образовательного результата.
Проведенный эволюционный анализ наставничества позволяет сделать вывод, что успешное развитие и функционирование института наставничества в обществе обеспечивается взаимодействием трех основных направлений: формирования сферы профессиональной деятельности наставников, развития соответствующей отрасли научного знания и создания системы профессиональной подготовки наставников.
1. Махмутов, М.И. Педагогика наставничества [Текст] / М.И. Махмутов, Н.М. Таланчук. - Москва : Советская Россия, 1981. - 191 с.
2. Батышев, А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе [Текст] - Москва : Высш. шк., 1985.- 272 с.
3. Алексашина, В.В. Неоиндустриализация России. Уроки Истории [Текст] // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. Курск.: Юго-западный гос. универ., 2013. - № 4. - С. 3-15.
4. Народное хозяйство СССР, 1922 - 1982: Юбил. стат. Ежегодник / ЦСУ СССР. Москва : Финансы и статистика, 1982.- 6245 с.
5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Москва: Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. - 1953. - Ч.1 : 1898 - 1925. - 932 с.
6. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения [Текст]. - Москва : АПН СССР, 1960. - Т. 8. - 751 с.
7. Вершловский, С.Г., Ходаков А.И. Педагогика приходит в цех: О проблемах воспитания молодых рабочих. / С.Г. Вершловский, А.И. Ходаков. Л.: Лениздат. 1977. - 143 с.
8. Масалимова, А.Р. Становление и развитие наставнического движения на предприятиях России [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 98-100.