Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО: ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ'

НАСТАВНИЧЕСТВО: ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2713
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / ШЕФСТВО / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАНИЕ НАСТАВНИКОВ / КОРПОРАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ / MENTOR / SPONSORSHIP / MENTORING / TRAINING / EDUCATION OF MENTORS / CORPORATE TRAINING OF MENTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галагузова Минненур Ахметхановна, Головнев Александр Вячеславович

В статье раскрывается актуальность развития института наставничества в современных условиях, приводится ретроспективный анализ шефства и наставничества в России, раскрываются проблемы наставничества в современных условиях, выделяются этапы развития наставничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING: FROM PAST TO PRESENT

The article reveals the relevance of the development of the mentoring institute in modern conditions, provides a retrospective analysis of patronage and mentoring in Russia, reveals the problems of mentoring in modern conditions, the stages of the development of mentoring are outlined.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО: ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ»

М.А. Галагузова, А.В. Головнев

НАСТАВНИЧЕСТВО: ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ

Ключевые слова: наставник, шефство, наставничество, профессиональная подготовка, воспитание наставников, корпоративная подготовка наставников.

Аннотация. В статье раскрывается актуальность развития института наставничества в современных условиях, приводится ретроспективный анализ шефства и наставничества в России, раскрываются проблемы наставничества в современных условиях, выделяются этапы развития наставничества.

Наставничество сегодня является одной из актуальных проблем теории и методики профессионального образования. В 2013 году президент России В.В. Путин на заседании государственного совета подчеркнул: «Нужна эффективная система мотивации для наставников, и это должно быть современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». В 2017 году председатель правительства Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества, а уже в 2018 году В.В. Путин подписал указ об учреждении знака отличия «За наставничество».

Следует отметить, что проблема наставничества не является новой для педагогики. Без знания исторических особенностей наставничества, теории наставничества в прошлом невозможно понять современные тенденции развития наставничества. Только эволюционный подход позволяет осознать и оценить специфику процессов, которые происходили и происходят сегодня в наставничестве.

Наставничество, если его рассматривать как процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества, - форма взаимоотношений между учителем и учеником существует издавна. Старшим и более опытным необходимо было передавать свои знания и умения, опыт: по разжиганию огня, владению оружием, поиску съедобной пищи и многое другое менее опытным и младшим членам общества. Обусловлено это было, в первую очередь, вопросами выживания рода, племени поэтому если этот процесс по каким-либо причинам прерывался, выжить человеку было крайне сложно. Известный ученый М.И. Махмутов 1981 году писал по этому поводу: «Важное условие существования человека и человеческого общества - усвоение предыдущего опыта людей новыми поколениями. Для существования и развития человеческого общества, следовательно, нужно, чтобы люди не только трудились, но и передавали свой опыт (в первую очередь трудовой) подрастающим поколениям. Процесс передачи общественно-исторического опыта от одного поколения к другому - это важнейшая функция общества, которая называется воспитанием» [1, 10]. А.С. Батышев и Н.М. Таланчук в 1985 году в книге «Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе» сделали интересный вывод о том, что «наставничество сопровождало жизнь людей на всех этапах развития общества, так как представляет собой процесс передачи общественного опыта старшего поколения младшему. С полным основанием можно признать, что наставничество в истории человечества предшествовало воспитанию» [2, с. 14]. В дальнейшем, с появлением ремесел, разделения труда и возникновением профессий, наставничество приобретает смысл передачи трудового опыта, знаний от мастера, учителя к ученику.

Во время индустриализации 20-30-х годов прошлого века в России наставничество становится чрезвычайно актуальным. В этот период государство переживает значительные потрясения: мировая война, революция, гражданская война, а затем создание советского государства. Экономика страны находилась в упадке, в большей степени она была еще аграрной. Перед государством стояла задача восстановления экономики и движение по пути ускоренной индустриализации.

В СССР индустриализация была осуществлена в годы довоенных пятилеток: за это время введено в действие 9 тысяч крупных государственных промышленных предприятий, оснащенных передовой техникой. Коренной реконструкции подверглись тысячи других предприятий. Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная,

1 б П€ППГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 6(79). Я018

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини

станкостроительная, авиационная и другие, выросли квалифицированные кадры рабочих, инженеров и техников [4, 7].

По статистическим данным 1922 года количество рабочих и служащих с 1924 года по 1939 увеличилось с 14,8 % до 50,2 % от всего трудоспособного населения [4, 30]. Возникла проблема профессиональной подготовки рабочих, тем более требования к квалификации рабочих постоянно усложнялись. В итоге количество средних специальных учебных заведений выросло с 932 в 1922 году до 3773 в 1940 [4, 54.].

Молодым рабочим требовалась профессиональная и социальная адаптация, учащимся - практика как в учебных заведениях, так и непосредственно на предприятиях. Нельзя забывать и идеологические проблемы советского государства, поэтому одна из важнейших задач профессиональной подготовки рабочих было коммунистическое воспитание молодежи.

По этому поводу М.И. Махмутов пишет: «Великий Октябрь положил начало практическому осуществлению марксистко-ленинских идей соединения производительного труда молодежи с ее обучением, повышением квалификации и идейно - политическим воспитанием» [1, 11]. На XI съезде РКП(б) в 1922 году было принято решение, которое ставило задачу реорганизации труда рабочей молодежи, подчинения его целям обучения и квалификации, строительства школы рабочей молодежи, объединяющей практическое обучение производству с теоретическим образованием и общественно-политическим воспитанием [5, 640]. Такую задачу было призвано решить шефство, именно под ним подразумевалось наставничество.

Первый этап систематической шефской работы с фабрично-заводской молодежью можно отнести к 1917-1928 годам. Особенностью этого периода является разработка партией и правительством мер по социалистической реорганизации труда и ученичества рабочей молодежи, осуществление принципа соединения труда рабочих - подростков с обучением, воспитанием и повышением квалификации, созданию системы правового регулированию труда и ученичества [2, 11-12]. Уже в середине 20-х годов возникают бригады высококвалифицированных рабочих, которые занимаются обучением молодых рабочих. Члены профсоюзов и комсомола направляются для организации практики учеников в фабрично-заводских училищах, проводят шефскую работы с молодыми рабочими.

В 30-е годы шефство над молодыми рабочими принимает массовый характер, важным толчком для его развития была статья Н.К. Крупской, опубликованная в газете «Правда» от 23 августа 1929 года, под названием «В помощь новым рабочим кадрам». В ней Н.К. Крупская пишет: «Индустриализация страны, идущая быстрыми шагами, натыкается на необходимость втягивать в производство широкие слои неквалифицированных рабочих. Во вновь строящихся предприятиях, особенно в новых отраслях производства, кадры «потомственных» рабочих часто очень невелики. В предприятия вливаются окружающие крестьяне, с психологией мелких собственников, не пережившие всей той борьбы, которую пережили основные кадры рабочего класса нашей страны... Профсоюзам надо работать и работать над воспитанием этих кадров» [6, 271272].

После постановления Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов «О шефстве кадровых рабочих над молодыми» (1931 г.) и решения ЦК ВЛКСМ «О проведении общественно-технического экзамена среди комсомольцев и молодежи» (1933 г.) шефство активно развивается. В массовом техническом обучении принимали участие инженеры, рабочие кадровики. Был введен общественный экзамен, который в дальнейшем перерос в государственный технический экзамен.

Шефство кадровых рабочих над учениками школ ФЗУ и молодыми рабочими на предприятиях становится повсеместным явлением. Но для его организации требовались

пепп готический журнал спшнортостпнп н &(79). гогв

методики проведения технического обучения. Появляются первые работы М.Р. Журавлева «Производственный инструктаж» (1934 г.), Ф.Л. Блинчевского, В.А. Губина «Организация и методика проведения учебно-производственного инструктажа в системе массового технического обучения рабочих лесной промышленности» (1938 г.) и другие.

Во время Великой Отечественной войны квалифицированных рабочих на предприятиях становится крайне мало, к работе на производстве привлекаются подростки и женщины. Поэтому опытным рабочим, которые не были отправлены на фронт, предстояло в короткие сроки обучить большое количество новых рабочих: из выпускников школ ФЗУ и училищ, а также людей, не связанных с производством, чтобы те смогли приступить к работе над выпуском готовой продукции.

С.Я. Батышев отмечает, что в основе наставничества лежит «творческое использование опыта кадровых рабочих для профессиональной и социальной адаптации учащейся и работающей молодежи на производстве» [2, 89]. Уже в первой половине прошлого века наставничество формируется как система и неотъемлемая часть профессиональной подготовки и адаптации рабочих. На различных уровнях управления государством приходит осознание того, что шефство необходимо внедрять повсеместно и организовывать его учебно-методическую поддержку.

В первые послевоенные годы шефство не перестает быть актуальным, на промышленных предприятиях появляются добровольцы и новаторы, которые берут на себя обязанности по подготовки молодых рабочих и учащихся школ ФЗУ и училищ. К примеру, была такая инициатива, которая представляет из себя формулу «1 + 5» - то есть «один обучи пятерых». В 50-60 годы появляется научные работы, которые как пишет М.И. Махмутов: «подготовили последующее развитие производственной педагогики и ее важнейшей составной части педагогики наставничества» [1, 21].

В педагогической печати появляются научно-методические работы по подготовке наставников, такие как книги С.Я. Батышева «Из опыта работы по повышению квалификации мастеров производственного обучения» (1952 г.), «Инструктор производственного обучения» (1963 г).; работы М.М. Свадковской «Подготовка новых рабочих методом индивидуального ученичества» (1959 г.), книга В.М. Шепеля «Комсомольцы-производственники в помощь школе» (1958 г.) и другие.

В 1964 году партийный комитет «Электросилы», обсудив опыт рабочих -коммунистов: обмотчика Ю.А. Врублевского, слесаря С.С. Витченко, токаря-карусельщика А.Ф. Кубикова, наладчика М.Н. Гусева по воспитанию рабочей смены, принял постановление о создании на заводе института наставничества. Почин электросиловцев был подхвачен на многих предприятия города и далеко за его пределами. Кадровые рабочие брали индивидуальное шефство над новичками, возглавляли молодежные бригады [7, 3-4]. В дальнейшем С.С. Витченко станет Героем Социалистического Труда и напишет несколько книг, в которых поделится своим опытом в подготовке и воспитании молодежи, одна из таких книг имеет название очень точно показывающее, о чем она -«Слово наставника» (1975 г.)

Начинания ленинградских рабочих с одобрением встречают на многих предприятиях страны. Поэтому именно в этот период появляется новое социальное явление -наставничество, которое начинает формироваться на уже наполненном практикой и теорией шефством. М.И. Махмутов отмечает, что «не случайно с 1964 года ведется история современного наставничества» [1, 21].

В марте 1968 на Совете Министров СССР обсуждаются вопросы наставничества, принимается постановление «О мерах по улучшению подготовки и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве», а уже 18 октября 1968 года Государственными комитетами Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и по профессионально-техническому образованию и Всесоюзным Центральным

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогини

Советом Профессиональных Союзов утверждается «Типовое положение о подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве». В положении описывается порядок индивидуального и коллективного обучения, минимальные требования к инструкторам производственного обучения, предприятиям даются дополнительные права с целью обучения новых рабочих, например, право освобождать квалифицированных рабочих от непосредственной работы для проведения обучения новичков и другие.

Таким образом, большой опыт квалифицированных рабочих в профессиональной подготовке молодых рабочих, педагогические исследования в этой области и введение нормативных документов позволили сделать шаг к развитию наставничества и его дальнейшему изучению.

С начала 70-х годов изучением проблем наставничества, психолого-педагогических требований к наставнику, а также подготовкой наставников занимались А.С. Батышев, С.Г. Вершловский, А.В. Измайлов, И.И. Махмутов, В.И. Смирнов, Н.М. Таланчук и другие. Наставничество в те годы определялось как «система социально-педагогических воздействий передовых рабочих социалистических предприятий на сознание, чувство и волю молодых рабочих с целью формирования у них коммунистического мировоззрения, устойчивого интереса и стремления к овладению профессией, выработки классового самосознания и чувства морального удовлетворения от участия в производственном труде и коллектива предприятия, воспитания активной жизненной позиции» [1, 12]. Партийные и молодежные организации совместно с профсоюзами учреждают награды, как правило в виде нагрудных знаков, такие как «Наставник молодежи» (1973 г.), «За укрепление мира, труда и солидарности» (1981 г), «За активную работу по воспитанию детей и подростков» (1986 г.).

Указом Президиума Верховного Совета было утверждено Положение о почетном звании «Заслуженный наставник молодежи РСФСР» и описание знака. Согласно этому положению звание присваивалось «лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, специалистов сельского хозяйства, служащих, проработавшим на одном предприятии, в колхозе, учреждении, организации безупречно не менее 10 лет и ведущим на общественных началах не менее 5 лет работу в области наставничества, имеющим большие заслуги в профессиональном обучении и коммунистическом воспитании работающей молодежи» (1981 г.).

В этот период наставничество становится массовым явлением в стране. Разрабатываются и апробируются методики подготовки наставников для ведения воспитательной работы среди молодежи. Одним из первых опытов проведения такой подготовки осуществили в педагогическом институте имени А.И. Герцена, где была разработана тематика семинара по подготовке наставников и воспитанию молодежи. В последующие годы на предприятиях появляется множество учебных планов и курсов, программ подготовки наставников на предприятиях. Среди них: «Основы коммунистического воспитания молодежи», «Педагогика производству», «Актуальные проблемы воспитания на производстве» и др. На таких курсах обучение проводилось с группами квалифицированных рабочих, которые, как правило, уже имели опыт наставнической деятельности. Обучающиеся задавали вопросы педагогу, ведущему курс, делились своим опытом, дискутировали на темы профессиональной подготовки и воспитания молодежи. Большое количество проводимых в то время аналогичных мероприятий по всей стране позволило накопить и обобщить огромный материал, который впоследствии использовался исследователями для создания научных трудов в области производственной (профессиональной) педагогики, в рамках которой изучалось наставничество.

аепа готический журнал Башкортостана м &(79). яо!в

На базе имеющегося опыта в 70-90 годы появляются книги, учебники и диссертаций, прямо или косвенно затрагивающие систему наставничества. К ним относятся такие как книга С.Я. Батышева «Профессиональная педагогика», С.Г. Вершловского «Педагогика приходит» в цех», М.И. Махмутова и Н.М. Таланчук «Педагогика наставничества», А.С. Батышева «Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе, диссертации А.Е. Измайлова «Педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников», Л.Г. Почебут «Социально-психологические аспекты наставничества на производстве» и другие.

Таким образом, система профессионально-технического обучения получает возможность осуществлять воспитание и профессиональную подготовку молодых рабочих уже на основе научно обоснованных теорий и методик. К концу 80-х годов в стране выстраивается четкая система наставничества, которая подразумевает не только воспитание и обучение молодежи на рабочем месте, но и глубокое взаимодействие учебных заведений разного уровня образования с предприятиями и организациями, подготовку наставников. Нельзя также не отметить, как было упомянуто выше, что в советское время система наставничества была пропитана марксистско-ленинской идеологией коммунистического воспитания.

В результате анализа наставничества в СССР нами предложена следующая периодизация его развития: 20-40 годы - зарождение шефства, его бурное и отчасти хаотичное развитие; 50-60 годы - появление наставничества, начало изучения и развития, систематизация его как социального явления, законодательное регулирование наставничества; 70-90 годы - система наставничества становится частью государственной политики, появляются награды за наставничество, также оно получает научное обоснование и входит в состав профессиональной педагогики как науки. Появляются методики для ведения наставнической деятельности, так и для подготовки самих наставников. Это был пик развития наставничества в нашей стране.

Распад Советского союза крайне негативно отразился на системе наставничества в нашей стране. Из-за закрытия государственных предприятий и перехода их в частную собственность были разрушены многолетние цепочки связей предприятий, организаций, вузов и профессионально-технического учебных заведений. Начало 90-х годов ознаменовалось не просто стагнацией промышленности, образования и социальных институтов, а самой настоящей деструкцией прежнего существования чего-либо.

Однако некоторые процессы, которые шли до распада десятилетиями не могли исчезнуть мгновенно, они продолжали протекать в ущербном, формальном виде, к ним относится и наставничество. Рабочий класс, который уважали и чуть ли не боготворили в советском государстве, был попросту брошен на произвол судьбы: нехватка рабочих мест, низкая заработная плата и задержки ее выплаты. Все это привело к снижению престижа рабочих профессий, а ведь именно рабочие заводов и фабрик помогали создавать и развивать систему наставничества.

Однако учебные заведения все 90-е годы продолжали готовить, специалистов, рабочих и служащих. Мест практики и работы для учащихся крайне не хватало. И все же училища, колледжи и вузы обязаны были организовать практику для обучающихся, а так как ее организация принципиально не отличалась от советской, то естественно за каждым практикантом на производстве либо в организации закреплялся наставник - опытный работник. Многие, зная и вспоминая те времена, скажут: «Наставнику было не до него, ему выживать надо было», и с этим невозможно не согласиться. И все же еще оставались высококвалифицированные работники, которые хорошо знали и уважали советскую школу наставничества, поэтому выполняли обязанности наставника добросовестно. Как правило, это было добровольно, так как наставничество как явление в 90-е практически нигде и ничем не поощрялось.

в!§ж&槧§§ж®а®в§ж§§§®в®&1 проблшы современной психологии и пеппгогики

Развитие наставничества в научном смысле приостановилось, книги, учебники, которые рассматривали наставничество, по сути были теме же книгами, что и до распада СССР, они переиздавались, но в них была убрана идеологическая составляющая. То же самое происходит и с пониманием самого наставничества, исчезает идеология, остается только форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением.

Таким образом, после распада СССР и все последующие годы прошлого века система наставничества была забыта государством, не интересна она была предприятиям и рабочим. Наставничество существовало только для образования, однако в большей степени формально.

В последующие годы можно выделить следующий этап развития наставничества, предложенный А.Р. Масалимовой, которая внесла немалый вклад в изучение и развитие корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности. Она пишет о том, что «конец 90-х годов до 2005 года характеризуется периодом устойчивого развития современных моделей внутрифирменного профессионального обучения индивидуальной подготовки руководителей, командной подготовки и переподготовки кадров, обучающейся организации» [8, 99].

Действительно, в начале 21 века предприятия России начинают перестраиваться, переходить на иной путь управления развитием. В этих условиях им требуются рабочие и служащие, профессиональной подготовкой которых начинают заниматься на самих предприятиях, в так называемых учебных центрах. Вот здесь и понадобились наставники из числа опытных высококвалифицированных рабочих и служащих.

Появилась так называемая корпоративная подготовка специалистов технического профиля, которая представляет собой процесс совершенствования знаний, умений и компетенций персонала предприятий по специализированным образовательным программам, направленных на удовлетворение интересов предприятий в компетентных кадрах для накопления интеллектуального, инновационного капитала в целях обеспечения конкурентоспособности данных специалистов, так и конкурентоспособности предприятия в целом. Наставническая деятельность на современных предприятиях предполагает руководство командными проектами начинающих специалистов, в которых каждый из них выполняет четко отведенную ему роль: разрабатывает экономическую сторону проекта, занимается проектировочной деятельностью, выполняет его техническую сторону, разрабатывает технологию решения поставленной задачи, осуществляет технический перевод проекта на иностранный язык и так далее.

В эти годы наставничество вновь начинает изучаться учеными. Так, качества личности наставника рассматривают К.В. Колеснеченко, Д.А. Красило, Е.В. Чарина и другие. Наставничество как условие профессиональной подготовки, компетенции наставника, а также его подготовку исследуют А.Р. Масалимова, И.В. Круглова, Е.Н. Фомин, А.Н. Плотников, Е.В. Чарина и другие.

Таким образом, в первом десятилетии нового века наставничество вновь становится актуальным, в первую очередь для предприятий и организаций на фоне их глобальной перестройки и роста. Появился толчок для его изучения и развития.

На сегодняшний момент нехватка квалифицированных рабочих на предприятиях страны, заставляет государственные власти включаться в процесс их подготовки. Образование и предприятия начинают вновь сотрудничать, как это было в Советском Союзе. У многих предприятий и организаций появляются подшефные школы, колледжи, университеты, после окончания которых к ним приходят работать молодые люди.

Приходит осознание, что надо быстро и хорошо подготовить, адаптировать молодых рабочих на производстве. Как мы уже отмечали, что в 2017 году Д.А. Медведев поддержал создание общероссийской системы наставничества. По всей стране по теме

аепа готический журнал Башкортостана н &(79). яо!в

наставничества начинают проходить семинары и форумы. Например, в 2017 в Екатеринбурге под руководством федерального института развития образования прошел региональный семинар «Наставники на производстве: стратегия подготовки в современной России».

В 2018 году агентство стратегических инициатив провело первый всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник -2018». Форум позволил встретиться и обсудить теорию и практику наставничества, в нем приняли участие органы федеральной и региональной власти, представители предприятий и руководители, и конечно сами наставники. Аналогичные окружные форумы будут проходить в 2018 году в 7 федеральных округах.

В Казани в апреле 2018 года на базе Казанского национального исследовательского технологического университета совместно с автономной некоммерческой организацией «Казанский открытый Университет Талантов» и Открытым университетом Сколково прошло важное мероприятие «Школа наставников». Это открытый образовательный проект по подготовке наставников проектного обучения, способных доводить детско-взрослые технологические проекты до продуктового результата и планировать получение участниками образовательного результата.

Проведенный эволюционный анализ наставничества позволяет сделать вывод, что успешное развитие и функционирование института наставничества в обществе обеспечивается взаимодействием трех основных направлений: формирования сферы профессиональной деятельности наставников, развития соответствующей отрасли научного знания и создания системы профессиональной подготовки наставников.

1. Махмутов, М.И. Педагогика наставничества [Текст] / М.И. Махмутов, Н.М. Таланчук. - Москва : Советская Россия, 1981. - 191 с.

2. Батышев, А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе [Текст] - Москва : Высш. шк., 1985.- 272 с.

3. Алексашина, В.В. Неоиндустриализация России. Уроки Истории [Текст] // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. Курск.: Юго-западный гос. универ., 2013. - № 4. - С. 3-15.

4. Народное хозяйство СССР, 1922 - 1982: Юбил. стат. Ежегодник / ЦСУ СССР. Москва : Финансы и статистика, 1982.- 6245 с.

5. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Москва: Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. - 1953. - Ч.1 : 1898 - 1925. - 932 с.

6. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения [Текст]. - Москва : АПН СССР, 1960. - Т. 8. - 751 с.

7. Вершловский, С.Г., Ходаков А.И. Педагогика приходит в цех: О проблемах воспитания молодых рабочих. / С.Г. Вершловский, А.И. Ходаков. Л.: Лениздат. 1977. - 143 с.

8. Масалимова, А.Р. Становление и развитие наставнического движения на предприятиях России [Текст] // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 10. - С. 98-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.