Наставничество как объект научных исследований
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ОСИПОВ
Петр Николаевич,
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань
Аннотация
В статье на основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как многообразного социального феномена. Рассмотрены характерные особенности наставничества по сравнению с другими формами подготовки рабочих кадров на производстве. Особое внимание авторов уделено тому, что сегодня наставничество становится объектом исследования различных наук — философии, истории, экономики, педагогики, психологии
Ключевые слова:
наставник, наставничество, подготовка рабочих кадров, производственная педагогика, кадровая политика, непрофессиональная педагогическая деятельность
ИРИСМЕТОВА Индира Ильмуратовна,
ведущий менеджер Центра непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань
Одним из актуальных направлений научных исследований в области теории и методики профессионального образования является наставничество. Интерес к этому социально-педагогическому явлению вполне объясним: возрождение производства, разрушенного в 1990-е годы, требует квалифицированных рабочих и специалистов.
Проводимый в последние годы в Институте дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации и переподготовки кадров анализ мнений работодателей крупнейших промышленных предприятий Республики Татарстан (ПО «Оргсинтез», ПО «Казанский вертолетный завод», ПО «Казанькомпрессормаш» и др.) свидетельствует о низком уровне профессиональной составляющей выпускников образовательных организаций как среднего профессионального, так и высшего образования. Среди основных причин существующего положения следует назвать отсутствие должных партнерских отношений между системой профессионального образования и предприятиями, несоответствие учебно-материальной базы учебных заведений современным технологиям производства. По справедливому замечанию Е. В. Ткаченко, сложилась ситуация, в которой «экономика уже опережает образование. А где воспитание?» [26, с 5].
Осипов П. Н., Ирисметова И. И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 109-115. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10234.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Наставничество является многовековой традицией, характерной для всех стран. Наставник — это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый для овладения профессией, который помогал бы ему в самосовершенствовании мастерства [21].
Наставничество как социальный феномен присущ всем периодам развития нашей страны. При этом можно выделить два этапа интереса ученых к проблеме: советский (1970-1990-е годы) и российский (2000-е годы). Сегодня наблюдается интерес к наставничеству со стороны различных наук — философии, истории, экономики, педагогики, психологии, каждая из которых находит свой специфический предмет научных поисков. Цель данной статьи — показать истоки и процесс развития научного интереса исследователей к проблеме наставничества. При этом авторы исходят из понимания наставничества как непрофессиональной педагогической деятельности, осуществляемой преимущественно на общественных началах.
Ретроспективный взгляд на становление наставничества как социально-педагогического явления показывает, что наибольшего расцвета в нашей стране оно достигло в 70-80-е годы прошлого века: приобрело массовый характер и получило высокую оценку со стороны руководства страны.
В отличие от других форм подготовки рабочих кадров на производстве наставничество имело характерные особенности. Прежде всего, в отличие от инструкторов производственного обучения, наставническая деятельность осуществлялась на общественных началах, непосредственно в производственных условиях, а не в учебно-курсовых комбинатах. Наставники решали специфические задачи обучения и воспитания.
В те годы на предприятиях, в колхозах, на стройках повсеместно создавались советы наставников, призванные организовать деятельность наставников, их психолого-педагогическую подготовку. Этим органам приходилось решать много проблем, но сделать это только на основе эмпирического опыта было затруднительно. С приобретением огромной социальной значимости наставничество, как любое новое педагогическое явление, требовало научного осмысления. Назрела необходимость разработки теории педагогической деятельности наставников. «Сложилось положение, — писал академик С. Я. Батышев, — при котором педагогика и психология раскрывают и исследуют вопросы дошкольного и школьного обучения и воспитания учащихся, а весь остальной жизненный путь молодых людей — обучение профессии и воспитание в производственных коллективах — почти выпал из сферы интересов педагогических наук» [5, с. 6].
Появление наставничества обусловило необходимость дальнейшей разработки теории и практики производственной педагогики, потребовало рассмотрения отдельных ее составных частей, что способствовало появлению педагогики наставничества. Именно в этот период и были заложены научные основы наставничества как педагогической проблемы, чему во многом способствовали труды основоположника
профессиональной педагогики академика С. Я. Батышева [4; 5]. По его предложению в 1977 году в Казани на базе НИИ профессионально-технической педагогики (ныне Институт педагогики, психологии и социальных проблем) была создана специальная научная лаборатория, в которой разрабатывались психолого-педагогические основы наставничества по заданию Госкомитета СССР по науке и технике.
Значительное число работ по проблеме наставничества было опубликовано в 1970-1980-е годы. Фундаментальным исследованием, посвященным педагогической системе наставничества в трудовом коллективе, стала докторская диссертация по педагогике А. С. Батышева [3].
В диссертационных исследованиях советского периода рассматриваются различные философские, исторические, педагогические, психологические аспекты наставничества. В философских исследованиях наставничество рассматривалось как фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи [7; 31], форма передачи социального опыта молодой смене рабочего класса в условиях развитого социализма [28], индивидуальная форма нравственного воспитания [20], форма преемственности поколений рабочего класса в условиях развитого социализма [16].
Историки, в силу царившей в те годы идеологии, исследовали роль наставничества в формировании у молодежи патриотизма и коммунистического отношения к труду [13], механизмы партийного руководства наставничеством на предприятиях [11].
Предметом психологических исследований служили психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы [8], социально-психологические аспекты наставничества на производстве [25], оценочная деятельность наставника как форма педагогического руководства производственной адаптацией молодого рабочего [29].
Наибольшее число диссертационных исследований проводилось в области педагогики. В качестве предмета педагогических исследований выступали, например, особенности педагогической деятельности наставника в условиях производства [27], наставничество как фактор профориентационной работы [22], педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников [14].
В 1990-е годы, после распада СССР и перехода к рыночной экономике, многие предприятия закрывались, меняли форму собственности. В этот непростой период, по мнению А. Р. Масалимовой, «наставническое движение из-за недостаточных возможностей финансирования приходит в полный упадок» [23], фактически прекращается.
Однако уже в начале 2000-х годов в связи с модернизацией и расширением производства возникала потребность в новых рабочих кадрах. В этих условиях руководители предприятий осознали необходимость возрождения наставничества, дополнительного профессионального обучения сотрудников для соответствия новым вызовам и требованиям времени. Новые черты традиционной практики наставничества в организациях XXI века хорошо представлены в работах М. В. Кларина [15].
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
управления»1 способствовал внедрению наставничества в качестве одного из новых принципов кадровой политики. Это во многом стимулировало и научный интерес к наставничеству как к социальному феномену. При этом исследователи осознают, что сегодня наставничество — это инвестиция в развитие организации, форма дополнительного профессионального образования и обучения персонала, при которой более компетентный работник оказывает содействие начинающему.
Анализ современных диссертационных исследований свидетельствует о росте интереса к наставничеству как научной проблеме, однако у авторов нет единого понимания этого социального явления. Очевидно одно: наставничество представляет собой «социально-педагогический, экономический и производственный феномен в условиях современных предприятий» [23].
Отличительной особенностью новых исследований наставничества стало существенное расширение объекта исследования. Если в советский период исследователи рассматривали наставничество в основном на производстве, то сегодня в центре их внимания и студенты, и молодые учителя, и педагогические коллективы, и молодые специалисты, и служащие. Более того, наставничество стало объектом исследований экономистов [9].
По-прежнему наибольшее внимание наставничеству уделяют педагоги и психологи. Наиболее значительным исследованием наставничества последних лет является докторская диссертация А. Р. Масалимовой, посвященная теоретико-методологическому обоснованию корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства, разработке и экспериментальной проверке степени эффективности ее научно-методического обеспечения. В этом фундаментальном исследовании представлена концепция корпоративной подготовки наставников современного производства; разработаны и апробированы компетент-ностная модель современного наставника, технология формирования компетенций будущих наставников в интегрированной системе «образование — производство», а также структурно-функциональная модель корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности [23].
Предметом современных исследований в рамках кандидатских диссертаций по педагогике выступают:
- наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования [6], профессионального становления молодого учителя [20], как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы [34];
- традиции наставничества в истории отечественного образования [1];
- формирование механизма наставничества для молодых специалистов в нефтегазовых компаниях [10];
1 http://www.kremiin.ru/acts/bank/35265
- система развивающего взаимодействия «учитель — наставник — студент» как фактор профессионального становления будущего учителя [2];
- формирование профессионально-педагогической компетентности мастера-наставника в условиях курсовой подготовки [24];
- научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей [31];
- компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки [32].
Психологи рассматривают профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности [17]; ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: период вхождения во взрослость [18]; отношения в системе «наставник — молодой специалист» в процессе профессионализации [33].
С точки зрения педагогики как науки об образовании человека в широком смысле (воспитании, обучении, развитии) наставничество представляет собой социально-педагогический феномен. Данный феномен служит объектом и нашего исследования, а его предметом является становление наставничества как педагогической системы в процессе общественно-исторического развития.
Сегодня на основе анализа теории и практики наставничества важно выявить и обосновать этапы и особенности его становления как непрофессиональной педагогической деятельности. Для этого необходимо:
- раскрыть сущность наставничества как непрофессиональной педагогической деятельности;
- выявить политические, социально-экономические и педагогические истоки и факторы, определяющие становление наставничества на разных этапах общественно-исторического развития;
- обобщить опыт развития наставничества в меняющихся социально-экономических условиях;
- охарактеризовать современное состояние проблемы наставничества, выявить и обосновать тенденции его развития.
Все это позволит определить условия, предпосылки и перспективы развития и совершенствования наставничества в изменяющихся социально-экономических условиях.
Литература
1. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: дис. ... канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2011. — 170 с.
2. Багдасарян А. А. Система развивающего взаимодействия «учитель — наставник — студент» как фактор профессионального становления будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. — Сочи, 2006. — 250 с.
3. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. — М.: Высшая школа, 1985. — 272 с.
4. Батышев С. Я. Основы педагогической деятельности наставника. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
5. Батышев С. Я. Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1976. — 551 с.
6. Бевз Е. В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 9. — С. 8-10.
7. Бердыклычева Н. М. Наставничество — фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи: дис. ... канд. филос. наук. — М., 1978. — 173 с.
8. Гичан И. С. Психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы: дис. . канд. психол. наук. — Киев, 1977. — 158 с.
9. Денисов Д. С. Подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономии на базе корпоративных университетов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Саратов, 2011. — 23 с.
10. Джиоева Ф. А. Формирование механизма наставничества для молодых специалистов в нефтегазовых компаниях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2014. — 25 с.
11. Жеребцов С. М. Партийное руководство наставничества на предприятиях черной металлургии Урала в годы девятой и десятой пятилеток (1971-1980): автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1989. — 23 с.
12. Иванова И. И. Патриотическое движение наставничества и его роль в формировании у молодежи коммунистического отношения к труду: дис. ... канд. ист. наук. — М., 1980. — 188 с.
13. Иванова Л. Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управления. Ученые записки СГАГС. — 2012. — № 4. — С. 130-138.
14. Измаилов А. Е. Педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1989. — 24 с.
15. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 5. — С. 92-112.
16. Клепов В. Н. Преемственность поколений рабочего класса в условиях развитого социализма: автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1979. — 19 с.
17. Колесниченко К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2013. — 24 с.
18. Красило Д. А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: Период вхождения во взрослость: дис. . канд. психол. наук. — М., 2005. — 216 с.
19. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — 178 с.
20. Лебедева Л. В. Наставничество как индивидуальная форма нравственного воспитания: дис. ... канд. филос. наук. — Тюмень, 1985. — 186 с.
21. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. — М.: Амалфея, 1998. — 288 с.
22. Любар А. А. Наставничество как важный фактор профориентаци-онной работы школы и производства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Киев, 1977. — 23 с.
23. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. — Уфа, 2014. — 428 с.
24. Плотников А. Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера-наставника в условиях курсовой подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2006. — 185 с.
25. Почебут Л. Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1979. — 17 с.
26. Реформы образования и конкурентоспособность специалиста: материалы интернет-конференции // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 8. — С. 3-18.
27. Семенова Л. В. Особенности педагогической деятельности наставника в условиях современного производства: автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1979. — 23 с.
28. Сидоров А. А. Наставничество как форма передачи социального опыта молодой смене рабочего класса в условиях развитого социализма: дис. ... канд. филос. наук. — Красноярск, 1979. — 283 с.
29. Силенок П. Ф. Оценочная деятельность наставника как форма педагогического руководства производственной адаптацией молодого рабочего: дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1986. — 209 с.
30. Тетерук С. Ф. Наставничество — важный фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис. . канд. филос. наук. — Киев, 1976. — 19 с.
31. Фаляхов И. И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей: дис. . канд. пед. наук. — Казань, 2018. — 180 с.
32. Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2013. — 190 с.
33. Чарина Е. В. Отношения в системе «наставник — молодой специалист» в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. — 60 с.
34. Черникова Е. А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2013. — 192 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА