Научная статья на тему 'Наставничество как объект научных исследований'

Наставничество как объект научных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1391
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставник / наставничество / подготовка рабочих кадров / производственная педагогика / кадровая политика / непрофессиональная педагогическая деятельность / mentor / mentoring / young employees (specialists) / pedagogy / scientific research

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипов Петр Николаевич, Ирисметова Индира Ильмуратовна

В статье на основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как многообразного социального феномена. Рассмотрены характерные особенности наставничества по сравнению с другими формами подготовки рабочих кадров на производстве. Особое внимание авторов уделено тому, что сегодня наставничество становится объектом исследования различных наук — философии, истории, экономики, педагогики, психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring as an Object of Scientific Research

Based on a large number of scientific studies the authors show the nature of mentoring as a diverse social phenomenon, which is not something new. At certain degree it has existed in all periods of development of our country. At the same time, two periods of scientists’ interest in the problem are distinguished: Soviet (70–90s) and Russian (2000s). The authors pay special attention to the fact that nowadays mentoring is an object of research of various sciences (philosophy, history, economics, pedagogy, psychology), each of them finds their own specific subject of scientific research

Текст научной работы на тему «Наставничество как объект научных исследований»

Наставничество как объект научных исследований

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ОСИПОВ

Петр Николаевич,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань

Аннотация

В статье на основе анализа научных исследований показана сущность наставничества как многообразного социального феномена. Рассмотрены характерные особенности наставничества по сравнению с другими формами подготовки рабочих кадров на производстве. Особое внимание авторов уделено тому, что сегодня наставничество становится объектом исследования различных наук — философии, истории, экономики, педагогики, психологии

Ключевые слова:

наставник, наставничество, подготовка рабочих кадров, производственная педагогика, кадровая политика, непрофессиональная педагогическая деятельность

ИРИСМЕТОВА Индира Ильмуратовна,

ведущий менеджер Центра непрерывного образования Казанского национального исследовательского технологического университета, Казань

Одним из актуальных направлений научных исследований в области теории и методики профессионального образования является наставничество. Интерес к этому социально-педагогическому явлению вполне объясним: возрождение производства, разрушенного в 1990-е годы, требует квалифицированных рабочих и специалистов.

Проводимый в последние годы в Институте дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации и переподготовки кадров анализ мнений работодателей крупнейших промышленных предприятий Республики Татарстан (ПО «Оргсинтез», ПО «Казанский вертолетный завод», ПО «Казанькомпрессормаш» и др.) свидетельствует о низком уровне профессиональной составляющей выпускников образовательных организаций как среднего профессионального, так и высшего образования. Среди основных причин существующего положения следует назвать отсутствие должных партнерских отношений между системой профессионального образования и предприятиями, несоответствие учебно-материальной базы учебных заведений современным технологиям производства. По справедливому замечанию Е. В. Ткаченко, сложилась ситуация, в которой «экономика уже опережает образование. А где воспитание?» [26, с 5].

Осипов П. Н., Ирисметова И. И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. — 2020. — № 2. — С. 109-115. — 001 10.24411/2307-4264-2020-10234.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Наставничество является многовековой традицией, характерной для всех стран. Наставник — это человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый для овладения профессией, который помогал бы ему в самосовершенствовании мастерства [21].

Наставничество как социальный феномен присущ всем периодам развития нашей страны. При этом можно выделить два этапа интереса ученых к проблеме: советский (1970-1990-е годы) и российский (2000-е годы). Сегодня наблюдается интерес к наставничеству со стороны различных наук — философии, истории, экономики, педагогики, психологии, каждая из которых находит свой специфический предмет научных поисков. Цель данной статьи — показать истоки и процесс развития научного интереса исследователей к проблеме наставничества. При этом авторы исходят из понимания наставничества как непрофессиональной педагогической деятельности, осуществляемой преимущественно на общественных началах.

Ретроспективный взгляд на становление наставничества как социально-педагогического явления показывает, что наибольшего расцвета в нашей стране оно достигло в 70-80-е годы прошлого века: приобрело массовый характер и получило высокую оценку со стороны руководства страны.

В отличие от других форм подготовки рабочих кадров на производстве наставничество имело характерные особенности. Прежде всего, в отличие от инструкторов производственного обучения, наставническая деятельность осуществлялась на общественных началах, непосредственно в производственных условиях, а не в учебно-курсовых комбинатах. Наставники решали специфические задачи обучения и воспитания.

В те годы на предприятиях, в колхозах, на стройках повсеместно создавались советы наставников, призванные организовать деятельность наставников, их психолого-педагогическую подготовку. Этим органам приходилось решать много проблем, но сделать это только на основе эмпирического опыта было затруднительно. С приобретением огромной социальной значимости наставничество, как любое новое педагогическое явление, требовало научного осмысления. Назрела необходимость разработки теории педагогической деятельности наставников. «Сложилось положение, — писал академик С. Я. Батышев, — при котором педагогика и психология раскрывают и исследуют вопросы дошкольного и школьного обучения и воспитания учащихся, а весь остальной жизненный путь молодых людей — обучение профессии и воспитание в производственных коллективах — почти выпал из сферы интересов педагогических наук» [5, с. 6].

Появление наставничества обусловило необходимость дальнейшей разработки теории и практики производственной педагогики, потребовало рассмотрения отдельных ее составных частей, что способствовало появлению педагогики наставничества. Именно в этот период и были заложены научные основы наставничества как педагогической проблемы, чему во многом способствовали труды основоположника

профессиональной педагогики академика С. Я. Батышева [4; 5]. По его предложению в 1977 году в Казани на базе НИИ профессионально-технической педагогики (ныне Институт педагогики, психологии и социальных проблем) была создана специальная научная лаборатория, в которой разрабатывались психолого-педагогические основы наставничества по заданию Госкомитета СССР по науке и технике.

Значительное число работ по проблеме наставничества было опубликовано в 1970-1980-е годы. Фундаментальным исследованием, посвященным педагогической системе наставничества в трудовом коллективе, стала докторская диссертация по педагогике А. С. Батышева [3].

В диссертационных исследованиях советского периода рассматриваются различные философские, исторические, педагогические, психологические аспекты наставничества. В философских исследованиях наставничество рассматривалось как фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи [7; 31], форма передачи социального опыта молодой смене рабочего класса в условиях развитого социализма [28], индивидуальная форма нравственного воспитания [20], форма преемственности поколений рабочего класса в условиях развитого социализма [16].

Историки, в силу царившей в те годы идеологии, исследовали роль наставничества в формировании у молодежи патриотизма и коммунистического отношения к труду [13], механизмы партийного руководства наставничеством на предприятиях [11].

Предметом психологических исследований служили психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы [8], социально-психологические аспекты наставничества на производстве [25], оценочная деятельность наставника как форма педагогического руководства производственной адаптацией молодого рабочего [29].

Наибольшее число диссертационных исследований проводилось в области педагогики. В качестве предмета педагогических исследований выступали, например, особенности педагогической деятельности наставника в условиях производства [27], наставничество как фактор профориентационной работы [22], педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников [14].

В 1990-е годы, после распада СССР и перехода к рыночной экономике, многие предприятия закрывались, меняли форму собственности. В этот непростой период, по мнению А. Р. Масалимовой, «наставническое движение из-за недостаточных возможностей финансирования приходит в полный упадок» [23], фактически прекращается.

Однако уже в начале 2000-х годов в связи с модернизацией и расширением производства возникала потребность в новых рабочих кадрах. В этих условиях руководители предприятий осознали необходимость возрождения наставничества, дополнительного профессионального обучения сотрудников для соответствия новым вызовам и требованиям времени. Новые черты традиционной практики наставничества в организациях XXI века хорошо представлены в работах М. В. Кларина [15].

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

управления»1 способствовал внедрению наставничества в качестве одного из новых принципов кадровой политики. Это во многом стимулировало и научный интерес к наставничеству как к социальному феномену. При этом исследователи осознают, что сегодня наставничество — это инвестиция в развитие организации, форма дополнительного профессионального образования и обучения персонала, при которой более компетентный работник оказывает содействие начинающему.

Анализ современных диссертационных исследований свидетельствует о росте интереса к наставничеству как научной проблеме, однако у авторов нет единого понимания этого социального явления. Очевидно одно: наставничество представляет собой «социально-педагогический, экономический и производственный феномен в условиях современных предприятий» [23].

Отличительной особенностью новых исследований наставничества стало существенное расширение объекта исследования. Если в советский период исследователи рассматривали наставничество в основном на производстве, то сегодня в центре их внимания и студенты, и молодые учителя, и педагогические коллективы, и молодые специалисты, и служащие. Более того, наставничество стало объектом исследований экономистов [9].

По-прежнему наибольшее внимание наставничеству уделяют педагоги и психологи. Наиболее значительным исследованием наставничества последних лет является докторская диссертация А. Р. Масалимовой, посвященная теоретико-методологическому обоснованию корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства, разработке и экспериментальной проверке степени эффективности ее научно-методического обеспечения. В этом фундаментальном исследовании представлена концепция корпоративной подготовки наставников современного производства; разработаны и апробированы компетент-ностная модель современного наставника, технология формирования компетенций будущих наставников в интегрированной системе «образование — производство», а также структурно-функциональная модель корпоративной подготовки специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности [23].

Предметом современных исследований в рамках кандидатских диссертаций по педагогике выступают:

- наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования [6], профессионального становления молодого учителя [20], как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы [34];

- традиции наставничества в истории отечественного образования [1];

- формирование механизма наставничества для молодых специалистов в нефтегазовых компаниях [10];

1 http://www.kremiin.ru/acts/bank/35265

- система развивающего взаимодействия «учитель — наставник — студент» как фактор профессионального становления будущего учителя [2];

- формирование профессионально-педагогической компетентности мастера-наставника в условиях курсовой подготовки [24];

- научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей [31];

- компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки [32].

Психологи рассматривают профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности [17]; ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: период вхождения во взрослость [18]; отношения в системе «наставник — молодой специалист» в процессе профессионализации [33].

С точки зрения педагогики как науки об образовании человека в широком смысле (воспитании, обучении, развитии) наставничество представляет собой социально-педагогический феномен. Данный феномен служит объектом и нашего исследования, а его предметом является становление наставничества как педагогической системы в процессе общественно-исторического развития.

Сегодня на основе анализа теории и практики наставничества важно выявить и обосновать этапы и особенности его становления как непрофессиональной педагогической деятельности. Для этого необходимо:

- раскрыть сущность наставничества как непрофессиональной педагогической деятельности;

- выявить политические, социально-экономические и педагогические истоки и факторы, определяющие становление наставничества на разных этапах общественно-исторического развития;

- обобщить опыт развития наставничества в меняющихся социально-экономических условиях;

- охарактеризовать современное состояние проблемы наставничества, выявить и обосновать тенденции его развития.

Все это позволит определить условия, предпосылки и перспективы развития и совершенствования наставничества в изменяющихся социально-экономических условиях.

Литература

1. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: дис. ... канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2011. — 170 с.

2. Багдасарян А. А. Система развивающего взаимодействия «учитель — наставник — студент» как фактор профессионального становления будущего учителя: дис. ... канд. пед. наук. — Сочи, 2006. — 250 с.

3. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. — М.: Высшая школа, 1985. — 272 с.

4. Батышев С. Я. Основы педагогической деятельности наставника. — М.: Знание, 1977. — 64 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

5. Батышев С. Я. Производственная педагогика. — М.: Машиностроение, 1976. — 551 с.

6. Бевз Е. В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 9. — С. 8-10.

7. Бердыклычева Н. М. Наставничество — фактор повышения трудовой и общественной активности рабочей молодежи: дис. ... канд. филос. наук. — М., 1978. — 173 с.

8. Гичан И. С. Психологический анализ наставничества и его роль в становлении выпускников школы: дис. . канд. психол. наук. — Киев, 1977. — 158 с.

9. Денисов Д. С. Подготовка квалифицированных кадров для инновационной экономии на базе корпоративных университетов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Саратов, 2011. — 23 с.

10. Джиоева Ф. А. Формирование механизма наставничества для молодых специалистов в нефтегазовых компаниях: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — М., 2014. — 25 с.

11. Жеребцов С. М. Партийное руководство наставничества на предприятиях черной металлургии Урала в годы девятой и десятой пятилеток (1971-1980): автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1989. — 23 с.

12. Иванова И. И. Патриотическое движение наставничества и его роль в формировании у молодежи коммунистического отношения к труду: дис. ... канд. ист. наук. — М., 1980. — 188 с.

13. Иванова Л. Л. Наставничество на государственной гражданской службе: институциональный аспект // Государственное и муниципальное управления. Ученые записки СГАГС. — 2012. — № 4. — С. 130-138.

14. Измаилов А. Е. Педагогические основы повышения эффективности воспитательных функций наставников: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1989. — 24 с.

15. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 5. — С. 92-112.

16. Клепов В. Н. Преемственность поколений рабочего класса в условиях развитого социализма: автореф. дис. . канд. филос. наук. — М., 1979. — 19 с.

17. Колесниченко К. В. Профессионально важные качества личности наставника молодых специалистов: на примере педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2013. — 24 с.

18. Красило Д. А. Ориентирующий образ наставника в процессе реального самоопределения: Период вхождения во взрослость: дис. . канд. психол. наук. — М., 2005. — 216 с.

19. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2007. — 178 с.

20. Лебедева Л. В. Наставничество как индивидуальная форма нравственного воспитания: дис. ... канд. филос. наук. — Тюмень, 1985. — 186 с.

21. Льюис Г. Менеджер-наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. — М.: Амалфея, 1998. — 288 с.

22. Любар А. А. Наставничество как важный фактор профориентаци-онной работы школы и производства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Киев, 1977. — 23 с.

23. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: дис. ... д-ра пед. наук. — Уфа, 2014. — 428 с.

24. Плотников А. Н. Формирование профессионально-педагогической компетентности мастера-наставника в условиях курсовой подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2006. — 185 с.

25. Почебут Л. Г. Социально-психологические аспекты наставничества на производстве: автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1979. — 17 с.

26. Реформы образования и конкурентоспособность специалиста: материалы интернет-конференции // Профессиональное образование. Столица. — 2010. — № 8. — С. 3-18.

27. Семенова Л. В. Особенности педагогической деятельности наставника в условиях современного производства: автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1979. — 23 с.

28. Сидоров А. А. Наставничество как форма передачи социального опыта молодой смене рабочего класса в условиях развитого социализма: дис. ... канд. филос. наук. — Красноярск, 1979. — 283 с.

29. Силенок П. Ф. Оценочная деятельность наставника как форма педагогического руководства производственной адаптацией молодого рабочего: дис. ... канд. психол. наук. — Л., 1986. — 209 с.

30. Тетерук С. Ф. Наставничество — важный фактор развития социальной активности молодежи: автореф. дис. . канд. филос. наук. — Киев, 1976. — 19 с.

31. Фаляхов И. И. Научно-методическое обеспечение подготовки наставников для дуального обучения студентов колледжей: дис. . канд. пед. наук. — Казань, 2018. — 180 с.

32. Фомин Е. Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. — М., 2013. — 190 с.

33. Чарина Е. В. Отношения в системе «наставник — молодой специалист» в процессе профессионализации: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. — 60 с.

34. Черникова Е. А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 2013. — 192 с.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.