Научная статья на тему 'Тенденции развития российского корпоративного образования'

Тенденции развития российского корпоративного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
923
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CORPORATE EDUCATION / РОССИЙСКОЕ КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN CORPORATE EDUCATION / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIAN CORPORATE ENTITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Владимир Викторович

Анализ исследований в области профессионального образования показывает, что выпускники государственных и негосударственных вузов, пришедшие для работы в различные предприятия, фирмы, корпорации испытывают осложнения в решении конкретных практических задач.Работодатели вынуждены предлагать таким выпускникам дополнительное обучение в системе корпоративного образования. Учебные центры корпорации вынуждены создавать систему корпоративного обучения для решения тех практических задач, которые вытекают из насущных потребностей того или иного предприятия или корпорации.Существовавшие в России в плановой экономике система внутрифирменного обучения перестала оправдывать себя и нуждалась в кардинальном изменении содержания, форм, методов корпоративного обучения и создания методологии корпоративного образования в целом. Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе корпораций ОАО «Газпромдобыча Оренбург», НПК «Уралвагонзавод» г. Нижний Тагил, позволила создать теорию корпоративного образования, проанализировать проблемы российского корпоративного образования и выявить тенденции его развития.Автором предложена концепция развития корпоративного образования в России на основе таких промышленных территорий как Татарстан, Башкортостан, Свердловская, Оренбургские области с привлечением к анализу крупных и мелких учебных структур вышеуказанных корпораций.В работе проанализированы важнейшие диссертационные исследования в области корпоративного образования:докторская диссертация Масалимовой А.Р., посвященная корпоративной подготовке специалистов технического профиля, Уфа 2014 г.;кандидатские диссертации Комлевой С.В., Васильевой С.В., посвященные корпоративному образованию в крупных и малых предприятиях Свердловской области, г. Екатеринбург, 2015 г.;кандидатские диссертации Погореловой Т.Н., Полиной Н.Н., посвященные корпоративному образовании в Оренбургском ОАО «Газпромдобыча Оренбург», Оренбург, 2007 г.Автором представлен:анализ производственной педагогики, разработанной научной школой: С.Я. Батышева-А.М. Новикова по материалам плановой советской экономики, дан критический анализ производственного обучения наставничества существующих в рамках плановой экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN CORPORATE ENTITIES

An analysis of research in the field of vocational education shows that graduates of public and private universities, came to work in different firms, corporations are experiencing complications in solving specific practical problems. Employers are forced to offer such graduates additional training in corporate education. Training centers corporations are forced to create a system of corporate training solutions to the practical problems that arise from the urgent needs of a company or corporation. Existed in Russia in the planned economy system in-house training ceased to justify itself and needs a radical change in the content, forms, methods of corporate learning and corporate education methodology as a whole. Experimental work carried out on the basis of corporate “Gazpromdobycha Orenburg “NPK “Uralvagonzavod” Nizhny Tagil made it possible to create a theory of corporate education, to analyze the problems of the Russian corporate education and to identify trends in its development. The author suggests the concept of corporate education in Russia on the basis of such industrial areas as Tatarstan, Bashkortostan, Sverdlovsk, Orenburg region, involving the analysis of large and small educational institutions of the above corporations. This paper analyzes the major doctoral research in the field of corporate entities: Doctoral dissertation Masalimova AR, dedicated to corporate training of technical profile, Ufa 2014.; PhD thesis Komleva SV, Vasilyeva SV dedicated to corporate entities in large and small enterprises of the Sverdlovsk region, Ekaterinburg, 2015.; PhD thesis Pogorelova TN, Pauline NN devoted to corporate entities in Orenburg JSC “Orenburg Gazpromdobycha”, Orenburg, 2007. The author is represented by: Analysis of the production of pedagogy developed scientific school : SY BatyshevaaAM Novikov on materials of the Soviet planned economy, given the critical analysis of existing industrial training mentoring within the planned economy.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития российского корпоративного образования»

УДК 130: 122: 377

Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ исследований в области профессионального образования показывает, что выпускники государственных и негосударственных вузов, пришедшие для работы в различные предприятия, фирмы, корпорации испытывают осложнения в решении конкретных практических задач.

Работодатели вынуждены предлагать таким выпускникам дополнительное обучение в системе корпоративного образования. Учебные центры корпорации вынуждены создавать систему корпоративного обучения для решения тех практических задач, которые вытекают из насущных потребностей того или иного предприятия или корпорации.

Существовавшие в России в плановой экономике система внутрифирменного обучения перестала оправдывать себя и нуждалась в кардинальном изменении содержания, форм, методов корпоративного обучения и создания методологии корпоративного образования в целом.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе корпораций ОАО «Газпромдобыча Оренбург», НПК «Уралвагонзавод» г. Нижний Тагил, позволила создать теорию корпоративного образования, проанализировать проблемы российского корпоративного образования и выявить тенденции его развития.

Автором предложена концепция развития корпоративного образования в России на основе таких промышленных территорий как Татарстан, Башкортостан, Свердловская, Оренбургские области с привлечением к анализу крупных и мелких учебных структур вышеуказанных корпораций.

В работе проанализированы важнейшие диссертационные исследования в области корпоративного образования:

- докторская диссертация Масалимовой А.Р., посвященная корпоративной подготовке специалистов технического профиля, Уфа 2014 г.;

- кандидатские диссертации Комлевой С.В., Васильевой С.В., посвященные корпоративному образованию в крупных и малых предприятиях Свердловской области, г. Екатеринбург, 2015 г.;

- кандидатские диссертации Погореловой Т.Н., Полиной Н.Н., посвященные корпоративному образовании в Оренбургском ОАО «Газпромдобыча Оренбург», Оренбург, 2007 г.

Автором представлен:

- анализ производственной педагогики, разработанной научной школой: С.Я. Батышева-А.М. Новикова по материалам плановой советской экономики, дан критический анализ производственного обучения наставничества существующих в рамках плановой экономике.

Ключевые слова: образование, корпоративное образование, российское корпоративное образование, тенденции развития российского корпоративного образования.

Анализ исследований в области российского корпоративного образования показывает, что, во-первых, в XXI веке возникла необходимость в такого рода исследованиях. Во-вторых, прежде всего, крупные промышленные корпорации России стали использовать возможности специфики корпоративного образования [14], [16]. В-третьих, к изучению этого вида профессионального образования подключились экономисты и социологи [11], [12]. В-четвертых, активизировались исследования в Москве, на Среднем и Южном Урале, где в основном сосредоточены промышленные предприятия России [7]-[10], [14] и др.

Перечисленные в статье ученые по разному смотрят на теорию и практику корпоративного образования. Заметный вклад в развитие корпоративного образования, поиск направления развития этого вида образования внесла д.п.н., профессор из Казани А.Р. Масалимова. Ей уда-

лось доказать и показать на примере корпорации «Татарнефть», что, во-первых, корпоративная подготовка все меньше и меньше включает в себя теоретическую, репродуктивную. В работе показана возможность наставничества как очень результативной и экономной формы корпоративного образования. Во-вторых, показать эффективность имеющей долгую историю российского наставничества на примере ОАО «Татарнефть». В-третьих, обучение молодых рабочих посредством наставничества требует создания дополнительных условий для развития корпоративного образования прежде всего за счет специальной педагогической подготовки наставников и коучей [18].

В качестве факторов, способствующих эффективной корпоративной подготовке специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности на современных предприятиях России, в исследовании опреде-

лены А.Р. Масалимовой следующие: организационные (нормативно-правовое обеспечение корпоративной подготовки наставников; взаимодействие с правильными вуза и НИИ; разработка профессиональных стандартов; создание корпоративных университетов; формирование института наставничества; создание образовательно-производственного пространства предприятий; организация грантовых программ для повышения качества корпоративного обучения и т. д.); психолого-педагогические (систематичность курсов повышения квалификации наставников; внедрение зарубежных технологий корпоративного обучения; социально-психологическое консультирование работников предприятия; бизнес тренинги; интеграция коу-чинга с наставничеством; открытость к инновациям и др.); методические (наличие индивидуальных планов подготовки кадрового резерва; осуществление электронного наставничества; дистанционное обучение молодых кадров; научно-методическое обеспечение корпоративной подготовки наставников; внедрение вариативных программ повышения квалификации наставников и др.). К факторам, блокирующим процесс корпоративной подготовки наставников, в исследовании отнесены следующие: отсутствие устойчивой мотивации и установок наставников к осуществлению данного вида деятельности; недостаточная подготовленность наставнического корпуса к инновационным преобразованиям в содержании и методах корпоративного обучения; быстрое устаревание научно-методических материалов, в том числе учебной литературы; смещение интересов наставников в сторону решения производственных задач; отсутствие включенности наставнического корпуса в процесс корпоративного обучения молодых работников и др. [18].

Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности может осуществляться в различных формах и предполагать сочетание разных методов (семинары, вебинары, практические занятия, лекции, деловые игры, дистанционное обучение и т. д.). Однако на большинстве предприятий подготовка наставников ограничивается лишь проведением кратковременных тренингов, которые не в полной мере раскрывают для начинающего наставника

андрогогические, акмеологические, психолого-педагогические и научно-методологические аспекты современной наставнической деятельности.

Однако, именно бизнес-тренинги решают довольно эффективно практические задачи предприятий как в России, так и за рубежом

[14].

В постиндустриальном обществе как справедливо и точно отмечает А.М. Новиков «человечество резко перешло в совершенно иную постиндустриальную эпоху своего развития, все резко изменилось: политика и экономика, культура и социальная сфера. Индивидуальные и общественные отношения, весь образ жизни людей. Понятие «корпоративное образование» довольно новое для отечественной педагогики, что и является одной из основных причин достаточной размытости его определения и неоднозначности сопутствующей ему терминологии [14].

Современное обучение рабочих и специалистов на рабочем месте - это производная анализа работы Батышевских институтов технической культуры, представления о разумном комплектовании учебных групп, учебно-консультационных пунктов. Самостоятельной работе, производственного обучения на учебных участках и полигонах. Важен вклад С.Я. Ба-тышева в теорию индивидуального обучения рабочих и специалистов [3], [4]. Особо значима советская теория производственной педагогики для современного корпоративного обучения рабочих. Действительно, такие разделы производственной педагогики, изданной в 1976 году, как «инструктор производственного обучения» -учитель и воспитатель молодых рабочих на производстве», «методика обучения рабочих», «организация и содержание методической работы» позволили перестроить бывшие «отделы теоретического обучения машиностроительных предприятий» в современные корпоративные институты и университеты [4]-[6].

Появление в России крупных финансово-промышленных корпораций - объединений акционеров, основной целью которых является получение максимальной прибыли, потребовало обновления, прежде всего, теоретических представлений о корпоративном обучении и образовании.

Кузнецов В.В.

Тенденции развития российского корпоративного образования

По нашему мнению под корпоративным образованием следует понимать часть системы непрерывного образования, представляющаясо-вокупность взаимосвязанных образовательных структуру и учебных программ предприятий, компаний, фирм, корпораций, обеспечивающих производственные потребности в высококвалифицированных, компетентных, конкурентоспособных рабочих и специалистах, руководящем составе, необходимых для успешного функционирования и развития финансово-промышленных составляющих корпорации-заказчика.

Отличие корпоративного образования от профессионального образования в вузе или колледже заключается, прежде всего, в отсутствии разрыва между теорией и практикой. Последняя - обслуживается теорией, а не наоборот. Именно заказчик корпоративного обучения (если он компетентен в педагогическом плане) для того, чтобы получить необходимую прибыль решает чисто педагогически задачи: чему учить, как учить и кого необходимо учить? Поэтому такие значительные вопросы как комплектование учебных групп: кого учить, где учить, в какой учебной группе, посредством каких педагогов или коучей, наставников должны решать только педагогически грамотные и подготовленные к решению этих задач работники.

Создание корпоративных институтов им университетов - дело абсолютно новое [7]. Например, в ОАО «НПК Уралвагонзавод» в учебном центре корпорации создан корпоративный университет, в состав которого вошли профессора 18 лучших вузов Урала, а финансирование осуществляется совместными усилиями 18 оборотных предприятий. Естественно, что благодаря именно такой интеграции появляется возможность успешно дообучать выпускников профессиональных учебных учреждений, а главное - успешно овладеть современными технологиями, которые появились в мире, ис-

пользуются корпорацией, но еще не стали достоянием профессиональных образовательных учреждений [7].

Корпоративное образование как часть системы непрерывного образования призванное обеспечить поступательность всестороннего развития личности персонала корпораций, фирм на основе интеграции учебной и профессиональной деятельности. В свою очередь развиваются и система непрерывного образования и корпоративное образование в основном посредством комплекса разнообразных, прежде всего, инновационных образовательных программ, удовлетворяющих потребности каждого работника корпорации [14].

Существование в корпоративном образовании образовательной системы является очень значимым педагогическим объектом, в котором воплощены результаты научно-педагогической деятельности ученых, прежде всего, российской научной школы Батышева С.Я.-Новикова А.М.

Благодаря теоретическим исследованиям в области российского корпоративного образования и внедрения их результатов в практику корпораций происходит формирование корпоративной культуры современной России.

Таким образом, качество корпоративного образования - это производная развития корпораций, предприятия, фирмы, а развитие учебных структур корпораций определяется наличием в них работников компетентных в профессиональной педагогике и психологии, теории образования взрослых (андрагогика).Тен-денции развития российского корпоративного образования вытекают, во-первых, из перспектив развития российской экономики. Во-вторых, основываются на модернизации таких структур корпораций, как: управление персоналом (служба HR). В-третьих, на качестве взаимодействия производственных руководителей и финансовых структур с департаментом по управлению персоналом корпорации.

Список литературы:

1. Астафьева Л. Корпоративный университет: этажи системы / Л. Астафьева. - Киев, 2004.

2. Бадаев Ю.Т. Модели внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров / Профессиональное образование. Столица,

2009, № 3, С.

3. Батышев С.Я. Производственная педагогика: учебник. Изд. 2-е / С.Я. Батышев. - М.: Машиностроение, 1976.

4. Батышев С.Я. Обучение рабочих на производстве / С.Я. Батышев. - М., 1965.

5. Батышев С.Я. Повышение квалификации инструкторов производственного обучения / С.Я. Батышев. - М., 1969.

6. Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе / А.С. Батышев. - М., 1985.

7. Богачев О.А. особенность внутрифирменного обучения работников / профильное образование. Столица, 2008, № 3, С. 27.

8. Васильев С.В. «Подготовка конкурентоспособных рабочих в условиях учебного центра промышленного предприятия», - г.

Екатеринбург, 2015г.

9. Валежанина Т.В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном

партнерстве вуза и малых инновационных предприятий. - Автореферат диссертации к.п.н. - Екатеринбург, 2014.

10. Воробьев В.К. Развитие профессиональной компетентности персонала газовых служб во внутрифирменном обучении. -

Автореферат диссертации к.п.н. - Оренбург, 2010.

11. Желнина Е.В. Профессиональная подготовка персонала крупной компании как социальная технология. - Автореферат дис-

сертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., 2006.

12. Занин Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития личности специалиста на предприятиях

(на примере предприятий малого и среднего бизнеса). - Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Уфа, 2013г.

13. Комлева С.В. «Организационно-педагогические условия учебно-профессионального взаимодействия работников микро-

предприятия». - г. Екатеринбург, 2014г.

14. Кузнецов В.В. Корпоративное образование. - Екатеринбург, 2010 (гриф УМО по ППО).

15. Кузнецов В.В. Тенденции развития корпоративного образования в постиндустриальном обществе / Модернизация профес-

сионального образования: теория, опыт, проблемы / Под ред. Т.Ю. Ломакиной - М., РАО, 2012, С. 44-47.

16. Кузнецов В.В. Профессиональное обучение рабочих и специалистов в условиях предприятия / Введение в профессионально-

педагогическую специальность. М.: Издательский центр «Академия»; 2011., С. 91-98.

17. Новиков А.М. Основания педагогики / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2010.

18. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической

деятельности в условиях современного производства. - Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Уфа, 2014г.

19. Погорелова Т.М. «Педагогическая подготовка производственного преподавания в учебном центре предприятия». Автореферат

диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - г. Оренбург, 2007г.

20. Полина Н.Н. Учебный центр предприятия как фактор повышения профессиональной компетентности рабочих. - Автореферат

диссертации на соискание ученой степени к.п.н. - Оренбург, 2007.

Сведения об авторе

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор

460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13 Тел.: (3532) 372584, e-mail: vvkusnetsov@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.