Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
830
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковенко Т.В.

Введение. Проблема управления непрерывным профессиональным развитием педагога непосредственно связана с задачей обеспечения высокого качества российского образования. Особое место в этом процессе занимает система дополнительного профессионального образования, а в свою очередь в дополнительном образовании и профессиональном развитии педагогов - наставничество. Сегодня потребность в наставничестве стоит особенно остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования. Иными словами, наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой одну из наиболее эффективных технологий обучения, проверенных временем и отработанных многими поколениями. Методология. Исследование проведено на основе анализа отечественного и зарубежного опыта наставничества в образовании. В исследованиях советской школы изучены теоретико-методологические и методические основы подготовки наставников (А. С. Батышев, А. А. Вайсбург, С. Г. Вершловский, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, Н. М. Таланчук и др.), в исследованиях современных ученых (Е. Н. Фомин, Т. В. Лучкина, А. Р. Масалимова, И. Ф. Фаляхов и др.) рассмотрены понятия и актуальные тенденции развития наставничества, также были учтены результаты лучших практик наставничества в регионах России и за рубежом. Результаты. Основные результаты исследования заключаются в создании на базе института инновационной площадки Российской академии образования «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия», которая призвана развить систему педагогического наставничества в Республике Татарстан, а также значительно увеличить число наставников в образовательных организациях, привлечь к наставнической деятельности лучших работников образования и лучшие образовательные организации Татарстана, создать условия для эффективного профессионального развития и, как следствие, повысить качество образования, закрепить молодых специалистов в образовательных организациях. Заключение. Определены перспективы реализации проекта, которые спроектированы с учетом предложений наставников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Л.Н., Шайхутдинова Г.А., Яковенко Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS AN EFFECTIVE PRACTICE OF MANAGING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION

Introduction. The problem of managing the continuous professional development of a teacher is directly related to the task of ensuring the high quality of Russian education. A special place in this process is occupied by the system of additional professional education, and, in turn, in additional education and professional development of teachers - mentoring. Today, the need for mentoring is especially acute, since rapid changes in the education system, metamorphoses in organizational processes and the educational environment require an immediate reaction from the teacher. Mentoring allows you to combine organically professional development, its personification and at the same time guarantees a comprehensive approach to each education employee. In other words, mentoring is aimed at the development of applied human professional competencies and deserves special attention, as it is one of the most effective learning technologies, time-tested and proven by many generations. Methodology. The study was conducted on the basis of the analysis of domestic and foreign experience of mentoring in education. In the studies of the Soviet school, there were studied the theoretical and methodological foundations of the mentors training (A. S. Batyshev, A. A. Vaysburg, S. G. Vershlovsky, M. I. Makhmutov, A. M. Novikov, P. N. Osipov, N. M. Talanchuk et al.); in the studies of modern scientists (E. N. Fomin, T. V. Luchkina, A. R. Masalimova, I. F. Falyakhov et al.), the concepts and current trends in the development of mentoring were considered; the results of the best mentoring practices in the regions of Russia and abroad were also taken into account. Results. The main results of the study are the creation of the Institute-based innovation platform of the Russian Academy of Education “Regional system for organizing mentoring of pedagogical and managerial personnel on the basis of network interaction”, which is designed to develop a system of pedagogical mentoring in the Republic of Tatarstan, as well as to significantly increase the number of mentors in educational organizations, to attract the best educators and the best educational organizations of Tatarstan to mentor the best educational organizations of the Republic of Tatarstan. Conclusion. The prospects of the project implementation were defined and designed with the mentors’ suggestions in mind.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDUCATION

УДК/UDC 37.02

Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова, Т. В. Яковенко L. N. Nugumanova, G. A. Shaukhutdinova, T. V. Yakovenko

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

MENTORING AS AN EFFECTIVE PRACTICE OF MANAGING PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER IN THE CONDITIONS OF NETWORK INTERACTION

Введение. Проблема управления непрерывным профессиональным развитием педагога непосредственно связана с задачей обеспечения высокого качества российского образования. Особое место в этом процессе занимает система дополнительного профессионального образования, а в свою очередь в дополнительном образовании и профессиональном развитии педагогов - наставничество. Сегодня потребность в наставничестве стоит особенно остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования. Иными словами, наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой одну из наиболее эффективных

технологий обучения, проверенных временем и отработанных многими поколениями.

Методология. Исследование проведено на основе анализа отечественного и зарубежного опыта наставничества в образовании. В исследованиях советской школы изучены теоретико-методологические и методические основы подготовки наставников (А. С. Баты-шев, А. А. Вайсбург, С. Г. Вершловский, М. И. Махму-тов, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, Н. М. Таланчук и др.), в исследованиях современных ученых (Е. Н. Фомин, Т. В. Лучкина, А. Р. Масалимова, И. Ф. Фаляхов и др.) рассмотрены понятия и актуальные тенденции развития наставничества, также были учтены результаты лучших практик наставничества в регионах России и за рубежом.

Результаты. Основные результаты исследования заключаются в создании на базе института инновационной площадки Российской академии образования «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе

сетевого взаимодействия», которая призвана развить систему педагогического наставничества в Республике Татарстан, а также значительно увеличить число наставников в образовательных организациях, привлечь к наставнической деятельности лучших работников образования и лучшие образовательные организации Татарстана, создать условия для эффективного профессионального развития и, как следствие, повысить качество образования, закрепить молодых специалистов в образовательных организациях.

Заключение. Определены перспективы реализации проекта, которые спроектированы с учетом предложений наставников.

Introduction. The problem of managing the continuous professional development of a teacher is directly related to the task of ensuring the high quality of Russian education. A special place in this process is occupied by the system of additional professional education, and, in turn, in additional education and professional development of teachers - mentoring. Today, the need for mentoring is especially acute, since rapid changes in the education system, metamorphoses in organizational processes and the educational environment require an immediate reaction from the teacher. Mentoring allows you to combine organically professional development, its personification and at the same time guarantees a comprehensive approach to each education employee. In other words, mentoring is aimed at the development of applied human professional competencies and deserves special attention, as it is one of the most effective learning technologies, time-tested and proven by many generations.

Methodology. The study was conducted on the basis of the analysis of domestic and foreign experience of mentoring in education. In the studies of the Soviet school, there were studied the theoretical and methodological foundations of the mentors training (A. S. Batyshev, A. A. Vaysburg, S. G. Vershlovsky, M. I. Makhmutov, A. M. Novikov, P. N. Osi-pov, N. M. Talanchuk et al.); in the studies of modern scientists (E. N. Fomin, T. V. Luchkina, A. R. Masalimova, I. F. Falyakhov et al.), the concepts and current trends in the development of mentoring were considered; the results of the best mentoring practices in the regions of Russia and abroad were also taken into account.

Results. The main results of the study are the creation of the Institute-based innovation platform of the Russian Academy of Education "Regional system for organizing mentoring of pedagogical and managerial personnel on the basis of network interaction", which is designed to develop a system of pedagogical mentoring in the Republic of Tatarstan, as well as to significantly increase the number of mentors in educational organizations, to attract the best educators and

the best educational organizations of Tatarstan to mentor the best educational organizations of the Republic of Tatarstan.

Conclusion. The prospects of the project implementation were defined and designed with the mentors' suggestions in mind.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, педагог, наставничество, профессиональное развитие, управление.

Keywords: system of additional professional education, teacher, mentoring, professional development, management.

Введение

В связи с постоянными и быстрыми обновлениями технологий, главным образом информационных, процессами трансформации в социальной сфере в мире и в России происходят значимые изменения в сфере образования.

Первой национальной целью в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» объявлено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования».

В этой связи одной из приоритетных становится задача обеспечения высокого качества российского образования посредством непрерывного профессионального развития педагога. Особое место в этом процессе занимает система дополнительного профессионального образования.

В Татарстане «перенастройка» системы дополнительного профессионального образования педагогов осуществляется в рамках общемировых драйверов развития, реализации федеральных и региональных проектов, образовательных и профессиональных стандартов - все это требует от педагога значительных усилий для профессионального роста и, соответственно, обуславливает поиск новых подходов к реализации дополнительного профессионального образования педагогов.

Актуальным направлением профессионального развития педагогов стало наставничество.

Методология

В исследованиях современных отечественных ученых наставничество рассматривается:

- как кадровая технология, которая позволяет осуществить передачу знаний и навыков от высоко-

квалифицированных специалистов специалистам, заинтересованным в повышении квалификации;

- как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации специалистов различных областей, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста;

- как механизм оперативного реагирования на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников.

Анализ опыта наставнической деятельности в образовательных организациях выявил следующие проблемы:

- отсутствие унифицированных регламентов наставнической деятельности;

- отсутствие системы сетевого взаимодействия;

- низкую мотивацию наставников;

- отсутствие системы взаимодополняющих мероприятий (формальных и информальных) по развитию специальных навыков наставников.

Решение данных проблем в Татарстане осуществляется на базе Института развития образования Республики Татарстан.

Результаты

В 2019 г. институту присвоен статус инновационной площадки Российской академии образования по теме «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» (распоряжение Российской академии образования от 28.06.2019 № 03 «О присвоении статуса инновационной площадки Российской академии образования» ГАОУ ДПО ИРО РТ).

Основная идея проекта - трансформация системы дополнительного профессионального образования в соответствии с целями и задачами непрерывного профессионального развития педагога.

Сегодня в Республике Татарстан повышение квалификации работников образования осуществляется на базе электронной площадки «Персонифицированная система повышения квалификации работников образования Республики Татарстан».

Персонифицированная система позволяет:

- осуществлять мониторинг профессиональных дефицитов;

- осуществлять разработку содержательной части программы с учетом профессиональных запросов работников образования;

- аккумулировать потенциал образовательных организаций, участвующих в профессиональном развитии педагогов.

Но при этом она не предусматривает возможности:

- выстраивать индивидуальные образовательные маршруты;

- оперативно решать профессиональные затруднения «здесь и сейчас»;

- удовлетворять профессиональные запросы на рабочем месте без отрыва от «производства».

Именно поэтому наставничество в профессиональном развитии педагога занимает обособленную позицию.

Потребность в наставничестве сегодня встает особенно остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.

Наставничество предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке - на уроке или в процессе подготовки к уроку. Свою работу наставник выстраивает таким образом, чтобы ликвидировать профессиональный дефицит подопечного. При этом акцент смещается на практическую составляющую.

Иными словами, наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой одну из наиболее эффективных технологий обучения, проверенных временем и отработанных многими поколениями.

Это подтверждается и результатами опроса руководителей образовательных организаций нашей республики: 98 % респондентов отмечают, что эффективность наставнической деятельности достаточно высокая и проявляется в следующем:

- рост профессионального мастерства педагогического коллектива;

- следование общим целям и интересам образовательной организации;

- развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями;

- формирование в образовательной организации такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за быструю профессиональную адаптацию молодых учителей;

- увеличение количества молодых учителей в образовательных организациях Республики Татарстан.

Мониторинг 2019 г. показывает, что в течение трех лет из школы уходят 71 % молодых учителей.

Одной из причин ухода из профессии является неспособность преодолеть профессиональные затруднения. Молодых специалистов пугает следующее:

- ведение отчетной документации;

- разработка рабочей программы;

- планирование и проведение урока по ФГОС;

- организация урока - рождение проектных идей с использованием межпредметной интеграции;

- осуществление научной профориентации, вовлечение в олимпиадное движение;

- взаимодействие с родителями;

- управление классом.

Здесь мы видим классическую картину недооценки руководителями школ роли наставничества.

Созданная на базе института инновационная площадка призвана изменить данную ситуацию и развить систему педагогического наставничества в Республике Татарстан, а также значительно увеличить число наставников в образовательных организациях, привлечь к наставнической деятельности лучших работников образования и лучшие образовательные организации Татарстана, создать условия для эффективного профессионального развития и, как следствие, повысить качество образования, закрепить молодых специалистов в образовательных организациях.

В рамках реализации проекта в институте создан региональный электронный ресурс, используемый для постепенного перехода к технологии электронного наставничества - современного проекта работы с кадровыми ресурсами, а также для организации сетевого взаимодействия наставников.

Участником сетевого взаимодействия может стать любой педагог или образовательная организация. Мы работаем и продвигаем наш проект исходя из посыла «Наставником может быть каждый для каждого!»

Таким образом, даже молодой педагог может успешно обучать других, например в сфере применения цифровых технологий, что позволит ему оперативно сформировать практические навыки методического обобщения опыта.

В настоящее время сетевое взаимодействие - это современный мощный ресурс по включению в повседневную деятельность педагога инструментов цифрового образования, основанного на следующих принципах.

- Принцип персонализации, предполагающий свободу выбора педагога в постановке учебных целей и проектировании индивидуального образовательного маршрута.

- Принцип целесообразности, требующий отбора ресурсов, средств и технологий в соответствии с поставленными целями образовательного процесса.

- Принцип гибкости и адаптивности, предполагающий настройку образовательного процесса и используемых цифровых средств на индивидуально-психологические особенности педагога.

- Принцип интерактивности, который предполагает организацию процесса обучения в сотрудничестве и взаимодействии педагогов друг с другом, в том числе на основе средств сетевой телекоммуникации, и требует максимально широкого использования групповых (командных) форм учебной работы.

Таким образом, профессиональное сообщество педагогов-наставников, основанное на сетевом взаимодействии, - это:

а) инновационная форма обмена результатами методической работы;

б) современная форма коммуникации;

в) форма сетевого взаимодействия, давно и успешно применяемая в образовательной деятельности: форумы, онлайн-семинары, круглые столы, конференции, дискуссии, вебинары и другие формы партнерского взаимодействия.

При создании республиканской модели сетевого взаимодействия мы опирались на разработанные отечественными исследователями теоретико-методологические и методические основы подготовки наставников (А. С. Батышев, А. А. Вайсбург, С. Г. Вершловский, М. И. Махмутов, А. М. Новиков, П. Н. Осипов, Н. М. Таланчук и др.), также были учтены результаты лучших практик наставничества в регионах России и за рубежом.

Среди преимуществ региональной системы наставничества можно отметить:

- опыт эффективной мотивации наставников в виде системы оказания им грантовой поддержки: «Лучший директор школы», «Успешная школа», «Лучший работник в сфере воспитания и дополнительного образования детей», «Наш новый учитель», «Грантовая поддержка профессионального роста учителей РТ» и др. (ежегодно 150 наставников республики получают грантовую поддержку);

- опыт использования открытой электронной площадки, позволяющей организовать взаимодействие обширного круга педагогов; интегрировать виртуальное и реальное общение; осуществить получение необходимой информации, ускорение процессов общения и трансляции опыта через сетевой профессиональный диалог между педагогами, подопечными,

образовательными учреждениями, социальными партнерами.

В настоящее время на электронной площадке института зарегистрировано 474 наставника. Из них 47 % являются победителями грантовых конкурсов.

Большинство участников проекта имеют опыт педагогической и наставнической деятельности, оценивают свою наставническую деятельность как желание передать накопленный опыт, как новую возможность в профессиональном росте, инвестиции в свое будущее, перспективу карьерного роста.

В нашей региональной системе предусмотрены следующие модели взаимодействия: традиционное, партнерское, флеш-наставничество, реверсивное и виртуальное наставничество.

Как показывает мониторинг, проведенный институтом, среди наставников Республики Татарстан чаще всего используется традиционная (успешный и опытный профессионал работает с менее опытным подопечным) - 27 % и партнерская модель наставничества («равный - равному») - 29 %.

Одним из самых заметных результатов реализации проекта стало создание:

- банка данных наставников-грантополучателей (как образовательных организаций, так и педагогов);

- электронных площадок для трансляции лучших педагогических и наставнических практик;

- рост профессиональный и публикационной активности педагогов. Только за 2019 г. было опубликовано свыше 30 статей педагогов-наставников образовательных организаций Республики Татарстан.

Синергетический эффект деятельности инновационной площадки достигается в процессе реализации институтом сателлитных проектов, таких как:

- «Учитель 2.0» - проект, который ориентирован на оказание поддержки в самореализации и развитии молодых педагогов, закрепление их на рабочих местах. Для информационного сопровождения проекта используются социальные сети, нетрадиционные форматы взаимодействия TeachMeet, дизайн-сессия, тренинги по soft-skills, педагогические олимпиады;

- проект «Традиционная культура и образовательное пространство» направлен на создание развивающего поликультурного образовательного пространства, основанного на диалоге культур народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Наставниками для педагогов образовательных организаций здесь выступают выдающиеся деятели в области музыки, изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- цифровое наставничество над педагогами и школами Татарстана в рамках проекта «Цифровая трансформация» осуществляет созданный на базе института ресурсный центр «Открытая школа 2035». На базе центра прошли обучение педагоги из 500 школ республики;

- проект «Открытый класс» рассматривает актуальные вопросы воспитания и ориентирован на классных руководителей, родительскую общественность и других заинтересованных лиц. Разговор в прямом эфире о проблемах воспитания со специалистами получил широкий отклик не только среди педагогов, но и среди родительской общественности;

- проекты «Современному воспитанию - современные технологии», «Традиции и новации» раскрывают вопросы воспитания, актуальные проблемы развития образования.

Все материалы проекта размещены в свободном доступе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Перспективы развития проекта определялись самими участниками инновационной площадки. Так, при оценке своей наставнической деятельности участники проекта отмечают, что им не хватает компетенций наставника и необходимо дополнительное обучение.

С этой целью планируется:

- разработка модели компетенций наставника;

- разработка открытых программ, в том числе и электронных, для наставников (программ тьютор-ской помощи, коуч-консультирования, тренингов, мастер-классов, методических кейсов и т. п.);

- создание электронного банка данных методических материалов для наставников;

- создание банка наставнических практик для подопечных;

- развитие сетевой площадки;

- проведение совместных сетевых проектов и исследований с регионами Российской Федерации;

- создание электронной базы данных неформальных наставников «Ищу наставника», позволяющей молодым людям самостоятельно находить консультантов, наставников, тьюторов и прочих в ходе подготовки к конкурсам, для проведения самостоятельных исследований.

Литература

1. Об утверждении государственной программы Российской

Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы :

постановление Правительства Российской Федерации

от 15.04.2014 № 295.

2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 №3241п-П8).

3. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста : приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 № 703.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4.02.2010 № Пр-271).

5. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы : постановление Правительства РФ от 23.05.2015 № 497 (ред. от 22.11.2017).

6. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон РФ от 29.12.2012 № 273- ФЗ.

7. Об утверждении паспорта проекта «Учитель будущего» в рамках национального проекта «Образование» в Республике Татарстан на 2019-2024 гг. : постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 13.12.2018 № 1131.

8. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М. ; СПб., 2014. 376 с.

9. Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий [Электронный ресурс]. URL: https://eit.edu.ru/.

10. Гранты учителям [Электронный ресурс]. URL: http://mon. tatarstan.ru/rus/grant_uchitel.htm.

11. Новоселова С. Ю. Эффективные практики управления профессиональным развитием педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkpro.ru/doc/Novoselova%20S.Iu.%20NSUR.pdf.

12. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г. А. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров (на примере Республики Татарстан) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 С. 182-187.

13. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология, 2018. Вып. 60. Ч. 4. С. 302-305.

14. Нугуманова Л. Н., Шайхутдинова Г А., Яковенко Т. В. Профессиональное развитие педагогов как стратегический ориентир деятельности учреждений дополнительного профессионального образования // Инновации в образовании. 2019. № 7. С. 63-73.

15. Ванзатова Б. Р. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс]. URL: https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/05/08/ organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole-s-molodymi.

16. Руководство по наставничеству молодых педагогов Респуб-ликиТатарстан[Электронный ресурс]. URL:https://edu.tatar.ru/ upload/storage/org2419/files.pdf.

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody [On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education" for 2013-2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 no. 295. (In Russian).

2. Kompleksnaya programma povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskih rabotnikov obshcheobrazovatel'nyh organizacij (utv. Pravitel'stvom RF 28.05.2014 №3241p-P8) [A comprehensive program to improve the professional level of teachers of educational institutions (approved by the Government of the Russian Federation on May 28, 2014 no. 3241p-P8)]. (In Russian).

3. Ob utverzhdenii Plana meropriyatij («dorozhnoj karty») Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii po formirovaniyu i vvedeniyu nacional'noj sistemy uchitel'skogo

rosta [On approval of the Action Plan ("road map") of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the formation and introduction of a national system of teacher growth]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated July 26, 2017 no. 703. (In Russian).

4. Nacional'naya obrazovatel'naya iniciativa «Nasha novaya shkola» (utv. Prezidentom RF ot 4.02.2010 № Pr-271) [National Educational Initiative "Our New School" (approved by the President of the Russian Federation of 04.02.2010 no. Pr-271)]. (In Russian).

5. O Federal'nojcelevojprogramme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [On the Federal Target Program for the Development of Education for 2016-2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015 no. 497 (edition of November 22, 2017). (In Russian).

6. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii [About education in the Russian Federation]. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 no. 273-FZ.

7. Ob utverzhdenii pasporta proekta «Uchitel' budushchego» v ramkah nacional'nogo proekta «Obrazovanie» v Respublike Tatarstan na 2019-2024 gg. [On approval of the passport of the project "Teacher of the Future" in the framework of the national project "Education" in the Republic of Tatarstan for 2019-2024.]. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan dated December 13, 2018 no. 1131. (In Russian).

8. Mitina L. M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya [Psychology of personal and professional development of subjects of education]. Moscow, St. Petersburg, 2014, 376 p. (In Russian).

9. Centr realizacii gosudarstvennoj obrazovatel'noj politiki i informacionnyh tekhnologij [Center for the implementation of state educational policy and information technology]. Available at: https://eit.edu.ru/. (In Russian).

10. Granty uchitelyam [Grants to teachers]. Available at: http://mon. tatarstan.ru/rus/grant_uchitel.htm. (In Russian).

11. Novoselova S. Yu. Effektivnye praktiki upravleniya professional'nym razvitiem pedagoga [Effective practices of management of professional development of the teacher]. Available at: http://www. apkpro.ru/doc/Novoselova%20S.Iu.%20NSUR.pdf. (In Russian).

12. Nugumanova L. N., Shaukhutdinova G. A. Nastavnichestvo v povyshenii kvalifikacii pedagogicheskih kadrov (na primere Respubliki Tatarstan) [Mentoring in the advanced training of pedagogical staff (on the example of the Republic of Tatarstan)]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4, pp. 182-187. (In Russian).

13. Nugumanova L. N., Yakovenko T. V. Nastavnichestvo kak forma nepreryvnogo obrazovaniya i professional'noj samorealizacii pedagoga [Mentoring as a form of continuous education and professional self-realization of a teacher]. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and psychology, 2018, iss. 60, part 4, pp. 302-305. (In Russian).

14. Nugumanova L. N., Shaikhutdinova G. A., Yakovenko T. V. Professional'noe razvitie pedagogov kak strategicheskij orientir deyatel'nosti uchrezhdenij dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Professional development of teachers as a strategic reference point of activity of institutions of additional professional education]. Innovations in Education, 2019, no. 7, pp. 63-73. (In Russian).

15. Vanzatova B. R. Organizaciya nastavnichestva v shkole s molodymi pedagogami [Organization of mentoring in schools with young teachers]. Available at: https://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/05/08/organizatsiya-nastavnichestva-v-shkole-s-molodymi. (In Russian).

16. Rukovodstvo po nastavnichestvu molodyh pedagogov Respubliki Tatarstan [Guidance on mentoring young teachers of the Republic of Tatarstan]. Available at: https://edu.tatar.ru/upload/storage/ org2419/files.pdf. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.