Научная статья на тему 'Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога'

Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / MENTORING / PROFESSIONAL DEFICITS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / NETWORKING / MOTIVATION / TEACHING STAFF / CONTINUOUS EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Яковенко Татьяна Владимировна

В республике создана и успешно реализуется модель профессионального роста учителя Республики Татарстан. На основе анализа теоретических положений о значении наставничества в развитии кадрового потенциала, зарубежного и отечественного опыта применения наставничества определена актуальность статьи. Наставничество рассматривается как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога и как эффективный экономически выгодный метод. В Республики создана и успешно реализуется система грантовой поддержки для педагогов наставников. Описаны перспективы развития системы наставничества на ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Яковенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS A FORM OF CONTINUING EDUCATION AND PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE TEACHER

A model of professional growth of teachers of the Republic of Tatarstan has been created and successfully implemented in the Republic. The relevance of the article is determined on the basis of the analysis of theoretical provisions on the importance of mentoring in the development of human resources, foreign and domestic experience of mentoring. Mentoring is considered as a form of continuous education and professional self-realization of the teacher and as an effective cost-effective method. An effective system of grant support for teachers of mentors is being implemented in the Republic. The article describes the prospects of development of the mentoring system for the coming years.

Текст научной работы на тему «Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога»

Литература:

1. Ахматов, А.Ф. Нравственность и одухотворенность образования / А.Ф.Ахматов // Педагогика. -2003. - №8. - С. 35-41.

2. Из переписки С.А.Рачинского // Русский вестник. - 1903. - №1. - С. 124.

3. Колесникова, И.А. Воспитание духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И.А.Колесникова // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 25-33.

4. Новиков, А.М. Развитие отечественного образования (Полемические размышления) / А.М.Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2005. - 176 с.

5. Петракова, Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т.И.Петракова // Педагогика. - 2007 г. - № 2. - С. 59 - 68.

6. Слободчиков, В.И. Духовные проблемы человека в современном мире / В.И.Слободчиков // Педагогика. - 2008. - №9. - С. 34.

7. Ушинский, К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К.Д.Ушинский. // Педагогические сочинения в 6 томах. - М., 1988. - т. 2. - С. 120.

Педагогика

УДК:37.02

доктор педагогических наук, доцент Нугуманова Людмила Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань); кандидат педагогических наук Яковенко Татьяна Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань)

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация. В республике создана и успешно реализуется модель профессионального роста учителя Республики Татарстан. На основе анализа теоретических положений о значении наставничества в развитии кадрового потенциала, зарубежного и отечественного опыта применения наставничества определена актуальность статьи. Наставничество рассматривается как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога и как эффективный экономически выгодный метод. В Республики создана и успешно реализуется система грантовой поддержки для педагогов наставников. Описаны перспективы развития системы наставничества на ближайшие годы.

Ключевые слова: наставничество, профессиональные дефициты, профессиональное развитие, сетевого взаимодействия, мотивация, педагогические работники, непрерывное образование, профессиональная самореализация.

Annotation. A model of professional growth of teachers of the Republic of Tatarstan has been created and successfully implemented in the Republic. The relevance of the article is determined on the basis of the analysis of theoretical provisions on the importance of mentoring in the development of human resources, foreign and domestic experience of mentoring. Mentoring is considered as a form of continuous education and professional self-realization of the teacher and as an effective cost-effective method. An effective system of grant support for teachers of mentors is being implemented in the Republic. The article describes the prospects of development of the mentoring system for the coming years.

Keywords: Mentoring, professional deficits, professional development, networking, motivation, teaching staff, continuous education, professional self-realization.

Введение. Мы живем в мире быстрых и слабо предсказуемых изменений, причем темп этих изменений все ускоряется, а неопределенность становится признаком эпохи. Происходит смена приоритетов от специализированных знаний и навыков, к общим компетенциям. Понимание того, что к требованиям сегодняшнего и, по возможности, завтрашнего дня нужно адаптироваться. Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно. Под профессиональной адаптацией понимается процесс приспособления (привыкания) человека к содержанию, условиям, организации и режиму труда, к коллективу. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

В образовательных организациях с внедрением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [1], профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) [2], национальной системы учительского роста [3], инновационной деятельности [4] и др., за рамками пристального внимания администрации остаются педагоги, имеющие достаточный практический опыт работы, хотя им приходится сталкиваться с не меньшим количеством проблем, требующих быстрого решения «здесь и сейчас», и без отрыва от производства. К сожалению, сложившая система повышения квалификации работников образования и руководящих кадров не во всем способна удовлетворить индивидуальные запросы, ликвидировать профессиональные дефициты на этапе их выявления и осуществить их сопровождение до момента полной ликвидации. Целью нашей статьи является трансляция на широкую педагогическую общественность опыта работы Республики Татарстан по организации системы наставничества на основе сетевого взаимодействия. В данной статье внимание фокусируется на наставничестве как форме эффективном инструменте преодоления профессиональных дефицитов работников образования.

Изложение основного материала статьи. Одной из задач прорывного развития в сфере образования министр просвещения РФ Васильева О.Ю., на состоявшемся 5 июля 2018 года в городе Сочи всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, называет совершенствование системы

работы педагогического сообщества, включая развитие системы методической работы, обмена опытом и повышения квалификации, которая расширит возможности учителя для непрерывного профессионального роста, устранения профессиональных дефицитов, получения необходимой помощи [5]. Непрерывное профессиональное саморазвитие, моделирование собственного образовательного маршрута профессионального и личностного роста является необходимым условием для современного педагога. Остовом, на котором базируется непрерывное профессиональное развитие, работников образования, становится возрождающаяся система наставничества. В России наставничество имеет вековые традиции, но до настоящего времени остается актуальным и востребованным. Феномен наставничества нашел свое отражение в научных изысканиях Л. Н. Аблясовой, С.Я Батыршева, К. Ю. Белой, И.А. Громова, Л. М. Денякиной, М. С.Гвоздевой, И. В. Кругловой, Д. Клаттербака, Л.В. Лебедева, Н. Л. Лабунской И.И., Н. Н. Лященко, И.И. Малкин, Д. Меггинсона, В.А. Мирошниченко, Э. Парслоу, Л. В. Поздняк, Н.С. Смольникова, П. И. Третьякова, И.Фалюшиной и др.

Проведенный анализ теоретических положений о значении наставничества в развитии кадрового потенциала, исследование зарубежного и отечественного опыта применения наставничества позволяют обосновать важность применения наставничества в качестве новой технологии развития кадрового потенциала в образовании.

Понятие «наставничество» приобрело свое современное значение в середине 60-х годов XX века и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и нравственного воспитания молодежи.

Наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить передачу знаний и навыков от высококвалифицированных специалистов, специалистам, заинтересованным в повышении квалификации. В настоящее время наставничество рассматривается как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте [6], повышения квалификации специалистов различных областей [7], индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста. Особую значимость наставничества в период стремительных изменений, происходящих в образовании подчеркнул в своем выступлении В.В. Путин: «Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди, прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всё, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков».

В советское время наставничество считалось почетной функцией и вознаграждалось авторитетом в коллективе и различными нематериальными стимулами. Так, например, Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от16 июля1981 г. «Об установлении почетного звания «Заслуженный наставник молодежи РСФСР» устанавливает формат и условия получения этого звания и нагрудного знака [8]. Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения с системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.

Наставничество предполагает такую систему обучения, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке - на уроке или в процессе подготовки к уроку. Свою работу наставник выстраивает таким образом, чтобы ликвидировать профессиональный дефицит подопечного. При этом акцент смещается на практическую составляющую. Положение наставника предъявляет к таким специалистам особые требования. Они должны не только профессионально выполнять свои должностные функции, но и уметь эффективно и доходчиво передавать их другим работникам.

Иными словами наставничество направлено на развитие прикладных профессиональных компетенций человека и заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой один из наиболее эффективных сегодня методов обучения, проверенных временем и отработанных многими поколениями.

Наставничество - экономически выгодный метод развития персонала в организации. Затраты на создание и поддержание эффективной системы наставничества несоизмеримо меньше, чем традиционные методы развития персонала (через курсы повышения квалификации). Следует учитывать, что опыт, передаваемый ученику наставником, может быть просто уникальным.

Отличительной особенностью является то, что наставником может стать каждый для каждого. Главное условие - мотивация быть наставником. В Республики Татарстан сложился собственной опыт мотивации педагогов и образовательных организаций в виде системы оказания грантовой поддержки работникам образования и руководящим кадрам. Информация о грантах размещена на сайте МОиН РТ: «Лучшая практика обучения на государственных языках Республики Татарстан в общеобразовательных организациях Республики Татарстан», «Лучший билингвальный детский сад», «Лучший директор школы», «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья», Поддержка педагогических работников, подготовивших призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников», «Создание и поддержка региональных инновационных площадок», «Поддержка специализированных организаций для одаренных детей Республики Татарстан интернатного типа», «Успешная школа», «Лучший работник в сфере воспитания и дополнительного образования детей», «Наш новый учитель», «Грантовая поддержка профессионального роста учителей РТ» [9]. Грантополучатели определяются Республиканской экспертной комиссией и утверждаются приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан. В 2017 году грантовая поддержка предоставлена 838 педагогам. В 2018 году в условиях проекта «Грантовая поддержка профессионального роста учителей РТ», по номинации «Учитель -наставник» грантообрадателями стали 150 учителей общеобразовательных школ. Их ежемесячный размер грантовой поддержки в течение 11 месяцев составил восемь тысяч рублей.

В республике создана и успешно реализуется модель профессионального роста учителя Республики Татарстан. Одно из направлений модели - наставничество, а именно развитие системы профессиональной и психологической поддержки, формирующей обратной связи и передачи накопленного опыта новому поколению педагогов. По результатам реализации проекта создано руководство по наставничеству молодых педагогов Республики Татарстан. Дальнейшее развитие системы наставничества в Республике Татарстан планируется осуществлять на основе сетевого взаимодействия. Институтом развития образования Республики Татарстан будет реализован инновационный проект «Региональная система организации

наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия». Период реализации инновационного проекта 2018-2021 гг.

Этапы реализация проекта:

1. Формирование базы наставников. База наставников состоит из победителей грантов, педагогов, работающих на федеральных и региональных инновационных площадках. Наставники распределяются по:

• группам (учителя, руководители, школы);

• районам;

• населенным пунктам;

• образовательным организациям;

• по дефицитам (подготовка к ЕГЭ, олимпиады, внеурочная деятельность, педагогические технологии, проектная деятельность и др.).

• по формам взаимодействия: прямое (непосредственный контакт) и опосредованное (когда оно проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму).

Однако, следует отметить, что на сегодняшний день, наблюдается дефицит наставников, владеющих какой либо технологий в совершенстве.

2. Функционирует электронная площадка ГАОУ ДПО ИРО РТ «Школа наставничества», где любой педагог, не зависимо от возраста, может выбрать себе наставника. В первую очередь подопечный должен отталкиваться от личностного запроса. Работа наставника и подопечного может быть индивидуальной (один наставник - один ученик) или групповой (один наставник - группа учеников). Сетевая коммуникация не заменит «живого общения», но поможет «выстроить» индивидуальную траекторию профессионального развития. Процесс взаимодействия наставника с подопечным состоит из следующих этапов: прогностического, практического, аналитического.

3. Результаты работы «Школы наставничества» в виде графика профессионального роста размещаются на сайте.

4. Итоги работы «Школы наставничества» подводятся на заседании «круглого стола», на котором обсуждаются проблемы, как наставников, так и их подопечных, определяются пути преодоления трудностей, при необходимости вносятся коррективы в работу «Школы наставничества».

Результаты опроса показали, что независимо от стажа работы у всех педагогов (100%) возникают профессиональные затруднения. Часть педагогов при возникновении профессиональных затруднений предпочитают разбираться в них самостоятельно (29%). Те педагоги, кто отдал предпочтение работе с наставником, пояснили, что наставник, проживающий в другом населенном пункте (51%) обогатит их опыт практиками и оригинальными подходами. Им кажется, что «чужие» педагоги отнесутся к ним более ответственно. Отметим, что с практикой педагогов из своей школы и района они знакомятся на семинарах и открытых уроках и при необходимости могут обратиться за советом.

Выводы. На основании выше изложенного можно сделать следующие выводя, наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям. Несмотря на традиционность метода, реализация его в современных условиях позволило выделить ряд его особенностей. Так, например, в современных условиях особенностью является электронная площадка для осуществления осознанного выбора педагога: как наставника, так и его подопечного. Наставничество может применяться не только к молодым, не имеющим практического опыта работы, специалистам, но и к уже работающим - опытным педагогам, квалификацию которых по различным причинам и в различных направлениях необходимо развить. Например, при организации образовательной деятельности с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, или при повышении сотрудника в должности, смене профиля деятельности, при работе в условиях дигитализации образовательной среды и т.д. Наставничество не направлено на развитие потенциала сотрудника, а оно способствует решению определенной проблемы конкретного педагога. Причем обучение строится по собственной программе, основанное на личном опыте и практике наставника. Следует отметить, наставничество - длительный процесс, требующий системного подхода, а так же дополнительных усилий от наставника, так как эту работу наставник выполняет помимо основной работы.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 24.07.2018).

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.), [Электрон. ресурс]. Режим доступа http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/ (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

3. Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.apkpro.ru/doc/Третьяк.pdf (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

5. Сайт Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apkpro.ru/950.html (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

6. Фомин Е.Н. Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста//Среднее профессиональное образование. - 2012. - №7. - с. 6-8

7. Лучкина Т.В. Наставничество как повышение профессиональной компетентности молодого учителя//Народное образование. - 2007. - №9. с. 109-116.

8. История наградной фалеристики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.allfaler.ru (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

9. Гранты учителям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/grant_uchitel.htm (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

Педагогика

УДК: 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Овсянникова Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск);

кандидат педагогических наук, доцент Хабибулин Денис Асхатович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АСПЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ

Аннотация. В статье дана характеристика социально-психологической адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды. Выделены условия образовательной среды, обеспечивающие положительную социализацию в студенческое общество и раскрытие индивидуального образовательного потенциала.

Ключевые слова: образовательная среда, социально-психологическая адаптация, инклюзивное образование, студенты с ограниченными возможностями здоровья.

Annоtation. In article the characteristic of social and psychological adaptation of students with spécial opportunities of health in the conditions of the inclusive educational environment is given. The conditions of the educational environment providing positive socialization in student's society and disclosure of individual educational potential are allocated.

Keywords: the educational environment, social and psychological adaptation, inclusive education, students with special opportunities of health.

Введение. Инклюзия - это одна из новейших стратегии специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение учащегося с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь образовательного учреждения. Развитие инклюзивного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ «регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» [4]. Сущность инклюзивного образования состоит в том, что доступность качественного образования лиц с различными отклонениями в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи, с задержкой психического развития, расстройствами аутичного спектра, множественными нарушениями в развитии), нуждающихся в образовании отвечающем их особым потребностям предполагается на всех этапах образования и в образовательных учреждениях всех уровней [3].

Вопросы социальной адаптации студентов к условиям вуза рассматривались рядом отечественных исследователей. Так, А. П. Парахонский предложил выделять в ней психолого-педагогический, социально-психологический, психофизиологический и мотивационно-личностный компоненты. Первый компонент определяется им как приспособление к новой дидактической ситуации, учебному процессу. Психофизиологический связан с изменениями ритма жизни и изменениями функционирования организма. Социально-психологический обусловлен вхождением в новый коллектив, а мотивационно-личностный связан с установками студента на успешность учебного процесса [6]. Л. Е. Елгина выделяет в социальной адаптации студентов профессиональную составляющую, состоящую в приспособлении к учебному процессу, а также социально- психологическую, связанную с жизнью студента в среде однокурсников, выработкой стиля поведения и взаимоотношения с ней [2]. Однако приведенные классификации, как и некоторые другие, разрабатывались безотносительно к проблеме инвалидности.

Разнообразию потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна соответствовать совокупность сервисов, в том числе такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Это предполагает создание адаптивной образовательной среды, позволяющей обеспечить личностную самореализацию и полноценную социальную жизнь таких студентов в образовательном учреждении.

Изложение основного материала статьи. Социально-психологическая адаптация характеризуется приобщением личности к новым социальным группам и видам деятельности этого социума, а также степенью включенности в социальную среду. Факторы, затрудняющие адаптацию студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья, приводят к развитию у них социальной недостаточности. Понятие социальной недостаточности включает в себя: ограничение способности к самообслуживанию; ограничение физической независимости; ограничение мобильности; ограничение способности адекватно вести себя в обществе; ограничение способности заниматься деятельностью, соответствующей возрасту; ограничение экономической самостоятельности; ограничение способности к профессиональной деятельности; ограничение способности к интеграции в общество.

Социальная интеграция в общество предполагает адаптацию обучаемых с ОВЗ в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую они интегрируются. Педагогическая интеграция предусматривает формирование у лиц с ОВЗ развитие способностей к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.

Считается, что в рамках интеграции происходит взаимопроникновение общей и специальной образовательных систем, что способствует социализации обучаемых с ОВЗ. В то же время нормально развивающиеся сверстники, попадая в полисубъектную среду, воспринимают окружающий социальный мир в его многообразии, т.е. единым сообществом, включающим и сверстников с психосоциальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.