Научная статья на тему 'Деятельность стажировочной площадки в рамках реализации мероприятий ГП РФ "развитие образования"'

Деятельность стажировочной площадки в рамках реализации мероприятий ГП РФ "развитие образования" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАНСЛЯЦИЯ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА / БАЗОВАЯ ПЛОЩАДКА / NETWORKING / BROADCASTING / MENTORING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATION DEVELOPMENT / INTERNSHIP PLATFORM / BASE PLATFORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Яковенко Татьяна Владимировна

В статье представлен опыт Республики Татарстан по реализации программ федерального уровня, направленных на развитие образования. В статье представлена, созданная в республике и успешно реализованная организационная структура на основе сетевого взаимодействия стажировочной и базовых площадок являющихся центрами развития республиканского образовательного пространства, обладающих уникальным опытом в сфере образования, кадровыми и материально-техническими ресурсами. Успехи в сфере образования позволяют педагогам Республики Татарстан уже на протяжении 8 лет в рамках реализации программ федерального уровня транслировать опыт работы на 43 региона Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нугуманова Людмила Николаевна, Яковенко Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE PROBATION AREA IN THE FRAMEWORK OF IMPLEMENTATION OF THE GP OF THE RUSSIAN FEDERATION "DEVELOPMENT OF EDUCATION"

The article presents the experience of the Republic of Tatarstan in the implementation of Federal level programs aimed at the development of education. The article presents the established in the Republic and successfully implemented organizational structure on the basis of network interaction of training and basic sites are the centers of development of the national educational space, with unique experience in the field of education, human and material resources. Achievements in the field of education allow teachers of the Republic of Tatarstan for 8 years in the framework of the Federal level programs to broadcast experience in 43 regions of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Деятельность стажировочной площадки в рамках реализации мероприятий ГП РФ "развитие образования"»

В руках современных учителей находится множество специальных высокотехнологичных и мультимедийных инструментов, которые помогают воссоздать англоговорящую среду или иную среду на уроках иностранного языка. Цифровое окружение современных студентов мотивирует их использовать мультимедийные технологии в обучении [7]. Современные исследователи е согласны с тем, что аутентичные художественные фильмы и видеоролики являются одним из самых эффективных и ценных мультимедийных методов достижения хороших результатов в преподавании иностранного языка студентам. Радджи Абделькарим (Radji Abdelkarim) (2013) считает, что «аутентичные видео играют важную роль в развитии преподавания устной речи. Они позволяют студентам преодолевать трудности, связанные с освоением словаря носителей изучаемого языка» [8]. Гада Салех Алокайли (Gadah Saleh Aloqaili (2013) также считает, что фильмы, в частности сопровождаемые субтитрами, представляют собой ценный ресурс для знакомства с речевыми оборотами и предлагают простой и доступный способ использования иностранного языка студентами в повседневной жизни [9]. Вопрос об использовании аутентичных художественных фильмов в преподавании иностранного языка студентам изучается практикующими преподавателями и методистами, что чрезвычайно полезно с точки зрения теоретической и практической эффективности для процесса обучения.

Выводы. Итак, использование аутентичных иностранных фильмов на уроках иностранного языка помогает студентам развивать базовые языковые навыки, в том числе понимание на слух, которое приобретается посредством многократного и длительного прослушивания, устную речь, которая развивается путем проработки речевых моделей и использования их в повседневной речи. Через аутентичный фильм обогащается словарный запас студентов, студенты могут свободно использовать соответствующие слова в необходимом контексте. Студенты способны автоматически применять грамматические структуры при разговоре через многократное выполнение упражнений по грамматике в ходе просмотра фильма. Просмотр аутентичного художественного фильма на уроках английского языка играет важную культурную и межкультурную роль для расширения общего кругозора студентов, а также получения ими специфических знаний о стране изучаемого языка. В ходе данного исследования мы доказали, что потенциал аутентичного художественного фильма как метода изучения иностранного языка, включая английский, представляется невероятно высоким для современной педагогической науки.

Результаты данного исследования могут использоваться практикующими учителями, которые стремятся создать родную языковую среду на уроках английского языка. Методисты могут включить эти результаты в план занятия по иностранному языку. Аутентичные художественные фильмы, а также упражнения, описанные в этой работе, могут также найти применение у всех интересующихся изучением иностранных языков и использованием современных технологий обучения.

Литература:

1. Арум Мустикавати. Эффективность использования видео в обучении говорению учеников восьмого класса средней школы № 1 Манисренгго / Отделение обучения английскому языку Факультета языков и искусств. Джокьякартский государственный университет, 2013.

2. Миллс, Н., Херрон С., Коул С. Сравнение просмотра видео на иностранном языке с помощью преподавателя и индивидуального просмотра: понимание, самоэффективность и вовлеченность. Журнал CALICO 21.2, с. 291-316, 2004 ^

3. Ханг Х., Кеппелл М., Йонг С., Учащийся в роли создателя: Применение проектного обучения для улучшения осмысленного изучения через цифровое видео, стр. 428-436, 2004.

4. Словарь современного английского языка Longman. Издательство Pearson Education, 2003.

5. Фрей Б., Шмитт В., Аллен Дж. Критерии оценки аутентичной языковой среды в классе. Практическая оценка, исследование и заключение, Том 17, № 2. ISSN 1531-7714, 2012.

6. Гарза Т. Оценка использования субтитров в видеоматериалах для углубленного изучения иностранных языков. Анналы иностранных языков 24 (3), с. 239-258, 1991.

7. Ламберт Дж. И Купер П. Мультимедийные технологии и привычные пространства: обучение 21-го века для учащихся 21-го века. Современные проблемы технологии и педагогического образования, 8 (3), 2008.

8. Абделькарим Р. Эффективность использования аутентичного видео в развитии навыков устной речи студентов на примере студентов третьего курса Университета Бискра. Университет Мохамед Хейдер, Бискра, 2013 г.

9. Алокайли Гадах Салех. Изучение лексики через видео с субтитрами: анализ эффективности использования видео с субтитрами для целевого пополнения словарного запаса в Саудовской Аравии с определением перспектив для учащихся. Университет Саутгемптона, 2013.

Педагогика

УДК:37.02

доктор педагогических наук, доцент Нугуманова Людмила Николаевна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань); кандидат педагогических наук Яковенко Татьяна Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (г. Казань)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

ГП РФ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

Аннотация. В статье представлен опыт Республики Татарстан по реализации программ федерального уровня, направленных на развитие образования. В статье представлена, созданная в республике и успешно реализованная организационная структура на основе сетевого взаимодействия стажировочной и базовых площадок являющихся центрами развития республиканского образовательного пространства, обладающих уникальным опытом в сфере образования, кадровыми и материально-техническими ресурсами. Успехи в сфере образования позволяют педагогам Республики Татарстан уже на протяжении 8 лет в рамках

реализации программ федерального уровня транслировать опыт работы на 43 региона Российской Федерации.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, трансляция, наставничество, профессиональное развитие, развитие образования, стажировочная площадка, базовая площадка.

Annotation. The article presents the experience of the Republic of Tatarstan in the implementation of Federal level programs aimed at the development of education. The article presents the established in the Republic and successfully implemented organizational structure on the basis of network interaction of training and basic sites are the centers of development of the national educational space, with unique experience in the field of education, human and material resources. Achievements in the field of education allow teachers of the Republic of Tatarstan for 8 years in the framework of the Federal level programs to broadcast experience in 43 regions of the Russian Federation.

Keywords: networking, broadcasting, mentoring, professional development, education development, internship platform, base platform.

Введение. Глобальная конкуренция — это не абстрактный лозунг, а реальность. Сегодня, когда основным фактором социально-экономического развития является человеческий капитал, вопрос о глобальной конкурентоспособности образования выходит на первый план. Именно поэтому основной национальной целью в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] объявлено «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Ядром любой образовательной системы является школа. В значительной степени именно школьный уровень определяет не только конкурентоспособность образования, но и степень развития экономики и культуры, социальное и политическое состояние страны. Школа — это институт, который определяет существенную часть жизни практически каждого члена общества.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» определены ключевые задачи, реализация которых направлена на обеспечение доступности и высокого качества образования путем диссеминации результативных подходов к организации образовательного процесса, в том числе с использованием электронного обучения, внедрение в образовательный процесс инновационных проектов и эффективных педагогических практик.

Изложение основного материала статьи. Татарстан уже в течение восьми лет учувствует в реализации программ федерального уровня, направленных на развитие образования. Центром ответственности за реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации, направленных на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, в Республике Татарстан определен ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан». Основными документами, составляющими нормативную основу работы ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», являются Государственная программа Российской «Развитие образования» [2], Постановление Кабинета Министров РТ от 09.07.2016 № 468 «Об организации работы стажировочной и базовых площадок в системе образования РТ в 2016-2020 годах» [3] и Соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым ФГОС посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

Традиционно, ИРО РТ осуществляет свою деятельность совместно с базовыми площадками. В 2018 году данный статус по результатам конкурсного отбора получили 15 общеобразовательных организаций Республики Татарстан, представляющих не только столицу республики, но и муниципальные районы.

Все базовые площадки являются центрами развития республиканского образовательного пространства, обладают уникальным опытом в сфере образования, кадровыми и материально-техническими ресурсами.

Для организации эффективного и продуктивного взаимодействия Координационного совета при Министерстве образования и науки РТ, стажировочной площадки - ИРО РТ и базовых площадок в республике создана и успешно реализуется организационная структура на основе сетевого взаимодействия, позволяющая успешно реализовывать следующие задачи:

1. Подготовка концепций модернизации конкретных предметов и предметных областей, их содержания и образовательных технологий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов.

2. Формирование кадрового ресурса в области внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, прежде всего, на основе повышения уровня профессиональных компетенций учителей, реализующих основные образовательные программы основного общего образования.

3. Научно-методическое сопровождение процесса диссеминации успешных образовательных практик внедрения ФГОС ООО, эффективной реализации основных образовательных программ, внеурочной деятельности, создание условий для их распространения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особую роль в процессе реализации поставленных задач в республике играют сетевые методические объединения педагогов и их ассоциации. В республике успешно работает региональное отделение Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, ассоциация молодых педагогов и руководителей Республики Татарстан, «Школа наставничества» - объединившая победителей республиканских грантов: учителей, руководителей и школы [4], так же интернет-сообщества (виртуальные методические объединения, форумы, клубы по интересам) в системе «Электронное образование в РТ» и сайте Института развития образования Республики Татарстан. Электронные площадки выполняющие роль заседаний «круглого стола», на которых транслируются эффективные педагогические практики, проходят обсуждения актуальных проблем модернизации содержания и технологий обучения.

Отличительной особенностью «Школы наставничества» является то, что наставником может стать каждый для каждого. Главное условие - мотивация быть наставником. В Республики Татарстан сложился собственной опыт мотивации педагогов и образовательных организаций в виде системы оказания грантовой

поддержки работникам образования и руководящим кадрам [5]. Информация о грантах размещена на сайте МОиН РТ: «Лучшая практика обучения на государственных языках Республики Татарстан в общеобразовательных организациях Республики Татарстан», «Лучший билингвальный детский сад», «Лучший директор школы», «Лучший педагог общеобразовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья», Поддержка педагогических работников, подготовивших призеров и победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников», «Создание и поддержка региональных инновационных площадок», «Поддержка специализированных организаций для одаренных детей Республики Татарстан интернатного типа», «Успешная школа», «Лучший работник в сфере воспитания и дополнительного образования детей», «Наш новый учитель», «Грантовая поддержка профессионального роста учителей РТ» [6].

Формирование кадрового ресурса в области внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования реализуется стажировочной и базовыми площадками. Содержательная структура деятельности стажировочной и базовых площадок в Республике Татарстан основана на реализации 10 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников по проблемам:

• обновления содержания и методик преподавания;

• использования межпредметных технологий в организации образовательного процесса;

• проектирования предметной информационно - образовательной среды, обеспечивающей достижение планируемых образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО;

• применения активных методов обучения;

• модернизации технологий и содержания обучения;

• организации и содержания образовательного процесса;

• метапредметного подхода в обучении;

• оценки предметных и метапредметных результатов обучения по иностранному языку;

• проектирования инклюзивного образовательного пространства;

• формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках предметной области «Естествознание» (физика, химия, биология);

• проектирования современного урока в условиях ФГОС НОО.

В период с 2016 года по 2018 год прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации 29720 педагогических и руководящих работников образования Таблица.1.

Таблица 1

Работники образования прошедшие обучение за три последних года

Регион Работники образования прошедшие обучение

2016год 2017год 2018год

Из 43 регионов Российской Федерации 3750 8449 8812

Из Республики Татарстан 1251 3682 3776

Нормативно-правовое, научно-методическое сопровождение мероприятий, трансляция результатов деятельности осуществляется на сайтах:

- стажировочная площадка - Институт развития образования Республики Татарстан, в разделе «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (режим доступа: http://irort.ru/ru/node/77)

- базовые площадки - образовательные организации Республики Татарстан, прошедшие конкурсный отбор:

1. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани;

2. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани;

3. МБОУ «Гимназия п.г.т.Богатые Сабы Сабинского муниципального района РТ" "Школа - центр компетенции в электронном образовании";

4. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан;

5. МБОУ «Шеморданский лицей» Сабинского муниципального района РТ;

6. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани;

7. МБОУ "Лицей №78 "Фарватер" Приволжского района г. Казани;

8. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ»;

9. МБОУ «Гимназия № 5 г. Буинска Республики Татарстан»;

10. МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №56» г. Набережные Челны;

11. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кукморская средняя школа №4» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;

12. МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №2» Спасского муниципального района РТ "Школа-центр компетенции в электронном образовании»;

13. МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского муниципального района РТ;

14. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №14» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан;

15. МБОУ "Средняя русско-татарская общеобразовательная школа №57" Кировского района г.Казани;

16. Общеобразовательная школа №146 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани.

Информация о деятельности (программы стажировок, фото и видео отчеты и др.) размещены на электнонной площадке «Электронное образование в Республике Татарстан» (режим доступа: https://edu.tatar.ru/priv/school78).

Результатом деятельности и в тоже время отличительной особенностью опыта Республики Татарстан является модель сетевого взаимодействия реализации мероприятий ГПРФ «Развитие образования».

Сетевое взаимодействие служит основой развития республиканской системы повышения квалификации педагогических работников общего образования, обеспечивающей непрерывность, адресность, дифференцированный подход, актуальное содержание, современные формы, методы и технологии дополнительного профессионального образования.

Выводы. Опыт Республики Татарстан, как показывает практика, актуален и востребован работниками образования и руководящими кадрами регионов Российской Федерации, поскольку заставляет взглянуть на привычное по новому. Так, только в 2018 году в Республике Татарстан прошли обучение педагоги из 36 регионов Российской Федерации. Современные формы организации обучения и взаимодействия участников позволяют осуществлять обмен актуальной информацией, как на уровне педагогов-практиков, образовательных организаций так и на уровне регионов.

Перенимая уникальный образовательный опыт, знакомясь с культурой и традициями нашей республики, участники взаимодействия приходят к пониманию общности целей и задач российской системы образования.

Литература:

1. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 29.0l.20l8 г.)

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 государственная программа «Развитие образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения 29.01.2018 г.)

3. Постановление Кабинета Министров РТ от 09.07.2016 № 468 «Об организации работы стажировочной и базовых площадок в системе образования РТ в 2016-2020 годах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: edu.tatar.ru (дата обращения 29.01.2018 г.).

4. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - с. 302-305.

5. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., Наставничество как способ преодоления профессиональных дефицитов педагога // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 9. С. 34-37.

6. Гранты учителям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/grant_uchitel.htm (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

Педагогика

УДК 378.17

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье показаны факторы, определяющие состояние здоровья человека. Продемонстрированы возможности физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья молодого поколения. В результате проведенного исследования выявлена необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для оптимизации физической подготовленности и функционального состояния современных студентов с целью укрепления их здоровья.

Ключевые слова: здоровье, студенты, здоровый образ жизни, физкультурно-спортивная деятельность, физическая подготовленность, функциональное состояние.

An^ta^n. The article shows the factors determining the state of human health. The possibilities of physical fitness and sports activities in preserving and strengthening the health of the young generation are demonstrated. As a result of the study, the need for additional education in the field of physical education was identified to optimize the physical fitness and functional status of modern students in order to improve their health.

Keywords: health, students, healthy lifestyle, physical education and sports activities, physical fitness, functional status.

Введение. На протяжении всей истории человечества здоровье играло первостепенную роль в эффективности любой деятельности человека: выполнение социальных, трудовых или биологических функций. Актуальной задачей современного высшего образования является формирование у будущих бакалавров здоровьесберегающей компетенции. Наукоемкое отношение молодого поколения к своему здоровью позволит сформировать индивидуальную ответственность за собственный образ жизни, который напрямую влияет на все виды жизнедеятельности современного человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ состояния здоровья выпускников средней школы, проводимый Министерством просвещения и Министерством здравоохранения РФ, показывает, что только 20% молодежи в возрасте 16-18 лет можно отнести к категории «практически здоровы». Все остальные выпускники школ имеют деривации в здоровье.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит о здоровье как о положении безусловного социального и психофизического благополучия, а не только как о неимении каких-то заболеваний и физических недостатков.

В научных трудах современных ученных в области здоровьесбережения рассматривается три основных компонента в здоровье современного человека - физическое, психическое и социальное [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.