DOI 10.24411/1813-145X-2019-10451
УДК 37.01
М. Р. Шаехов https://orcid.org/0000-0002-2327-2426 О. А. Самаркин https://orcid.org/0000-0002-2662-2946 Э. И. Симашева https://orcid.org/0000-0003-1946-2267
Портрет современного молодого педагога (по результатам исследования в Республике Татарстан)
Основой статьи послужили результаты мониторингового исследования, проведенного в Республике Татарстан в 2018 г. в рамках реализации проекта федеральной инновационной площадки Министерства просвещения Российской Федерации «Учитель 2.0». Данные по возрасту, уровню образования, квалификационной категории и месту работы позволили создать среднестатистический портрет современного молодого педагога общеобразовательной организации. Результаты исследования показывают осознанность выбора профессии и интересы педагогов в учебной и внеучебной деятельности, не всегда совпадающие с видом актуальной занятости. Основные методические затруднения педагогов связаны с ведением документации, проведением урока по современным требованиям и взаимодействием с обучающимися и их родителями. Современным молодым педагогам для продуктивной работы не хватает, в первую очередь, времени и опыта, а также умения планировать свою деятельность и распределять ресурсы. Кроме того, затронута проблема наставничества как ключевого фактора адаптации, развития и преодоления выявленных затруднений молодых специалистов. Чтение серьезной профессиональной литературы и конкретные запросы в образовательных мероприятиях показывают степень заинтересованности учителей в саморазвитии. Молодые педагоги уже не считают традиционные долгосрочные курсы повышения квалификации приоритетным способом профессионального развития, уделяя больше внимания более коротким и насыщенным образовательным мероприятиям, таким как семинар и конкурс, потому что они направлены на обретение определенных практических навыков. Тематика этих запросов, а также приоритетные направления развития и краткосрочные перспективы, выделенные самими молодыми педагогами, стали ориентирами при составлении плана мероприятий по реализации федерального инновационного проекта. В статье представлены рекомендации для закрепления, успешной адаптации, самореализации и профессионального развития молодых учителей в образовательных организациях.
Ключевые слова: мониторинговое исследование, молодой учитель, профессиональное развитие, наставничество, методические затруднения, методическое сопровождение, перспективы развития, федеральная площадка, адаптация, саморазвитие.
M. R. Shaekhov, O. A. Samarkin, E. I. Simasheva
Portrait of a modern young teacher (according to the results of research in the Republic of Tatarstan)
The article is based on the results of a monitoring research conducted in the Republic of Tatarstan in 2018 as part of the implementation of the project of the federal innovation platform of the Ministry of Education of the Russian Federation «Teacher 2.0». The information about age, level of education, qualification category and place of work allowed us to create a portrait of a modern young teacher, working in secondary school. The results of the study showed the awareness of the choice of profession and the interests of teachers in educational and extracurricular activities, which do not always coincide with the type of actual employment. The main methodological difficulties of teachers are connected with maintaining documentation, conducting a lesson which satisfies modern requirements and on communicating with students and their parents. Modern young teachers, first of all, do not have enough time and experience for productive work and the capability to plan their activities and allocate resources. In addition, the problem of mentoring as a key factor in the adaptation, development and overcoming of the identified difficulties of young specialists were touched upon. Reading serious professional literature and specific requests in educational activities show the interest of teachers in self-development. Early career teachers no longer consider traditional long-term education courses to be a priority way of professional development, paying more attention to shorter and deeper educational events, such as a seminar and participation in competitions, because they are aimed at acquiring certain practical skills. These requests, as well as the priority directions of development and short-term prospects identified by the young teachers by themselves, became
© Шаехов М. Р., Самаркин О. А., Симашева Э. И., 2019
reference points in drawing up a plan for the implementation of a federal innovation project. The article also presents recommendations for the consolidation, successful adaptation, self-realization and professional development of young teachers in educational organizations.
Keywords: monitoring research, young teacher, professional development, mentoring, methodological difficulties, methodological support, development prospects, federal platform, adaptation, self-development.
Постановка проблемы. Перед образовательной системой нашей страны поставлены очень серьезные целевые задачи, реализация которых возможна только при наличии современных квалифицированных педагогических кадров [4, 14]. Но, как показывают результаты всероссийских исследований [24], в 2012 г. средний возраст работников российского образования достиг 43 лет [20, 31], а почти 40 % учителей - старше 50 лет [6, 21]. Ежегодно один-два новых учителя появляются в 60 % школ, в остальных 40 % школ педагогический состав вовсе не пополняется молодежью [7, 18].
В Республике Татарстан рост численности молодых учителей в региональных образовательных организациях стимулируется комплексной программой грантовой поддержки, вследствие чего в 2016 г. численность молодых педагогов составила 25,08 % [5, 15].
Приведенные данные статистики свидетельствуют, что на сегодняшний день в системе образования существуют определенные трудности в вопросах кадрового обеспечения. С одной стороны, осуществляется процесс постепенного повышения привлекательности педагогической профессии, а с другой - следует отметить серьезные трудности с кадровым обеспечением и восполнением педагогических ресурсов в общеобразовательных школах [5, с. 60]. По-прежнему остается острым вопрос развития профессиональной компетентности педагогов в условиях модернизации образования.
С целью изучения проблемных зон и перспектив развития молодых педагогов общеобразовательных организаций Республики Татарстан в 2018 г. ГАОУ ДПО «Институтом развития образования Республики Татарстан» было проведено мониторинговое исследование в рамках реализации федерального инновационного проекта Министерства просвещения Российской Федерации «Учитель 2.0». Полученные данные позволили проанализировать актуальное состояние процесса профессиональной адаптации молодых педагогов, в частности определить, в каких видах поддержки нуждается данная категория педагогов; выработать практические и методические рекомендации. На основе полученных социологических данных был подготовлен среднестати-
стический портрет молодого педагога. В контексте мониторинга этот портрет не что иное, как обобщенный образ молодых учителей, работающих в общеобразовательных организациях Республики Татарстан.
В социологическом опросе приняли участие 556 молодых педагогов общеобразовательных организаций Республики Татарстан со стажем работы не более 5 лет. Актуальный возраст опрошенных варьировался от 19 до 38 лет, так как среди них были и выпускники средних профессиональных организаций, и педагоги, прошедшие курсы переподготовки. Средний возраст молодых педагогов составил 24,8 лет, а средний педагогический стаж работы не превысил 1,7 года. Доля педагогов-мужчин составила 8,2 %.
По данным анкетирования, большинство опрошенных педагогов (48,4 %) имеют степень бакалавра, а магистратуру закончили только 8,3 %. 24 % опрошенных педагогов прошли обучение на специалиста, 16 % из них получили диплом до 2011 г. Всего 13 % имеют среднее профессиональное и среднее специальное образование.
Результаты исследования показали, что целевая аудитория молодых педагогов очень разнообразна по уровню жизненного опыта и профессиональной подготовки, что в дальнейшем необходимо учитывать при организации образовательных мероприятий для начинающих педагогов.
Небольшой опыт работы в образовательных организациях коррелирует с квалификационным уровнем опрошенных педагогов. Согласно полученным данным, 83,6 % опрошенных педагогов не имеют категории и 13,7 % прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности. 2,7 % молодых педагогов на момент опроса имели первую квалификационную категорию, что свидетельствует о наличии определенных трудностей на первом этапе работы [8, 9]. Наиболее высокая текучесть кадров наблюдается среди молодых учителей в первые годы работы и объясняется в основном неудачами в адаптации к профессии [23, с. 855].
В такой ситуации решающее значение приобретает заинтересованность администрации отдельных образовательных организаций в закреплении и развитии молодых специалистов. При
реализации образовательных мероприятий федерального инновационного проекта «Учитель 2.0» необходимо ориентироваться на передовые школы, заинтересованные в подготовке современных педагогических кадров.
Профессиональные интересы. Как показали результаты исследования, молодые педагоги осознанно подошли к выбору своей профессии, так как ее привлекательность они, прежде всего, видят в общении с детьми (38,6 %) и преподавании своего предмета (34,2 %). 14,8 % опрошенных ценят определенность, стабильность и социальные гарантии этой профессии и только 5,5 % выбрали профессию, поскольку испытывают гордость за принадлежность к сообществу учителей.
Кроме того, в работе с учащимися молодым педагогам больше всего нравится открывать новые знания (26,6 %) и участвовать в развитии их личных качеств (25,9 %). Также их привлекает построение горизонтальных отношений с учащимися (15,5 %) и организация совместных мероприятий (12,1 %). Меньше всего опрошенных
Среди прочих «узких» проблем выделяется одна из ключевых - недооценивание необходимости выстраивания позитивных отношений с родителями, которые являются мощным ресурсом повышения успеваемости учащихся. И в итоге молодые педагоги имеют серьезные психолого-педагогические трудности в сфере коммуникаций с детьми и их родителями, с коллегами [2, 25].
Основные методические затруднения молодых педагогов в профессиональной деятельности связаны с ведением отчетной документации (20,7 %), разработкой рабочей программы по предмету (18,8 %), планированием и проведением урока по ФГОС (18,7 %). Кроме того, у молодых педагогов возникают проблемы при взаимодействии с родителями (11 %) и при управлении классом на уроке (14,7 %).
На наш взгляд, в первую очередь, это связано с наличием серьезных проблем в области педаго-
привлекает дополнительная работа с одаренными (8,5 %) и отстающими обучающимися (3,9 %), а также внеурочная деятельность (7,5 %).
Анализ профессиональной деятельности молодых педагогов показал особенности их тайм-менеджмента. Ответы молодых педагогов продемонстрировали следующую картину: во время уроков они уделяют наибольшее внимание повышению успеваемости учеников (22,8 %), технологиям и методам преподавания (16,6 %), в меньшей степени - умению находить новое знание и учить этому учеников (15,6 %), повышению качества преподавания (14,4 %) и работе с документацией (12,3 %). Таким образом, педагоги настроены на количественные, а не качественные показатели оценки своего мастерства.
Во внеурочное время молодые педагоги больше внимания уделяют умению общаться с детьми, находить с ними общий язык (28 %) (Таблица 1), так как считают, что неформальное общение учителя с учеником помогает выстроить продуктивные взаимоотношения.
Таблица 1
гического образования [20, 18], с недостатком практических умений для работы с документацией, разработки рабочих программ по предмету, планировании и проведении урока по современным требованиям. У молодых педагогов также имеются проблемы с уровнем самоподготовки и самообразования [3, 70].
Профессиональные запросы. В проекте развития молодых педагогов «Учитель «2.0» большое внимание уделяется запросам самих участников. Как показали результаты исследования, итог продуктивной работы в качестве педагога зависит, в первую очередь, от ожидаемых «времени» и «опыта» (21,5 % и 18 %), а также умения планировать свою деятельность и распределять ресурсы (13,5 %) (Таблица 2). Такой результат саморефлексии является запросом на приобретение знаний и умений по тайм-менеджменту.
Рейтинг наибольшего внимания молодого педагога в воспитательной и внеурочной работе
Ответ Выбор
Умение общаться с детьми 28,0 %
Развитие нравственных качеств учащихся 21,0 %
Сплачивание классного коллектива 19,1 %
Выстраивание взаимоотношений с родителями 13,6 %
Организация общешкольных мероприятий 11,0 %
Подготовка к внешкольному событию 7,3 %
Таблица 2
Ресурсы и условия, необходимые для продуктивной работы молодого педагога
Ответ Выбор
Время 28,1 %
Опыт в работе с детьми 18,0 %
Умения планировать свою деятельность и распределять ресурсы 13,5 %
Понимание со стороны родителей 9,7 %
Понимание со стороны учащихся 8,7 %
Умение отстаивать свою точку зрения, свою позицию 7,7 %
Предметные знания 5,4 %
Поддержка коллег 4,8 %
Умение выстраивать взаимодействие с детьми и родителями, с коллегами 4,1 %
Самыми эффективными формами профессионального развития молодые педагоги считают семинар (19 %), участие в различных конкурсах (11 %) и все, что связано с уроками (12 %). Лишь 7 % педагогов посчитали курсы повышения квалификации «полезными» для себя. Это свидетельствует о том, что педагоги больше ценят специально организованные образовательные мероприятия, направленные на обретение определенных практических навыков, а текущие обязательные курсы повышения квалификации не рассматривают как необходимый компонент повышения профессионализма [1, 67].
Только 5 % опрошенных респондентов высоко оценили работу с наставником, участие в тренингах и педагогических советах. Безусловно, это связано с тем, что молодые педагоги еще не обладают достаточным опытом профессиональной оценки эффективности таких форм педагогиче-
Кроме того, большинство молодых учителей (57,7 %) осознанно подходят к профессиональному развитию и даже готовы дополнительно финансировать рост своего профессионализма. Образовательные мероприятия, по их мнению, должны быть направлены на реализацию требований ФГОС в процессе обучения (26,8 %), повышение интереса учащихся к учебе и на вы-
ской компетентности. Например, только у 69 % педагогов есть наставник, но при этом каждый третий из них - неформальный, у 31 % наставника нет вовсе. Это очень тревожный фактор, так как отсутствие вовлеченности неопытного учителя в институт наставничества и слабая методическая поддержка в образовательной организации замедляют период адаптации молодого педагога [13, с. 303].
Перспективы. Согласно результатам исследования, основная масса опрошенных молодых педагогов видят свои профессиональные дефициты и планируют дальнейшие действия для их преодоления. Большинство опрошенных педагогов готовы улучшить методику преподавания своего предмета, овладеть новыми образовательными технологиями и углубить знания по своему предмету (всего 57,4 %).
Таблица 3
страивание взаимоотношений с ними (22,1 %) или на личностный рост и совершенствование знаний в предметной области (13,2 %).
Результаты опроса показали, что для молодых педагогов актуальны эффективные приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации (7,1 %) и методика преподавания предмета (5,4 %). Обращает на себя внимание тот факт, что работа с
Приоритетные направления развития молодого педагога
Ответ Выбор
Улучшить методику преподавания 25,1 %
Овладеть новыми образовательными технологиями 17,8 %
Глубже изучить свой предмет 14,5 %
Овладеть современными компетенциями 11,5 %
Лучше готовить учащихся к олимпиадам 10,6 %
Лучше готовить учащихся к экзаменам 9,2 %
Освоить навыки по составлению заявок 6,6 %
Усовершенствовать метапредметные «гибкие» навыки 4,8 %
обучающимися с ОВЗ (3,9 %) и взаимодействие с родителями (2,9 %) не являются приоритетными для молодых педагогов, хотя менее всего они методически подготовлены к работе с данными категориями.
Молодые педагоги имеют сформированные навыки построения долгосрочных и краткосрочных планов своего развития. Только 3,5 % из общего числа опрошенных педагогов приняли решение уйти из профессии из-за профессиональной непригодности [12, 22].
Большинство опрошенных педагогов намерены повышать свою квалификационную категорию (23,7 %) и реализовывать собственные педагогические проекты (20,7 %), они готовы приобретать новые навыки, умения в педагогической деятельности (15 %) и продолжать обучение (13,7 %). В целом этот факт можно рассматривать как подтверждение того, что молодые специалисты нацелены на самоактуализацию в данной профессии и готовы приложить усилия для дальнейшего развития и более продуктивной работы. В то же время молодые педагоги не заинтересованы в работе общественной профессиональной организации (5,4 %).
Выводы. Таким образом, на основе результатов мониторингового исследования, проведенного в Республике Татарстан, можно сделать вывод, что для успешной адаптации, самореализации и дальнейшего профессионального развития молодых учителей в образовательных организациях необходимо
— восстановить, усовершенствовать в соответствии с современными требованиями и развить систему наставничества, которая способна оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивацию к саморазвитию и самореализации [12, 36];
— создавать площадки очного и дистанционного общения для обмена опытом и взаимного мотивирования молодых педагогов, которые позволяют не только получить и передать ценные теоретические практические знания, но и поделиться своими идеями, проблемами и переживаниями;
— организовать практические тренинги по развитию актуальных для XXI в. навыков - коммуникативности, командности, креативности и критического мышления, адаптированные к реалиям современной школы и запросам начинающих учителей.
Библиографический список
1. Барыбина И. А. Организация наставничества в школе [Текст] / И. А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2012. - № 7. - С. 67-70.
2. Дворядкина, Д. А. Проблемы адаптации молодого учителя в современной школе : материалы IV Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012 года [Текст] / Д. А. Дворядкина. - Ростов н/Д, 2012. - 35 с.
3. Зарина, Г. Д. Адаптация молодого специалиста [Текст] / Г. Д. Зарина // Директор школы. - 2009. -№ 2. - 84 с.
4. Интервью с директором Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Еленой Соболевой [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://www.polit.ru/article/2006/03/06/sobol/ (дата обращения: 23.01.2019).
5. Какого педагога ждет современная школа? [Текст] // Вестник образования. - 2016. - № 1. -С. 52-64.
6. Козлова, М. А. Проблема адаптации молодых педагогов [Текст] / М. А. Козлова // Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 122-123.
7. Корнеева, Е. А. Актуальные проблемы современности: нехватка педагогических кадров [Текст] / Е. А. Корнеева // Образование и воспитание. - 2017. -№ 1. - С. 7-9.
8. Маслинский, К. А., Иванюшина, В. А. Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии [Текст] / К. А. Маслинский, В. А. Иванюшина // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 8-30.
9. Митрофанов, К. Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / К. Г. Митрофанов. - Красноярск, 2012. - 316 с.
10. Митрофанов, К. Г., Васильева, Н. П., Козырева, Е. Ю. Проблемы профессионализации работников образования: введение в проблематику [Текст] / К. Г. Митрофанов, Н. П. Васильева, Е. Ю. Козырева // Материалы 17-й научн.-практ. конф. «Педагогика развития: движущие силы и практики развития» / Красноярск, апрель 2010. - Красноярск : ККИПК, 2011. -С. 128-143.
11. Нугуманова, Л. Н., Шайхутдинова, Г. А. Наставничество в повышении квалификации педагогических кадров (на примере Республики Татарстан) [Текст] / Л. Н. Нугуманова, Г. А. Шайхутдинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2018. - № 4. - С. 234-236.
12. Нугуманова, Л. Н., Яковенко, Т. В. Наставничество как способ преодоления профессиональных дефицитов педагога [Текст] / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко // Профессиональное образование. Столица. - 2018. - № 9. - С. 34-37.
13. Нугуманова, Л. Н., Яковенко Т. В. Наставничество как форма непрерывного образования и про-
фессиональной самореализации педагога [Текст] / Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология : сборник научных трудов: - Ялта : РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 4. - С. 302-305.
14. «Об утверждении «Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс]. - URL: Ы1р5://минобрнауки.рф/документы/3409 (дата обращения: 23.01.2019).
15. «Об утверждении отраслевой стратегии развития образования Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на период до 2030 года»: приказ МОиН РТ от 25.07.2017 г. № под 1266/17 [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/strategia_17-21g.htm (дата обращения: 23.01.2019).
16. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник [Текст] / Л. М. Гохберг, Г. Г. Ковалева, Н. В. Ковалева и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2018. - 80 с.
17. Подготовка высококвалифицированных педагогов: международный опыт Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) 24 августа 2011 г [Электронный ресурс]. -URL: http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html (дата обращения: 23.01.2019).
18. Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы [Электронный ресурс]. - URL: http://2020strategy.ru/g8/documents/32624772.html (дата обращения: 23.01.2019).
19. Российская молодежь: образование и наука [Текст] / Н. В. Бондаренко, Ю. Л. Войнилов, Г. С. Волкова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - 72 с.
20. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) [Текст] / под ред. Е. Ленской, М. Пинской ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 36 с.
21. Российское образование в законодательстве и статистике. Информационный бюллетень [Текст]. -М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - 48 с.
22. Черниченко, Б. А. Современный молодой учитель - от профессионального самоопределения до профессиональной устойчивости [Текст] / Б. А. Черниченко // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 3 (28). - С. 10-14.
23. Cochran-Smith M. et al. (2012) A Longitudinal Study of Teaching Practice and Early Career Decisions A
Cautionary Tale. American Educational Research Journal, vol. 49, no 5, pp. 844-880.
24. OECD (2014), TALIS 2013 Results: An International Perspective on Teaching and Learning, TALIS, OECD Publishing, Paris. - URL:
https://doi.org/10.1787/9789264196261-en (дата обращения: 23.01.2019).
Reference List
1. Barybina I. A. Organizacija nastavnichestva v shkole = Organization of school mentoring [Tekst] / I. A. Barybina // Spravochnik pedagoga-psihologa. Shko-la. - 2012. - № 7. - S. 67-70.
2. Dvorjadkina, D. A. Problemy adaptacii molodogo uchitelja v sovremennoj shkole : materialy IV Mezhdu-narodnoj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» 15 fevralja - 31 marta 2012 goda = Problems of a young teacher's adaptation in modern school: Materials of the IV International student electronic scientific conference «Student scientific forum» February 15 - March 31, 2012 [Tekst] /
D. A. Dvorjadkina. - Rostov n/D, 2012. - 35 s.
3. Zarina, G. D. Adaptacija molodogo specialista = Adaptation of a young specialist [Tekst] / G. D. Zarina // Direktor shkoly. - 2009. - № 2. - 84 c.
4. Interv'ju s direktorom Nacional'nogo fonda podgo-tovki kadrov (NFPK) Elenoj Sobolevoj = Interview with Elena Soboleva, Director of the National Staff Training Fund (NSTF) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.polit.ru/article/2006/03/06/sobol/ (data obrashhenija: 23.01.2019).
5. Kakogo pedagoga zhdet sovremennaja shkola? What teacher is the modern school waiting for? [Tekst] // Vestnik obrazovanija. - 2016. - № 1. - S. 52-64.
6. Kozlova, M. A. Problema adaptacii molodyh peda-gogov = The problem of young teachers' adaptation [Tekst] / M. A. Kozlova // Molodoj uchenyj. - 2016. -№ 7. - S. 122-123.
7. Korneeva, E. A. Aktual'nye problemy sovremen-nosti: nehvatka pedagogicheskih kadrov = Current problems of modern times: lack of pedagogical personnel [Tekst] / E. A. Korneeva // Obrazovanie i vospitanie. -2017. - № 1. - S. 7-9.
8. Maslinskij, K. A., Ivanjushina, V. A. Ostat'sja uchitelem? Faktory, vlijajushhie na otnoshenie k uhodu iz uchitel'skoj professii = To remain a teacher? Factors influencing attitudes towards leaving the teaching profession [Tekst] / K. A. Maslinskij, V A. Ivanjushina // Vo-prosy obrazovanija. - 2016. - № 4. - S. 8-30.
9. Mitrofanov, K. G. Sovremennye instituty i tehnologii professionalizacii uchitelja v sisteme nepreryv-nogo pedagogicheskogo obrazovanija = Modern institutions and technologies in teachers'professionalization in the teacher continuing education system [Tekst] / K. G. Mitrofanov. - Krasnojarsk, 2012. - 316 s.
10. Mitrofanov, K. G., Vasil'eva, N. P., Kozyreva,
E. Ju. Problemy professionalizacii rabotnikov obrazovani-ja: vvedenie v problematiku = Problems of professionali-zation of education workers: introduction to the problem
[Tekst] / K. G. Mitrofanov, N. P. Vasil'eva, E. Ju. Kozyreva // Materialy 17 j nauchn.-prakt. konf. «Peda-gogika razvitija: dvizhushhie sily i praktiki razvitija» / Krasnojarsk, aprel' 2010. - Krasnojarsk : KKIPK, 2011. -S. 128-143.
11. Nugumanova, L. N., Shajhutdinova, G. A. Nastavnichestvo v povyshenii kvalifikacii pedagog-icheskih kadrov (na primere Respubliki Tatarstan) = Mentoring in teachers advanced training (on the example of the Republic of Tatarstan) [Tekst] / L. N. Nugumanova, G. A. Shajhutdinova // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2018. - № 4. - S. 234-236.
12. Nugumanova, L. N., Jakovenko, T. V. Nastavnichestvo kak sposob preodolenija profes-sional'nyh deficitov pedagoga = Mentoring as a way of overcoming the teacher's professional deficiencies [Tekst] / L. N. Nugumanova, T. V Jakovenko // Professional'noe obrazovanie. Stolica. - 2018. - № 9. -S. 34-37.
13. Nugumanova, L. N., Jakovenko T. V. Nastavnichestvo kak forma nepreryvnogo obra-zovanija i professional'noj samorealizacii pedagoga = Mentoring as a form of continuing education and professional self-realization of the teacher [Tekst] / L. N. Nugumanova, T. V Jakovenko // Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovanija. Ser.: Peda-gogika i psihologija : sbornik nauchnyh trudov: - Jalta : RIO GPA, 2018. - Vyp. 60. - Ch. 4. - S. 302-305.
14. «Ob utverzhdenii «Gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 gody»: rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2013 g. № 792 r = «On the approval of the State Program of the Russian Federation» Development of Education «for 2013-2020»: Order of the Government of the Russian Federation dated from May 15, 2013 № 792 r [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://minobrnauki.rf/dokumenty/3409 (data obrashheni-ja: 23.01.2019).
15. «Ob utverzhdenii otraslevoj strategii razvitija obrazovanija Respubliki Tatarstan na 2017-2021 gody i na period do 2030 goda»: prikaz MOiN RT ot 25.07.2017 g. № pod 1266/17 «On the approval of the industry strategy of education development in the Republic of Tatarstan for 2017-2021 and until 2030»: the order MOiN RT dated from 25.07.2017 No.1266/17 [Jelektronnyj resurs]. -URL: http://mon.tatarstan. ru/rus/strategia_ 17-21g. htm (data obrashhenija: 23.01.2019).
16. Obrazovanie v cifrah: 2018: kratkij statisticheskij sbornik = Education in numbers: 2018: a brief statistical book [Tekst] / L. M. Gohberg, G. G. Kovaleva,
N. V. Kovaleva i dr. ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - M. : NIU VShJe, 2018. - 80 s.
17. Podgotovka vysokokvalificirovannyh pedagogov: mezhdunarodnyj opyt Instituta mezhdunarodnyh organi-zacij i mezhdunarodnogo sotrudnichestva (IMOMS) 24 avgusta 2011 g = Training of highly qualified teachers: international experience of the Institute of international organizations and international cooperation (IMOMS) 24 August 2011 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://iori.hse.ru/news/oecd/page2.html (data obrashhenija: 23.01.2019).
18. Razvitie sfery obrazovanija i socializacii v sred-nesrochnoj perspektive. Doklad jekspertnoj gruppy = Development of education and socialization in the medium term. Report of the expert group [Jelektronnyj resurs]. -URL: http ://2020strategy. ru/g8/documents/32624772. html (data obrashhenija: 23.01.2019).
19. Rossijskaja molodezh': obrazovanie i nauka = Russian youth: education and science [Tekst] / N. V. Bondarenko, Ju. L. Vojnilov, G. S. Volkova i dr. ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». - M. : NIU VShJe, 2017. - 72 s.
20. Rossijskie pedagogi v zerkale mezhdunarodnogo sravnitel'nogo issledovanija pedagogicheskogo korpusa (TALIS 2013) Russian teachers in the mirror of the international comparative study of the pedagogical staff (TALIS 2013) [Tekst] / pod red. E. Lenskoj, M. Pinskoj ; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki», In-t obrazovanija. - M. : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2015. - 36 s.
21. Rossijskoe obrazovanie v zakonodatel'stve i statistike. Informacionnyj bjulleten' = Russian education in legislation and statistics. Newsletter [Tekst]. - M. : Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», 2014. - 48 s.
22. Chernichenko, B. A. Sovremennyj molodoj uchitel' - ot professional'nogo samoopredelenija do pro-fessional'noj ustojchivosti = Modern young teacher -from professional self-determination to professional sus-tainability [Tekst] / B. A. Chernichenko // Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta. - 2016. - № 3 (28). - S. 10-14.
23. Cochran-Smith M. et al. (2012) A Longitudinal Study of Teaching Practice and Early Career Decisions A Cautionary Tale. American Educational Research Journal, vol. 49, no 5, pp. 844-880.
24. OECD (2014), TALIS 2013 Results: An International Perspective on Teaching and Learning, TALIS, OECD Publishing, Paris. - URL: https://doi.org/10.1787/9789264196261-en (data obrashhenija: 23.01.2019).