УДК 339.543
Овчинникова Татьяна Анатольевна
Tatyana Ovchinnikova Доцент кафедры Associate Professor of the Department Тихоокеанский государственный университет
Pacific state University
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РФ
DIRECTIONS FOR IMPROVING CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF CERTAIN CATEGORIES OF GOODS IN THE RUSSIAN
FAR EAST
Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы таможенного контроля после выпуска отдельных категорий товаров, а также предложены пути их решения и рассмотрены перспективы развития исследуемой сферы.
Abstract: the article deals with problematic issues of customs control after the release of certain categories of goods, as well as offers ways to solve them and prospects for the development of the studied area.
Ключевые слова: таможенный контроль, товар, международный опыт, таможенная служба, государственная граница.
Keywords: customs control, goods, international experience, customs service, state
border.
Одной из основных задач таможенных служб стран ЕАЭС является обеспечение правильности классификации товаров и единообразия подходов к классификации наиболее проблемных товаров, чтобы исключить возможность перехода недобросовестных участников ВЭД с территории, например, Российской Федерации на территорию другого государства ЕАЭС для получения более выгодных для себя условий. Например, в связи с
выявленным риском недостоверного декларирования замороженной свинины (товарная позиция 0203 ТН ВЭД ЕАЭС) под видом свинины соленой или в рассоле (товарная позиция 0210 ТН ВЭД ЕАЭС), на территории РФ был усилен контроль правильности классификации данного товара, и объемы его импорта в страну резко сократились (примерно в 6 раз). Одновременно объемы ввоза таких товаров увеличились в Республике Беларусь (примерно в 30 раз). Поэтому Управление товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы (УТН ФТС России) на постоянной основе с использованием специальной базы данных ведет мониторинг оформления на территориях государств - членов ЕАЭС наиболее проблемных для классификации товаров. Аналогичную работу проводят и другие таможенные службы государств - членов ЕАЭС [5].
Как было описано выше, существуют правила декларирования и контроля отдельных категорий товаров. И Дальний Восток в данном случае не является исключением. Данный вопрос становится особенно актуальным в рамках Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [3].
К примеру, в рамках каждого таможенного поста имеется постоянное взаимодействие с представителями Россельхознадзора, вырабатываются планы совместных мероприятий по недопущению ввоза запрещенных товаров на территорию РФ под видом товаров, происходящих из стран, в отношении которых не введены экономические санкции, а также товаров с использованием поддельных (подложных), недействительных документов с целью освобождения от применения в отношении таких товаров установленных запретов. Определяются объекты усиленного совместного контроля при перемещении товаров через границу. Осуществляется мониторинг и анализ товаров «прикрытия» на предмет изменения объемов ввоза с учетом страны происхождения и состава импортеров по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Кроме того, вопросы о дополнительных мерах контроля в отношении товаров отдельной категории
регулируются в рамках скоординированного и тесного взаимодействия между всеми службами государственного контроля, работающими в пункте пропуска, с целью информационного обмена на каждом этапе контроля [12].
Вместе с тем, проблемы данной области имеются, и их решение становится залогом нормального функционирования целостности международной торговли страны и её экономической безопасности. Рассмотрим данные проблемы более подробно.
Проблемы таможенного аудита. На протяжении последних лет таможенный контроль после выпуска товаров (ТКПВТ) занимает существенное место в системе таможенного контроля. Федеральная таможенная служба России (ФТС России) отдаёт предпочтение в применении ТКПВТ в целях минимизации контроля на стадии выпуска товаров. Содействие торговле и обеспечение качественного контроля - две главные задачи проведения ТКПВТ.
Деятельность таможенной службы Российской Федерации учитывает основные положения Киотской конвенции, и новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза построен с учетом положений и рекомендаций Киотской конвенции. В этом контексте, мы можем говорить об использовании таможенного контроля на основе методов аудита, так как использование методов аудита предполагается Киотской конвенцией [13].
Хотя и на международном, и на национальном уровнях нормативно-правовыми актами предусмотрено применение СУР в пост-таможенном контроле, на практике, в российской таможенной службе, это не исполняется. Таможенная проверка использует имеющиеся ресурсы не эффективно, и, как следствие, существует проблема низкой степени ее результативности.
Отсутствуют специальное программное средство и нормативно-правовые основания механизма взаимодействия, обеспечивающих применение СУР в таможенном контроле после выпуска товаров.
При изучении международного опыта реализации таможенного контроля после выпуска товаров, можно сделать вывод, что зарубежный опыт таможенных служб может быть реализован в форме таможенного аудита.
Согласно пересмотренной Киотской конвенции [1], существует стандарт, регламентирующий информацию об использовании системы таможенного контроля на основе аудита. Данный метод представляет комплекс мер, который используется таможенными органами с целью обеспечения достоверности, подлинности документов при помощи проверки соответствующей информации, указанной в декларации на товары, коммерческой информации, которой обладает компания, а также изучение бухгалтерских сведений и систем бизнеса.
Определение таможенного аудита разъяснено экспертами Всемирной таможенной организации (далее ВТамО), как процесс, позволяющий таможенным органам осуществлять достоверность таможенных деклараций путём осмотра необходимых коммерческих материалов физических и юридических лиц, принимающих участие в международной торговле косвенно или напрямую, а также при помощи осмотра учётных книг и записей.
В настоящее время, таможенный контроль с использованием методов аудита недостаточно популярен, необходимо отметить, что чаще в зарубежной практике стали встречаться такие термины как, «пост-таможенный аудит» и «аудит после отчистки».
Поскольку в РФ законодательно закреплено, что аудит - это вид предпринимательской деятельности, то под таможенным аудитом в системе аудита РФ может пониматься только предпринимательская деятельность [2]. Согласно международной терминологии под «аудитом», также, подразумевается предпринимательская деятельность. Возникает вопрос о целесообразности применения термина «аудит» к процессу таможенного контроля. Ведь таможенный контроль - это вид государственного контроля, а не вид предпринимательской деятельности. Переход от термина «таможенный
контроль с использованием методов аудита» к термину «таможенный аудит» обуславливается развитием взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными службами: таможенный контроль на базе методов аудита основывается на сотрудничестве таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности.
Главные отличия таможенного аудита от таможенной проверки в РФ -это осуществление категорирования участников ВЭД с использованием перспективной СУР, применение предварительного уведомления для целей самостоятельного указания на ошибки участниками ВЭД, а также использование методов, правил (стандартов) аудита. Внедрение данных принципов в таможенный контроль после выпуска в зарубежных странах привело к повышению безопасности, снижению показателей недоимки платежей, невыгодности для участников ВЭД скрывать сумму недоимки, упрощению таможенных процедур, сокращению таможенного контроля при декларировании.
В России система таможенного контроля после выпуска товаров кардинально отличается от зарубежного пост-таможенного аудита. ФТС России не может реализовать тот пост-контроль, который успешно применяется иностранными государствами. Для этого необходимо принципиально изменить систему пост-таможенного контроля, которая будет реализовываться с применением методов аудита. Таможенный контроль после выпуска товаров в РФ - это разновидность таможенного контроля, которую осуществляют должностные лица таможенных органов самостоятельно. Цель такого контроля - выявить нарушения таможенного законодательства, взыскать в бюджет неуплаченные таможенные платежи и пр. Целью аудита является проверка бухгалтерской документации, а проводят её специально уполномоченные лица - аудиторы.
Понятие «таможенного аудита» близко по сути к понятию «камеральной таможенной проверки», которая осуществляется путем изучения и анализа
сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств-членов ЕАЭС, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц. Однако, таможенная проверка осуществляется по факту перемещения товаров через таможенную границу или в рамках контроля после выпуска товаров.
Проблемы реализации эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений. Законодательным основанием проведения аудита в России можно назвать Приказ ФТС России от 14.10.2015 № 2053 [4], в соответствии с которым, принято решение о проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля. Далее рассмотрим составляющие элементы таможенного аудита и их характеристику.
Таблица 1
Характеристика аудита в таможенном контроле
Название элемента Характеристика
Цель Отражение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого объекта
Субъект проведения Аудитор, аудиторская организация
Требования к образованию, к профессиональным навыкам Высшее экономическое или юридическое образование, наличие квалификационного аттестата аудитора
Объект проверки Бухгалтерская отчетность
Контролирующий орган Министерство Финансов РФ
Итоговый документ Аудиторское заключение
Можно сделать вывод, что в российском законодательстве аудит рассматривается в большей степени, как способ оценки хозяйственной деятельности, но не как метод проверки таможенного контроля товаропотока.
Вместе с тем, можно выделить некоторые сложности в применении описываемого метода.
Во-первых, провести комплексную оценку систем учета хозяйственной деятельности предприятия с акцентом на соблюдение требований еще и таможенного законодательства (таможенный аудит) предложит не каждая аудиторская компания (их было в эксперименте несколько).
Во-вторых, специалисты по таможенному законодательству в области аудита на сегодняшний день можно назвать «редким товаром». Ведь от профессионалов подобной квалификации требуется одновременное и на высочайшем уровне соответствие, по сути, сложнейшим и абсолютно самобытным областям знания.
По результатам эксперимента были сделаны выводы о практической полезности введения института таможенного аудита:
1. Заключения таможенных аудиторов могут использоваться при функционировании системы управления рисками как дополнительный критерий оценки деятельности и финансового положения организации.
2. При наличии положительного заключения таможенного аудитора и отсутствии информации о рисках нарушения таможенного законодательства таможенные органы смогут выбирать объекты таможенного контроля.
В этом случае таможенные органы могут даже не проводить таможенные проверки участников ВЭД, отнесенных к низкому риску нарушения законодательства, что позволит снизить транзакционные издержки как таможенных органов, так и законопослушных участников ВЭД. 3. По мнению участников ВЭД, независимый таможенный аудит как инструмент таможенного администрирования позволит российским предпринимателям избежать ошибок при применении норм таможенного законодательства и стать более надёжными контрагентами для иностранных участников ВЭД.
Проведенный эксперимент позволил выделить и ряд недостатков [8]:
1. Аудиторские заключения могут быть использованы таможенными органами лишь в качестве дополнительного источника информации (т.к. не все
аудиторские заключения содержат полную, исчерпывающую информацию о финансовом положении юридического лица).
2. Аудиторские заключения могут содержать сомнительные формулировки относительно заявленной таможенной стоимости и обоснованности установления кодов ТН ВЭД ЕАЭС, поэтому таможенные аудиторы должны быть специалистами как в сфере аудита, так и в сфере таможенного дела. В целом, анализ нормативно-правовой базы и результатов данного эксперимента позволяет выделить следующие особенности таможенного аудита:
1) это проверка бухгалтерской и финансовой отчетности не всех юридических лиц, а только участников ВЭД, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
2) он осуществляется специально уполномоченными лицами -таможенными аудиторами;
3) целью этой проверки является не только выражение мнения о достоверности сведений, указанных в отчетности, но и проверка соблюдения таможенного законодательства, а также оценка финансового положения и платежеспособности юридического лица;
4) по итогам проверки будет выдано аудиторское заключение, которое может быть использовано при проведении таможенного контроля до и после выпуска товаров.
Подводя общую черту, можно сказать, что таможенный контроль на основе аудита это - новая форма взаимодействия. Она родилась на волне попыток измениться, перестроиться, приспособиться к новым экономическим условиям. Кроме того, международный опыт показывает, что таможенный аудит является наиболее эффективным, по сравнению с остальными, механизмом проверки соответствия деятельности участников ВЭД требованиям таможенного законодательства. Это подтверждает опыт таких,
например, стран, как КНР, страны ЕС, Корея, Япония, Южная Африка, Австралия, США, Ирландия, Турция.
Для устранения данных недочётов в области таможенного контроля после выпуска товаров отдельной категории можно предложить ряд перспективных путей решений проблем.
Внедрение зарубежного опыта применения таможенного аудита.
Таможенный аудит в Евросоюзе основан на сотрудничестве между таможенными органами и участниками ВЭД и взаимодействии между таможенными подразделениями. Другими словами, наблюдается эффективная модель информационного сотрудничества.
Из основных направлений осуществления аудита после выпуска товаров в зарубежных странах можно выделить:
1. Возможность проведения таможенного контроля в форме периодических или циклических проверок. В основном, осуществление данных проверок производится на территории заинтересованных лиц. Поэтому таможенные органы заинтересованы в подробном, детальном изучении истории внешнеторговых операций за определенный промежуток времени, а также в проверке коммерческой документации с целью подтвердить сведения, указанные декларантом.
2. Возможность минимизации контрольных мероприятий в момент пересечения таможенной границы, а именно, отбор товаров, необходимых для допустимости, является одним из факторов высокой производительности таможенных органов. Использование аудита таможенными службами помогает произвести наиболее эффективный комплексный анализ сведений, который помогает при расчете таможенных пошлин, налогов.
3. Возможность применения данного вида контроля в части проверки на соответствие заявленных сведений, подтверждения классификации, происхождении товаров и таможенной стоимости. Следовательно, выпуск товаров может быть осуществлён сразу, а таможенные пошлины и сборы
могут быть доначислены. Пост-таможенный аудит является способом подтверждения информации, задекларированной импортёром или экспортёром, а также проверки уровня соответствия его деятельности таможенному законодательству и условиям, определённым таможенными органами для применения таможенных процедур и операций.
Пост-таможенный аудит может быть реализован в четыре этапа: подготовка, реализация, распоряжение, оценка аудита. На этапе подготовки при помощи СУР определяются организации и товары. Собирается информация о положении организации на международном рынке, режим деятельности, сведения о совершённых правонарушениях.
Ключевым элементом этапа реализации является законность ввоза товаров, а также достоверность транспортных, коммерческих и иных документов, относящихся к товару, в том числе проводится проверка внутренней системы контроля организации и внутренних процессов.
К этапу распоряжения относят нарушения, выявляемые при аудите, в результате которых происходят такие меры пресечения как: уплата налогов, отзыв лицензии, административные взыскания и другие.
На этапе оценки таможенные органы проводят анализ точности признаков определенного уровня риска, соответствия организации требованиям таможенного законодательства. В результате проведенного анализа формируются модернизированные методы работы для повышения результативности таможенных органов и эффективности аудита.
Пост-аудит проводится в течение трёх лет после выпуска товаров в свободное обращение. Для его проведения создаётся специальная аудиторская группа, состоящая, как минимум, из двух специалистов-аудиторов. Таможенный орган уведомляет о проведении пост-таможенного аудита за три дня до начала его проведения. Также таможенный орган вправе проводить посттаможенный аудит, предварительно не уведомляя, проверяемое лицо при особых условиях одобрения Таможенного комиссара. При прибытии на место
должностные лица таможенных органов обязаны предоставить такое уведомление.
При проведении пост-аудита существует множество разных методов работы, таможенный орган выбирает определённый метод в зависимости от конкретного случая. Под обычным пост-аудитом подразумевается проверка таможенным органом ежедневной деятельности организации и проверка выпуска товаров в соответствии с таможенным законодательством. Особый пост-аудит основан на выявлении, устранении нарушений требований таможенного законодательства с помощью целенаправленного аудита конкретной организации с анализом рисков.
Одним из методов проведения пост-аудита с целью улучшения общего контроля над организациями является объединение обычного и особого аудита. Также одним из методов работы является объединение анализов рисков и пост-таможенного аудита. При таком методе таможенный орган отбирает для проведения аудита организацию с высоким уровнем риска. При использовании данного метода повышается точность и эффективность постаудита.
Далее исследуем опыт Германии в области таможенного контроля после выпуска товаров. Федеральное Министерство финансов Германии (Главное управление III) равноценно центральному аппарату Федеральной таможенной службы России. Аналогичным для Регионального таможенного управления считаются пять финансовых директоратов, которые осуществляют контроль за проведением проверок службами таможенных проверок главных таможен.
В каждой главной таможне находится подразделение D, осуществляющее исключительно таможенные проверки. В состав ВТО входят не только страны, традиционно занимающие ключевые позиции в мировой торговле.
В последнее время Турцию и Королевство Таиланд можно отнести к активно развивающимся в экономической сфере странам. В Турции и Королевстве Тайланд имеется своя специфика таможенного аудита.
Необходимо отметить, что проверка может проводиться в интересах таможенной службы, а также в интересах участников внешнеэкономической деятельности. Проверки могут осуществляться в отношении лиц, принимавших участие в реализации внешнеторговых сделок. Например, участники ВЭД, которые должны уплачивать импортные или экспортные пошлины. А также лица, которым необходимо платить исключительно национальные потребительские налоги (акцизы).
В отличие от Российского законодательства в Германии не установлен конкретный срок проведения таможенной проверки, так как он может назначаться с учётом необходимых мероприятий, без указания конкретного периода времени. По окончании таможенной проверки, по результатам её проведения инспектор составляет отчёт. Далее, служба таможенных проверок главной таможни анализирует отчёт инспектора. При анализе отчета принимаются решения в изменении налогообложения, и допускается корректировка.
Если в результате проверки выяснена необходимость доначислить таможенные платежи, обеспечение не предусматривается, а товар не подлежит аресту. Необходимо отметить, что в зарубежных странах определены основные направления таможенного контроля после выпуска товаров, которые реализованы на основании государственной статистики изучения правонарушений в СУР. К таким направлениям можно отнести: проверку полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин; аудит происхождения и тарифной классификации товаров; анализ точности расчёта таможенной стоимости товаров; аудит крупных импортёров; аудит экспорта и реэкспорта; аудит хозяйствующих субъектов, пользующихся льготными процедурами таможенного оформления товаров; - аудит товаров, которые
выпущены в соответствии с таможенными процедурами - свободной таможенной зоны и реимпорта.
Согласно европейскому законодательству, уполномоченные экономические операторы отнесены к добросовестным участникам внешней экономической деятельности, следовательно, аудит в отношении УЭО проводится крайне редко.
Таким образом, рассмотрев особенные черты реализации ТК ПВТ зарубежных государств, можно сделать следующие выводы: зарубежными странами используется такое понятие как пост-таможенный аудит, система которого многообразна. Каждое государство использует свои инструменты, методы и направления. Для формирования эффективности результатов, таможенными службами зарубежных государств создаются специальные рабочие программы и планы проведения пост-аудита. Также в ТКПВТ активно внедряются разработки принципов использования динамических экономических показателей для определения риска совершения преступлений и правонарушений в таможенной сфере.
К различиям в области ТК ПВТ зарубежных стран относятся субъекты, в отношении которых применяется пост-аудит. При анализе законодательства зарубежных стран отсутствует чёткое представление о сроках проведения таможенных проверок, в отличие от таможенного законодательства РФ, где они регламентированы. Представляется, что отсутствие чётких сроков не является преимуществом для России, так как это негативно сказывается на участниках ВЭД, не удовлетворяя их интересы. Изучив зарубежный опыт, можно выявить плюсы и минусы применения данной формы контроля. Анализ законодательства иностранных государств - первый шаг к совершенствованию законодательства РФ в области таможенного контроля после выпуска товаров.
Для устранения проблем таможенного аудита в России следует восполнить пробелы, существующие в таможенном законодательстве РФ, а
именно в сфере применения СУР в таможенном контроле после выпуска товаров. Детально, следует установить механизм функционирования СУР в пост-таможенном контроле, при этом указать порядок доступа должностных лиц структурных подразделений ТКпВТ к информации о рисках и категорированию участников ВЭД. На основе такой информации, в ходе аналитической работы должны устанавливаться объекты таможенных проверок. Для автоматизации работы следует внедрить специальное программное средство, позволяющее выполнять данные задачи. Посттаможенный контроль, согласно базовым международным документам по упрощению таможенных операций, должен основываться на взаимном использовании методов аудита и СУР, поэтому действенной мерой будет создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности.
В пост-таможенный контроль следует ввести этап предварительного уведомления участников ВЭД о проведении проверки от таможенных органов. Участники ВЭД должны получить возможность проведения внутреннего аудита и исправления выявленных ошибок. Такие меры позволят таможенным органам эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Повысится качество таможенного контроля после выпуска товаров. Участники ВЭД будут заинтересованы в добросовестном ведении своей деятельности, а различные «обходные схемы» таможенного законодательства станут для них экономически не выгодными.
Стоит отметить, что в 2016 начался эксперимент по внедрению новой формы государственного контроля - таможенного аудита для компаний, осуществляющих внешнеторговую деятельность. Его организатором выступила ФТС России. В акции участвуют 4 аудиторские компании и 6 крупных игроков рынка. Участники ВЭД, которые добровольно согласились на проведение таможенного аудита, получат целый ряд преференций при
перемещении товаров через таможенную границу и таможенном оформлении. В перспективе таможенный аудит заменит существующий пост-таможенный контроль [7].
Пересмотр подходов к выбору объектов таможенных проверок и сотрудничество с аудиторскими компаниями. Достижение поставленной задачи требует пересмотра подходов к выбору объектов таможенных проверок и организации проведения таможенного контроля после выпуска товаров. В 2019-2020 годах планируется продолжить доработку комплекса программных средств «Постконтроль». Это коснется таких важных вопросов как взаимодействие с программными средствами по ведению таможенной статистики и учету задолженности по уплате таможенных платежей, а также интеграции с иными государственными информационными системами.
Как известно, при выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками. Поэтому актуальной остается проблема автоматизированного выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров (ТКПВТ), в том числе с применением результатов системы управления рисков и категорирования участников внешнеэкономической деятельности. Однако на сегодняшний день, несмотря на совершенствование системы управления рисками, введение и применение категорирования участников ВЭД, доля товаров, в отношении которых проводится таможенный контроль непосредственно на границе, до сих пор велика. Наиболее эффективным, на наш взгляд, для изменения процентного соотношения контроля на границе и контроля после выпуска товара является решение такой задачи как создание методологической базы таможенного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита и стандартизации проверочной деятельности.
На сегодняшний день совсем немного таможенных органов имеют достаточно знаний для проведения таможенного аудита, поэтому для
обеспечения эффективного контроля после выпуска товаров на основе методов аудита предлагается привлекать квалифицированных специалистов из частного сектора, однако данные специалисты будут обучены аудиту именно в таможенной сфере.
«Большой четвёркой» называют четыре крупнейших в мире компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги: Price water house Coopers, Deloitte Touche Tohmatsu, Ernst & Young, KPMG. В связи со сложившейся ситуацией на рынке многие более мелкие аудиторские компании становятся неконкурентоспособны и перестают действовать. Возможен вариант привлечения данных мелких аудиторских фирм, уходящих с рынка, в таможенную сферу. Привлечение таких компаний к сотрудничеству с таможенными органами не приведет их к разорению. Сначала необходимо будет их обучение, в дальнейшем это будут специалисты, производящие большую часть таможенного контроля после выпуска товаров. Составляющими таможенного аудита могут стать мониторинг финансовой отчетности компании, история ее финансовых операций и прочие данные, которые позволят судить о ее финансовой устойчивости и порядочности топ-менеджмента [6].
Внедрение системы поведенческого надзора. Для наиболее эффективного проведения контроля после выпуска с использованием таможенного аудита предлагается ввести систему поведенческого надзора. Видение поведенческого надзора и поведенческой экономики декана экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александра Аузана: «Поведенческий надзор из приватного отношения Центрального банка с финансовой организацией переходит в сферу, которая видна публике, где поведение финансовых организаций создает или предотвращает риски и может служить источником нежелательных последствий для всех участников»
Тоже самое можем предложить для участников ВЭД. Рассмотрим ее в действии. Базой для поведенческого надзора является постоянный анализ различных данных, полученных из жалоб. В каждом продукте есть несколько элементов, которые дают информацию: например, региональный аспект, когда один и тот же продукт в разных регионах продается по-разному и с разным успехом.
Скажем, есть продукт N. В среднем по рынку мы имеем три жалобы на тысячу проданных продуктов N. А у какой-то компании - десять жалоб на тысячу проданных продуктов N. Тогда мы смотрим, почему сложилась такая ситуация, как продавцы реализуют продукт, как составлен договор, как он исполняется, и выявляем, что является причиной недовольства. Работаем с компанией, чтобы она изменила стиль поведения на рынке.
То есть ФТС в лице таможенных аудиторов сможет контролировать любое поведение финансового субъекта на рынке, что с точки зрения его бухгалтерского баланса, что с точки зрения его отношений с регулятором, клиентом, контрагентом, конкурентом - вообще все.
Таким образом, будет составлена такая температурная карта по стране, которая позволяет нам концентрировать усилия на болевых точках, улучшая ситуацию и в проблемных компаниях, и в среднем по рынку, что в итоге приводит к снижению рисков.
Внедрение независимого контроля уполномоченных экономических операторов и компаний, осуществляющих таможенный аудит. Так как тематическим полем таможенного аудита выступают УЭО и их упрощения, то еще одним перспективным направлением смещения таможенного контроля на этап после выпуска товаров является формирование системы независимого контроля УЭО и компаний, осуществляющих таможенный аудит. Совмещение институтов УЭО и независимых аудиторов в системе таможенного контроля приведет к минимизации уровня риска во всей таможенной системе.
Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации аудиторов требований Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия.
Также ввести особые аудиторские агентства и профессиональных сотрудников, которые осуществляют свою деятельность в таможенных подразделениях на всей территории страны. Под профессиональными сотрудниками можно предположить таможенных комиссаров. Непосредственная цель пост-аудита заключается в контроле за легальностью импортной и экспортной деятельностью проверяемого лица. Основной же задачей таможенного аудита является усиление таможенного контроля, нормализация экспортного и импортного порядка, защита законных прав и интересов заинтересованных лиц, стимулирование внешней торговли.
После ознакомления проверяемого лица с аудиторским отчетом, аудиторская группа должна направить отчет в таможенный орган. Письменное заключение аудиторской группы должно быть доставлено в таможенный орган в течение 7 дней после получения аудиторского отчета. Таможенный орган в течение 30 дней после получения аудиторского отчета должен вынести свое заключение, в котором излагаются все результаты аудиторской проверки.
Таким образом, УЭО будут отвечать примерно за 70% ввезенных и вывезенных товаров, в отношении которых таможенный контроль будет осуществляться после выпуска, а оставшиеся 30% будут проверять таможенные органы на границе в соответствии с СУР. Так долю товаров с минимальным уровнем риска на следующих этапах будут проверять
аудиторы. При проведении ТКВПТ в объеме 70% от общего контроля, целесообразным будет отдать часть равную 70% группе аудиторов, а 30% оставить для таможенных органов. Однако все это будут контролировать и помогать во взаимодействии таможенных органов и аудиторов таможенные комиссары (практика работы таможенной системы КНР) [9].
Создание на поле таможенного постконтроля, на котором пересекаются интересы всех контролирующих органов, цивилизованного рынка аудиторских (юридических) услуг путем построения системы сдержек и противовесов позволит снизить уровень коррупции и помочь добропорядочным участникам ВЭД исправлять допущенные ошибки законными методами, предупреждая тем самым совершение административных и уголовных правонарушений.
Кроме того, немодифицированное аудиторское заключение могло бы стать подтверждением эффективности внутреннего контроля и, безусловно, создать положительный имидж компании в таможенной и налоговой службах. Так обуславливается целесообразность создания Таможенных Аудиторов и Консультантов. Основная задача - становление и развитие независимого профессионального таможенного аудита как инструмента таможенно-налогового администрирования.
Предполагается решение следующих вопросов [10]:
1) разработка нормативно-правовых актов;
2) разработка основных принципов и стандартов таможенного аудита, основанных на международном опыте;
3) подготовка рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской и таможенной деятельности на территории ЕАЭС;
4) организация профессионального обучения, проведение курсов повышения квалификации для таможенных органов в области таможенного аудита;
5) информационно-консультационная поддержка предпринимательства и населения по вопросам налогового и таможенного законодательства.
На основании проведённого исследования, МОЖНО выделить ряд рекомендаций по внедрению института таможенного аудита в практическую деятельность таможенных органов и участников ВЭД.
Во-первых, необходимо нормативно регламентировать деятельность таможенных аудиторов, например, ведомственными НПА. ФТС России рекомендуется вести реестр таможенных аудиторов, а для этого нормативно закрепить условия для включения в данный реестр и основания для исключения из него, права и обязанности таможенных аудиторов, а также юридическую ответственность таможенных аудиторов за предоставление ложной информации о деятельности или финансовом положении юридического лица, коррупцию и иные нарушения законодательства ЕАЭС и национального законодательства.
Во-вторых, для регулирования деятельности таможенных аудиторов и возможности применения аудиторских заключений в таможенных целях необходимо разработать перечень показателей, которые будут отражены в аудиторском заключении и содержать исчерпывающую информацию о деятельности и финансовом положении юридического лица, что позволит использовать данный документ в качестве достоверного источника информации.
В-третьих, предлагается внести изменения в ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а именно включить в список организаций, проходящих обязательный аудит, уполномоченных экономических операторов.
Наконец, для проведения таможенного аудита необходимы квалифицированные кадры, обладающие не только знаниями в области таможенного дела, но и в области аудита, финансового анализа и других смежных отраслей. Поэтому необходимо создавать программы подготовки и
повышения квалификации специалистов по таможенному аудиту в соответствующих образовательных организациях.
Таким образом, происходит смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров, которое предполагает регулярный мониторинг деятельности таких участников ВЭД в целях выявления рисков возможного нарушения таможенного законодательства и выборочного проведения таможенных проверок, в том числе профилактического характера.
Библиографический список:
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // Собрание законодательства РФ. - 08.08.2011. - № 32. - ст. 4810.
2. Об аудиторской деятельности: федеральный закон от 30.12.2008 №2 307-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2009. -№ 1. - Ст. 15.
3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. - 15.05.2017. - № 20. - ст. 2902.
4. О проведении эксперимента по установлению возможности использования таможенными органами Российской Федерации аудиторских заключений для целей таможенного контроля : приказ ФТС России от 14.10.2015 № 2053 « // http://www.customs.ru
5. Алексеева Н.Н. Исследование подходов к классификации по ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров в государствах евразийского экономического союза // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 1 (82). С. 29-42.
6. Антоненко А.В., Спорышева А.Е., Зыков А.А. Проблемы и перспективы развития таможенного контроля на современном этапе // В сборнике: Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 199210.
7. Бадмаева Д.Б. Международный таможенный аудит в странах ЕС и России // Вестник науки и образования. 2019. № 2-2 (56). С. 48-50.
8. Галицына А.М., Зыков А.А., Неудахин В.С. Проблемные аспекты развития института таможенного аудита в рамках таможенного контроля после выпуска товаров // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2018. № 4. С. 135-145.
9. Горелова И.В., Якуба К.В. Преимущества использования инструментария таможенного аудита при осуществлении предприятиями ВЭД // В сборнике: «Развитие потенциала промышленности: актуальные вопросы экономики и управления» Сборник трудов Международной научно-практической конференции. 2018. С. 242-246.
10. Каранец С.М. Совершенствование кадровой работы таможенных органов // Проблемы современной экономики. 2018. № 2 (66). С. 116-119
11. Комсомольская правда [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: https://www.kp.ru/ (дата обращения 23.04.2019).
12. Кравчук Д.А., Куроптев Н.Б. Зарубежный опыт реализации таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 1 (9). С. 37-41.
13. Непарко М.В., Кузнецова С.В., Панчохина Ю.С. Особенности проведения таможенного аудита // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 5 (22). С. 488-490.