УДК 338.22.021.4
К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Афонин П.Н., Кузьмичева Р.А.
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
ON THE ISSUE OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR CUSTOMS CONTROL AFTER THE RELEASE OF GOODS
Afonin P.N., Kuzmicheva R.A.
St. Petersburg named after V.B. Bobkov branch of the Russian Customs Academy
Аннотация
В работе представлен анализ нормативно-правовой базы таможенного контроля после выпуска товаров в России и странах-членах ЕАЭС. Проведено сопоставительно исследование кате-горийного аппарата, позволяющего семантически дифференцировать понятия «таможенный контроль» и «таможенный контроль после выпуска товаров». Анализ процессов таможенного контроля после выпуска товаров в ФТС России позволил построить их модель в нотации ЕРС.
Ключевые слова: таможенный контроль после выпуска товаров, система управления рисками, внешнеторговая деятельность, аналитическая работа в таможенных органах.
Согласно официальным статистическим данным, отражающим экспортно-импортную структуру товарооборота мирового сообщества, за прошедшие 10 лет объем внешней торговли количественно возрос. Тенденция динамичного роста товарооборота определяет актуальность исследований со смещением акцентов таможенного контроля с фактического на этап таможенного контроля после выпуска товаров (далее - ТК ПВТ).
Под понятием ТК ПВТ в ЕАЭС понимается совокупность мер, которые осуществляются таможенными органами в отношении товаров, которые утратили статус находящихся под текущим таможенным контролем, проводимых в целях проверки соблюдения требований, установленных национальным и наднациональным таможенным законодательством ЕАЭС (см. рис. 1) [11].
В качестве основных целей данного контроля можно выделить минимизацию рисковых ситуаций незаконного ввоза [2], а также создание ряда условий, чтобы незаконная деятельность в сфере таможенного
Abstract
The paper presents an analysis of the regulatory framework for customs control after the release of goods in Russia and the EEU member States. A comparative study of the categorical apparatus that allows semantical^ differentiating the concepts of «customs control» and «customs control after the release of goods» was conducted. The analysis of the processes of customs control after the release of goods in the Federal customs service of Russia allowed us to build their model in EPC notation.
Keywords: customs control after release of goods, risk management system, foreign trade activity, analytical work in customs authorities.
дела стала экономически нецелесообразной, а условия развития внешней торговли благоприятными наряду с системой непрерывного контроля [7].
Система непрерывного таможенного контроля подразумевает под собой период проверки товаров, начиная с этапа предварительного информирования до этапа проверки после выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а также прозрачность цепей поставок, реализуемой посредством технологий распределённых реестров и эффективного межведомственного взаимодействия.
Позитивный опыт ряда стран мирового сообщества (например, Сингапур и Новая Зеландия - 90%; Южная Корея - 88%; Финляндия и Япония - 100%) показывает прямую зависимость между увеличением доли тК ПВТ в массиве осуществления таможенного контроля и эффективностью процессов минимизации рисков при автоматическом выпуске товаров.
Рис. 1. Нормативно-правовая основа ТК ПВТ
Согласно опросам, проведенным с целью определения показателя бремени таможенных процедур, ложащегося на участников ВЭД (Burden of customs procedure, WEF, вариация рейтинга от 1 до 7 баллов), в России отслеживается общая тенденция неудовлетворенности бизнес-сообщества существующей системой в сравнении с другими государствами (см. рис. 2) [12] (последние исследования проводились в 2017 г.).
Тенденцию можно объяснить внедрением в иностранных государствах системы
таможенного аудита, которая направлена на увеличение роста сбора таможенных платежей при одновременном снижении бремени административных процедур на бизнес-сообщество участников ВЭД [9]. В указанных странах контроль после выпуска товаров базируется на таможенном аудите, рекомендованном ВТамО, однако в России в системе таможенного администрирования данный подход не зафиксирован, более того в России аудиторская деятельность согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности»
7
Бельгия Сингапур Нидерланды Россия
■ 20 15 1 2016 12017 Рис. 2. Динамика показателя бремени таможенных формальностей
может осуществляться только коммерческими компаниями [10].
Понятие ТК ПВТ Таможенный кодекс ЕАЭС не регламентирует, а лишь указывает на возможность его проведения. В Таможенном кодексе ЕАЭС дано только понятие таможенного контроля. Результаты сравнения сущности понятия таможенного контроля и ТК ПВТ представлены в табл. 1, где цифре «1» соответствует совпадение сравнительных параметров таможенного контроля и ТК ПВТ, осуществляемых согласно законодательству на наднациональном и национальном уровнях.
органами исполнительной власти, выявлен экономический ущерб в объеме 26,2 млрд рублей (в 2018 году - 17,3 млрд рублей) Общее количество лиц, в отношении которых выявлено нарушение таможенных правил составляет 1 652 лиц. Возбуждено 6975 дел об АП и 383 уголовных дела (за 2018 год 5737 дел об АП и 287 уголовных дел). Основная доля форм таможенного контроля приходится на таможенный осмотр помещений и территорий [3], однако наиболее эффективными для таможенных органов, и в тоже время наиболее тяжелыми для проверяемых лиц, являются таможенные про-
Таблица 1
Матрица сравнения ТК ПВТ и ТК
Критерии срав- Объекты сравнения
Таможенный контроль ТК ПВТ
Вид контроля текущий последующий
Срок проведения по факту 3 года
Объекты контроля 1 Все, кроме личного таможенного досмотра и проверки документов и сведений
Формы ТК 1 Все, кроме: проведение устного опроса
применение таможенного сопровождения
установка маршрута перевозки товаров
ведение учета товаров, находящихся под ТК, совершаемых с ними таможенных операций
осуществление таможенного наблюдения
Меры ТК 1 1
Использование СУР 1 1
Осуществляется ТО 1 1
Цель - осуществление соблюдения таможенного законодательства 1 1
ТК ПВТ осуществляется в отношении объектов таможенного контроля с применением предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС форм и мер, их обеспечивающих. В ходе проведения ТК ПВТ используются формы таможенного контроля за исключением личного таможенного досмотра и проверки документов и сведений.
По итогам деятельности подразделений ТК ПВТ ФТС России за 2019 год, проведенной в том числе с иными федеральными
верки, хотя их доля в общем объеме меньше [10]. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, которые содержатся в декларации на товары и представленных документах, с данными бухгалтерской отчетности и иной информации с целью обеспечения контроля условий помещения товаров по таможенную процедуру, достоверности представленных сведений, соблюдения ограничений по пользо-
ванию товарами и иных требований. Проводится данная форма контроля в отношении законодательно закрепленных в ТК ЕАЭС проверяемых лиц и объектов (см. рис. 3, 4.).
Выбор объекта ТК ПВТ является ключевым для обеспечения эффективности данного контроля, под которой понимают достижение показателей и целевых индикаторов, таких как доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере, и доля результативности проверочных мероприятий. Под результативностью таможенной проверки
понимают достижение таких результатов как [6]:
- принято решение о доначислении и (или) довзыскании таможенных и иных пла-
тежей;
- возбуждено уголовное дело или дело об АП;
- произведено изъятие товаров.
Средняя экономическая эффективность одной таможенной проверки за 2019 год почти в 2 раза превысила значение 2018 года и составила 7,7 млн. рублей. Одновременно была проведена работа по снижению
товары, помешенные под определенные ТК ЕАЭС таможенные процедуры
таможенные и другие документы, представленные таможенным органам, а также информация, содержащаяся в таких документах
Объекты ТКПВТ
товары, находящиеся на таможенной терршорш! Союза. - если есть информация от таможенных органов о том. что такие товары были ввезены или находятся на ТТ в нарушение международных договоров и актов в области таможенного регулирования
деятельность лиц, в том числе УЭО, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза, оказание услуг в области таможенного дела или осуществляется в рамках отдельных таможенных процедур
объекты, помещения (части помещений) и или открытые площадки (части открытых площадок), предназначенные для использования или используемые в качестве складов временного хранения, таможенные склады, свободные склады, магазины беспошлинной торговли
Рис. 4. Объекты ТК ПВТ в соответствии с ТК ЕАЭС
Рис. 3. Проверяемые в рамках ТК ПВТ лица, предусмотренные действующим таможенным
законодательством
административной нагрузки на бизнес и, как следствие, количество таможенных проверок сократилось на 17% (с 2717 за 2018 год до 2248 за 2019 год) [4].
Основная доля таможенных проверок проводится в отношении проверки соблюдения таможенных правил в части достоверности заявленной таможенной стоимо-
сти и кода ТН ВЭД, проверки соблюдения условий предоставления различных льгот.
Объекты ТК ПВТ определяются с использованием системы управления рисками, основываясь на главном принципе таможенного контроля - выборочности, а также на основании:
- собственной аналитической работы должностных лиц таможенных органов;
- поручений и информации, поступившей из других федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений таможни;
- информации, полученной из сети Интернет, СМИ и т.д.
Также информация о возможных нарушениях таможенного законодательства может поступать в адрес таможенных органов от различных юридических и физических лиц, от таможенных органов зарубежных
государств. Следует считать, что для отбора объектов ТК ПВТ наибольшую ценность представляет информация, поступающая от Федеральной налоговой службы России, и информация, которую предоставляют участники рыночных отношений, исходя из целей конкурентной борьбы. Однако, на сегодняшний день, поступление ин-
формации от физических или юридических лиц являются единичными случаями, а не основным источником информации [1].
Под аналитической работой подразумевается сопоставление сведений, заявленных в декларации на товары и имеющимися в сопроводительных документах, со сведениями о деятельности организации, имеющимися у таможенных органов, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов, анализа различных базах данных для определения целесообразности проведения таможенной проверки [5]. Общий алгоритм выбора объектов контроля, действующий на сегодняшний день, с проведением подготовительной и аналитической работы представлен на рис. 5 с помощью нотации графического моделирования EPC (event-driven process chain). Представленные на рис. 5 процессы осу-
Рис. 5. ТК ПВТ в нотации моделирования бизнес-процесса EPC
ществляются с использованием информационно-технического обеспечения, однако большая часть указанных действий не является технологическим процессом подготовки и предоставления различных информационных продуктов, а производится вручную конкретными должностными лицами таможенных органов.
В процессе проведения аналитической и подготовительной работы должностные лица подразделений ТК ПВТ:
- производят сбор и анализ информации об объекте контроля и перемещаемых им товарах;
- определяют место регистрации юридического лица, а также место его фактического нахождения благодаря взаимодействую с ФНС;
- запрашивают у банков информацию о действующих банковских счетах, анализируют экономические и статистические показатели, представленные Росстатом;
- рассчитывают их самостоятельно либо с помощью КПС «Статистика-1», либо вручную;
- анализируют информацию о средней рыночной стоимости ввозимых товаров, основных производителях и импортерах;
- сопоставляют данные представленные в декларациях на товары и сопроводительных документах с данными бухгалтерской отчетности, огромным рядом документов о внешнеэкономической деятельности предприятия и с иной имеющейся информацией.
Оформление результатов проведенных видов работ происходит в соответствии с действующими ведомственными актами. В данных документах отражается вся собранная и проанализированная информация, и затем делаются выводы о вероятности нарушения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и их пребывания на внутреннем рыке. После этого должностное лицо принимает решение о целесообразности проведения проверочных мероприятий в отношении данного объекта контроля [1]. Для определения целесообразности проведения таможенной проверки должностным лицом рассчитывается критерий ущерба от возможного нарушения законодательства ЕАЭС. Если такой ущерб будет составлять менее 250 тыс. руб., то таможенная проверка по данному факту будет рассматри-
ваться не в приоритетном порядке и повлечет за собой поиск нового объекта проверочных мероприятий.
Таким образом, в настоящее время проведение ТК ПВТ в ФТС России отличается от процесса проведения посттаможенного контроля, рекомендованного ВТамО, что отражается в общей тенденции неудовлетворенности бизнес-сообщества существующей системой в сравнении с другими государствами. Для повышения эффективности процессов ТК ПВТ требуется пересмотр подходов при реализации современных общепринятых методик таможенного контроля и выбора его объектов с упором на положительный опыт стран, смещению акцентов с фискальной функции на превентивную и применения законодательно-закрепленных принципов таможенного аудита [8].
Таможенной проверке предшествует аналитическая и подготовительная работа, включающая анализ значительного объема исходных документов, расчета экономических и статистических показателей, взаимодействие с различными федеральными органами исполнительной власти, что требует значительных трудовых и временных затрат, так как именно выбор объекта определяет целесообразность проведения проверочных мероприятий и эффективность распределения установленного рабочего времени должностных лиц подразделений ТК ПВТ. Исходя из состояния процессов ТК ПВТ существует потребность в модернизации системы сквозного цифрового контроля и ее функционирования в полном объеме. Процесс выбора объекта ТК ПВТ в большей степени осуществляется самостоятельно должностными лицами подразделений ТК ПВТ и требует совершенствования информационных технологий, используемых для автоматизации выбора объектов ТК ПВТ и полномасштабного использования системы управления рисками, снижения затрат трудовых и временных ресурсов - автоматизации данного процесса. Для решения указанных проблем необходимо разработать: концептуальную модель совершенствования применения информационных технологий для автоматизации выбора объектов ТК ПВТ, модель совершенствования применения информационных технологий для автоматизации выбора объектов ТК ПВТ, модель оценки влияния факторов на отклонение показателей декларирования на основе методов дисперсионного анализа.
Список литературы
1. Латыпов Р.З. Алгоритм проведения постаудита в отношении ввезенных товаров, реализуемых на внутреннем рынке Таможенного союза // Бизнес в законе. 2014. №2, С.64-67.
2. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 4. С. 96-100.
3. Афонин П.Н., Байгулова А.С. Проблемы развития законодательных основ функционирования таможен фактического контроля в условиях формирования электронных таможен и центров электронного декларирования // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10). С. 69-74.
4. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2019 год [Электронный ресурс] //Официальный сайт фТс России. URL: customs.ru.
5. Письмо ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 5.10.2018 № 1590 «Об утверждении Положения о Главном управлении таможенного контроля после выпуска товаров» [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс». URL: consultant.ru.
6. Постановление Правительства РФ от 29.09.2012 № 994 «Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: consultant.ru.
7. Приказ Федеральной таможенной службы от 7.12.2007 № 1516 «Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: consultant.ru.
8. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: consultant.ru.
9. Тукеев Д.Л., Салакова Л.Д. Перспективы использования в Евразийском экономическом союзе международного опыта по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3. № 2 (10), С. 40-44.
10. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс». URL: consultant.ru.
11. Шашкина А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров. Учебное пособие для вузов / А.Н. Шашкина. М.: Юрайт, 2017. 130 с.
12. World-burden of customs procedure [Электронный ресурс] // Index-mundi. URL: indexmundi.com.
Поступила в редакцию 31.07.2020
Сведения об авторах:
Афонин Петр Николаевич - заведующий кафедрой технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор технических наук, доцент, e-mail: [email protected].
Кузьмичева Раиса Алескеровна - студент факультета таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: [email protected].
Электронный научно-практический журнал «Бюллетень инновационных технологий» (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу [email protected]