Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ'

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

В статье проведен анализ современного состояния и проблем исполнения таможенными органами функции органа валютного контроля в Российской Федерации. Обобщены превентивные меры по предотвращению сомнительных валютных операций на ранних этапах, среди которых меры по модернизации информационно-программных средств таможенных органов (внедрено сводное электронное досье на участника внешнеэкономической деятельности, создан информационный ресурс по оценке уровня риска участника внешнеэкономической деятельности, централизация региональных баз данных валютного контроля); меры по пресечению схем незаконного вывода капитала за рубеж (противодействие сделкам по импорту товаров с завышением их цены и неисполнением встречных обязательств, экспортным сделкам с занижением стоимости товаров и переводу за рубеж средств в размере реальной стоимости экспортируемых товаров по дополнительным контрактам или в наличной форме). Основное внимание уделено развитию таможенной технологии оценки участников внешнеэкономической деятельности по уровню риска нарушения валютного законодательства, а также совершенствованию межведомственного и международного взаимодействия в сфере валютного контроля. На основании анализа современного состояния и проблем валютного контроля в Российской Федерации определены задачи таможенного администрирования в сфере противодействия сомнительным валютным операциям, механизмы реализации такого противодействия, а также основные направления совершенствования таможенного администрирования в сфере валютного контроля на ближайшую перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Давыдов Руслан Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR IMPROVING CUSTOMS ADMINISTRATION IN THE SPHERE OF EXCHANGE CONTROL

The article analyzes the current state and problems of the performance by the customs authorities of the function of the currency control body in the Russian Federation. Preventive measures to prevent dubious foreign exchange transactions at early stages are generalized, including: measures to modernize information and software tools of customs authorities (a consolidated electronic dossier has been introduced on a participant in foreign economic activity, an information resource has been created to assess the level of risk of a participant in foreign economic activity, centralization of regional databases of foreign exchange control); measures to suppress illegal capital withdrawal schemes abroad (counteracting transactions on the import of goods with an overstatement of their prices and non-fulfillment of counter obligations, export transactions with an understatement of the value of goods and transfer of funds abroad in the amount of the real value of exported goods under additional contracts or in cash). The main attention is paid to the development of customs technology for assessing foreign economic activity participants by the level of risk of violation of currency legislation, as well as improving interdepartmental and international cooperation in the field of currency control. Based on the analysis of the current state and problems of currency control in the Russian Federation, the tasks of customs administration in the field of counteracting dubious currency transactions, the mechanisms for implementing such counteraction, as well as the main directions of improving customs administration in the field of currency control in the near future are determined.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ»

таможенная деятельность customs activity

УДК 339.544.025.4 (075.8)

DOI 10.54048/20727240_2021_04_13

направления совершенствования таможенного администрирования в сфере валютного контроля

Р. В. Давыдов1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен анализ современного состояния и проблем исполнения таможенными органами функции органа валютного контроля в Российской Федерации. Обобщены превентивные меры по предотвращению сомнительных валютных операций на ранних этапах, среди которых меры по модернизации информационно-программных средств таможенных органов (внедрено сводное электронное досье на участника внешнеэкономической деятельности, создан информационный ресурс по оценке уровня риска участника внешнеэкономической деятельности, централизация региональных баз данных валютного контроля); меры по пресечению схем незаконного вывода капитала за рубеж (противодействие сделкам по импорту товаров с завышением их цены и неисполнением встречных обязательств, экспортным сделкам с занижением стоимости товаров и переводу за рубеж средств в размере реальной стоимости экспортируемых товаров по дополнительным контрактам или в наличной форме). Основное внимание уделено развитию таможенной технологии оценки участников внешнеэкономической деятельности по уровню риска нарушения валютного законодательства, а также совершенствованию межведомственного и международного взаимодействия в сфере валютного контроля. На основании анализа современного состояния и проблем валютного контроля в Российской Федерации определены задачи таможенного администрирования в сфере противодействия сомнительным валютным операциям, механизмы реализации такого противодействия, а также основные направления совершенствования таможенного администрирования в сфере валютного контроля на ближайшую перспективу.

Ключевые слова: таможенное регулирование, валютный контроль, таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, информационные технологии, межведомственное взаимодействие, Всемирная таможенная организация, сомнительные валютные операции.

directions for improving customs administration in the sphere of exchange control

R. v. Davydov1

1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the current state and problems of the performance by the customs authorities of the function of the currency control body in the Russian Federation. Preventive measures to prevent dubious

© Давыдов Р. В., 2021

foreign exchange transactions at early stages are generalized, including: measures to modernize information and software tools of customs authorities (a consolidated electronic dossier has been introduced on a participant in foreign economic activity, an information resource has been created to assess the level of risk of a participant in foreign economic activity, centralization of regional databases of foreign exchange control); measures to suppress illegal capital withdrawal schemes abroad (counteracting transactions on the import of goods with an overstatement of their prices and non-fulfillment of counter obligations, export transactions with an understatement of the value of goods and transfer of funds abroad in the amount of the real value of exported goods under additional contracts or in cash). The main attention is paid to the development of customs technology for assessing foreign economic activity participants by the level of risk of violation of currency legislation, as well as improving interdepartmental and international cooperation in the field of currency control. Based on the analysis of the current state and problems of currency control in the Russian Federation, the tasks of customs administration in the field of counteracting dubious currency transactions, the mechanisms for implementing such counteraction, as well as the main directions of improving customs administration in the field of currency control in the near future are determined.

Keywords: customs regulation, foreign exchange control, customs authorities, customs operations, customs control, information technology, interagency cooperation, World Customs Organization, dubious foreign exchange transactions.

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с действующим законодательством таможенные органы Российской Федерации (РФ) помимо таможенного контроля осуществляют 12 иных видов государственного контроля и мер регулирования. В этом ряду валютный контроль занимает особое место в силу своей глубокой взаимосвязи с таможенным контролем и дополнительными возможностями по выявлению и минимизации фискальных рисков.

Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка, в основе которого лежит обязанность резидентов соблюдать требование о репатриации денежных средств по внешнеторговым контрактам [1].

С апреля 2016 г. на Федеральную таможенную службу (ФТС России) возложены функции органа валютного контроля в отношении валютных операций, связанных с трансграничным перемещением товаров участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) [2, 3].

На начальном этапе работы при реализации данной функции основными проблемами были отсутствие правовой базы по предотвращению операций, направленных на незаконный вывод денежных средств, технологических возможностей по их своевременному выявлению, а также несовершенство механизмов обмена информацией о таких операциях с иными органами валютного контроля.

Как следствие, нарушения валютного законодательства в большинстве случаев выявлялись только после истечения контрактных сроков исполнения обязательств, что на практике приводило лишь к фиксации совершенных правонарушений и формированию значительной невзыскиваемой задолженности фирм-«одно-дневок» по уплате административных штрафов.

За прошедшие пять лет ФТС России провела масштабную работу по переориентации валютного контроля на принципы выборочности с использованием риск-ориентированного подхода.

В этих целях ФТС России изданы ведомственные правовые акты, направленные на перенос ориентиров в деятельности таможенных органов в сфере валютного контроля на следующие направления:

1) предварительное изучение участников ВЭД (принцип «Знай своего клиента»);

2) углубленный анализ внешнеторговых контрактов, выявление в них необычных, не соответствующих нормальной деловой практике условий;

3) анализ в режиме реального времени конкретных внешнеторговых операций с целью выявления подозрительных сделок (например, завышение стоимости ввозимых товаров с целью вывода капитала под видом их оплаты).

Принятые правовые акты ориентируют таможенные органы на выявление рисков противоправных действий и принятие превентивных мер по предотвращению сомнительных валютных операций на ранних этапах.

превентивные меры таможенного администрирования в сфере валютного контроля

Для реализации указанных подходов ФТС России проведена большая работа по модернизации информационно-программных средств таможенных органов:

- внедрено сводное электронное досье по всем контрактам каждого участника ВЭД;

- создан информационный ресурс, позволяющий оценить уровень риска участника ВЭД (раздел «Мониторинг валютных операций» в АИС «ЦРСВЭД»);

- осуществлена централизация региональных баз данных валютного контроля.

Проведенная работа позволила существенно повысить эффективность деятельности таможенных органов, направленной на выявление и пресечение незаконного вывода капитала за рубеж, а также перейти на качественно новый уровень взаимодействия с иными заинтересованными органами.

Особое внимание ФТС России уделяет пресечению схем вывода капитала за рубеж. Так, совместно с Банком России ликвидирована схема, связанная с переводом денежных средств на основании поддельных деклараций, представляемых в уполномоченные банки (в 2013 г. сумма выявленных нарушений в рамках данной схемы составила более 246 млрд руб.). В настоящее время такие действия участников ВЭД по поставленным на учет контрактам невозможны.

Также на базе взаимодействия с Банком России минимизировано использование схем, связанных с ввозом на территорию РФ товаров с признаками намеренного завышения цены либо с неоднократным ввозом-вывозом одних и тех же товаров (так называемая «схема-карусель»).

В результате проведения контрольно-аналитических и мониторинговых мероприятий установлено, что в настоящее время наибольший риск совершения

незаконных валютных операций на канале внешней торговли представляют сделки по импорту товаров с завышением их цены, неисполнением встречных обязательств и экспортные сделки с занижением стоимости товаров, а также сделки по переводу за рубеж средств в размере реальной стоимости экспортируемых товаров по дополнительным контрактам или в наличной форме. В 2020 г. область риска вывода капитала за рубеж фирмами-«однодневками» с использованием авансовых платежей составила около 3 млрд 780 млн долл. США.

Противодействие таким сделкам с использованием авансовых платежей осуществляется во взаимодействии с налоговыми органами на основе оценки добросовестности участника ВЭД, включая установление факта его нахождения по адресу государственной регистрации.

В случае выявления нарушений требований законодательства о государственной регистрации данные организации исключаются из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Взаимодействие с Федеральной налоговой службой (ФНС России) по данному направлению позволило в 2020 г. предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок с авансированием платежей на сумму более 1,5 млрд долл. США.

Проводимые аналитические мероприятия показывают, что в ближайшее время необходимо обеспечить информационный обмен с ФНС России о выявленных таможенными органами случаях занижения цены экспортируемых товаров (не облагаемых таможенными пошлинами) в целях незаконного вывода денежных средств за рубеж и занижения налоговой базы по налогу на прибыль. В первую очередь, это касается экспорта стратегически важных сырьевых товаров (лес и лесоматериалы, водные биологические ресурсы и т. д.).

В этом же направлении ведется работа по организации информационного взаимодействия с Банком России. На основании данных ФТС России Банк России доводит до кредитных организаций информацию о подозрительных операциях, и коммерческие банки блокируют платежи по внешнеторговым контрактам [4].

В результате такого взаимодействия объем сомнительных валютных операций с использованием деклараций на товары с завышением цены товара в два раза и более снизился с 77 млрд руб. в 2015 г. до 0,15 млрд руб. в 2020 г.

Кроме того, предотвращен незаконный вывод денежных средств в 2020 г. на сумму 21 млн долл. США, а только за первое полугодие 2021 г. - на 57 млн долл. США.

Информация о лицах, осуществляющих сомнительные валютные операции, передается ФТС России в Росфинмониторинг для организации проведения финансовых расследований (в 2020 г. направлена информация о 254 участниках ВЭД, в первом квартале 2021 г. - уже о 150 участниках ВЭД).

Перспективным направлением взаимодействия с Росфинмониторингом является обмен информацией о схемах финансовых связей, которые позволяют установить бенефициаров сомнительных сделок, а также получение по каналам подразделений финансовых разведок иностранных государств первичных документов

и информации для последующего формирования доказательной базы по административным и уголовным делам.

В 2020 г. таможенными органами возбуждено 263 уголовных дела по ст. 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) (незаконное образование юридического лица, незаконное использование документов для образования юридического лица).

В 2020 г. ФТС России и Росфинмониторингом подписана новая редакция соглашения об информационном взаимодействии [5], которая в том числе предусматривает получение от Росфинмониторинга сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом проверяемых лиц. Соглашением предусмотрена возможность осуществления информационного обмена через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ-3).

Направляемые ФТС России в Росфинмониторинг статистические сведения используются для предоставления отчетов экспертам Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Применение риск-ориентированного подхода позволяет сконцентрировать контроль на лицах, в действиях которых объективно усматриваются признаки проведения операций, направленных на незаконный вывод денежных средств за рубеж.

В 2020 г. в базе данных валютного контроля содержались сведения более чем о 550 000 участниках ВЭД, поставивших контракты на учет в уполномоченных банках. В то же время проверки проводились в отношении 3 800 участников ВЭД, что составляет только 0,7% от их количества. В первом квартале 2021 г. этот показатель сократился до 0,1%. Это свидетельствует о том, что добросовестные участники ВЭД испытывают все меньшую нагрузку со стороны таможенных органов в результате реализации ими полномочий по валютному контролю. Вместе с тем в стремлении к упрощениям и снижению нагрузки на добросовестных участников ВЭД важно не упустить из виду те компании, которые по-прежнему требуют внимания контролирующих органов.

Президент РФ В. В. Путин в послании Федеральному собранию РФ 21.04.2021 дал поручение снять с экспортеров несырьевых неэнергетических товаров все избыточные ограничения в сфере валютного контроля.

В результате с 01.07.2021 отменено требование о репатриации выручки в иностранной валюте для российских экспортеров несырьевых неэнергетических товаров.

Так, Россия продолжает продвигаться по пути либерализации валютного законодательства в отношении конкретных групп участников ВЭД.

Для решения данной задачи принят Федеральный закон от 28.06.2021 № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О валютном регулировании и валютном контроле"».

Одним из наиболее перспективных направлений совершенствования валютного контроля в рамках полномочий ФТС России в настоящее время представляется развитие системы противодействия сомнительным валютным операциям на основе риск-ориентированного подхода.

Новая редакция «Положения о Федеральной таможенной службе» от 23.04.2021 позволяет таможенным органам обеспечить реализацию полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению сомнительных операций при проведении таможенного и иных видов государственного контроля, а также по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем [6].

Помимо анализа условий конкретной внешнеторговой сделки, ФТС России стремится изучать все аспекты финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, отнесенных к высокому уровню риска нарушения валютного законодательства.

Реализация такого подхода требует дальнейшего развития таможенных технологий.

развитие таможенных технологий в сфере валютного контроля

Одним из наиболее перспективных направлений можно считать технологию оценки участников ВЭД по уровню риска нарушения валютного законодательства. Ее положения подразумевают анализ всей совокупности параметров деятельности участника ВЭД, в соответствии с которыми программное средство будет автоматически определять уровень риска нарушения данным участником ВЭД валютного законодательства на основе нескольких десятков критериев, сформированных ФТС России самостоятельно, а также полученных в рамках информационного взаимодействия из других уполномоченных органов.

Результаты такой оценки будут использоваться должностными лицами таможенных органов при проведении валютного контроля, а в перспективе и при проведении таможенного контроля.

Внедрение технологии позволит таможенным и другим надзорным органам анализировать и сопоставлять внешнеэкономическую и финансово-хозяйственную деятельность участника ВЭД с известными схемами незаконного вывода капитала, выявлять в его деятельности аномалии и отклонения на основе технологии «цифровых двойников».

В настоящее время завершается согласование данной технологии и ведется подготовка соответствующих функциональных требований, реализация которых планируется в конце 2021 г.

совершенствование межведомственного и международного взаимодействия в сфере валютного контроля

Дальнейшее совершенствование межведомственного взаимодействия является необходимым условием перехода к превентивной модели осуществления валютного контроля, нацеленной на предотвращение совершения незаконных сделок. Межведомственное взаимодействие должно осуществляться исключительно в электронном виде и содержать информацию о категорировании различными органами своих поднадзорных субъектов. При этом предполагается,

что нарушитель в одной из сфер контроля требует внимания и других контролирующих органов.

В 2021 г. достигнута принципиальная договоренность с Банком России о необходимости расширения информационного обмена в части противодействия сомнительным валютным операциям и подготовки новой редакции соглашения о взаимодействии.

Интеграция имеющихся у ФТС России сведений о рисках нарушения резидентами валютного законодательства с системой Банка России «Знай своего клиента», а также с информационными ресурсами иных органов позволит обеспечить комплексную оценку риска противоправной деятельности участников ВЭД и своевременно применять меры реагирования.

Соответствующие риски должны визуализироваться на этапе совершения таможенных операций, что позволит инспектору принять решение о мерах по минимизации данных рисков и применении дополнительных форм таможенного контроля в режиме реального времени.

Помимо внутрироссийских источников информации, необходимо развивать и международный обмен сведениями в сфере борьбы с незаконными финансовыми потоками.

В стратегических документах Всемирной таможенной организации (ВТамО), в частности Стратегическом плане ВТамО на 2019-2022 гг., а также в рекомендациях ВТамО по итогам Конференции ВТамО по тематике незаконных финансовых потоков и недостоверного декларирования при осуществлении внешнеторговых операций, состоявшейся в Бельгии (Брюссель) 23.05.2018, отмечается особая роль таможенных органов в борьбе с незаконными финансовыми потоками, которые, как правило, связаны с недостоверным декларированием товаров, о чем свидетельствуют значительные расхождения в статистике внешней торговли у ряда стран, а также выявленные случаи многократного завышения стоимости по отдельным товарам в целях незаконного вывода капитала за рубеж.

В связи с этим ВТамО в отчете об исследованиях по нелегальным финансовым потокам путем неверного выставления счетов по торговым операциям рекомендовала странам-членам:

- наделить таможенные органы необходимыми полномочиями и ресурсами для установления случаев завышения стоимости импортируемых товаров в целях вывода капитала под видом торговой деятельности;

- обеспечить доступ таможенных органов к базам данных валютных операций;

- улучшить межведомственное взаимодействие между таможенными органами, налоговыми органами, подразделениями финансовой разведки и другими ведомствами.

Результаты работы ФТС России по данному направлению получили положительную оценку со стороны представителей ВТамО на международных конференциях, а также экспертов ФАТФ в ходе четвертого раунда взаимных оценок российской системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

В соответствии с 40-й рекомендацией ФАТФ страны-участницы должны оказывать взаимную правовую помощь в максимально возможном объеме. Для этого необходима современная правовая база, в том числе соответствующие договоры, соглашения и иные механизмы для организации и расширения сотрудничества [7].

С учетом действующих международных стандартов ФТС России был подготовлен проект типового соглашения в области противодействия сомнительным финансовым операциям [8].

Проекты соответствующих соглашений были направлены в 42 иностранных государства, ряд стран выразили готовность их подписать.

Данная работа ведется на постоянной основе в рамках двусторонних встреч с таможенными администрациями. В то же время таможенные и иные уполномоченные органы ряда стран не выразили заинтересованности в заключении таких соглашений по различным основаниям, среди которых: отсутствие полномочий у таможенных органов по противодействию сомнительным сделкам; дублирование компетенции с подразделениями финансовой разведки; необходимость наднационального согласования.

С учетом того, что в торговле с некоторыми из этих стран фиксируются значительные объемы сомнительных валютных операций (например, Китай, Гонконг, Нидерланды), вопрос о заключении соглашений с ними необходимо выносить на межправительственный уровень. Так, сумма выявленных ФТС России сомнительных валютных операций в торговле с Китаем, Гонконгом и Нидерландами в 2016-2020 гг. составила более 135 млн долл. США.

заключение

Анализ результатов проведенного исследования позволяет определить задачи таможенного администрирования в сфере валютного контроля в РФ. Задача противодействия сомнительным валютным операциям нашла отражение в документах стратегического планирования ФТС России. Целевым ориентиром ФТС России, зафиксированным в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [9], является принятие комплекса мер, направленных на минимизацию рисков использования недобросовестными участниками ВЭД различных схем осуществления сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств из РФ, в том числе в сфере цифровых финансовых активов.

Задача совершенствования механизма противодействия фиктивной внешнеторговой деятельности с использованием фирм-«однодневок» включена в публичные декларации целей и задач ФТС России на 2020 г. и 2021 г. [10]. Введен соответствующий показатель «Снижение доли участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных ФТС России к высокому уровню риска проведения незаконных валютных операций», выполнение которого в 2020 г. составило 5,64% при целевом ориентире 5%. При этом на 2021 г. целевой ориентир составляет 1%.

В сфере валютного контроля, как, впрочем, и по другим направлениям деятельности ФТС России, необходимо обеспечить баланс интересов государства и бизнеса. Эта работа проводится совместно с Министерством финансов РФ, Центробанком, ФНС России, Росфинмониторингом и с бизнес-сообществом, которое в последнее время все более активно отстаивает свои интересы как на площадках, созданных на базе ФТС России (Общественный совет при ФТС России, Экспертно-консультативный совет по реализации таможенной политики при ФТС России), так и на межведомственном и даже на правительственном уровне.

Анализ современного состояния таможенного регулирования валютного контроля в РФ и проблем противодействия сомнительным валютным операциям показал, что к основным направлениям совершенствования таможенного администрирования в сфере валютного контроля на ближайшую перспективу следует отнести:

- актуализацию действующей правовой базы в сфере противодействия сомнительным валютным операциям;

- разработку и внедрение технологии категорирования участников ВЭД по уровню риска нарушения ими валютного законодательства на основе информации, полученной в результате межведомственного и международного взаимодействия;

- совершенствование взаимодействия функциональных и правоохранительных подразделений таможенных органов с целью повышения результативности административного и уголовного преследования лиц, действительно являющихся нарушителями валютного и таможенного законодательства.

При этом валютный контроль должен строиться на принципах:

- выборочности и целенаправленности;

- использования механизмов искусственного интеллекта для автоматизированной обработки «больших данных», получаемых из информационных систем таможенных органов, от ведомств-партнеров (Центробанк, ФНС России, Рос-финмониторинг), а также открытых источников и коммерческих баз данных;

- увязки валютного контроля и его результатов с результатами таможенного контроля, в том числе с использованием технологии «цифровых двойников».

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

3. Постановление Правительства РФ от 13.04.2016 № 300 (ред. от 23.04.2021) «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

4. Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов», утвержденные Банком России 05.05.2015 № 12-МР.

5. Соглашение об информационном взаимодействии между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 28.01.2021 № 01-69/0001/1-СГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

7. Методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ, 2013. С. 91-94.

8. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 870-р «О типовом проекте Соглашения между ФТС России и таможенной службой государства, не являющегося членом ЕАЭС, по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций».

9. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda.

10. Публичные декларации целей и задач ФТС России на 2020 г. и 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2021-03/03/2021.pdf.

REFERENCES

1. FederaVny^j zakon ot 10.12.2003 no. 173-FZ "O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole" [Federal Law dated December 10, 2003 no. 173-FZ "On Currency Regulation and Currency Control"]. (In Russ.).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 02.02.2016 no. 41 "O nekotorysx voprosax gosudarstvennogo kontrolya i nadzora v finansovo-byudzhetnoj sfere" [Decree of the President of the Russian Federation dated February 2, 2016 no. 41 "On some issues of state control and supervision in the financial and budgetary sphere"]. (In Russ.).

3. Postanovlenie PraviteVstva RF ot 13.04.2016 no. 300 (red. ot 23.04.2021) "Ob izmenenii i prizna-nii utrativshimi silu nekotorysx aktov PraviteVstva RossijskojFederacii" [Decree of the Government of the Russian Federation dated April 13, 2016, no. 300 "On the amendment and invalidation of certain acts of the Government of the Russian Federation"]. (In Russ.).

4. Metodicheskie rekomendatsii o povyshenii vnimaniia kreditnykh organizatsii k otdel'nym operatsi-iam klientov, utverzhdennye Bankom Rossii 05.05.2015 no. 12-MR [Methodological recommendations on increasing the attention of credit institutions to certain clients' operations, approved by the Bank of Russia on May 5, 2015 no. 12-MR]. (In Russ.).

5. Soglashenie ob informatsionnom vzaimodeistvii mezhdu Federal'noi tamozhennoi sluzhboi i Federal'noi sluzhboi po finansovomu monitoring ot 28.01.2021 no. 01-69/0001/1-SG [Agreement on information interaction between the Federal Customs Service and the Federal Service for Financial Monitoring dated January 28, 2021 no. 01-69 / 0001/1-СГ]. (In Russ.).

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.04.2021 no. 636 "Ob utverzhdenii polozheniia o Federal'noi tamozhennoi sluzhbe, vnesenii izmenenii v polozhenie o Ministerstve finansov Rossiiskoi Federatsii i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov i otdel'nykh polozhenii nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii' [Decree of the Government of the Russian Federation dated April 23, 2021 no. 636 "On approval of the regulation on the Federal Customs Service, amendments to the regulation on the Ministry of Finance of the Russian Federation and invalidation of some acts and certain provisions of some acts of the Government of the Russian Federation"]. (In Russ.).

7. Metodologiia otsenki tekhnicheskogo sootvetstviia rekomendatsiiam FATF i effektivnosti sistem POD/FT, 2013. S. 91-94 [Methodology for assessing technical compliance with the FATF recommendations and the effectiveness of AML / CFT systems, 2013, pp. 91-94]. (In Russ.).

8. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 05.05.2017 no. 870-r "O tipovom proekte Soglasheniya mezhdu FTS Rossii i tamozhennoj sluzhboj gosudarstva, ne yavlyayushhegosya chlenom EAE'S, po predu-prezhdeniyu, vy^yavleniyu i presecheniyu soversheniya uchastnikami vneshnee^konomicheskoj

deyateVnosti somniteVnysx finansovy^x operacij" [Order of the Government of the Russian Federation dated May 5, 2017 no. 870-r "On a model draft Agreement between the Federal Customs Service of Russia and the Customs Service of a Non-EAEU member State on the prevention, detection and suppression of dubious financial transactions by participants in foreign economic activity"]. (In Russ.).

9. Strategiya razvitiya tamozhennoj sluzhby" Rossijskoj Federacii do 2030 goda [Elektronnyi resurs] [Development strategy of the customs service of the Russian Federation until 2030]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda. (In Russ.).

10. Publichnye deklaratsii tselei i zadach FTS Rossii na 2020 i 2021 gody [Elektronnyi resurs] [Public declarations of the goals and objectives of the Federal Customs Service of Russia for 2020 and 2021]. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_file/2021-03/03/2021.pdf. (In Russ.).

информация об авторе

Давыдов Руслан Валентинович - генерал-полковник таможенной службы, первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, Российская Федерация, 121087, Москва, Новозаводская ул., 11/5, e-mail: [email protected], тел.: 8 (499) 449-72-28.

information about the author

Davydov Ruslan V. - Colonel General of the Customs Service, First Deputy Head of the Federal Customs Service, 11/5 Novozavodskaya st., Moscow 121087, Russian Federation, e-mail: [email protected], tel.: 8 (499) 449-72-28.

конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. conflicts of interests

The author declares that there is no conflict of interest regarding the publication of this article. для цитирования

Давыдов Р. В. Направления совершенствования таможенного администрирования в сфере валютного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 4. С. 1323.

For citation

Davydov R. V. Directions for Improving Customs Administration in the Sphere of Exchange Control. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2021, no. 4, pp. 13-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.