Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1132
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
валютный контроль / валютные операции / незаконное перемещение наличной валюты и денежных инструментов / эффективность системы валютного контроля / агенты валютного контроля / таможенные органы / currency control / currency transactions / illegal movement of cash currency and monetary instruments / effectiveness of the currency control system / currency control agents / customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.В. Алексеева, С.Х. Габдуллина

Актуальность анализа деятельности ФТС как органа валютного контроля обусловлена тем, что в условиях функционирования ЕАЭС увеличивается оборот ценных бумаг, количество валютных операций, что определяет приоритетные направления работы таможенных органов на соблюдение валютного законодательства. Быстрое изменение экономической ситуации в стране, во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, отсутствие практического опыта решения возникающих проблем вызывают пристальное внимание общества, направленное на реализацию государством стабильной валютной политики и валютного контроля. В статье рассмотрена деятельность ФТС Российской Федерации как органа валютного контроля за 2018-2020 годы, сделаны выводы о самых распространенных нарушениях валютного законодательства Российской Федерации, а также представлены некоторые проблемы таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE FCS OF RUSSIA AS A FOREIGN EXCHANGE CONTROL AUTHORITY: IMPLEMENTATION PRACTICE AND PROBLEMS

The relevance of the analysis of the activities of the FCS as a currency control body is due to the fact that in the context of the functioning of the EAEU, the turnover of securities and the number of currency transactions are increasing, which determines the priority areas of the work of customs authorities to comply with currency legislation. The rapid change in the economic situation in the country, in foreign trade and monetary and financial relations with foreign countries, and the lack of practical experience in solving emerging problems cause close attention of society aimed at implementing a stable currency policy and currency control by the state. The article examines the activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation as a currency control body for 2018-2020, draws conclusions about the most common violations of the currency legislation of the Russian Federation, and also presents some problems of customs authorities in the system of currency regulation and control.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11090

Е.В. Алексеева - к.э.н., доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, katkat@yandex.ru,

E. V. Alekseeva - candidate of economic Sciences, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

С.Х. Габдуллина - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, GabdullinaSK@studklg.ru,

S. H. Gabdullina - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФТС РОССИИ КАК ОРГАНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ: ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ACTIVITIES OF THE FCS OF RUSSIA AS A FOREIGN EXCHANGE CONTROL AUTHORITY: IMPLEMENTATION PRACTICE AND PROBLEMS

Аннотация: Актуальность анализа деятельности ФТС как органа валютного контроля обусловлена тем, что в условиях функционирования ЕАЭС увеличивается оборот ценных бумаг, количество валютных операций, что определяет приоритетные направления работы таможенных органов на соблюдение валютного законодательства. Быстрое изменение экономической ситуации в стране, во внешнеторговых и валютно-финансовых отношениях с иностранными государствами, отсутствие практического опыта решения возникающих проблем вызывают пристальное внимание общества, направленное на реализацию государством стабильной валютной политики и валютного контроля. В статье рассмотрена деятельность ФТС Российской Федерации как органа валютного контроля за 2018-2020 годы, сделаны выводы о самых распространенных нарушениях валютного законодательства Российской Федерации, а также представлены некоторые проблемы таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля.

Abstract: The relevance of the analysis of the activities of the FCS as a currency control body is due to the fact that in the context of the functioning of the EAEU, the turnover of securities and the number of currency transactions are increasing, which determines the priority areas of the work of customs authorities to comply with currency legislation. The rapid change in the economic situation in the country, in foreign trade and monetary and financial relations with foreign countries, and the lack of practical experience in solving emerging problems cause close attention of society aimed at implementing a stable currency policy and currency control by the state. The article examines the activities of the Federal Customs Service of the Russian Federation as a currency control body for 2018-2020, draws conclusions about the most common violations of the currency legislation of the Russian Federation, and also presents some problems of customs authorities in the system of currency regulation and control.

Ключевые слова: валютный контроль, валютные операции, незаконное перемещение наличной валюты и денежных инструментов, эффективность системы валютного контроля, агенты валютного контроля, таможенные органы.

Keywords: currency control, currency transactions, illegal movement of cash currency and monetary instruments, effectiveness of the currency control system, currency control agents, customs authorities.

За последние годы в структуре органов и агентов валютного контроля произошли значительные изменения, связанные не только с распределением полномочий, но и с изменениями в самом порядке проведения валютных операций, представления форм учета и отчетности. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» исключено дублирование функций по проведению валютного контроля ФТС России и ФНС России за валютными операциями резидентов. За ФТС России как за органом валютного контроля закреплены полномочия по осуществлению контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом таких товаров из Российской Федерации.

В связи с наделением ФТС России функцией органа валютного контроля на должностных лиц отделов валютного контроля таможен дополнительно возложены следующие обязанности в рамках административного производства по делам об административных правонарушениях: подготовка проектов процессуальных документов на стадии рассмотрения и постановлений по делам об административных правонарушениях, контроль даты вступления постановлений в законную силу, передача вступивших в законную силу постановлений должностным лицам таможни, ответственным за их исполнение и сдачу дел в архив.

При этом основные направления валютного контроля, осуществляемые ФТС России, не изменились. К ним относятся:

- контроль сроков репатриации валюты Российской Федерации и иностранной валюты;

- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления и переоформления (в случае внесения изменения) документов учета в срок (уникальный номер контракта);

- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления документов отчетности в срок (СПД);

- контроль перемещения иностранной валюты через таможенную границу Союза (единственное направление валютного контроля, унифицированное на уровне Союза).

ФТС России в рамках осуществления функции органа валютного контроля проводит работу, направленную на повышение эффективности предотвращения и пресечения совершения участниками ВЭД сомнительных финансовых операций, на основе субъектно-ориентированного подхода с использованием СУР и инструментов межведомственного информационного взаимодействия (Банк России, ФНС России, Росфинмониторинг). В 2020 году количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ, проводимых таможенными органами, уменьшилось по сравнению с 2018-2019 годами, что обусловлено приостановлением в период с 21 мая по 30 июня 2020 года инициирования и проведения таможенными и налоговыми органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, отменой требования о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами в рублях совершенствованием процедуры предпроверочного анализа деятельности участников ВЭД в целях минимизации количества нерезультативных проверок.

Таблица 1 - Оценка результатов, проводимых ФТС России как органа валютного контроля мероприятий за период 2018-2020 гг.

Показатель 2018 2019 2020 2020 г. в % к

2018 2019

Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства РФ 10600 10000 6000 56,6 60,0

Возбуждено дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ 13800 14500 8000 57,9 55,1

Сумма незаконных валютных операций, регламентируемых ст. 15.25 КоАП РФ (млрд. руб.) 207 86 35 16,9 40,7

По результатам проведенных проверок должностные лица таможенных органов вправе возбуждать дела об административных правонарушениях или уголовные дела в случае обнаружения при осуществлении контроля валютных операций достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства, совершенных на территории Российской Федерации. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ уменьшилось за анализируемый период, так же и сумма незаконных валютных операций, регламентируемых ст. 15.25 КоАП РФ. Это говорит о том, что таможенными органами проводится эффективная работа по пресечению и выявлению совершения участниками ВЭД сомнительных операций.

При обнаружении признаков преступления таможенные органы возбуждают уголовное дело и осуществляют неотложные следственные действия, а затем предоставляют его в прокуратуру для дальнейшего расследования и направления в суд. Деяния, предусмотренные данными статьями, признаются совершенными в крупном размере, если сумма невозвращённых денежных средств превышает 9 млн руб., а в особо крупном размере - 45 млн руб.

Таблица 2 - Динамика нарушений, выявленных в сфере валютного контроля в 2018-2020 гг.

Нарушения 2018 2019 2020 2020 г.в % к

2018 2019

ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» 246 190 70 28,4 36,8

ст. 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» 171 194 171 100,0 88,1

ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» 90 72 72 80,0 100,0

Самыми распространёнными способами запрещённого оттока денежных средств из Российской Федерации, которые выявлены таможенными органами являются:

- скрытие экспортной валютной выручки, в том числе с использованием (притворных) сделок;

- завышена стоимость импортных контрактов;

- путём замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами (в ценных бумагах) происходит уклонение от обязанности по репатриации (реинвестированию) валютной выручки в РФ;

- при бартере с оценочной стоимостью вывозимых и ввозимых товаров осуществляются манипуляции в рамках одного контракта;

- противоправное перемещение наличных валют и валютных ценностей.

В целях противодействия сомнительным финансовым операциям ФТС России на регулярной основе передает в Банк России информацию о ДТ с признаками недостоверности сведений о цене товара для блокировки банками сомнительных валютных операций. Эффективность данного взаимодействия подтверждается существенным снижением объема валютных операций с использованием ДТ. По информации Банка России, данный объем, по предварительным оценкам, снизился с 77 млрд рублей в 2015 году до 0,15 млрд рублей в 2020 году (0,18 млрд рублей в 2019 году).

Для обеспечения исключения из Единого государственного реестра юридических лиц номинальных юридических лиц таможенные органы передают в налоговые органы информацию о признаках недостоверности сведений, включенных в реестр, либо их образовании через подставных физических лиц. В 2020 году ФТС России направлена в ФНС России информация в отношении 787 юридических лиц, обладающих данным признаком, при этом на основании информации таможенных органов налоговыми органами исключено из ЕГРЮЛ 249 юридических лиц и внесены записи о недостоверности регистрационных данных в отношении 270 организаций.

В целом за период 2018-2020 гг. исключение фирм-однодневок из ЕГРЮЛ по инициативе таможенных органов позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 4 млрд долларов США (более 265 млрд рублей), из них в 2020 году - на сумму более 1,5 млрд долларов США (более 108 млрд рублей), в 2019 году - на сумму более 2,26 млрд долларов США (более 146 млрд рублей).

ФТС России принимала активное участие в подготовке ряда федеральных законов, положениями которых в валютное законодательство Российской Федерации внесены существенные изменения: расширены возможности участников ВЭД при проведении валютных операций, смягчены меры административной и уголовной ответственности. Федеральным законом от 20 июля 2020 г. № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» были внесены существенные поправки в КоАП РФ в части ответственности за валютные правонарушения:

- изменены нормы ответственности за нерепатриацию валютной выручки;

- смягчена ответственность участников ВЭД за просрочку представления форм учета и отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов;

- нормы об административной ответственности распространены на счета резидентов в зарубежных организациях финансового рынка.

Вводится институт профессиональных участников ВЭД, для которых предусмотрены дополнительные преференции, в частности, наличие статуса профессионального участника ВЭД может снизить риск привлечения к ответственности за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам.

ФТС России проведены мероприятия, направленные на обеспечение автоматизации процедур валютного контроля, предусматривающих направление запросов резиденту о представлении подтверждающих документов (копий документов) и информации с использованием информационной системы «Одно окно» в сфере внешнеторговой деятельности», созданной АО «Российский экспортный центр».

В рамках дальнейшей автоматизации процессов взаимодействия с бизнес сообществом проведена доработка информационного сервиса «Валютный контроль» Личного кабинета, в рамках которого заинтересованные участники ВЭД могут получать информацию, имеющуюся в распоряжении таможенных органов:

- о наличии сведений о поставленных на учет уполномоченными банками внешнеторговых контрактах с присвоением уникальных номеров;

- о наличии сведений о поставленном на учет в банке договоре/контракте и сведений о ДТ, направленных ФТС России в уполномоченные банки;

- о рисках нарушения порядка ведения учета и отчетности по валютным операциям и фактах нарушения валютного законодательства.

В 2020 году в Личном кабинете реализована возможность получения участником ВЭД информации о проведенных в отношении него проверочных мероприятиях по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также о вынесенных таможенными органами предписаниях таможенных органов об устранении выявленных нарушений.

При проведении проверок соблюдения резидентами требований валютного законодательства Российской Федерации ФТС России сталкивается с рядом проблем. В настоящее время трудность представляет контроль соблюдения требований валютного законодательства по операциям, совершенным через фирмы-однодневки. Наиболее сложно выявить фирму-однодневку, в том случае если эта фирма является двойником какой-либо действующей организации. Сложность заключается в том, что такие фирмы-однодневки копируют не только адрес и название действующих юридических фирм, но и регистрируются в тех же банках. Такие фирмы являются не только фирмами-однодневками, но и служат площадками для отмывания денег.

Заключение сделок фирмами-однодневками с поставщиками, являющимися резидентами стран ЕАЭС -одна из схем перевода денежных средств за границу. Валютные операции по таким сделкам подлежат валютному контролю, однако декларирование товаров не осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Следовательно, отсутствует обязанность предъявлять товар таможенному органу. В этом случае при использовании авансовых платежей факт движения товара на ту же сумму никак не проверяется со стороны государства, и в банк можно представить подписанные акты приемки-передачи товара. В настоящее вре-

мя в целях противодействия описанной выше проблеме разработаны профили рисков, направленные на обнаружение фактов ввоза товаров участниками внешнеэкономической деятельности, операции которых обладают признаками сомнительных, завышения стоимости, ввозимых в Российскую Федерацию товаров, а также на выявление и анализ случаев перемещения товаров организациями, возможно причастными к незаконному выводу капитала из страны.

ФТС России совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие в целях выявления таких фирм. Разработаны профили риска, в соответствии с которыми выявляются товары, ввозимые в Российскую Федерацию (на условиях авансовых платежей) по намеренно завышенным ценам. При выявлении признаков такого вывода капитала банки могут отказать в переводе денежных средств в счет оплаты по мнимым сделкам на основании информации таможенных органов.

Таким образом, несмотря на эффективность работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений валютного законодательства, следует продолжать такое направление валютного контроля, как предотвращение незаконного вывода денежных средств за пределы Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделять сделкам с резидентами стран - членов ЕАЭС, так как в таких сделках обязанность по декларированию товаров не наступает, а в банк можно представить подписанные акты приемки-передачи товара без его фактического перемещения.

Источники

1. Указ Президента РФ от 02.02.2016 N 41 (ред. от 15.05.2018) «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» // Собрание законодательства РФ, 08.02.2016, N 6, ст. 831.

2. Постановление Правительства РФ от 04.07.2019 N 858 «Об изменении и признании утратившими силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2019, N 28, ст. 3782.

3. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (ред. от 07.11.2020) «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов», «Перечнем видов экономической деятельности для целей применения подпункта «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 409»)// Собрание законодательства РФ, 13.04.2020, N 15 (часть IV), ст. 2267.

4. Федеральный закон от 02.08.2019 N 265-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» // Собрание законодательства РФ, 05.08.2019, N 31, ст. 4424.

5. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности//Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6. С. 18-21.

6. Алексеева Е.В., Петухова В.В. Перспективы развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). С. 20-23.

7. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Корзанова А.В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, как составная часть экономической безопасности//Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 73-78.

8. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Russian Economic Bulletin. - 2020. -Т. 3. №2. - С. 177-181.

9. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля//Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.

10. Тимохин А.Ю., Дорожкина Т.В. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. Т. 3. № 5. С. 89-92.

11. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/176084. References

1. The decree of the President of the Russian Federation dated 02.02.2016 N 41 (edition of 15.05.2018) "On some issues of state control and supervision in the financial and budgetary sphere" // meeting of the legislation of the Russian Federation, 08.02.2016, N. 6, p. 831.

2. The resolution of the RF Government dated 04.07.2019 N 858 "About the change and annulment of the provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation" // meeting of the legislation of the Russian Federation, 15.07.2019, N 28, art. 3782.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of 02.04.2020 N 409 (ed. of 07.11.2020) "On measures to ensure sustainable development of the economy" (together with "Rules for granting deferral (installment) payments for taxes, advance payments for taxes and insurance premiums", "List of types of economic activity for the purposes of applying subparagraph" d "of paragraph 1 of the resolution of the Government of the Russian Federation of April 2, 2020 N 409") / / Collection of Legislation of the Russian Federation, 13.04.2020, N 15 (Part IV), Article 2267.

4. Federal Law No. 265-FZ of 02.08.2019 (as amended on 02.12.2019) "On Amendments to the Federal Law" On Currency Regulation and Currency Control "regarding the liberalization of restrictions on foreign exchange Transactions by Residents using accounts (deposits) opened in banks Located outside the territory of the Russian Federation and the repatriation of Funds"// Sobranie zakonodatelstva RF, 05.08.2019, No. 31, Article 4424.

5. Alekseeva E. V., Akhmedzyanov R. R., Kondrashova I. V. Some problems of digitalization of interaction of customs authorities with participants of foreign economic activity. 2019. Vol. 2. no. 6. p. 18-21.

6. Alekseeva E. V., Petukhova V. V. Prospects for the development of customs authorities ' activities in the system of currency regulation and control // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 6 (41). pp. 20-23.

7. Gomon I. V., Akhmedzyanov R. R., Korzanova A.V. Currency control carried out by customs authorities as an integral part of economic security//Economics and Entrepreneurship. 2016. No. 12-3 (77). pp. 73-78.

8. Miguel A. A., Shulikova M. A. Improving currency control in the system of countering the legalization (laundering) of criminal income and the financing of terrorism in Russia. - 2020. - Vol. 3. No. 2. - p. 177-181.

9. Petrushina O. M., Neparko M. V., Guzha V. O. Performance indicators of currency regulation and currency control bod-ies//Bulletin of the Kaluga University. 2019. No. 2. pp. 73-77.

10. Timokhin A. Yu., Dorozhkina T. V. Assistance of the Federal Customs Service of Russia to the development of the regulatory framework for the implementation of currency control // Economics and Business: Theory and practice. 2019. Vol. 3. No. 5. pp. 89-92.

11. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii/document/176084.

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11091

И.В. Ариничева - д.б.н., профессор кафедры высшей математики, Кубанский государственный аграрный университет, (loukianova7@mail.ru),

I.V. Arinicheva - Dr. Biol. sciences, Professor of the Department of Higher Mathematics, Kuban State Agrarian University;

И.В. Ариничев - к.э.н, доцент кафедры теоретической экономики, Кубанский государственный аграрный университет,

I.V. Arinichev - Ph.D. econom. Sci., Associate Professor of the Department of Theoretical Economics, Kuban State University;

В.Г. Коломеец - бакалавр, студент, Кубанский государственный аграрный университет, (iarinichev@gmail.com),

Kolomeets V.G., bachelor, student, Kuban State Agrarian University.

ЗОЛОТО КАК ХЕДЖИРУЮЩИЙ ИНСТРУМЕНТ GOLD AS A HEDGING INSTRUMENT

Аннотация. В периоды нестабильности инвесторы предпочитают владеть золотыми активами, а не какими-либо другими. В данной статьей мы рассмотрели основные драйверы, способные оказать влияние на темпы инфляции, рассмотрели золото в качестве основного хеджирующего инструмента. Определили лучшую альтернативу для хеджирования стоимости активов от высоких темпов инфляции. Чтобы избежать потерь в связи с нестабильной политической, финансовой и экономической ситуацией инвестору необходимо воспользоваться фьючерсным контрактом на золото. Фьючерсный контракт на золото - это уникальный финансовый инструмент, который обеспечивает всем желающим лицам доступ на рынок золота. Фактически это лучший способ торговли золотом по мировым ценам, доступная и удобная альтернатива традиционным инвестициям в золото, таким как слитки, монеты, акции золотодобывающих предприятий и обезличенные металлические счета.

Abstract. During times of instability, investors prefer to own gold assets over any other. In this article, we examined the main drivers that can affect the rate of inflation, and considered gold as the main hedging instrument. We have identified the best alternative for hedging asset values against high inflation. To avoid losses due to the unstable political, financial and economic situation, the investor needs to use a gold futures contract. A futures contract for gold is a unique financial instrument that provides everyone with access to the gold market. In fact, it is the best way to trade gold at world prices, an affordable and convenient alternative to traditional gold investments such as bullion, coins, gold stocks and anonymous metal accounts.

Ключевые слова: инфляция, золото, хеджирование, фондовый рынок, распределение активов. Keywords: inflation, gold, hedging, stock market, asset allocation.

Золото, как всемирная мера стоимости всегда использовалась инвесторами для хеджирования собственных рисков. Наиболее яркими примерами являются 1980 и 2008 гг. В оба эти периода мировая экономика вступала в период рецессии, что являлось причиной нестабильности на мировых рынках и ухода инвесторов в безрисковые активы. Однако в 1980 году рецессия продолжалась достаточно непродолжительный период времени, и инвесторы быстро покинули рынок золота, после того как цены на металл поставили исторический максимум в 850 руб. за унцию. Кризис, который привел к новому историческому максимуму цен на золото в 2009 году (1093 руб.), закончился не так быстро, как ожидало большинство инвесторов, и сейчас ни у кого не остается сомнений, что повальный спрос на желтый металл приведет к установлению очередного максимума цен на него [1].

Программы стимулирования экономики за счет количественного смягчения, предпринятые в развитых странах за последний год в связи с пандемией, создают мощный фундамент для возникновения инфляции. Сегодня на рынке наблюдается множество факторов, способных разогнать инфляцию до существенного уровня, поэтому нам следует понять, как снизить этот потенциальный риск для инвестиционных портфелей. Традици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.