Научная статья на тему 'Практика осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации'

Практика осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6101
789
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПАТРИАЦИЯ / ЕАЭС / ФИРМЫ-ОДНОДНЕВКИ / ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ФТС РОССИИ / REPATRIATION / EAEU / ONE-DAY FIRMS / CURRENCY TRANSACTIONS / THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агапова А.В., Максимова Т.Г., Антипов А.А.

В статье рассмотрены направления валютного контроля, осуществляемого ФТС России. Представлен анализ изменения функций и полномочий, имеющихся у ФТС России по осуществлению такого контроля в связи с передачей этой службе функций органа валютного контроля, а также с принятием изменений в Федеральный закон от 10 декабря2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Проанализированы результаты проверок соблюдения валютного законодательства, проведенных ФТС России за период с 2010 по2017 г. Сделаны выводы о структуре нарушений валютного законодательства за период 2014-2017 гг., об изменении в2016 г. тенденции преобладания нарушений, связанных с невыполнением обязанности резидента по репатриации валюты Российской Федерации или иностранной валюты над нарушениями, связанными с несоблюдением порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Рассмотрены изменения законодательства по валютному контролю в части представления документов учета и отчетности. Выявлены проблемы таможенных органов, возникающие при проведении валютного контроля, в частности, проблемы существования фирм-однодневок, а также рассмотрены направления деятельности ФТС России, способствующие предотвращению деятельности фирм-однодневок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF CURRENCY CONTROL CARRIED OUT BY CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the direction of currency control carried out by the FCS of Russia. The authors analyzed the directions of the currency control carried out by the FCS of Russia. The article presents an analysis of changes of the functions and powers that the FCS of Russia has in exercising such control in connection with the transfer of functions of the currency control authority to this service, as well as with the adoption of changes to the Federal Law 173-FZ, dated 10 Dec. 2003, «On Currency Regulation and Currency control». The results of checks of compliance with currency legislation conducted by the FCS of Russia for the period from 2010 to 2017 were analyzed. Conclusions about the structure of violations of currency legislation for the period 2014-2017 were made. It was concluded about the change in 2016 of the trend of the predominance of violations related to the failure by the resident of the duty to repatriate the currency of theRussian Federationor foreign currency over the violations related to non-compliance with the procedure for submission of forms of accounting and reporting on currency transactions. The analysis of changes in legislation on currency control in the submission of forms of accounting and reporting was carried out. The problems of the customs authorities arising during the currency control, particularly the problems of the existence of oneday firms, were identified, the areas of activity of the FCS of Russia that promote prevent the activities of one-day firms were examined.

Текст научной работы на тему «Практика осуществления валютного контроля таможенными органами Российской Федерации»

ТАМОЖЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2410-7395-2018-4-121-135

П Р А К Т И К А О С У Щ Е С Т В Л Е Н И Я В А Л Ю Т Н О Г О К О Н Т Р О Л Я Т А М О Ж Е Н Н Ы М И О Р Г А Н А М И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

А. В. Агапова Т. Г. Максимова А. А. Антипов

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Санкт-Петербург, Россия

В статье рассмотрены направления валютного контроля, осуществляемого ФТС России. Представлен анализ изменения функций и полномочий, имеющихся у ФТС России по осуществлению такого контроля в связи с передачей этой службе функций органа валютного контроля, а также с принятием изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Проанализированы результаты проверок соблюдения валютного законодательства, проведенных ФТС России за период с 2010 по 2017 г. Сделаны выводы о структуре нарушений валютного законодательства за период 2014-2017 гг., об изменении в 2016 г. тенденции преобладания нарушений, связанных с невыполнением обязанности резидента по репатриации валюты Российской Федерации или иностранной валюты над нарушениями, связанными с несоблюдением порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Рассмотрены изменения законодательства по валютному контролю в части представления документов учета и отчетности. Выявлены проблемы таможенных органов, возникающие при проведении валютного контроля, в частности, проблемы существования фирм-однодневок, а также рассмотрены направления деятельности ФТС России, способствующие предотвращению деятельности фирм-однодневок.

Ключевые слова: репатриация, ЕАЭС, фирмы-однодневки, валютные операции, ФТС России.

P R A C T I C E O F C U R R E N C Y C O N T R O L C A R R I E D O U T B Y C U S T O M S A U T H O R I T I E S O F T H E R U S S I A N F E D E R A T I O N

Anna V. Agapova Tat'yana G. Maximova Anton A. Antipov

Saint Petersburg National Research University of Information Technologies,

Mechanics and Optics, Saint-Petersburg, Russia

The article deals with the direction of currency control carried out by the FCS of Russia. The authors analyzed the directions of the currency control carried out by the FCS of Russia. The

article presents an analysis of changes of the functions and powers that the FCS of Russia has in exercising such control in connection with the transfer of functions of the currency control authority to this service, as well as with the adoption of changes to the Federal Law 173-FZ, dated 10 Dec. 2003, «On Currency Regulation and Currency control». The results of checks of compliance with currency legislation conducted by the FCS of Russia for the period from 2010 to 2017 were analyzed. Conclusions about the structure of violations of currency legislation for the period 2014-2017 were made. It was concluded about the change in 2016 of the trend of the predominance of violations related to the failure by the resident of the duty to repatriate the currency of the Russian Federation or foreign currency over the violations related to non-compliance with the procedure for submission of forms of accounting and reporting on currency transactions. The analysis of changes in legislation on currency control in the submission of forms of accounting and reporting was carried out. The problems of the customs authorities arising during the currency control, particularly the problems of the existence of one-day firms, were identified, the areas of activity of the FCS of Russia that promote prevent the activities of one-day firms were examined.

Keywords: repatriation, EAEU, one-day firms, currency transactions, the Federal Customs Service of Russia.

Направления валютного контроля, осуществляемого ФТС России

Известно, что за последние годы в структуре органов и агентов валютного контроля произошли значительные изменения, связанные не только с распределением полномочий, но и с изменениями в самом порядке проведения валютных операций, представления форм учета и отчетности1.

В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» исключено дублирование функций по проведению валютного контроля ФТС России и ФНС России за валютными операциями резидентов.

За ФТС России как за органом валютного контроля закреплены полномочия по осуществлению контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.

В связи с наделением ФТС России функцией органа валютного контроля на должностных лиц отделов валютного контроля таможен дополнительно возложены следующие обязанности в рамках административного производства по делам об административных правонарушениях: подготовка проектов процессуальных документов на стадии рассмотрения

1 Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 г. № 300 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

и постановлений по делам об административных правонарушениях, контроль даты вступления постановлений в законную силу, передача вступивших в законную силу постановлений должностным лицам таможни, ответственным за их исполнение и сдачу дел в архив.

При этом основные направления валютного контроля, осуществяе-мые ФТС России, не изменились. К ним относятся:

- контроль сроков репатриации валюты Российской Федерации и иностранной валюты (ст. 19 ФЗ № 173-ФЗ);

- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления и переоформления (в случае внесения изменения) документов учета в срок (уникальный номер контракта);

- контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления документов отчетности в срок (СПД);

- контроль перемещения иностранной валюты через таможенную границу Союза (единственное направление валютного контроля, унифицированное на уровне Союза).

Анализ результатов проверок соблюдения резидентами

требований валютного законодательства, проведенных ФТС

России за период 2010-2017 гг.

Данный анализ проведен по материалам отчетов ФТС России1.

ФТС России является участником государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320. В данной государственной программе ФТС России принимает участие в реализации подпрограммы 4 «Организация и осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».

Целью подпрограммы является совершенствование системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации.

Для выполнения основного мероприятия 4.5 «Организация и осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере валютных правоотношений» ФТС России была организована работа по проведению проверок соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства и осуществлению ведения административного производства по делам об административных правонарушениях.

Рассмотрим результаты проводимых ФТС России как органа валютного контроля мероприятий за период 2010-2017 гг.

1 Таможенная служба Российской Федерации в 2010-2017 г. : ежегодные сборники. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid= 1845; Таможенная служба Российской Федерации в 2017 г. : ежегодный сборник. - URL: http://www.customs.ru/images/stories/2018/MART/customs%202017.doc

Так, за период 2015-2017 гг. ФТС России на регулярной основе в Банк России передавалась информация о сомнительных валютных операциях с использованием базы данных деклараций на товары.

В результате информационного обмена ФТС России и Банка России, а также примененных мер, объемы таких сомнительных операций сократились (рис. 1) в 2017 г. по сравнению с 2015 г. в 6 раз по количеству деклараций на товары (с 600 до 94 деклараций).

600 500 400 300 200 100 0

2015 2016 2017

■ Количество деклараций иа товары, содержащих признаки незаконных валютных операций

600

182 94

Рис. 1. Количество деклараций на товары, содержащих признаки незаконных валютных операций, выявленых ФТС России за период

2015-2017 гг.1

Ниже рассмотрим динамику проводимых таможенными органами проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, а также количество возбужденных дел об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования) за период 20102017 гг.

Согласно статистическим данным, представленным на рис. 2, количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по статье 15.25 в 2017 г., сократилось в 1,7 раз по сравнению с 2010 г., что свидетельствует о повышении эффективности работы таможенных органов в отношении пресечения нарушений актов валютного законодательства

1 Рис. 1-3 составлены по данным: Таможенная служба Российской Федерации в 20102017 г. : ежегодные сборники. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=7995&Itemid= 1845; Таможенная служба Российской Федерации в 2017 г. : ежегодный сборник. - URL: http://www.customs.ru/images/stories/2018/ MART/customs%202017.doc

Российской Федерации. В 2012 г. значительно сократилось проведение ФТС России проверок соблюдения резидентами - участниками ВЭД требований валютного законодательства Российской Федерации. Такая тенденция продолжалась до 2015 г. Так, в 2011 г. их количество составляло 18 000, что в 1,9 раз больше, чем в 2012 г. Однако начиная с 2015 г. наблюдается тенденция к увеличению количества проведенных проверок, а в 2017 г. количество проверок возросло почти в 2 раза.

20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

18000

16560

1 1

12400

14263

12000

9500

10500

5100 5100 5000 50004500 5109

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Количество проверок

Количество дел об административных правонарушениях по ст. 15.25

Рис. 2. Динамика количества таможенных проверок в сфере валютного контроля и возбужденных дел об административных правонарушениях

статьи 15.25 КоАП РФ

Для более детального изучения статистики возбуждаемых таможенными органами дел об административных правонарушениях с нарушением статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) проанализируем структуру таких дел в зависимости от объекта нарушения за период 2014-2017 гг. (рис. 3), а именно, какие нарушения преобладают: нарушение статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (в ред. от 3 августа 2018 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» (сроки репатриации или невыполнение такой обязанности, т. е. возбужденные по частям 4, 5 статьи 15.25 КоАП РФ), или несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок (возбужденные по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

Представленные на рис. 3 данные свидетельствуют о том, что процентное соотношение дел, а следовательно, правонарушений, связанных с нарушением валютного законодательства, кардинально меняется к 2017 г.

11000

10000

9000

н 8000

3

о, 7000

ств 6000 е

чи 5000 л

Ко 4000 3000 2000 1000

10355

2014

2015 Ч. 4-5 ст. 15.25

2016 Ч. 6 ст. 15.25

2017

Рис. 3. Структура дел об административных правонарушениях в зависимости от объекта нарушения за период 2014-2017 гг.

Так, за период с 2014 по 2017 г. в стуктуре всех правонарушений преобладали нарушения, связанные с невыполнением обязанности резидента по репатриации валюты Российской Федерации или иностранной валюты. В 2017 г. количество административных правонарушений по части

6 статьи 15.25 КоАП РФ возросло более чем в 3 раза при одновременном росте количества дел по статям 4-5 на 26%. Рост выявленных правонарушений корреспондирует с ростом количества проверочных мероприятий, отраженных на рис. 2. Данный факт свидетельствует о росте количества нарушений, связанных с несоблюдением установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, в ходе исследования результатов осуществления таможенными органами валютного контроля за период 2010-2017 гг. была выявлена тенденция к сокращению количества проверок в рамках валютного регулирования, а также сокращения количества возбуждаемых дел по статье 15.25 КоАП РФ до 2014 г. и рост с 2015 до 2017 г. Также установлено, что наибольший удельный вес в структуре возбужденных дел об административных правонарушениях в 2014-2015 гг. (63-64%) составляли дела, связанные с нарушением сроков репатриации, а начиная с 2016 г. -связанные с несоблюдением установленных порядка представления

форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушением установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушением установленных правил оформления паспортов сделок (в 2017 г. составили 72,5%).

В 2017 г. таможенными органами возбуждено 173 уголовных дела по статье 193 Уголовного кодекса РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации), 116 - по статье 193.1 Уголовного кодекса РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов). При этом в результате проведенных проверок ФТС России выявлено, что невозврат из-за границы денежных средств составил более 24 млрд рублей. Также был выявлен перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов на сумму 14,2 млрд рублей1.

Таким образом, данные статистики свидетельствуют о результативности проводимых ФТС России проверок соблюдения резидентами требований валютного законодательства Российской Федерации.

Анализ изменений в проведении валютного контроля таможенными органами Российской Федерации

Проанализировав положения валютного законодательства Российской Федерации, вступившие в силу в 2018 г. и влияющие на проведение проанализированных выше проверок, можно сделать вывод о том, что никаких исключений в отношении контроля валютных операций с нерезидентами, зарегистрированными в странах, Союза не предусмотрено.

Рассмотрим первое направление валютного контроля, осуществляемое таможенными органами, - контроль сроков репатриации валюты Российской Федерации и иностранной валюты. Важно отметить, что в связи с изменениями статьи 19 (п. 1.1) Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резидент обязан во внешнеторговом договоре указывать информацию, прописанную на рис. 4.

В случае, если такая информация не представлена (или не содержится в контракте) уполномоченные банки должны отказать в осуществлении запрошенной валютной операции.

Следующее направление валютного контроля, осуществляемое должностными лицами таможенных органов, - контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления и переоформления (в случае внесения изменения) документов учета в срок. Таким документом

1 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 г. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588

до 1 марта 2018 г. являлся паспорт сделки. Его нужно было оформить в случае, если сумма обязательств по контракту превышала 50 000 долларов в эквиваленте на дату его заключения (после указанной даты он отменен).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Обязанность резидента по репатриации валюты Российской Федерации и иностранной валюты1

Проанализировав положения раздела II Инструкции Банка России, можно сделать вывод, что в соответствии с ней в целях осуществления валютных операций у резидентов все еще осталась необходимость поставить на учет в уполномоченный банк контракт и присвоить ему уникальный номер (УНК), если сумма контракта равна и превышает 6 млн рублей или 3 млн рублей для экспортных и импортных контрактов соответственно.

Согласно разделу II Инструкции Банка России, сроки постановки на учет внешнеторгового договора зависят от того, какой срок из приведенных на рис. 5 наступит ранее.

Рассмотрим изменения, затронувшие порядок проведения таможенными органами следующего направления валютного контроля за экспортно-импортными операциями, - контроль соблюдения участниками ВЭД требований оформления документов отчетности в срок. Таким документом в настоящее время является справка о подтверждающих документах (СПД). Данная справка подтверждает перемещение товаров именно на

1 Рис. 4-6 составлены на основании Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И (в ред. от 29 ноября 2017 г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

ту сумму, которую резидент должен получить или уже получил по внешнеторговым договорам. Ранее (до 1 марта 2018 г.) требовалось предоставление еще и справки о валютных операциях, которые были отменены. Сроки предоставления справки о подтверждающих документах (СПД) зависят от наличия требования о декларировании товаров (рис. 6).

Рис. 5. Сроки постановки на учет в банк внешнеторгового договора

Рис. 6. Сроки предоставления справки о подтверждающих документах в банк

Проблемы таможенных органов, возникающие при осуществлении валютного контроля за экспортно-импортными операциями

При проведении проверок соблюдения резидентами требований валютного законодательства Российской Федерации ФТС России сталкивается со следующими проблемами.

В настоящее время трудность представляет контроль соблюдения требований валютного законодательства по операциям, совершенным через фирмы-однодневки.

Известным случаем является регистрация таких фирм на чужие паспорта. Наиболее сложно выявить фирму-однодневку, в том случае если эта фирма является двойником какой-либо действующей организации. Сложность заключается в том, что такие фирмы-однодневки копируют не только адрес и название действующих юридических фирм, но и регистрируются в тех же банках. Такие фирмы являются не только фирмами-однодневками, но и служат площадками для отмывания денег.

Рассмотрим схемы перевода денежных средств за границу через такие фирмы-однодневки. На банковский счет фирмы-однодневки поступают денежные средства от различных организаций по договорам поставки различного строительного оборудования и строительных материалов. При этом фирма-однодневка не является ни производителем таких товаров, ни их импортером. Затем денежные средства по внешнеторговому договору переводятся иностранным компаниям в коммерческие банки, которые зарегистрированы в офшорных зонах. В этом случае внешнеторговые договоры предусматривают поставки дорогостоящего строительного и текстильного оборудования на условиях предварительных авансовых платежей. После перечисления денежных средств за границу авансовыми платежами на оговоренную сумму контракт снимается с учета (до 1 марта 2018 г. паспорт сделки, оформленный в коммерческом банке фирмой-однодневкой, закрывается) в связи с переводом на обслуживание в другой уполномоченный банк. Однако в другом уполномоченной банке, указанном в заявлении фирмы-однодневки, внешнеторговый договор не ставится на учет. Таким образом, денежные средства, перечисленные за границу, выводятся из-под контроля уполномоченных банков.

Другой способ - заключение сделок фирмами-однодневками с поставщиками, являющимися резидентами стран ЕАЭС. Как было указано ранее, валютные операции по таким сделкам подлежат валютному контролю, однако декларирование товаров не осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Следовательно, отсутствует обязанность предъявлять товар таможенному органу. В этом случае при использовании авансовых платежей факт движения товара на ту же сумму никак не проверяется со стороны государства, и в банк можно представить подписанные акты приемки-передачи товара.

В настоящее время в целях противодействия описанной выше проблеме разработаны профили рисков, «направленные на обнаружение фактов ввоза товаров участниками внешнеэкономической деятельности, операции которых обладают признаками сомнительных, завышения стоимости ввозимых в Российскую Федерацию товаров, а также на выявление и анализ случаев перемещения товаров организациями, возможно причастными к незаконному выводу капитала из страны» [14].

ФТС России совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие в целях выявления таких фирм. Разработаны профили риска [14], в соответствии с которыми выявляются товары, ввозимые в Российскую Федерацию (на условиях авансовых платежей) по намеренно завышенным ценам. При выявлении признаков такого вывода капитала банки могут отказать в переводе денежных средств в счет оплаты по мнимым сделкам на основании информации таможенных органов.

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предпринимаемых таможенными органами Российской Федерации мер, направленных на выявление и предотвращение нарушений валютного законодательства.

Начиная с 2015 г. таможенные органы направили усилия на борьбу с незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации, которые позволили сократить количество и объемы сомнительных операций в 2017 г. по сравнению с 2015 г. в 6 раз (по количеству деклараций на товары).

В 2017 г. также наблюдается значительное повышение количества выявленных нарушений соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, что свидетельствует об усилении контроля со стороны таможенных органов за соблюдением валютного законодательства. Кроме того, таможенные органы постепенно увеличивают количество проведенных проверок соблюдения валютного законодательства (в 2017 г. количество проверок возросло почти в 2 раза по сравнению с 2016). При этом рост выявленных правонарушений корреспондирует с ростом числа проведенных проверок.

В 2017 г. дела об административных правонарушениях, связанные с несоблюдением установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушением установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушением установленных правил оформления паспортов сделок (до 2018 г.), составили 72,5% от общего количества дел по статье 15.25 КоАП. Внесенные в 2018 г. в законодательство изменения, направленные на упрощение представления вышеуказанных документов, должны привести к снижению количества таких правонарушений.

Несмотря на эффективность работы таможенных органов Российской Федерации по выявлению нарушений валютного законодательства,

им следует продолжать такое направление валютного контроля, как предотвращение незаконного вывода денежных средств за пределы Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделять сделкам с резидентами стран - членов ЕАЭС, так как в таких сделках обязанность по декларированию товаров не наступает, а в банк можно представить подписанные акты приемки-передачи товара без его фактического перемещения.

Важным направлением деятельности ФТС России также стало формирование нормативно-правовой базы по выполнению 32 и 40 рекомендаций, разработанных ФАТФ1. В частности, в целях выполнения 40 рекомендации ФАТФ ФТС России подготовлен проект соглашения об информационном сотрудничестве ФТС России и таможенных органов других стран при трансграничном перемещении физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов. Проводится активная работа по заключению таких соглашений, в том числе со странами Европейского союза и Латинской Америки.

Вышеуказанные направления позволят и в дальнейшем совершенствовать организацию валютного контроля в Российской Федерации, проводимого ФТС России.

Список литературы

1. Великанова А. В., Паулов П. А. Понятие валютного контроля как вида государственного финансового контроля // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 3 (20). - С. 180-182.

2. Гриньке М. П. О практике надзора за исполнением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле Западно-Сибирской транспортной прокуратуры // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в валютной сфере в условиях функционирования Таможенного союза : сборник материалов круглого стола. - М. : Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. - С. 64-67.

3. Карчевская И. А., Паулов П. А. Сущность государственного финансового контроля и место в нем валютного контроля // International Scientific Discoveries 2018 : XXXIII Международная научно-практическая конференция. - Астрахань : Научный центр «Олимп», 2018. - С. 150-151.

4. Кожарская Т. С., Черненко-Фролова Е. В. К вопросу о валютном регулировании и валютном контроле в России // Ученые заметки ТОГу. -2018. - Т. 9. - № 1. - С. 134-138.

1 Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 г. - URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id =26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588

5. Мантусов В. БШкляев С. В. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. -№ 1. - С. 7-16.

6. Минаева О. А. О совершенствовании работы таможенных органов по контролю за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности валютного законодательства Российской Федерации // Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях : материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов,

2017. - С. 13-16.

7. Николаева И. Г. Актуальные изменения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле // Юридическая наука. -

2018. - № 2. - С. 142-150.

8. Пирогова А. В. Роль валютного контроля в системе государственного финансового контроля и оценка его результативности в Российской Федерации // Известия Байкальского государственного университета. -2014. - № 4 (96). - С. 40-50.

9. Скудалова Т. В. Применение мер таможенного регулирования в целях противодействия отмыванию грязных денег // Вестник Российской таможенной академии. - 2008. - № 1. - С. 47-53.

10. Струков В. М. Современные подходы к валютному регулированию и контролю // Мировая экономика в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 2 т. / отв. ред. И. А. Айдрус. -М. : Изд-во Российского университета дружбы народов, 2018. -С. 180-183.

References

1. Velikanova A. V., Paulov P. A. Ponyatie valyutnogo kontrolya kak vida gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [The Concept of Currency Control as a Form of State Financial Control], Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki, 2018, No. 3 (20), pp. 180-182. (In Russ.).

2. Grin'ke M. P. O praktike nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva o valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole Zapadno-Sibirskoy transportnoy prokuratury [On the Practice of Supervision over the Implementation of Legislation on Currency Regulation and Currency Control of the West Siberian Transport Prosecutor's Office], Aktual'nye problemy prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov v valyutnoy sfere v usloviyah

funktsionirovaniya Tamozhennogo soyuza : sbornik materialov kruglogo stola. Moscow, Akademiya General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii, 2014, pp. 64-67. (In Russ.).

3. Karchevskaya I. A., Paulov P. A. Sushchnost' gosudarstvennogo finansovogo kontrolya i mesto v nem valyutnogo kontrolya [The Essence of State Financial Control and the Place in It of Currency Control], International Scientific Discoveries 2018, XXXIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya. Astrahan', Nauchnyy tsentr «Olimp», 2018, pp. 150-151. (In Russ.).

4. Kozharskaya T. S., Chernenko-Frolova E. V. K voprosu o valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole v Rossii [On the Issue of Currency Regulation and Currency Control in Russia], Uchenye zametki TOGU, 2018, Vol. 9, No. 1, pp. 134-138. (In Russ.).

5. Mantusov V. B., Shklyaev S. V. Valyutnyy kontrol' kak vid gosudarstvennogo kontrolya, osushchestvlyaemogo tamozhennymi organami Rossiyskoy Federatsii [Currency Control as a Type of State Control Exercised by the Customs Authorities of the Russian Federation], Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2017, No. 1, pp. 7-16. (In Russ.).

6. Minaeva O. A. O sovershenstvovanii raboty tamozhennyh organov po kontrolyu za soblyudeniem uchastnikami vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti valyutnogo zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [On Improving the Work of Customs Authorities in Control of the Compliance by Participants in Foreign Economic Activity of the Currency Legislation of the Russian Federation], Topical Issues of Currency Control in Modern Conditions, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saratov, 2017, pp. 13-16. (In Russ.).

7. Nikolaeva I. G. Aktual'nye izmeneniya zakonodatel'stva o valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole [Actual Changes in Legislation on Currency Regulation and Currency Control], Yuridicheskaya nauka, 2018, No. 2, pp. 142-150. (In Russ.).

8. Pirogova A. V. Rol' valyutnogo kontrolya v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolya i otsenka ego rezul'tativnosti v Rossiyskoy Federatsii [The Role of Currency Control in the System of State Financial Control and Evaluation of Its Performance in the Russian Federation], Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2014, No. 4 (96), pp. 40-50. (In Russ.).

9. Skudalova T. V. Primenenie mer tamozhennogo regulirovaniya v tselyah protivodeystviya otmyvaniyu gryaznyh deneg [Application of Measures of Customs Regulation in Order to Counter the Laundering of Dirty

Money], Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii, 2008, No. 1, pp. 47-53. (In Russ.).

10. Strukov V. M. Sovremennye podhody k valyutnomu regulirovaniyu i kontrolyu [Modern Approaches to Currency Regulation and Control], Mirovaya ekonomika v XXI veke: global'nye vyzovy i perspektivy razvitiya, sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, in 2 vol., edited by I. A. Aydrus. Moscow, Izd-vo Rossiyskogo universiteta druzhby narodov, 2018, pp. 180-183. (In Russ.).

Сведения об авторе

Анна Вячеславовна Агапова

кандидат экономических наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций СПбНИУ ИТМО. Адрес: ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49. E-mail: av_agapova@rambler.ru

Татьяна Геннадьевна Максимова

доктор экономических наук, профессор, профессор факультета технологического менеджмента и инноваций СПбНИУ ИТМО. Адрес: ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49. E-mail: maximovatg@gmail.com

Антон Александрович Антипов

кандидат филологических наук, доцент, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций СПбНИУ ИТМО.

Адрес: ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49. E-mail: aantipov80@mail.ru

Information about the author

Anna V. Agapova

PhD, Associate Professor, Associate Professor of Technological Management and Innovations Department of ITMO University.

Address: Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics. 49 Kronverkskiy prospect, Saint-Petersburg, 197101, Russian Federation. E-mail: av_agapova@rambler.ru

Tat'yana G. Maximova

Doctor of Economics, professor, professor of Technological Management and Innovations Department of ITMO University.

Address: Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics. 49 Kronverkskiy prospect, Saint-Petersburg, 197101, Russian Federation. E-mail: maximovatg@gmail.com

Anton A. Antipov

PhD, Associate Professor, Associate Professor of Technological Management and Innovations Department of ITMO University.

Address: Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics. 49 Kronverkskiy prospect, Saint-Petersburg, 197101, Russian Federation. E-mail: aantipov80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.