ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И
ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А.И. Свиридова, студент
Научный руководитель: О.М. Петрушина
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10718
Аннотация. В статье раскрываются основные проблемы валютного контроля в России, осуществляемого таможенными органами. Определены основные направления работ по их решению. Раскрыт предмет правового регулирования валютного законодательства Российской Федерации. Определены ключевые источники утечки финансовых средств из России. Проиллюстрирована схема работы «фирм-однодневок». ФТС РФ совместно с ФНС РФ и Банком России разрабатывает механизм распределения информации между органами валютного контроля.
Ключевые слова: валютные операции, валютное регулирование, валютный контроль, правонарушения, таможенные органы, фирмы-однодневки .
Функционирующее в настоящий период валютное законодательство предполагает собою разнородный нормативный комплекс, содержащий акты разной юридической природы, принятые государственными органами.
Предметом правового регулирования валютного законодательства являются принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, правовой статус органов валютного регулирования, а также органов валютного контроля, полномочия и прямые обязанности резидентов и нерезидентов в области владения, пользования, распоряжения валютными ценностями и валютой Российской Федерации и
др.[1]
С целью заключения предоставленной задачи необходимо введение перемен в функционирующее законодательство валютного регулирования и валютного контроля, а кроме того ликвидация недостатков и противоречий. Создав законодательную базу на уровне доступном для участников внешнеэкономической деятельности, возможно, что и количество правонарушений уменьшится.
Очень часто правонарушения связаны не только лишь с незнанием законодательства, однако и с отсутствием у многочисленных юридических лиц четко организованного механизма внутреннего контроля
за осуществлением внешнеэкономической деятельности.
Важной остается задача повышения свойства ревизий соблюдения участниками ВЭД условий действий валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Для решения этой проблемы ФТС России определены направления работ, среди которых:
- совершенствование методики оценки деятельности таможенных органов по проведению валютного контроля;
- внесение изменений в Административный регламент ФТС России исполнения государственной функции по контролю за валютными операциями;
- модернизация программных средств;
- внесение изменений в соглашение о взаимодействии с ФНС;
- разработка регламента передачи Банком России ФТС информации о нарушениях валютного законодательства;
- интеграция информационных ресурсов ФТС России и ФНС России в рамках применения системы управления рисками (далее - СУР).
Все ключевые источники утечки финансовых средств из России известны. Огромная часть отечественных средств оказывается за рубежом путем осуществления через фиктивные фирмы внешнеторговых
сделок, связанных с поставкой товаров, оказанием услуг и так далее. [2]
При осуществлении импорта товаров заключаются договоры со специально созданными для этого фирмами-однодневками. Туда переводятся валютные средства, в свою очередность фирма
заключает контракты на поставку товаров, отсылает контрагенту деньги, а товар не поступает. При этом директор - владелец денег подает иск на то, что товар ему не доставили. На рисунке 1 отобразим схему работы «фирм-однодневок».
Рис. 1. Схема работы «фирм-однодневок»
Для реализации указанных выше работ управлением торговых ограничений валютного и экспортного контроля подготовлены предложения по методике расчета индикативного показателя, характеризующего эффективность деятельности таможенных органов по контролю за соблюдением участниками ВЭД валютного законодательства.
ФТС России совместно с ФНС России и Банком России также разработали механизм распределения указанной выше информации между органами валютного контроля. При этом компетенция органа валютного контроля определяется исходя из кода вида контракта, указанного в составе номера паспорта сделки. К компетенции ФТС России относятся паспорта сделок с кодами вида контракта: 1-экспорт товаров, 2- импорт товаров, 9 -смешанные сделки; к компетенции ФНС России относятся паспорта сделок с кодами вида контракта 3,4-услуги.[3]
В условиях изменения концепции государственного регулирования в области валютного контроля одной из актуальных
проблем для таможенных органов является пресечение в пределах своей компетенции незаконного оттока из РФ денежных средств.
Для решения этой проблемы определены следующие направления деятельности таможенных органов:
- развитие механизмов риск-ориентированного подхода при исполнении Таможенными органами контрольно-надзорной функции в области валютного контроля;
- совершенствование объектно-ориентированного подхода при таможенном контроле, в том числе при осуществлении валютного контроля товаров;
- использование механизмов межведомственного и международного взаимодействия.
Пересмотренные задачи обладают высоким влиянием на работу государства в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Все усовершенствования формирования экономики Российской Федерации обязаны обладать многообещающие заключения в кратчайшее период.
Библиографический список
1. Маглакелидзе Т. О. О задачах и критериях обеспечения экономической безопасности: учебное пособие М.,2015. С. 105 - 111;
2. Совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в России в условиях финансово - экономического кризиса // Финансы и кредит. - 2014. - С. 5-7;
3. В.Б. Мантусов, С.В. Шкляев Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. - 2017 - №1-с. 7-15;
4. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Практика и результаты осуществления валютного контроля и валютного регулирования// В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. "Гуманитарные науки" 2017. С. 294-297.
5. Петрушина О.М., Гажва В.О. Анализ деятельности органов валютного регулирования и контроля в Российской Федерации// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 11 (58). С. 238-241.
6. Свиридова А.И., Петрушина О.М. Деятельность ФТС России в области валютного регулирования и контроля: современный аспект//Со1^шит-]оигпа1. 2019. № 6-11 (30). С. 95-96.
MAIN PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF CURRENCY CONTROL AND WAY
OF THEIR DECISION
A.I. Sviridova, student Supervisor: O.M. Petrushina Tsiolkovsky Kaluga state university (Russia, Kaluga)
Abstract. The article reveals the main problems of currency control in Russia, carried out by the customs authorities. The main directions of work on their solution are defined. The subject of legal regulation of the currency legislation of the Russian Federation is disclosed. The key sources of funds leakage from Russia are identified. The scheme of work of "one-day firms"is illustrated. The FCS, together with the FTS and the Bank of Russia, is developing a mechanism for distributing information between currency control bodies.
Keywords: currency operations, currency regulation, currency control, offenses, customs authorities, one-day firms.